Научная статья на тему 'Педагогическая профилактика проблем в постпенитенциарной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы'

Педагогическая профилактика проблем в постпенитенциарной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЦА / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ПРИЧИНЫ ПОВТОРНОГО СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СРЕДСТВА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЕНИТЕНЦИА / PEDAGOGICAL PREVENTION / POST-PENITENTIARY ADAPTATION / PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT / PRISONERS' RESOCIALIZATION / REASONS FOR REPETITION OF CRIME / MEANS OF RESOCIALIZATION / EDUCATIONAL WORK AMONG THE PRISONERS / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ педагогической профилактики проблем в постпенитенциарной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы. Выделяются и описываются негативные социальные явления, способствующие повторному совершению преступлений, а также дополнительные неблагоприятные факторы, воздействию которых осужденный подвергается в период отбывания наказания. В частности, характеризуется явление негативной социальной адаптации, ведущей к социальному иждивенчеству или паразитизму, как устойчивой жизненной позиции. Анализируются современные подходы к определению сущности категории «педагогическая профилактика». Определяется содержание указанного понятия применительно к явлениям, происходящим в пенитенциарном социуме. Раскрываются педагогические аспекты превентивной деятельности персонала пенитенциарных учреждений с лицами, осужденными к лишению свободы. Основное внимание в работе автор акцентирует на особенностях функционирования системы организованной деятельности, направленной на ресоциализацию осужденных и педагогическую профилактику проблем в их постпенитенциарной адаптации. В заключение статьи приводится краткий анализ проблем, препятствующих полной реализации педагогических мер, направленных на ресоциализацию осужденных после освобождения из мест лишения свободы, и формулируются предложения, нацеленные на повышение эффективности работы персонала пенитенциарных учреждений по педагогической профилактике проблем в постпенитенциарной адаптации осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PREVENTION OF PROBLEMS IN POSTPENITENTIARY ADAPTATION OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT

The article deals with theoretical basis of pedagogical prevention of problems in postpenitentiary adaptation of persons sentenced to imprisonment. Negative social phenomena resulting in repetition of crime are distinguished and described as well as additional adverse factors influencing upon the inmate when he serves his punishment. The phenomenon of negative social adaptation resulting in sponging or dependency as the forms of steadfast life stance is characterized. Modern approaches to definition «pedagogical prevention» are analysed. Its concept content relating to the phenomena taking place in penitentiary community is defined. Pedagogical aspects of preventive activity of penal staff among the prisoners are revealed. In the article the author pays great attention to peculiarities of concerted activity system directed at prisoners’ resocialization and pedagogical prevention of problems in their postpenitentiary adaptation. At the end of the article a brief analysis of problems putting the brakes on complete realization of the pedagogical measures aimed at prisoners’ resocialization after release is given, suggestions targeted at improvement of penal staff operational efficiency for pedagogical prevention of problems in postpenitentiary adaptation of prisoners are offered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая профилактика проблем в постпенитенциарной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы»

УДК 378

Пиюкова Светлана Станиславовна

кандидат педагогических наук, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в, e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМ В ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ АДАПТАЦИИ

ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических основ педагогической профилактики проблем в постпенитенциарной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы. Выделяются и описываются негативные социальные явления, способствующие повторному совершению преступлений, а также дополнительные неблагоприятные факторы, воздействию которых осужденный подвергается в период отбывания наказания. В частности, характеризуется явление негативной социальной адаптации, ведущей к социальному иждивенчеству или паразитизму, как устойчивой жизненной позиции.

Анализируются современные подходы к определению сущности категории «педагогическая профилактика». Определяется содержание указанного понятия применительно к явлениям, происходящим в пенитенциарном социуме. Раскрываются педагогические аспекты превентивной деятельности персонала пенитенциарных учреждений с лицами, осужденными к лишению свободы. Основное внимание в работе автор акцентирует на особенностях функционирования системы организованной деятельности, направленной на ресоциализацию осужденных и педагогическую профилактику проблем в их постпенитенциарной адаптации.

