Научная статья на тему 'Зачетные единицы в гос нового поколения'

Зачетные единицы в гос нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1334
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зачетные единицы в гос нового поколения»

N

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

Б. САЗОНОВ, советник Федеральный институт развития образования

Н. МАКСИМОВ, профессор МГТУ им. НА. Косыгина

Е. КАРАВАЕВА, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить российской высшей школе в рамках согласованной программы действий стран-участниц Болонского процесса по созданию общего европейского пространства высшего образования, является переход к выражению трудоемкости обучения не в часах, а в зачетных единицах.

Зачетные единицы характеризуют трудоемкость образовательной программы с учетом всех её составляющих: практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др. В зарубежных образовательных системах эквивалентом российского термина «зачетная единица» является термин «кредит». Впервые кредиты были введены в университетах США в рамках процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования и диверсификации образовательных технологий.

Россия, как и другие европейские страны, присоединившиеся к Болонской декларации, ориентируется на использование зачетных единиц, размерность и назначение которых определяется документом European Credit Transfer System (ECTS), в русском варианте - «Европейская система перевода и накопления кредитов» [1].

Зачетные единицы в ГОС нового поколения

Разработка ЕСТ8 была начата в 1989 г. в рамках программы развития студенческой мобильности «Эразмус» как инструмента обеспечения признания периодов обучения студентов за границей путем перевода кредитов. В настоящее время в качестве трансферной системы ЕСТ8 применяется более чем в 30 странах и используется более чем в тысяче учреждений высшего образования.

Европейская система перевода и накопления кредитов основана на нагрузке студента, необходимой для достижения целей по программе обучения. Предпочтительно, чтобы эти цели были определены по совокупному уровню знаний и навыков (компетенций), полученных студентом в процессе обучения» [1].

ЕСТ8 не гарантирует автоматического зачета кредитов. Конкретные условия пере-зачета кредитов между двумя университетами в ЕСТ8 определяются Учебным соглашением - документом, подписываемым направляющим и принимающим университетами и студентом. Наличие Учебного соглашения обеспечивает принятие быстрых и обоснованных решений по зачету кредитов. В других случаях учебное заведение, выдающее диплом (присваивающее степень), само решает, какие кредиты учитывать по конкретным программам. При этом иногда могут особо оговариваться требования к количеству контактных часов совместной работы преподавателя и студента.

Для документирования текущих достижений студента, выезжающего для продолжения обучения в зарубежный универси-

тет, направляющий вуз выдает студенту Академическую справку ЕСТБ, имеющую стандартный формат для отражения всех учебных действий, выполненных студентом. Принимающий университет по завершении периода обучения также оформляет Академическую справку, в которой фиксирует результаты обучения. В Академической справке перечисляются освоенные модули (курсовые единицы), полученные кредиты, местные оценки и оценки по шкале ЕСТ8. Таким образом, Академическая справка ЕСТ является формой, отражающей количество и качество результатов обучения. Университетам рекомендуется использовать стандартную форму Академической справки для учета и хранения в единой компьютерной базе результатов обучения не только мобильных, но и обычных студентов, что позволит включать академические справки в унифицированное Приложение к диплому, которое будет выдаваться выпускникам.

Приложение к диплому - это дополнение, объяснительная записка,прилагаемая к диплому, выдаваемому высшим учебным заведением. Приложение к диплому, оформленное на одном из широко распространенных европейских языков, должно бесплатно выдаваться каждому студенту по окончании университета вместе с официальным дипломом.

Зачетная единица и её часовые эквиваленты

ЕСТ8 основана на принципе, что 60 кредитов соответствуют учебной нагрузке (объему учебной работы) студента дневной формы обучения в течение одного учебного года. Объем учебной работы студента в ЕСТ8 - «это реальное время, необходимое для выполнения всех запланированных видов учебной деятельности, а именно: посещения лекций, семинаров, лабораторных занятий; выполнения самостоятельной работы; подготовки проектов, диссертации; сдачи экзаменов и т.п.».

Объем учебной работы студентов по го-

довым образовательным программам во многих европейских странах варьируется в диапазоне 1500-1800 часов в год, что соответствует размерности кредита (зачетной единицы) примерно в 25-30 рабочих часов.

На практике трудоемкость конкретных образовательных программ подготовки может варьироваться в зависимости от особенностей учебного графика в конкретном вузе, типа программы (уровень, срок обучения), профиля подготовки, специальности и выбранной студентом специализации. Поэтому предварительно согласованные в рамках панъевропейского проекта TUNING принципы взаимного доверия и эквивалентности допускают возможные отклонения от усредненных показателей учебной нагрузки и продолжительности обучения [2]:

■ продолжительность учебного года -34-40 недель;

■ один кредит - 25-30 часов учебной нагрузки;

■ недельная учебная нагрузка - 40-42 часа.

