Научная статья на тему 'Стратегические концепции развития китайско-российского экономического и торгового сотрудничества в рамках проекта "один пояс и один путь"'

Стратегические концепции развития китайско-российского экономического и торгового сотрудничества в рамках проекта "один пояс и один путь" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / РЫНОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИМОРСКИЕ МАРШРУТЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чэнь Цян

Представлены стратегические концепции развития, инициированные руководством Китая. Рассмотрены основные направления проекта «Один пояс и один путь». Проведён анализ новых международных финансовых институтов, созданных руководством Китая для реализации данного проекта: Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. Проанализированы внутренние причины необходимости выполнения данного проекта для Китая. Перечислены новые маршруты обновлённых евро-азиатских транспортных коридоров. Дан анализ экономическим отношениям, торговому обороту и тенденциям экономического сотрудничества России и Китая. Рассмотрены преимущества для России от участия в международном проекте. Проанализированы эффекты от модернизации евразийской железной дороги и стратегических российских железнодорожных магистралей. Рассмотрены экономические и научно-технические аспекты, требующие учёта российским руководством при реализации данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические концепции развития китайско-российского экономического и торгового сотрудничества в рамках проекта "один пояс и один путь"»

Стратегические концепции развития китайско-российского экономического и торгового сотрудничества в рамках проекта «Один пояс и один путь»

00

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 о

Чэнь Цян

кандидат экономических наук, старший преподаватель, Цзянсуский педагогический университет, Китайско-российский институт, [email protected]

Представлены стратегические концепции развития, инициированные руководством Китая. Рассмотрены основные направления проекта «Один пояс и один путь». Проведён анализ новых международных финансовых институтов, созданных руководством Китая для реализации данного проекта: Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. Проанализированы внутренние причины необходимости выполнения данного проекта для Китая. Перечислены новые маршруты обновлённых евроазиатских транспортных коридоров. Дан анализ экономическим отношениям, торговому обороту и тенденциям экономического сотрудничества России и Китая. Рассмотрены преимущества для России от участия в международном проекте. Проанализированы эффекты от модернизации евразийской железной дороги и стратегических российских железнодорожных магистралей. Рассмотрены экономические и научно-технические аспекты, требующие учёта российским руководством при реализации данного проекта.

Ключевые слова: модели и механизмы взаимодействия, транспортные коридоры, политическая координация, рыночная интеграция, приморские маршруты, идентичность суверенного государства.

В условиях преодоления мирового финансового кризиса и инициируемой США санкционной политики устранения конкурентов для американской экономики по инициативе КНР формируются альтернативные международные модели и механизмы взаимодействия и экономического развития [1]. Осенью 2013 г. от имени председателя Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпина впервые было предложено объединить два проекта: «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXVI» в один проект «Один пояс и один путь» [2,7]. Китайский лидер предложил заинтересованным странам-участникам реализовать следующие меры: политическую координацию, взаимосвязь инфраструктуры, либерализацию международной торговли, свободное передвижение капитала на основе укрепления взаимопонимания между народами, населяющими страны-участницы проекта. Китайские экономисты выделяют на данный проект 35 лет до 2049 года, то есть когда КНР будет отмечать столетний юбилей.

Необходимость анонсирования проекта «Один пояс и один путь» была обусловлена осознанием со стороны нового китайского руководства лидирующей роли КНР в международной политике, представленной государствам-соседям в виде концепций: «Два столетия» и «Китайская мечта о возрождении китайской нации» [3].

В 2016 году указанный проект был включён в план «13-й пятилетки», что, по замыслу руководства КНР, должно способствовать формированию и продвижению заявленной модели экономического двустороннего и многостороннего международного сотрудничества большинства стран Европы, Азии и Ближнего Востока [8].

Глобальный проект объединяет развивающиеся страны, «новые экономики» и развитые страны с 63% населения планеты, с богатыми природными ресурсами и с совокупным ВВП в 21 трлн. долл.[2].

В 2014 году в КНР для обеспечения финансовой поддержки проекта «Один пояс -один путь» были учреждены новые финансовые институты: «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» (АБИИ) и «Фонд Шёлкового пути» (ФШП) [4].

С 2016 года АБИИ с капиталом в 100 млрд. долл. функционирует в качестве источника финансирования крупных инфраструктурных проектов, которые реализуются странами-учредителями банка, что призвано содействовать их экономическому развитию. К крупнейшим соучредителям по объёмам вложений относятся Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея. В состав учредителей банка входят 57 государств, из которых 37 стран из Азиатского региона и 20 стран из других регионов мира.

