Научная статья на тему 'Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы'

Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1995
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы»

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИИ

j

Ю. БАБИЧЕВ, профессор В. ПЕТРОВ, профессор, проректор Московский государственный горный университет

Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы

Введение

Одной из задач, актуальных для большинства стран - участниц Болонского процесса, станет переход на зачетные единицы (кредиты) на базе Европейской системы накопления и перевода зачетных единиц (ECTS - European Credit Transfer System) и общеевропейское Приложение к дипломам (Diploma Supplement). Применение этих инструментов как на национальном, так и на международном уровнях является необходимым условием и одновременно эффективным способом формирования открытого общеевропейского образовательного пространства. При этом зачетные единицы характеризуют трудоемкость освоения студентом образовательной программы. Установление количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ предоставляет студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, позволяет внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создает условия для совершенствования и диверсификации образовательных технологий.

Используемые в различных странах мира системы кредитов отличаются не только спецификой своего назначения, но и подходами к определению «кредита». В связи с этим России необходимо определиться с подходами к определению собственной системы зачетных единиц, учитывающей как достижения отечественной высшей школы (фундаментальность и систематичность), так и зарубежный опыт. Такая работа ак-

тивно проводилась сформированной в 2006 г. Министерством образования и науки РФ рабочей группой, в которую вошли представители вузов, имеющих опыт международного сотрудничества и использования зачетных единиц [1].

Важность разработки отечественной системы зачетных единиц обусловлена необходимостью решения следующих задач:

• реализация воспитательных целей в контексте академической свободы студента;

• сопоставление учебных планов с планами зарубежных вузов при включенном обучении или учебных стажировках;

• определение баланса обязательных дисциплин и дисциплин по выбору, соотношения аудиторной и самостоятельной нагрузки студента, форм контроля и оценки знания на основе балльно-рейтинговой системы.

Рабочей группой была разработана методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах. В ходе эксперимента вузами апробированы различные варианты примерных положений об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц. В этих положениях приводится понятие кредит (зачетная единица ).

Количество кредитных единиц - это, главным образом, численный показатель, присваиваемый отдельному учебному курсу и определяющий его вклад в общую учебную нагрузку студентов, притом что годичная учебная нагрузка студента при дневной форме обучения приравнивается к 60 кре-

дитам. Таким образом, кредитная система нужна для того, чтобы обозначить объем учебной нагрузки, временные затраты, необходимые для освоения того или иного курса или учебной программы в целом. При этом единица измерения трудозатрат студента на образовательный процесс в соответствии с ECTS должна учитывать только время, потраченное на изучение курса. В кредитных системах, разработанных в ряде российских вузов, предлагается при назначении кредитной трудоемкости отдельных дисциплин учитывать также сложность дисциплины и другие факторы, существенно влияющие на трудоемкость её изучения.

В ECTS термин «учебное время» является синонимом термина «рабочее время студента».

Учебное время (учебная нагрузка) складывается из нескольких составляющих:

• собственно аудиторной нагрузки, которая составляет примерно 50% от общего объема учебного времени (в ГОС второго поколения);

• времени на СРС, где на каждый лекционный час должно приходиться примерно 1,5 часа самостоятельной работы (в ГОС второго поколения);

• времени, необходимого на чтение литературы, рекомендованной по курсу, и составление конспектов;

• времени, требуемого на подготовку письменных работ;

• времени, отводимого на подготовку к экзаменам [2].

Следует обратить внимание на оценочный характер количественной характеристики трудоемкости каждой составляющей. Поэтому для выработки единообразного подхода в 2002 г. Министерство образования РФ рекомендовало «Методику расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах». При расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах

по этой методике необходимо исходить из следующего.

1. Одна зачётная единица соответствует 36 ак. часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 ак. часа, т. е. 1,5 зач. ед.

3. Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоёмкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

4. Одна неделя практики выражается 1,5 зач. ед.

5. Один семестровый экзамен выражается 1 зач. ед. (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

6. Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зач. ед. [3].

Несмотря на простоту приведенных соотношений, пересчет трудоемкости образовательных программ из выраженных в часах суммарных объемов аудиторных, самостоятельных и других видов учебной деятельности в зачетные единицы неоднозначен и зависит от особенностей организации учебного процесса и образовательных технологий, реализуемых в конкретных университетах в рамках предоставленных им академических свобод. Эта неоднозначность обусловлена возможными отличиями учебного графика, образовательными методиками, используемыми средствами и технологиями оценки результатов, уровнем компьютеризации технологий предъявления учебной информации и контроля результатов образовательной деятельности.

