Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунц Елена Владимировна

В науке уголовно-исполнительного права нет единого мнения относительно того, когда лицо, осужденное к лишению свободы достигло цели своего исправления. Критерии такой оценки должны быть структурированными и логически последовательными показателями, отражать уровень исправления конкретного лица. Отбывая наказание, осужденный так или иначе взаимодействует с администрацией исправительного учреждения, исполняющего уголовное наказание, и иными осужденными. Особое место в этом процессе отводится воспитательной работе, которая согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации признается одним из основных средств исправления осужденных. Цель настоящего исследования - выявление проблем в теории и практике выполнения задач воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы: на эффективность воспитательной работы с осужденными к лишению свободы оказывает влияние система факторов, в том числе содержание общения, виды и механизмы влияния сотрудников исправительного учреждения; эти факторы способствуют формированию, закреплению и изменению у осужденных взглядов, представлений, норм поведения и ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS SENTENCED TO IMPRISONMENT: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

There is no consensus in the science of penal enforcement law as to when a person sentenced to imprisonment has achieved the goal of his correction. The criteria for such an assessment should be structured and logically consistent indicators, reflecting the level of correction of a particular person. While serving his sentence, the convicted person interacts in one way or another with the administration of the correctional institution executing the criminal punishment and other convicts. A special place in this process is given to educational work, which, according to the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, is recognized as one of the main means of correcting convicts. The purpose of this study is to identify problems in the theory and practice of performing tasks of educational work with prisoners sentenced to imprisonment. As a result of the conducted research, the following conclusions are formulated: the effectiveness of educational work with prisoners is influenced by a system of factors, including the content of communication, types and mechanisms of influence of correctional institution employees; these factors contribute to the formation, consolidation and change of convicts' views, perceptions, norms of behavior and value orientations.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 287

Научная статья

УДК 343.825

doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).2.287-291

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Елена Владимировна Кунц

1 НИИ ФСИН России, г. Москва, Россия, 73kuntc@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8793-0574

Аннотация. В науке уголовно-исполнительного права нет единого мнения относительно того, когда лицо, осужденное к лишению свободы достигло цели своего исправления. Критерии такой оценки должны быть структурированными и логически последовательными показателями, отражать уровень исправления конкретного лица. Отбывая наказание, осужденный так или иначе взаимодействует с администрацией исправительного учреждения, исполняющего уголовное наказание, и иными осужденными. Особое место в этом процессе отводится воспитательной работе, которая согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации признается одним из основных средств исправления осужденных. Цель настоящего исследования - выявление проблем в теории и практике выполнения задач воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы: на эффективность воспитательной работы с осужденными к лишению свободы оказывает влияние система факторов, в том числе содержание общения, виды и механизмы влияния сотрудников исправительного учреждения; эти факторы способствуют формированию, закреплению и изменению у осужденных взглядов, представлений, норм поведения и ценностных ориентаций.

Ключевые слова: воспитательная работа, исправительное учреждение, лишение свободы, осужденный

Для цитирования

Кунц Е. В. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы: вопросы теории и практики // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 31(1-4), № 2. С. 287-291. DOI: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).2.287-291.

В., 2023

© Кунц Е.

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

288 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Original article

EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS SENTENCED TO IMPRISONMENT: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Elena Vladimirovna Kunc1

1 Research Institute of the FPS of Russia, Moscow, Russia, 73kuntc@mail.ru, https://orcid. org/0000-0001 -8793-0574

Abstract. There is no consensus in the science of penal enforcement law as to when a person sentenced to imprisonment has achieved the goal of his correction. The criteria for such an assessment should be structured and logically consistent indicators, reflecting the level of correction of a particular person. While serving his sentence, the convicted person interacts in one way or another with the administration of the correctional institution executing the criminal punishment and other convicts. A special place in this process is given to educational work, which, according to the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, is recognized as one of the main means of correcting convicts. The purpose of this study is to identify problems in the theory and practice of performing tasks of educational work with prisoners sentenced to imprisonment. As a result of the conducted research, the following conclusions are formulated: the effectiveness of educational work with prisoners is influenced by a system of factors, including the content of communication, types and mechanisms of influence of correctional institution employees; these factors contribute to the formation, consolidation and change of convicts' views, perceptions, norms of behavior and value orientations.

Keywords: educational work, correctional institution, deprivation of liberty, convicted person

For citation

Kunc, E. V. 2023, 'Educational work with prisoners sentenced to imprisonment: issues of theory and practice', Man: crime and punishment, vol. 31(1-4), iss. 2, pp. 287-291, doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).2.287-291.