С учетом этого российскую зачетную единицу в ГОС-3 предлагается определить как соответствующую 30 часам учебной работы студента, установить минимальную нормативную длительность учебного года в 40 недель, средний еженедельный объем учебной работы студента - в 45 часов при общей годовой трудоемкости изучаемых в течение учебного года дисциплин в 60 зачетных единиц. Задание в ГОС-3 нормативов объемов учебной работы студентов не в академических, а в рабочих часах в большей мере будет соответствовать складывающейся европейской практике.

В таблице 1 приведены базовые соотношения, определяющие усредненные эквиваленты показателей трудоёмкости образовательных программ, выраженные в часах и зачетных единицах, применительно к ГОС-2 и ГОС-3 (учитывается, что в ГОС-2 норматив еженедельной учебной нагрузки установлен в 54 академических часа).

В табл. 2 приведены показатели трудоёмкости образовательных программ и объемы учебной работы студентов в различных образовательных системах. Сравнение приведенных в табл. 2 показателей трудоемкости образовательных программ в предлагаемом для ГОС-3 варианте (графа 4) с аналогичными показателями для модели ЕСТ8 (графа 3) подтверждает их сопоставимость и идентичность.

Обратим внимание, что американская (табл. 2, графа 2) и европейская системы зачетных единицлегко сопоставляются друг с другом. Если опустить нюансы, то одна зачетная единица в американской системе может быть приравнена к двум зачетным единицам ЕСТ8. Таким образом, привязка нормативов трудоемкости образовательных программ в ГОС-3 к ЕСТ8 является основой интеграции российского образования не только в европейское, но в широком смысле и в мировое образовательное пространство, так как системы образования многих неевропейских стран исторически формировались под влиянием американской модели образовательной системы.

В ГОС-3 предлагается отказаться от нынешнего, явно завышенного норматива недельной студенческой нагрузки 54 ак. часа (по 9 ак. часов в день 6 дней в неделю). Противники этого предложения аргументируют свою позицию тем, что 54 ак. часа соответствуют 40,5 астрономическим часам, что даже меньше, чем, например, установленное трудовым законодательством ограничение длительности рабочей недели 41 час.

В ответ на это можно привести следующие контраргументы.

■ Трудовое законодательство устанавливает норматив предельной продолжительности рабочего дня в 8 часов, включая необходимые санитарные и технологические перерывы. На многих производствах продолжительность и частота подобных перерывов регламентируются (например, 10 минут в течение каждого часа работы). Но работодатель не может их вычитать из установленной законом нормативной дли-

тельности рабочего дня, в противном случае его продолжительность превысила бы 9 часов, что в отношении даже взрослых граждан не допускается.

■ Установленная российским законодательством норма ограничения длительности рабочей недели в 41 час, на которую ссылаются противники снижения норматива еженедельной нагрузки студентов, является одной из самых высоких в Европе, где в ряде стран нормативная длительность рабочей недели (подчеркнем - для взрослых) ограничена 36 часами.

Особо отметим, что в российском образовании норматив еженедельного объема учебной работы в 54 ак. часа установлен не только для студентов вузов, но и для студентов средних специальных учебных заведений, многие из которых моложе 18 лет. А для них продолжительность рабочего дня в соответствии с законом не должна превышать 6 часов в день.

Обратим также внимание на то, что в процитированных выше европейских документах не используются термины «академический час» и «астрономический час». Это объясняется тем, что европейские нормативы, задаваемые в рабочих часах, предполагают включение в эти часы (по крайней мере, в аудиторную их часть) и время санитарных и технологических перерывов (переход из одной аудитории в другую и т.п.).

С учетом длительности таких перерывов (в практике российских вузов - от 5 до 20 минут после очередного академического часа) можно считать, что каждый час выраженного в астрономических часах «реального времени, необходимого для выполнения всех запланированных видов учебной деятельности », по факту может быть приравнен к академическому часу, используемому в российском образовании для выражения нормативов объема учебной работы (по крайней мере, для аудиторных часов). Если с этим согласиться, то предлагаемое в табл. 2 значение норматива минимального объема недельной учеб-

Таблица 1

Базовые соотношения, определяющие часовые эквиваленты зачетной единицы

Усредненная трудоемкость одной учебной недели

1 учебный год 40 недель 60 зач. ед.