Наибольшую сложность для составления учебных планов и планирования учебного процесса представляет определение соотношений аудиторной и самостоятель-

ной работы студента по каждой дисциплине. До сих пор нет обоснованной методики расчета трудоемкости учебной работы, включающей все виды трудозатрат обучающегося. В статье предлагается одна из возможных методик определения трудозатрат студента на примере одной из дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин для технических вузов.

Общие подходы и принципы определения трудоемкости учебной работы студентов

Анализ доступных публикаций показал, что вопросы определения трудозатрат студентов по освоению основных образовательных программ до сих пор практически не рассматривались; не разработаны и соответствующие подходы и принципы. Для их определения необходимо изучить различные виды учебной нагрузки как по каждой отдельной дисциплине, так и по всем циклам дисциплин (включая практики и итоговую аттестацию). Это позволит обоснованно составлять учебные планы, а главное - безболезненно перейти от традиционной системы обучения к кредитно-мо-дульной.

В технических вузах РФ сформировались следующие виды учебной нагрузки студентов по отдельному курсу (дисциплине).

1. Аудиторные занятия (по стабильному расписанию):

• лекции;

• практические занятия (семинары, коллоквиумы);

• практикумы (лабораторные работы).

2. Внеаудиторные занятия (вне сетки расписания):

• индивидуальные консультации у лектора и преподавателей;

• работа в библиотеке, лаборатории, компьютерных классах (в том числе с использованием Интернета и Интранета);

• текущий и рубежный контроль знаний (тестирование, защита курсовых проектов/ работ, защита практикумов, выполнение контрольных работ и т.п.);

• сдача экзамена/зачета.

3. Самостоятельная работа вне вуза:

• проработка учебных материалов аудиторных занятий;

• подготовка к семинарам (коллоквиумам), практикумам;

• работа над учебными заданиями (самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины по учебной литературе, электронным изданиям и по Интернет-ресурсам, решение задач, оформление отчетов по практикумам и т.п.);

• реферативная работа;

• выполнение курсовых проектов/работ, их оформление и подготовка к защите;

• подготовка к экзамену/зачету.

Объем самостоятельной работы и ее

дифференциация по формам учебных занятий, а также соотношение между часами аудиторной и самостоятельной работы по каждой учебной дисциплине существенно зависят от применяемой преподавателем педагогической методики, характера самой дисциплины (гуманитарная, естественнонаучная, общепрофессиональная или специальная), а также степени использования современных информационных образовательных технологий. Кроме того, в течение учебного семестра еженедельный объем самостоятельной работы не остается неизменным. Например, в начале семестра, когда учебный материал еще не «начитан», самостоятельная работа состоит в основном в проработке материала учебных занятий и работе с учебно-методическими пособиями. По мере изучения все большего объема учебного материала самостоятельная работа и аудиторная работа становятся примерно одинаковыми по объему, но уже в конце семестра первая может существенно превышать вторую.

На рис. 1 представлена упрощенная модель относительного распределения учебного времени студента по отдельной дисциплине в течение семестра. Наглядно показано, что по мере начитывания учебного материала возрастает и доля самостоятельной работы, затем кроме аудиторной появ-

учебные недели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 А.

Аттестация

50% -■

100% -•

самостоятельная работа

.. 100% ■■ 50% 0%

Рис. 1. Упрощенная модель изменения соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов в течение семестра

ляется и внеаудиторная работа с преподавателем (работа в библиотеке, дисплейном классе вне расписания, консультации), а на заключительном этапе (последние 4-5 недель) постепенно возрастает доля самостоятельной работы (курсовые проекты и работы, подготовка к итоговой аттестации по дисциплине).

Конечно, приведенная на рис. 1 зависимость является условной. Очевидно, что если дисциплина читается в двух семестрах, то вид этой модели будет другим. Тем не менее она качественно отражает соотношения трудозатрат между аудиторной и самостоятельной работой студентов.

