Проект «Один пояс - один путь» и ЕАЭС: перспективы развития
сч cJ £
Б
а
2 ©
Хотимский Кирилл Викторович
магистрант факультета Международного Энергетического Бизнеса, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губки на, [email protected]
В статье рассматривается актуальность развития Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского Шелкового пути (МШП), как основных составляющих одной крупной китайской инициативы «Один пояс - один путь». Он представляет собой не просто инфраструктурный проект, призванный связать Европу и Азию единой транспортной сетью для упрощения поставок товаров в Европу, а проект комплексного развития стран Центральной Азии. Ведь инициатива пройдет через территории стран, общее население которых составляет 63% людей планеты.
Главной же темой статьи является возможность и перспективы сопряжения китайской инициативы с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Заявление о данном сопряжении было подписано Россией и Китаем 8 мая 2015 года, которое сняло все вопросы о возможной конкуренции проектов. В статье представлены основные направления, проблемы и плюсы такого сопряжения проектов. Самое главное направление сопряжения двух проектов - это строительство современной инфраструктуры, которая представит собой ВСМ «Евразия», являющаяся северным путем ЭПШП китайской инициативы. В статье представлены предварительное ТЭО по данному проекту, общие капитальные затраты и возможная выручка по ВСМ. Ключевые слова: «Один пояс - один путь», китайская инициатива, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), Китай, Россия, проекты, сопряжение, высокоскоростная железнодорожная магистраль
Проект «Один пояс - один путь» был инициирован Китаем в сентябре 2013 г. Он объединяет два крупных проекта - «Экономический пояс Шелковый путь» (далее ЭПШП) и «Морской Шелковый путь XXI века». ЭПШП представляет собой создание трех транспортных наземных коридоров: северного (Китай - Центральная Азия -Россия - Европа), центрального (Китай - Центральная и Западная Азия - Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай - Юго-Восточная Азия - Южная Азия -Индийский океан). Морской же путь состоит из двух маршрутов из Китая через ЮжноКитайское море, один - в Южно-Тихоокеанский регион, другой - в Европу. Схематично проект «Один пояс - один путь» можно увидеть на рис. 1. Проект развивается очень быстрыми темпами, так более 100 стран присоединились к инициативе Китая, чуть больше 40 - подписали соглашение о сотрудничестве с КНР по реализации данной инициативы. Оно и не удивительно, ведь 63% населения планеты проживает на территории стран, через которые будут проложены пути, а сам Китай с 2013 г. вложил в экономики стран, находящихся вдоль Пояса более 50 млрд. $, а объем торговли с ними составил только на 2016 год 954 млрд. $.
Проект необходим для создания стратегических отношений между странами-участницами в евразийском регионе. Этот инфраструктурный проект поможет развиваться экономикам Европы и Азии, т.к. соединит напрямую две части света различными путями, как морскими, так и по суше. «Пояс» соответствует тенденциям к глобализации, а также повысит скорость поставки товаров.
По оценкам авторов инициативы, сроки доставки грузов из Китая в Европу по ЭПШП сократятся в несколько раз (в 4-6 раз). Так, в настоящее время средний срок доставки грузов морским транспортом составляет 45-60 суток, а при успешной реализации ЭПШП грузы будут доставляться за 10 дней.2
Актуальность МШП состоит в том, что в настоящее время единственный путь, по которому идёт обмен между Китаем и остальным миром, проходит через Южно-Китайское море. Таким образом, проект Морской Шёлковый путь XXI в. направлен на диверсификацию торгово-экономических связей со странами, расположенными вдоль морского транспортного коридора от Южно-Китайского моря до Ближнего Востока.
«Один пояс - один путь» - это проект не только Китая, но и множества других стран, а также интеграционных объединений. Китайская инициатива будет координировать свой проект с другими политическими инициативами, например, ЕАЭС, Генеральная программа взаимосвязи и взаимообмена АСЕАН, «Светлый путь» Казахстана, «Центральный коридор» Турции, «Степной путь» Монголии, «Два коридора, один круг» Вьетнама, Northern Powerhouse Великобритании, «Янтарный путь» Польши.
Евразийский экономический союз и китайский проект могут стать ядром более амбициозного проекта сотрудничества в Большой Евразии, которая может превратиться в новый центр экономического развития глобального уровня. За предыдущие два года в рамках инициативы «Один пояс - один путь» было подписано несколько международных документов. Наиболее значимым из них стало совместное заявление России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП. Проект является открытой и исключительно коммерческой инициативой. А на завершение всех намеченных проектов по этому проекту уйдет около 35 лет.
