Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»'

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ / ВЕРХОВНЫЙ НАРОДНЫЙ СУД КНР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ямбаев Алексей Анатольевич

В статье анализируется двустороннее сотрудничество России и Китая в рамках выдвинутой Китаем экономической инициативы «Один пояс, один путь» на предмет развитости экономико-правовых отношений стран, а также наличия правовых проблем при осуществлении государствами совместной работы над инфраструктурными проектами. Автор перечисляет основные совместно реализуемые в настоящее время российско-китайские проекты под эгидой инициативы «Один пояс, один путь»; признает возможность существования правовой неопределенности в вопросах приграничного сотрудничества двух стран при возникновении споров гражданского, уголовного и экономического характера; акцентирует внимание на имеющейся сложности для судебных органов в вопросах правильного применения права, признания и приведения в исполнение решений иностранных судов, сбора и приобщения доказательств; обращается к механизмам досудебного и судебного разрешения экономических споров в приграничных с Россией регионах Китая; подчеркивает наличие различий в законодательном регулировании странами отдельного вида договора как примера возможных правовых коллизий при сотрудничестве; указывает на важность участия в отношениях стран в рамках рассматриваемых вопросов профессиональных юридических представителей. В результате автор приходит к выводу о необходимости в целях корректного исполнения соглашений сторон в рамках инициативы учета и недопущения указанных в статье правовых проблем при реализации инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF LEGAL PROBLEMS IN IMPLEMENTATION OF RUSSIAN-CHINESE COOPERATION UNDER THE “ONE BELT, ONE ROAD” INITIATIVE

The article analyses the bilateral cooperation between Russia and China within the Belt and Road Initiative, launched by China, in order to define the level of current economic and legal states’ relations, and to expose legal obstacles in the process of infrastructure projects collaborative implementation. The author lists the main jointly implemented Russian-Chinese projects under the Belt and Road Initiative; presumes the possible existence of legal uncertainty in two state’s cross-border cooperation in a civil, criminal and arbitration disputes; focuses on the difficulties for judges to applicate the law, recognize and enforce foreign judgments, gather evidence and attach it to the case; describes the current mechanisms of pre-trial and judicial settlement of economic disputes within the territory of China boundary regions; gives accent to the differences in the state’s legislative regulation of one type of contracts as an example of potential legal conflicts within economic cooperation; notes the value of hiring professional legal representatives for participation in commercial arbitrations. The author comes to the conclusion that it is necessary to considering the exposed legal problems under discussion while performing the contractual obligations within the infrastructure projects, and to be able to prevent unwanted legal consequences.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»»

9. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. №16-КГ17-3 // СПС «КонсультантПлюс»

10. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.09.2019 по делу №33-11751/2019 // СПС «КонсультантПлюс»

11. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2019 по делу № 33-47109/2019 СПС «КонсультантПлюс»

12. Письмо Минфина России от 22.08.2014 № 03-04-06/42105 // Нормативные акты для бухгалтера. 2014. №19.

13. Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1 //Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. №1 (ч. II)

14. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2019 № 33-19819/2019 СПС «КонсультантПлюс»

15. Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2019 по делу № 33-11362/2019 СПС «КонсультантПлюс»

16. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.01.2019 № 18-КГ18-225 СПС «КонсультантПлюс»

17. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 № 5-КГ19-1 // СПС «КонсультантПлюс»

18. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2018 г. № 56-КГ18-18.

19. Решение № 2-354/2017 2-354/2017~М-333/2017 М-333/2017 от 26 сентября 2017 г. по делу № 2-354/2017 //https://sudactru/regular/doc/AJooRавx3xOXdd/

References and Sources

1. Syrovatskaya L.A. Otvetstvennost' za narusheniya trudovogo zakonodatel'stva. M.: Yurid. lit., 1990. 176 c.

2. Gusov K.N., Poletaev Yu.N. Otvetstvennost' po rossijskomu trudovomu pravu. M.: Velbi, Prospekt, 2008. 272s.

3. Chikanova L.A. material'naya otvetstvennost' storon trudovogo dogovora kak samostoyatel'nyj vid yuridicheskoj otvetstvennosti imushchestvennogo haraktera // Yuridicheskaya otvetstvennost': sovremennye vyzovy i resheniya. Materialy dlya VIII Ezhegodnyh nauchnyh chtenij pamyati professora S.N. Bratusya. 2013. S.164-173.

4. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda RF ot 28.01.2019 №18-KG18-225 // SPS «Konsul'tantPlyus»

5. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 16.11.2006 goda №52 «O primenenii sudami zakonodatel'stva, Reguliruyushchego material'nuyu otvetstvennost' rabotnikov za ushcherb, prichinennyj rabotodatelyu» //SPS «Konsul'tantPlyus»

6. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 03.06.2019 №9-KG19-5 //SPS «Konsul'tantPlyus».

7. Obzor praktiki rassmotreniya sudami del o material'noj otvetstvennosti rabotnika, utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 05.2.2018 // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2019. №7.

8. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 03.06.2019 №9-KG19-5 //SPS «Konsul'tantPlyus»

9. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 17 aprelya 2017 g. №16-KG17-3 // SPS «Konsul'tantPlyus»

10. Apellyacionnoe opredelenie Volgogradskogo oblastnogo suda ot 26.09.2019 po delu №33-11751/2019 // SPS «Konsul'tantPlyus»

11. Apellyacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 28.10.2019 po delu № 33-47109/2019 SPS «Konsul'tantPlyus»

12. Pis'mo Minfina Rossii ot 22.08.2014 № 03-04-06/42105 // Normativnye akty dlya buhgaltera. 2014. №19.

13. Pis'mo Rostruda ot 19.10.2006 № 1746-6-1 //ZHurnal rukovoditelya i glavnogo buhgaltera ZHKKH. 2007. №1 (ch. II)

14. Apellyacionnoe opredelenie Sankt-Peterburgskogo gorodskogo suda ot 12.09.2019 № 33-19819/2019 SPS «Konsul'tantPlyus»

15. Apellyacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 14.03.2019 po delu № 33-11362/2019 SPS «Konsul'tantPlyus»

16. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda RF ot 28.01.2019 № 18-KG18-225 SPS «Konsul'tantPlyus»

17. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16.04.2019 № 5-KG19-1 // SPS «Konsul'tantPlyus»

18. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16 iyulya 2018 g. № 56-KG18-18.

19. Reshenie № 2-354/2017 2-354/2017~M-333/2017 M-333/2017 ot 26 sentyabrya 2017 g. po delu № 2-354/2017 //https://sudact.ru/regular/doc/AJooRavx3xOXdd/

САПФИРОВА АПОЛЛИНАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой земельного, трудового и экологического права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина SAPFIROVA, APOLLINARIYA A. - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Land, Labor and Environmental Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (pol499@yandex.ru).

УДК 341.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-199-205

ЯМБАЕВ А.А.

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»

Ключевые слова: российско-китайское сотрудничество, правовое регулирование, инфраструктурный проект, приграничное сотрудничество, правовые проблемы, экономические споры, международный коммерческий арбитраж, Верховный народный суд КНР.

В статье анализируется двустороннее сотрудничество России и Китая в рамках выдвинутой Китаем экономической инициативы «Один пояс, один путь» на предмет развитости экономико-правовых отношений стран, а также наличия правовых проблем при осуществлении государствами совместной работы над инфраструктурными проектами. Автор перечисляет основные совместно реализуемые в настоящее время российско-китайские проекты под эгидой инициативы «Один пояс, один путь»; признает возможность существования правовой неопределенности в вопросах приграничного сотрудничества двух стран при возникновении споров гражданского, уголовного и экономического характера; акцентирует внимание на имеющейся сложности для судебных органов в вопросах правильного применения права, признания и приведения в исполнение решений иностранных судов, сбора и приобщения доказательств; обращается к механизмам досудебного и судебного разрешения экономических споров в приграничных

с Россией регионах Китая; подчеркивает наличие различий в законодательном регулировании странами отдельного вида договора как примера возможных правовых коллизий при сотрудничестве; указывает на важность участия в отношениях стран в рамках рассматриваемых вопросов профессиональных юридических представителей. В результате автор приходит к выводу о необходимости в целях корректного исполнения соглашений сторон в рамках инициативы учета и недопущения указанных в статье правовых проблем при реализации инфраструктурных проектов.