16

Еще сложнее определить объем самостоятельной работы количественно - в часах. Например, для дисциплины «Электротехника и электроника », читаемой для студентов технических вузов и входящей в цикл общепрофессиональных дисциплин, изменение соотношения между самостоятельной и аудиторной работой в течение семестра, выраженное в часах, выглядит примерно так, какпоказано на ршс. 2. (Здесь приведено примерное учебное время студента со средним уровнем начальной подготовки (по математике и физике). Для студентов с хорошим уровнем начальной подготовки время самостоятельной работы

10

и

8 9 10 Учебные недели

14

12

8

6

4

2

0

Рис. 2. Приближенное изменение соотношения между аудиторной и самостоятельной работой студентов в течение семестра по дисциплине «Электротехника и электроника»

следует уменьшить на 2-3 час /нед., а время внеаудиторной работы на 1-2 час/нед. Трудозатраты соответствуют освоению дисциплины в полном объеме (на оценку «хорошо»). Численные значения получены из более чем десятилетнего опыта преподавательской работы по дисциплине «Электротехника и электроника» в МГГУ для студентов специальности 090400 - «Шахтное и подземное строительство »).

Содержание каждой учебной дисциплины ориентировано на конкретную технологию преподавания и комплект учебно-методических материалов и оценочных средств, разработанных для поддержки ее изучения. Оно определяет ее учебные цели, роль в формировании компетенций специалиста, задачи приобретения знаний и навыков, программу и соотношение объемов теоретической и практической подготовки, распределение по неделям семестра лекционных и практических занятий и включает подробный семестровый план-график СРС.

Но независимо от учебной дисциплины недельный бюджет учебного времени студента в ГОС-2 регламентирован и не может превышать 54 ак. часа, что соответствует 40,5 астрономическим часам. Поэтому учебные планы должны формироваться с учетом этого бюджета или иного, который будет принят для ГОС-3. Учитывая асинхрон-ность изучения отдельных дисциплин в кре-дитно-модульной системе образования и существенную свободу выбора студентами различных дисциплин, составить учебные планы, которые точно уложатся в бюджет учебного времени проблематично. Выход нам видится в некоторой вариативности еженедельного общего объема учебной нагрузки студента, когда аудиторная и самостоятельная нагрузки определяются не конкретными часами, а диапазоном часов. Например, аудиторная нагрузка по расписанию может составлять 24-30 часов, самостоятельная работа - 30-24 часа. При этом число кредитов определяется не часами (аудиторной и самостоятельной работы), а той долей, которую присваивают

отдельной дисциплине и которая определяет её вклад в общую учебную нагрузку студентов. Это позволит предоставить всем студентам равные условия для накопления нужной суммы зачетных единиц (кредитов).

Методика определения трудоемкости самостоятельной работы студентов

В качестве примера рассмотрим дисциплину цикла общепрофессиональных дисциплин «Электротехника и электроника» для подготовки специалистов с высшим образованием по направлению 130400 -Горное дело (для группы специальностей 130401-130408).

Исходные данные

Технология преподавания: традиционная с использованием современных информационных (компьютеризированных) средств.

Учебно-методические материалы:

учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, методические указания, справочная инормативная литература, электронные издания учебного назначения (учебник, практикумы, виртуальные лабораторные работы).

Оценочные средства,, используемые в ходе изучения дисциплины: система тестов первого уровня (допуск к занятиям), контрольные работы, коллоквиумы по трем частям дисциплины, система домашних рас-четно-графических заданий, экзаменационные задачи и экзаменационные вопросы.

Учебные цели дисциплины:

1) обеспечить электротехническую подготовку выпускников вуза, разрабатывающих и внедряющих технологические процессы, технологическое оборудование и технологическую оснастку, средства автоматизации и механизации;

2) обеспечить общую профессиональную подготовку, развитие творческих способностей, умение творчески применять и самостоятельно приобретать знания.

Задачи приобретения знаний и навыков.

• Изучить:

- основные закономерности функционирования различных электротехнических и электронных элементов, устройств и систем, их физических и математических моделей;

- конструкции, принципы действия, рабочие и эксплуатационные характеристики электромагнитных и электромеханических элементов и устройств;

- способы представления, преобразования и передачи сигналов;

- принципы функционирования, параметры и области применения основных типов полупроводниковых приборов и выполненных на их основе электронных устройств.

• Знать:

- свойства электрических цепей и методы их расчёта;

- методы и средства измерений электромагнитных и электромеханических параметров элементов и устройств технологического оборудования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методы анализа электромагнитных явлений, наблюдаемых в электрических машинах различных типов;

- принципы выбора электрических машин для привода горных, транспортных и стационарных машин;

- основные эксплуатационные характеристики электроприводов постоянного и переменного тока горных машин и механизмов;

- основы электробезопасности и электроснабжения горных предприятий.