Аналитикам РФ и КНР стоит заняться сопряжением трех проектов, участниками которых тем или иным образом являются Россия и Китай (ШОС, «Один пояс - один путь», ЕАЭС). Наложение трех инициатив друг на друга может создать эффект синергии и открыть дополнительные возможности развитию всем странам ШОС.3
Что касается конкретных направлений сопряжения инициативы «Один пояс - один путь» (а именно ЭПШП) и ЕАЭС, то их немало. Во-первых, одной из основных задач обоих проектов является создание современной инфраструктуры. Что приведет к повышению доходов от транзитных сборов и повысит транспортную связанность между странами. Во-вторых, ЕАЭС и ЭПШП решают задачу упрощения таможенных процедур
и снятие барьеров, которые мешают развитию взаимной торговли. В-третьих, в связи с возможной морской блокадой Китая Соединенными Штатами, Китаю необходимо реагировать на растущий дефицит поставок энергоресурсов с Ближнего Востока и Африки и диверсифицировать импорт данных товаров. Страны ЕАЭС заинтересованы в этом, поэтому новая инфраструктура поможет решить и данную проблему. В-четвертых, сотрудничество между ЕЭАс и ЭПШП ведется и в области крупных водных и экологических проектов, в которых открываются перспективы для создания механизмов научно-технического сотрудничества и внедрения инновационных достижений в производство. В-пятых, взаимодействие ЕЭАС и ЭПШП по проектам, связанным с обеспечением продовольственной безопасности. В-шестых, - геополитический фактор - отношения России с США в последнее время оставляют желать лучшего, поэтому РФ поворот в сторону Азии и прежде всего - к Китаю.
Что касается сложностей, связанных с реализацией сопряжения проектов ЕАЭС и ЭПШП, то и их также немало. Для ЕАЭС - это увеличение политической составляющей внутри организации. Для КНР -это налаживание отношений со странами Центральной Азии, уход от конкуренции между проектами, перспектива создания Китаем ЗСТ в Центральной Азии, где прослеживается неопределенность поведения лидеров государств Центральной Азии и многие другие.
Как было сказано выше, ЭПШП состоит из трех маршрутов и нескольких подмаршрутов, говоря о сопряжении этого проекта с ЕАЭС, самым интересующим и перспективным из них является северный маршрут, проходящий через Казахстан, Россию и, через Белоруссию, уходящий в Европу. Это связано со следующими причинами:
■ отсутствие терроризма, каких-либо экстремистких группировок, в отличие от стран, через которые проходят два других маршрута (ряд территорий в Афганистане, Ираке, Йемене, Пакистане, Сирии и др. странах находится под контролем таких группировок);
■ в странах центральной Евразии уже имеется нужная инфраструктура, необходимое количество специалистов, а также опыт реализации крупных проектов, в т.ч. и инфраструктурных;
■ реализуя концепцию МШП, значительными факторами являются относительно неблагоприятная внутриполитическая ситуация в странах Персидского
|.'-УГГ1
миийскияоилн
Экономический пояс Шелкового пути
Предполагаемые основные маршрута
Северный (Китай - Центральная Азия - Россия - Европа (до Балтийского моря))
— Центральный (Китай - Центральная и Западная Азия - Персидский залив и Средиземное море}
— Южный (Китай - Юго-Вое точная Азия - Южная Азия - Индийский океан)
Морской Шёлковый путь XXI века
Из морских портов Китая через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана
— из морских портов Китая чере* Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы
— — млршру« Великого Шёлнжуо пути (с-ото I * ю.)
Рис. 1. Проект «Один пояс - один путь» Источник: РИА Новости1
О
3
Рис. 2. ВСМ «Евразия»
Источник: Предварительное ТЭО ВСМ «Евразия»4
залива (например, гражданская война в Йемене, Ираке, Сомали), а также возможное скрытое морское противостояние со стороны США с целью не допустить повышение влияния КНР в мировой торговле и финансах.
Соответственно, все вышесказанное влияет на финансовую и политическую нестабильность этих регионов, которая, в свою очередь, может повлиять на реализацию центрального и южного кори-
доров проекта, в отличие от северного маршрута, где отсутствуют данные проблемы.
