Развитие экономики Нигерии: внешнеэкономический аспект
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 о
Гаврилова Нина Германовна
старший преподаватель кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», [email protected]
Костелянец Сергей Валерьянович
к.полит.н., с.н.с. Института Африки РАН, [email protected]
В статье выявляется причина, приведшая Нигерию, аграрную страну, крупнейшего в мире производителя арахиса и арахисового масла, ядер пальмовых орехов и пальмового масла, в страну, полностью зависящую от импорта, в том числе и продовольствия. К импортозависимости привело открытие месторождений нефти, которое побудило власти страны еще в 1970-е годы сместить фокус своего внимания с сельского хозяйства на нефтедобычу. Приводится динамика внешней торговли страны, выявляются основные импортеры и экспортеры продукции. В статье рассматриваются попытки руководства страны осуществить диверсификацию экспорта, которые не приводят к заметным результатам, несмотря на принятие множества программ, поддерживающих рост сельскохозяйственного производства. Делается вывод о том, что для сбалансированного социально-экономического развития правительству Нигерии необходимо добиться сочетания временных выборочных ограничений, использования инноваций, принятия эффективного генерального плана по диверсификации экспорта и в его рамках - расширения государственной поддержки аграрного сектора. Ключевые слова: Нигерия, найра, экспорт, импорт, внешняя торговля, диверсификация экспорта, импортозамещение, экономическая политика, Нигерийский план промышленной революции (ШР), «План экономического восстановления и роста» (ПЭВР).
Нигерия считалась аграрной страной примерно до 1960 гг., когда она являлась ведущим мировым экспортером арахиса и арахисового масла, ядер пальмовых орехов и пальмового масла и обеспечивала себя продовольствием за счет выращивания распространенных на континенте культур - кассавы, ямса, кокоямса и др. Страна прекратила эффективное развитие сельского хозяйства в связи с обнаружением нефти, доходы от продажи которой позволяли закупать любую продукцию за рубежом. В результате пренебрежения агросферой и концентрации внимания на нефтяном секторе Нигерия стала рассматриваться как моноэкономика.
Превращение Нигерии из экспортера сельскохозяйственной продукции в ее крупного импортера произошло в 1973-1982 гг., когда выручка от ненефтяного экспорта снизилась с 363,5 млн найр (552,5 млн долл.) в 1973 г. до 203,2 млн найр (266,2 млн долл.) в 1982 г. [5].
К концу 1980-х годов положение изменилось: сельское хозяйство пришло в упадок, начался продовольственный кризис, так как резко сократилось производство основных продовольственных культур. Экспорт сельскохозяйственной продукции, кроме какао-бобов, практически прекратился. Потребности страны в продовольствии покрывались менее чем наполовину, цены на него стремительно росли. Ежегодно ввозились рис, кукуруза, пшеница и пшеничная мука, мясо, рыба, молоко и молочные продукты. Импорт продовольствия с 1976 по 1987 гг. в стоимостном выражении увеличился в 5,75 раза (с 400 млн найр до 2,3 млрд найр, т.е. с 640 млн долл. до 690 млн долл.) [5].
Доходы от продажи нефти позволяют Нигерии приобретать на внешних рынках все самое необходимое: от продовольственных и потребительских товаров до промышленного оборудования, которое проще купить, чем производить на месте. Однако ориентированность страны на нефтяные доходы сказалась на состоянии сельского хозяйства: многие экспортно-ориентированные аграрные хозяйства закрылись, из сельскохозяйственных культур, таких как арахис, какао-бобы, каучук, пальмовое масло, хлопок, традиционно составляющих основу нигерийского ненефтяного экспорта, в настоящее время экспортируются в неизменных объемах только какао-бобы и небольшое количество хлопка и натурального каучука [3]. А по некоторым видам продукции, составляющей основу продовольствия страны, таких как рис, пшеница, сахар, рыба, страна перешла в состояние устойчивой продовольственной зависимости, фактически превратившись в чистого импортера продовольствия [1, 2].
