Научная статья на тему 'О некоторых вопросах правового статуса Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации'

О некоторых вопросах правового статуса Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2537
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ПОЛНОМОЧИЯ / ЗАДАЧИ / СОЗДАНИЕ / ЗАКОН / LEGAL STATUS / FEDERAL SERVICE / NATIONAL GUARD / INTERNAL FORCES / POWERS / OBJECTIVES / ESTABLISHMENT / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Червинская Александра Павловна

В статье рассматривается правовой статус нового органа исполнительной власти России -Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Автором рассмотрены исторические предпосылки и традиции создания военизированных органов правопорядка. Выделена структура и функции Национальной гвардии. В рамках возложенных обязанностей на Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации проанализированы полномочия данной службы. Важным дополнением к функциям Внутренних войск у создаваемой Национальной гвардии будет функция оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Внутренние войска не являлись субъектом оперативно-розыскной деятельности, поскольку не было закона, регламентировавшего данные полномочия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Червинская Александра Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the legal status of a new body of Executive power of Russia Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation. The author describes the historical background and traditions of establishment of law enforcement bodies. The structure and functions of the National Guard are outlined. Within its responsibilities given to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Security Service of the Russian Federation the powers of this service are analyzed. An important addition to the functions of the Internal Troops of created National Guard will be a function of investigative activity. Internal troops were not the subject of investigative activity, as there was no law to regulate these powers.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах правового статуса Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»

УДК: 355.13:355.318.1 001: 10.12737/19386

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Червинская А. /7.1

В статье рассматривается правовой статус нового органа исполнительной власти России -Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Автором рассмотрены исторические предпосылки и традиции создания военизированных органов правопорядка. Выделена структура и функции Национальной гвардии. В рамках возложенных обязанностей на Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации проанализированы полномочия данной службы. Важным дополнением к функциям Внутренних войск у создаваемой Национальной гвардии будет функция оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Внутренние войска не являлись субъектом оперативно-розыскной деятельности, поскольку не было закона, регламентировавшего данные полномочия.

Ключевые слова: правовой статус, федеральная служба, национальная гвардия, внутренние войска, полномочия, задачи, создание, закон.

ON SOME ISSUES OF THE LEGAL STATUS OF THE FEDERAL SERVICE OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

CHERVINSKAYA A. P. — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Constitutional and Municipal Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: sasha.m-87@mail.ru)

The article examines the legal status of a new body of Executive power of Russia — Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation. The author describes the historical background and traditions of establishment of law enforcement bodies. The structure and functions of the National Guard are outlined. Within its responsibilities given to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Security Service of the Russian Federation the powers of this service are analyzed. An important addition to the functions of the Internal Troops of created National Guard will be a function of investigative activity. Internal troops were not the subject of investigative activity, as there was no law to regulate these powers.

Keywords: legal status, Federal Service, National Guard, internal forces, powers, objectives, establishment, law.

Червинская Александра Павловна — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и муниципального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, адрес: 302028, Россия, г. Орел, ул. Панчука, д. 1, e-mail: sasha.m-87@mail.ru_

В настоящее время одной из самых обсуждаемых тем является появление в России новой силовой структуры — Национальной гвардии. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, 5 апреля 2016 года глава государства издал указ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»1.

В этот же день на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесены ряд проектов федеральных законов «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О внесении изменений в статью 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации», «О внесении изменения в статью ЗЗЗ38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в статью 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении». В соответствии с пунктом «г» статьи 84 и статьей 104 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является одним из субъектов законодательной инициативы2. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации3.

Президент Российской Федерации постановил образование нового органа в системе и структуре органов исполнительной власти — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Статус данной службы определен как правопреемник Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений. Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возглавил директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющий

1Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» II Собр. зак. 11.04.2016, №15, ст.2072.

конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. II Собр. зак. 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

3 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. №6-ФКЗ II 22.12.1997, №51, ст. 5712._

управление войсками национальной гвардии Российской Федерации. Данный орган исполнительной власти призван осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно— правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

/-

СТАТУС - является самостоятельным органом, подчиняется Президенту России

функции нового подразделения

• Участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения

• Участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции

• Участие в борьбе с экстремизмом

• Участие в территориальной обороне России

• Участие в охране важных государственных объектов и специальных грузов

• Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации

• Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны

Нацгвардия не потребует увеличения штатной численности, ее создание позволит оптимизировать силовые структуры;

Сотрудники МВД при переходе в Нацгвардию сохранят свои звания и соцгарантии. Нацгвардия будет состоять не только из контрактников, но и из призывников

Рисунок 1 — Структура и функции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Figure 1 — Structure and functions of the Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation

Как видно из рисунка 1, в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены: Войска национальной гвардии России, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации и авиационные подразделения (переданы из МВД России); Специальные отряды быстрого реагирования (из территориальных органов МВД России); Отряды мобильные особого назначения (из территориальных органов МВД России); органы управления и подразделения осуществляющие федеральный государственный контроль за оборотом оружия и в сфере частной охранной деятельности (из МВД России); органы управления и

подразделения в сфере вневедомственной охраны (из МВД России). Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации передано в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации1.