Из несомненных плюсов взаимодействия со странами ЕАЭС следует упомянуть следующее:
■ небольшое количество государств-транзитеров;
■ общая граница КНР и ЕАЭС;
■ относительно стабильные экономические системы;
Ю
5
Г 2
Рис. 3. ПредТЭО проекта ВСМ «Евразия» Источник: Предварительное ТЭО ВСМ «Евразия»7
сч cJ £
Б
а
2 ©
■ стабильная политическая ситуация;
■ прямой выход на рынки Европы;
■ значительное количество технически грамотных специалистов;
■ наличие емкого рынка для сбыта широкой линейки продукции;
■ эффективное техническое взаимодействие;
■ наличие единых отраслевых стандартов, регламентов и ГОСТов в странах ЕАЭС;
■ заинтересованность руководства ЕАЭС в реиндустриализации и воссоздании ряда отраслей промышленности.
Инициатива «Один пояс - один путь» предполагает как строительство новых высокоскоростных ж/д магистралей, так и реконструкцию, и состыковку проекта с уже имеющимися магистралями. Это позволит сократить расстояние доставку грузов из АТР в Европу на 50% и, естественно, время, т.к. сейчас большинство таких грузов идет морским транспортом через Суэцкий канал. Китай, как инициатор проекта, уже договорился с Казахстаном о состыковке ЭПШП с программой «Светлого пути» последнего («Нур-лы Жол»). Россия, возможно, сможет состыковать северное направление ЭПШП со своим проектом «Трансевразийский пояс RAZVITIE» (ТЕПР) и программой по модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали.
В основном же проект предполагает создание новых высокоскоростных транспортных магистралей, а само строительство будет вестись под руководством китайской стороны. Только строительство новых магистралей подтолкнет развитие инфраструктуры, вдоль нее будут появляться новые центры, создаваться рабочие места, расширится логистика и туризм и т.д., все это приведет к развитию прилегающих к ЭПШП территорий стран-участниц данного проекта.
Сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс - один путь» по северному коридору представляет собой трассу ВСМ «Евразия», которая должна соединить европейскую и китайскую ВСМ от Берлина (ФРГ) до Урумчи (КНР). На данный момент рассматривается несколько вариантов трассировки ВСМ «Евразия»: 1) через Казахстан, 2) через Сибирь и 3) через Алтай. В рамках предварительного ТЭО приоритетным был выбран первый вариант, который предполагает строительство новых ВСМ по территории РФ протяженностью 2366 км и максимальный уровень международной кооперации с вовлечением шести стран-участниц: Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши и Германии. Вся протяженность магистрали будет составлять 9447 км (расстояние «Пекин - Москва - Берлин»). Северный сухопутный маршрут проекта «Один пояс - один путь» можно увидеть на рис. 2.
Общие капитальные затраты по проекту, согласно расчетам предТЭО, составляют 7,08 трлн. руб. без НДС в ценах середины 2017 г. для участка Брест -Достык (7,84 трлн. руб. с учетом китайской части магистрали Достык - Урумчи). В т.ч. затраты Белоруссии по предТЭО составляют в 0,85 трлн. руб., России -3,58 трлн. руб., Казахстана - 2,66 трлн. руб., Китая - 0,76 трлн. руб.5 Операционные затраты на содержание инфраструктуры по предварительным расчетам составляют 48,5-49,7 млн. руб. на 1 км, для перевозчика - 1,98-2,04 руб. за пас-сажиро-километр для пассажирских и 0,91-0,99 руб. за тонно-километр для грузовых перевозок. Под данный проект необходимо проектировать грузовой состав на базе пассажирского, стоимостью в 2,74 млрд. руб.6
Плановая выручка проекта «Евразии» в 2050 году, по предварительным расче-
там, будет составлять 2,77 трлн. руб. Наибольшую часть этих доходов будут генерировать грузовые перевозки, возможный среднегодовой темп прироста которых к 2050 года может достичь 3,4%, а объем грузов между Китаем, Россией и ЕС, а также Японией и Южной Кореей может превысить 12 млн. тонн в год (с выручкой 797 млрд. руб.). Основная же часть грузов будет приходиться на маршрут Китай - ЕС (7,9 млн. тонн). Пассажиропоток может достичь 36,9 млн. человек в год к 2050 году, а выручка от пассажирских перевозок - 118,8 млрд. руб. Все это можно увидеть на рис. 3.
