37(79) - 2011
Внешнеэкономическая деятельность
УДК 339.98
участие азербайджанской республики
в международных транспортно-транзитных проектах: реалии и перспективы
К. Н. АБДУЛЛАЕВ,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела «Проблемы развития сферы услуг» E-mail: [email protected] Институт экономики Национальной академии наук Азербайджана
Статья посвящена перспективам развития транспортно-транзитного потенциала Азербайджанской Республики. Исследованы пути решения различных проблем в этой сфере, и предложены конкретные рекомендации для повышения конкурентоспособности транспортно-транзитного потенциала Азербайджана.
Ключевые слова: конкурентоспособность, кредитное финансирование, международный, перевозка, пассажирский, сектор, инвестиция, грузоперевозка, инфраструктура, транзитный потенциал.
Введение. В последнее время одним из факторов, ускоряющих темпы развития перевозок на местном и международном уровнях, является формирование транспортного инфраструктурного комплекса. Это выдвигает высокие требования к надежности транспортных связей, безопасной доставке грузов и пассажиров, качеству услуг. Поэтому любой национальный транспортный комплекс необходимо развивать в соответствии с существующими интернациональными стандартами.
Азербайджанская Республика поставила своей целью сформировать конкурентоспособную и интегрированную транспортную систему, взяв в расчет благоприятное местоположение в экономической географии и генеральную линию транспортной политики - стимулирование международных транзитных перевозок.
В последние годы участие Азербайджана в глобальных транспортных альянсах и перспективы привлечения его к новым транзитным проектам подтверждают рост международного авторитета республики. Неслучайно расширение этих возможностей является одним из основных направлений национальной транспортной политики в республике.
С 1990-х гг. после приобретения государственной независимости Азербайджанская Республика активно участвовала в восстановлении Великого шелкового пути - в разработке и создании программы ТРАСЕКА. Еще в мае 1993 г. на международной конференции в Брюсселе Азербайджан наряду с Грузией, Арменией, Казахстаном, Киргизией,
37 (79) - 2011
Внешнеэкономическая деятельность
Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном был инициатором транспортно-транзитного проекта Европейской комиссии. Тогда были обсуждены проблемы и недостатки в региональных транспортных и торговых системах, принят документ об основах формирования межрегиональной программы ТРА-СЕКА.
Это послужило созданию благоприятных условий для расширения хозяйственных связей с европейскими странами, интеграции Азербайджана в мировое экономическое пространство и превращению его в международный транспортный узел.
Этапы формирования транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА). Руководство Азербайджана, учитывая большую роль выгодного стратегического положения страны в развитии национального транспортного сектора, организовало в Баку с участием глав 9 стран, 13 международных организаций и представителей 32 государств международную конференцию, посвященную восстановлению исторического шелкового пути.
На основании программы ТРАСЕКА было подписано Основное многостороннее соглашение по развитию международного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, и утверждено так называемое Бакинское обращение. Соглашение было подписано главами государств и правительств Азербайджана, Грузии, Армении, Болгарии, Румынии, Молдовы, Украины, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Турции. В соответствии с положениями этого документа министерство иностранных дел Азербаджана было назначено депозитором соглашения, создан секретариат постоянной межправительственной комиссии ТРАСЕКА, согласовано его размещение в Баку. 21 февраля 2001 г. состоялось открытие этой структуры.
Для обеспечения выполнения соглашения распоряжением кабинета министров республики от 21.12.2000 N° 250 была организована государственная комиссия. В результате сотрудничества между министерством иностранных дел и секретариатом постоянной межправительственной комиссии ТРА-СЕКА были определены имеющиеся в Азербайджане проблемы реализации проекта, и в течение последующих лет проделаны серьезные шаги для их решения.
В целом для реализации экономических проектов по развитию транспортного сектора, предусмотренных программой ТРАСЕКА, государственные отраслевые структуры получили от международ-
ных финансовых организаций (Европейский банк реконструкции и развития, Кувейтский фонд арабского экономического развития, Исламский банк развития, Мировой банк и др.) кредиты на 255 млн долл. США.
