Научная статья на тему 'Международный транспортный коридор - ТРАСЕКА: создание, реальность и перспективы'

Международный транспортный коридор - ТРАСЕКА: создание, реальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1648
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев К. Н.

Статья посвящена перспективам развития транспортно транзитного потенциала Азербайджанской Республики. Азербайджанская Республика поставила своей целью развить конкурентоспособную и интегрированную транспортную систему, беря в расчет благоприятное местоположение в экономической географии и генеральную линию транспортной политики стимулирование интернациональных транзитных перевозок. В последние годы участие Азербайджана в глобальных транспортных альянсах и перспективы привлечения его к новым транзитным проектом подтверждает рост международного авторитета нашей республики. Расщирение транзитных возможностей и развитие различных взаимосвязанных транспортных инфраструктур одно из основных направлений национальной транспортной политики в Азербайджане. Исследованы пути решения различных проблем в этой сфере и предложены конкретные рекомендации в направлении увеличения конкурентоспособности транспортно транзитного потенциала Азербайджанской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллаев К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный транспортный коридор - ТРАСЕКА: создание, реальность и перспективы»

Международный транспортный коридор — ТРАСЕКА: создание, реальность и перспективы

Статья посвящена перспективам развития транспортно-транзитного потенциала Азербайджанской Республики. Азербайджанская Республика поставила своей целью развить конкурентоспособную и интегрированную транспортную систему, беря в расчет благоприятное местоположение в экономической географии и генеральную линию транспортной политики — стимулирование интернациональных транзитных перевозок.

В последние годы участие Азербайджана в глобальных транспортных альянсах и перспективы привлечения его к новым транзитным проектом подтверждает рост международного авторитета нашей республики. Расщирение транзитных возможностей и развитие различных взаимосвязанных транспортных инфраструктур одно из основных направлений национальной транспортной политики в Азербайджане. Исследованы пути решения различных проблем в этой сфере и предложены конкретные рекомендации в направлении увеличения конкурентоспособности транспортно — транзитного потенциала Азербайджанской Республике.

Абдуллаев К.Н.,

кэ.н., с.н.с. отдела "Проблемы развития сферы услуГ",

Институт Экономики Национальной Академии Наук Азербайджана, хагаг-Ьак!@гатЫег.ги

Введение

В последнее время одним из факторов ускоряющий темпы развития перевозок на местном и международном уровне по транспортному сектору являются эффективные мероприятия направленные на формирование транспортного инфраструктурного комплекса, а это в первую очередь выдвигает высокие требования к наличию надежных транспортных связей безопасной доставке грузов и пассажиров, высоко качественных транспортных услуг. Поэтому необходимо соответствие существующего уровня национального транспортного комплекса международным стандартом.

Начиная, с 90-х годов ХХ века после приобретения государственной независимости Азербайджанская Республика активно участвовала, в восстановлении исторического Великого Шелкового Пути — в процессе разработки и создания программы ТРАСЕКА. В первые годы независимости, еще в мае 1993 г., наша страна на проводимой в столице Бельгии Брюсселе международной конференции, была одна из инициаторов постсоветских стран (наряду с Грузией, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном) транспортно-транзитного проекта Европейской Комиссии. На этой международной конференции, наряду с обсуждением имеющихся проблем и недостатков в региональных транс-

портных и торговых системах, в итоге было принято Брюссельское обращение о основах формирования межрегиональной программы ТРАСЕКА.

Следует отметить, что наряду с важным значением участия нашей страны в программе ТРАСЕКА, это послужило созданию благоприятных условий для расщирения взаимных экономических связей с европейскими странами, интеграции в мировое экономическое пространство и превращения в международный транспортный узел.

