Научная статья на тему 'Международный транспортный коридор - ТРАСЕКА: созданная реальность и перспективы'

Международный транспортный коридор - ТРАСЕКА: созданная реальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1138
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРЕДИТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕВОЗКА / ПАССАЖИРСКАЯ ПЕРЕВОЗКА / ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР / ИНВЕСТИЦИИ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / COMPETITIVENESS / CREDIT FINANCING / INTERNATIONAL TRANSPORT / PASSENGER TRANSPORT / TRANSPORT SECTOR / INVESTMENT / INFRASTRUCTURE / CARGO TRANSPORTATION / TRANSIT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Камран Нураддин Оглы

Статья посвящена перспективам развития транспортно-транзитного потенциала Азербайджанской Республики. Азербайджанская Республика поставила своей целью развить конкурентоспособную и интегрированную транспортную систему, беря в расчет благоприятное местоположение в экономической географии и генеральную линию транспортной политики стимулирование интернациональных транзитных перевозок. В последние годы участие Азербайджана в глобальных транспортных альянсах и перспективы привлечения его к новым транзитным проектом подтверждает рост международного авторитета нашей республики. Расщирение транзитных возможностей и развитие различных взаимосвязанных транспортных инфраструктур одно из основных направлений национальной транспортной политики в Азербайджане. В статье также исследованы пути решения различных проблем в этой сфере и предложены конкретные рекомендации в направлении увеличения конкурентоспособности транспортно транзитного потенциала Азербайджанской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллаев Камран Нураддин Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR OF TRACECA: CREATION OF REALITY AND PERSPECTIVES

The article is dedicated to the different questions and important perspectives Azerbaijan's transport-transit potential in the current economic conditions. Our state sees its target in developing competitive and integrated transport system taking into considerations its geostrategiy position and the general line of our national transport policy, i.e. stimulating transit transportation. Lately, Azerbaijan's active participation in global transport alliances and its involvement in new transit projects assert that the international influence of our republic has increased. Today progress of transit opportunities of our country and development of connected different transport infrastructure are the main direction of a national transport policy in Azerbaijan. In the end of the article investigated solution of different problems offer recommendations and suggestions in new direction of development transport-transit potentials in the Azerbaijan Republic.

Текст научной работы на тему «Международный транспортный коридор - ТРАСЕКА: созданная реальность и перспективы»

международный транспортный коридор -

трасека: созданная реальность и перспективы

УДК 339.98

Камран Нураддин оглы Абдуллаев,

к.э.н., старший научный сотрудник отдела «Проблемы развития сферы услуг», Институт Экономики Национальной Академии Наук (НАН) Азербайджана Эл. почта: xazar-baki@rambler.ru

Статья посвящена перспективам развития транспортно-транзитного потенциала Азербайджанской Республики. Азербайджанская Республика поставила своей целью развить конкурентоспособную и интегрированную транспортную систему, беря в расчет благоприятное местоположение в экономической географии и генеральную линию транспортной политики -стимулирование интернациональных транзитных перевозок. В последние годы участие Азербайджана в глобальных транспортных альянсах и перспективы привлечения его к новым транзитным проектом подтверждает рост международного авторитета нашей республики. Расщирение транзитных возможностей и развитие различных взаимосвязанных транспортных инфраструктур одно из основных направлений национальной транспортной политики в Азербайджане. В статье также исследованы пути решения различных проблем в этой сфере и предложены конкретные рекомендации в направлении увеличения конкурентоспособности транспортно - транзитного потенциала Азербайджанской Республике. Ключевые слова: конкурентоспособность, кредитное финансирование, международная перевозка, пассажирская перевозка, транспортный сектор, инвестиции, грузоперевозка, инфраструктура, транзитный потенциал.

