Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ОСОБО ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синодов Иван Анатольевич, Шляков Виктор Александрович

В статье рассматриваются пробелы в законодательстве, касающиеся деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности и реализации конституционного права граждан на достойную жизнь в условиях сложившегося геополитического противостояния России и Запада. Проводится анализ современных угроз безопасности страны. Обозначается проблематика, связанная с отсутствием единого толкования категории «объект жизнеобеспечения населения». Делается вывод о значимости комплексного использования знаний для совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении особых условий, в частности дается определение деятельности преступных групп, направленной на нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Синодов Иван Анатольевич, Шляков Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF USING THE CONCEPTUAL APPARATUS IN THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the gaps in legislation concerning the activities of executive authorities to ensure the security and implementation of the constitutional right of citizens to a decent life in the conditions of the current geopolitical confrontation between Russia and the West. The analysis of modern threats to the security of the country is carried out. The problems associated with the lack of a unified interpretation of the category “object of life support of the population” are indicated. The conclusion is made about the importance of the integrated use of knowledge to improve the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the event of special conditions, in particular, the definition of the activities of criminal groups aimed at disrupting the functioning of life support facilities is given.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О некоторых проблемах использования понятийного аппарата в деятельности органов внутренних дел

Российской Федерации

СИНОДОВ ИВАН АНАТОЛЬЕВИЧ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: isin.50@ya.ru

ШЛЯКОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: vity183@yandex.ru

About Some Problems of Using the Conceptual Apparatus in the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

SINODOV IVAN ANATOLYEVICH,

Associate Professor of the Department of Internal Affairs Management in Special Conditions of the Center for Command and Staff Exercises, Candidate of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: isin.50@ya.ru

SHLIAKOV VICTOR ALEXANDROVICH,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: vity183@yandex.ru

УДК 351.74

Аннотация. В статье рассматриваются пробелы в законодательстве, касающиеся деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности и реализации конституционного права граждан на достойную жизнь в условиях сложившегося геополитического противостояния России и Запада. Проводится анализ современных угроз безопасности страны. Обозначается проблематика, связанная с отсутствием единого толкования категории «объект жизнеобеспечения населения». Делается вывод о значимости комплексного использования знаний для совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении особых условий, в частности дается определение деятельности преступных групп, направленной на нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения.

Ключевые слова и словосочетания: объекты жизнеобеспечения населения; безопасность; чрезвычайные обстоятельства; особые условия; современные угрозы безопасности; особо важные объекты.

Annotation. The article examines the gaps in legislation concerning the activities of executive authorities to ensure the security and implementation of the constitutional right of citizens to a decent life in the conditions of the current geopolitical confrontation between Russia and the West. The analysis of modern threats to the security of the country is carried out. The problems associated with the lack of a unified interpretation of the category "object of life support of the population" are indicated. The conclusion is made about the importance of the integrated use of knowledge to improve the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the event of special conditions, in particular, the definition of the activities of criminal groups aimed at disrupting the functioning of life support facilities is given.

Keywords and phrases: objects of life support of the population; security; emergency circumstances; special conditions; modern security threats; especially important objects.

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации поднимается вопрос о прямом противостоянии Соединенных Штатов Америки и их сателлитов и России с ее многонациональным народом, богатыми духовно-нравственными ценностями, сформированными в результате исторического взаимодействия христианских, мусульманских и иных культур1. Российская Федерация, как и прежде, отстаивает свое право на самобытность, социально-экономическое развитие и независимость в принятии решений во внутренней и внешней политике. При этом в Концепции четко указано, что деятельность США и стран НАТО направлена на ослабление России путем использования военной силы в нарушение международного права, обострения в ряде регионов застарелых вооруженных конфликтов, которые увеличивают угрозу безопасности страны. Для достижения своих целей противоборствующие страны развязали против Российской Федерации гибридную войну нового типа. Англосаксонские страны готовы на обострение обстановки посредством вмешательства во внутренние дела, провоцирования протестных акций, массовых беспорядков и совершения диверсий.

В условиях сложной политической и криминологической обстановки на приграничных

1 Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 04.04.2023).

территориях Российской Федерации с зоной конфликта на Украине согласно действующему законодательству органы внутренних дел обязаны обеспечить безопасность, общественный порядок, защиту жизни, здоровья и собственности населения, тем самым способствовать реализации прав граждан, в том числе и на достойную жизнь.