IAMBAEV, A.A.

ON SOME ISSUES OF LEGAL PROBLEMS IN IMPLEMENTATION OF RUSSIAN-CHINESE COOPERATION UNDER THE "ONE BELT, ONE ROAD" INITIATIVE

Key words: Russian-Chinese cooperation; infrastructure project; cross-border cooperation; legal problems; economic disputes; international commercial arbitration; The Supreme People's Court of The People's Republic of China; legislative differences.

The article analyses the bilateral cooperation between Russia and China within the Belt and Road Initiative, launched by China, in order to define the level of current economic and legal states' relations, and to expose legal obstacles in the process of infrastructure projects collaborative implementation. The author lists the main jointly implemented Russian-Chinese projects under the Belt and Road Initiative; presumes the possible existence of legal uncertainty in two state's cross-border cooperation in a civil, criminal and arbitration disputes; focuses on the difficulties for judges to applicate the law, recognize and enforce foreign judgments, gather evidence and attach it to the case; describes the current mechanisms of pre-trial and judicial settlement of economic disputes within the territory of China boundary regions; gives accent to the differences in the state's legislative regulation of one type of contracts as an example of potential legal conflicts within economic cooperation; notes the value of hiring professional legal representatives for participation in commercial arbitrations. The author comes to the conclusion that it is necessary to considering the exposed legal problems under discussion while performing the contractual obligations within the infrastructure projects, and to be able to prevent unwanted legal consequences.

Российско-китайские взаимоотношения в области политико-экономического сотрудничества на современном этапе вдохновлены оптимистичными высказываниями на высшем уровне с обеих сторон. «Отношения достигли очень высокого уровня, отношения между нашими странами, пожалуй, как мы часто говорим, беспрецедентного уровня» - оценил в мае 2020 года степень сотрудничества стран президент России В.В. Путин [1]. В свою очередь, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин в январе 2021 года охарактеризовал партнерские отношения государств известной китайской поговоркой [2], что означает

«настоящее золото огня не боится».

Установка акцента на определении взаимовыгодных стратегических задач между Россией и Китаем привела к развитию определенных экономических инициатив в формате, удовлетворяющем интересы обоих государств. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, к декабрю 2020 года количество только осуществленных совместных инвестиционных проектов государств, начиная с 2014 года, достигло 17, а 26 инициатив находятся на стадии реализации [3]. Некоторые из таких инфраструктурных проектов являются частью рассматриваемой в данной статье масштабной международной стратегии, выдвинутой Китаем в 2013 году, под названием «Один пояс, один путь» объединяющей проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» и призванной положить начало крупнейшей в мире транспортно-логистической сети.

Характеризуя инициативу, стоит обратить внимание на преследуемые ее создателями основные теоретические и практические цели. К первым относятся стимулирование роста мировой экономики и достижение совместного развития государств-участников инициативы за счет трех факторов - политического взаимодоверия, экономического сотрудничества и культурной толерантности [4]. Практической целью проекта, указанной в официальных источниках, является объединение стран в идее создания торгово-инвестиционных программ, призванных значительно сократить временные и финансовые затраты при осуществлении международной континентальной и морской торговли [5]. Территориальные направления такой торговли, в соответствии с названием инициативы и ее подпроектов, основаны на маршрутах древнего Великого шелкового пути, соединявшего Восточную Азию со Средиземноморьем, поэтому конечными точками транспортных коридоров современной экономической концепции являются центрально-азиатские, африканские и европейские страны.

Членство в проекте «Один пояс, один путь» 140 стран и 31 международной организации, по состоянию на февраль 2021 года [6], приведшее к подписанию международных соглашений о сотрудничестве, как минимум, свидетельствует о высокой степени актуальности и инвестиционной привлекательности данной инициативы в мировом масштабе.

Несмотря на относительно скудную освещенность в публичном поле заключаемых между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой соглашений, непосредственно

связанных с инфраструктурными проектами под эгидой «Одного пояса, одного пути», и их конкретной реализации, таких международных сделок к 2021 году накопилось достаточно, чтобы говорить о развитии китайской инициативы в рамках партнерских отношений с Россией.

