Научная статья на тему 'О некоторых особенностях построения образовательных программ в национальном исследовательском университете'

О некоторых особенностях построения образовательных программ в национальном исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / MODULAR PRINCIPLE / CREDIT SYSTEM / CREDIT UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярева О. М., Емелина И. Д., Хузиахметова Р. Н.

Рассмотрен модульный принцип проектирования образовательных программ, основанный на системе зачетных единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the modular principle of designing educational programmes based on a system of credit units.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях построения образовательных программ в национальном исследовательском университете»

УДК 378.14

О. М. Дегтярева, И. Д. Емелина, Р. Н. Хузиахметова О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ключевые слова: модульный принцип, зачетные единицы, кредитная система.

Рассмотрен модульный принцип проектирования образовательных программ, основанный на системе зачетных единиц.

Key words: modular principle, credit system, credit units.

The article examines the modular principle of designing educational programmes based on a system of credit units.

Решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией технологий организации образовательного процесса. Реализация положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования предусматривает внедрение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц.

Проектирование образовательных программ опирается на кредиты (зачетные единицы). Учебные планы и программы, сформированные по модульному принципу, позволяют создать гибкую систему подготовки специалистов, применить индивидуальный подход к каждому студенту [1]. Модули оцениваются и контролируются зачетными единицами. Разбиение дисциплины на модули должно быть осуществлено на основе компетентностного подхода. Цели модуля определяются как в традиционных терминах знаний, умений и навыков, так и в терминах компетентностей, указывая их уровень.

Определение уровней достижения целей обучения является показателем в комплексе характеристик, учитываемых при определении трудоемкости отдельной части образовательной программы (дисциплины, модуля) в зачетных единицах.

Кредитная система - это системный способ описания образовательных программ путем присвоения определенного количества кредитных единиц их компонентам и структурным элементам [2]. Отличительной чертой кредитной системы от традиционной является отказ от традиционной оценки уровня образованности в количестве времени, затраченного на образование (часы, семестры, годы). В кредитной системе делается попытка учитывать «количество образования», полученного студентом, мерой которого является зачетная единица - кредит. Кредитная система выступает воплощением новой образовательной парадигмы.

Кредитная система является основой для организации учебного процесса, дающего студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности изучения дисциплин, самостоятельного составления личного семестрового расписания учебных занятий ,системы оценивания результатов учебной деятельности студентов и мониторинга нагрузки преподавателей, повышения степени академической свободы всех субъектов образовательного процесса, экономических расчетов стоимости обучения и фонда заработной платы преподавателей.

При использовании модульного принципа построения образовательных программ возникает вопрос оценки трудоемкости модуля. Подход, использующий механический пересчет часов в зачетные единицы, следуя методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Минобразования РФ от 28.11.2002 №14-52-988 ин/13), принимает 1 з.е.=36 ак.часов. Но тогда важнейшие дисциплины будут иметь трудоемкость такую же по величине, как, например,

физкультура, вклад которой в профессиональную подготовку, например, экономистов, не может сравниться с математикой. Наличие курсовой работы также практически не отражается на трудоемкости, поскольку в соответствии с макетом ГОС ВПО II поколения, п.6.1.1., «курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение» [3].

Другой подход лежит в основе кредитно-накопительных систем. При этом зачетная единица определяется как единица оценки результата освоения дисциплины (модуля) (знаний, умений и навыков, как составляющих профессиональной компетентности). Идея накопления кредитов дает возможность получения желаемой степени или квалификации путем набора определенного количества кредитов из числа предоставляемых университетом курсов, освоение которых оценивается. Такие кредитные системы удобны при организации непрерывного образования и профессионального совершенствования.

Самостоятельной задачей при введении в вузе системы зачетных единиц является построение методики расчета трудоемкости отдельных дисциплин/модулей в зачетных единицах, которая бы учитывала не только формальную трудоемкость программ, но и уровень и качество полученной студентом подготовки при освоении этих программ.