Kamran Abdullayev

PhD in Economics, Senior Researcher of department "The problems of development of sector of service", Institute of Economy, Azerbaijan National Academy of Sciences E-mail: xazar-baki@rambler.ru

THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR OF TRACECA: CREATION OF REALITY AND PERSPECTIVES

The article is dedicated to the different questions and important perspectives Azerbaijan's transport-transit potential in the current economic conditions. Our state sees its target in developing competitive and integrated transport system taking into considerations its geostrategiy position and the general line of our national transport policy, i.e. stimulating transit transportation. Lately, Azerbaijan's active participation in global transport alliances and its involvement in new transit projects assert that the international influence of our republic has increased. Today progress of transit opportunities of our country and development of connected different transport infrastructure are the main direction of a national transport policy in Azerbaijan. In the end of the article investigated solution of different problems offer recommendations and suggestions in new direction of development transport-transit potentials in the Azerbaijan Republic.

Keywords: competitiveness, credit financing, international transport, passenger transport, transport sector, investment, infrastructure, cargo transportation, transit potential.

1. Введение

В последнее время одним из факторов ускоряющий темпы развития перевозок на местном и международном уровне по транспортному сектору являются эффективные мероприятия направленные на формирование транспортного инфраструктурного комплекса, а это в первую очередь выдвигает высокие требования к наличию надежных транспортных связей безопасной доставке грузов и пассажиров, высоко качественных транспортных услуг. Поэтому необходимо соответствие существующего уровня национального транспортного комплекса международным стандартом.

Начиная, с 90-х годов XX века после приобретения государственной независимости Азербайджанская Республика активно участвовала, в восстановлении исторического Великого Шелкового Пути - в процессе разработки и создания программы ТРАСЕКА. В первые годы независимости, еще в мае 1993 года, наша страна на проводимой в столице Бельгии Брюсселе международной конференции, была одна из инициаторов постсоветских стран (наряду с Грузией, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном) транс-портно-транзитного проекта Европейской Комиссии. На этой международной конференции, наряду с обсуждением имеющихся проблем и недостатков в региональных транспортных и торговых системах, в итоге было принято Брюссельское обращение о основах формирования межрегиональной программы ТРАСЕКА.

Следует отметить, что наряду с важным значением участия нашей страны в программе ТРАСЕКА, это послужило созданию благоприятных условий для рас-щирения взаимных экономических связей с европейскими странами, интеграции в мировое экономическое пространство и превращения в международный транспортный узел.

2. Этапы формирования транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА)

Руководство страны, учитывая большую роль выгодного геостратегического расположения территории нашего государства в развитии национального транспортного сектора, 7-8 сентября в городе Баку с участием глав 9 стран (Азербайджана, Болгарии, Грузии, Киргизии, Молдовы, Румынии, Турции, Узбекистана, Украина), 13 международных организаций и представителей 32 государств, организовало международную конференцию, посвященную восстановлению Исторического Шелкового Пути. На этой конференции на основании поддерживаемой Европейским Союзом программы ТРАСЕКА было подписано «Основное Многостороннее Соглашение по развитию международного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия» и утверждено Бакинское Обращение. Соглашение составленное в ходе работы конференции было подписано главами государств и правительств 12 стран (Азербайджана, Грузии, Армении, Болгарии, Румынии, Молдовы, Украины, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Турции). В соответствии с положениями Основного Многостороннего Соглашения Министерство Иностранных Дел нашей страны было назначено Депозитором Соглашения. Согласно Соглашению был создан Секретариат Постоянной Межправительственной Комиссии ТРАСЕКА, согласовано размещения его в городе Баку и наконец 21 февраля 2001 года состоялось открытие этой структуры.