• Уметь применять:

- методы анализа процессов в электрических цепях;

- аналитические и экспериментальные методы для определения параметров (характеристик) электрических, электромеханических и электронных приборов и устройств;

- универсальные компьютерные пакеты программ для расчета параметров, мо-

делирования и исследования электротехнических и электронных цепей и устройств (например, MathCAD, MATLAB, Electronics Workbench и др.).

Программой дисциплины предусмотрены:

объем и виды учебной работы (дисциплина изучается в одном 17-недельном семестре и завершается экзаменом; аудиторные занятия - 85 час., в том числе лекции - 51 час., практические занятия - 17 час., лабораторные работы - 17 час.; самостоятельная работа студентов - 85 час., в том числе 30 час. на расчетно-графические работы-задания);

содержание дисциплины (разделы дисциплины и виды занятий по ним; содержание семи разделов);

практикумы (8 практических занятий, 7 лабораторных работ, 3 расчетно-гра-фических задания);

самостоятельная работа;

s учебно-методическое обеспечение;

s материально-техническое обеспечение;

s общие методические рекомендации по изучению дисциплины.

План-график СРС, представленный в табл. 1, привязан к учебному графику изучения дисциплины.

В табл. 1 полужирным шрифтом выделены часы, установленные в соответствии с ГОС и программой дисциплины.

Кроме аудиторных занятий по основному расписанию предусматриваются «внеаудиторные » занятия по расписанию кафедры (предполагают выделение аудитории, как правило, компьютерного класса для консультаций, контроля знаний студентов, самостоятельной работы студентов в присутствии преподавателя-консультанта). Время обязательной работы преподавателя со студентами в выделенной аудитории составляет 20-25% от планового фонда времени СРС по дисциплине (Б.А. Сазонов рекомендует примерно 40% [2]).

План-график СРС составлен с учетом общего объема учебного времени студен-

Таблица 1

Учебные недели

занятий / Виды самостоятельной работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 Всего

Лекции 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 2 50

Практические занятия 2 2 2 2 2 2 2 2 16

Лабораторные занятия 2 2 2 2 2 2 2 2 16

Работа в компьютерном классе 2 2 2 2 2 2 2 2 16

Консультации по дисц.*' 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 18

Всего аудиторных занятий 82

План-г рафик самостоятельной работы студентов

Проработка материалов аудиторных занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16

Подготовка к занятиям 1 1 1 1 1 1 1 7

Работа над заданиями**' 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30

Реферативная работа 1 1 1 1 4

Подготовка к контрольным работам, коллоквиумам, защите работ 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 23

Подготовка к экзамену 1 1 1 1 1 5

Всего самостоятельной работы 1 4 4 5 5 5 5 5 5 6 6 6 7 6 6 6 3 85

Посещаются студентами по мере необходимости. **' В том числе работа в компьютерном классе.

та, составляющего 54 ак. часа в неделю, или 1,5 зач. ед., которые делятся между всеми изучаемыми дисциплинами в данном семестре в соответствии с их долевым вкладом в подготовку студентов.

Приведенные цели и задачи дисциплины «Электротехника и электроника » были сформулированы в ГОС второго поколения и отражены в утвержденной Минобразованием России «Примерной программе по дисциплине «Электротехника и электроника» для подготовки студентов технических вузов ».

Особенности перехода к компетентностной модели

При переходе на компетентностью модели образования придется соответству-

ющим образом переформулировать цели и задачи как отдельной дисциплины, так и каждого цикла дисциплин, а также основной образовательной программы в целом (для каждой специальности и каждого направления). При этом профессиональные (в европейской образовательной традиции их называют «предметные») компетенции определят описания квалификаций (степеней), а также окажут влияние на учебные планы и программы для обоих уровней высшего образования [4]. В понятие компетенций и навыков включаются знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к

конкретным ситуациям), знание,как быть (ценности как неотъемлемая составляющая жизни с другими в социальном контексте). Таким образом, компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственности), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать [Там же].

Компетентностный подход требует не только переориентации на студентоцентри-рованный характер образовательного процесса, но и использования ЕСТБ и модульных технологий организации образовательного процесса. Об использовании ЕСТ было сказано выше, а относительно модулей следует принять во внимание свидетельство европейских ученых о том, что в Европе не выработано каких бы то ни было общепринятых подходов в части модуляризации. Существует множество различных концептуальных и методических интерпретаций модулей: от определения в качестве модуля каждой отдельной организационный формы (лекции, семинара) и дидактической единицы до весьма развитых и сложных модульных систем с междисциплинарными элементами.

