УДК 351.743 № 2 (13) / 2017, с. 14-17
СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АНАЛИЗ ЕЕ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЙ
Егор Александрович Караваев
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: ka [email protected]
Научный руководитель - Виктория Сергеевна Полковникова
Челябинский государственный университет
В данной статье указаны причины создания Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФСВНГ РФ), ее функции, цели и задачи. Проанализированы полномочия органа исполнительной власти - ФСВНГ РФ
Ключевые слова: Федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации, боевое подразделение, обеспечение социальной защиты и безопасности населения, борьба с терроризмом и преступностью, подавление экстремизма, территориальная оборона, охрана важных государственных объектов и специальных грузов.
CREATION OF THE FEDERAL SERVICE OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION, ANALYSIS OF ITS FUNCTIONS AND POWERS
Egor Karavaev
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
student advisor - Victoria Polkovnikova
Chelyabinsk State University
In this article the reasons of creation of the Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation (further - FSNGT of the Russian Federation), its functions, aims and purposes are specified.
Powers of the executive authority - FSNGT of the Russian Federation are analyzed.
Keywords: Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation, combat unit, ensuring social protection and safety of the population, fight against terrorism and crime, suppression of extremism,
territorial defence, protection of important state objects and special freights.
Неспокойная внешнеполитическая обстановка, угрозы терроризма и экстремизма, заставили руководство страны создать государственную военную организацию, способную дать достойный ответ на вызовы современности, обеспечить государственную и общественную безопасность, права и свободы человека и гражданина [1].
Впервые в новейшей истории России в 1991 году Президентом РСФСР Борисом Николаевичем Ельциным была предпринята попытка формирования новой силовой структуры, которая должна была носить название национальная гвардия.
Указом Президента РСФСР от 20 августа 1991 г. № 64 «Об управлении Вооруженными Силами Союза ССР на территории РСФСР в условиях чрезвычайной ситуации» вице-президенту РСФСР А.В. Руцкому предписывалось подготовить предложения по созданию национальной гвардии РСФСР. В то время названная структура не была создана [3].
Четверть века спустя Президент РФ Владимир Путин на встрече в Кремле с руководством ряда силовых структур объявил: «Решение принято, мы создаем новый федеральный орган исполнительной власти на базе Внутренних войск Министерства внутренних
дел, создаем Национальную гвардию, которая будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью, в тесном контакте с МВД продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения Отряда мобильного особого назначения (ОМОН), Специального отряда быстрого реагирования (СОБР) и т. д. ...»'.
Данное решение было закреплено Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Указ). Благодаря этому в Российской Федерации создается новый орган исполнительной власти - Федеральная служба войск национальной гвардии РФ - нацгвардия.
Исходя из положений Указа Президента РФ национальная гвардия России будет создана на основе Внутренних Войск РФ, а также переподчинении ряд служб МВД России, таких как: вневедомственная охрана, лицензионно-разрешительная служба, СОБР, ОМОН, а также Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации и авиационные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации [2].
Нацгвардия создается как новый орган исполнительной власти, целью которого, согласно п. «в» ст. 3 Указа, является «осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны»2. Исходя из информации, приведенной в вышеуказанном пункте, мы можем сделать вывод о том, что ФСВНГ РФ важна и будет иметь большое практическое применение.
Основные цели и задачи национальной гвардии России определены в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»:
1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями,
1 https://rg.ru/2016/04/05/vladimir-putin-sozdal-nacgvardiiu-i-usililmvd.html (дата обращения: 9 декабря 2016 г.)
2 Вопросы Федеральной службы войск националь-
ной гвардии Российской Федерации : указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 // Российская газета. -2016.-6 апреля.
утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
6) оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам3.
Возникает вопрос: действительно ли существует необходимость наделения нацгвардии таким широким спектром полномочий, закрепленным Федеральным законом, учитывая современную политическую обстановку в России?
Для наиболее объективного анализа функций ФСВНГ РФ, приведем несколько мнений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ от разных партий и фракций.
Депутат от КПРФ В.Г. Соловьев уверен, что в Федеральном законе о нацгвардии есть и положительная составляющая. «Она заключается в том, что наркоконтроль и миграцию объединяют с МВД. Это правильно. Дробление на отдельные структуры ухудшило работу и с мигрантами, и с распространением наркотиков. Объединение - положительное решение».0днакосозданиесамой нацгвардии, по типу американской аналогичной структуры, также не вызывает у депутата одобрения. Он вспоминает, что данное «военизированное полицейское подразделение, спецназ» часто
3 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Российская газета. - 2016. - 6 июля.