С целью обеспечения исполнения Основного Многостороннего Соглашения по развитию транспортно-транзитного проекта государственного на проведенной в городе Баку международной конференции Распоряжением Кабинетом Министров республики за № 250 от 21.12.2000 года была организована Государственная Комиссия и в нее был включен заместитель Министерства Иностранных Дел. В результате проведения целесообразных мер осуществленных в ходе сотрудничества между Министерства Иностранных Дел и Секретариатом Постоянной Межправительственной Комиссии ТРАСЕКА (СПМК), были определены имеющиеся в нашей стране проблемы по реализации проекта и в течении последующих лет были проделаны серьезные шаги в направлении их решения.

В целом в последние годы с целью осуществления в нашей стране экономических проектов по развитию транспортного сектора (в том числе, включая развитие сфер инфраструктуры) предусмотренных Программой ТРАСЕКА государ-

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2011

ственные отраслевые структуры от международных финансовых организаций (Европейский Банк Реконструкции и Развития, Кувейтских Фон Экономического Развития, Исламский Банк Развития, Мировой Банк и др.) получили кредиты на 255 млн. Долларов США.

Надо отметить, что в последние годы в нашей стране и других странах - членов Основного Многостороннего Соглашения в результате работ, осуществленных в направлении повышения эффективности транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия произошли серьезные продвижения, объем грузовых перевозок по этому маршруту увеличился в несколько раз.

Идея осуществления нового устойчивого развития Азиатского Шелкового пути нашла свои отражение в транспортном коридоре Европа - Кавказ -Азия (ТРАСЕКА). С поддержкой Европейского Союза оказание ТРАСЕКА технической помощи странами Союза Независимых Государств (СНГ) - считается особенным проектом в рамках ТРАСЕКА.

Целевой транспортный проект в соответствии с глобальной стратегией Европейского Союза относительно государствам - членом ТРАСЕКА предусматривает следующие цели:

- усиление оптимальной интеграции международного коридора Европа -Кавказ -Азия (ТРАСЕКА) с Трансевро-пейскими линиями;

- эффективное использование соответствующего проекта для привлечения международных финансовых организаций и инвесторов;

- повышение перспективного регионального сотрудничества между странами входящих в проект;

- обеспечивая выход на европейские и мировые рынки альтернативными путями, оказание помощи политической и экономической стабильности этих стран;

Транспортно-транзитный проект ТРАСЕКА стимулирует конкуренцию между существующим северным маршрутом и созданными новыми южными альтернативными путями, внедрение проекта привело к соглашению о сохранении на конкурентном уровне транзитных плат между странами и упрощению официальных процедур перехода границы.

В целом надо отметить, что одно из самых успешных достижений нашей республики в глобальном экономическом и политическом масштабе, это рас-

ширение экономических связей с региональными государствами по транспортному коридору Европа - Кавказ -Азия. Именно участие нашей страны в программе ТРАСЕКА имеет важное стратегическое значение и укрепление и расширение экономических связей Азербайджана с европейскими (в том числе азиатскими) государствами, создает выгодные возможности для интеграции в мировую экономику и превращения в международный транспортный узел. За последнее время транспортный коридор Европа - Кавказ -Азия, находясь в серьезной конкуренции с региональными транспортными коридорами, превратился в один из основных факторов оказывающего серьезное влияние на достижение темпов экономического роста во всех областях национальной экономики, формирование национального транспортного комплекса соответствующего современным мировым стандартам, направление инвестиций из внутренних и внешних источников на развитие транспортной инфраструктуры имеющей важное транзитное значение.

Например, в течение прошлых лет в рамках программы ТРАСЕКА были осуществлены проекты «Применение единой тарифной политики в транспортного коридора ТРАСЕКА», «Упрощение процедур перехода границ», «Восстановление Кавказских железных дорог», «Юридические и регулировочные рамки транспорта» и десятки других инвестиционных проектов и видов технической помощи.

