7. Nefteprovod cherez M'yanmu «pod ugrozoj so storony povstancev // Vojna i mir. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/124135/ (data obrashcheniya: 05.09.2017).
8. Geroin: iz Birmy v Kitaj. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://bigpicture.ru/?p=256747 (data obrashcheniya: 13.02.2018).
9. Port Gvadar. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%93%D0%B2%D0%B0%
10. Indiya i Pakistan zayavlyayut o gibeli detej pri vzaimnyh obstrelah v Kashmire. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://regnum.ru/news/2583669.html (data obrashcheniya: 02.03.2019).
11. SHabalin A. Kak Kitaj podgrebaet pod sebya ves' mir. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://kaktakto.com/analitika/ (data obrashcheniya: 04.12.2018).
12. Arkticheskij «SHyolkovyj put'» - proryv dlya Kitaya i Rossii. EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://mixednews.ru/archives/125806 (data obrashcheniya: 15.11.2017).
13. Si Czin'pin: «Odin poyas i odin put'» otkroet novye gorizonty mechty» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http ://politics.people.com. cn/n/2014/08/11/c1001-25439028.html (data obrashcheniya: 4.04.2018).
14. Prekrasnye perspektivy i prakticheskie dejstviya po sovmestnomu sozdaniyu EHkonomicheskogo poyasa SHelkovogo puti i Morskogo SHelkovogo puti XXI veka [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://politics.people.com.cn/n/2014/08/11/c1001-25439028.html (data obrashcheniya: 5.04.2018).
15. Mordvinova A.EH. Kitajskij SHyolkovyj put' projdyot po zheleznym dorogam Central'noj Azii. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://riss.ru/analitycs/27356/ (data obrashcheniya: 01.03.2016).
16. Popov D.S., Mordvinova A.EH. Horgos - «Vostochnye vorota» ili «chyornaya dyra» evrazijskoj integracii. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://riss.ru/analitycs/24823/ (data obrashcheniya: 24.12.2015)
17. Kyrgyzstan gotov stat' glavnym torgovo-transportnym habom Central'noj Azii. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://news.rambler.ru/other/ (data obrashcheniya: 17.12.2017).
18. Hubiev R. Moskva zamykaet na sebya mirovuyu torgovlyu. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://regnum.ru/news/2346737.html (data obrashcheniya: 19.12.2017).
19. Pochti 90 procentov importa i ehksporta Kitaya cherez tamozhennyj okrug Man'chzhouli v yanvare - noyabre 2017 goda prishlis' na Rossiyu. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/news/china/42422.htm (data obrashcheniya: 01.04.2018).
20. Iz Pekina v Berlin za 20 chasov. Belarus', Kazahstan i Rossiya gotovyat proekt gigantskoj magistrali «Evraziya». [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://ia-centr.ru/publications/ (data obrashcheniya: 02.10.2017).
21. Nazvana data nachala postavok rossijskogo gaza v Kitaj. RIA Novosti. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://ria.ru/20180103/1512099747.html (data obrashcheniya: 15.02.2018).
22. Lekuh D. Dorozhe deneg. Pochemu Rossii i Kitayu nuzhny novye truboprovody. RIA Novosti [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://ria.ru/20180103/1512099747.html (data obrashcheniya: 03.01.2018).
ШМАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета ([email protected]).
ГРИШАКОВА ЛАРИСА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета ([email protected]).
SHMAKOVA, NATALIYA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University GRISHAKOVA, LARISA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University.
УДК 94(479.24)« 1993/2018»
МЕХТИЗАДЕ Г.З.
ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА ТРАСЕКА НА РАСШИРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: проект ТРАСЕКА, транспортный коридор Восток-Запад, «Великий Шелковый путь», международные отношения.