В заключение статьи приводится краткий анализ проблем, препятствующих полной реализации педагогических мер, направленных на ресоциализацию осужденных после освобождения из мест лишения свободы, и формулируются предложения, нацеленные на повышение эффективности работы персонала пенитенциарных учреждений по педагогической профилактике проблем в постпенитенциарной адаптации осужденных.

Ключевые слова: педагогическая профилактика; постпенитенциарная адаптация; лица, осужденные к лишению свободы; ресоциализация осужденных; причины повторного совершения преступлений; средства ресоциализации; воспитательная работа с осужденными; исправительные учреждения; пенитенциарная система.

PEDAGOGICAL PREVENTION OF PROBLEMS IN POSTPENITENTIARY ADAPTATION OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT

Summary. The article deals with theoretical basis of pedagogical prevention of problems in postpeniten-tiary adaptation of persons sentenced to imprisonment.

Negative social phenomena resulting in repetition of crime are distinguished and described as well as additional adverse factors influencing upon the inmate when he serves his punishment.

The phenomenon of negative social adaptation resulting in sponging or dependency as the forms of steadfast life stance is characterized.

Modern approaches to definition «pedagogical prevention» are analysed. Its concept content relating to the phenomena taking place in penitentiary community is defined. Pedagogical aspects of preventive activity of penal staff among the prisoners are revealed. In the article the author pays great attention to peculiarities of concerted activity system directed at prisoners' resocialization and pedagogical prevention of problems in their postpeni-tentiary adaptation.

At the end of the article a brief analysis ofproblems putting the brakes on complete realization of the pedagogical measures aimed at prisoners' resocialization after release is given, suggestions targeted at improvement of penal staff operational efficiency for pedagogical prevention ofproblems in postpenitentiary adaptation ofprisoners are offered.

Keywords: pedagogical prevention, postpenitentiary adaptation, persons sentenced to imprisonment, prisoners ' resocialization, reasons for repetition of crime, means of resocialization, educational work among the prisoners, correctional institutions, the penal system.

Svetlana S. Piyukova

Candidate of Pedagogics,

Head of the Department of Penitentiary Psychology and Pedagogics, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

© 2018 Пиюкова С. С.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России ориентирована на гуманное отношение к правонарушителям, поэтому деятельность персонала пенитенциарных учреждений, направленная на исправление лиц, нарушивших закон, их успешную ресоциализацию и постпенитенциарную адаптацию (социальную адаптацию бывших осужденных после освобождения из мест лишения свободы), приобретает особую значимость.

К сожалению, приходится констатировать, что значительная часть лиц, освободившихся из мест лишения свободы, не принимает необходимых мер для своего бытового устройства, демонстрирует отсутствие готовности к организации своей жизнедеятельности, а также низкий уровень внутренней мотивации для решения своих насущных проблем. Многие лица, несмотря на наличие документов о необходимости трудоустройства через службы занятости, в указанные государственные структуры не являются и не предпринимают шагов к ведению законопослушного образа жизни на средства, заработанные честным трудом. Это неминуемо приводит их к совершению новых преступлений и последующему наказанию в виде лишения свободы.

Анализ причин повторного совершения преступлений показывает, что у значительной части осужденных этому предшествовали негативные социальные явления, участниками которых они были до изоляции от общества, и неблагоприятные факторы, которые влияли на личность осужденного в период отбывания наказания.

Среди негативных социальных явлений, способствующих повторному совершению преступлений, следует указать нерешенные социально-экономические проблемы в регионах; низкий уровень жизни значительной части населения страны; неудовлетворительное состояние образования и культуры в молодежной среде, ведущее к утрате нравственных ориентиров и тяготению к различным экстремистским и криминальным проявлениям; ошибки семейного воспитания и ряд других факторов, способствующих формированию отклонений в поведении и создающих препятствия индивиду в самостоятельном решении проблем в трудных жизненных ситуациях [1, с. 42].

В период отбывания наказания осужденный подвергается воздействию дополнительных неблагоприятных факторов. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, осужденный к лишению свободы утрачивает привычную среду, статус в обществе и приобретает особое правовое положение, характеризующееся не только рядом запретов, ограничений в удовлетворении потребностей, но и специфическими обязанностями.