К примеру, на стадии реализации к настоящему времени находятся следующие крупные совместные проекты:

- первый масштабный энергетический проект с участием России и Китая после выдвижения инициативы - арктический завод «Ямал СПГ» по добыче, сжижению и реализации природного газа;

- первый совместный китайско-российский пассажирский лайнер «CR929»;

- российско-китайский участок газопровода «Сила Сибири» - газопровод «Восточный маршрут»;

- крупнейший проект сотрудничества России и Китая в атомной энергетике - Тяньваньская атомная электростанция;

- первый китайско-российский железнодорожный мост через реку Амур (Хэйлунцзян), связывающий китайский город Тунцзян и российское село Нижнеленинское;

- первый китайско-российский автомобильный мост через реку Амур (Хэйлунцзян), связывающий китайский город Хэйхэ и российский город Благовещенск;

- высокоскоростная железная дорога «Москва-Казань» как часть высокоскоростной магистрали экономического пояса Шелкового пути - трансевразийской грузопассажирской транспортной артерии «Москва-Пекин» [7];

- совместный российско-китайский лесопромышленный кластер на территории Томской области «Асиновский лесопромышленный парк» [8];

- проект по строительству многофункционального жилого комплекса в городе Санкт-Петербурге «Балтийская жемчужина» [9].

Указанные девять серьезных инфраструктурных проектов, реализуемых предприятиями двух стран при тесном взаимодействии, не являются исчерпывающим списком существующих проектов в области экономического партнерства России и Китая в рамках реализации «Экономического пояса Шелкового пути», однако наиболее обсуждаемы в данном дискурсе и представляют интерес для рассмотрения их особенностей.

Более детальное изучение некоторых аспектов данных проектов позволяет говорить не только о преимуществах китайской инициативы и точечных перспективах интеграции стран-участников, но и о возможных, а также уже существующих, несмотря на относительную молодость выдвинутой стратегии, трудностях, с которыми сталкиваются государства при заключении контрактов и получении первых результатов воплощаемых политико-экономических задумок. Абстрагируясь от экономической стороны темы, обратимся к реже поднимаемым, но не менее важным вопросам правового характера, несомненно имеющим место в повестке обсуждения несовершенств механизмов разрешения различного рода споров в пределах двусторонних соглашений.

Очевидно, что воплощение любого крупного инфраструктурного проекта подразумевает наличие определенных рисков. Такие риски схожи с теми, что возникают при ведении предпринимательской деятельности - экономическими, с тем лишь отличием, что преимущественной задачей инвесторов является не извлечение прибыли, а эффективная реализация вложенных бюджетных средств. Кроме того, как и на любом предприятии, а все вышеназванные проекты связаны с конструированием сложных объектов при задействовании значительного числа специалистов, существуют и риски возникновения споров гражданского и уголовного характера. Это дает понимание того, что перед инвесторами, которыми в данном случае выступают государства, в ходе выполнения инфраструктурных задач непременно возникает необходимость предусмотреть способы разрешения спорных ситуаций в судебном порядке. В связи с этим эффективное разрешение возникающих споров является безусловным приоритетом для сотрудничающих стран с учетом международного формата взаимоотношений, что нередко представляет сложность для судов, например, в вопросах корректного применения права той или иной страны, а также признания и приведения в исполнение решений иностранных судов.

Верховный народный суд Китайской Народной Республики, а также эксперты и деятели науки Китая не раз подчеркивали приоритет верховенства закона при становлении и реализации стратегии «Один пояс, один путь» [10]. Ученые сходятся во мнении о необходимости объединения усилий для совершенствования правовой системы внешней торговли, разработки законов об иностранных и внешних инвестициях, формирования правовых механизмов помощи иностранным инвесторам с учетом особенностей китайского законодательства. Кроме того, подчеркивается важность включения новых разработок в международные экономические и торговые правила для создания справедливого и прозрачного делового климата, активного обеспечения правового консультирования в соответствии с позиционированием региона страны-участницы в проекте, повышения уровня доверия к судебным системам государств в целях полной реализации судебных полномочий при защите прав субъектов международных отношений, гарантий международного авторитета каждой страны, поддерживающей концепцию «Одного пояса, одного пути» [11].