Уголовно-исполнительная практика в последние годы претерпела большие изменения. В настоящее время действует законодательство, которое определяет ее основные принципы. Они изложены в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) и гл. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

УИК РФ закрепил идеи дифференцированного и индивидуального исполнения наказаний, стимулирования правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Но все ли принципы исполняются в идеале на практике?

Исполнение наказания в виде лишения свободы предопределяет в дальнейшем судьбу осужденного. Порядок исполнения наказания, условия содержания и микроклимат в исправительном учреждении (ИУ) должны способствовать этому процессу, но на практике это не всегда достигается. Проведенные исследования структуры осужденных, отбывающих наказания в исправительных колониях общего режима, свидетельствуют о том, что каждый десятый ранее отбывал наказания в местах лишения свободы, около половины осужденных имеют две и более судимости.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 289

Таблица

Характеристика осужденных, имеющих неснятую или непогашенную судимость

(2018-2021 гг.)*

2017 2018 2019 2020 2021

231 732 239 339 230 061 212 051 220 804

* Источник: Основные статистические показатели состояния судимости в России за2017-2021 годы II Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=2074 (дата обращения: 05.02.2023).

Анализируя сложившуюся ситуацию и законодательство, можно обнаружить ряд недостатков в уголовном и уголовно-исполнительном правовом регулировании. Прежде всего имеются нарушения в исполнении принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, который изложен в ст. 8 УИК РФ. Законодатель не раскрывает сущность данного принципа, как и некоторых других, поэтому содержательная сторона каждого из указанных принципов излагается учеными исходя из сложившейся правоприменительной практики и научного анализа терминов.

В Российской Федерации становится меньше рецидивистов. Устойчиво снижается также, но остается значительным количество уголовных дел, которые рассматривают в упрощенном порядке. Неснятая и непогашенная судимость есть у 37,6 % осужденных. Согласно статистическим данным, указанным в таблице, с 2020 по 2021 год отмечается увеличение числа осужденных, имеющих неснятую или непогашенную судимость, на 3,9 %.

Возвращаются на свободу в основном те, у кого ничего нет, нет жен, детей, по сути дела, это антисоциальные люди. Они живут ради себя, ради своего удовольствия. Если у человека есть семья, родители, родственники, кто любит их на самом деле, их возращение в ИУ - редкое явление.

При проведении воспитательной работы с осужденными к лишению свободы существует проблема, которая связана с фактической расплывчатостью критериев оценки ее осуществления с осужденными, а также ее показателей [1, с. 44]. Такой критерий, как нравственные качества личности, фактически не может быть объективно оценен [2, с. 192]. В этом и заключаются трудности при проведении воспитательной работы с конкретным осужденным.

В качестве положительного примера воспитательной работы в ИУ можно привести передовой опыт УФСИН России по Брянской области. В ИУ повысилась эффективность работы по укреплению режима и правопорядка в местах лишения свободы. Воспитательная работа в ИУ ставит своей целью вернуть в общество социально адаптированного человека. В 2022 г. к занятиям по программе общего среднего образования приступили около 500 осужденных, 12 человек получают высшее образование дистанционным способом. Кроме того, совершенствовалась воспитательная работа, достигнуты высокие результаты в производственно-хозяйственной деятельности1.

1 См.: Сотрудники УФСИН России по Брянской области отчитались по итогам работы за прошлый год // Федеральное агентство новостей. URL: https://riafan.ru/23877628-sotrudniki_ufsin_rf_ Po_bryanskoi_oblasti_otchitalis_po_itogam_raboti_za_proshlii_god (дата обращения: 08.02.2023).

290 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Влияние и взаимовлияние являются постоянно действующими факторами в процессе общения среди осужденных к лишению свободы. Не следует отождествлять понятия «воздействие» и «влияние». Осужденный может испытывать множество внешних воздействий, которые никакого влияния на его сознание и поведение не будут оказывать. Воздействие в значительной степени зависит от того, насколько значим, авторитетен сотрудник ИУ для другого участника общения, то есть осужденного, насколько осужденный доверяет или не доверяет ему. Каким образом осужденный пропускает информацию, исходящую от сотрудника ИУ? Если в процессе общения между сотрудником ИУ и осужденным устанавливаются положительные, эмоционально насыщенные отношения, то они быстрее и легче поддаются взаимному влиянию, поскольку указанное устраняет барьер недоверия, затрудняющий достижение взаимопонимания, и информация не просто воспринимается, а принимается к исполнению.