3. Оценка деятельности транспортного сектора по Азербайджанской Республике в рамках транспортного проекта

Анализ учета статистических показателей Государственного Комитета Статистики Азербайджанской Республики по транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия в стране показывает, что в период 2000-2009 годов произошли серьезные динамические изменения в общем объеме и обороте грузовых перевозок (в том числе, по транзитным грузовым перевозкам), а также в объеме полученных доходов от грузовых перевозок. Так, в 2009 году, по транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия (по Азербайджанской части) было перевезено 47,4 млн. груза, это по отношению к предыдущему году меньше на 7,6 %. Объем транзитных перевозок в 2009 году увеличившись, на 11,8% составил, 13,2 млн. тонн.

Объем перевок пассажиров, по отмеченному транспортному коридору, в 2009 году по сравнению с 2008 годом повысивщись, на 7,5 % составил, 206,7 млн. пассажиров. В целом, по транспортному коридору Европа - Кавказ -Азия объем полученной прибыли от грузовых перевозок в 2009 году составил 244 млн. долларов, а объем доходов полученных от перевозки пассажиров составил 34 млн. долларов (США). [1]

Следует отметить, что за последние годы, в том числе в течении 2011 года, в республике в рамках проекта ТРАСЕКА предусматривалось осуществление ряда экономических проектов. Соответствующим проектом можно показать процесс внедрения новых услуг на воздушном и морском транспорте. Для финансирования предусмотренных проектов Европейской Комиссией было выделено финансовых средств на сумму 15 млн. евро.

За последний период была отмечена динамика роста в объеме выделенных инвестиций для вложения в развитие национального транспортного сектора Азербайджана. Например, если в 2000 году в соответствующую сферу было выделено 43,9 млн. долларов финансовых средств, то в 2009 году этот показатель достиг 1,7 млрд. долларов США.

Большая роль в морском транспортном коридоре ТРАСЕКА принадлежит морскому транспорту. Например, в 2009 году Азербайджанское Государственное Каспийское Морское Пароходство (АГКМП) по морскому транспортному коридору ТРАСЕКА перевезло 8 млн. 28 тыс. тонн груза, это по сравнению с показателем 2008 года на 18 % больше. В течении с 2003 по 2010 годы АГКМП приобрело 14 новых изготовленные в зарубежных странах) пароходов стоимостью 202 млн. 395 тыс. долларов. 107 млн. 830 тыс. долларов было оплачено из финансовых средств этой организации, а 94 млн. 565 тыс. долларов за счет средств государственного бюджета.

С целью развития инфраструктурных сфер по отмеченному транспортному сегменту, в 2010 году были осуществлены работы по технико-экономическому обоснованию строительства Бакинского Международного Торгового Портового Комплекса (В поселке Альяты) и проведены начальные дизайнерские работы.

Главный план и рабочий проект планируемых мероприятий были разрабо-

№4, 2011

2

таны голландской компанией «Royal HASKONING» и рядом корейских фирм (общая стоимость проекта составляет 400 млн. долларов США) и предусматривается завершение всех процессов к 2014 году. Помимо этого, Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР), Корейской Компанией «STX SHIPbuilding. CO.LTD» 4 Инвестиционной Компанией Азербайджана 19 мая 2010 г. в городе Баку был подписан меморандум о Каспийском суда - строительном заводе (первоначальной стоимостью 400 млн. долларов США). Согласно соглашению доля ГНКАР составляет 65 %, Корейских компаний 25 %, Государственной Инвестиционной Компании 10 %. [2]

На этом заводе помимо нашей страны будут изготавливаться морские транспортные средства и для других Прикаспийских транзитных стран (Казахстан, Туркмения и др.).

