Научная статья на тему 'Методика перехода к системе зачётных единиц в институте информационных технологий'

Методика перехода к системе зачётных единиц в институте информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / КРЕДИТНО-ЗАЧЕТНЫЕ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / СREDIT UNITS / CREDIT UNITS SYSTEMS / EDUCATIONAL PROGRAM / BASIC CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутикова Маргарита Ивановна, Чеснокова Ирина Александровна

В статье обосновывается необходимость внедрения кредитно-зачетной системы в вузах в связи с подписанием Болонской декларации, рассматриваются особенности формирования кредитных единиц в вузе, приводится фрагмент базового учебного плана по отдельной специальности с указанием трудоёмкости дисциплин в кредитных единицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TRANSITION TO THE SYSTEM OF CREDIT UNITS AT THE INSTITUTE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The paper substantiates the necessity of introducing credit unit system in higher educational institutions due to signing the Bologna Declaration, especially the formation of the system of credit units in the university; presents a fragment of a core curriculum for a separate specialty indicating the complexity of disciplines in credit units.

Текст научной работы на тему «Методика перехода к системе зачётных единиц в институте информационных технологий»

реально же свидетельствует о возможных проблемах с самопринятием собственной личности.

4. Наиболее благоприятные и позитивные отношения к учащимся складываются у тех преподавателей, кто адекватно относится к себе, не идеализирует собственную личность и не делает её эталоном для других (учащихся). Это проявляется в незначительной разности в оценках учеников, которые нравятся и которые не нравятся. И, несмотря на существование определенного уровня эмоционального отношения (а в нашем эксперименте некоторые педагоги вообще затруднялись назвать ученика, который не нравится или даже нравится меньше других), они испытывают гораздо реже раздражительность к своим подопечным, а если и испытывают, то она никак не проявляется на построении системы отношений.

В заключение следует отметить, что изучение особенностей отношений преподавателей, которые не имеют специального педагогического образования, позволило нам в «чистом» виде вы-

явить глубинные детерминанты ориентации педагогов либо на учебно-дисциплинарную, либо на личностную модель взаимодействия с учащимися. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что на другом контингенте испытуемых могли быть получены несколько иные данные, однако это не затрагивает сути описанного здесь психологического механизма дифференциации отношений.

Список литературы

1. Маралов, В.Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова и др. - М„ 2005.

2. Самофал, P.A. Типологические особенности дифференциации отношения педагогов к учащимся начальных классов / P.A. Самофал // Психология ненасильственного взаимодействия. - Череповец, 1999. - С. 67 - 76.

3. Ценёв, В. Раздражение. Откуда оно берется? / В. Це-нёв. - URL: Psyberia.ru

Маралов Владимир Георгиевич - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, директор Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 62-40-57; e-mail: maralovvg@chsu.ru

Maraiov, Vladimir Georgievich - Doctor of Science (Psychology), Professor, Department of Psychology, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 62-40-57; e-mail: maralovvg@chsu.ru

УДК 05.13.18

MI Шутикова, И.А. Чеснокова

МЕТОДИКА ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ В ИНСТИТУТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

M.I. Shuticova, I.A. Chesnocova

METHODS OF TRANSITION TO THE SYSTEM OF CREDIT UNITS AT THE INSTITUTE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

В статье обосновывается необходимость внедрения кредитно-зачетной системы в вузах в связи с подписанием Болон-ской декларации, рассматриваются особенности формирования кредитных единиц в вузе, приводится фрагмент базового учебного плана по отдельной специальности с указанием трудоёмкости дисциплин в кредитных единицах.

Кредитные единицы, кредитно-зачетные системы, образовательная программа, базисный учебный план.

The paper substantiates the necessity of introducing credit unit system in higher educational institutions due to signing the Bologna Declaration, especially the formation of the system of credit units in the university; presents a fragment of a core curriculum for a separate specialty indicating the complexity of disciplines in credit units.

Credit units, credit units systems, educational program, basic curriculum.

Системообразующей целью современного профессионального образования становится высокое качество профессиональной подготовки специалиста. При этом подразумевается, что результатом подготовки является системный комплекс сформированных у него общих и профессиональных компетенций, характеризующихся широтой междисциплинарных системно-интегративных знаний и умений, обеспечивающих успешность практической деятельности.

Болонский процесс представляет собой попытку создания единого европейского образовательного пространства, конкурентоспособного в условиях цивилизации начала XXI в. по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Единое пространство подразумевает взаимную прозрачность образовательной практики разных стран и вузов по отношению друг к другу.

В Болонской декларации можно выделить следующие ключевые положения:

1. Принятие системы четких и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому, для того, чтобы выпускники могли эффективно использовать свои квалификации, способности и навыки во всем европейском пространстве высшего образования.