Вместе с тем повышается степень опасности, изобретательность противоправных действий, направленных на причинение максимального ущерба, в том числе и с вовлечением различных специалистов. Из националистов, проживающих на территории Украины, сформировываются диверсионные группы, участники которых проходят подготовку, организованную специалистами из стран НАТО. Отличительной чертой лиц, входящих в диверсионные группы, является знание русского языка, ориентирование на местности, наличие близких родственников, проживающих в России, внешность, не отличающаяся от населения Российской Федерации. В связи со сказанным становится понятной угроза, которая может быть импортирована в Российское государство. Тревожная ситуация складывается при активизации миграционных процессов: необходимо иметь в виду, что с беженцами, мирными людьми, убегающими от опасностей, в колоннах мигрантов могут идти самые ярые враги России [5].

В настоящее время угрозу составляет не только физическая сила, актуальными становятся кибер-преступность, атаки с воздуха при помощи беспилотных летательных аппаратов, биологический

терроризм, ведение информационной и асимметричной войн.

При этом внимание необходимо уделять не только защите потенциально опасных, критически важных объектов, но и не менее значимым объектам жизнеобеспечения населения, поскольку преступления, совершаемые украинским режимом, направлены в том числе и на уничтожение указанных целей.

Целью нападений на объекты жизнеобеспечения населения является умышленное уничтожение имущества для приведения территории в состояние непригодной для проживания, нанесение существенного материального ущерба, запугивание населения, формирование негативного отношения к действующей государственной власти.

И. Е. Андреевский, ректор Императорского Санкт-Петербургского университета, в XIX в. в своем труде «Полицейское право» развивал идеи о необходимости создавать такие условия, которые будут затруднять совершение преступления.

Для эффективного государственного управления в сфере обеспечения безопасности необходимо в первую очередь единообразно понимать, интерпретировать существующие категории, которые содержатся в законодательстве и определяют цели и задачи деятельности. Тем более что деятельность по обеспечению общественного порядка строится на основе взаимодействия между разными элементами государственной власти и правоохранительной системы, что подразумевает слаженную, упорядоченную по целям, задачам, направлениям совместную деятельность органов публичной власти и общественных объединений.

Отождествление разнообразных понятий обуславливает характерную ошибку в научном тексте — подмену понятий, описание разных предметов, которые принимаются за один. Как отмечал Р. Декарт, «люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы смогли договориться о значении слов [6].

Чтобы эффективно управлять территориальными органами внутренних дел, требуется не только владеть всем арсеналом управленческих воздействий, накопленной передовой практикой, но и в полной мере использовать теоретические выводы и научные рекомендации по совершенствованию механизма управления ими, поскольку от степени его отлаженности во многом зависит результативность деятельности [7].

Разграничение объектов защиты имеет принципиальное значение в связи с определением адекватного механизма действия, с необходимостью постановки конкретных задач, привлечения соответствующих сил и средств органов государственной власти, выбора способа их действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Прогнозирование возможного развития событий, анализ угроз и опасностей, способных вызвать затруднения в выполнении правоохранительных функций, позволzт организовать поддержание готовности соответствующих сил, средств, ресурсов, органов управления.

Все вышеперечисленное определяет задачу органов внутренних дел — создание благоприятных условий для организации противодействия преступности. «Ведь эффективным средством реализации уголовной политики является раннее вмешательство в цепь событий и явлений, которые могут привести к причинению существенного вреда основам конституционного строя и безопасности государства» [2, с. 184].

Вопросы противодействия деятельности преступных групп, направленной на нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, становятся в сложившихся реалиях одними из приоритетных в субъектах Российской Федерации, и в первую очередь в тех, которые находятся в непосредственной близости от зоны СВО.

В. А. Колокольцев на расширенном заседании коллегии МВД России 2023 г. отметил, что «мы теперь будем жить в новых условиях. Деятельность органов внутренних дел в 2022 г. строилась с учетом влияния геополитических и экономических изменений в стране и в мире... Личным составом временных подразделений на новых территориях задержаны сотни участников украинских националистических формирований. Пресечен ряд диверсионных вылазок с их стороны. Изъято почти 1 200 единиц оружия, около 800 тысяч боеприпасов и взрывных устройств, бронетехника и беспилотные летательные аппараты» [10].

В январе — марте 2023 г. «зарегистрировано 579 преступлений террористического характера (-6,5 %) и 469 преступлений экстремистской направленности (+37,9 %). Из общего числа зарегистрированных преступлений террористического характера 141 (+28,2 %) преступление совершено в текущем году, в том числе пресечено на стадии приготовления и покушения — 27 (+800 %)» [11]. Зарегистрированы террористические акты в Республике Крым, Брянской области, Санкт-Петербурге.