Во-вторых, принудительный и жестко регламентированный характер изоляции от общества, реализующий карательную составляющую наказания, является психотравмирующим фактором и способствует активизации у части осужденных негативных психических состояний: фрустрации, чувства неполноценности, незащищенности, тоски, апатии, депрессии.

В-третьих, в местах лишения свободы осужденный вынужденно вступает в контакт с криминальной субкультурой, отличительными чертами которой являются обесценивание или искажение нравственных идеалов, декларирование антиобщественных взглядов, отрицательное отношение к сотрудникам правоохранительных органов, недоброжелательность, конфликтность окружения.

В-четвертых, вследствие несовершенства существующего законодательства, высокого уровня криминального заражения и ряда других факторов в исправительных учреждениях зачастую складывается ситуация неравноценного обмена деятельностью, когда осужденный, не участвующий в производстве, пользуется продуктами, благами и иными ресурсами, которые произвели другие люди (общество, государство). Е. Н. Орлова определяет это явление как негативную социальную адаптацию, ведущую к социальному иждивенчеству или паразитизму как устойчивой жизненной позиции [2, с. 20].

Снижение влияния или полное устранение указанных негативных факторов в значительной степени уменьшает вероятность повторного совершения преступлений и способствует успешной социальной адаптации осужденных после освобождения.

Для того чтобы осужденный имел возможность измениться к лучшему, освободиться от негативных привычек поведения, приобрести или восстановить утраченные социальные навыки с момента прибытия в пенитенциарное учреждение и до дня выхода на свободу осуществляется оказание ему правовой, социальной, психологической, медицинской помощи.

Кроме этого сотрудниками исправительного учреждения проводится воспитательная работа по включению лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в различные виды позитивной социальной активности - общественно полезный труд; получение образования, в том числе профессионального; участие в просветительских, культурно-досуговых, религиозных и иных мероприятиях. По своей сути эта деятельность является педагогической, так как ее цель - создание условий для овладения осужденными социокультурным опытом, который в дальнейшем позволит им вести законопослушный образ жизни и выполнять различные социальные роли, не выходя за

рамки правового поля. В то же время она носит превентивный характер, так как в большинстве случаев направлена на предотвращение совершения новых преступлений объектом воспитательного воздействия.

Целью настоящей статьи является рассмотрение основ педагогической профилактики проблем в постпенитенциарной адаптации осужденных, а также обозначение мер, способных повысить эффективность данного процесса.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова профилактика (от греч. ргорЬу1айо - «предупреждаю») - это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [3]. Применительно к процессам, происходящим в социуме, получило широкое распространение понятие «социальная профилактика», предполагающее общегосударственную превентивную деятельность различных социальных институтов, направленную на улучшение жизни населения, снижение вероятности различных социальных рисков, обеспечение равных условий для реализации прав и возможностей граждан. В категории «педагогическая профилактика» конкретизируется сущность социальной профилактики применительно к особенностям объекта превентивного воздействия, педагогической системы, в рамках которой оно реализуется, и задачи, которую необходимо решить. Данное положение объясняет широту подходов к пониманию сущности указанного понятия.

Так, в социальной педагогике под педагогической профилактикой принято понимать «систему мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов их активности [4, с. 277].

Представители превентивной педагогики, предметное поле которой находится на пересечении социальной и юридической педагогики, сущность педагогической профилактики видят в реализации различных педагогических решений, направленных на предотвращение развития девиаций в поведении субъектов воспитательного воздействия: смягчении и (или) нейтрализации негативных факторов среды, поддержке в трудных жизненных ситуациях, формировании качеств личности, позволяющих противостоять деструктивному влиянию социума, и других мерах.

Так, учитывая характер задачи, которую необходимо решить с помощью педагогических средств, Е. Г. Шубникова вводит категорию «педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ» [5, с. 197].

Исследуя направления превенции распространения радикальных взглядов среди студентов, Н. М. Сажина и Т. Н. Ступенко пользуются понятием «педагогическая профилактика экстремизма и терроризма» [6, с. 167].

