Научная статья на тему 'Правовое регулирование охраны особо важных государственных и режимных объектов войсками национальной гвардии Российской Федерации'

Правовое регулирование охраны особо важных государственных и режимных объектов войсками национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3046
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ОХРАНА ОСОБО ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ / ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юров Николай Николаевич

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования, охраны особо важных государственных и режимных объектов, в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юров Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PROTECTION OF ESPECIALLY IMPORTANT STATE AND REGIME OBJECTS BY THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article questions of legal regulation, protection of especially important state and regime objects, in modern conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование охраны особо важных государственных и режимных объектов войсками национальной гвардии Российской Федерации»

Юров Н. Н.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОСОБО ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТОВ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

14.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОСОБО ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТОВ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юров Николай Николаевич, адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений

Место учебы: Академия управления МВД России

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулирования, охраны особо важных государственных и режимных объектов, в современных условиях.

Ключевые слова: Национальная гвардия, охрана особо важных объектов, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом, обеспечение охраны.

LEGAL REGULATION OF PROTECTION OF ESPECIALLY IMPORTANT STATE AND REGIME OBJECTS BY THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Yurov Nikolay N., Post graduate student of chair of management of law-enforcement bodies in special conditions Study place: Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russian

[email protected]

Abstract: in the article questions of legal regulation, protection of especially important state and regime objects, in modern conditions are considered.

Keywords: National Guard, protection of especially important objects, transportation of dangerous goods by road, security.

В условиях сложной социально-политической и криминогенной обстановки, войска национальной гвардии обязаны сосредотачивать значительные усилия не только по охране общественного порядка и противодействии терроризму, но и обеспечивать охрану особо важных государственных и режимных объектов, специальных грузов, сооружений от преступных и иных противоправных посягательств (п. 2, 8 ст. 2 Закона о войсках нацгвардии). Перечень объектов, подлежащих обязательной охране, утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации1.

К особо важным объектам относятся объекты, имеющие социальную, материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность федерального или регионального значения, важность которых определяется органами государственной власти Российской Федерации или органами местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц

1 Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией (с изм. 7 марта 2016 г.): распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 2324-р // (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290091).

от преступных посягательств и предотвращения ущерба, который может быть нанесен природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации2, играющие важную роль при выполнении государством основных функций и подлежащих физической охране военизированными организациями, специально уполномоченными на то государством (здания органов государственной власти, телеграф, теле-и радиовещательные компании, учреждения Центрального банка Российской Федерации, объекты жизнеобеспечения, гидроэлектростанции, системы водоснабжения), объекты Министерства путей сообщения, потенциально опасные объекты по производству и хранению боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ, объекты оборонного назначения и с оборотом культурных ценностей (музеи, библиотеки государственного значения).

Особо важные объекты отнесены к таковым, поскольку их функционирование при введении правового режима и

2Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 937-2006 (ред. от 05.06.2007).

непосредственно во время проведения контртеррористической операции и в процессе повседневного обслуживания и эксплуатации представляют опасность для личного состава, человека, окружающей среды.

Особыми объектами, требующими пристального внимания и надежной охраны, являются потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации3.

Пунктом 8 ст. 2 Закона о национальной гвардии определены к охране и режимные объекты, под которыми понимаются военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, функционирование которых обеспечивается дополнительными мерами безопасности. К дополнительным мерам безопасности относится организация пропускного и внут-риобъектового режимов, которые не допускают проникновения посторонних лиц на охраняемую (режимную) территорию и объекты предприятия. К этой категории относятся также служебные помещения, в которых ведется работа с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Посещение режимных помещений без служебной необходимости сотрудниками предприятия, не имеющими к ним прямого отношения, а также командированными лицами, которым не предоставлено право на их посещение (работу в них), вноса (ввоза) на территорию предприятия личных технических средств (кино-, фото-, видео-, звукозаписывающей аппаратуры и других технических средств), несанкционированного выноса (вывоза) с территории предприятия носителей информации, составляющих сведения, составляющие государственную тайну и т.д., запрещается4.

Таким образом, особо важные объекты, подлежащие охране специализированной военизированной структурой - войсками национальной гвардии, с учетом их назначения и специфики, могут быть условно разделены на следующие группы:

- объекты, имеющие важное значение, для управления государством;

- объекты жизнеобеспечения;

- потенциально опасные объекты;

- объекты оборонного назначения;

- режимные объекты;

- объекты с оборотом культурных ценностей.

В настоящее время вопросы, связанные с подготовкой перечня и передачей особо важных объектов5, подлежащих обязательной охране войсками нацгвар-дии, решаются Центром специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (ЦСН ВО нацгвардии), который является территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на межрегиональном уровне, и входит в состав Федеральной

3 СЗ РФ. 2005. № 35. Ст. 3660.