Азербайджанская Республика вкладывает значительные средства, чтобы увеличить свой транспортный потенциал и транзитные мощности, повысить конкурентоспособность в данной области и реализовать масштабные инфраструктурные проекты. Распад СССР привел к установлению новых экономических отношений для Азербайджана на обширной географической территории, включая как европейские, так и центрально-азиатские страны. Этот процесс приобрел новое измерение в связи с разработкой и реализацией «Великого шелкового пути», и связанной с этим проектом программой ТРАСЕКА. Он открыл большие перспективы для расширения региональных и международных связей Азербайджанской Республики. Проект ТРАСЕКА позволит извлечь выгоды из природного, экономического и духовного потенциала стран Восточного Кавказа и Западной Европы и на этой основе выведет промышленную, сельскохозяйственную, строительную, культурную, бытовую, литературную и художественную сферы данных регионов на новую ступень развития, а также усилит обмены в этих областях.
MEHDIZADE, G.Z.
IMPACT OF THE TRACECA PROJECT ON THE EXPANSION OF REGIONAL AND INTERNATIONAL
RELATIONS OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Keywords: TRACECA project, East-West transport corridor, "Great Silk Road", international relations.
The Republic of Azerbaijan invests significant funds to increase its existing transport potential and transit capacities, to increase its competitiveness in this area and implement large-scale infrastructure projects across the country and throughout the country. The collapse of the USSR led to the establishment of new economic relations for Azerbaijan in a large geographical area, including both the European and Central Asian countries. This process has acquired a new
dimension with the foundation of the "Great Silk Road" called the TRACECA program. It has opened great prospects for expanding regional and international relations of the Republic of Azerbaijan. The TRACECA project will also benefit from the natural, economic and spiritual potential of East - Caucasian - Western countries and, on this basis, bring industrial, agricultural, construction, cultural, household, literature and art to a new stage of development, and to strengthen exchanges in these areas.
После обретения независимости, активное участие Азербайджанской Республики в международных организациях, присоединение к международным конвенциям и соглашениям, сотрудничество с государствами региона и мира являются приоритетными направлениями государственной политики. В частности, Азербайджанская Республика является одним из ключевых участников транспортного и коммуникационного проекта ТРАСЕКА - составной части современной модели «Великого Шелкового пути». Она выполняет роль ворот в Евразийский регион, обеспечивает транспортно-коммуникационный и энергетический коридор Восток-Запад, а также соединяет страны Востока и Запада. Этот коридор является ближайшим и наиболее доступным транспортным узлом, способным обеспечить коммуникации из Китая в Европу и по всему миру.
Азербайджанская Республика вкладывает значительные средства в данную область, реализует крупномасштабные инфраструктурные проекты внутри страны и по всему региону, чтобы увеличить существующий транспортный потенциал и транзитные возможности, а также повысить свою конкурентоспособность. Основными целями данной политики является развитие международного транспортного сообщения, повышение качества транспортных связей республики со странами региона, обеспечение безопасности и расширение правовой базы. Соответственно, в этой сфере Азербайджан стремится поэтапно развивать сотрудничество со странами Черноморского и Каспийского бассейнов, и Евросоюзом. В этом отношении развитие транспортного коридора ТРАСЕКА, как модели регионального и международного сотрудничества, выступает важным фактором в расширении связей с соседними и Трансевропейскими странами.
Устранение экономической блокады, возникшей после обретения государственной независимости Азербайджана в 1991 году, расширение экономических связей со странами мира, и развитие транзитных отношений между Европой и Азией стали необходимостью с первых дней существования Республики. При этом одной из важнейших задач, стоявших перед молодым Азербайджанским государством, было предотвращение полного уничтожения транспортной системы советского периода и ее развитие в соответствии с требованиями времени. Следует также учитывать, что распад Советского Союза дал начало процессам формирования нового экономического пространства на огромной географической территории, включая страны Кавказа и Центральной Азии. Этот процесс, принимая новые обороты в развитии благодаря внедрению программы под названием TRACECA, являющейся одним из элементов «Великого Шелкового пути», оказал положительное влияние на расширение связей между этими странами.