В. В. Кузнецов, являющийся представителем юридического направления превентивной педагогики, определяет педагогическую профилактику как «использование педагогических средств в предупреждении преступлений» [7, с. 129].

Основываясь на вышеизложенном, в настоящей статье под педагогической профилактикой проблем в постпенитенциарной адаптации осужденных мы будем понимать комплексную систему воспитательной работы с осужденными с целью преодоления их личностных деформаций, интеллектуального, духовного и физическое развития, формирования правопослушного поведения, снижения факторов риска криминального поведения и содействия в социальной адаптации после освобождения.

Для понимания сущности педагогической профилактики проблем в постпенитенциарной адаптации осужденных важно также рассмотреть понятие о первичной, вторичной и третичной профилактической деятельности. Согласно данному тезису первичная профилактика направлена на предотвращение негативного воздействия факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения; вторичная связана с изменением уже сложившихся деструктивных типов поведения; третичная - имеет целью предотвращение совершения повторного правонарушения или преступления, создание стимулов для развития личностных ресурсов, способствующих адаптации в социуме, формирование у человека социально эффективных стратегий поведения [8, с. 161].

Согласно указанному подходу педагогическая профилактика проблем в постпенитенциарной адаптации осужденных является третичной профилактической деятельностью, когда превентивные меры направляются как на решение уже возникшей проблемы объекта воспитательного воздействия, так и на упреждение возникновения новых.

В настоящее время, несмотря на полемику об эффективности и достаточности усилий, предпринимаемых персоналом исправительных учреждений по исправлению лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, очевидно, что в практике отечественных пенитенциарных учреждений сложился и реализуется комплекс мер, призванных ориентировать человека на

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

восстановление доверия общества и стремление к независимости через различные виды общественно полезной занятости.

Разработана законодательная база для проведения указанной деятельности в исправительных учреждениях, в которой определены требования к условиям ее реализации и сотрудникам, ответственным за проведение соответствующих мероприятий с лицами, отбывающими уголовные наказания.

К педагогической профилактике проблем в постпенитенциарной адаптации осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы привлекаются различные общественные объединения, деятельность которых полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, происходит активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, гуманитарных и просветительских проектах [9, с. 37].

Тем не менее в проведении указанной работы существуют некоторые затруднения. Традиционно деятельность сотрудников пенитенциарной системы в большей степени направлена на поддержание в исправительных учреждениях установленного порядка отбывания наказания, а не на успешную ресоциализацию и социальную адаптацию осужденного после освобождения. Уголовно-исполнительным законодательством определены средства исправления осужденных: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. К сожалению, практическими работниками исправительных учреждений зачастую это положение трактуется как «режим на первом месте, режим - самое главное». Необходимо разъяснение значимости и действенности других средств исправления осужденных, рассмотрение режимных мероприятий как средства создания благоприятных условий для проведения воспитательной работы, подчинение режима целям исправления, которые по своей сути являются педагогическими.

Кроме того, у персонала исправительных учреждений (в первую очередь - у начальника отряда, психолога, специалиста по социальной работе) было бы больше возможности заниматься непосредственной практической воспитательной работой с осужденными, если:

сократить объем бюрократических требований (всевозможных планов, отчетов, рапортов, журналов, справок и т. д.) к конкретным исполнителям, как правило, вытекающий из необходимости обеспечить работой обширный управляющий и контролирующий аппарат;

прекратить практику отвлечения начальников отрядов (воспитателей), психологов, социальных работников от выполнения непосредственных функциональных обязанностей и задействования в иных мероприятиях учреждения (дежурства, режимные мероприятия, хозяйственная деятельность и т. д.), проведение которых является основным функционалом других подразделений исправительного учреждения;

оптимизировать количественное соотношение сотрудников воспитательного аппарата исправительных учреждений и осужденных, так как невозможно полноценно и качественно заниматься воспитательной работой в соотношении 1 начальник отряда на 80-100 осужденных (в случае психолога и социального работника примерно 1 на 300-400 осужденных).