В ФШП уставной капитал составляет 40 млрд. долл. и полностью принадлежит китайскому государству в следующих пропорциях: 65%- собственность Государственной администрации иностранной валюты Китая; 15%-финансирование Китайской Инвестиционной Корпорации; 15%-инвестиции Экспортно-импортного банка Китая; 5%-вложения Банка развития Китая. Объектами для инвестирования являются проекты в странах-участниках в проектах нового Шёлкового пути. Фонд осуществляет инвестиции в инфраструктурные проекты, участвует в развитии международной промышленной и финансовой кооперации. фШп стал собственником 9,9% акций «Ямал СПГ» и одной десятой части компании «СИБУР» [2].

Предполагается, что, в последующем, в пополнении финансовых ресурсов Фонда будут участвовать иностранные институциональные инвесторы, способные к долгосрочным инвестициям.

Руководство КНР считает, что, реализация данного проекта, будет способствовать содействию свободному, упорядоченному движению экономических факторов, эффективному распределению ресурсов и углублению рыночной интеграции, поощре-

нию координации экономическом политики стран-участников, расширению и углублению регионального сотрудничества [7]. Указанная инициатива нашла поддержку у более, чем 100 стран и международных организаций. В результате, КНР подписала соглашения с более чем 40 государствами и международными организациями [5].

Совместные приложенные усилия государств позволят сформировать открытую, инклюзивную и сбалансированную экономически устойчивую архитектуру регионального сотрудничества. Для себя КНР решает проблему развития западных районов, отстающих от восточных промышленно развитых регионов, перезагрузки избыточных мощностей, освоения новых евроазиатских рынков на новых маршрутах обновлённых транспортных коридоров [3].

Указанные маршруты делятся на:

- северный коридор (КНР - Центральная Азия - РФ - ЕС);

- центральный коридор (КНР - Центральная Азия и Ближний Восток —Персидский залив и Средиземное море);

- южный коридор (КНР - Юго-Восточная Азия - Южная Азия - Индийский океан).

В рамках проекта «Морской Шёлковый путь XXI век» формируются два морских маршрута. Первый маршрут выходит из побережья КНР через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион. Другой маршрут объединяет приморские районы КНР и ЕС через ЮжноКитайское море и Индийский океан [5].

Российская Федерация (РФ) относится к важным соседям Китая с общей границей в несколько тысяч километров. Политические отношения между Китаем и Россией характеризуются на высоком уровне всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. Сфера экономического сотрудничества, а именно, промышленное производство двух стран взаимно дополняет друг друга по потребляемым ресурсам и выпускаемой продукции. Глубоко развита приграничная торговля. По состоянию на первый квартал 2018 года товарооборот между КНР и РФ превысил 23 млрд. долл., что на 28,2% выше аналогичного показателя за 2017 год. В 2017 г. объём торговли между КНР и РФ увеличился на 20,8% -до 84,07 млрд. долл., или 14,7% от объёма внешней торговли России, что является максимальным показателем для нашей страны. Доля второго важнейшего партнёра Германии в торговле с Россией составляет 8,5%. В 2017 г. РФ обошла

Саудовскую Аравию по поставкам нефти в КНР. Сырьевая составляющая российского экспорта в Китай практически подошла к 68%, и может возрасти в будущем в связи с вводом в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири», который уже готов на три четверти своего проекта. По прогнозам Министерства коммерции КНР показатель товарооборота в конце 2018 г. может превысить 100 млрд. долл. [2].

По нашему мнению, Россия может получить следующие преимущества от участия в международном проекте «Один пояс и один путь».

Первое преимущество заключается в объединении российской транспортной системы и транспортно-логистической сети Евразии, что позволит увеличить объёмы отечественного рынка транзитных и логистических услуг [1].

Второе преимущество состоит в укреплении международного экономического сотрудничества в связи с формированием производственных кластеров по модернизации транспортной сети, по строительству, энергетике, добыче ресурсов и высоким технологиям, а также по приграничной торговле [2].