Наряду с другими видами транспортных средств, большая роль в транспортном коридоре ТРАСЕКА принадлежит воздушным транзитным перевозкам. К примеру, в течении 2005-2010 годов было отмечено выделения инвестиций для развития национального воздушного транспорта в объеме примерно 500 млн. долларов США. Так, в августе 2009 года, впервые среди стран СНГ было достигнуто соглашение между национальной авиационной Компанией АZАL и американской Компанией «Boeing» (в 2014 году предусматривается закупка двух «Boeing - 787 Dreamier»). В отличии от предыдущих моделей «Dreamier» является более выгодным, в том числе с более широким использованием композиционных материалов самым дорогим в мире пассажирским самолетом. Закупка воздушных лайнеров этого типа даст возможность авиационной Компании АZАL открытию новых транзитных маршрутов в направлении Европы, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Американского континента. В соответствии с соглашением, достигнутом между Компаниями АZАL и Boeing конце 2011 года планируется закупка Boeing 767-300 ER, а в 2012 году другого.

Очень важную роль в рамках транспортного проекта ТРАСЕКА играет соответствующий международным стандартом Бакинский грузовой термина (Baku Cargo terminal - BCT).

Впервые среди постсоветских стран снабженный самым современным

оборудованием и механизмами, Бакинский грузовой терминал считается одним из лучших грузовых комплексов. Сдача в эксплуатацию Бакинского грузового терминала создала благоприятные условия для роста его авторитета как транзитного пункта страны.

В течении 2010 года на территории Грузии, Турции продолжались осуществляться интенсивные строительные работы по предтворению в жизнь проекта нового железнодорожного пути Баку-Тбилиси-Карс (БТК) имеющего важное региональное значение. Общая стоимость этого проекта составляет почти 600 млн. долларов США После сдачи в эксплуатацию транспортного маршрута ЕТК предусмотренной на конец 2012 года, прогнозируется увеличение общего объема грузовых перевозок республики на 7-10 млн. тонн.

Анализ проведенный экспертами транспортного сектора Евросоюза показал, что в случае в эксплуатацию предусмотренной железнодорожной магистрали возможное увеличение общего объема грузовых перевозок между странами Европы и Азии составит до 20-30 млн. тонн в год. Завершение совместного железнодорожного проекта БТК обеспечит интенсивность грузовых и пассажирских перевозок (через Азербайджанскую территорию до города Пекин (Китай).

В настоящее время, в соответствии с распоряжением главы государства определена последовательность проведения работ по модернизации, в соответствии с международными стандартами национального морского путевого сегмента (в том, числе его инфраструктурных подготовлена Государственная Программа по развитию этой сферы охватывающая 2009-2-13 годы. [3]

Предусматривается, что разработанная Государственная Программа будет состоять из 44 проектов и для ее реализации понадобиться 1,4 млрд. долларов США (из них 450 млн. долларов уже представил Мировой Банк, 215 долларов Экзим Банк и Экспортный Банк Чехии, 315 млн. долларов представим наше государство и другие донорские организации. В соответствии с этими проектами предусматривается реконструкция участка железной дороги Баку-Беюк Касик протяженностью-317 км, переход с постоянного тока на переменный, обновление системы управления, достижение скорости пассажирских поездов до 100 км/час. Приобретение 50 новых локомотивов и 300

вагонов отвечающих мировым стандартам, строительство нового завода по ремонту вагонов и локомотивов и др.

4. Направления развития международный транспортно-транзитнык проектов. (Результаты, ВытодыЫ)

Основные трудности, с которыми сталкиваются все постсоветские страны-участники транспортного проекта ТРАСЕКА, связаны с нехваткой крупных финансовых ресурсов для доведения уровня инфраструктурных сфер (включая сети магистральных дорог), и транспортных средств имеющихся в транспортных парках до стандартов принятых в государствах-членов Евросоюза, содержания имеющихся в Каспийском и Черных морях железнодорожных паромов, а также с потребностью в расходах в большом объеме на эксплуатацию, восстановление и реконструкцию транспортных маршрутов пролегающих в горных рельефах с крупными переходами в сейсмически опасных зонах и т.д. Помимо этого, финансовые расходы проекта «Север-Юг», являющегося альтернативным проекту ТРАСЕКА, будучи на 15-20 % ниже, срок их доставки также короче до 20 суток. [4], [5].