В современных условиях обозначенные угрозы уже не выглядят нереальными. ВСУ постоянно обстреливают приграничные российские территории, наносят удары с беспилотников и устраивают диверсии. Ежедневно в новостных сводках появляется информация об угрозах нарушения жизнеобеспечения населения. В Брянской, Курской, Белгородской областях и Республике Крым действует желтый уровень террористической опасности [3].

Однако в настоящее время не выработано универсальной дефиниции объекта жизнеобеспечения населения, сформировалась ситуация, когда существует ряд противоречивых определений, подменяющих друг друга. В близкие по значению термины вкладывается различное содержание, что может привести к рассогласованности действий.

А. П. Андруник полагает, что «если нет корректного определения, как можно говорить об оценке деятельности при многомерном определении сути определяемого объекта».

Так, к чрезвычайным обстоятельствам, исходя из законодательства о чрезвычайном положении, следует относить «захват особо важных объектов или отдельных местностей»1. Речи об объектах жизнеобеспечения в данном случае не ведется. Дает ли это нам право относить деятельность преступных групп, нарушающих функционирование объектов жизнеобеспечения, к чрезвычайным обстоятельствам?

В системе законодательства Российской Федерации используются различные виды объектов при постановке задач и определении полномочий, такие как «критически важные объекты2, потенциально опасные объекты, важные государственные объекты», «объекты жизнеобеспечения, потенциальные объекты террористических посягательств»3.

Исследуя теоретические аспекты затронутой темы, используются понятия «важные объекты», «важные государственные объекты», «особо важные объекты», «режимные объекты» и т. д. Возникает закономерный вопрос: какие признаки отличают данные категории, и стоит ли некоторые из них объединять при едином толковании?

Ведь умение правильно оценить возможный замысел преступников, направленный на причинение значительного вреда обществу, в зависимости от категории объекта возможного преступного посягательства обеспечит оптимальность действий и затрачиваемых ресурсов. Сущность эффективного управления напрямую зависит от принятых оперативно управленческих решений, заключающихся в слаженных, целенаправленных, упреждающих действиях руководителя во взаимодействии с другими правоохранительными органами.

1 О чрезвычайном положении : Федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2023).

2 О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ : в ред. от 29 декабря 2022 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 22.04.2023).

3 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел

Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 : в ред. от 11 февраля 2023 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 22.04.2023).

Е. В. Хромов в своих работах о рассогласованности понятий в законодательстве России обращает внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации: «Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и произвольного применения норм. Подобные обстоятельства могут привести к противоречивой правоприменительной практике, что ослабляет гарантии защиты прав и свобод граждан» [12]. В Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся различные по своему смыслу понятия: «источник жизнеобеспечения» (ст. 215), «объект жизнеобеспечения» (ст. 215.2), «объект жизнеобеспечения населения» (ст. 281), потому единое толкование указанных понятий отсутствует.

Для сравнения: «в ст. 215.1 УК РФ специалисты под источниками жизнеобеспечения понимают электрическую, тепловую энергию, газ и воду, используемые потребителями для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Скажем, в ст. 215.2 УК РФ объекты жизнеобеспечения перечислены по иному: «объекты энергетики (электростанции, подстанции, линии электропередач и т. п.), электросвязи (телефонной, телеграфной, аудиосвязи и др.) жилищного (лифты, водопроводы, канализация и т. д.) и коммунального хозяйства (общественный транспорт, магистральный водопровод, водозабор)» [13].

И, наконец, ст. 281 УК РФ предусматривает следующую диспозицию: «совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации»4. «Действия преступников с учетом мнения специалистов в случае диверсии направлены на предприятия: заводы, фабрики, электростанции, водозаборные станции, аптечные склады, станции скорой помощи и сооружения: мосты, плотины, тоннели, бомбоубежища; объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, средства связи» [13].

По убеждению Е. В. Хромова, понятие «объекты жизнеобеспечения населения» определяется как «собирательный термин, охватывающий собой объекты коммунальной сферы, которые обеспечивают нормальную жизнь городов, населенных пунктов, централизованные системы

4 Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.04.2023).

водоснабжения и коммунальной канализации, склады продовольствия, объекты газоснабжения и т. п.» [12].