Различают модульную организацию учебного года и модуляризацию содержания образовательного процесса. Как тематически и по времени завершенная учебная единица модуль включает в себя: цели и содержание образования; результаты образования; формы (методы, технологии) преподавания и учебной деятельности обучающихся; организационные формы образовательного процесса; частоту преподавания модуля; соотношение контактных часов и самостоятельной работы студентов; продолжительность в часах; трудозатраты (в ECTS); уровни достижений; инструментарий и критерии оценивания [Там же].

Независимо от типа модуляризации любая дисциплина учебного плана является элементом образовательного процесса, которому присущи те или иные из перечис-

ленных выше признаков. С их учетом формулируются цели и задачи дисциплины, а также определяется учебное время студентов (трудозатраты для освоения отдельной дисциплины).

Ориентация стандартов и учебных планов (образовательных программ) на результаты образования делает сравнимыми и прозрачными только квалификации, содержание же образования, в том числе и по отдельной дисциплине, от вуза к вузу при подготовке по одной и той же специальности (предметной области) может разительно отличаться. Поэтому каждый вуз может определять трудозатраты студентов на освоение отдельной дисциплины самостоятельно.

Например, для дисциплины «Электротехника и электроника» (изучается в основном на первом-третьем, то есть на младших курсах) компетенции (относящиеся, по терминологии В.И. Байденко, к первому циклу, характеризующему квалификации выпускников) можно сформулировать следующим образом.

В результате изучения дисциплины студенты:

• должны уметь демонстрировать знание основных законов электротехники и показывать понимание процессов, происходящих в электрических цепях, в электротехнических и электронных устройствах;

• могут применять свои знания в области электротехники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации;

• должны выработать навыки использования аналитических и экспериментальных методов для определения параметров (характеристик)электрических,электро-механических и электронных приборов и устройств;

• должны освоить универсальные компьютерные пакеты программ для расчета параметров, моделирования и исследования электротехнических и электрон-

ных цепей и устройств (например, MathCAD, MATLAB, Electronics Workbench и др.).

При таких формулировках компетенций очевидно, что содержание данной дисциплины может быть определено каждым вузом по-своему. Это значит, что могут быть и разные программы, и разные трудоемкости их изучения. Поэтому определение трудозатрат студентов на освоение основной образовательной программы, в том числе и по отдельной дисциплине, не является однозначным. Тем более неоднозначно соотношение контактных часов и самостоятельной работы студентов, продолжительность изучения в часах и трудозатраты (в ECTS). Вместе с тем можно предложить подходы, принципы и методику для определения трудоемкости СРС по отдельной дисциплине, что и предпринято в настоящей работе.

Постановка задачи

1) В рамках подготовительных работ по разработке, утверждению и введению в действие ГОС ВПО третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода, и системы зачетных единиц разработать методику определения трудоемкости СРС по отдельной дисциплине для формирования учебных планов вузов высшего профессионального образования.

2) Разработанную методику использовать при «Формировании методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в профессиональном образовании Российской Федерации» [5].

Принятая модель учебного процесса

(по отношению к СРС)

Предусматривается управление(руководство) СРС со стороны лектора и преподавателей, участвующих в практикумах, как по содержанию (разделам, частям дисциплины, дисциплине в целом), так и по времени в процессе изучения (еженедельно, ежемесячно, по семестрам, если дисциплина изучается более чем в одном семестре).

Предусматривается контроль СРС: те-

кущий (как правило, каждую неделю), рубежный по разделам и частям дисциплины (как правило, каждый месяц или раз в два месяца), итоговый по семестрам и по дисциплине в целом.

Учебный процесс ведется по шестидневной учебной неделе и по 9 ак. часов в день, то есть исходя из 54 ак. часов учебной работы студентов в неделю. При этом предполагается пятидневная учебная неделя в вузе и один день самостоятельной работы. Рассматриваются следующие три варианта недельного бюджета учебного времени студентов (в ак. часах).

A) 4 дня по 6 часов в день аудиторной и

3 часа самостоятельной работы; один день

4 часа аудиторной и 5 часов самостоятельной работы; один день самостоятельной работы по 8 часов. Итого: 28 час/нед. аудиторная работа + 26 час/нед. самостоятельная работа.

Б) 4 дня по 6 часов в день аудиторных занятий и 3 часа самостоятельной работы; один день 2 часа аудиторных и 7 часов самостоятельной работы; один день самостоятельной работы по 9 часов. Итого: 26 час/ нед. аудиторная работа + 28 час/нед. самостоятельная работа.