1 неделя --- 1,5 зач. ед.

Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС-2

1 неделя----------1,5 зач. ед.-----------54 ак. часа

1 зач. ед.--36 ак. часов

Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС-3 (проект)

1 неделя--------1,5 зач. ед.-------------45 часов

1 зач. ед.----------30 часов

Таблица 2

Сравнительные показатели трудоемкости бакалаврских программ и объемов учебной работы студентов в различных образовательных системах

Показатели трудоемкости США1 БСТБ РОССИЯ

(ГОС-3) (ГОС-2)

Длительность учебного года (недель), из них учебных 40 34-40 Не менее 40 Не менее 42 34

Трудоемкость учебного года (зач. ед.) 30 60 60

Недельная уч. нагрузка (часов), (ак. часов) в том числе ауд., не более 40-45 40-42 45 27 54 27

Количество часов занятий на одну зач. ед. (часов) (ак. часов) 50-60 25-30 30 36

Годовой объем учебной нагрузки (часов); (ак. часов) 1600-1800 1400-1680 1800 2268

Трудоемкость 4-летней бакалаврской программы (зач. ед.) (часов) (ак. часов) 120 6400-7200 240 5600-6720 240 7200 9072

1 Следует иметь в виду, что реальная автономия американских университетов способствует независимому от органов государственного управления развитию их образовательных систем, вследствие чего конкретные параметры организации учебного процесса в разных университетах могут существенно различаться. Поэтому говорить об общности американской модели системы зачетных единиц можно лишь с определенной степенью условности.

ной работы студентов в 45 часов, превосходящее аналогичные европейские нормативы, будет более оправданно считать завышенным, нежели заниженным.

Дополнительным аргументом в пользу возможности приравнивания «академических и астрономических» часов для аудиторных занятий может служить и то, что при определении используемого в ECTS понятия «контактный час» задан достаточно широкий интервал возможных значений: «45-60 минут учебного контакта между преподавателем и студентом». При этом в инструктивных материалах по ECTS особо подчеркивается, что «нет прямой связи между кредитами и временем взаимодействия преподавателя и студента ».

Таким образом, при задании нормативов недельного объема учебной работы студентов вузов в ГОС-3 можно вообще отказаться от практики использования самого понятия «академический час», тем более что длительность его для аудиторных занятий в российских вузах и сейчас варьируется (от 40 до 50 минут). Измерение же в академических часах внеаудиторной части студенческой нагрузки в большинстве случаев вообще не имеет смысла и практикуется лишь иногда в военных, художественных и некоторых других образовательных учреждениях, где и самостоятельная работа может выполняться в предусмотренные расписанием учебные академические часы под руководством преподавателей.

Упомянутые выше принципы взаимного доверия и эквивалентности образовательных программ, предложенные в рамках проекта TUNING, содержат еще одну важную норму: суммарные различия во времени обучения как по бакалаврским, так и по магистерским программам не должны отклоняться от усредненных более чем на 25%.

В ГОС-3 можно установить аналогичный показатель, приняв его равным, например, 5-10%. Тогда при формировании часовых графиков реализации образовательных программ вузов заданные стандартами по-

казатели нормативной трудоемкости могут переводиться из зачетных единиц в часы с учетом возможности отклонения от заданных в табл. 2 средних значений в пределах 5-10%.

Принятие рамочных нормативов сделает стандарты нового поколения гибкими и более удобными для вузов, значимо упростит процедуры контроля соответствия вузовских образовательных программ государственным образовательным стандартам.

От часов к зачетным единицам

Переход в примерных учебных планах, разработанных на основе ГОС-2, от часов к зачетным единицам может выполняться на основе методики, рекомендованной Минобразованием России [3].

В соответствии с данной методикой при расчетах трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах рекомендуется исходить из следующего. Одна зачётная единица в ГОС-2 соответствует 36 ак. часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут (табл.1). Максимальный объём учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 ак. часа, т.е. 1,5 зач. ед.

Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Одна неделя практики составляет 1,5 зач. ед.

Один семестровый экзамен выражается 1 зач. ед. (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.

В табл. 4 приведен пример расчета, выполненного по данной методике. В качестве

исходного использован фрагмент примерного учебного плана, представленный в табл. 3.

Переход от часов к зачетным единицам в примерных учебных планах, разработанных на основе ГОС-2, может выполняться также долевым методом. Суть долевого метода перехода от часов к зачетным единицам сводится к следующим положениям.

