RFFI v 2010-2020 gg.// Vestnik Rossijskogo fonda fundamental'nyh issledovanij. - 2018. - № 4 (100). - S. 11-14.
11. Kosheleva E.Y., Samofalova E.I., Holtman C., Kopotilova Y.E. Chinese students in Russia: causes of migration and basic educational behavioral tenets// Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - T. 215. - S. 38-42.
12. V Rossii zafiksirovan sushchestvennyj prirost kolichestva kitajskih studentov// Rektor VUZa. - 2019. - N° 2. - S. 48-49.
13. Sokolova G.E. Specificheskie voprosy prepodavaniya russkogo yazyka v kitajskoj auditorii// Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. - 2019. - T. 8. - №1. - S. 56-59.
14. Antropova M.YU., Mashkina O.A. Novye tendencii v izuchenii russkogo yazyka v vuzah Kitaya// Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: CHelovek v sovremennom mire. - 2019. - № 1. - S. 90-99.
15. Lyubskaya K.A. EHkonomicheskie aspekty sotrudnichestva Rossii i Kitaya v sfere vysshego obrazovaniya s 2010 goda. Diss. ... kand. ehkon. nauk. - M., 2018. - 165 s
16. Toptygina A.V. Kitajskie studenty v Rossii// Tradicionnaya i innovacionnaya nauka: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 5 chastyah. - 2018. - S. 214.
ЧЭНЬ ВАНЬЛЭЙ - профессор, декан факультета русского языка Яньчэнского педагогического университета (КНР). CHEN WANLEI - Professor, Dean of the Russian Language Department, Yancheng Teachers University (China) (info@helri.com).
УДК 94(510).093:338.28:629
ШМАКОВА Н.Н., ГРИШАКОВА Л.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»: РИСКИ КНР
Ключевые слова: экономическое развитие Китая, торговые маршруты, морские и сухопутные перевозки, железнодорожные пути, автомобильные магистрали, грузооборот, инфраструктурные проекты.
Авторы, освещают процесс реализации концепции экономического развития Китая «Один пояс - один путь», направленную на совершенствование существующих и создание новых торгово-транспортных путей и экономических коридоров. Указаны основные направления экономических маршрутов и транзитные страны на пути торговых потоков. Особое внимание уделено возможным рискам КНР при реализации данной концепции. В заключении делается вывод о том, что взаимовыгодное сотрудничество между Китаем и Россией в области инфраструктурных проектов в дальнейшем будет нарастать.
SHMAKOVA, N.N., GRISHAKOVA, L.V. THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF CHINA "ONE BELT - ONE ROAD": THE RISKS OF CHINA
Keywords: economic development of China, trade routes, marine and land transportation, Railways, highways, freight turnover, infrastructure projects.
The authors highlight the process of implementation of the concept of economic development of China "One Belt - One Road", aimed at improving existing and creating new trade-transport routes and economic corridors. It indicated the main directions of economic routes and transit countries on the route of trade flow. Particular attention is paid to the possible risks of China in the implementation of this concept. In conclusion, it is concluded that mutually beneficial cooperation between China and Russia in the field of infrastructure projects will continue to grow.
Китай с 90-х гг. ХХ в. превратился в «сборочную фабрику мира» [1]. С каждым годом валовый внутренний продукт (ВВП) КНР становится больше. На 2018 г., по данным журнала «Мировые финансы», он составил 14,092 трлн. долл. [2]. Некоторые экономисты утверждают, что статистка западных экономических институтов некорректна, и на данный момент Китай уже является первой экономикой мира. Анисимов А.Н. в своей статье «Китай - скрытая сверхдержава», опираясь на статистику китайских справочников, отмечает, что по уровню экономического развития, сельского хозяйства, производства компьютерной техники и комплектующих, Китай давно обошел США [3].