В последние годы в странах - членах Основного многостороннего соглашения в результате повышения эффективности транспортного коридора Европа -Кавказ - Азия объем грузовых перевозок по нему увеличился в несколько раз.
Особое внимание уделяется оказанию странами СНГ технической помощи проекту ТРАСЕКА. Целевая транспортная программа в соответствии с глобальной стратегией Европейского Союза относительно государств - членов ТРАСЕКА предусматривает следующие цели:
- усиление оптимальной интеграции международного коридора Европа - Кавказ - Азия с трансъевропейскими линиями;
- эффективное использование проекта для привлечения международных финансовых организаций и инвесторов;
- повышение перспективного регионального сотрудничества между странами - участниками проекта;
- обеспечение выхода на европейские и мировые рынки альтернативными путями, содействие политической и экономической стабильности этих стран.
Транспортно-транзитный проект ТРАСЕКА стимулирует конкуренцию между существующим северным маршрутом и созданными новыми южными путями. Внедрение проекта привело к соглашению о сохранении на конкурентном уровне транзитных плат между странами региона и упрощению официальных процедур перехода границы.
Одно из самых крупных достижений Азербайджанской Республики в глобальном экономическом и политическом масштабе - расширение экономических связей с государствами региона в рамках транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия. Участие страны в программе ТРАСЕКА имеет важное стратегическое значение для укрепления и расширения экономических связей Азербайджана с европейскими и азиатскими государствами, создает выгодные возможности для интеграции в мировую экономику и превращения республики в международный транспортный узел.
Транспортный коридор, серьезно конкурируя с региональными транспортными путями, превратил-
Внешнеэкономическая деятельность
37(79) - 2011
ся в один из основных факторов значительного экономического роста во всех областях национальной экономики, формирования внутреннего транспортного комплекса, соответствующего современным мировым стандартам, направления инвестиций из внутренних и внешних источников на развитие инфраструктуры.
Например, за несколько прошлых лет в рамках программы ТРАСЕКА были осуществлены проекты «Применение единой тарифной политики в рамках транспортного коридора ТРАСЕКА», «Упрощение процедур перехода границ», «Восстановление кавказских железных дорог», «Юридические и регулировочные рамки транспорта» и десятки других инвестиционных проектов и видов технической помощи.
Оценка деятельности транспортного сектора республики в рамках проекта. Анализ учета статистических показателей Государственного комитета статистики Азербайджанской Республики по транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия показывает, что в 2000-2009 гг. произошли серьезные динамические изменения в общем объеме и обороте грузовых перевозок (в том числе по транзиту), а также в объеме полученных от этого доходов.
Так, в 2009 г. по азербайджанской части транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия было перевезено 47,4 млн т грузов. Объем транзитных перевозок увеличился на 11,8 %. Объем перевозок пассажиров по транспортному коридору по сравнению с 2008 г. вырос на 7,5 % - перевезено 206,7 млн пассажиров. В целом по коридору Европа - Кавказ -Азия объем полученной прибыли от грузовых перевозок составил 244 млн долл., а объем доходов, полученных от перевозок пассажиров, составил 34 млн долл. [4, с. 48-51].
В последние годы в республике в рамках проекта ТРАСЕКА предусматривалось осуществление ряда экономических программ. Среди них -внедрение новых услуг на воздушном и морском транспорте. Для финансирования предусмотренных проектов Европейской комиссией были выделены финансовые средства в сумме 15 млн евро.
В это же время отмечен динамичный рост объемов инвестиций в развитие национального транспортного сектора Азербайджана. Например, если в 2000 г. в эту сферу было вложено 43,9 млн долл., то в 2009 г. этот показатель достиг 1,7 млрд долл.
