Мумладзе Михаил Александрович
участковый уполномоченный полиции отдела МВД России по Тимашевскому району Краснодарского края (тел.: +79186661664)
Разграничение полномочий и взаимодействие Росгвардии и МВД России при осуществлении контроля в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности
В статье представлены результаты анализа изменений в нормативном правовом регулировании федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности в связи с образованием Федеральной службы войск национальной гвардии (Росгвардия) и передачей в ее структуру органов управления и подразделений МВД России, осуществляющих федеральный государственный контроль в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности. Исследуются вопросы разграничения полномочий и взаимодействия Росгвардии и МВД России в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности.
Ключевые слова: Росгвардия, МВД России, федеральный государственный контроль, оборот оружия, частная охранная деятельность, разграничение полномочий, взаимодействие.
M.A. Mumladze, District Police Officer of Police Department of the Ministry of the Interior of Russia in Timashevsky District of Krasnodar Region; tel.: +79186661664.
Differentiation of powers and interaction of the Russian guard and the Ministry of the Interior of Russia at control in the sphere of traffic in weapons and private security activity
Results of the analysis of changes in standard and legal regulation of federal state control (supervision) of compliance with the law of the Russian Federation in the sphere of traffic in weapons and in the sphere of private security activity in connection with formation of Federal service of troops of national guard (Russian guard) and transfer to its structure of the governing bodies and divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia exercising federal state control of traffic in weapons and in the sphere of private security activity are presented in article. Questions of differentiation of powers interaction of the Russian guard and the Ministry of the Interior of Russia in the sphere of traffic in weapons and private security activity are investigated.
Key words: Russian guard, Ministry of the Interior of Russia, federal state control, traffic in weapons, private security activity, differentiation of powers, interaction.
На протяжении многих десятилетий МВД России, как и ранее МВД СССР, было основным субъектом, осуществляющим контроль в числе прочих объектов, в том числе, за оборотом оружия и в сфере частной детективной и частной охранной деятельности.
Образование 5 марта 2016 г. Федеральной службы войск национальной гвардии [1] и включение в ее структуру органов управления и подразделений Министерства внутренних дел РФ, осуществляющих федеральный госу-
дарственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственной охраны, в том числе Центра специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РФ [1, п. «а» ст. 4], привело к изменению субъектного состава органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный контроль за оборотом оружия и в сфере частной охранной деятельности. Такой вывод основывается на
168
том, что в числе основных задач, возложенных Указом Президента РФ от 5 марта 2016 г. «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии» на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, предусмотрены:
«а) участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
б) участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции;
в) участие в борьбе с экстремизмом;
г) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
д) охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
е) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации;
ж) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны» [1, ст. 6].
И хотя взаимодействие с МВД России конкретизировано лишь применительно к охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, фактически предполагается, что взаимодействие между двумя ведомствами будет осуществляться и по другим направлениям, в том числе и при осуществлении контроля в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности. В пользу такого вывода свидетельствует то, что контроль за оборотом оружия, а следовательно, и за частной охранной деятельностью не ограничивается только лишь деятельностью переданных в состав Федеральной службы войск национальной гвардии подразделений лицензионно-разреши-тельной системы, ранее входивших в состав МВД России.
Для нас очевидно, что контроль за оборотом оружия и частной охранной деятельностью, если попытаться представить его в виде системы, может быть охарактеризован через
взаимодействие трех уровней, или трех подсистем, в рамках которых осуществляется: 1) лицензионно-разрешительная деятельность по выдаче разрешений на владение оружием и его использование частными охранными структурами; 2) организационно-управленческая деятельность и взаимодействие частных охранных структур с субъектами, выполняющими функции по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка, а также объектов собственности; 3) ад-министративно-юрисдикционная деятельность контролирующих органов, включающая, в том числе, выявление административных нарушений в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности.
Конечно же, взаимодействие между подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии и МВД России, причастными к федеральному государственному контролю в области оборота оружия и в сфере осуществления частной охранной деятельности, будет осуществляться на основе законодательных и иных нормативных правовых актов, включая указы Президента РФ, однако некоторые авторы высказывают различные, порой противоположные точки зрения, касающиеся эффективности взаимодействия разных силовых структур. При этом задача взаимодействия вытекает из заявления Президента России, отметившего, что свои важнейшие функции Федеральная служба войск национальной гвардии будет осуществлять «в тесном контакте с МВД и ФСБ» [2].
Однако доктор военных наук К. Сивков высказывает опасение относительно того, что «при самом высоком уровне организации взаимодействия, сам факт необходимости согласования действий на уровне федеральных министров с привлечением при необходимости самого президента, не может не привести к определенному снижению эффективности работы этой системы в целом» [3].
Наряду с этим, депутат В. Бессонов утверждает, что «исходя из законопроекта, задачи так называемой национальной гвардии уже входят в круг обязанностей иных государственных органов - Минобороны РФ, пограничных войск, МВД России» и из этого «возникает вопрос о необходимости дублирования данных функций» [4]. В свою очередь, глава МВД России В. Колокольцев отметил, что «дублирования функций у подразделений полиции и войск
169
национальной гвардии не будет», кроме того «схема взаимодействия после разделения ведомств существенно не изменится, МВД также готово оказывать помощь Нацгвардии в решении задач новой федеральной службы» [4].