В принципе, уже в 1990-е годы Азербайджанская Республика задалась целью развивать энергетические и транспортные маршруты, проходящие через Азербайджан, Грузию и Турцию, расположенные в центре маршрутов исторического Шелкового пути [1, c.117]. В данной связи, она стала участником крупной программы международного сотрудничества в транспортной сфере. Международный транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА) был основан в мае 1993 года на основе «Брюссельской декларации», подписанной между членами Европейского Союза. В соответствии с этим документом было принято решение восстановить «Шелковый Путь», являющийся древним коридором между Востоком и Западом, насытить его новыми технологиями, реконструировать и развивать транспортно-коммуникационную инфраструктуру [2, 494-495]. В Брюссельской декларации страны-участницы обязались: развивать транспортную систему для торговых услуг; расширять международные транспортные и торговые связи; обмениваться опытом в сфере регионального транспорта и торговли. При этом они заявили о своем намерении присоединиться к международным конвенциям и соглашениям в области транспорта и торговли [3, 662-664]. На конференции в
Брюсселе, лидеров, министров труда и транспорта восьми стран Южного Кавказа и Центральной Азии, Европейский Союз преобразовала эту идею в проект транспортного коридора ТРАСЕКА Европа-Кавказ-Азия. Этот проект проводился в рамках проекта ТАСК Европейского Союза (техническая помощь странам СНГ). В этой связи, основная цель программы ТРАСЕКА декларировалась как содействие восстановлению транспортной инфраструктуры новых независимых государств Южного Кавказа и Центральной Азии, развитию кратчайших транспортных коридоров, соединяющих Европу и Азию. Тем самым предполагалось обеспечить ориентацию региона на Запад, а также создать надежную транспортную систему, содействующую возрождению и развитию экономики этих государств.
Главы новых независимых государств Закавказья и Центральной Азии проявили большой интерес к этому проекту. 13 мая 1996 года в городе Серахс Туркмении с участием глав Азербайджана, Грузии, Туркмении и Узбекистана было подписано соглашение о регулировании транзитных перевозок и координации железнодорожного транспорта [4, с.3]. Соглашение регулировало такие вопросы, как правовая и тарифная база грузоперевозок, максимальная помощь при транзитных перевозках, снижение тарифов на 50%, беспрепятственное прохождение и защита грузов. Подписание ряда международных и региональных транспортно-коммуникационных соглашений и контрактов сыграло важную роль в устранении угрозы транспортной блокады Азербайджанского государства.
Одной из важных вех на пути реализации программы TRACECA стала встреча глав Азербайджана, Грузии и Украины в Одессе в середине декабря 1996 года. В результате трехсторонних переговоров было подписано соглашение о создании транспортного коридора Европа-Азия Восток-Запад [5, с.115].
8-9 сентября 1998 года был проведен Бакинский саммит по созданию транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, который явился одним из важных шагов в восстановлении «Шелкового Пути». На конференции, проведенной с участием делегатов 32 государств и 13 международных организаций, были рассмотрены различные направления партнерства в рамках Программы TRACECA: улучшение автомобильных дорог; прогнозирование регионального перемещения; разработка транспортного законодательства; подготовка кадров; согласование позиций, связанных с вопросами финансирования мер, предусмотренных в Программе. На саммите был рассмотрен ряд вопросов, имеющих огромное экономическое и политическое значение для расширения торгово-экономического сотрудничества между странами, были подписаны несколько экономических и политических документов, имевших важное значение для развития торгово-экономического сотрудничества между странами. Прежде всего, Главы государств и правительств 13 стран, участвовавших в Бакинской конференции - Азербайджана, Грузии, Армении, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Румынии, Молдовы, Украины, Болгарии и Турции подписали соглашение «О международном транспорте по развитии коридора Европа-Кавказ-Азия», чтобы регулировать международные грузовые и пассажирские перевозки, а также транзитные перевозки через их территории [6, с.2].