Следует признать, что эффективность проведения работы по профилактике проблем в постпенитенциарной адаптации осужденных невозможно достичь только путем нормотворчества. Реализация комплекса превентивных мероприятий возможна только при наличии квалифицированного работоспособного кадрового потенциала. Несмотря на достигнутые в этой области успехи, представляется необходимым продолжение работы по повышению уровня профессиональной компетентности начальников отрядов (воспитателей), психологов, специалистов по социальной работе.

Библиографический список

1. Ананьев О. Г., Щербаков Г. В. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе. Рязань, 2013. 176 с.

2. Орлова Е. В. Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты: дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д., 2008. 143 с.

3. Толковый словарь С. И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.com/words/28422.shtml (дата обращения: 30.08.2018).

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004. 480 с.

5. Шубникова Е. Г. Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ как предметная область превентивной педагогики [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-1. С. 193-197. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=34668 (дата обращения: 30.08.2018).

6. Сажина Н. М., Ступенко Т. Н. Педагогическая профилактика экстремизма и терроризма среди студентов вуза [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 165-168. URL: http://e-koncept.ru/2016/56432.htm (дата обращения: 30.08.2018).

7. Кузнецов В. В. Превентивная педагогика: теория и практика [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. 2014. № 2(163). С. 125-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preventivnaya-pedagogika-teoriya-i-praktika (дата обращения: 30.08.2018).

8. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Ульяновск, 2004. 416 с.

9. Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения. Рязань, 2015. 252 с.

References

1. Anan'ev O. G., Shherbakov G. V. Resoczializacziya i soczial'naya adaptacziya v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Resocialization and social adaptation in the penitentiary system]. Ryazan', 2013, 176 p. [in Russian].

2. Orlova E. V. Fenomen soczial'nogo parazitizma v sovremennom obshhestve: soczial'no-filosofskie aspekty. Diss. kand. filosof. nauk [The phenomenon of social parasitism in modern society: socio-philosophical aspects. Candidate's of Philosophy thesis]. Rostov on Don, 2008, 143 p. [in Russian].

3. Tolkovy'j slovar' S. I. Ozhegova [Explanatory dictionary of S. I. Ozhegov]. URL: http://www.ozhegov.com/words/28422.shtml (Accessed: 30.08.2018) [in Russian].

4. Ovcharova R. V. Spravochnaya kniga soczial'nogo pedagoga [Reference book of social pedagogue]. Moscow: TCz Sfera, 2004, 480 p. [in Russian].

5. Shubnikova E. G. Pedagogicheskaya profilaktika upotrebleniya psikhoaktivny'kh veshhestv kak predmetnaya oblast' preventivnoj pedagogiki [Pedagogical prophylaxis of the use of psychoactive substances as a subject area of preventive pedagogy]. FundamentaVny'e issledovaniya [Basic research], 2014, no. 9-1, pp. 193-197. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34668 (Accessed: 30.08.2018) [in Russian].

6. Sazhina N. M., Stupenko T. N. Pedagogicheskaya profilaktika e'kstremizma i terrorizma sredi studentov vuza [Pedagogical Prevention of Extremism and Terrorism among University Students]. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal «Konczept» [Scientific and methodical electronic magazine «Concept»], 2016, no. 24, pp. 165-168. URL: http://e-koncept.ru/2016/56432.htm (Accessed: 30.08.2018) [in Russian].

7. Kuzneczov V. V. Preventivnaya pedagogika: teoriya i praktika [Preventive pedagogy: theory and practice]. Vestnik OGU [Bulletin of the OGU], 2014, no. 2(163), pp. 125-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preventivnaya-pedagogika-teoriya-i-praktika (Accessed: 30.08.2018) [in Russian].

8. Profilaktika deviantnogo povedeniya shkol'nikov sredstvami psikhologicheskogo so-provozhdeniya uchebno-vospitatel'nogo proczessa [Prevention of deviant behavior of schoolchildren by means of psychological support of educational process]. Ul'yanovsk, 2004, 416 p. [in Russian].

9. Rol' dukhovenstva v resoczializaczii i soczial'noj adaptaczii osuzhdenny'kh v mestakh lisheniya svobody' i posle osvobozhdeniya [The role of the clergy in the resocialization and social adaptation of convicts in places of deprivation of liberty and after liberation]. Ryazan', 2015, 252 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.