Большая роль в транспортном коридоре ТРАСЕ-КА принадлежит морскому транспорту. Например,
в 2009 г. Азербайджанское государственное Каспийское морское пароходство (АГКМП) по морскому транспортному коридору ТРАСЕКА перевезло 8 млн 28 тыс. т грузов, что на 18 % больше аналогичного показателя 2008 г. С 2003 по 2010 г. АГКМП приобрело 14 новых (построенных в зарубежных странах) пароходов стоимостью 202 млн 395 тыс. долл. 107 млн 830 тыс. долл. было выделено из финансовых средств этой организации, а 94 млн 565 тыс. долл. -из государственного бюджета.
Для развития инфраструктурных сфер в отмеченном транспортном сегменте в 2010 г. были проведены технико-экономическое обоснование и начальные дизайнерские работы по строительству Бакинского международного торгового портового комплекса в поселке Альяты.
Главный план и рабочий проект планируемых мероприятий были разработаны голландской компанией Royal Haskoning и рядом корейских фирм. Общая стоимость проекта - 400 млн долл.
Помимо этого Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР), корейской компанией STX Shipbuilding Co. Ltd и Инвестиционной компанией Азербайджана 19 мая 2010 г. в Баку был подписан меморандум о Каспийском судостроительном заводе (первоначальной стоимостью 400 млн долл.). Согласно соглашению доли партнеров составляют соответственно 65, 25 и 10 % [2, с. 34-37]. На этом заводе будут производить морские транспортные средства для Азербайджана, Казахстана, Туркмении и других прикаспийских транзитных стран.
Наряду с другими видами транспорта большая роль в коридоре ТРАСЕКА принадлежит воздушным транзитным перевозкам. К примеру, в течение 2005-2010 гг. на развитие национального воздушного транспорта было выделено инвестиций на сумму около 500 млн долл. В августе 2009 г. (впервые среди стран СНГ) достигнуто соглашение между национальной авиационной компанией АZАL и американской фирмой Boeing о закупке в 2014 г. двух самолетов Boeing-787 Dreamlinеr. Закупка воздушных лайнеров этого типа даст возможность авиационной компании АZАL открыть новые транзитные маршруты в Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию, на американский континент. В соответствии с соглашением в конце 2011 г. планируется закупка первого Boeing 767-300 ER, а в 2012 г. - второго.
Очень важную роль в рамках транспортного проекта ТРАСЕКА играет отвечающий междуна-
37 (79) - 2011
Внешнеэкономическая деятельность
родным стандартом Бакинский грузовой терминал. Первым среди постсоветских стран он был снабжен самым современным оборудованием и механизмами и считается одним из лучших грузовых комплексов. Сдача в эксплуатацию терминала создала благоприятные условия для роста еще одного крупного транзитного пункта страны.
В течение 2010 г. на территории Грузии, Турции интенсивно претворяли в жизнь проект нового железнодорожного пути Баку - Тбилиси - Карс (БТК), имеющий важное региональное значение. Общая стоимость программы составляет почти 600 млн долл. После сдачи в эксплуатацию маршрута, предусмотренной на конец 2012 г., прогнозируется увеличение общего объема грузовых перевозок Азербайджанской Республики на 7-10 млн т.
Анализ, проведенный экспертами транспортного сектора Евросоюза, показал, что при вводе в эксплуатацию этой железнодорожной магистрали возможно увеличение общего объема грузовых перевозок между странами Европы и Азии до 20-30 млн т в год. Завершение совместного железнодорожного проекта БТК обеспечит интенсивные грузовые и пассажирские перевозки через азербайджанскую территорию до китайской столицы Пекина.
Сейчас в соответствии с распоряжением главы азербайджанского государства определена последовательность работ по модернизации до уровня международных стандартов национального морского путевого сегмента. Для этого в числе инфраструктурных проектов подготовлена государственная программа по развитию этой сферы, охватывающая 2009-2013 гг. [3, с. 48-51].