4 О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1210

5 Об утверждении Порядка подготовки перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы: Проект постановления Правительства Российской Федерации (подготовлен МЧС России 30.06.2016) // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru

службы войск национальной гвардии. Организационно-методическое обеспечение деятельности ЦСН ВО нацгвардии осуществляет Главное управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с п. 5-7 постановления Правительства РФ № 459 от 5 мая 2012 г., для проведения кате-горирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ формирует перечень объектов, подлежащих категорированию.

Таким образом, ведущая роль при определении объектов, подлежащих категорированию, отводится антитеррористической комиссии субъекта РФ, а не федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится объект, или собственнику объекта, который отвечает за его безопасность и от которого зависит целевое финансирование мероприятий по обеспечению безопасности этого объекта.

Автор считает возложение формирования перечней объектов, подлежащих категорированию, на антитеррористическую комиссию субъектов Российской Федерации не вполне правомерным. Безусловно, организацией противодействия терроризму, к чему следует относить и работу по проведению категорирования объектов, должна заниматься антитеррористическая комиссия. Однако эта работа должна проводиться непосредственно совместно с собственниками данных объектов что обусловлено следующими обстоятельствами:

Во-первых, за безопасность объекта и персонала отвечает его руководитель. Он же определяет необходимое финансирование на обеспечение мероприятий по организации безопасности объекта;

Во-вторых, собственнику известны все критические точки объекта и его уязвимые места. Собственник объекта также устанавливает внутриобъектовый и пропускной режим на объекте;

В-третьих, согласование перечней критически важных и потенциально опасных объектов с ФСБ и МВД России не только позволяет этим ведомствам непосредственно участвовать в обеспечении их безопасности, но и возлагает на них ответственность за их антитеррористическую и противодиверсионную защищенность.

Для каждого критически важного особого объекта с учетом его типа, местной специфики и особенностей сложившейся оперативной обстановки, должен вырабатываться свой алгоритм принятия антитеррористических мер и мероприятий. В этом алгоритме главная роль отводится войскам нацгвардии, которой необходимо обозначить роль и место каждого из субъектов обеспечения антитеррористической защиты объекта: головных и местных подразделений правоохранительных органов и специальных служб, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, местных органов исполнительной власти и администрации объекта и т.д. Все субъекты должны принимать активное участие в выработке эффективных мер антитеррористической защиты объекта, поскольку представители силовых ведомств осведомлены о криминогенной обстановке, и методах действий террористов, а специалисты и руководители непосредственно объекта информированы о его специфике и уязвимых местах.

В современных условиях обеспечение безопасности критически важных, особо важных, режимных государственных объектов считается одним из основных направлений деятельности войск национальной гвардии. Проблема обеспечения безопасности такого рода объектов крайне актуальна сегодня не только в России,

Юров Н. Н.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОСОБО ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТОВ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

но и во всем мире, зачастую понятия акты терроризма и диверсии смешиваются и употребляются как синонимы, либо используются различные дефиниции: диверсион-но-террористические угрозы, диверсионно-террорис-тические акты, преступления диверсионно-террористи-ческой направленности, но, рассмотрение только с точки зрения оценки материального ущерба для объекта и его персонала, а также с позиции последующей ликвидации наступивших негативных последствий, для государства или собственника предприятия, не отражают всей их общественной опасности.

Изучение действующего законодательства, касающегося перевозки особо опасных грузов, позволяет отметить его недостаточную конкретную регламентацию и наличие отсылочных рекомендаций. Например, предприятие занимается взрывными работами открытых карьерах и реализацией взрывчатых материалов с перевозкой собственным транспортом на договорных условиях. С вступлением в силу правил ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) остро встает вопрос о необходимости вооруженной охраны.

При перевозках взрывчатых материалов необходимо руководствоваться Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73, при этом предусмотренные Правилами процедуры получения в органах внутренних дел разрешения на перевозку особо опасных грузов и согласования с подразделениями ГИБДД России маршрутов перевозки опасных грузов не применяются. В соответствии с пунктом 2.3.5 Правил перевозка особо опасных грузов (применительно к взрывчатым материалам - вещества и изделия, отнесенные к подклассам 1.1, 1.2 и 1.3) должна осуществляться при надлежащей охране и в сопровождении лица, ответственного за перевозку.

При перевозке особо опасного груза - взрывчатки должно быть обеспечено вооруженное сопровождение. На основании ст. 25 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 8146 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. Пункты 69, 70 и 73 Правил предусматривают при транспортировании и перевозке огнестрельного оружия в количестве более 20 единиц и (или) патронов к огнестрельному оружию в количестве более 20 тысяч штук (патроны - опасные грузы класса 1) сопровождение указанных грузов в пути следования охраной в количестве не менее одного человека, вооруженного огнестрельным оружием. В случаях транспортирования и перевозки оружия и патронов колонной более двух автомашин их охрана обеспечивается группой сопровождения в количестве не менее трех человек, вооруженной огнестрельным оружием, следующей на специально выделенном

6 Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 № 111-ФЗ)//СЗ РФ 1996,№51, Ст.5681.; Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 17.05.2017) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»)//СПС КонсультантПлюс.