Стремительно развивая экономику, Китай нуждается в расширении торговых маршрутов и их диверсификации. Основной поток грузоперевозок Китая проходит по морским маршрутам. Если внимательно изучить карту морских грузоперевозок [4], то можно констатировать, что, осуществляя торговлю с США и странами Юго-Восточной Азии, Китай не встречает каких-либо серьезных препятствий на своем пути. Потенциальную опасность для торговли Китая с Европой и странами Персидского залива в случае недружественных действий третьих стран представляет лишь Малаккский пролив. Этот пролив является самым загруженным в мире. Малаккский пролив - это, возможно, одно из редких мест в мире, где
морские танкеры могут попасть в пробку, как автомобили на оживленной магистрали. В течение года через Малаккский пролив проходит около 50 тыс. судов, которые обслуживают 20-25% всего морского товарооборота. В отдельные дни - до 900 грузовых и пассажирских судов. Кроме того, он используется паромами, связывающими Малайзию и Сингапур с соседней Индонезией. Согласно данным отслеживания танкерных перевозок (по материалам Глобального Торгового Атласа GTIS), через Южно-Китайское море и Сиамский залив в день проходят от 14 до 15 миллионов баррелей сырой нефти или почти 1/3 глобального нефтяного трафика. При этом 90% этого трафика приходится на Малаккский пролив [5].
Проблема для Китая в данном проливе заключается в том, что он проходит вдоль границ Малайзии и Индонезии и является достаточно узким. В случае эскалации конфликта между США и Китаем, отношения которых на данный момент носят характер торговой войны, пролив может быть легко перекрыт для китайских судов. При этом вероятность того, что соседние страны наверняка поддержат США достаточно велика, потому что во многих из них находятся военные базы США. Так в Японии на о. Окинава сосредоточено 52 тыс. военнослужащих армии США, 1100 самолетов, 1218 ракет и 370 танков, в Южной Корее - 38 тыс. гарнизон, 100 самолетов, 120 танков. Кроме того, крупные морские базы находятся на островах Гуам и Гонолулу в Тихом океане и на острове Диего Гарсия в Индийском океане [6]. В случае масштабного конфликта, торговые магистрали Южно-Китайского моря окажутся под угрозой.
Понимая масштаб проблемы и политические риски, Китай увеличивает потенциал военно-морских сил и ищет обходные пути транспортировки нефти на свою территорию. Одним из перспективных обходных маршрутов был признан порт Куаик Рhyu в Мьянме. Страна граничит с Китаем, обладает слабым промышленным потенциалом и неразвитой инфраструктурой. Китайские инвестиции в строительство нефтепровода, газопровода и железной дороги (протяженностью 810 км) от порта Куаик Рhyu до города Жуйли в приграничной провинции Юньнань дают надежду Мьянме на улучшение экономического положения в стране [5]. Однако данный проект имеет и негативные моменты. Одной из существенных проблем является наличие многочисленных группировок повстанцев на территории Мьянмы. Для них провести диверсию в районе прохождения трубопровода не составит труда, особенно, если они будут профинансированы заинтересованными в этом третьими странами [7]. Вторая проблема - потоки бирманского героина на территорию Китая. Бирманские маковые поля обеспечивают 8% мирового опиума. Ежегодно здесь производится около 85 тонн героина, который распространяется в том числе и на китайскую территорию. В одном только городе Куньмин - столице провинции Юньнань 60 тыс. человек страдают от героиновой зависимости [8].