Вполне очевидно, что министр внутренних дел России исходил из того, что в вопросах взаимодействия с Росгвардией в сфере контроля за оборотом оружия и в сфере частной охранной деятельности сотрудники полиции будут продолжать руководствоваться требованиями действующего приказа МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» (вместе с Наставлением по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью) [5].
В частности, представляется логичным, что сотрудники подразделений уголовного розыска в рамках взаимодействия и впредь будут:
оказывать помощь по установлению достоверности сведений, которые необходимы для принятия органом лицензионно-разрешитель-ной работы решения о выдачи лицензии на осуществление частной охранной деятельности;
информировать территориальные органы лицензионно-разрешительной работы о ставших им известными фактах противоправной деятельности частных охранных структур и частных охранников для принятия соответствующих мер;
выявлять и пресекать факты осуществления сотрудниками частных охранных организаций действий, отнесенных действующим законодательством к компетенции сотрудников полиции.
В свою очередь, участковые уполномоченные полиции в рамках взаимодействия будут осуществлять следующие виды деятельности: продолжат практику предоставления по соответствующим запросам подразделений ли-цензионно-разрешительной работы сведений, характеризующих по месту жительства лиц, подавших заявления на получение лицензии на осуществление частной охранной деятельности и удостоверение частного охранника;
координировать деятельность по охране общественного порядка на обслуживаемой территории;
снабжать органы лицензионно-разреши-тельной работы информацией об оказании организациями и гражданами незаконных част-
ных охранных услуг на обслуживаемой ими территории.
Нарушения в сфере частной охранной деятельности могут быть выявлены также сотрудниками патрульно-постовой службы полиции при несении ими патрульно-постовой службы и участии в мероприятиях по охране общественного порядка, а также сотрудниками подразделений ГИБДД, например в ходе проверки транспортных средств, сопровождаемых частными охранниками.
Кроме того, с органов внутренних дел не снимается обязанность информировать подразделения, осуществляющие лицензирование частной охранной деятельности, о привлечении к административной ответственности частных охранников по тем делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел (полиции), которые выступают основанием для лишения частного охранника лицензии на право осуществления частной охранной деятельности.
Поскольку вопрос взаимодействия не может носить односторонний характер, отметим и то, что выполнение задачи, связанной с преобразованием внутренних войск и отдельных структурных подразделений органов внутренних дел в Федеральную службу войск национальной гвардии, возложено на образованную в новом федеральном органе исполнительной власти группу «Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, строительство и развитие, планирование применения войск» [6].
Проведенный анализ позволяет утверждать, что возложение на вновь образованную Федеральную службу войск национальной гвардии функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности не только не исключило МВД России из числа субъектов, наделенных государственно-властными контрольно-надзорными полномочиями в данной сфере общественных отношений, но и потребовало нормативно-правового регулирования в части, касающейся разграничения полномочий и взаимодействия Росгвардии и МВД России при осуществлении контроля в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности.
170
1. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 апр. 2016 г. № 157. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51648
2. Владимир Путин обозначил важнейшие задачи Нацгвардии. URL: https://russian.rt.com/ article/159846
3. Сивков К. «<Оружейка» для Росгвардии. Новая силовая структура забирает часть функций МВД. Почему? // Свободная пресса. URL: http://svpressa.ru/society/article/146967
4. Депутат КПРФ: Нацгвардия может дублировать функции других ведомств // РИА Новости. URL: http://ria.ru/ politics/20160421/1416456501.html#ixzz47Pro8Tlb
5. О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью (вместе с Наставлением по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью): приказ МВД России от 31 дек. 1999 г. № 1105 (ред. от 30 авг. 2011 г.). Доступ из справ. правовой системы « КонсультантПлюс».
6. К формированию Росгвардии привлекли пять рабочих групп. URL: http://www.vz.ru/ news/2016/4/28/807892.html
1. Issues of the Federal service of the troops of the national guard of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Apr. 5, 2016 № 157. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/51648
2. Vladimir Putin marked the major tasks of the National Guard. URL: https://russian.rt.com/ article/159846
3. Sivkov K. «Ammunition» for the Russian guard. The new power structure takes a part of the Ministry of the Interior functions. Why? // Free press. URL: http://svpressa.ru/society/article/146967
4. A deputy of the Communist Party: the National Guard can duplicate the functions of other departments // RIA News. URL: http://ria.ru/ politics/20160421/1416456501.html#ixzz47Pro8Tlb
5. On measures to strengthen control of the internal affairs authorities for private detective and security activity (with the Manual on the organization of the control bodies of internal affairs of private detective and security activity): order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Dec. 31, 1999 № 1105 (as amended on Aug. 30, 2011). Access from reference legal system «ConsultantPlus».
6. To formation of the National Guard were attracted five working groups. URL: http://www. vz.ru/news/2016/4/28/807892.html
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Конституционно-правовые основы порядка избрания Президента Российской Федерации : монография / М. А. Асланов, Л. В. Карнаушенко. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - 76 с.
В работе представлены теоретико-правовые и исто-рико-правовые аспекты формирования порядка избрания Президента Российской Федерации и вопросы конституционно-правовой ответственности за нарушения законодательства о выборах Президента Российской Федерации.
Для преподавателей, аспирантов, студентов и всех интересующихся вопросами современного конституционного права.
171