Третье преимущество предполагает создание нового центра экономического развития глобального уровня с вовлечением Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в рассматриваемый проект. В этой связи, представляет интерес совместное заявление лидеров РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути в мае 2015 года во время визита лидера Китая в Россию [3]. Для кооперации функционирует специальная Комиссия по сопряжению строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути, руководимая на уровне первых вице-премьеров двух стран. Определены задачи, касающиеся строительства транспортной инфраструктуры, инвестиционной промышленной политики, совместной разработки природных ресурсов и осуществление природоохранных мероприятий, совместных действий на морских территориях, сотрудничества в сфере торговли и финансов, обменов в гуманитарной сфере. В 2016 году в рамках проекта «Один пояс и один путь» между КНР, Монголией и РФ подписано соглашение по строительству нового экономического коридора.

Четвёртое преимущество заключается в том, что Россия подключается к экономической системе государства-мирового лидера с более высокими, чем в РФ, темпами экономического роста и уров-

нем жизни, низким уровнем преступности и незначительным уровнем государственной коррупции, которая жёстко подавляется. Указанное преимущество позволит, по-возможности, дать дополнительный положительный импульс отечественной экономике [2].

Пятое преимущество заключается в том, что народ Китая благожелательно настроен к российскому народу. Исходя из истории взаимодействия двух стран, народ Китая благодарен за военную помощь в освобождении Красной Армией китайских районов от японской армии во Второй мировой войне, а также за восстановление китайской экономики в послевоенное время, строительства свыше 200 заводов и консультативная помощь в китайской промышленности советских специалистов. В последующий советский период (после смерти И. Сталина) отношения с Китаем ухудшились, что приводило к локальным пограничным столкновениям. В новейшем историческом периоде пограничные разногласия урегулированы путём передачи Китаю части спорной территории.

Шестое преимущество заключается в альтернативном экономическом ответе РФ санкционной политике США, направленной на международную изоляцию и экономическое подавление России [1].

Модернизация евразийской железной дороги сможет привести к кратному сокращению сроков доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Россию и обратно, а также, в перспективе, и к снижению стоимости сухопутных перевозок по сравнению с дешёвыми морскими перевозками и традиционной железнодорожной доставкой. Рассматриваемый проект стыкуется с российским проектом «Трансев-разийский пояс RAZVITIE», а также программой модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, что позволит использовать достоверную геологическую и гидрографическую базу данных по Евразии, и потенциал Сибири и Дальнего Востока по зонам приоритетного развития РФ. Транссибирская магистраль может быть модернизирована в надземном варианте для ускорения движения транспортных потоков, что позволит интенсифицировать развитие транспор-тно-логистического сектора рынка при одновременном стимулировании поэтапной унификации стандартов качества предоставляемых товаров и услуг [2].

Российская транспортная система является связующим звеном между соответствующими казахскими (Китай-Казахстан-Москва) и белорусскими транспор-

© £

Я

3

*

а

2 а

8

00

сэ

сч

сэ £

Б

а

тными (Москва-Минск-ЕС) коридорами. Экономическая стратегия развития Республики Беларусь уже сопряжена со стратегией «Один пояс и один путь». В рамках рассматриваемой стратегии предусмотрено строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Пекин-Москва «Евразия», которая проходит через Казахстан. В результате ввода в строй такой магистрали скорость движения поездов на ней будет достигать 400 км/час. Продолжительность пути для скоростных поездов между Москвой и Пекином составит двое суток, а от Алма-Аты до Москвы -менее суток. Возрастёт мобильность населения, будут образованы крупные агломерации, созданы новые рабочие места вдоль магистрали, получат своё развитие машиностроение, строительство и информационные технологии [1].

Вместе с тем, России следует обратить внимание на сохранение своей идентичности, как суверенного государства, чтобы в результате проведённых преобразований не стать экономическим (сырьевым и транспортным) придатком более мощного соседа. Наличие скоростного транзитного товарного потока из КНР не должно ослабить отечественную производственную базу. Следует продолжать совершенствовать собственную науку, информационные технологии, инновационное производство, основанное на экологически сбалансированных высококачественных компонентах. Особенно, это касается продовольствия, одежды, мебели, строительных материалов и т.д., что позволит РФ на равных с передовыми странами конкурировать на мировых рынках [2].

Таким образом, в данной статье проведён анализ содействия китайско-российскому экономическому и торговому сотрудничеству в рамках стратегии «Один пояс и один путь», которая должна способствовать процветанию наших стран и всего евроазиатского континента.