Следующим стратегическим проектом по дифференциации морских путей следует назвать китайско-пакистанское сотрудничество вокруг глубоководного порта Гвадар, который является одним из трех крупнейших морских портов Пакистана. Морской порт был реконструирован Китаем в период с 2002 по 2005 гг. и открыт весной 2007 г. В 2008 г. грузооборот порта составил 52 тыс. т. [9]. В дальнейшем Гвадар планируют соединить с Ираном автомобильным сообщением. По проекту китайско-пакистанского экономического коридора пакистанский глубоководный порт Гвадар будет связан через Синьцзян-Уйгурский автономный район с портами Южного Китая. Сложность данного проекта заключается в том, что дорога из Пакистана в Китай проходит через спорные территории Кашмира и Ладака. Индия настороженно относиться к инфраструктурным проектам Китая, и в случае крупномасштабного конфликта между Индией и Пакистаном этот транспортный коридор будет уничтожен одним из первых. К сожалению, такой вариант событий возможен. Соединенным Штатам выгоден конфликт двух мощных азиатских гигантов, и они приложат максимум усилий, чтобы накалить обстановку. По сообщениям информационных агентств известно, что индо-пакистанский конфликт резко обострился после террористического акта 14 февраля 2019 г., когда была подорвана автоколонна индийской военизированной полиции. Погибли 45 человек [10]. После теракта прошли пограничные бои с участием авиации. На
данный момент напряженность сохраняется. Будем надеяться, что военные столкновения не перерастут в широкомасштабный конфликт.
Несмотря на противодействие США, Китай продолжает укреплять свои позиции в мире. Используя гигантские финансовые возможности, КНР скупает все активы, которые возможно приобрести. Так в 2015 г. Китаю удалось подписать соглашение со Шри-Ланкой об аренде порта Хамбантота на 99 лет. За 436 млн. долл. был куплен у Греции порт Пирей, взят у Израиля в аренду порт Хайфа, хотя подробности этой сделки не известны. Идут переговоры с Кенийским правительством об аренде глубоководного порта Момбаса. Даже Австралия не устояла и сдала в аренду китайской компании за 388 млн. долл. на 99 лет свой порт, который находится рядом с базой американских морских пехотинцев [11].
Помимо выгодного вложения инвестиций у Китая есть еще одна причина расширения своих морских транспортных магистралей - это военно-морская доктрина китайских ВМС. Пекин осознает, что возможность перебрасывать флот может повысить значимость морских коммуникаций, так как позволит обеспечить их охрану от пиратов и предотвратить закрытие портов на время войны. Для этих целей недавно была создана первая китайская зарубежная военно-морская база в Джибути, местоположение которой имеет стратегическое значение, поскольку рядом находится Баб-эль-Мандебский пролив [12].
Китайская экономическая экспансия не ограничивается только морскими путями. Согласно концепции «Один пояс - один путь», которая впервые была публично озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. во время его визита в Индонезию и страны Центральной Азии, для развития внутренних областей Китая каждый из регионов будет связан с определенным направлением:
- северо-восток Китая будет связан торгово-транспортным коридором с Российским Дальним Востоком, по железнодорожным путям Транссиба с Европой;
- с северо-запада Китая трассы и железнодорожные пути пройдут через Центральную Азию в Европу и Западную Азию, к Персидскому заливу и Средиземному морю;
- портовые города Юго-Западного Китая усилят морскую составляющую торговых перевозок в Юго-Восточную и Южную Азию, к Индийскому океану и дальше - до Европы и стран Африки [13].
Кроме того, планируется увеличение мощностей международных аэропортов в крупных городах [14].
Подробнее проанализируем ситуацию на западных границах Китая. На юго-западной границе КНР проходит самая крупная горная система в мире - Гималаи. Единственная дорога, которую удалось построить в этом регионе - Каракорумское шоссе. Она проходит вдоль горных хребтов и увеличить ее пропускную способность на данный период времени не представляется возможным по техническим причинам. Каракорумское шоссе соединяет пакистанский порт Гвадар с Синьцзян-Уйгурским автономным округом и проходит по территории, на которую претендует Индия.
К северу от Гималайских гор Китай граничит со среднеазиатскими республиками. На этом направлении уже реализовано большое количество инфраструктурных проектов. Правительство Китая заинтересовано в создании и функционировании транспортных коридоров в Иран, Турцию, далее в Европу или страны Персидского залива. Вторая ветка транспортного коридора проходит через Казахстан, Россию, Белоруссию в Германию.