Итак, главным источником получения валюты для Нигерии является внешняя торговля (рисунок 1).
Нигерия (38,4 млрд долл.) в 2016 г. занимала 49-е место в мире в рейтинге экспортеров и опережала по объему экспорта такие страны, как Колумбия, Алжир, Греция, Болгария и др. [9]. Доля Нигерии в мировом экспорте невысока, в 1999 г. она составляла 0,18%, в 2014 г. - 0,44%, а в 2016 г. - вновь 0,18%.
Доля нигерийского экспорта в общеафриканском более существенна: на 1999 г. она составляла 8,2%; пик нигерийского экспорта пришелся на 2012 г. (18,4%), а в 2016 г. нигерийская доля практически снизилась до ее значения в конце 1990-х годов - 8,5% [9].
В Западной Африке Нигерия является крупнейшим экспортером, ее доля в региональном экспорте составляла в 1999 г. 48,7%, в 2012 г. - 73,0%, в 2016 г. - 42,5%. Если сравнивать объем экспорта Нигерии и стран-соседей, то он превышал экспорт Камеруна (6,0 млрд долл.) в 6,5 раз, Чада (2,8 млрд долл.) - в 14 раз, Бенина (2,4 млрд долл.) - в 16 раз, Нигера (1,3 млрд долл.) - в 30 раз[8, 10].
Несмотря на намерения руководства страны осуществить диверсификации экспорта, он продолжает сохранять монокультурную структуру. Попытки правительства оживить экспорт традиционных сельскохозяйственных культур пока не привели к заметным результатам. Основными экспортными товарами Нигерии являются нефтяное и минеральное топливо (96,6%), какао-бобы (0,9%), масличные семена (0,3%), табак (0,3%), удобрения (0,2%), морепродукты (0,2%), шкуры и кожевенное сырье
Рис.1 - Динамика экспорта Нигерии в 1999-2016 гг., млрд долл. [8].
Рис.2 - Основные импортеры Нигерии, 2016 г., % [10].
Рис. 3 - Динамика нигерийского импорта, 1999-2016 гг. [9].
Рис.4 - Основные торговые партнеры Нигерии по импорту, 2016 г., % [10]
(0,2%), пластмассы (0,1%), резина (0,1%) и др. [9]. Крупнейшим покупателем нефтяного и минерального топлива является Индия.
Основные импортеры нигерийских товаров представлены на рисунке 2.
Что касается импорта в Нигерию, то страна в рейтинге импортеров занимает 51-е место в мире и опережает Катар, Кувейт, Болгарию, Беларусь и др. В 2016 г. объем нигерийского импорта в стоимостном выражении превысил объем экспорта на 8,5 млрд долл., в результате чего образовался торговый профицит в размере 2,1% от ВВП. Динамика показателя импорта Нигерии представлена на рисунке 3.
Доля нигерийского импорта в мире в 1999 г. составляла 0,11%, в 2011 г. -0,41%, в 2016 г. - 0,23%.
Доля нигерийского импорта в общеафриканском импорте: в 1999 г. - 4,8%, в 2016 г. - 7,9%, пик пришелся на 2011 г. (12,7%).
В Западной Африке Нигерия является крупным импортером, ее доля составляла в 1999 г. 31,7%, в 2011 г. - 58,6%, в 2016 г. - 41,1%. Если сравнивать объемы импорта Нигерии и стран-соседей, то можно отметить, что он в 2016 г. превышал импорт Камеруна (7,5 млрд долл.) в 6 раз, Бенина (3,4 млрд долл.) - в 14 раз, Чада (2,7 млрд долл.) - в 17,5 раз, Нигера (2,4 млрд долл.) - в 20 раз.
Нигерия имеет более 170 партнеров по импорту [10]; в число значимых, помимо представленных на рисунке4, входят Испания, Южная Африка, Япония, Италия, Латвия, Россия, Норвегия и др.