Реализация проекта TRACECA, в первую очередь, была тесно связана с транспортировкой энергоносителей Каспийского моря на Запад. Соответственно, этот проект способствовал реализации основных целей азербайджанской политики развития энергетических и транспортных коридоров Восток-Запад. В итоге, TRACECA стала программой неуклонного развития и совершенствования глобального масштаба. Страны-участницы разработали общую стратегию для максимального использования своего геополитического и экономического потенциала. Не случайно, учитывая важность проекта, в настоящее время многие государства и международные региональные организации заявляют о намерении присоединиться к транспортному коридору ТЯАСЕСА. Благодаря реализации этих проектов, экономические отношения между государствами на «Великом Шелковом Пути» укрепляются, и этот развивающийся новый транспортный коридор, объединяя Европу и Азию, Восток и Запад, способствует расширению региональных и международных отношений между участниками проекта, ставших экономическими союзниками.
В процессе восстановления «Шелкового Пути» развивались отношения Азербайджана с
влиятельными международными организациями (ООН, НАТО, Европейский Союз, Совет Европы). Европейские и другие международные агентства работают в рамках программы TRACECA по сокращению возникающих препятствий при перемещении товаров. Европейская Экономическая Комиссия ООН и Экономическая и Социальная Комиссия ООН по Азии и Тихому океану участвуют в проектах TRACECA, чтобы выполнить свою миссию. Транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия (ТЯАСЕСА) признан влиятельными международными организациями важнейшим направлением коммуникаций Европы и Азии. В связи с этим, наиболее важные задачи, стоящие перед государствами-членами программы ТАСК - TRACECA Европейского Союза (Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Монголия, Румыния, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина) состоят в том, чтобы, развивая транспортные сети, эффективно использовать свои геополитические и экономические возможности.
Глобальные проекты, к которым присоединился Азербайджан, сыграли важную роль в улучшении его демократического имиджа, в развитии международных и региональных отношений Азербайджанской Республики, что позволило укрепить его позиции в системе международных организаций. Реализация проекта TRACECA еще более повысила геополитическое значение Азербайджана, расширила сотрудничество между странами региона. Также в этом контексте развивались в многогранной форме двусторонние отношения между Азербайджаном и США, Азербайджаном-Россией, Азербайджаном-Турцией, Азербайджаном-Грузией и др.
Соединенные Штаты были заинтересованы в создании и развитии этого коридора. Еще в 1997 году сенатор США С. Браунбек подготовил и представил Сенату законопроект о стратегии «Шелкового Пути». В документе указывалось, что страны, которые объединяются по этому пути, для нейтрализации давления на них нуждаются в поддержке Соединенных Штатов Америки. Сообщалось, что «Законопроект о Шелковом Пути», который должен был быть принят, имеет не только экономическое, но и большое политическое значение [7]. 23 марта 1999 года Конгресс США принял этот специальный закон - проект «Закона о Шелковом Пути» [8]. В то время этот закон назывался «рождением новой мысли» [9, с.50]. В реализации транспортно-коммуникационного коридора Восток-Запад (проект ТЯАСЕСА), а также в проведении структурных реформ и экономической либерализации в Азербайджане Соединенные Штаты тесно сотрудничали с Европейским союзом [2, с.262]. В свою очередь, за прошедший период Европейская Комиссия финансировала более 65 проектов, связанных с транспортной инфраструктурой и развитием торговли в рамках проекта TRACECA.
Одним из важных международно-политических условий восстановления «Шелкового Пути» является растущая роль стран «Шелкового Пути» в региональных организациях. Азербайджан укрепляет здесь свои позиции, активно участвуя в таких организациях как ГУАМ, ОЧЭС, ОИС, Организация Всемирной Торговли и др., и ведет продуктивную деятельность в этих международных структурах. Кроме того, Азербайджан тесно сотрудничает с Европейским Союзом, с Программой Развития ООН, Всемирным Банком и Международным Валютным Фондом.