В настоящий момент эти маршруты носят декларативный характер. На сегодняшний день почти 94% контейнерных грузов из Китая в Европу доставляют морским транспортом, и лишь около 6% приходится на сухопутные перевозки. Из этих 6% основная составляющая контейнерных перевозок приходится на Транссиб и только 10% от этого объёма перевозят по Казахстанской железной дороге [15]. Это объясняется тем, что данный транспортный коридор завязан на Синьцзян-Уйгурский автономный округ, который слабо развит экономически и отделен Тибетским высокогорным плато от центральных провинций Китая.
КНР рассматривает среднеазиатские республики, прежде всего, как рынок сбыта для своей продукции. Для увеличения объема торговли создаются торговые хабы. В соответствии
с указом президента Казахстана № 187 от 29 ноября 2011 г., была образована свободная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос - Восточные ворота». Данный объект площадью 5740 га. расположен в Панфиловском районе Алма-атинской области на границе с Китаем [16]. Подобная свободная экономическая зона «Нарын» существует в Киргизии, в рамках которой построен торгово-логистический хаб регионального значения [17]. Кроме того, в Средней Азии реализуются совместные проекты по добыче полезных ископаемых, газа и нефти.
Развитие евразийских транспортных коридоров невозможно без участия России. Торговля Китая с Европой обязывает КНР пользоваться российской транспортной инфраструктурой. В свою очередь, данное обстоятельство стимулирует российское правительство к модернизации транспортной системы внутри страны. Впервые после развала 90-х модернизация стратегически важных транспортных артерий началась в России в 2002 г. На данный момент времени на Транссибе провели полную электрофикацию магистрали, реконструировали семь Хинганских тоннелей, построив тоннели-дублеры для расширения пропускной способности железнодорожной магистрали, провели работы по автоматизации системы регулирования движения. Вдоль Транссиба обновили железнодорожное полотно, были нивелированы старые погрешности установки, исправлены опасные и устранены проблемные участки. В 2009 г. была завершена реконструкция Амурского моста, а позже и Амурского тоннеля, создано множество новых перегонов, разъездов, отстойников и запасных путей. Резко возросло число составов, способных одновременно находиться на пути следования, а также была увеличена максимально допустимая скорость их передвижения [18].
В 2013 г. в строй была введена вторая смычка Транссиба с китайской железнодорожной сетью. Тогда же, по подсчетам РЖД, пропускная способность Транссибирской дороги возросла до 120 млн. тонн. [18].
По итогам отчета таможни Маньчжоули (таможня северного Китая на границе Трансиба) в 2017 г. через КПП Маньчжоули в обе стороны прошло 1302 грузовых поезда «Китай-Европа», было перевезено 110798 стандартных контейнеров, а стоимость перевезенного груза выросла до 5,68 млрд. амер. долл. Увеличение показателей составило 25,68 %, 51,84 % и 57,78 % [19]. Согласно данным Китайской железнодорожной корпорации, по итогам за 2018 г., грузовые поезда «Китай - Европа» совершили 6363 рейса. Это на 73% больше, чем в 2017 г.
Российское руководство, а также РЖД планируют продолжение модернизации транспортных путей Сибири и Дальнего Востока. В мае 2018 г. президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил задачу увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба за 6 лет в 1,5 раза - до 180 млн. тонн. В июне того же года заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Павел Иванов заявил, что компания планирует до 2025 г. вложить в реализацию второго этапа развития Восточного полигона 492 млрд. руб. собственных средств [3].
Еще одно транзитное направление европейско-китайской торговли проходит через Казахстан. Прежде всего, речь идет о железнодорожных маршрутах, следующих в Европу через Казахстан. Среди них можно отметить: северную ветку Трансазиатской железнодорожной магистрали ТАЖМ (Ляньюньган - Достык - Астана - Петропавловск -Екатеринбург - Москва - Брест - Гамбург), Центральный путь (коридор Чунцин - Дуйсбург) [15]. Этот транспортный коридор интересен тем, что помимо железной дороги, параллельно строится автомобильная магистраль, соединяющая Китай и Европу.