В качестве исходных для выполнения расчетов принимаются действующие учебные планы (годовые или охватывающие весь срок обучения).

Выраженная в академических часах суммарная трудоемкость дисциплин и других элементов (учебные практики, итоговая аттестация и др.) четырехлетнего учебного плана бакалаврской подготовки при дневной форме обучения приравнивается к 240 зач. ед.

Определяется доля учебных часов (приведенные часы) каждого элемента учебного плана (учебной дисциплины) в общем бюджете учебного времени. В соответствии с этими долями 240 зач. ед. распределяются между элементами учебного плана.

Таблица 3

Фрагмент примерного учебного плана подготовки бакалавра техники и технологии

(исходный учебный план)*

нормативный срок обучения - 4 года (173 уч. нед., 136 нед. зан., 25 нед. экз., 6 нед. практ.,

6 нед. итог. ат.)___________________________________________________________________________

п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) ЧАСОВ ПРИМЕРНОЕ распределение по семестрам Распре- деление экзаменов

Трудо- емкость по ГОС-2 Из них

Ауд. зан. Сам. раб. 1 2 3 4 5 6 7 8

1. Гуманитарные и социальноэкономические дисциплины 1800 8 экз.

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины 2000 8 экз.

Федеральный компонент: 1610 918 692

2.1 Математика 600 340 260 х х х х 2 экз.

2.2 Информатика 200 136 64 х х 1 экз.

2.3 Физика 460 255 205 х х х 2 экз.

2.4 Химия 250 136 114 х х 1 экз.

2.5 Экология 100 51 49 х

2.7 Национально-региональный (вузовский) компонент 200 1 экз.

2.8 Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом 190 1 экз.

3. Общепрофессиональные дисциплины 2686 11 экз.

4. Специальные дисциплины 308 3 экз.

5. Факультативные дисциплины 450

6. Практика 6 нед.

6.1 Учебная 2 нед. х

6.2 Производственная 2 нед. х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.3 Преддипломная 2 нед. х

Итоговая аттестация 6 нед.

Экзамены 25 нед. 30

* Составлен на основе примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 260700 «Технология и проектирование текстильных изделий».

Полученные дробные значения округляются до целых при условии, что сумма зачетных единиц по всем элементам учебного плана остается равной 240 зач. ед.

При таком подходе выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы -учебной дисциплины, выпускной работы, учебной практики и т. д. - указывает не

столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы.

Пример расчета, выполненного долевым методом для исходного учебного плана, приведенного в табл. 3, представлен в табл. 5.

Полученные в результате расчетов (по

Таблица 4

Пример расчета, выполненного по методике, рекомендованной Минобразованием России

п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость по ГОС-2 (ак. час.) Распре- деление экзаме- нов Трудо- емкость (зач. ед.) Расчеты по методике Минобразования России (письмо Минобразования России от 28.11.2002 №14-52-988 ин\13)

1. Гуманитарные и социальноэкономические дисциплины 1800 8 экз. 58 (1800: 36)+ (8) = 58 (зач. ед.)

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины 2000 8 экз. 63 (2000 : 36) + (8 ) = 63,6 (зач. ед.).

Федеральный компонент: 1610 6 Э КЗ. 50 (1610 : 36) + (6) = 50.7 (зач. ед.)

2.1 Математика 600 2 экз. 18 (600 : 36) + (2) = 18,7 (зач. ед.)

2.2 Информатика 200 1 экз. 7 (200 : 36) + (1 ) = 6,6 (зач. ед.)

2.3 Физика 460 2 экз. 14 (460 : 36) + (2 ) - 14,8 (зач ед)

2.4 Химия 250 1 экз. 7 (250 : 36) + (1 ) = 7,9 (зач. ед.)

2.5 Экология 100 3 (100 : 36) = 2,8 (зач. ед.)

2.7 Национально-региональный (вузовский) компонент 200 I экз. 7 (200 : 36) + (1) = 6.6 (зач. ед.)

2.8 Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом 190 1 экз. 7 (190 : 36) + (1 ) = 6,3 (зач. ед.)

3. Общепрофессиональные дисциплины 2686 11 экз. 85 (2686 : 36) + (11) - 85,6 (зач. ед.)

4. Специальные дисциплины 308 3 экз. 11 (308 : 36) + (3 ) = 11,6 (зач.ед.)

5. Факультативные дисциплины 450 12 (450 : 36) =12,5 (зач.ед.)

6. Практика 6 нед. 9 6* 1,5 = 9 (зач. ед.)

6.1 Учебная 2 нед. 2 х 1,5 = 3 (зач. ед.)