Например, в результате этнической войны, начатой 8 августа (2008 г.) в Грузии, интенсивность перевозки нефти и нефтепродуктов из Азербайджана в Европу посредством морского пути через эту страну в рамках коридора ТРАСЕКА не однократно подала, были приостановлены все международные транспортные связи. Если до начала войны в Грузии национальным морским путем из нашей республики отправлялось в день до 700 вагонов нефти и других продуктов, то после начала войны в соседнюю страну отгружалось всего 400 вагонов в день. В августе 2008 года, в результате решения грузина -осетинского конфликта военным вмешательством, доходы государств- участников транспортного проекта ТРАСЕ-КА, в том числе Азербайджана резко уменьшились. В контексте этих процессов интенсивность перевозок в рамках проекта «Север-Юг», являющегося альтернативным, в результате снижения по инициативе России тарифов на перевозки, увеличилось в несколько раз...[6]

В целом, результаты исследований показывают, что Азербайджан в рамках международных транспортно-тран-зитных проектов, учитывая свой потенциал с точки зрения экономической безопасности, в ближайшем перспек-

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2011

3

тивном периоде должен последователь осуществлять нижеперечисленные целенаправленные меры:

- для стимулирования транзитных грузовых перевозок создание в центрах и регионах республики ряда международных центров (пунктов) логистики;

- снижения тарифов на перевозки по отдельным видам транспорта играющих важную роль в транзитных перевозках, упрощение транзитных правил;

- повышение технической безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте, внедрение новых качественных стандартов международного уровня по предлагаемым услугам;

- вместе с региональными государствами обладающие транзитными особенностями повышение интенсивности мультимодальных перевозок, ускорение экономической интеграции, в области повышения эффективности международных транспортных коридоров, в блажащем периоде реализация выполнения новых, усовершенствованных комплексных программ и концепций;

- вместе с региональными государствами участвующими в международ-

ных транспортных проектах сформирование рынка общих транзитных услуг связанных с транзитными перевозками в республике, совершенствование и укрепление интитуциональных аспектов национальной транспортной системы;

- на основе государственного обеспечения привлечения иностранных инвестиции в направлении развития материально-технической базы отдельных транспортных сегментов все еще отстающих от европейских стандартов и инфраструктурных сфер, проведение стимулирующей и усовершенствованной новой инвестиционной политики и др.

Литература

1. Транспорт Азербайджана. Государственный Комитет Статистики Азербайджанской Республики - 2010, Баку, предприятие № 9, 2010 стр. 136.

2. Мамедов 3. Динамическое развитие в транспортном секторе. // CONTACT, 2009, стр. 48-51.

3. Мамедов И. Поезд уже в пути. / / Регион-плюс, 2010, № 15 (107), стр. 48-51.

4. Чернявский С. Великий Шелковый Путь и интересы России. // Мировая экономика и международные отноше-

ния, 1999. № 6, стр. 45-98

5. Абдуллаев К.Н. Актуальные теоретико-практические проблемы развития рынка транспортного обслуживания в Азербайджане // Наука: 21 Век (журнал научных публикаций), Москва (Россия), Наука, 2009, № 3 стр. 41-46

6. http://www.traseka-org.org

References

1. Transport of Azerbaijan, The State Statistical Committee of Azerbaijan Republic - 2010, Baki:, № 9 enterprise, 2010, p. 136.

2. Mammedov Z.A. Dynamic development in transport sector // Contart, 2009, № 2 (41), p. 34-37

3. Mammedli I. Train already on the way // Region plus, 2010, № 15 (107), p. 48-51

4. Chernyavskiy S. The great silk way and interests of Russia // World economy and international relations, 1999, № 6, p. 95-98

5. Abdullayev K.N. The actual theoretical-practical problems on development of market of transport service in Azerbaijan // Science; 21 Century, Moscow:, Science, 2009, p. 41-46

6. http://www.traceca-org.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.