Товарный импорт разнообразен по составу и включает в себя более 70 наименований. Укрупненные группы товаров представлены на рис 5.
В группу прочих товаров входят органические и неорганические химические вещества, сталь, фармацевтические препараты, молочные продукты, жиры и масла, алюминий и др. [9].
В Нигерии назрел кризис обменного курса, связанный с высоким импортным контентом страны. Как видно из выше представленной информации, Нигерия очень сильно зависит от импорта, что привело к огромному спросу на иностранную валюту и постепенному, в течение многих лет, обесцениванию найры (рисунок 6).
Экономическое положение осложнялось значительным падением объема экспортных доходов от сырой нефти, в результате чего резервы иностранной валюты были исчерпаны на фоне невоз-
© £
Я
3
*
а
2 а
8
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 ©
можности пополнения запасов. Отрицательное сальдо торгового баланса также привело к кризису в обрабатывающей промышленности. Депрессивное состояние производства отражается в высоких показателях безработицы (в 2014 г. уровень безработицы составлял 7,8%, в 2016 г. - 14,2%) [10] и неполной занятости (66,95 млн человек в 2014 г., т.е. 37,95% населения, 69,6 млн человек в 2016 г., т.е. 37,5% населения) [8].
Все нигерийские правительства с Первой по Четвертую Республики пытались запустить собственную программу роста сельскохозяйственного производства («Ускоренное производство продовольствия» 1973 г., «Прокормим нацию» 1976 г., «Зеленая революция» 1980 г., «Программа структурной перестройки экономики» 1985 г., «10-летний план развития экспорта сельскохозяйственной продукции» 2004 г. и др.), которая обеспечивала бы страну продовольствием. В целях снижения зависимости Нигерии от импорта в 2012 г. правительство Г. Джонатана представило т.н. Нигерийский план промышленной революции (NIRP) [6], нацеленный на импортозамещение и превращение Нигерии из страны, которая в основном экспортирует сырье (сырую нефть), в государство с прочной производственной базой. Своего пика объем нигерийского импорта достиг в 2011 г. (88,9 млрд долл.), но благодаря частичному исполнению плана уже в 2016 г. объем импорта сократился на 48% (до 46,9 млрд долл.) [10].
На современном этапе, помимо «Nigeria Vision 20:2020», действует принятый правительством Мухаммаду Бухари (с 2015 г. по наши дни) «План экономического восстановления и роста» (ПЭВР) [3, 4, 7], который также подразумевает ускоренное развитие аграрного сектора.
Для дальнейшего стимулирования социально-экономического и промышленного развития Нигерии необходимо добиться сочетания временных выборочных ограничений, инноваций, государственной поддержки, развития человеческого капитала и принятия эффективного генерального плана по диверсификации экспорта.
Литература
1. Африка в контексте глобальной продовольственной безопасности. М., Институт Африки РАН, 2015. 288 с.
2. Абрамова И. О. Мировая экономика в начале XXI века и ее «африканская»
Рис.5 - Структура нигерийского импорта, 2016 г., % [10]
Рис.6 - Динамика соотношения найры и доллара США, 1999-2016 гг. [10]
составляющая // Проблемы современной экономики. - Санкт-Петербург. - 2014. - № 3. - С. 139-54.
3. Денисова Т.С. Нигерия-2015: смена руководства // Азия и Африка сегодня. 2015, № 8. С. 12-17.
4. Морозенская Е. В. Включение Африки в глобальную экономику: третья попытка? // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/lib/ rubrikator/03/03_04/978-5-02-025251-6/ (дата обращения: 20.02.2018 г.).
5. Нигерия. Справочник. Отв. ред. Т. С. Денисова, П. И. Куприянов. - М.: Институт Африки РАН, 2013. - 378 с.
6. Фитуни Л. Л., Абрамова, И. О. Закономерности формирования и смены моделей мирового экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 7 - С. 3-15.