1. Этапы формирования

транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА)

Руководство страны, учитывая большую роль выгодного геостратегического расположения территории нашего государства в развитии национального транспортного сектора, 7-8 сентября в городе Баку с участием глав 9 стран (Азербайджана, Болгарии, Грузии, Киргизии, Молдовы, Румынии, Турции, Узбекистана, Украина), 13 международных организаций и представителей 32 государств, организовало международную конференцию, посвященную восстановлению Исторического Шелкового Пути. На этой конференции на основании поддерживаемой Европейским Союзом программы ТРАСЕКА было подписано "Основное Многостороннее Соглашение по развитию международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия" и утверждено Бакинское Обращение. Соглашение составленное в ходе работы конференции было подписано главами государств и правительств 12 стран (Азербайджана, Грузии, Армении, Болгарии, Румынии, Молдовы, Украины, Узбекистана, Казахстана,

Киргизии, Таджикистана и Турции). В соответствии с положениями Основного Многостороннего Соглашения Министерство Иностранных Дел нашей страны было назначено Депозитором Соглашения. Согласно Соглашению был создан Секретариат Постоянной Межправительственной Комиссии ТРАСЕКА, согласовано размещения его в городе Баку и наконец 21 февраля 2001 г. состоялось открытие этой структуры.

С целью обеспечения исполнения Основного Многостороннего Соглашения по развитию транспортно-транзитного проекта государственного на проведенной в городе Баку международной конференции Распоряжением Кабинетом Министров республики за №250 от 21.12.2000 г. была организована Государственная Комиссия и в нее был включен заместитель Министерства Иностранных Дел. В результате проведения целесообразных мер осуществленных в ходе сотрудничества между Министерства Иностранных Дел и Секретариатом Постоянной Межправительственной Комиссии ТРАСЕКА (СПМК), были определены имеющиеся в нашей стране проблемы по реализации проекта и в течении последующих лет были проделаны серьезные шаги в направлении их решения.

В целом в последние годы с целью осуществления в нашей стране экономических проектов по развитию транспортного сектора (в том числе, включая развитие сфер инфраструктуры) предусмотренных Программой ТРАСЕКА государственные отраслевые структуры от международных финансовых организаций (Европейский Банк Реконструкции и Развития, Кувейтских Фон Экономического Развития, Исламский Банк Развития, Мировой Банк и др.) получили кредиты на 255 млн. долл.

Надо отметить, что в последние годы в нашей стране и других странах — членов Основного Многостороннего Соглашения в результате работ, осуществленных в направлении повышения эффективности транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия произошли серьезные продвижения, объем грузовых перевозок по этому маршруту увеличился в несколько раз.

Идея осуществления нового устойчивого развития Азиатского Шелкового пути нашла свои отражение в транспортном коридоре Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА). С поддержкой Европейского Союза оказание ТРАСЕКА технической помощи странами Союза Независимых Государств (СНГ) — считается особенным проектом в рамках ТРАСЕКА.

Целевой транспортный проект в соответствии с глобальной стратегией Европейского Союза относительно государствам — членом ТРАСЕКА предусматривает следующие цели:

— усиление оптимальной интеграции международного коридора Европа — Кавказ -Азия (ТРАСЕКА) с Трансевропейскими линиями;

— эффективное использование соответствующего проекта для привлечения международных финансовых организаций и инвесторов;

— повышение перспективного регионального сотрудничества между странами входящих в проект;

— обеспечивая выход на европейские и мировые рынки альтернативными путями, оказание помощи политической и экономической стабильности этих стран;

Транспортно-транзитный проект ТРАСЕКА стимулирует конкуренцию между существующим северным маршрутом и созданными новыми южными альтернативными путями, внедрение проекта привело к соглашению о сохранении на конкурентном уровне транзитных плат между странами и упрощению официальных процедур перехода границы.

В целом надо отметить, что одно из самых успешных достижений нашей республики в глобальном экономическом и политическом масштабе, это расширение экономических связей с региональными государствами по транспортному коридору Европа — Кавказ — Азия. Именно участие нашей страны в программе ТРАСЕКА имеет важное стратегическое значение и укрепление и расширение экономических связей Азербайджана с европейскими (в том числе азиатскими) государствами, создает выгодные возможности для интеграции в мировую экономику и превращения в международ-

ный транспортный узел. За последнее время транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия, находясь в серьезной конкуренции с региональными транспортными коридорами, превратился в один из основных факторов оказывающего серьезное влияние на достижение темпов экономического роста во всех областях национальной экономики, формирование национального транспортного комплекса соответствующего современным мировым стандартам, направление инвестиций из внутренних и внешних источников на развитие транспортной инфраструктуры имеющей важное транзитное значение.