Самым амбициозным проектом, проходящим по территории Китая, Казахстана, России и Европы станет высокоскоростная железнодорожная трасса, которая объединит города Пекин-Астана-Москва-Берлин. По графику, представленному ОАО «РЖД», строительство магистрали для пассажирских перевозок должно начаться в 2018 г., а завершиться в 2023 г. В 2026 г. планируется запустить перевозки грузов. Прогнозируется, что к 2050 г. по магистрали будут ежегодно перевозить 20 млн. тонн грузов и почти 37 млн. пассажиров [20].
С учетом динамики грузовых перевозок, а также строящихся транспортных магистралей можно предположить, что китайская инициатива Экономического пояса Шелкового пути (ЭПТТТП) и российский проект Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
получили положительную экономическую динамику. Во многом благодаря энергетическим проектам, таким как газопровод «Сила Сибири» [21] и нефтепровод «ВСТО» (Восточная Сибирь - Тихий океан) [22] у Китая появилась возможность проводить более независимую от Запада политику. Названные энергетические проекты также выгодны и России. Они позволяют развивать удаленный от центра Дальневосточный регион, усилить переговорную позицию с Западными партнерами по вопросам энергетических поставок.
В условиях санкционной войны, развернутой Западом против России и экономического давления США на Китай, взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами в области инфраструктурных проектов в дальнейшем будет только нарастать.
Литература и источники
1. Китай - мировая фабрика. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://china-perevedu.ru/blog/china-world-factory.html
2. ВВП ведущих стран мира в 2Q18 г. // Мировые Финансы - экономика, рынки, инвестиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL:.http://global-finances.ru/vvp-stran-mira-2018/ (дата обращения: 26.Q5.2Q18).
3. Булаева А. Александр Новак: Провозная способность БАМа и Транссиба может вырасти к 2Q25 году до 21Q млн тонн. Gudok.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.gudok.ru/news/?ID=1432359 (дата обращения: 27.Q8.2Q18).
4. Привалов А. Все торговые суда мира на одной карте. // Популярная механика. 2Q16. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.popmech.ru/science/258602-vse-korabli-mira-na-odnoy-karte/ (дата обращения: 18.Q8.2Q16).
5. Цатурян. С. Малаккский пролив, нефть и большая война: Как США убивают Китай? [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://regnum.ru/news/2136456.html (дата обращения: 25.Q5.2Q16).
6. Военные базы за рубежом России и США. Politikus.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://politikus.ru/events/76162-voennye-bazy-za-rubezhom-rossii-i-ssha.html (дата обращения: 12.Q5.2Q16).
7. Нефтепровод через Мьянму «под угрозой со стороны повстанцев // Война и мир. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/124135/ (дата обращения: Q5.Q9.2Q17).
8. Героин: из Бирмы в Китай. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://bigpicture.ru/?p=256747 (дата обращения: 13.02.2018).
9. Порт Гвадар. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%93%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%80
1Q. Индия и Пакистан заявляют о гибели детей при взаимных обстрелах в Кашмире. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://regnum.ru/news/2583669.html (дата обращения: Q2.Q3.2Q19).
11. Шабалин А. Как Китай подгребает под себя весь мир. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://kaktakto.com/analitika/ (дата обращения: Q4.12.2Q18).
12. Арктический «Шёлковый путь» - прорыв для Китая и России. Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://mixednews.ru/archives/125806 (дата обращения: 15.11.2Q17).
13. Си Цзиньпин: «Один пояс и один путь» откроет новые горизонты мечты» [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://politics.people.com.cn/n/2014/08/11/c1001-25439028.html (дата обращения: 4.Q4.2Q18).
14. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://politics.people.com.cn/n/2014/08/11/c1001-25439028.html (дата обращения: 5.Q4.2Q18).
15. Мордвинова А.Э. Китайский Шёлковый путь пройдёт по железным дорогам Центральной Азии. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://riss.ru/analitycs/27356/ (дата обращения: Q1.Q3.2Q16).