Безусловно, у участников проекта имеются значительные отличия, проявляющиеся не только в различиях культур или моделях экономики, но также и в правовых, судебных системах. Китайская сторона осознает возможность возникновения множества спорных ситуаций правового характера при достижении точечных экономических и политических целей. Поэтому эксперты считают своевременным развивать механизмы разрешения коммерческих споров, совместимые с конструкцией такого крупного инфраструктурного проекта, как «Один пояс, один путь», путем выведения на передний план китайских арбитражных институтов, ориентированных на данный рынок и способных активно сотрудничать с судебными органами других стран для изучения и учета различий в их законодательствах. Стабильная правовая поддержка должна в том числе заключаться в тесном сотрудничестве государственных органов стран, совместно работающих над инвестиционными проектами. В частности, крайне важным представляется налаженное взаимодействие судебных, правоохранительных и иных компетентных органов, представляющее пользу, например, в вопросах вручения судебных повесток, расследования, получения и приобщения доказательств, производства экспертиз и осмотров при рассмотрении гражданских, уголовных и арбитражных дел.

Примером уже налаженного взаимодействия в этом отношении является Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, ратифицированный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 26 февраля 1993 года № 4560-1. Так, в соответствии со статьей 22 указанного договора, стороны обязуются исполнять по просьбе поручения о совершении процессуальных действий, связанных со сбором доказательств, а также о их передаче [12].

В то же время в договоре не оговорены правила сбора доказательств при включении в отношения третьей стороны - иностранного государства, что имеет место в контексте сотрудничества внутри «Экономического пояса Шелкового пути», поскольку, для примера, при выполнении определенного рода работ материалы могут приобретаться исполнителями за рубежом, что создает дополнительные правоотношения. Таким образом, выстроенное взаимодействие правоохранительных и иных органов крайне важно для детализированного согласования всех существенных условий сотрудничества.

Кроме того, развитие должно касаться и внесудебных способов урегулирования споров. Такая деятельность уже налажена в приграничных с Россией регионах Китая. Так, в Маньчжурии открыта комната судебных примирителей, рассматривающих споры с иностранным элементом. Также совместно с Народным судом Маньчжурии создан Маньчжурский Народный комитет по урегулированию споров с иностранным элементом [13], задачей

которого является посредничество в урегулировании внешнеторговых споров.

Основным местом разрешения экономических споров между участниками инициативы «Один пояс, один путь» является Гонконгский международный арбитражный центр (Hong Kong International Arbitration Centre, HKIAC) [14], имеющий многолетний опыт арбитражных разбирательств в контексте китайской инициативы и установивший конкретные правила разрешения данных споров.

В то же время определение подсудности арбитражных споров является дискуссионным в ряде случаев, что продиктовано различием в законодательном регулировании этого вопроса. Для решения в том числе такого рода коллизий с середины 2018 года под эгидой Верховного народного

суда Китайской Народной Республики образованы Международные коммерческие суды в городах Шэньчжэнь и Сиань [15]. Споры, возникающие между государствами-участниками «Одного пояса, одного пути», несомненно, являются предметом рассмотрения данных судов [16].

Важным аспектом двустороннего приграничного сотрудничества является и кадровый потенциал специалистов, представляющих интересы сторон. Споры, возникающие на строительных предприятиях, редко имеют международный характер, поэтому в случае их возникновения от профессионализма юридической службы или отдельных юристов, в компетенцию которых в обязательном порядке должно входить знание основ международных торговых правоотношений, а также особенностей гражданского законодательства сотрудничающих государств, часто зависит, в правильном ли порядке будет рассматриваться спор и будут ли заявлены необходимые требования.

Опыт российско-китайских отношений в области инфраструктурных проектов ярко демонстрирует непопулярность таких направлений совместной работы, как, например, строительство приграничных мостов, особенностью которого является одновременное возведение сторонами частей конструкции, расположенных на территориях своих государств, а затем их соединение. Подтверждением этого служат уже отмеченные ранее проекты по строительству железнодорожного и автомобильного мостовых переходов на границах России и Китая, оба из которых были реализованы впервые только после старта китайской концепции «Один пояс, один путь», несмотря на десятилетия экономических отношений стран [17].