7. Фитуни Л. Л. Африка в современной мировой системе товарной торговли // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3 (47) [Электронный ресурс] URL: http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=4656 (дата обращения: 09.05.2018).
8. https://www.trademap.org/ International Trade Statistics (дата обращения 20.03.2018).
9. http://nigeria.opendataforafrica.org/ Nigeria Data Portal (дата обращения 20.03.2018).
10. http://www.nigerianstat.gov.ng/ National Bureau of Statistics of Nigeria (дата обращения 19.03.2018).
Development of the Nigerian economy: the
role of foreign trade Gavrilova N.G., Kostelyanets S.V.
Russian Tlmiryazev State Agrarian University, Institute
for African Studies of the Russian Academy of Sciences The article identifies the reason that turned Nigeria, an agrarian country, the world's largest producer of peanuts and peanut oil, palm kernels and palm oil, into a country completely dependent on imports, including foodstuffs. The discovery of oil, which in the 1970s prompted the authorities to shift their focus from agriculture to oil production, led to import dependence. The author demonstrates the dynamics of the country's foreign trade and identifies the main importers and exporters. The article discusses attempts by the country's leadership to diversify exports, which have not lead to noticeable results, despite the adoption of many programs that support the development of agricultural production. It is concluded that for a balanced socio-economic development, the Nigerian government needs to achieve a combination of temporary selective import restrictions, employ innovations, and adopt an effective master plan for export diversification, within whose framework the
state may expand support to the agricultural sector.
Keywords: Nigeria, Naira, economic policy, export, import, foreign trade, export diversification, import substitution, Nigeria Industrial Revolution Plan (NIRP), Economic Recovery and Growth Plan (ERGP) References
1. Africa in the Context of Global Food Security.
Moscow: Institute for African Studies, 2015, 288 p.
2. Abramova I.O. The World Economy at the
Beginning of the 21st Century and its "African" Component // Problems of Modern Economics, 2014, vol. 3, pp. 139-154.
3. Denisova T.S. Nigeria 2015: Leadership Change
// Asia and Africa today, 2015, vol. 8, pp. 1217.
4. Morozenskaya E.V. Africa's Inclusion in the Global
Economy: the Third Attempt? // Electronic Library of the Museum of Anthropology and Ethnography of Peter the Great (Kunstkamera) of the RAS. [Electronic resource] URL: http:/ /www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_04/ 978-5-02-025251-6 (accessed on 20.02.2018).
5. Nigeria. Reference monograph. Moscow:
Institute for African Studies, 2013. P. 378.
6. Finuti L.L., Abramova I.O. Patterns of Formation
and Change of Models of World Economic Development // World Economy and International Relations, 2012, vol. 7, pp. 315.
7. Finuti L.L. Africa in the Modern Global Commodity
Trading System // Problems of Modern Economics, 2013, vol. 3 (47) [Electronic resource] URL: http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=4656 (accessed on 09.05.2018).
8. International Trade Statistics. [Electronic
resource] URL: https://www.trademap.org (accessed on 20.03.2018).
9. Nigeria Data Portal. [Electronic resource] URL:
http://nigeria.opendataforafrica.org (accessed on 20.03.2018).
10. National Bureau of Statistics of Nigeria. [Electronic resource] URL: http:// www.nigerianstat.gov.ng (accessed on 19.03.2018).
О
3
В
s
v
a
2 a
8
Стратегические концепции развития китайско-российского экономического и торгового сотрудничества в рамках проекта «Один пояс и один путь»
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 о
Чэнь Цян
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Цзянсуский педагогический университет, Китайско-российский институт, [email protected]
Представлены стратегические концепции развития, инициированные руководством Китая. Рассмотрены основные направления проекта «Один пояс и один путь». Проведён анализ новых международных финансовых институтов, созданных руководством Китая для реализации данного проекта: Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. Проанализированы внутренние причины необходимости выполнения данного проекта для Китая. Перечислены новые маршруты обновлённых евроазиатских транспортных коридоров. Дан анализ экономическим отношениям, торговому обороту и тенденциям экономического сотрудничества России и Китая. Рассмотрены преимущества для России от участия в международном проекте. Проанализированы эффекты от модернизации евразийской железной дороги и стратегических российских железнодорожных магистралей. Рассмотрены экономические и научно-технические аспекты, требующие учёта российским руководством при реализации данного проекта.