Параметры, используемые для оценки веса модуля в зачетных единицах:

1. Продолжительность изучения модуля в часах. Наиболее актуальным является вариант учета общего (а не аудиторного) количества часов. Учет общего количества часов, затрачиваемого студентом на все виды учебной работы, предусмотренной модулем, более обоснован с позиций компетентностного подхода, при котором важны не столько трудозатраты, сколько полученный результат - требуемая степень достижения целей обучения, поставленных в модуле.

2. Разнообразие и количество видов учебной работы студента. Чем больше и разнообразнее виды учебных работ, выполняемых студентом по модулю (рефераты, расчетнографические работы, курсовые работы и т.п.), и чем они серьезнее и значительнее, тем большее число зачетных единиц присваивается данному модулю.

3. Значимость модуля в контексте целей обучения. Модули могут обеспечивать формирование профессиональной компетентности на разных уровнях (ключевом, базовом (общепрофессиональном) и специальном (специализированном)) модуля.

4. Показатели достижения целей обучения, поставленных в модуле. Показатели достижения целей обучения также должны отражаться в кредитной оценке отдельных модулей.

Число зачетных единиц для каждого отдельного модуля может быть установлено только экспертным путем, основываясь на вышеизложенных принципах.

Европейская система взаимозачета кредитом (ECTS) рекомендует оценивать суммарную трудоемкость дисциплин одного учебного года в 60 кредитов. В семестр студент должен заработать 30 кредитов, а в триместр - 20 кредитов.

Опираясь на график учебного процесса (17+16 недель обучения) с учетом времени, отведенного на сдачу зачетов и экзаменов (8 недель), общий баланс времени в учебном году составляет 2214 академических часов. Таким образом, 1 кредит ECTS = 2214/60 = равен примерно 37 академическим часам.

В отличие от российской, в западных кредитных системах в трудоемкости учитывается время, затраченное учащимся на подготовку и сдачу экзаменов и зачетов.

Для обозначения универсальной единицы трудоемкости введен термин "зачётная единица" вместо европейского "академического кредита". Одна зачетная единица равна 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, то есть 1,5 зачётные единицы. Трудоёмкости дисциплины в зачетных единицах рассчитываются путем деления трудоёмкости в академических часах на 36.

Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.Одна неделя практики выражается 1,5 зачётными

единицами. Один семестровый экзамен равен 1 зачётной единице (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).Трудоёмкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель :1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.

Введение системы "кредитов" в полном объеме потребует изменения структуры наших стандартов и нормативной базы [4]. Содержание образования будет формироваться в зависимости от предметов, выбираемых студентами. Основным преподавателем станет "контрактник", а вузу уже не понадобится такое количество штатных преподавателей, как сегодня. Преподаватели будут набираться под конкретную образовательную программу, которую пожелает реализовать в данном году большинство студентов.

Несмотря на проблемы, возникающие в процессе адаптации к кредитной системе, очевидно, что учреждение системы кредитов расширяет совместимость российского образовательного пространства с общеевропейским и повышает привлекательность и конкурентоспособность российского образования.

Литература

1. Хузиахметова Р.Н. Использование профессионально-ориентированных задач в курсе математики для студентов химического профиля в национальном исследовательском университете ./Р.Н.Хузиахметова,О.М. Дегтярева//Вестник Казан.технол.ун-та.-2010.-№12.-С.551-554.

2. Мартыненко О.О. Внедрение кредитной системы в российском вузе: первые результаты эксперимента по переходу на кредитную систему Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2004-2005 годы / О. О.Мартыненко. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. - 70 с.

3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО).//www.edu.m/db/portal/spe/index.htm.

4. Дегтярева О.М., Щукина Т.В. Высшее образование. Новые условия работы// Материалы II Республиканской НПК «Актуальные вопросы создания современной модели образования в системе «школа-вуз». Казань, 2009.-С.67-69.

© О. М. Дегтярева - канд. техн. наук, доц. каф. высшей математики КНИТУ, [email protected]; И. Д. Емелина - канд. физ.-мат. наук, доцент той же кафедры, [email protected]; Р. Н. Хузиахметова - канд. техн. наук, доцент той же кафедры, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.