Законодательные акты России и Китая, регулирующие особенности договорных отношений, которые также могут являться предметом рассмотрения судами, несмотря на смысловую близость, тем не менее имеют и различия. Положения в законодательствах стран, связанные, в частности, с определением содержания договора международной купли-продажи, а также цены по договору, схожи, однако различны в контексте положений о неправомерных действиях в рамках исполнения договорных обязательств, а также в вопросах принятия мер по устранению недостатков товара, уплате неустойки, потере задатка и возмещению убытков. Данный пример является лишь частностью, в то время как рамки взаимоотношений в процессе исполнения обязательств по крупным инвестиционным проектам не ограничиваются лишь вопросами купли-продажи. Все это необходимо учитывать при возникновении экономических правонарушений, в связи с чем квалификация юристов, заявляющих требования от лица одной их сторон, имеет в данных случаях первостепенный характер.

Немаловажным также является и достаточное количество специалистов, участвующих в проектах, профессионально владеющих языками государств-партнеров, поскольку в процессе фактической реализации инфраструктурных проектов имеется потребность в налаживании грамотного взаимодействия между их участниками, что может быть обеспечено только с учетом привлечения опытных сотрудников со знанием иностранного языка.

С учетом вышесказанного, участие России в такой масштабной инвестиционной стратегии как «Один пояс, один путь» с ее особенностями, касающимися построения логистических связей между Азией и Европой при непосредственном участии России в данном процессе, принимая во внимание реализуемое внутри проекта инвестиционное партнерство России и Китая, приводящее к созданию крупных инфраструктурных соглашений, должно строиться не только на принципах всеобъемлющего партнерства на высшем уровне, но и быть выстроено в соответствии со всеми учитываемыми трудностями межрегионального приграничного взаимодействия.

В настоящее время, безусловно, имеется ряд нерешенных проблем в таком взаимодействии. В пример стоит привести хотя бы то, что, реализуя строительство железнодорожного приграничного мостового перехода, стороны не раз откладывали окончание работ и сдачу объекта в эксплуатацию. При этом китайская сторона ссылалась на промедления со стороны российских партнеров при возведении соответствующей части моста, в то время как китайская часть работ была закончена в короткие сроки. Российская же сторона соглашения отмечала, что работы по возведению данной части моста задерживает общество, частично принадлежащее китайскому фонду.

Без сомнения можно утверждать, что подобного рода споры без качественной правовой поддержки, взаимодействия государственных органов стран-партнеров, налаженной коммуникации фактических исполнителей межгосударственных договоренностей, обладающих

пониманием тонкостей как культурных, так и законодательных особенностей стран, могут привести не только к простоям в проектах, но и создавать напряженную социально-экономическую обстановку, непосредственно влияющую на реальную оценку взаимоотношений государств внутри «Одного пояса, одного пути» и других политически важных проектов.

Осознавая это, российской и китайской сторонам заключаемых соглашений важно обеспечивать конструктивное и основанное на взаимовыгодных условиях решение всех возникающих в процессе сотрудничества правовых вопросов, поскольку, в отсутствие возможности избежать наличия тех или иных противоречий, правовой профессионализм, помноженный на дипломатичность, обеспечивает успешную реализацию инициатив, направленных на расширение торгово-экономических связей.

Литература и источники

1. Путин: отношения России и Китая достигли беспрецедентного уровня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20150508/1063269299.html (дата обращения: 15.03.2021).

2. Ж^Иг^^гйНРфМЙЙИ^Ю-Ф®^^ "ЖЙ^'ЙЛЖ". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1687477374372613128&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 15.03.2021).

3. Россия и Китай утвердили перечень значимых проектов инвестиционного сотрудничества на 107 млрд. долларов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_i_kitay_utverdili_perechen_ znachimyh_proektov_investicionnogo_sotrudnichestva_na_107_mlrd_dollarov.html (дата обращения: 15.03.2021).

4. Инициатива «Один пояс и один путь»: важнейший фактор выстраивания современных международных отношений: сборник материалов научной конференции, Алматы, 19 апреля 2019 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dku.kz/content/ (дата обращения: 11.03.2021).