Ключевые слова: модели и механизмы взаимодействия, транспортные коридоры, политическая координация, рыночная интеграция, приморские маршруты, идентичность суверенного государства.
В условиях преодоления мирового финансового кризиса и инициируемой США санкционной политики устранения конкурентов для американской экономики по инициативе КНР формируются альтернативные международные модели и механизмы взаимодействия и экономического развития [1]. Осенью 2013 г. от имени председателя Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпина впервые было предложено объединить два проекта: «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXVI» в один проект «Один пояс и один путь» [2,7]. Китайский лидер предложил заинтересованным странам-участникам реализовать следующие меры: политическую координацию, взаимосвязь инфраструктуры, либерализацию международной торговли, свободное передвижение капитала на основе укрепления взаимопонимания между народами, населяющими страны-участницы проекта. Китайские экономисты выделяют на данный проект 35 лет до 2049 года, то есть когда КНР будет отмечать столетний юбилей.
Необходимость анонсирования проекта «Один пояс и один путь» была обусловлена осознанием со стороны нового китайского руководства лидирующей роли КНР в международной политике, представленной государствам-соседям в виде концепций: «Два столетия» и «Китайская мечта о возрождении китайской нации» [3].
В 2016 году указанный проект был включён в план «13-й пятилетки», что, по замыслу руководства КНР, должно способствовать формированию и продвижению заявленной модели экономического двустороннего и многостороннего международного сотрудничества большинства стран Европы, Азии и Ближнего Востока [8].
Глобальный проект объединяет развивающиеся страны, «новые экономики» и развитые страны с 63% населения планеты, с богатыми природными ресурсами и с совокупным ВВП в 21 трлн. долл.[2].
В 2014 году в КНР для обеспечения финансовой поддержки проекта «Один пояс -один путь» были учреждены новые финансовые институты: «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» (АБИИ) и «Фонд Шёлкового пути» (ФШП) [4].
С 2016 года АБИИ с капиталом в 100 млрд. долл. функционирует в качестве источника финансирования крупных инфраструктурных проектов, которые реализуются странами-учредителями банка, что призвано содействовать их экономическому развитию. К крупнейшим соучредителям по объёмам вложений относятся Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея. В состав учредителей банка входят 57 государств, из которых 37 стран из Азиатского региона и 20 стран из других регионов мира.
В ФШП уставной капитал составляет 40 млрд. долл. и полностью принадлежит китайскому государству в следующих пропорциях: 65%- собственность Государственной администрации иностранной валюты Китая; 15%-финансирование Китайской Инвестиционной Корпорации; 15%-инвестиции Экспортно-импортного банка Китая; 5%-вложения Банка развития Китая. Объектами для инвестирования являются проекты в странах-участниках в проектах нового Шёлкового пути. Фонд осуществляет инвестиции в инфраструктурные проекты, участвует в развитии международной промышленной и финансовой кооперации. фШп стал собственником 9,9% акций «Ямал СПГ» и одной десятой части компании «СИБУР» [2].
Предполагается, что, в последующем, в пополнении финансовых ресурсов Фонда будут участвовать иностранные институциональные инвесторы, способные к долгосрочным инвестициям.
Руководство КНР считает, что, реализация данного проекта, будет способствовать содействию свободному, упорядоченному движению экономических факторов, эффективному распределению ресурсов и углублению рыночной интеграции, поощре-
нию координации экономическом политики стран-участников, расширению и углублению регионального сотрудничества [7]. Указанная инициатива нашла поддержку у более, чем 100 стран и международных организаций. В результате, КНР подписала соглашения с более чем 40 государствами и международными организациями [5].