16. Попов Д.С., Мордвинова А.Э. Хоргос - «Восточные ворота» или «чёрная дыра» евразийской интеграции. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://riss.ru/analitycs/24823/ (дата обращения: 24.12.2Q15)
17. Кыргызстан готов стать главным торгово-транспортным хабом Центральной Азии. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://news.rambler.ru/other/ (дата обращения: 17.12.2Q17).
18. Хубиев Р. Москва замыкает на себя мировую торговлю. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://regnum.ru/news/2346737.html (дата обращения: 19.12.2017).
19. Почти 9Q процентов импорта и экспорта Китая через таможенный округ Маньчжоули в январе - ноябре 2Q17 года пришлись на Россию. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/news/china/42422.htm (дата обращения: Q1.Q4.2Q18).
2Q. Из Пекина в Берлин за 2Q часов. Беларусь, Казахстан и Россия готовят проект гигантской магистрали «Евразия». [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://ia-centr.ru/publications/ (дата обращения: Q2.1Q.2Q17).
21. Названа дата начала поставок российского газа в Китай. РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://ria.ru/20180103/1512099747.html (дата обращения: 15.Q2.2Q18).
22. ЛекухД. Дороже денег. Почему России и Китаю нужны новые трубопроводы. РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://ria.ru/20180103/1512099747.html (дата обращения: 03.01.2018).
References and Sources
1. Kitaj - mirovaya fabrika. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://china-perevedu.ru/blog/china-world-factory.html
2. VVP vedushchih stran mira v 2018 g. // Mirovye Finansy - ehkonomika, rynki, investicii. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: .http://global-finances.ru/vvp-stran-mira-2018/ (data obrashcheniya: 26.05.2018).
3. Bulaeva A. Aleksandr Novak: Provoznaya sposobnost' BAMa i Transsiba mozhet vyrasti k 2025 godu do 210 mln tonn. Gudok.ru [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://www.gudok.ru/news/?ID=1432359 (data obrashcheniya: 27.08.2018).
4. Privalov A. Vse torgovye suda mira na odnoj karte. // Populyarnaya mekhanika. 2016. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://www.popmech.ru/science/258602-vse-korabli-mira-na-odnoy-karte/ (data obrashcheniya: 18.08.2016).
5. Caturyan. S. Malakkskij proliv, neft' i bol'shaya vojna: Kak SSHA ubivayut Kitaj? [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://regnum.ru/news/2136456.html (data obrashcheniya: 25.05.2016).
6. Voennye bazy za rubezhom Rossii i SSHA. Politikus.ru [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://politikus.ru/events/76162-voennye-bazy-za-rubezhom-rossii-i-ssha.html (data obrashcheniya: 12.05.2016).
7. Nefteprovod cherez M'yanmu «pod ugrozoj so storony povstancev // Vojna i mir. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/124135/ (data obrashcheniya: 05.09.2017).
8. Geroin: iz Birmy v Kitaj. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://bigpicture.ru/?p=256747 (data obrashcheniya: 13.02.2018).
9. Port Gvadar. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%93%D0%B2%D0%B0%
10. Indiya i Pakistan zayavlyayut o gibeli detej pri vzaimnyh obstrelah v Kashmire. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://regnum.ru/news/2583669.html (data obrashcheniya: 02.03.2019).
11. SHabalin A. Kak Kitaj podgrebaet pod sebya ves' mir. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://kaktakto.com/analitika/ (data obrashcheniya: 04.12.2018).
12. Arkticheskij «SHyolkovyj put'» - proryv dlya Kitaya i Rossii. EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://mixednews.ru/archives/125806 (data obrashcheniya: 15.11.2017).
13. Si Czin'pin: «Odin poyas i odin put'» otkroet novye gorizonty mechty» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http ://politics.people.com. cn/n/2014/08/11/c1001-25439028.html (data obrashcheniya: 4.04.2018).