Азербайджан и Грузия - активные участники транспортных проектов в рамках воссоздания «Шелкового Пути», которые считаются альтернативным транспортно-коммуникационным мостом, соединяющим Центральную Азию и Южный Кавказ с Европой. При этом они тесно взаимодействуют с Украиной, которая является членом ГУАМ. По мнению экспертов: «все четыре государства - члены ГУАМ остро нуждаются в реализации проекта «Шелкового Пути» (ТЯАСЕСА), который является альтернативой России и простирается от Европы до Азии, и играют значительную роль в его выполнении» [10]. Страны ГУАМ демонстрируют общность идей и взаимные интересы в вопросах совместной разработки углеводородных ресурсов Каспийского моря с западными компаниями и их экспорта на мировой рынок по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан; создания транспортно-коммуникационного коридора Восток-Запад [4], а также установления свободных торгово-экономических отношений между странами и реализации совместных проектов по
безопасности [2, с. 638-643]. Следует отметить, что все страны ГУАМ являются участниками программы TRACECA.
Азербайджан в рамках проекта TRACECA установил тесные отношения с Казахстаном и Узбекистаном, со странами Центральной Азии, которые являются непосредственными участниками проекта. Интересы этих стран в сотрудничестве по восстановлению «Великого Шелкового Пути» можно объяснить следующим образом: Из-за отсутствия прямого доступа стран Центральной Азии к морским транспортным коммуникациям, расходы по перевозке экспортируемых и импортируемых товаров для них излишне высоки. Зачастую они делают экономически невыгодным экспорт, а также затрудняют импорт жизненно важной продукции. Проект TRACECA позволяет странам, не имеющих доступа к морю, присоединиться к Трансевропейскому и Трансазиатскому транспортным сетям, открывает новые перспективы для взаимовыгодной торговли. Реализация проекта одинаково выгодна и для стран Европы. Эти страны заинтересованы в экспорте своих товаров на крупные рынки Южного Кавказа, Центральной Азии, в и усилении своей деятельности в этих регионах.
Помимо «Съездов дружбы, братства Тюркских государств и общин», которые проводятся еще с 1993 года, интеграционные процессы в рамках программы TRACECA также сыграли важную роль в укреплении политического и духовного единства Тюркских государств. С этой точки зрения, саммиты глав тюркоязычных стран, в частности VI саммит глав Тюркских республик, прошедшие 9 июля 1998 года в Астане и в апреле 2000 года в Баку, привлекает особое внимание. На этих встречах особо подчеркивалась важность «Шелкового Пути», и было указано, что этот путь объединяет тюркские народы по торгово-экономическим, культурно-гуманитарным и политико-дипломатическим аспектам. Декларация, подписанная на саммите в Астане, подчеркнула важность совместной реализации программы по «Активизации Шелкового Пути», и сотрудничеству с международными финансовыми организациями по производству энергоресурсов и доставке энергии на международные рынки [2, с.681]. Помимо экономического сотрудничества со странами на «Шелковом Пути», такими как Узбекистан, Туркмения, Казахстан и Киргизия, развитие межгосударственных политических отношений предполагает также активное участие в программе TRACECA Турции. Только в 2002 году Азербайджаном были проведены операции: с Турцией по импорту в размере 156218,7 тыс. долларов, по экспорту - 83396,5 тыс. долларов; с Казахстаном по импорту - 149,793,9 тыс. долларов, по экспорту - 11569,9 тыс. долларов; с Узбекистаном по импорту - 1410,2 тыс. долларов, по экспорту - 3830,3 тыс. долларов; с Туркменией по импорту - 119778,4 тыс. долларов, по экспорту - 8667,1 тыс. долларов; с Киргизией по импорту - 678,6 тыс. долларов, по экспорту - 1102,2 тыс. долларов [12, с.638].
Широкомасштабная деятельность Азербайджанской Республики по восстановлению «Великого Шелкового Пути» сыграла важную роль в развитии ее международных отношений. Одним из важнейших проектов, служившего развитию транспортного коридора Восток-Запад и расширению регионального сотрудничества в этой области, стал проект Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку [13, с.6]. Проект имеет большое политическое значение, так как его реализация означает устранение блокады, созданной Арменией, и расширение прямого железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Турцией. Такие страны, как Китай, Япония, Индия и Пакистан, не являющиеся региональными странами-участниками в реализации проекта TRACECA, также проявляют к нему определенный интерес.