Совместные приложенные усилия государств позволят сформировать открытую, инклюзивную и сбалансированную экономически устойчивую архитектуру регионального сотрудничества. Для себя КНР решает проблему развития западных районов, отстающих от восточных промышленно развитых регионов, перезагрузки избыточных мощностей, освоения новых евроазиатских рынков на новых маршрутах обновлённых транспортных коридоров [3].
Указанные маршруты делятся на:
- северный коридор (КНР - Центральная Азия - РФ - ЕС);
- центральный коридор (КНР - Центральная Азия и Ближний Восток —Персидский залив и Средиземное море);
- южный коридор (КНР - Юго-Восточная Азия - Южная Азия - Индийский океан).
В рамках проекта «Морской Шёлковый путь XXI век» формируются два морских маршрута. Первый маршрут выходит из побережья КНР через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион. Другой маршрут объединяет приморские районы КНР и ЕС через ЮжноКитайское море и Индийский океан [5].
Российская Федерация (РФ) относится к важным соседям Китая с общей границей в несколько тысяч километров. Политические отношения между Китаем и Россией характеризуются на высоком уровне всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. Сфера экономического сотрудничества, а именно, промышленное производство двух стран взаимно дополняет друг друга по потребляемым ресурсам и выпускаемой продукции. Глубоко развита приграничная торговля. По состоянию на первый квартал 2018 года товарооборот между КНР и РФ превысил 23 млрд. долл., что на 28,2% выше аналогичного показателя за 2017 год. В 2017 г. объём торговли между КНР и РФ увеличился на 20,8% -до 84,07 млрд. долл., или 14,7% от объёма внешней торговли России, что является максимальным показателем для нашей страны. Доля второго важнейшего партнёра Германии в торговле с Россией составляет 8,5%. В 2017 г. РФ обошла
Саудовскую Аравию по поставкам нефти в КНР. Сырьевая составляющая российского экспорта в Китай практически подошла к 68%, и может возрасти в будущем в связи с вводом в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири», который уже готов на три четверти своего проекта. По прогнозам Министерства коммерции КНР показатель товарооборота в конце 2018 г. может превысить 100 млрд. долл. [2].
По нашему мнению, Россия может получить следующие преимущества от участия в международном проекте «Один пояс и один путь».
Первое преимущество заключается в объединении российской транспортной системы и транспортно-логистической сети Евразии, что позволит увеличить объёмы отечественного рынка транзитных и логистических услуг [1].
Второе преимущество состоит в укреплении международного экономического сотрудничества в связи с формированием производственных кластеров по модернизации транспортной сети, по строительству, энергетике, добыче ресурсов и высоким технологиям, а также по приграничной торговле [2].
Третье преимущество предполагает создание нового центра экономического развития глобального уровня с вовлечением Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в рассматриваемый проект. В этой связи, представляет интерес совместное заявление лидеров РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути в мае 2015 года во время визита лидера Китая в Россию [3]. Для кооперации функционирует специальная Комиссия по сопряжению строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути, руководимая на уровне первых вице-премьеров двух стран. Определены задачи, касающиеся строительства транспортной инфраструктуры, инвестиционной промышленной политики, совместной разработки природных ресурсов и осуществление природоохранных мероприятий, совместных действий на морских территориях, сотрудничества в сфере торговли и финансов, обменов в гуманитарной сфере. В 2016 году в рамках проекта «Один пояс и один путь» между КНР, Монголией и РФ подписано соглашение по строительству нового экономического коридора.
Четвёртое преимущество заключается в том, что Россия подключается к экономической системе государства-мирового лидера с более высокими, чем в РФ, темпами экономического роста и уров-
нем жизни, низким уровнем преступности и незначительным уровнем государственной коррупции, которая жёстко подавляется. Указанное преимущество позволит, по-возможности, дать дополнительный положительный импульс отечественной экономике [2].