Литература

1. Деревянко, О. «Национальные изюминки»: с чем связан активный рост российско-китайского товарооборота. 24. 04. 2018. Режим доступа: https:// russian.rt.com/business/article/506441-kitai-rossiya-torgovlya (дата обращения 21.08.2018).

2. Зайченко, А. Что означает «Один пояс - один путь» для России. Режим доступа: http://www.gazetaprotestant.ru/ 2017/05/chto-oznachaet-odin-poyas-odin-put-dlya-rossii/.

3. Комментарии экспертов РСМД. Юрий Кулинцев: «Один пояс - один путь»: инициатива с китайской спецификой. 22.05.2015. Режим доступа: http:// russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/31461/ (дата обращения 21.08.2018).

4. Стратегия экономического развития «Один пояс - один путь». 14.05.2017 Режим доступа: https://ria.ru/spravka/ 20170514/ 1494097368.html. (дата обращения 21.08.2018).

5. Фэн, Аньцюань. Анализ проекта создания зон свободной торговли между Китаем и Россией в контексте стратегии «Один пояс и один путь». Режим доступа: www.interactive-plus.ru. (дата обращения 21.08.2018).

6. Экономический пояс Шёлковый путь. Режим доступа: http://aprcenter.ru/ component/k2/328.html. (дата обращения 21.08.2018).

7. Стратегическая концепция Си Цзиньпина: «Один пояс, один путь» открывает «пространство мечты». 14.08.2014. Режим доступа: http:// politics.people.com.cn/n/2014/081 1/ c1001-25439028.html. (дата обращения 21.08.2018).

8. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-century Maritime Silk Road. 2015/03/28. Режим доступа: http://en.ndrc.gov.cn/ newsrelease/201503/ t20150330_669367.html (дата обращения 21.08.2018).

Strategic concepts for the development of Chinese-Russian economic and trade cooperation in the framework of the One Belt and One Road Project

№en Qiang

Jiangsu Normal University, Sino-Russian institute

Strategic development concepts initiated by the leadership of China are presented. The main directions of the project «One belt and one way» are considered. The analysis of new international financial institutions created by the leadership of China for the implementation of this project: the Asian Bank for infrastructure investments and the Silk Road Fund. The internal reasons for the need to carry out this project for China are analyzed. New routes of the renewed Euro-Asian transport corridors are listed. The analysis of economic relations, trade turnover and trends of economic cooperation between Russia and China is given. The advantages for Russia from participating in an international project are considered. The effects of modernization of the Eurasian railway and strategic Russian railways have been analyzed. Economic, scientific and technical aspects that require Russian management to take into account this project are considered.

Key words: models and mechanisms of interaction, transport corridors, political coordination, market integration, maritime routes, identity of a sovereign state.

References

1. Derevianko, O. "National raisins": what is the

reason for the active growth of Russian-Chinese trade. 24. 04. 2018. Access mode: https://russian.rt.com/business/article/ 506441-kitai-rossiya-torgovlya (the date of circulation is 08/21/2018).

2. Zaichenko, A. What does "One Belt - One Way"

mean for Russia. Access mode: http:// www.gazetaprotestant.ru/2017/05/chto-oznachaet-odin-poyas-odin-put-dlya-rossii/.

3. Comments of RlAc experts. Yury Kulintsev:

"One Belt - One Way": an initiative with Chinese characteristics. 05/22/2015. Access mode: http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/ 31461/ (appeal date 08/21/2018).

4. Economic Strategy «One Belt - One Way.» 05/

14/2017 Access mode: https://ria.ru/spravka/ 20170514/1494097368.html. (the date of the appeal is 08/21/2018).

5. Feng, Anquan. Analysis of the project of creating

free trade zones between China and Russia in the context of the "One Belt and One Way" strategy. Access mode: www.interactive-plus.ru. (the date of the appeal is 08/21/ 2018).

6. Economic belt Silk Road. Access mode: http://

aprcenter.ru/component/k2/328.html. (the date of the appeal is 08/21/2018).

7. Xi Jinping's strategic concept: "One belt, one

path" opens up the "dream space". 08/14/ 2014. Access mode: http:// politics.people.com.cn/n/2014/0811/c1001-25439028.html. (the date of the appeal is 08/ 21/2018).

8. Silk Road Silk Road Economic Belt and 21st-

Century Maritime Silk Road. 2015/03/28. Access mode: http://en.ndrc.gov.cn/ newsrelease/201503/t20150330_669367.html (access date 08/21/2018).

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.