Динамика развития транспортного коридора TRACECA, как важнейшей меры для интеграции, сегодня сильнее, чем когда-либо. Страны-партнеры и средства массовой информации рассматривают TRACECA, как важный шаг в интеграции национальных транспортных систем. Коридор Восток-Запад является реальностью. Начиная с Центральной Азии и пересекая Кавказ, этот транспортный коридор направлен к Черному морю и далее соединяет регион с Трансевропейской сетью и другими частями мира, обеспечивая большие объемы грузоперевозок. Вместе со всем этим следует отметить, что уровень грузоперевозок в рамках проекта TRACECA намного ниже необходимого уровня. Это можно объяснить существованием ряда объективных и субъективных причин. Среди них наиболее важной
является то, что проект TRACECA выступает главным конкурентом транспортного коридора Север-Юг (Северная Европа - Россия - Иран - Персидский залив - Южная Азия). Российская Федерация и Исламская Республика Иран, оставшиеся вне проекта TRACECA, вели работу над созданием нового транспортного коридора. И уже в августе 2000 года между Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге был подписан договор о создании транспортного коридора Север-Юг, соединяющий страны Южной Азии и Персидского залива со странами Европы. В настоящее время одним из наиболее целесообразных направлений для расширения коридора Север-Юг является развитие железной дороги Россия-Азербайджан-Иран [14].
18 сентября 2018 года, с запуском новой магистральной автомобильной дороги до государственной границы Алат-Астара-Иран, длиною 204 км, были завершены все работы по реализации проекта транспортного коридора «Север-Юг» на территории Азербайджана.
В целом, восстановление «Великого Шелкового Пути» и создание энергетического коридора Восток-Запад являются глобальными историческими событиями рубежа XXI века. Благодаря реализации этих проектов, получает дополнительный импульс развитие региональной экономики, укрепляются экономические отношения между странами, находящимися на этом пути [15]. В то же время в нашей стране будет ускорен процесс проведения экономических реформ. Восстановление «Великого Шелкового Пути» обеспечивает основу для эффективного использования природного, экономического и духовного потенциала, существующего в странах, лежащих на транспортных путях Восток -Кавказ - Запад. На этой основе возможно вывести промышленную, сельскохозяйственную, строительную, культурно-бытовую, литературную и художественную сферы на новый уровень развития. Таким образом, происходит увеличения обменом опыта в этих областях с различными странами мира.
«Великий Шелковый Путь» пересекает территории более 34 стран мира, тем самым объединяя и связывая их. Значение «Великого Шелкового Пути» с экономической, политической и общественной точки зрения, на современном этапе развития науки и техники, неизмеримо [16, с.76]. Реализация проекта TRACECA, как составной части этого глобального проекта, способствует увеличению торговых оборотов и повышению эффективности грузоперевозок. Страны-участницы проекта получают возможность не только перестроить и модернизировать свои транспортные системы, но и повысить экономическую мощь и благосостояние в целом. Одним из важнейших итогов проекта является то, что страны Южного Кавказа становятся более привлекательными для зарубежных инвестиций. Это, в свою очередь, становится причиной развития таких важных сфер экономики, как промышленное производство, торговля, строительство жилых домов и т.д.
Литература и источники
1. Чернявский С.И. Политика США по укреплению своего влияния в Азербайджане // Независимый Азербайджан: новые ориентиры. В 2-х т. - М.: Рос. Институт стратегических исследований, 2000. - Т.2. - С.117-136.
2. Гасанов А.М. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. - Баку: Азербайджан, 2005. -752 с.
3. Самедзаде 3. Этапы большого пути. Тезисы выступления национального Координатора Азербайджанской Республики 3 .А. Самедзаде на конференции Трасека. Комиссия Европейского Сообщества 3-7 мая, 1993, Брюссель, Баку, 2004. с.662-664.