6.2 Производственная 2 кед. 2 х 1,5 = 3 (зач.ед.)

6.3 Преддипломная 2 нед. 2 х 1,5 =3 (зач.ед.)

Итоговая аттестация 6 нед. 9 6X1,5 = 9 (зач. ед.)

ИТОГО: 30 247 249,3 (зач. ед.)

Пояснения:

1. Поскольку сумма в столбце 6 превысила нормативное значение в 240 зач. ед., то для заполнения столбца 5 брались, как правило, целые меньшие значения.

2. Для строки 2.2, напротив, было взято большее значение (не 6, а 7), что позволит при разработке семестровых учебных планов разделить трудоемкость дисциплины между семестрами в соотношении 3 зач. ед. и 4 зач. ед. (4 зач. ед. в семестре, в котором предусматривается экзамен).

Те же соображения могут учитываться и в других случаях:

18 = 4+5 +4+5 (математика: 4 семестра, 2 экзамена);

14 = 5+5 + 4 (физика: 3 семестра, 2 экзамена).

Таблица 5

Пример расчета, выполненного долевым методом

п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость по ГОС-2 (а. ч.) Рас- пре- деле- ние экза- менов Приве- денная сумма академи- ческих часов Трудо- емкость (зач. ед.) Расчеты значений по столбцам 5 и 6

1. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1800 8 экз. 2088 56 (1800 + 8x36) = 2088 (а. ч.) 2088 : 37,383 = 55,85 (зач. ед.)

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины 2000 8 экз. 2288 61 (2000+ 8x36) = 2288 (а. ч.) 2288 : 37,383 = 61,2 (зач. ед.)

Федеральный компонент'. 1610 6 экз. 1826 49 (1610 + 6x36)= 1826 (а. ч.) 1826:37,383 = 48,85 (зач. ед.)

2.1 Математика 600 2 экз. 672 18 (600+ 2x36) = 672 (а. ч.) 672 : 37,383 = 17,98 (зач. ед.)

2.2 Информатика 200 1 экз. 236 7 (200 + 1 х 36) = 236 (а. ч.) 236 : 37,383 = 6,31 (зач. ед.)

2.3 Физика 460 2 экз. 532 14 (460+2х 36) = 532 (а. ч.) 532 : 37,383 = 14,23 (зач. ед.)

2.4 Химия 250 1 экз. 286 7 (250 + 1х 36) = 286 (а. ч.) 286 : 37,383 = 7,65 (зач. ед.)

2.5 Экология 100 100 3 (100) = 100 (а.ч.) 100: 37,383 = 2,68 (зач. ед.)

2.7 Национально-региональный (вузовский) компонент 200 1 экз. 236 6 (200 + 1X 36) = 236 (а. ч.) 236: 37,383 = 6,31 (зач. ед.)

2.8 Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом 190 1 экз. 226 6 (190 + 1 х 36) = 226 (а. ч.) 226 : 37,383 = 6,05 (зач. ед.)

3. Общепрофессиональные дисциплины 2686 11 экз. 3082 82 (2686 +1IX 36) = 3082 (а. ч.) 3082 : 37,383 - 82,44 (зач. ед.)

4. Специальные дисциплины 308 3 экз. 416 11 (308+3X36) = 416 (а. ч.) 416 : 37,383 = 11,13 (зач. ед.)

5. Факультативные дисциплины 450 450 12 (450) = 450 (а. ч.) 450 : 37,383 = 12,04 (зач. ед.)

6. Практика 6 нед. 324 9 6X54 = 324 (а. ч.) 324 : 37,383 = 8,67 (зач. ед.)

6.1 Учебная 2 нед. 108 3 2x54= 108 (а. ч.) 108:37,383 = 2,89 (зач. ед.)

6.2 Производственная 2 нед. 108 3 2X54= 108 (а. ч.) 108 : 37,383 = 2,89 (зач. ед.)

6.3 Преддипломная 2 нед. 108 3 2X54 = 108 (а.ч.) 108: 37,383 = 2,89 (зач. ед.)

Итоговая аттестация 6 нед. 324 9 6X54 = 324 (а. ч.) 324 : 37,383 - 8,67 (зач. ед.)

ИТОГО: 30 8972 240 8972 (а. ч.)

Долевой вес одной зачетной единицы: 8972 а.ч.: 240 зач. ед. = 37,383 а.ч./зач. ед.