Продолжая изучать иные источники права, нормативные правовые акты, устанавливаем следующее. В соответствии с приказом МЧС России к потенциально опасным объектам относятся предприятия, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества. К объектам, обеспечивающим жизнедеятельность населения, в этом источнике относят объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, теплоснабжения, электроснабжения, гидротехнические со-оружения1.

Судами Российской Федерации данные термины также используются неоднозначно. «Так, суд под источниками жизнеобеспечения в некоторых случаях понимает источники существования людей, в других случаях суды под источниками жизнеобеспечения понимают электрическую, тепловую энергию, газ и воду» [13].

Все это приводит к путанице. В нормативных правовых актах МВД России, в отличие от Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, объекты жизнеобеспечения не определяются.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, помимо других задач, сделан акцент на «повышении уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов»2.

В ст. 12 Комментария к модельному закону государств — участников СНГ «О противодействии терроризму» формулируется понятие объектов потенциальных террористических посягательств, к которым относят объекты жизнеобеспечения, в том числе объекты энергетики, связи, транспор-та3. В данном международном документе также

1 Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения : приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105.

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2022).

3 Комментарий к модельному закону государств - участников

СНГ «О противодействии терроризму» : постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 3 дека-

бря 2009 г. № 33-18 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2023).

разъясняется понятие объекта жизнеобеспечения - предприятие, сооружение, функционирование которого обеспечивает необходимые условия жизни и деятельности населения, под объектом энергетики понимается промышленный или коммунальный имущественный объект тепловой, топливной и электроэнергетики, предназначенный для осуществления передачи электрической и тепловой энергии и обеспечения производственных нужд либо нужд населения в потреблении энергии; под объектами связи понимают здания, сооружения, транспортные средства, в которых размещаются предприятия связи с оборудованием и обслуживающим персоналом, к ним относятся: узлы связи, различные линии связи с канало-образующей аппаратурой, обслуживаемые и необслуживаемые усилительные пункты, телефонные станции, радиорелейные, тропосферные, спутниковые линии связи, радиоцентры, центры радиовещания и телевидения и др.».

К объектам жизнеобеспечения в МЧС России относят объекты гидротехнических сооружений, очистки сточных вод, теплоснабжения и электроснабжения, водоснабжения и канализации [1], объекты снабжения топливом, связи, транспорта и др.

Продолжая исследование нормативной базы, видим в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном указом Президента Российской Федерации, понятие объектов инженерной инфраструктуры, которое определено как элементы систем водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения, водоотведения, телефонизации, связи или иных систем, обеспечивающих функционирование режимных объектов» 4.

Между тем в приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 сентября 2020 г. № 645-ст дано иное определение объекту жизнеобеспечения населения: «это предприятие, организация или учреждение, деятельность которого направлена на решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения, достаточного для сохранения жизни и поддержания здоровья людей при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях»5. К объектам жизнеобеспечения населения данный приказ относит «предприятия агропромкомплек-са; предприятия городского и междугороднего транспорта; муниципальные ремонтно-восста-новительные службы, пищевой и мясо-молочной

4 Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне : Указ Президента Рос. Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 : в ред. от 25 марта 2021 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2022).

5 Об утверждении национального стандарта Российской Федерации : приказ Росстандарта от 11 сентября 2020 г. № 645-ст // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 29.04.2023).

промышленности, хлебозаводы, холодильники; торговли и общественного питания, бытовой инфраструктуры и жилищно-коммунального обслуживания; водоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения; учреждения здравоохранения; организации материально-технического и продовольственного снабжения».

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дает следующие дефиниции:

«Потенциально опасный объект — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек».

«Критически важный объект — это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения»1.

Кроме того, «объекты различных форм собственности, включая здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек, подлежат отнесению к потенциально опасным объектам»2.

Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям, повышенного уровня ответственности, относятся «здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам»3.

Для примера, к особо опасным и технически сложным объектам относятся: «объекты использования атомной энергии; гидротехнические сооружения первого и второго классов; сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в области связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты

1 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федер. закон от 21 декабря 1994 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2022).

2 Об утверждении правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов : постановление Правительства Рос. Федерации от 10 июля 2021 г. № 1155 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2022).

3 Об утверждении национального стандарта Российской Федерации : приказ Росстандарта от 11 сентября 2020 г. № 645-ст // СПС КонсультантПлюс (дата обращения:29.04.2023).

космической, авиационной, железнодорожной инфраструктуры; метрополитены; морские порты и т. д.».