B) 4 дня по 5 часов в день аудиторных занятий и 4 часа самостоятельной работы; один день 4 часа аудиторных и 5 часов самостоятельной работы; один день самостоятельной работы по 9 часов. Итого: 24 час/ нед. аудиторная работа + 30 час/нед. самостоятельная работа.

Примечание:

1)во всех вариантах аудиторную и самостоятельную работу допускается изменять в пределах ± 2 час/ нед.;

2) самостоятельная работа включает в себя «внеаудиторную » работу студентов (в библиотеке, дисплейном классе, лаборатории вне основного расписания, а также посещение консультаций).

Принятый примерный семестровый график изменения объема СРС

Принимается примерный семестровый

график изменения всего объема (выраженного в ак. часах) самостоятельной работы по всем изучаемым студентом дисциплинам. Вид этого графика одинаков для всех трех вариантов, но отличается соотношением аудиторной и самостоятельной работы. Пример графика для варианта (б) приведен на рис. 3. Здесь одна неделя «И» выделяется для итогового контроля знаний студентов (в зачетную или в экзаменационную сессию).

• самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям и Интернет-ресурсам);

• практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, тестам, экзаменам);

• выполнение курсовых работ (проектов);

• выполнение расчетно-графических (домашних) заданий;

• реферативная работа;

учебные недели

0

6

12

18

0 24

6 - ак.

12 - час

18 -

24 -

ак. час

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 И

ак. час

48

36

24

.- 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Рис. 3. Приближенное изменение ау студентов в течение

Этот график используется для корректировки представленных читающими кафедрами планов-графиков самостоятельной работы по отдельным дисциплинам, чтобы суммарный их объем не выходил за рамки бюджета учебного времени студентов (54 ак. час/ нед.).

Принятое содержание самостоятельной работы

• подготовка к занятиям;

• проработка учебного материала лекционных, практических(семинарских)за-нятий;

диторной и самостоятельной работы семестра (вариант б)

• оформление отчетов по лабораторным и практическим работам;

• подготовка к защите лабораторных, домашних и курсовых работ (проектов).

Общая последовательность решаемых задач

1. В зависимости от учебного времени, выделяемого учебным планом на изучение отдельной дисциплины, определяется её содержание (составляется учебная программа дисциплины) и выявляются виды СРС.

2. Для каждого вида самостоятельной работы определяется трудоемкость и со-

ставляется общий план-график учебной работы (аудиторной и самостоятельной) по дисциплине.

3. В зависимости от набора дисциплин, установленных учебным планом и выбранных студентом в семестре, а также на основании представленных планов-графиков учебной работы по отдельным дисциплинам корректируются общие планы-графики и объемы ССРС в учебном семестре.

Алгоритм расчета трудоемкости самостоятельной работы студентов по отдельной дисциплине

1. Объем дисциплины в зачетных единицах определяется в ГОС по направлению, если дисциплина изучается обязательно (как из группы строго последовательных, так и из группы не строго последовательных), УМО или вузом для остальных дисциплин.

2. Соотношение аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы дисциплины определяется УМО или вузом.

3. График изучения (дисциплина уже включена в индивидуальный план студента) и трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине в часах или долях зачетных единиц устанавливают кафедры, читающие дисциплину.

4. Содержание самостоятельной работы по дисциплине устанавливают преподаватели, читающие дисциплину. (Примерное соответствие аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы студентов за семестр в зависимости от трудоемкости дисциплины приведено в табл. 2.)

В таблице учтено, что в современных учебных планах нет дисциплин с объемом учебной работы меньше 40 час. Поскольку зачетная единица приравнивается к 36 ак. часам, то наименьший (теоретически) объем может быть 1 зач. ед., то есть 36 ак. часов.

В рамках компетентностной модели построения учебного процесса, где результаты обучения на первом месте, а содержание на втором, удельный вес каждой дис-

циплины устанавливается её вкладом в конечные результаты обучения. Поэтому дисциплина с объемом учебной работы меньше 2 зач. ед. не может закончиться экзаменом; такие дисциплины рассматриваются только теоретически. Практический интерес, по-нашему мнению, представляют лишь дисциплины, вносящие ощутимый вклад в подготовку специалистов, и этот вклад не может оцениваться меньше чем в 3,0-4,0 зач. ед. Дисциплины, формирующие профиль, специальность или специализацию выпускника, не могут оцениваться меньше чем 5,0 зач. ед. Поэтому табл. 2 имеет три группы столбцов, разделенных пунктирными линиями, соответствующими указанным дисциплинам.