5. Один пояс, один путь. Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (дата обращения: 10.03.2021).

6. Е^ФШШСТйЯ"— ш—й" Ш. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp?tm_id=126&cat_id=10122&info_id=77298 (дата обращения: 12.03.2021).

7. На форуме «Один пояс - один путь» подписали соглашения на 64 млрд. долларов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20190427/1553109201.html (дата обращения: 16.03.2021).

8. Асиновский лесопромышленный парк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alpgroup.org/ (дата обращения: 16.03.2021).

9. Байкальская жемчужина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bpearl.net/o-proekte/ (дата обращения: 16.03.2021).

10. Лун Чанхай. Экономический коридор Китай - Монголия - Россия: вопросы правового сотрудничества приграничных регионов // Россия и АТР. 2018. № 1 (99). С. 108-109.

11. Мостовой переход через р. Амур. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skmost.ru/object/nizhneleninskoe (дата обращения: 15.03.2021).

12. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам: подписан в г. Пекине 19.06.1992. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901090 (дата обращения: 10.03.2021).

13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hlbe.mzls.nmgzf.gov.cn/sdjs/fzka/2020-06-09/1389.html (дата обращения: 10.03.2021).

14. HKIAC. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hkiac.org/ (дата обращения: 10.03.2021).

15. Международный Коммерческий Суд. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chinaperevod.com/info/mezhdunarodnyy-kommercheskiy-sud (дата обращения: 18.03.2021).

16. China International Commercial Court. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cicc.court.gov.cn/ (дата обращения: 15.03.2021).

17. Мостовой переход через р. Амур. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skmost.ru/object/nizhneleninskoe (дата обращения: 15.03.2021).

References and Sources

1. Putin: otnosheniya Rossii i Kitaya dostigli besprecedentnogo urovnya. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20150508/1063269299.html (data obrashcheniya: 15.03.2021).

2. Straff : ^гЯ^МЙШМ^Я, [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1687477374372613128&wfr=spider&for=pc (data obrashcheniya: 15.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rossiya i Kitaj utverdili perechen' znachimyh proektov investicionnogo sotrudnichestva na 107 mlrd. dollarov. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_i_kitay_utverdili_perechen_ znachimyh_proektov_investicionnogo_sotrudnichestva

na 107 mlrd dollarov.html (data obrashcheniya: 15.03.2021).

4. Iniciativa «Odin poyas i odin put'»: vazhnejshij faktor vystraivaniya sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenij: sbornik materialov nauchnoj konferencii, Almaty, 19 aprelya 2019 goda. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://dku.kz/content/ (data obrashcheniya: 11.03.2021).

5. Odin poyas, odin put'. Ekonomicheskij poyas Shelkovogo puti i Morskoj Shelkovyj put' XXI veka. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (data obrashcheniya: 10.03.2021).

6. ЕИФВЖТЙЙ"— ш—й" [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp?tm id=126&cat id=10122&info id=77298 (data obrashcheniya: 12.03.2021).

7. Na forume «Odin poyas - odin put'» podpisali soglasheniya na 64 mlrd. dollarov. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20190427/1553109201.html (data obrashcheniya: 16.03.2021).

8. Asinovskij lesopromyshlennyj park. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.alpgroup.org/ (data obrashcheniya: 16.03.2021).

9. Bajkal'skaya zhemchuzhina. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://bpearl.net/o-proekte/ (data obrashcheniya: 16.03.2021).

10. Lun Chanhaj. Ekonomicheskij koridor Kitaj - Mongoliya - Rossiya: voprosy pravovogo sotrudnichestva prigranichnyh regionov // Rossiya i ATR. 2018. № 1 (99). S. 108-109.

11. Mostovoj perekhod cherez r. Amur. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.skmost.ru/object/nizhneleninskoe (data obrashcheniya: 15.03.2021).

12. Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj o pravovoj pomoshchi po grazhdanskim i ugolovnym delam: podpisan v g. Pekine 19.06.1992. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/1901090 (data obrashcheniya: 10.03.2021).

13. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://hlbe.mzls.nmgzf.gov.cn/sdjs/fzka/2020-06-09/1389.html (data obrashcheniya: 10.03.2021).