методике Минобразования или долевым методом) учебные планы в зачетных единицах не зависят от того, как были или будут определены их часовые эквиваленты, и в этом смысле являются идентичными как при действующих ГОС-2, так и в будущем при ГОС-3. Заметим, что для этого более подходит план, рассчитанный долевым методом, так как он точно соответствует принципу ЕСТ8, согласно которому «60 кредитов измеряют учебную нагрузку студента дневной формы обучения в течение одного учебного года».

Для перехода от указанных в учебных планах зачетных единиц к часам учебных занятий и для их распределения между аудиторной и самостоятельной работой могут использоваться принятые в вузе стандартные, общие для всех дисциплин (или для каждой дисциплины свои) таблицы распределения зачетных единиц в часы по формам учебных занятий. Пример одного из возможных подобных распределений представлен в табл. 6.

Пересчет трудоемкости курсового модуля из зачетных единиц в выраженные в

Таблица б

Распределение трудоемкости учебных дисциплин между аудиторной и самостоятельной работой (один из возможных подходов)

1 зач. ед.

0,5 часа лекции + 1 час самостоятельных работ в неделю (подготовка реферата, графико-расчетная работа, домашние задания и др.) + другие виды учебной работы по данной дисциплине в течение семестра (экзамен, зачет)

или

1 час практических занятий1 + 0,5 часа самостоятельной работы в неделю (подготовка реферата, графико-расчетная работа, домашние задания и др.) + другие виды учебной работы по данной дисциплине в течение семестра (экзамен, зачет)

или

1 час лабораторных занятий + 0,5 часа самостоятельной работы в неделю (подготовка реферата, графико-расчетная работа, домашние задания и др.) + другие виды учебной работы по данной дисциплине в течение семестра (экзамен, зачет)

От зачетных единиц к учебной нагрузке, выраженной в часах

Переход от выраженных в учебных планах в зачетных единицах трудоемкостей конкретных семестровых дисциплин (курсовых модулей) к распределениям их по часам лекций, семинаров, лабораторных работ и т.д. должен выполняться с соблюдением установленных государственными нормативами часовых эквивалентов зачетных единиц.

часах суммарные объемы аудиторных занятий, самостоятельной работы и других видов учебной деятельности с использованием табл. 6 неоднозначен и зависит от особенностей реализации учебного процесса. Эта неоднозначность обусловливается возможными отличиями учебного графика, образовательными методиками, используемыми средствами и технологиями оценки результатов, уровнем компьютеризации технологий предъявления учебной информации и контроля результатов образова-

тельной деятельности, использованием дистанционных технологий и т.д.

Некоторые общие подходы к пересчету выраженной в зачетных единицах трудоемкости курсовых модулей в эквивалентные часы аудиторной и самостоятельно выполняемой студентом учебной работы проиллюстрируем примерами. При выполнении примеров используем соотношения между часами и зачетными единицами, предлагаемые для ГОС-3: 1 зач. ед. = 30 часам (табл.

2, графа 4).

Пример 1

Допустим, что во втором семестре суммарная трудоемкость дисциплины «Химия» (курсовой модуль «Химия-11») составляет 5 зач. ед., а дисциплины «Математика» (курсовой модуль «Математика-11») - 4 зач. ед. В табл. 7 заданы возможные параметры семестрового графика учебного времени и возможные распределения (в зач. ед. и ак. часах) суммарной семестровой трудоемкости этих курсовых модулей по формам учебных занятий: лекции (Л), семинары (С), лабораторные работы (ЛР), самостоятельная работа (СР), экзамены (Э).

Определенный в примере 1 в соответствии с табл. 6 объем самостоятельной работы студентов при изучении курсовых модулей «Химия-11» и «Математика-11» составил по 4,5 часа в неделю. Обычной для зарубежных университетов является практика, когда для контроля текущей самостоятельной работы студентов ответственным за это преподавателям выделяется аудитория. Время обязательной еженедельной работы преподавателя со студентами в выделенной аудитории, какправило, составляет 40% от планового фонда времени самостоятельной работы студента по соответствующей дисциплине. Таким образом, преподавателям для контроля самостоятельной работы студентов по курсовым дисциплинам «Химия-II» и «Математика-11» будут выделены аудитории из расчета 2 часа в неделю, и они будут должны в них присутствовать и рабо-

тать с той же степенью обязательности, как на лекциях и других занятиях.