Пятое преимущество заключается в том, что народ Китая благожелательно настроен к российскому народу. Исходя из истории взаимодействия двух стран, народ Китая благодарен за военную помощь в освобождении Красной Армией китайских районов от японской армии во Второй мировой войне, а также за восстановление китайской экономики в послевоенное время, строительства свыше 200 заводов и консультативная помощь в китайской промышленности советских специалистов. В последующий советский период (после смерти И. Сталина) отношения с Китаем ухудшились, что приводило к локальным пограничным столкновениям. В новейшем историческом периоде пограничные разногласия урегулированы путём передачи Китаю части спорной территории.
Шестое преимущество заключается в альтернативном экономическом ответе РФ санкционной политике США, направленной на международную изоляцию и экономическое подавление России [1].
Модернизация евразийской железной дороги сможет привести к кратному сокращению сроков доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Россию и обратно, а также, в перспективе, и к снижению стоимости сухопутных перевозок по сравнению с дешёвыми морскими перевозками и традиционной железнодорожной доставкой. Рассматриваемый проект стыкуется с российским проектом «Трансев-разийский пояс RAZVITIE», а также программой модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, что позволит использовать достоверную геологическую и гидрографическую базу данных по Евразии, и потенциал Сибири и Дальнего Востока по зонам приоритетного развития РФ. Транссибирская магистраль может быть модернизирована в надземном варианте для ускорения движения транспортных потоков, что позволит интенсифицировать развитие транспор-тно-логистического сектора рынка при одновременном стимулировании поэтапной унификации стандартов качества предоставляемых товаров и услуг [2].
Российская транспортная система является связующим звеном между соответствующими казахскими (Китай-Казахстан-Москва) и белорусскими транспор-
© £
Я
3
V
а
2 а
8
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
тными (Москва-Минск-ЕС) коридорами. Экономическая стратегия развития Республики Беларусь уже сопряжена со стратегией «Один пояс и один путь». В рамках рассматриваемой стратегии предусмотрено строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Пекин-Москва «Евразия», которая проходит через Казахстан. В результате ввода в строй такой магистрали скорость движения поездов на ней будет достигать 400 км/час. Продолжительность пути для скоростных поездов между Москвой и Пекином составит двое суток, а от Алма-Аты до Москвы -менее суток. Возрастёт мобильность населения, будут образованы крупные агломерации, созданы новые рабочие места вдоль магистрали, получат своё развитие машиностроение, строительство и информационные технологии [1].
Вместе с тем, России следует обратить внимание на сохранение своей идентичности, как суверенного государства, чтобы в результате проведённых преобразований не стать экономическим (сырьевым и транспортным) придатком более мощного соседа. Наличие скоростного транзитного товарного потока из КНР не должно ослабить отечественную производственную базу. Следует продолжать совершенствовать собственную науку, информационные технологии, инновационное производство, основанное на экологически сбалансированных высококачественных компонентах. Особенно, это касается продовольствия, одежды, мебели, строительных материалов и т.д., что позволит РФ на равных с передовыми странами конкурировать на мировых рынках [2].
Таким образом, в данной статье проведён анализ содействия китайско-российскому экономическому и торговому сотрудничеству в рамках стратегии «Один пояс и один путь», которая должна способствовать процветанию наших стран и всего евроазиатского континента.
Литература
1. Деревянко, О. «Национальные изюминки»: с чем связан активный рост российско-китайского товарооборота. 24. 04. 2018. Режим доступа: https:// russian.rt.com/business/article/506441-kitai-rossiya-torgovlya (дата обращения 21.08.2018).
2. Зайченко, А. Что означает «Один пояс - один путь» для России. Режим доступа: http://www.gazetaprotestant.ru/ 2017/05/chto-oznachaet-odin-poyas-odin-put-dlya-rossii/.