14. HKIAC. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.hkiac.org/ (data obrashcheniya: 10.03.2021).

15. Mezhdunarodnyj Kommercheskij Sud. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://chinaperevod.com/info/mezhdunarodnyy-kommercheskiy-sud (data obrashcheniya: 18.03.2021).

16. China International Commercial Court. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://cicc.court.gov.cn/ (data obrashcheniya: 15.03.2021).

17. Mostovoj perekhod cherez r. Amur. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.skmost.ru/object/nizhneleninskoe (data obrashcheniya: 15.03.2021).

ЯМБАЕВ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант, Байкальский государственный университет, Россия, г. Иркутск. IAMBAEV, ALEKSEI A. - Ph.D. student, Baikal State University, Irkutsk (iambaev.al@mail.ru).

УДК 343.3 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-205-208

ШЕЙРЕНОВ Ж.Н.

ИНОСТРАННОЕ ПУБЛИЧНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: должностное лицо, иностранное должностное лицо, коррупционное преступление, взяточничество, субъект коррупционного преступления.

В статье рассматривается содержание понятия «иностранное публичное должностное лицо», предусмотренное в Уголовном кодексе Кыргызской Республики в качестве альтернативного субъекта получения взятки. Автор обращает внимание на то, что сформулированное на основе положения Конвенции ООН против коррупции 2003 г. определение данного термина по содержанию значительно отличается от традиционного понятия - «должностное лицо», и характеризуется широтой определяющих критериев, что позволяет понимать под данным субъектом любое лицо, выполняющее публичную функцию в иностранном государстве, к числу которых можно отнести не только служащих в государственных органах, но и адвокатов, частных нотариусов и других лиц, обеспечивающих признаваемые государством публичные интересы граждан и общества. Такое не конкретизированное определение субъекта коррупционного преступления затрудняет работу правоприменителя. В связи с этим отмечается необходимость соответствующих пояснений Пленума Верховного Суда КР касательно расследования коррупционных преступлений субъектом которых выступают иностранные публичные должностные лица.

SHEIRENOV, Zh.N.

FOREIGN PUBLIC OFFICER AS A SUBJECT OF A CORRUPTION CRIME IN CRIMINAL LAW OF THE KYRGYZ REPUBLIC Key words: official, foreign official, corruption crime, bribery, subject of corruption crime.

The article examines the content of the concept of "foreign public official" provided in the Criminal Code of the Kyrgyz Republic as an alternative subject of receiving a bribe. The author draws attention to the fact that the definition of this concept, formulated on the basis of the provisions of the 2003 UN Convention against Corruption, differs in content from the traditional concept of "official", and is characterized by the breadth of the defining criteria, which makes it possible to understand by this subject any person performing a public function in a foreign state, which includes not only employees in state bodies, but also lawyers, notaries and other persons who ensure the public interests of citizens and society recognized by the state. Such an unspecified definition of the subject of a corruption crime complicates the work of a law enforcement officer. In this connection, it is noted that there is a need for appropriate explanations of the Plenum of the Supreme Court of the Kyrgyz Republic regarding the investigation of corruption crimes, the subject of which is foreign public officials.

Существуют принятые международным сообществом основополагающие документы, устанавливающие основные принципы законодательства в сфере противодействия коррупции и порядок их надлежащего применения государствами для обеспечения эффективности мер, принимаемых как против локальных, так и против транснациональных коррупционных проявлений. Одним из таких документов является Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года [1]. Данную Конвенцию Кыргызская Республика ратифицировала 6 августа 2005 г., после чего была проведена работа по приведению норм национального законодательства в соответствие с ее требованиями, в результате которой в Уголовном кодексе Кыргызской Республики 1997 г. [2] (далее - УК КР) появился новый для отечественного уголовного права специальный субъект преступления - иностранное должностные лицо.

Согласно ч. 3 ст. 6 Конституции Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются составной частью ее правовой системы. Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом. В соответствии со ст. 31 Закона Кыргызской Республики «О международных договорах Кыргызской Республики» от 24 апреля 2014 года № 64, международные договоры подлежат неукоснительному соблюдению Кыргызской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.