К критически важным объектам следует относить: «ядерно опасные, радиационно опасные, химически опасные предприятия, биологически опасные крупные предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы, техногенно опасные»4.

Законодательство Российской Федерации содержит и классификацию объектов водоснабжения: «здания, сооружения и оборудование, предназначенные для осуществления водоснабжения, очистные сооружения водопровода, в том числе очистные сооружения канализации»5. Объекты водоснабжения в зависимости от значимости также относят либо к критически важным, либо потенциально опасным объектам.

Отметим, что противоречивость в определении объектов жизнеобеспечения просматривается и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Так, в Брянской области к объектам жизнеобеспечения относятся объекты тепло- и водоснабжения, продовольственные склады, склады ГСМ, но в Воронежской области подобного разделения нет. В Республике Дагестан имеется перечень объектов жизнеобеспечения на период чрезвычайных обстоятельств, к которым отнесены хлебозаводы, электростанции, телефонные станции, склады Минздрава, ТЭЦ, нефтебазы, газораспределительные подстанции.

В региональных нормативно-правовых актах Камчатского края закреплено, что «объект систем жизнеобеспечения населения — это объект, на котором сконцентрированы важные материальные, финансовые средства и услуги, направленные на удовлетворение жизненно необходимых потребностей населения»6.

Правительство г. Москвы к объектам повышенного риска относит «потенциально опасные объекты, наиболее важные для жизнедеятельности города и национальной безопасности госу-

4 Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2023).

5 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1467 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2023).

6 О мероприятиях, направленных на создание территориального фонда страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения Камчатского края : постановление Правительства Камчатского края от 11 августа 2021 г. № 352-П // Камчатский край : сайт. URL: https://kamgov. ru/document/frontend-document/view-npa?id=28391 (дата обращения: 24.04.2023).

дарства, объекты, расположенные на территориях возможного воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, а также объекты, на которых при возникновении массовых беспорядков, пожаров и обрушении конструкций возможны человеческие жертвы»1.

«Единство системы российского чрезвычайного законодательства заключается в целостности ее внутренней организации, взаимосогласованной нормативно-правовой базой, единстве принципов строения и функционирования, отсутствии противоречий в правовых требованиях» [8].

Устранение выявленных противоречий существенно повысит эффективность выполнения задач, связанных со стабилизацией обстановки, минимизацией ущерба, вызванных возникновением чрезвычайных обстоятельств социального характера. Эта проблема требует своего решения, так как единое определение категории создает предпосылки к совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации управления сил и средств органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

С развитием мирового сообщества, его стремительной цифровизацией системно изменяются интересы и потребности людей. Меняются критерии отнесения к объектам жизнеобеспечения и особо важным объектам. Уже не удивляет, насколько разнообразными могут быть признаки, указывающие на важность объекта защиты в современных условиях развития общества. Сейчас трудно себе представить работу любого органа власти, организации, просто механизмов, без помощи компьютерных технологий, которые, в свою очередь, не смогут функционировать без электроэнергии. Например, в соответствии с законодательством РФ «автоматизированная система управления - это комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и производственным оборудованием и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами». Тогда как «компьютерная атака — целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекра-

1 О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности функционирования системы территориального страхового фонда документации г. Москвы : постановление Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. № 278-ПП // ИПП Гарант. URL: https:// base.garant.ra/5226062/20eb4d83b2c2ef47bb5e67400454f85b/?ysdid=H btcw3ma2869300565 (дата обращения: 24.04.2023).

щения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации»2.

Никто не может достоверно предвидеть, на что могут быть направлены действия преступных групп, нарушающие функционирование объектов жизнеобеспечения, поэтому надо умело прогнозировать цели преступников.

Сегодня является актуальным вопрос, касающийся возникновения биосоциальных угроз. Стоит отметить, что пандемия СОУТО-19 развивалась в социальных условиях. Было ли готово общество и государство к решению данной проблемы на момент возникновения вируса? — сложный вопрос, который раскрывается в следующих критериях: обеспечение государства запасами и наличием лекарств, готовность к управлению обществом в сложившихся условиях, готовность сил и средств, наличие необходимых знаний и теоретической проработанности проблемы.

Парламентская комиссия по расследованию деятельности американских биолабораторий на территории Украины обнаружила признаки бактериологических диверсий. В одной из школ на территории Луганской Народной Республики в 2020 г. были выброшены фальшивые денежные купюры, исследование которых показало, что они были инфицированы азиатским штаммом туберкулеза [14].