Говоря о сотрудничестве именно России и Китая в рамках этого проекта, следует сказать о высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва - Пекин», проект которой был анонсирован в 2015 г. Общая протяженность маршрута составляет 7 тыс. км. Время пути составит около 30 часов вместо нынешних 5 дней, а стоимость его оценивается примерно в 7 трлн. руб. (124,4 млрд. $).8 Магистраль будет идти из Москвы через Казань, Екатеринбург, Челябинск, Астану, Иркутск, Улан-Батор в Пекин. Проект можно реализовать за 8-10 лет, по оценкам вице-президента ПАО «РЖД» А.С. Мишарина. Сама магистраль будет проектироваться в три этапа: краткосрочный (проект будет готов к лету 2017 и в 2018 году начнется строительство) - ВСМ «Москва - Казань», ввод в эксплуатацию запланирован на 2023 гг.; среднесрочный (проект начали разрабатывать в 2016 г.) - продление ВСМ до Екатеринбурга и соединение с ВСМ «Екатеринбург - Челябинск»; долгосрочный - соединение с китайской ВСМ до Пекина через Казахстан и Монголию. Эта трасса будет северным пассажирским маршрутом проекта «Один пояс - один путь». Первым этапом новой ВСМ станет строительство участка «Москва - Казань», т.к. остальные находятся на этапе подписания соглашений или проектирования. Стоимость участка вСм до Казани будет составлять 787 млрд. руб. (14 млрд. $), протяженность будет 770 км и доехать из крайних точек друг до друга можно будет за 3,5 часа.9 Общие же инвестиции в проект с учетом строительства и модернизации депо и вокзалов, подвижного состава, инженерных сетей и т.д. составит более 1,13 трлн. руб. (~20 млрд. $). Китай и Россия заинтересованы в сотрудничестве и по остальным участкам, т.к. они смогут принести новые доходы в бюджеты стран, о которых было сказано чуть выше.
Литература
1. Александр Зайченко / Что означает «Один пояс - один путь» для России / Газета Протестант / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.gazetaprotestant.ru/2017/05/chto-oznachaet-odin-poyas-odin-put-dlya-rossii/
2. Власти Татарстана планируют начать строительство ВСМ с участка Казань
- Нижний Новгород / Министерство транспорта Российской Федерации / [Электронный ресурс] - Режим доступа.
- URL: https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/222
3. ВСМ «Евразия» начнет жить по расписанию / 09.09.2017 / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gudok.ru/1520/newspaper/ detail.php?ID=1386226
4. ВСМ Москва - Казань / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.hsrail.ru/info/vsmmk/
5. Проект «Один пояс, один путь». Досье / 3 июля 2017 / Информационное агентство России ТАСС / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// tass.ru/info/4383152
6. Со скоростью сметы / Коммерсант / 24.08.2017 / [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL:https:// www.kommersant.ru/doc/3391523
7. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://civilshos.ru/d/ 1230394/d/strategy.pdf
8. Стратегия экономического развития «Один пояс - один путь» / РИА Новости / 13.05.2017 / [Электронный ресурс]
- Режим доступа. - URL: https://ria.ru/ infografika/20170513/1494173299.html
9. Подготовка инициативы «Один пояс
- один путь» направлена на сокращение регионального неравенства / 11.06.2014 // www.ce.cn («Китайский Экономический Сайт») / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://district.ce.cn/ newarea/roll/2 0 1 4 0 6/ 1 1 / t20140611_2954549.shtml
10. Строительство инициативы «Один пояс - один путь» укрепит взаимовыгодное сотрудничество стран на пути проекта / 03.09.2014 / www.ce.cn («Китайский Экономический Сайт») / [Электронный ресурс] - Режим доступа.
- URL: http://views.ce.cn/view/ent/201409/ 03/t20140903_347 3124.shtml
11. Си Цзиньпин: «Один пояс и один путь» имеет большое стратегическое значение / 10.10.2014 / CRI Online (cri.cn) -«Международные отношения. Онлайн» / [Электронный ресурс] - Режим доступа.
- URL: http://news.cri.cn/gb/42071/2014/ 10/10/ 882s4720906.htm
Ссылки:
1 Стратегия экономического развития «Один пояс - один путь» / РИА Новости / 13.05.2017 / [Электронный ресурс]
- Режим доступа. - URL: https://ria.ru/ infografika/20170513/1494173299.html
2 Проект «Один пояс, один путь». Досье / 3 июля 2017 / Информационное агентство России ТАСС / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// tass.ru/info/4383152
3 Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://civilshos.ru/d/ 1230394/d/strategy.pdf
4 ВСМ «Евразия» начнет жить по расписанию / 09.09.2017 / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.gudok.ru/1 520/newspaper/ detail.php?ID=1386226
5 Там же
6 Со скоростью сметы / Коммерсант / 24.08.2017 / [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL:https:// www.kommersant.ru/doc/3391523
7Со скоростью сметы / Коммерсант / 24.08.2017 / [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL:https:// www.kommersant.ru/doc/3391523
8 Министерство транспорта Российской Федерации / [Электронный ресурс]
- Режим доступа. - URL: https:// www.mintrans.ru/press-center/branch-news/222
9 ВСМ Москва - Казань / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.hsrail.ru/info/vsmmk/
Project «One belt - One way» and EAEU.