привлекалось для подавления массовых про-тестныхакций негритянского или коренного индейского населения, а также для разгона рабочих демонстраций1.
Депутат Ю. Синельщиков, также представляющий КПРФ, обращает внимание на следующее: «Создается мощное боевое подразделение с серьезными полномочиями. В Федеральном законе сказано, что в обязанности нацгвардии входит: охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом, с экстремизмом, в территориальной обороне; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; оказание помощи пограничным органам ФСБ в охране государственной границы. Задач поставлено много, но нет внятного ответа на вопрос: как национальная гвардия будет использоваться. Много вопросов вызывают полномочия, в частности, право сотрудников нацгвардии задерживать и доставлять в полицию лиц в целях установления их личности. Если нету человека при себе паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, нацгвардеец вправе его задержать, доставить в полицию и три часа держать. Эти полномочия не имеют ничего общего с демократией...». Обращает внимание депутат и на то, что гвардейцы могут проникать в квартиры жильцов, если их дом находится на территории, где проводится блокирование, во время массовых беспорядков или чрезвычайного положения, могут применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие/'
По мнению депутата А. Кравца, Федеральный закон о нацгвардии носит политический характер. Его введение вызвано крайне тяжелым положением вэкономике и нарастающим напряжением в обществе. А. Кравец убежден: «Превращение МВД в мегаминистерство, создание нацгвардии - это отражение судорожных попыток найти политический ответ на те социально-экономические проблемы, в которые погружается страна все глубже и глубже»6. К сожалению, депутат не связывает Указ Президента РФ, а затем и Федеральный закон с другими причинами: активизацией
неофашистских движений, идей терроризма, учащением самих терактов. По его мнению, это также можно расценивать как попытку «выглядеть респектабельно в глазах Запада», где данный институт успешно используется для подавления социальных протестов против власти. Хотя в сложившейся внешнеполитической обстановке Россииуже нетсмыс-ла «заискивать» перед Западом. Кроме того, как отмечает Кравец: «У российской власти нет денег <...> на создание структуры, которая потребует не только переименований, но и обеспечения бойцов довольствием, обмундированием, оснащением» [2].
Следует сказать также и о том, что важным дополнением к функциям Внутренних войск у созданной нацгвардии есть функция оперативно-розыскнойдеятельности(далее-ОРД): «Внутренние войска не являлись субъектом ОРД, поскольку не было закона на этот счет. Но они использовались, например, при проведении контртеррористических операций, операций по поиску и ликвидации диверсионно-разведывательных групп (ДРГ), преступных групп, вооруженных преступников. Сейчас, естественно, войсковая разведка Национальной гвардии стала субъектом оперативно-розыскной деятельности, потому что в борьбе с экстремизмом, терроризмом без этого нельзя. Это делает гвардию полноценной спецслужбой» [2].
В заключение следует констатировать, что новый орган исполнительной власти -Федеральная служба войск национальной гвардии РФ - объединила в себе ряд военизированных и ведомственных формирований, таких как ВВ МВД России, ОМОН, СОБР, летные отряды МВД России и вневедомственную охрану. Несмотря на цели и задачи по охране общественного порядка, поддержке пограничных войск и ряд других задач, национальная гвардия в РФ стала прообразом спецслужбы.
Иными словами, создание ФСВНГ РФ в той форме, которая утверждена Федеральным законом, влечет за собой ряд экономических и управленческих проблем, позволяя сделать вывод о том, что нацгвардия как орган исполнительной власти несовершенна и требует определенных доработок в отрасли законодательства.
4 Депутаты Госдумы от КПРФ против президентского законопроекта о нацгвардии //19 РусИнфо,- http:// www.19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/47164-natsgvardiya
5 Там же.
6 Там же.
Примечания
1. Лыков А. Н., Литвиненко Н. М., Григорьев О. В. Офицерский корпус Федеральной службы войск национальной гвардии - гарант законности и правопорядка // Научная электронная библиотека «Киберленинка». - http://cyberleninka.ru/article/n/ofitserskiy-korpus-federalnoy-sklzhby-voysk-па15юпа1поу-§уагШ1-§агап1-гакош1051ы-ргауорогуас1ка
2. Маркелова Ю. В. Национальная гвардия в РФ: оценка законопроекта // Научная электронная библиотека «eLIBRARY.ru». - http://elibrary.ru/download/17164132.pdf
3. Русакович Ю. А. Национальная гвардия как элемент реформы силового блока // Научная электронная библиотека «eLIBRARY.ru». - http://elibrary.ru/download/17164132.pdf