В таблице предполагается, что трудоемкость всех внеаудиторных занятий включается в соответствующую трудоемкость СРС и не увеличивает учебную работу студента.

Например, «работа в библиотеке» предназначена для самостоятельного изучения отдельных разделов, выполнения заданий, реферативной работы и т.п. «Работа в компьютерном классе » - для самостоятельного изучения отдельных разделов по электронным изданиям и Интернет-ресурсам, для расчетной работы по заданиям, выполнения курсовых работ и проектов, виртуальных лабораторных работ и т.п. «Работа в лаборатории» - для самостоятельного выполнения заданий экспериментального характера, исследовательской работы, выполнения курсовых работ и т.п.

Важнейшим вопросом определения трудоемкости является соотношение объемов аудиторной и самостоятельной работы. На это соотношение существенное влияние оказывают характер дисциплины, выделенный объем учебной работы и курс, на котором изучается дисциплина.

Например, дисциплина теоретического характера может иметь объем аудиторной работы больший или равный объему самостоятельной, а дисциплина прикладного характера требует большего объема само-

Таблица 2

Трудоемкость

зач. ед. час 1,0 36 1,5 54 2,0 2,5 72 . 90 3,0 108 3,5 126 4,0 144 4,5 162 5,0 £ 5,5 180 . > 180

Аудиторная работа

Лекции 0 0 и ■ и 0 0 0 0 0 ' 0

Практические занятия (семинары) □ □ и и ш 0 0 0 0 0

Лабораторные занятия □ □ □ □ □ 0 0 0 0 0

Внеаудиторная работа

в библиотеке □ □ □ 1 □ 0 0 ш 0 0 1 0

в компьютерных классах □ □ □ 1 □ □ □ ш ш 0 1 0

в лаборатории □ □ □ _ □ □ □ □ □ 0 : 0

Подготовка к занятиям □ □ 0 0 0 0 0 0 0 0

Проработка учебного материала лекционных, практических (семинарских) занятий 0 0 0 0 0 0 0 0 0 ! 0

Самостоятельное изучение 1

учебного материала (по литературе, электронным изданиям и Интернет-ресурсам) □ 0 0 0 0 0 0 0 0 I 0 ■ ■

Практикум (решение типовых задач

и освоение методов при подготовке к контрольным работам, тестам, экзаменам) □ □ □ 0 0 0 0 0 0 0

Выполнение курсовых работ / проектов □ □ □ □ □ □ □ □ □ I 0

Выполнение расчетно-графических (домашних) заданий □ □ □ □ □ □ 0 0 0 ■ 0

Реферативная работа □ □ □ □ 0 0 0 0 0 0

Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам □ □ □ □ □ 0 0 0 0 0

Подготовка к защите лабораторных, домашних и курсовых работ (проектов) □ □ □ □ □ 0 0 0 0 ! 0

Подготовка к зачету, экзамену Зачет Экзамен Экзамен, зачет

Примечание: в таблице знаком □ отмечено отсутствие данного вида работ, а знаком 0 - наличие.

стоятельной работы для освоения методов и получения навыков. Как правило, в дисциплинах с большим объемом учебной работы самостоятельная работа меньше аудиторной. Дисциплины, изучаемые на 1-м и 2-м курсах, как правило, имеют больше аудиторной, чем самостоятельной работы, а дисциплины, изучаемые на старших курсах, наоборот, аудиторной меньше, чем са-мостоятельной.Последнее объясняется тем, что на старших курсах читаются в ос-

новном специальные дисциплины, которые всегда требуют большого объема самостоятельной работы.

На виды и трудоемкость самостоятельной работы влияет также «протяженность » изучения дисциплины: в одном, двух или в трех семестрах. Протяженные дисциплины имеют не только большой объем самостоятельной работы (все виды этой работы), но и более равномерный график её выполнения. Дисциплины с объемом учебной работы свы-

ше 5,0 зач. ед. должны изучаться более чем в одном семестре (кроме специальных дисциплин на последних курсах обучения). И наоборот, дисциплины с объемом меньше 4,0 зач. ед. не должны изучаться в двух семестрах из-за недостаточного объема учебной работы в каждом семестре.

Большая часть всех видов СРС требует привлечения современных информационных технологий, связанных с использованием компьютерных и сетевых средств, что позволяет существенно интенсифицировать образовательный процесс и повысить интерес студентов к обучению. Поэтому внеаудиторная работа условно разделена на работу в «библиотеке», в «компьютерномклассе» и в «лаборатории». На самом деле везде используются компьютерная техника и сетевые технологии. При расчетах трудоемкости предполагается, что студенты владеют компьютерными средствами в достаточном для обучения по каждой дисциплине объеме.