4. Визит президента Азербайджана Гейдара Алиева в Туркменистан и Иран. Саммит сыграет важную роль в развитии экономических отношений // Халг. - 1996. - 17 мая.
5. Научный архив Института истории им. А.А.Бакиханова НАНА. Т.Б. Гафаров, Ф.1. Оп.19. Д.8961. - 130 с.
6. К третьему тысячелетию с восходящим Шелковым путем. Выступление Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева // Азербайджан. - 1998. - 9 сентября. - С.2.
7. Гамидов Х. Политические аспекты стратегии США по Шелковому пути и Карабахская проблема// http://www.turansam.org/makale.php?id= 181
8. The Silk Road Strategy Act of 1999. A.Bill, 1995. 105th Conges. 1th Session. US Senate. 30 Oct. 1997// https://www.govtrack.us/congress/bills/105/s1344
9. Жильцов С.С., Зонн И.С. США в погоне за Каспием. - M.: Междунар.отношения, 2009. - 200 с.
10. Starr F., Cornell S. Baku-Tbilisi-Ceyhan pipeline. Oil Window to the West // https://www.silkroadstudies.org/ publications/silkroad-papers-and-monographs/item/13143-the-baku-tbilisi-ceyhan-pipeline-oil-window-to-the-west.html
11. ВалиевД.А. Интеграция Азербайджана в мировую экономическую среду. - Баку: Адилоглу, 2008. - 428 с.
12. Статистические показатели Азербайджана. Статистический Комитет Азербайджанской Республики. 2003. - Баку: «Сада», 2003. - 773 с.
13. Баку - Тбилиси - Карс - это железная дорога, соединяющая Европу с Азией // Азербайджан. - 2006. - 11 ноября.
14. Турицын И.В. Великий индоевропейский путь: к 150-летию истории проекта // Современная научная мысль. - 2016. - №4.
- С.91-106.
15. Турицын И.В., Муллакаев М.С. Россия и современные проблемы нефтяной геополитики Каспия // Современная научная мысль. - 2016. - №6. - С.202-210.
16. АмраховМ. Великий шелковый путь. - Баку: Муртежим, 2011. - 84 с.
References and Sources
1. Chernyavskij S.I. Politika SSHA po ukrepleniyu svoego vliyaniya v Azerbajdzhane // Nezavisimyj Azerbajdzhan: novye orientiry. V 2-h t. - M.: Ros. Institut strategicheskih issledovanij, 2000. - T.2. - S.117-136.
2. Gasanov A.M. Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya i vneshnyaya politika Azerbajdzhana. - Baku: Azerbajdzhan, 2005. - 752 s.
3. Samedzade 3. EHtapy bol'shogo puti. Tezisy vystupleniya nacional'nogo Koordinatora Azerbajdzhanskoj Respubliki 3.A.Samedzade na konferencii Traseka. Komissiya Evropejskogo Soobshchestva 3-7 maya, 1993, Bryussel', Baku, 2004. s.662-664.
4. Vizit prezidenta Azerbajdzhana Gejdara Alieva v Turkmenistan i Iran. Sammit sygraet vazhnuyu rol' v razvitii ehkonomicheskih otnoshenij // Halg.
- 1996. - 17 maya.
5. Nauchnyj arhiv Instituta istorii im. A.A.Bakihanova NANA. T.B. Gafarov, F.1. Op.19. D.8961. - 130 s.
6. K tret'emu tysyacheletiyu s voskhodyashchim SHelkovym putem. Vystuplenie Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki Gejdara Alieva // Azerbajdzhan. - 1998. - 9 sentyabrya. - S.2.