Если обратиться к истории, то известно, что первоначальным военизированным органом правопорядка в России являлась Внутренняя стража. В начале 1811 года несколькими указами императора Александра I местные гарнизонные роты и уездные команды, подчиненные гражданскому начальству, и выполнявшие обязанности по охране внутреннего порядка, были переданы из гражданского ведения в военное подчинение. На их базе в губернских городах Европейской России были сформированы внутренние гарнизонные батальоны, сведенные в бригады внутренней стражи, которые, в свою очередь, объединены в округа внутренней стражи. Возглавил внутреннюю стражу генерал-адъютант Е. Ф. Комаровский. Было утверждено «Положение для внутренней стражи», согласно которому она использовалась: в помощь исполнению законов и приговоров суда; на поимку, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ; на усмирение неповиновении и буйства; для поимки беглых, ушедших преступников и дезертиров; для преследования запрещённых и тайно провезенных товаров; в помощь, свободному движению внутреннего продовольствия; для содействия сбору податей и недоимок; для сохранения порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, законом терпимых; для охранения порядка на ярмарках, торгах, народных и церковных празднествах и пр.; для принятия и провожания рекрутов, преступников, арестантов и пленных; для отправления военных, просрочивших отпуски, к их командам; на пожары, для помощи при, разлитии рек и тому подобного; для отряжения нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам; для провожания казны, а сверх того, для употребления к выемкам при открытии корчемства и к страже виновных до отсылки их к суду2.

Непосредственно предшествующим Национальной гвардии формированием являлись внутренние войска МВД России, созданные в 1992 году. В состав войск вошли все бывшие формирования Внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на территории РСФСР.

Задачи внутренних войск МВД России были определены в Федеральном законе № 27 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации3.

Задачами вновь созданной службы являются: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении

1 Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» II Собр. зак. 11.04.2016, №15, ст.2072.

2 Белобородов Г.С. История внутренних войск. Хроника событий (1811 -1991 гг.) II изд. ГУВВ МВД России: Москва, 1995 г. 151 стр.

3 Федеральный закон от 6 февраля 1997 года №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2015 года №449-ФЗ//Собр. зак. 10.02.1997 г., №6, ст.711._

правового режима контртеррористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации1.

Проанализировав полномочия, возложенные на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, можно сделать вывод о том, они будут ближе к полномочиям сотрудников полиции, чем внутренних войск. Среди них — задержание граждан, проникновение в жилые и иные помещения, оцепление местности и блокирование различных объектов, в том числе принадлежащих гражданам и организациям. Многие статьи проекта закона полностью копируют аналоги из действующего сейчас Федерального закона «О полиции»2, кроме того, во многом они корреспондируются с задачами, стоящими перед Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Войска Национальной гвардии будут пресекать преступления, административные правонарушения, проверять у граждан документы, составлять протоколы, задерживать и доставлять в полицию правонарушителей и подозреваемых в совершении преступлений. На охраняемых особо важных объектах им разрешается производить досмотр транспортных средств и личный досмотр граждан.

Сотрудникам Национальной гвардии будет разрешено задерживать скрывающихся от суда и следствия, а также совершивших побег из мест заключения или медицинских организаций, при этом будет гарантироваться соблюдение прав последних на бесплатную юридическую помощь, медицинскую и других прав. Порядок и условия применения физической силы и огнестрельного оружия сотрудниками Национальной гвардии полностью воспроизводит текст статьи 23 Закона «О полиции»3.

От полиции к Национальной гвардии переходят полномочия по изъятию, хранению и уничтожению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. По словам В.В. Путина, одной из основных причин создания нового органа исполнительной власти является «... поставить под особый контроль оборот оружия в стране...»4.

Помимо выполнения боевых задач войска Национальной гвардии предлагается привлекать к ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе — к карантинным мероприятиям во время эпидемий.

На наш взгляд, прямое подчинение Президенту России вновь созданной структуры исполнительной власти закономерно, поскольку Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации - самостоятельный орган государственный власти на уровне министерства, а все министерства подчиняются главе государства, тем более что полномочия данного органа исполнительной власти отнесены к сфере обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

1 Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» II Собр. зак. 11.04.2016. — №15. — ст.2072.

2 Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. «О полиции» №3-Ф3 с изменениями внесенными Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-Ф3II Собр. зак. 14 февраля 2011 г. — №7. — Ст.900.

3 Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. «О полиции» №3-Ф3 с изменениями внесенными Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-Ф3II Собр. зак. 14 февраля 2011 г. — №7. —Ст.900. — Ст. 23.

4 Стенограмма Прямой линии с Президентом России В. Путиным II http://www.president-line.ru/ (Дата обращения: 26 февраля 2016 г._

Подводя итог рассматриваемому вопросу, следует еще раз отметить, что создание нового органа исполнительной власти в сфере обороны и безопасности России предопределено внешней политикой не только нашего государства, но и других государств, в частности сопредельных. Президент Российской Федерации, выделив из состава Министерства внутренних дел Российской Федерации и преобразовав внутренние войска, сделал очередной шаг на пути укрепления безопасности России, создал самостоятельный мощный орган исполнительной власти с широкими полномочиями. Вопросы взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и другими органами государственной власти требуют дальнейшей проработки подробной законодательной регламентации.

Библиография/References:

1. Белобородов Г.С. История внутренних войск. Хроника событий (1811— 1991гг.). - М.: Изд—во ГУВВ МВД России, 1995. - 151 с.

1. Beloborodov, G.S. (1995) Istoriia vnutrennikh voisk. Khronika sobytii (1811— 1991gg.) [The history of the internal troops. Chronicle of events (1811—1991)],-M.:Izd—vo GUW MVD Rossii. -151 p.(ln Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.