УДК 34
Довнарович С.А.
магистрант кафедры гражданского права Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург, Россия)
О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Аннотация: в настоящей статье рассматривается деятельность органов опеки и попечительства, задачи, которые ставит перед ними законодатель, и их полномочия, предусмотренные законом.
Ключевые слова: органы опеки и попечительства, деятельность, задачи, полномочия.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации наше государство является социальным, что говорит о том, что оно возлагает на себя обязанность по защите прав и законных интересов наиболее уязвимой части нашего общества [1, ст. 7]. К ним относятся как совершеннолетние, так и несовершеннолетние, ограниченные в своей дееспособности в силу возраста или решения суда. Серко Д.И. и Воскресенская Е.Г. указывают, что защита прав и законных интересов уязвимой части нашего общества, осуществляется "при помощи развития системы социальных органов" [6, с. 38].
Резюмируя все вышесказанное, мы видим, что государство осуществляет функции по защите прав и законных интересов уязвимых членов нашего общества при помощи органов опеки и попечительства. Деятельность данной структуры регламентирована Гражданским и Семейным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и иными
нормативно-правовыми актами. Согласно букве закона, "органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" [2, ст. 34].
Целью, которую перед собой ставит государство в лице органов опеки и попечительства, является создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека в нашем обществе. Для достижения поставленной цели перед данными органами ставятся задачи, перечисленные в ФЗ "Об опеке и попечительстве": защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством [3, ст. 7].
Законом предусмотрено, что перед органами опеки и попечительства могут возлагаться и иные задачи, предусмотренные федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "Об опеке и попечительству" регламентировал широкий список полномочий: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, установление опеки или попечительства, осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, в случаях предусмотренных законом, и иные полномочия, предусмотренные федеральным законом [3, ст. 8].
В своей работе Михайлов Ф.Н. и Баранова Н.К. указывают, что в части 13 статьи 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" законодатель "не раскрывает в полной мере какую именно помощь органы опеки и попечительства, должны оказывать опекунам и попечителям" [5, с. 181]. Придерживаясь данной позиции, они считают необходимым и целесообразным
дополнить данную норму, которая будет иметь следующий вид: "оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных, а именно, оказание медико-социальной, психолого-педагогической, методической и правовой помощи" [5, с. 181].
С данной позицией авторов невозможно не согласиться поскольку так деятельность органов опеки и попечительства станет шире за счет добавления социально-реабилитационной функции, что в полной мере не противоречит, а основывается на общих началах, целях и задачах деятельности государства в лице органов опеки и попечительства.
На основании вышеизложенного, можно сказать, что органы опеки и попечительства занимают важную роль в нашей стране при защите прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающиеся в этом. Мы рассмотрели нормы регламентирующие задачи и полномочия, данной правовой и социальной структуры. А также выделили необходимость внести законодателем дополнение в правовую норму, содержащуюся в Федеральном законе "Об опеке и попечительству".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2023;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019). М., 2019;
3. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве». М.: Центрмаг, 2022;
4. Михайлов, Ф. Н. Полномочия органов опеки и попечительства по охране и защите прав и интересов несовершеннолетних / Ф. Н. Михайлов, Н. К. Баранова // Б-Бею. - 2022. - № 6(69). - С. 178-183;
5. Серко, Д. И. Правовое регулирование института опеки и попечительства в Российской Федерации / Д. И. Серко, Е. В. Воскресенская // Актуальные проблемы науки и практики. - 2021. - № 1. - С. 38-41
Dovnarovich S.A.
St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (St. Petersburg, Russia)
ABOUT SOME LEGAL ASPECTS RELATED TO ACTIVITIES OF GUARDIAN AND CUSTODY BODIES
Abstract: this article examines the activities of guardianship and trusteeship authorities, the tasks that the legislator sets for them, and their powers providedfor by law.
Keywords: guardianship, activities, tasks, powers.