Пример 2

В вузе с организацией учебного процесса в системе зачетных единиц преподаватель, имея право самостоятельно выбрать методику преподавания своей дисциплины (допустим, это дисциплина «История искусств» трудоемкостью 5 зач. ед.), может в начале семестра в течение недели прочитать несколько установочных лекций по истории западноевропейского искусства, после чего поручит студентам под контролем своих ассистентов выполнение блока самостоятельной работы, предусматривающей изучение первоисточников в библиотеках, работу в музеях, составление творческого отчета и т.п. Через три-четыре недели профессор прочитает несколько лекций по следующему крупному разделу курса и поручит студентам выполнение следующего блока самостоятельной работы и т.д. Естественно, что при такой технологии структура учебных занятий по дисциплине не будет соответствовать пропорциям, установленным для традиционной педагогической технологии в табл. 6. Какой же показатель позволит в рассматриваемом случае определить, что суммарная трудоемкость дисциплины соответствует выделенным на неё в учебном плане 5 зач. ед.? Таким показателем является объем суммарной семестровой учебной работы студента по данной дисциплине, который в рассматриваемом случае должен составлять 150 часов в семестр. Для того чтобы получить разрешение на реализацию описанной технологии преподавания дисциплины, профессор должен представить в учебный отдел на согласование и утверждение предварительно одобренный кафедрой развернутый часовой баланс затрат времени студента на учебную работу, соответствующий её плановой трудоемкости, в рассматриваемом случае -150 часам.

Подчеркнем, что обязательное планирование содержания самостоятельной ра-

Таблица 7

Семестровый график учебного времени Недель Ак. часов Зач. ед.

Еженедельная уч. нагрузка студента 45 1,5

Трудоемкость семестра, в том числе: 20 900 30

учебные недели 16 720 24

зачетная неделя 1 45 1.5

экзаменационные недели 3 135 4,5

Обозначения типов учебных занятий и измерители их трудоемкости

Л Лекции

Количество ак. часов занятий в неделю С Семинары

ЛР Лаб. работы

СР Самост. работа

Семестровая трудоемкость экзамена, включая время на подготовку к нему (зач. ед., часы)______

Экзамены

Название Семестровая трудоемкость Л:С:ЛР:СР (а.ч./нед.) Э (зач. ед.) Расчеты,

дисциплины (зач. ед.) (а.ч.) примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Математика -II 4 120 2:1:0:4,5 0 Здесь и далее еженедельный объем самостоятельной работы определен в соответствии с табл. 6: (2+1+4,5)* 16= 120 (а.ч.) 120/30=4 (з.е.) Экзамен проводится в тестовой форме в часы, предусмотренные на изучение дисциплины (120 а. ч.).

Химия-Н 5 150 2:0:1:4,5 1 Экзамен проводится в традиционной форме с выделением трех дней на подготовку (1 зач. ед.) (2+1 +4,5)х 16= 120 (а. ч.) 120+30=150 а. ч.

боты студентов, дифференциация ее объема по формам учебных занятий, принципиальная возможность варьирования соотношения между часами аудиторной и самостоятельной работы по учебным дисциплинам в зависимости от применяемой преподавателем педагогической методики, регулярный контроль выполнения заданий для

самостоятельной работы - все это составляет важную особенность системы зачетных единиц.

В практике зарубежного высшего образования ответственность за обеспечение соответствия выраженной в кредитах трудоемкости учебных модулей учебной нагрузке студентов в часах, какправило, возлага-

ется на университеты, самостоятельно устанавливающие необходимые внутренние регламенты и правила. Для согласования внутренних регламентов при реализации студенческой мобильности в рамках ЕСТ8 разработан специальный документ Учебное соглашение между университетом, направляющим студента на обучение, и университетом принимающим. Главным предметом Учебного соглашения, как уже отмечалось, является выявление различий в подходах, используемых при расчетах реального объема учебной работы студентов.

Для обеспечения унификации подходов к расчету объема учебной работы студентов в российских университетах при введении ГОС-3 от органа управления высшим образованием потребуется разработка специальных типовых рекомендаций. При этом целесообразно ориентироваться на положения базовой модели для определения нагрузки студентов, разработанной в рамках университетского проекта «Настройка образовательных структур в Европе » [4]. Модель предусматривает четыре составляющих, которые применительно к российским условиям кратко могут быть охарактеризованы следующим образом [1].