3. Комментарии экспертов РСМД. Юрий Кулинцев: «Один пояс - один путь»: инициатива с китайской спецификой. 22.05.2015. Режим доступа: http:// russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/31461/ (дата обращения 21.08.2018).
4. Стратегия экономического развития «Один пояс - один путь». 14.05.2017 Режим доступа: https://ria.ru/spravka/ 20170514/ 1494097368.html. (дата обращения 21.08.2018).
5. Фэн, Аньцюань. Анализ проекта создания зон свободной торговли между Китаем и Россией в контексте стратегии «Один пояс и один путь». Режим доступа: www.interactive-plus.ru. (дата обращения 21.08.2018).
6. Экономический пояс Шёлковый путь. Режим доступа: http://aprcenter.ru/ component/k2/328.html. (дата обращения 21.08.2018).
7. Стратегическая концепция Си Цзиньпина: «Один пояс, один путь» открывает «пространство мечты». 14.08.2014. Режим доступа: http:// politics.people.com.cn/n/2014/081 1/ c1001-25439028.html. (дата обращения 21.08.2018).
8. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-century Maritime Silk Road. 2015/03/28. Режим доступа: http://en.ndrc.gov.cn/ newsrelease/201503/ t20150330_669367.html (дата обращения 21.08.2018).
Strategic concepts for the development of Chinese-Russian economic and trade cooperation in the framework of the One Belt and One Road Project
№en Qiang
Jiangsu Normal University, Sino-Russian Institute
Strategic development concepts initiated by the leadership of China are presented. The main directions of the project «One belt and one way» are considered. The analysis of new international financial institutions created by the leadership of China for the implementation of this project: the Asian Bank for Infrastructure Investments and the Silk Road Fund. The internal reasons for the need to carry out this project for China are analyzed. New routes of the renewed Euro-Asian transport corridors are listed. The analysis of economic relations, trade turnover and trends of economic cooperation between Russia and China is given. The advantages for Russia from participating in an international project are considered. The effects of modernization of the Eurasian railway and strategic Russian railways have been analyzed. Economic, scientific and technical aspects that require Russian management to take into account this project are considered.
Key words: models and mechanisms of interaction, transport corridors, political coordination, market integration, maritime routes, identity of a sovereign state.
References
1. Derevianko, O. "National raisins": what is the
reason for the active growth of Russian-Chinese trade. 24. 04. 2018. Access mode: https://russian.rt.com/business/article/ 506441-kitai-rossiya-torgovlya (the date of circulation is 08/21/2018).
2. Zaichenko, A. What does "One Belt - One Way"
mean for Russia. Access mode: http:// www.gazetaprotestant.ru/2017/05/chto-oznachaet-odin-poyas-odin-put-dlya-rossii/.
3. Comments of RlAc experts. Yury Kulintsev:
"One Belt - One Way": an initiative with Chinese characteristics. 05/22/2015. Access mode: http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/ 31461/ (appeal date 08/21/2018).
4. Economic Strategy «One Belt - One Way.» 05/
14/2017 Access mode: https://ria.ru/spravka/ 20170514/1494097368.html. (the date of the appeal is 08/21/2018).
5. Feng, Anquan. Analysis of the project of creating
free trade zones between China and Russia in the context of the "One Belt and One Way" strategy. Access mode: www.interactive-plus.ru. (the date of the appeal is 08/21/ 2018).
6. Economic belt Silk Road. Access mode: http://
aprcenter.ru/component/k2/328.html. (the date of the appeal is 08/21/2018).
7. Xi Jinping's strategic concept: "One belt, one
path" opens up the "dream space". 08/14/ 2014. Access mode: http:// politics.people.com.cn/n/2014/0811/c1001-25439028.html. (the date of the appeal is 08/ 21/2018).
8. Silk Road Silk Road Economic Belt and 21st-
Century Maritime Silk Road. 2015/03/28. Access mode: http://en.ndrc.gov.cn/ newsrelease/201503/t20150330_669367.html (access date 08/21/2018).
2 о