Например, в течение прошлых лет в рамках программы ТРАСЕКА были осуществлены проекты "Применение единой тарифной политики в транспортного коридора ТРАСЕКА", "Упрощение процедур перехода границ", " Восстановление Кавказских железных дорог", "Юридические и регулировочные рамки транспорта" и десятки других инвестиционных проектов и видов технической помощи.

2. Оценка деятельности транспортного сектора по Азербайджанской Республике в рамках транспортного проекта

Анализ учета статистических показателей Государственного Комитета Статистики Азербайджанской Республики по транспортному коридору Европа — Кавказ—Азия в стране показывает, что в период 2000-2009 гг. произошли серьезные динамические изменения в общем объеме и обороте грузовых перевозок (в том числе, по транзитным грузовым перевозкам), а также в объеме полученных доходов от грузовых перевозок. Так, в 2009 г., по транспортному коридору Европа — Кавказ — Азия (по Азербайджанской части) было перевезено 47,4 млн. груза, это по отношению к предыдущему году меньше на 7,6 %. Объем транзитных перевозок в 2009 го. увеличившись, на 11,8% составил, 13,2 млн. тонн.

Объем перевозок пассажиров, по отмеченному транспортному коридору, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. повысивщись, на 7,5% составил, 206,7 млн. пассажиров. В целом, по транспортному коридору Европа — Кавказ — Азия объем полученной прибыли от грузовых перевозок в 2009 г. составил 244 млн. долл., а объем доходов полученных от перевозки пассажиров составил 34 млн. долл.1 [1].

Следует отметить, что за последние годы, в том числе в течении 2011 г., в республике в

рамках проекта ТРАСЕКА предусматривалось осуществление ряда экономических проектов. Соответствующим проектом можно показать процесс внедрения новых услуг на воздушном и морском транспорте. Для финансирования предусмотренных проектов Европейской Комиссией было выделено финансовых средств на сумму 15 млн. евро.

За последний период была отмечена динамика роста в объеме выделенных инвестиций для вложения в развитие национального транспортного сектора Азербайджана. Например, если в 2000 г. в соответствующую сферу было выделено 43,9 млн. долл. финансовых средств, то в 2009 г. этот показатель достиг 1,7 млрд. долл.

Большая роль в морском транспортном коридоре ТРАСЕКА принадлежит морскому транспорту. Например, в 2009 г. Азербайджанское Государственное Каспийское Морское Пароходство (АГКМП) по морскому транспортному коридору ТРАСЕКА перевезло 8 млн. 28 тыс. тонн груза, это по сравнению с показателем 2008 г. на 18% больше. В течении с 2003 по 2010 гг. АГКМП приобрело 14 новых изготовленные в зарубежных странах) пароходов стоимостью 202 млн. 395 тыс. долл. 107 млн. 830 тыс. долл. было оплачено из финансовых средств этой организации, а 94 млн. 565 тыс. долл. за счет средств государственного бюджета.

С целью развития инфраструктурных сфер по отмеченному транспортному сегменту, в 2010 году были осуществлены работы по технико-экономическому обоснованию строительства Бакинского Международного Торгового Портового Комплекса (В поселке Альяты) и проведены начальные дизайнерские работы.

Главный план и рабочий проект планируемых мероприятий были разработаны голландской компанией "Royal HASKONING" и рядом корейских фирм (общая стоимость проекта составляет 400 млн. долл.) и предусматривается завершение всех процессов к 2014 г. Помимо этого, Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР), Корейской Компанией "STX SHIPbuilding. CO.LTD" 4 Инвестиционной Компанией Азербайджана 19 мая 2010 г. в городе Баку был подписан меморандум о Каспийском суда — строительном заводе (первоначальной стоимостью 400 млн. долл.). Согласно соглашению доля ГНКАР составляет 65%, Корейских компаний 25%, Государственной Инвестиционной Компании 10%2.