1. Применение модулей (курсовых модулей)

Образовательные программы имеют модульную структуру. Каждый курсовой модуль(курсовая единица,семестровая дисциплина)характеризуется трудоемкостью, выраженной в зачетных единицах и измеряемой соответствующим количеством часов учебной нагрузки. Например, если в соответствии с табл. 2 одной зачетной единице в ГОС-3 будут соответствовать 30 часов нагрузки, то освоение курсового модуля трудоемкостью 5 зач. ед. предполагает выполнение студентом учебной работы объемом 150 часов. Изучение дисциплины «Математика» общей трудоемкостью 18 зачетных единиц (табл. 5) предполагает выполне-

ние студентом суммарной учебной нагрузки объемом 540 часов. Если эту дисциплину в соответствии с учебным планом предполагается изучить за четыре семестра (табл. 3), то она может быть разбита на 4 курсовых модуля объемом, например, 4, 5, 4 и 5 зач. ед. Соответственно суммарная учебная нагрузка дисциплины «Математика» в 540 часов распределится между семестрами в соотношении 120, 150, 120 и 150 часов.

2. Расчет нагрузки студента

Каждый курсовой модуль предполагает выполнение учащимися образовательных действий, для определения которых существенны следующие аспекты:

• типы учебных занятий: лекция, семинар, исследовательский семинар, практический семинар, лабораторная работа, консультация, самостоятельное обучение, самостоятельное обучение под руководством, практика, полевая работа, подготовка проекта и т.д.;

• типы учебных действий: посещение лекций и других аудиторных занятий; выполнение специальных заданий; написание курсовых работ; отработка технических и лабораторных навыков; подготовка отчетов о практике; изучение литературы; подготовка тезисов; обучение конструктивной критике работ, выполненных другими; ведение встреч; участие в контрольных и оценочных мероприятиях и т.п.;

• типыоценки: устный экзамен, письменный экзамен, устная презентация, тестирование, текущее (непрерывное) оценивание и др. [1].

Преподаватели самостоятельно (под контролем кафедры) разрабатывают педагогическую технологию изучения курсового модуля, предусматривающую реализацию определенных типов учебных занятий, учебных действий и оценок, рассчитывают время, необходимое для выполнения каждого вида деятельности. Рабочая нагрузка, выраженная во времени, должна

совпадать с трудоемкостью курсового модуля в зачетных единицах.

При разработке стратегии наилучшего использования учебного времени и применении современных педагогических технологий важно соблюдать ряд ограничений и условий.

Ограничение 1. Любая образовательная технология допустима лишь при условии, что она обеспечивает достижение предусмотренных учебной программой образовательных целей, требуемую полноту и необходимый уровень освоения учебного материала.

По этому поводу часто задают вопрос: «А как установить соответствие результатов обучения заявленным в программе целям?». Зафиксированное в европейских документах мнение на этот счет сводится к следующему утверждению: «Университеты и другие высшие учебные заведения ... являются компетентными учреждениями для определения и оценки результатов обучения, и они же могут подтвердить кредиты как обучающимся студентам очного отделения, так и нетрадиционным учащимся, желающим получить признание своих знаний и навыков, приобретенных вне стен учебного заведения» [1].

Ограничение 2. Совершенствование образовательных технологий и педагогических методик не может иметь целью сокращение устанавливаемых государственными требованиями нормативных сроков освоения образовательных программ. Оно должно служить повышению эффективности учебного процесса, включая преподавательский труд, достижению более глубокого освоения знаний, умений и навыков, устойчивых результатов в формировании общих и специальных компетенций будущего специалиста.

3. Проверка рабочей нагрузки посредством её оценки студентами.

На практике могут использоваться различные методы проверки правильности определения студенческой нагрузки, но наиболее распространенным является метод, основанный на использовании вопросников, отражающих мнение студентов в ходе учебного процесса либо по завершении изучения модуля.

4. Регулирование нагрузки при выполнении учебных программ.

Осуществляется в двух формах, которые призваны помочь в принятии решений по изменению студенческой нагрузки. Первая форма предназначена для преподавателя. В ней преподаватель планирует образовательный модуль и подсчитывает количество часов работы студента. Во второй форме студенты указывают фактическое время, потраченное на выполнение учебных действий по освоению модуля, что дает возможность проверить соответствие реальной нагрузки расчетной.

В случаях, когда проверка показывает, что рассчитанная преподавателем нагрузка не соответствует действительной, необходимо её отрегулировать путем изменения нагрузки либо корректировки выраженной в кредитах трудоемкости курсового модуля.

Литература

1. Европейская система перевода и накопле-

ния кредитов и приложение к диплому.

Проект. - Брюссель, 2004.

2. Болонский процесс: поиск общности ев-

ропейских систем высшего образования

(Проект Tuning) / Под ред. В.И. Байденко.

- М., 2006.

3. Пи сьмо Минобразования России от

28.11.2002 №14-52-988 ин\13.

4. См.: http://europa.eu.comm/education/

Tuning.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.