Так, в ИК-1 осужденных начали учить основам предпринимательства. В ней стартовал пилотный проект, направленный на ресоциализацию осужденных. Инициаторами выступили УФСИН России по Республике Коми и республиканская Ассоциация независимых экспертов, которая и разработала социально ориентированный проект по организации бизнес-школы. В рамках проекта осужденные, отбывающие наказание в ИК-1, получают дополнительное профессиональное образование по учебно-практическому курсу «Основы предпринимательства». Полученные знания они смогут реализовать после отбытия наказания. Осужденные, которые провели достаточно большое время в изоляции от общества, нуждаются в особой поддержке, положительном влиянии и воздействии1.

В общении и взаимодействии осужденного и сотрудника ИУ используются, как правило, два основных вида влияния: преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное влияние предполагает постановку цели оказания соответствующего влияния на осужденного, а непреднамеренное такой цели не ставит, тем не менее сотрудник ИУ независимо от своих намерений оказывает влияние на осужденного. Для этого используются различные способы воздействия сотрудника ИУ на осужденного или на всех осужденных. В процессе отбывания наказания в виде лишения свободы наиболее распространенными способами влияния являются убеждение и внушение.

Убеждение - это способ влияния на сознание осужденного через обращение к его собственному критическому суждению. Так, чтобы убедить осужденного отказаться от продолжения преступной деятельности и встать на путь исправления, необходимо произвести определенные изменения в его сознании. Для этого следует использовать такие аргументы, которые были бы не только понятны и убедительны, но и эмоционально приемлемы для него, уместны именно в данной ситуации, на этапе отбывания наказания, нахождения в ИУ. Только учет конкретной ситуации, использование адекватных аргументов позволят сотруднику ИУ не превращать убеждение в бесполезное уговаривание или попытки оказать какое-либо давление на осужденного.

Например, начальник отряда в исправительной колонии для осужденных - это и исповедник, и адвокат, и наставник. Осужденные находятся в замкнутом пространстве, если не складываются с кем-то отношения, обязательно идут к нему. Справедливость

1 См.: В ИК-1 осужденных начали учить основам предпринимательства // Официальный сайт УФСИН России по Республике Коми. URL: https://11.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=210116 (дата обращения: 08.02.2023).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 291

и внимательность по отношению к проблемам людей, говорят осужденные, дают повод равняться на начальника отряда во всем, но главное, дают человеку поверить в себя1.

К организованному и преднамеренному способу влияния относится и внушение, целенаправленное воздействие сотрудника ИУ на осужденного или осужденных, рассчитанное на некритическое восприятие информации, в которой что-то утверждается или отрицается без каких-либо доказательств.

Содержание общения, виды и механизмы влияния сотрудника ИУ на осужденного являются важными факторами, способствующими формированию, закреплению и изменению у осужденного взглядов, представлений, норм поведения и ценностных ориентаций, а потому невозможно с достаточной полнотой объяснить преступное поведение осужденного, если тщательно не изучать круг его общения, действие на сознание и поведение механизмов влияния одного человека на другого или на группу людей.

Таким образом, воспитательная работа как средство исправления осужденных должна способствовать преодолению у осужденных деформаций в сферах интеллектуального, духовного, нравственного и физического развития.

Список источников

1. Кунц Е. В. Режим и воспитательная работа как средства исправления осужденных // Вестник Пермского института ФСИН России. 2021. № 1(40). С. 41-45.

2. Голубовский В. Ю., Захарцев С. И., Костюк М. Ф., Кунц Е. В. Уголовно-исполнительное право : учебник. М. : НИИИ ФСИН России, 2022. 272 с.

References

1. Kunc, E. V.2021, 'Regime and educational work as a means of correcting convicts', Bulletin of the Perm Institute of the FPS of Russia, iss. 1(40), pp. 41-45.

2. Golubovskij, V. Ju., Zaharcev, S. I., Kostjuk, M. F. & Kunc, E. V. 2022, Penal Enforcement Law: textbook, NIIIT of the FPS of Russia, Moscow.

Информация об авторе

Е. В. Кунц - доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник.

Information about the author

E. V. Kunc - Doctor of Law, Professor, leading researcher.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 06.04.2023; одобрена после рецензирования 25.05.2023; принята к публикации 01.06.2023.

The article was submitted 06.04.2023; approved after reviewing 25.05.2023; accepted for publication 01.06.2023.

1 См.: Воспитание за решеткой. Возможно ли раскаяние осужденных зауральцев? // Информационно-деловой портал «Область 45». URL: https://oblast45.ru/publication/21740 (дата обращения: 08.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.