На этом заводе помимо нашей страны бу-

1Транспорт Азербайджана, Государственный Комитет Статистики Азербайджанской Республики, 2010, Баку, предприятие №9. — С.48-51.

2 Мамедов З.А. Динамическое развитие в транспортном секторе // СОЫТАСГ, 2009, №2 (41). — С.34-37.

дут изготавливаться морские транспортные средства и для других Прикаспийских транзитных стран (Казахстан, Туркмения и др.).

Наряду с другими видами транспортных средств, большая роль в транспортном коридоре ТРАСЕКА принадлежит воздушным транзитным перевозкам. К примеру, в течении 20052010 гг. было отмечено выделения инвестиций для развития национального воздушного транспорта в объеме примерно 500 млн. долл. В августе 2009 г., впервые среди стран СНГ было достигнуто соглашение между национальной авиационной Компанией AZAL и американской Компанией "Boeing" (в 2014 г. предусматривается закупка двух "Boeing — 787 Dreamier"). В отличии от предыдущих моделей "Dreamier" является более выгодным, в том числе с более широким использованием композиционных материалов самым дорогим в мире пассажирским самолетом. Закупка воздушных лайнеров этого типа даст возможность авиационной Компании AZAL открытию новых транзитных маршрутов в направлении Европы, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Американского континента. В соответствии с соглашением, достигнутом между Компаниями АZАL и Boeing конце 2011 г. планируется закупка Boeing 767-300 ER, а в 2012 г. другого.

Очень важную роль в рамках транспортного проекта ТРАСЕКА играет соответствующий международным стандартом Бакинский грузовой термина (Baku Cargo terminal — BCT).

Впервые среди постсоветских стран снабженный самым современным оборудованием и механизмами, Бакинский грузовой терминал считается одним из лучших грузовых комплексов. Сдача в эксплуатацию Бакинского грузового терминала создала благоприятные условия для роста его авторитета как транзитного пункта страны.

В течении 2010 г. на территории Грузии, Турции продолжались осуществляться интенсивные строительные работы по предтворению в жизнь проекта нового железнодорожного пути Баку-Тбилиси-Карс (БТК) имеющего важное региональное значение. Общая стоимость этого проекта составляет почти 600 млн. долл После сдачи в эксплуатацию транспортного маршрута ЕТК

предусмотренной на конец 2012 г., прогнозируется увеличение общего объема грузовых перевозок республики на 7-10 млн. тонн.

Анализ проведенный экспертами транспортного сектора Евросоюза показал, что в случае в эксплуатацию предусмотренной железнодорожной магистрали возможное увеличение общего объема грузовых перевозок между странами Европы и Азии составит до 2030 млн. тонн в год. Завершение совместного железнодорожного проекта БТК обеспечит интенсивность грузовых и пассажирских перевозок (через Азербайджанскую территорию до города Пекин (Китай). В настоящее время, в соответствии с распоряжением главы государства определена последовательность проведения работ по модернизации, в соответствии с международными стандартами национального морского путевого сегмента (в том, числе его инфраструктурных подготовлена Государственная Программа по развитию этой сферы охватывающая 2009-2013 гг.3 [3].

Предусматривается, что разработанная Государственная Программа будет состоять из 44 проектов и для ее реализации понадобиться 1,4 млрд. долл. (из них 450 млн. долл. уже представил Мировой Банк, 215 долл. Экзим Банк и Экспортный Банк Чехии, 315 млн. долларов представим наше государство и другие донорские организации. В соответствии с этими проектами предусматривается реконструкция участка железной дороги Баку-Беюк Касик протяженностью-317 км, переход с постоянного тока на переменный, обновление системы управления, достижение скорости пассажирских поездов до 100 км/час. Приобретение 50 новых локомотивов и 300 вагонов отвечающих мировым стандартам, строительство нового завода по ремонту вагонов и локомотивов и др.