14. Prekrasnye perspektivy i prakticheskie dejstviya po sovmestnomu sozdaniyu EHkonomicheskogo poyasa SHelkovogo puti i Morskogo SHelkovogo puti XXI veka [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://politics.people.com.cn/n/2014/08/11/c1001-25439028.html (data obrashcheniya: 5.04.2018).
15. Mordvinova A.EH. Kitajskij SHyolkovyj put' projdyot po zheleznym dorogam Central'noj Azii. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://riss.ru/analitycs/27356/ (data obrashcheniya: 01.03.2016).
16. Popov D.S., Mordvinova A.EH. Horgos - «Vostochnye vorota» ili «chyornaya dyra» evrazijskoj integracii. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://riss.ru/analitycs/24823/ (data obrashcheniya: 24.12.2015)
17. Kyrgyzstan gotov stat' glavnym torgovo-transportnym habom Central'noj Azii. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://news.rambler.ru/other/ (data obrashcheniya: 17.12.2017).
18. Hubiev R. Moskva zamykaet na sebya mirovuyu torgovlyu. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://regnum.ru/news/2346737.html (data obrashcheniya: 19.12.2017).
19. Pochti 90 procentov importa i ehksporta Kitaya cherez tamozhennyj okrug Man'chzhouli v yanvare - noyabre 2017 goda prishlis' na Rossiyu. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/news/china/42422.htm (data obrashcheniya: 01.04.2018).
20. Iz Pekina v Berlin za 20 chasov. Belarus', Kazahstan i Rossiya gotovyat proekt gigantskoj magistrali «Evraziya». [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://ia-centr.ru/publications/ (data obrashcheniya: 02.10.2017).
21. Nazvana data nachala postavok rossijskogo gaza v Kitaj. RIA Novosti. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://ria.ru/20180103/1512099747.html (data obrashcheniya: 15.02.2018).
22. Lekuh D. Dorozhe deneg. Pochemu Rossii i Kitayu nuzhny novye truboprovody. RIA Novosti [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://ria.ru/20180103/1512099747.html (data obrashcheniya: 03.01.2018).
ШМАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета (natalyashmakova13@mail.ru).
ГРИШАКОВА ЛАРИСА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета (larisa1789@mail.ru).
SHMAKOVA, NATALIYA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University GRISHAKOVA, LARISA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University.
УДК 94(479.24)« 1993/2018»
МЕХТИЗАДЕ Г.З.
ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА ТРАСЕКА НА РАСШИРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: проект ТРАСЕКА, транспортный коридор Восток-Запад, «Великий Шелковый путь», международные отношения.
Азербайджанская Республика вкладывает значительные средства, чтобы увеличить свой транспортный потенциал и транзитные мощности, повысить конкурентоспособность в данной области и реализовать масштабные инфраструктурные проекты. Распад СССР привел к установлению новых экономических отношений для Азербайджана на обширной географической территории, включая как европейские, так и центрально-азиатские страны. Этот процесс приобрел новое измерение в связи с разработкой и реализацией «Великого шелкового пути», и связанной с этим проектом программой ТРАСЕКА. Он открыл большие перспективы для расширения региональных и международных связей Азербайджанской Республики. Проект ТРАСЕКА позволит извлечь выгоды из природного, экономического и духовного потенциала стран Восточного Кавказа и Западной Европы и на этой основе выведет промышленную, сельскохозяйственную, строительную, культурную, бытовую, литературную и художественную сферы данных регионов на новую ступень развития, а также усилит обмены в этих областях.
MEHDIZADE, G.Z.
IMPACT OF THE TRACECA PROJECT ON THE EXPANSION OF REGIONAL AND INTERNATIONAL
RELATIONS OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Keywords: TRACECA project, East-West transport corridor, "Great Silk Road", international relations.
The Republic of Azerbaijan invests significant funds to increase its existing transport potential and transit capacities, to increase its competitiveness in this area and implement large-scale infrastructure projects across the country and throughout the country. The collapse of the USSR led to the establishment of new economic relations for Azerbaijan in a large geographical area, including both the European and Central Asian countries. This process has acquired a new