Prospects for development Khotimskiy K.V.
Russian State University oil and gas named by I. M. Gubkin
The article discusses the topicality of the development of the Silk Road Economic Belt (SREB) and the ocean-going Maritime Silk Road (MSR), as the main components of one major Chinese initiative - «One Belt - One Way». It is not just an infrastructure project designed to connect Europe and Asia with a single transport network to simplify the supply of goods to Europe, but it is a project for complex development of Central Asia's countries. «One Belt - One Way» will pass through the territory of countries, whose total
population is 63% of the people of the planet. The main topic of the article is the possibility and prospects for linking the Chinese initiative with the Eurasian Economic Union (EAEU). The statement of this linking was signed by Russia and China on May 8, 2015, which removed all questions about possible projects' competition. The article presents the main directions, problems and advantages of such a conjugation of projects. The most important direction of the conjugation between two projects is the construction of a modern infrastructure that will represent the «Eurasia» High-Speed Railway, which is the northern route of the SREB of the Chinese initiative. The article presents a preliminary feasibility study of this project, total capital costs and possible revenue for the High-Speed Railway. Key words: «One Belt - One Way», Chinese initiative, Eurasian Economic Union (EAEU), Silk Road Economic Belt (SREB), China, Russia, projects, conjugation, High-Speed Railway References
1. Alexander Zaichenko / What does «One belt -
one way» for Russia / Newspaper Protestant / [Electronic resource] - Access mode. - URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2017/05/chto-oznachaet-odin-poyas-odin-put-dlya-rossii/
2. The authorities of Tatarstan plan to start
construction of the VSM from the site Kazan -Nizhny Novgorod / Ministry of Transport of the Russian Federation / [Electronic resource]
- Access mode. - URL: https:// www.mintrans.ru/press-center/branch-news/ 222
3. VSM «Eurasia» will begin to live according to the
schedule / 09.09.2017 / [Electronic resource]
- Access mode. - URL: http://www.gudok.ru/ 1520/newspaper/detail.php?ID=1386226
4. VSM Moscow - Kazan / [Electronic resource] -
Access mode. - URL: http://www.hsrail.ru/info/ vsmmk/
5. The project «One belt, one way». Dossier / July
3, 2017 / Russian Information Agency TASS / [Electronic resource] - Access mode. - URL: http://tass.ru/info/4383152
6. With the speed of the estimate / Businessman /
24.08.2017 / [Electronic resource] - Access mode. - URL: https: //www.kommersant.ru/ doc/3391523
7. Development Strategy of the Shanghai Cooperation Organization until 2025 / [Electronic resource] - Access mode. - URL: http://civilshos.ru/d/1230394/d/strategy.pdf
8. The economic development strategy «One belt -
one way» / RIA Novosti / 13.05.2017 / [Electronic resource] - Access mode. - URL: https://ria.ru/infografika/20170513/ 1494173299.html
9. Preparation of «One Belt - one way» initiative is
aimed at reducing regional disparities / 11.06.2014 // www.ce.cn ( «Chinese Economic Site») / [electronic resource] - Access mode.
- URL: http://district.ce.cn/newarea/roll/ 201406/11/t20140611_2954549.shtml
10. Construction of «One Belt - one way» initiative will strengthen the mutually beneficial cooperation between the countries on the path of the project / 03.09.2014 / www.ce.cn ( «Chinese Economic Site») / [electronic resource] - Access mode. - uRL: http:// views.ce.cn/view/ent/201 409/03/ t20140903_347 3124.shtml
11. Xi Jinping: «One Belt and One Road» is of great strategic importance / 10.10.2014 / CRI Online (cri.cn) - «International Relations. Online »/ [Electronic resource] - Access mode. - URL: http://news.cri.cn/gb/42071/2014/ 10/10 / 882s4720906.htm
О
3
Ю
s
2