Предусматривается, что разработанная государственная программа будет состоять из 44 проектов, и для ее реализации понадобится 1,4 млрд долл. Из них 450 млн долл. уже предоставил Мировой банк, 215 млн - ЭКСИМ Банк и Экспортный банк Чехии, 315 млн - государственные и другие донорские организации Азербайджана. В соответствии с проектами предусматриваются:
— реконструкция участка железной дороги Баку -Беюк Касик протяженностью 317 км;
— переход в энергоснабжении с постоянного тока на переменный;
— обновление системы управления;
— достижение скорости пассажирских поездов до 100 км/ч;
— приобретение 50 новых локомотивов и 300 вагонов, отвечающих мировым стандартам;
— строительство нового завода по ремонту вагонов и локомотивов и др.
Выводы. Направления развития международных транспортно-транзитных проектов.
Основные трудности, с которыми сталкиваются все постсоветские страны - участники транспортного проекта ТРАСЕКА, связаны с нехваткой крупных финансовых ресурсов для доведения инфраструктурных сфер (включая сети магистральных дорог) и имеющихся в парках транспортных средств до стандартов, принятых в государствах - членах Евросоюза, содержания имеющихся в Каспийском и Черном морях железнодорожных паромов, а также с большими расходами на эксплуатацию и реконструкцию маршрутов, пролегающих в горах, сейсмически опасных зонах и т. д. Помимо этого надо учитывать финансовые расходы проекта «Север - Юг», являющегося альтернативным проекту ТРАСЕКА [5, с. 95-98]. Они на 15-20 % ниже, срок доставки - короче [1, с. 41-46].
Накладывают свой отпечаток и политические факторы. К примеру, в результате этнической войны, начатой 8 августа 2008 г. в Грузии, интенсивность перевозки нефти и нефтепродуктов из Азербайджана в Европу морским путем через эту страну в рамках коридора ТРАСЕКА неоднократно падала, были приостановлены также все международные транспортные связи. Если до этого национальным морским путем из Азербайджанской Республики отправлялось в день до 700 вагонов нефти и других продуктов, то после начала войны в соседнюю страну отгружалось всего 400 вагонов в день.
В результате попытки разрешения грузино-о сетинского конфликта военным путем доходы государств - участников проекта ТРАСЕКА, в том числе Азербайджана, резко уменьшились. В контексте этих процессов интенсивность перевозок в рамках проекта «Север - Юг» после снижения по инициативе России тарифов на перевозки увеличилась в несколько раз [6].
В целом результаты исследований показывают, что Азербайджан в рамках международных транс-портно-транзитных проектов, учитывая свой потенциал с точки зрения экономической безопасности, в ближайшей перспективе должен последовательно реализовывать следующие целенаправленные меры:
- для стимулирования транзитных грузовых перевозок - создание в республике ряда международных центров (пунктов) логистики;
Внешнеэкономическая деятельность
37(79) - 2011
- снижение тарифов и упрощение правил перевозок отдельными видами транспорта, играющими важную роль в транзите;
- повышение технической безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте, внедрение качественных стандартов международного уровня по предлагаемым услугам;
- рост интенсивности мультимодальных перевозок, ускорение экономической интеграции со странами региона, обладающими транзитными особенностями, в области повышения эффективности международных транспортных коридоров;
- реализация выполнения новых, усовершенствованных комплексных программ и концепций;
- формирование вместе со странами региона, участвующими в международных транспортных проектах, рынка общих транзитных услуг, связанных с перевозками в республике;
- совершенствование и укрепление институциональных аспектов национальной транспортной системы;
- привлечение иностранных инвестиций для развития материально-технической базы отстающих транспортных сегментов и инфраструктурных сфер, проведение стимулирующей и усовершенствованной инвестиционной политики и др.
Список литературы
1. Абдуллаев К. Н. Актуальные теоретико-практические проблемы развития рынка транспортного обслуживания в Азербайджане // Наука 21 Век. 2009. № 3.
2. Мамедов З. Динамическое развитие в транспортном секторе // CONTACT. 2009.
3. Мамедов И. Поезд уже в пути // Регион-плюс. 2010. № 15 (107) , стр. 48-51.
4. Транспорт Азербайджана. Го сударственный комитет статистики Азербайджанской Республики. 2010. Баку: 2010.
5. Чернявский С. Великий шелковый путь и интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6.
6. URL: http://www.traseka-org.org.