2. Введение двухцикличного обучения: бакалавриата и магистратуры. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или доктора.

3. Внедрение европейской системы зачетных единиц (системы кредитов). За основу предлагается принять Европейскую систему переводных зачетных единиц (ECTS - European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». ECTS призвана обеспечить функции накопления и трансфера кредитных единиц. Совместно с взаимно признаваемыми системами обеспечения качества эта мера облегчит доступ студентов на европейский рынок труда.

4. Развитие и стимулирование мобильности студентов, преподавателей и администрации (на базе выполнения предыдущих пунктов). Этого можно добиться, устраняя все преграды для свободного передвижения студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала. Особое значение придается социальному аспекту мобильности.

5. Развитие европейского сотрудничества в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

Упомянутая выше ЕСТБ появилась на свет еще до начала Болонского процесса, в 1989 г. Она разрабатывалась для того, чтобы помочь руководству вузов понять и юридически грамотно отразить в документах об образовании результаты обучения их студентов за рубежом. Добиться этого удалось с помощью введения особых единиц - кредитов, начисляемых за освоение отдельных частей образовательной программы. Заключая двусторонний договор о мобильности, вузы брали на себя обязательство признавать кредиты, полученные студентом во время обучения в университете-партнере.

Уже к 2000 г. ЕСТБ получила распространение более чем в 30 странах Европы. После подписания Болонской декларации стало ясно, что данная система достаточно хорошо соответствует идеологии проводимой образовательной реформы, и ее решено было использовать при составлении инновационных образовательных программ.

В сентябре 2003 г. Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, обязавшись тем самым в ближайшем будущем воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

ЕСТБ рекомендует оценивать суммарную трудоемкость дисциплин одного учебного года ровно в 60 кредитов. Исходя из этого, в семестр студент должен заработать 30 кредитов. Кредиты ЕСТБ могут быть зачтены только после успешного выполнения всей установленной учебной работы и надлежащей оценки результатов обучения. Успеваемость студента определяется с помощью местной шкалы оценок.

Со стороны российской высшей школы к ЕСТБ проявлялся постоянный интерес, и в связи с подписанием Болонской декларации возникла проблема её практического внедрения. В настоящее время в ряде отечественных вузов проводится эксперимент по переходу на систему зачетных единиц [!]•

В российской высшей школе разработано несколько методик расчетов трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах. В основном они отталкиваются от принципов, предложенных в Информационном письме Министерства образования и науки РФ от 28.11.02 г. № 14-52-988ин/13. В этом письме «при расчётах трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах» предлагается исходить из следующего:

- одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам);

- максимальный объём учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е., 1,5 зачётные единицы.

Вплоть до середины 1990-х гг. одной из принципиальных организационных особенностей отечественной системы высшего образования был специфический подход к определению трудоемкости образовательных программ. В российской высшей школе трудоемкость образовательных программ исчислялась в аудиторных часах, тогда как в западных системах образования их трудоемкость выражалась в рабочих часах и включала все виды работ, выполнение которых необходимо при освоении той или иной образовательной программы, в том числе все так называемые контактные часы с преподавателем - лекции, семинарские (практические), лабораторные занятия, консультации, часы индивидуальных занятий под руководством преподавателя, а также все формы самостоятельной работы студента, будь то подготовка к аудиторным занятиям или написание реферата, эссе, выполнение курсовой или выпускной квалификационной работы, прохождение практики и стажировки, сдача экзаменов и зачетов и подготовка к ним [4].

Переход российской высшей школы к зачетным единицам идет постепенно: вначале осуществляется переход от аудиторных часов к рабочим часам или часам общей трудоемкости при сохранении академического часа как единицы измерения трудоемкости образовательной программы, а затем вводятся зачетные единицы.

Сдерживающим фактором в переходе к использованию зачетных единиц является отсутствие подробных и ясных нормативных документов, а также разработанных на их основе и одобренных министерством рекомендаций и практических пособий. В результате вузы сами для себя разрабатывают определенные правила, по которым они готовятся работать и уже работают с зачетными единицами [3].

Приведём пример перевода в зачётные единицы показателей учебного плана подготовки бакалавра по направлению 080800 «Прикладная ин-

форматика» Института информационных технологий ЧГУ. Так как план четырёхлетний, то в итоге мы должны получить 240 кредитов. Сначала вычисляем трудоёмкость дисциплин простым пересчётом, т.е. общее число часов делим на 36.

Далее опираемся на следующие основные положения, соответствующие методике расчёта трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования (разработана на основании приложения к письму Минобразования РФ от 28.11.02 г. № 14-52-988 ин/13) [2]:

1. Наличие курсовой работы (проекта) в программе дисциплины увеличивает ее трудоемкость на 1 кредит.