3. Направления развития международных транспортно-транзитных проектов. (Результаты, Выводы)

Основные трудности, с которыми сталкиваются все постсоветские страны-участники транспортного проекта ТРАСЕКА, связаны с нехваткой крупных финансовых ресурсов для до-

ведения уровня инфраструктурных сфер (включая сети магистральных дорог), и транспортных средств имеющихся в транспортных парках до стандартов принятых в государствах-членов Евросоюза, содержания имеющихся в Каспийском и Черных морях железнодорожных паромов, а также с потребностью в расходах в большом объеме на эксплуатацию, восстановление и реконструкцию транспортных маршрутов пролегающих в горных рельефах с крупными переходами в сейсмически опасных зонах и т.д. Помимо этого, финансовые расходы1 проекта "Север-Юг", являющегося альтернативным проекту ТРАСЕКА4, будучи на 15-20% ниже, срок их доставки также короче до 20 суток5 [4, 5].

Например, в результате этнической войны, начатой 8 августа (2008 г.) в Грузии, интенсивность перевозки нефти и нефтепродуктов из Азербайджана в Европу посредством морского пути через эту страну в рамках коридора ТРАСЕКА не однократно подала, были приостановлены все международные транспортные связи. Если до начала войны в Грузии национальным морским путем из нашей республики отправлялось в день до 700 вагонов нефти и других продуктов, то после начала войны в соседнюю страну отгружалось всего 400 вагонов в день. В августе 2008 г., в результате решения грузина — осетинского конфликта военным вмешательством, доходы государств- участников транспортного проекта ТРАСЕКА, в том числе Азербайджана резко уменьшились. В контексте этих процессов интенсивность перевозок в рамках проекта "Север-Юг", являющегося альтернативным, в результате снижения по инициативе России тарифов на перевозки, увеличилось в несколько раз...6[6].

В целом, результаты исследований показывают, что Азербайджан в рамках международных транспортно-транзитных проектов, учитывая свой потенциал с точки зрения экономической безопасности, в ближайшем перспективном периоде должен последователь осуществлять нижеперечисленные целенаправленные меры:

— для стимулирования транзитных грузовых перевозок создание в центрах и регионах республики ряда международных центров (пунктов) логистики;

3Мамедли И. Поезд уже в пути // Регион-плюс, 2010 №5 (107). — С.48-51.

4Чернявский С. Великий шелковый путь и интересы России // Мировая Экономика и международные отношения, 1999, №6. — С.95-98.

5Абдуллаев К.Н. Актуальные теоретико-практические проблемы обслуживания в Азербайджане // Наука: 21 Век (журнал научных публикаций), Москва (Россия):

Наука, 2009/2010, №3. — С.41-46.

6 http://www.traseka-ong.ong.

Российский потенциал в сфере телематики проанализировали на крупнейшем форуме "Телематика Мюнхен 2011"

— снижения тарифов на перевозки по отдельным видам транспорта играющих важную роль в транзитных перевозках, упрощение транзитных правил;

— повышение технической безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте, внедрение новых качественных стандартов международного уровня по предлагаемым услугам;

— вместе с региональными государствами обладающие транзитными особенностями повышение интенсивности мультимодальных перевозок, ускорение экономической интеграции, в области повышения эффективности международных транспортных коридоров, в блажащем периоде реализация выполнения новых, усовершенствованных комплексных программ и концепций;

— вместе с региональными государствами участвующими в международных транспортных проектах сформирование рынка общих транзитных услуг связанных с транзитными перевозками в республике, совершенствование и укрепление интитуциональных аспектов национальной транспортной системы;

— на основе государственного обеспечения привлечения иностранных инвестиции в направлении развития материально-технической базы отдельных транспортных сегментов все еще отстающих от европейских стандартов и инфраструктурных сфер, проведение стимулирующей и усовершенствованной новой инвестиционной политики и др.

Литература

1. Транспорт Азербайджана. Государственный Комитет Статистики Азербайджанской Республики — 2010, Баку, предприятие №9, 2010. — С.136.

2. Мамедов З. Динамическое развитие в транспортном секторе // CONTACT, 2009. — С. 48-51.

3. Мамедов И. Поезд уже в пути. // Регион-плюс, 2010, №15 (107). — С.48-51.

4. Чернявский С. Великий Шелковый Путь и интересы России. // Мировая экономика и международные отношения, 1999. №6. — С.45-98.