транспортном средстве.

Однако на практике зачастую имеют место и другие ситуации, которые не имеют законодательной регламентации. Так, Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом не содержат положений в отношении буксировки неисправных транспортных средств, на которых находятся опасные грузы. При указанной буксировке подлежат выполнению только требования раздела 20. «Буксировка механических транспортных средств» Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Положения указанного раздела применяются к буксировке, как одиночного транспортного средства, так и автопоезда.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в области охраны особо важных объектов, сооружений на коммуникациях наблюдается некий дискорданс как в корпусе ведомственных документов, так и оценочных показателей, не позволяющих объективно и комплексно определить уровень и эффективность защиты этих объектов. Также отсутствуют реально сопоставимые результаты анализа уязвимости, адекватности принимаемых мер по организации их безопасности и уточнению необходимых финансовых затрат. Нормативные правовые акты в этой сфере инициируются и принимаются различными ведомствами, которые, нередко, не согласуют свои действия, в результате чего принятые документы противоречат друг другу.

Изложенное позволяет нам сделать вывод, что российская система законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих организацию общественной безопасности, функционирование особо важных объектов представляет собой сложную структуру разноуровневых документов, не связанных единой концепцией. Современное состояние России позволяет обозначить и недостаток финансовых ресурсов у предприятий и организаций, имеющих в своем составе важные объекты, а иногда и нежелание их руководителей использовать имеющиеся средства для организации их безопасности, что представляет не меньшую угрозу безопасности особо важным объектам. Также необходимо отметить отсутствие в настоящее время необходимого обновления технических средств защиты, что объясняется недостатком инвестиций в эту область. В результате износ основных средств обеспечения безопасности возрастает, происходит их физическое и моральное старение. Состояние общей безопасности особо важных объектов характеризуется изношенностью основных фондов, отсутствием надежных технологических систем защиты, а также низкой квалификацией обслуживающего персонала. Необходимость усиления экономических механизмов, регулирования состояния безопасности этих объектов становится очевидной, поскольку объект, даже не относящийся к категории особых, становится особо опасным.

В целях эффективного функционирования механизмов регулирования состояния безопасности, возникает необходимость принятия правительственного акта, регламентирующего порядок осуществления войсками национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами государственного контроля обеспечения безопасности важных и особо важных объектов. Пока таких правил нет, поэтому гвардейцы в своих правах не ограничены на охраняемых ими объектах, не определен и порядок установления статуса

охраняемого объекта: в одном случае, это будет объект, переданный от вневедомственной охраны, а в другом - любая оцепленная ими территория будет считаться таким объектом. По мнению автора, все позиции, допускающие неоднозначное правовое трактование требуют жесткой законодательной регламентации, которая должна проводиться с опорой на практическую деятельность соответствующих подразделений.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон «О войсках национальной гвардии» от 03.07.2016 № 230 -ФЗ.

3. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 № 111 -ФЗ)//СЗ РФ 1996, № 51, Ст. 5681.

4. Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 17.05.2017) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

5. Проект постановления Правительства Российской Федерации (подготовлен МЧС России 30.06.2016).

РЕЦЕНЗИЯ

Научная статья адъюнкта Юрова Н.Н. на тему: «Правовое регулирование охраны особо важных государственных и режимных объектов войсками национальной гвардии

Российской Федерации» выполнена на актуальную тему и представляет собой исследование важного в теоретическом и практическом отношении вопроса правового обеспечения, деятельности войск Национальной гвардии и ОВД при участии в проведении контртеррористических операций.

Автором выбрана и в целом компетентно проработана насущная и весьма значимая в научном и практическом отношении тема. На основе проведённого исследования и изучения широкого круга литературных источников, в статье рассматриваются вопросы правового регулирования, охраны особо важных государственных и режимных объектов, в современных условиях.

Данная научная статья представляет значительный интерес для учёных и практических сотрудников, изучающих проблемы управления органами внутренних дел и войсками национальной гвардии при противодействии преступлениям террористической направленности.

В статье представлена авторская позиция по решению некоторых аспектов затронутой темы. Статья не содержит закрытой информации.

Вывод: научная статья адъюнкта Юрова Н.Н. «Правовое регулирование охраны особо важных государственных и режимных объектов войсками национальной гвардии Российской Федерации» в полной мере соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и рекомендуется к опубликованию.

д-р юрид. наук, профессор,

заслуженный юрист РФ

М.П. Киреев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.