2. Трудоемкость учебных и производственных практик в кредитах определяется произведением количества недель, отводимых на практику, на коэффициент 1,5.

3. Оценка трудоемкости процедуры итоговой государственной аттестации (ГАК) осуществляется произведением количества недель, отводимых на преддипломную практику и ГАК, и коэффициента 1,5.

4. Один семестровый экзамен выражается одной зачётной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен).

5. Кредиты не выделяются на учебные занятия по факультативным дисциплинам.

6. Трудоемкость дисциплины «Физическая культура» составляет 2 кредита, которые начисляются в последнем семестре по завершении изучения дисциплины.

7. По дисциплине «Иностранный язык» в первом семестре начисляется 2 кредита, в каждом последующем по 1 кредиту, общая трудоемкость данной дисциплины составляет 5 кредитов (без учёта экзамена).

Укрупнённые учебные циклы по специальности приведены в табл. 1. В табл. 2 приведён фрагмент учебного плана с учётом вышеизложенных положений по одному из циклов.

Полученное итоговое число кредитов, равное 239,8, вполне соответствует требуемым 240 и не противоречит методике перевода нормативов Государственных образовательных стандартов (ГОС) в зачетные единицы, разработанной и утвержденной Министерством образования РФ.

Таблица 1

Трудоемкость Наименование учебных циклов, дисциплин и разделов (в том числе практик)

Гуманитарный, социальный и экономический цикл Математический и естественнонаучный цикл Профессиональный цикл Специальные дисциплины Факультативные дисциплины Учебные и производственные практики Государственный экзамен по направлению Выпускная квалификационная работа бакалавра Итого по учебному плану

В часах 1800 1700 2086 1200 450 - - - 7236

В зачётных единицах 40,3 57,2 79 39,3 - 12 1,5 10,5 239,8

Таблица 2

Наименование учебных циклов, дисциплин и разделов (в том числе практик)

Трудоемкость Гуманитарный, социальный и экономический цикл Иностранный язык Физическая культура Отечественная история Правоведение Философия Экономика Социология Русский язык и культура речи Культурология Дисциплины по выбору

В часах 1800 340 408 100 146 146 120 70 100 100 270

В зачётных

единицах 40,3 5 + 1=6 2 2,8+ 1 = 3,8 4,1 4,1 + 1 = 5,1 3,3 1,9 2,8 2,8 7,5+ 1 = 8.5

Таким образом, начинать работу по использованию кредитов необходимо с составления новых по структуре образовательных программ и учебных планов. Составление учебных планов и исчисление их содержания в кредитах должно пройти четыре этапа:

а) план на весь период обучения, необходимый для получения степени бакалавра или магистра с указанием отдельных профилей (вариантов его выполнения) и составляющих их модулей;

б) план каждого года обучения для отдельных профилей с указанием модулей;

в) содержание каждого модуля, включающее все формы трудозатрат, и обоснование присвоения ему определенного количества кредитов;

г) содержание отдельных дисциплин, экзаменационных программ, практик и т.п.

Следовательно, обоснованная, четко разработанная методика системы перевода кредитно-зачётных единиц по учебно-образовательным про-

граммам будет способствовать обеспечению индивидуального и деятельностного подхода в мо-дульно-кредитной системе обучения в соответствии с мировым интегративным процессом в сфере образования.

Список литературы

1 .Дегтярёв, Г. Система зачётных единиц: предложения по внедрению в технических вузах / Г. Дегтярёв, И. На-сыров, В. Крюков // Высшее образование в России. - 2007. -№6.-С. 8- 18.

2. Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (от 28.11.02, № 14-52-988 ин/13).

3. Сазонов, Б. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки / Б. Сазонов // Высшее образование в России. - 2008. -№11.- С. 3 - 21.

4. Сенашенко, В. Введение зачетных единиц как организационно-педагогическая проблема / В. Сенашенко, В. Кузнецов, В. Кузнецова // Высшее образование в России. - 2008. - Но 8. - С. 20 - 28.

Шутикова Маргарита Ивановна - доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной информатики Института информационных технологий Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8 (8202) 26-49-77; 8-905-296-40-76; e-mail: raisins_7@mail.ru

Чеснокова Ирина Александровна - аспирантка кафедры прикладной информатики Института информационных технологий Череповецкого государственного университета.

Shuticova, Margarita Ivanovna - Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Department of Applied Information Science, Institute of Information Technologies, Cherepovets State University.

Tel.: 8 (8202) 26-49-77; 8-905-296-40-76; e-mail: raisins_7@mail.ru

Chesnocova, Irina Alexandrovna - Postgraduate student, Department of Applied Information Science, Institute of Information Technologies, Cherepovets State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.