7. Gamidov H. Politicheskie aspekty strategii SSHA po SHelkovomu puti i Karabahskaya problema// http://www.turansam.org/makale.php?id=181
8. The Silk Road Strategy Act of 1999. A.Bill, 1995. 105th Conges. 1th Session. US Senate. 30 Oct. 1997// https://www.govtrack.us/congress /bills/105/s1344
9. Zhil'cov S.S., Zonn I.S. SSHA v pogone za Kaspiem. - M.: Mezhdunar.otnosheniya, 2009. - 200 s.
10. Starr F., Cornell S. Baku-Tbilisi-Ceyhan pipeline. Oil Window to the West // https://www.silkroadstudies.org/publications/silkroad-papers-and-monographs/item/13143-the-baku-tbilisi-ceyhan-pipeline-oil-window-to-the-west.html
11. Valiev D.A. Integraciya Azerbajdzhana v mirovuyu ehkonomicheskuyu sredu. - Baku: Adiloglu, 2008. - 428 s.
12. Statisticheskie pokazateli Azerbajdzhana. Statisticheskij Komitet Azerbajdzhanskoj Respubliki. 2003. - Baku: «Sada», 2003. - 773 s.
13. Baku - Tbilisi - Kars - ehto zheleznaya doroga, soedinyayushchaya Evropu s Aziej // Azerbajdzhan. - 2006. - 11 noyabrya.
14. Turicyn I.V. Velikij indoevropejskij put': k 150-letiyu istorii proekta // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2016. - №4. - S.91-106.
15. Turicyn I.V., Mullakaev M.S. Rossiya i sovremennye problemy neftyanoj geopolitiki Kaspiya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2016. - №6. -S.202-210.
16. Amrahov M. Velikij shelkovyj put'. - Baku: Murtezhim, 2011. - 84 s.
МЕХТИЗАДЕ ГЮНЕЛЬ ЗАФАР - научный сотрудник отдела «Алиевоведение» Института истории Национальной Академии наук Азербайджана ([email protected]).
MEHDIZADE, GUNEL ZAFAR - Scientific Researcher, National Academy of Sciences of Azerbaijan Institute of History, Department of "Aliyev studies".
УДК 94(479.24)« 1994/2018»
АЛИЗАДЕ И.Г.
«КОНТРАКТ ВЕКА» 1994 Г. И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: Азербайджан, внешняя политика, нефть, международные отношения, нефтяная политика, экономика Азербайджана, внешнеэкономические отношения.
Подписание 20 сентября 1994 года «Контракта века» с консорциумом нефтяных компаний таких стран, как США, Великобритания, Норвегия, Россия, Турция, Япония и Саудовская Аравия, явилось первым крупным внешнеэкономическим и политическим успехом независимого Азербайджана. Именно сотрудничество с ведущими нефтяными компаниями мира создало благоприятные условия для укрепления международных позиций Азербайджанской Республики. Благодаря этому сотрудничеству нефтяная стратегия Гейдара Алиева была успешно реализована, и Азербайджан пережил политический и экономический кризис, продолжавшийся с конца 80-х годов ХХ века. Укрепляя свою независимость и государственность, Азербайджан в очень короткие исторические сроки занял достойное место на международной арене. В статье показано влияние сотрудничества Азербайджана с партнерами в сфере нефтяной политики на укрепление его международного авторитета.
ALIZADE, I.G.
"CONTRACT OF THE CENTURY" OF 1994 AND ITS IMPACT ON THE FOREIGN POLICY
OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC
Keywords: Azerbaijan, foreign policy, oil, international relations, oil policy, Azerbaijani economy, foreign economic relations.
The signing on September 20, 1994 of the "Contract of the Century" with a consortium of oil companies of such countries as the USA, Great Britain, Norway, Russia, Turkey, Japan and Saudi Arabia was the first major foreign economic and political success of independent Azerbaijan. Exactly cooperation with the leading oil companies of the world that created favorable conditions for strengthening the international positions of the Republic of Azerbaijan. Thanks to this cooperation, the oil strategy of Heydar Aliyev was successfully implemented, and Azerbaijan experienced a political and economic crisis that lasted from the end of the 80s of the XX century. Strengthening its independence and statehood, the