Комиссия пришла к выводам, что военно-биологический проект на Украине — часть большой стратегии разрушения суверенитета Украины. США поддерживают и развивают способность создавать компоненты биологического оружия и возможности его применения за пределами национальной территории, создают — и уже фактически создали — глобальную военно-биологическую сеть лабораторий для создания биологических рисков и запуска эпидемий и — самое ужасное — управления численностью населения [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное развитие общества, учет географического положения местности, наличие вооруженных конфликтов, работа спецслужб недружественных государств, деструктивные акции, диверсии, информационная война определяют значимость тех или иных объектов защиты для поддержания жизнеобеспечения, достаточного для комфортной жизни людей.

В заключение можно сделать вывод о том, что указанный в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» термин «особо важный объект» имеет собирательный ха-

2 О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации : Федер. закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.04.2023).

рактер, что позволяет отнести к данной категории объекты жизнеобеспечения населения, соответственно, дает основание причислить организацию управления силами и средствами по пресечению деятельности преступных групп, направленной на нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения населения, к чрезвычайным обстоятельствам.

Деятельность преступных групп, направленную на нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, предлагаем определить как противоправное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания, совершенное преступной группой по предварительному сговору, в составе организованной группы, устойчивой вооруженной группой, мешающее нормальному состоянию работы предприятия или учреждения, обеспечивающих условия жизни людей, на определенной территории.

Цель указанной выше противоправной деятельности можно обозначить как создание условий, непригодных для проживания, позволяющих

вызвать страх у людей и, как следствие, социальную напряженность, создающую предпосылки к возникновению массовых протестов и беспорядков для дискредитации публичной власти.

Считаем, что оснований для внесения изменений в законодательство, регулирующее общественные отношения, касающиеся исследуемого вопроса, нет. Как отмечает А. В. Коротков, «по оценкам специалистов, введение одного федерального закона в действие в среднем влечет за собой необходимость внесения изменений в десять действующих федеральных законов или двадцать пять подзаконных нормативных актов» [9]. Достаточно внести изменения в приказы, регулирующие деятельность правоохранительных и взаимодействующих органов, что обеспечит формирование логически завершенной ведомственной нормативной базы, предназначенной обеспечивать правовой аспект эффективного действия механизма правового регулирования общественных отношений в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Список литературы:

1. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций : монография. М., 2010.

2. Беляева Л. И. Уголовная политика : учебник. М., 2018. Ч. 1.

3. ВСУ обстреляли Киевский район Донецка // РИА НОВОСТИ : сайт. URL: https://ria. ru/20230422/obstrel-1867136455.html (дата обращения: 22.04.2023).

4. Государственная Дума утвердила итоговый доклад Парламентской комиссии по расследованию деятельности биолабораторий США на Украине // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : сайт. URL: http://duma.gov. ru/news/56830/ (дата обращения: 24.04.2023).

5. Трищенко Л. Л. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции // Академическая мысль. 2022. № 2.

6. Дрещинский В. А. Методология научных исследований : учебник. М., 2017.

7. Кононов А. М. Организация управления органами внутренних дел : учебник. М., 2013.

8. Константинов А В., Стащенко С. П. Реализация органами внутренних дел чрезвычайного законодательства Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3.

9. Короткое А. В. Электронная Россия // ИПП Гарант. URL: https://www.garant.ru/interview/

10161/?ysclid=licvpt2vnl575674486 (дата обращения 22.04.2023).

10. Расширенное заседание коллегииМВД//Пре-зидент России : сайт. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/70744 (дата обращения: 22.03.2023).

11. Состояние преступности в России за январь — март 2023 года // Министерство внутренних дел Российской федерации : сайт. URL: https://мвд.рф/reports/item/37377025/ (дата обращения: 22.04.2023).

12. Хромов Е. В. К вопросу об использовании в УК РФ понятий, не имеющих блан-кетно-правовой основы (ст. 215.1, 215.2, 281 УК РФ) // Юридическая техника. 2015. № 9.

13. Хромов Е. В. К вопросу о терминологической несогласованности понятий «объекты жизнеобеспечения» и «объекты жизнеобеспечения населения» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 24.

14. Яровая обратилась к правоохранителям в связи с бактериологической диверсией в школе ЛНР // ТАСС : сайт. URL: https:// tass.ru/politika/14263375?ysclid=licsnvea 2m940322327 (дата обращения: 22.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.