5. Абдуллаев К.Н. Актуальные теоретико-практические проблемы развития рынка транспортного обслуживания в Азербайджане // Наука: 21 Век (журнал научных публикаций), Москва (Россия), Наука, 2009, №3. — С.41-46.

6. http://www.traseka-ong.ong.

9-10 ноября 2011 г., в Мюнхене, (Германия) состоялась 9-ая Международная конференция "Telematics Munich/Телематика Мюнхен 2011" — одно из самых авторитетных мероприятий отрасли, собравшее на одной площадке крупнейших мировых разработчиков, производителей и поставщиков телематического оборудования и услуг. О достижениях российского рынка телематики и перспективах дальнейшего его развития европейским участникам конференции рассказал директор по развитию ГК Цезарь Сателлит Массимилиано Кисвардай.

Несмотря на высокий уровень развития и положительный опыт применения телематики в повседневной жизни наших европейских соседей - в программах экстренного реагирования при авариях, "Умного страхования", навигации, информационных и консьерж-сервисов, Россия, обладая 10-й по объему ВВП экономикой среди стран мира, до недавнего времени была знакома с телематическими технологиями лишь на уровне теории. Но, как отметил в своем выступлении Массимилиано Кисвардай, рост экономики в целом, а также увеличение автомобильного рынка страны до 7-го места по количеству продаж автотранспортных средств - создали в стране благоприятные условия для развития здесь телематических сервисов самого высокого уровня.

Основными сегментами российского рынка телематики, порядка 80%, являются управление автопарками и защита от угона. С 2010 г. растет и уровень проникновения телематического оборудования в сферу автострахования.

Развитию телематики в России способствует повышение внимания граждан к собственной безопасности, снижение стоимости оборудования и программного обеспечения, а также близость запуска федеральной программы ЭРА ГЛОНАСС, призванной снизить уровень смертности на дорогах страны, которая в настоящее время почти в 5 раз превышает этот же показатель в Европе.

Среди сдерживающих развитие российского рынка телематики факторов, остаются непрозрачность ценообразования на подобные услуги и сложность этого рынка для зарубежных инвесторов, а также возможные высокие налоги на импорт иностранной продукции.

"Тем не менее, среди российских провайдеров телематических сервисов есть компании, которые владея передовыми западными технологиями и осуществляя эффективное инвестирование в развитие инфраструктуры, уже сегодня способны предложить потребителю услуги европейского качества. В сотрудничестве с государством такие компании могут способствовать быстрой реализации российского потенциала в сфере телематики", — прокомментировал директор по развитию ГК Цезарь Сателлит Массимилиано Кисвардай.

Цезарь Сателлит — российский пионер в области спутниковых систем безопасности и компания, которая принесла на отечественный рынок саму идею телематики, сегодня занимает в России 50% рынка противоугонных систем и 12% рынка телематических сервисов. Компания одной из первых вышла с предложением предоставлять автовладельцам услуги помощи на дороге и консьерж-сервис, совместно с ведущими страховщиками запустила пилотные программы "умного автострахования". Кроме того, в рамках подписанного договора о сотрудничестве с федеральным оператором ОАО "Навигационные информационные системы", ГК Цезарь Сателлит проводит тестирование собственного телематического продукта, предназначенного для использования в рамках федерального проекта ЭРА ГЛОНАСС.

Краткая справка о Группе Компаний

Цезарь Сателлит:

Компания Цезарь Сателлит сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008. В 2009 г. Мониторинговый центр Цезарь Сателлит первым в России подтвердил соответствие требованиям международного центра Thatcham. Одним из приоритетных направлений деятельности компании является участие в реализации проекта ЭРА ГЛОНАСС в России. Центральный офис Цезарь Сателлит находится в Москве. Собственные представительства компании расположены в 35 городах России и Украины. Компания обеспечивает безопасность более 80000 клиентов.

По данным на 1 ноября 2011 г., благодаря работе системы Цезарь Сателлит владельцам возвращено 4 148 автомобилей на сумму более 7,7 млрд. руб., предотвращено 223 разбойных нападения. Сохранено страховых резервов на сумму более 6,6 млрд. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.