С учетом сказанного в табл. 3 представлено возможное распределение учебной работы в ак. часах по всем видам. Приведенные данные следует рассматривать лишь в качестве примера. Табл. 3 составлена на основе опыта преподавательской работы авторов в техническом вузе и раскрывает только собственные подходы к определению соотношения между аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работой студентов. Каждый вуз, каждая кафедра и даже отдельный преподаватель могут перераспределить это соотношение, не выходя из общего бюджета учебного времени, отведенного учебным планом на изучение отдельной дисциплины.

Однако можно указать на количественные соотношения между отдельными видами учебной работы, которые позволяют рассчитывать трудоемкость самостоятельной работы. Эти соотношения приведены в табл. 4.

5. В зависимости от набора дисциплин, изучаемых студентом в семестре, корректируется объем самостоятельной работы по каждой дисциплине.

Деканатом, УМО или иным управляющим органом объем самостоятельной работы по каждой дисциплине корректируется в сторону уменьшения, если представленные кафедрами учебные графики и трудоемкости самостоятельной работы по неделям и общие выйдут за рамки общего бюджета учебного времени студента, то есть за 54 ак. часа. При этом корректируется и содержательная часть самостоятельной и внеаудиторной работы.

Данный подход оправдан тогда, когда зачетные единицы студент получает при освоении дисциплины даже на «удовлетворительную оценку». Поэтому он сам выбирает, по какой дисциплине он может сократить объем самостоятельной и внеаудиторной работы, чтобы получить зачетные единицы.

Ддя обеспечения такого подхода по каждой дисциплине кафедра (преподаватели) могут установить три варианта объемов самостоятельной и внеаудиторной работы:

а) на «удовлетворительно» - минимум, рассчитанный на среднего по уровню подготовки студента, обеспечивающий достижение поставленных целей изучения и решаемых задач обучения, когда студент осваивает основное содержание учебной программы дисциплины;

б) на «отлично» - максимум исходя из возможности освоения средним студентом учебной программы дисциплины в полном объеме;

в) на «хорошо» - среднее между а) и б) по усмотрению кафедры (преподавателя).

При этом каждый студент определяет для себя важность изучения дисциплины и выполняет учебную работу в зависимости от принятого решения. Здесь следует отметить, что наиболее способные студенты с хорошей начальной подготовкой могут получить «отлично», даже не выполнив весь запланированный объем самостоятельной работы.

Заключение

План мероприятий по реализации положений Болонской декларации предусмат-

Таблица 3

Трудоемкость

18 недельный семестр зач. ед 1 2 2 3 3 3,5 4 4,5 5 £5,5

час 36 54 72 90 108 126 144 162 180 а 180

Лекции 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3

Аудиторная работа Практические занятия (семинары 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1

Лабораторные занятия 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1

Всего: 18 18 36 36 54 54 72 72 90 90

в библиотеке 0 0 0 0 3 4 6 8 8 8

Внеаудиторная работа в компьютерных классах 0 0 0 0 6 8 10 12 14 16

в лаборатории 0 0 0 0 0 0 0 0 4 6

Всего: 0 0 0 0 9 12 16 20 26 30

Самостоятельная работа

Подготовка к занятиям 0 0 4 9 9 9 9 9 9 9

Проработка учебного материала лекционных, практических (семинарских) занятий 6 9 9 9 9 9 9 9 9 9

Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям и Интернет-ресурсам) 9 24 18 18 18 27 9 18 18 18

Практикум (решение типовых задач н освоение методов при подготовке к контрольным работам,тестам) 0 0 0 9 6 9 9 9 9 9

Выполнение курсовых работ/проектов 0 0 0 0 0 0 0 0 0 24

Выполнение раечетно-графических (домашних) заданий 0 0 0 0 0 0 10 12 12 0

Реферативная работа 0 0 0 0 3 8 5 6 4 4

Оформление отчетов по лабираторным м практическим работам 0 0 0 0 0 0 6 6 6 9

Подготовка к защите лабораторных работ 0 0 0 0 0 0 3 5 3 6

Подготовка к защите куреовых работ (проектов) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 6

Зачет Экзамен Экзамен, зачет

Подготовка к зачету/лкзамену 3 3 5 9 9 12 12 16 20 24

Всего: 18 36 36 54 £4 72 72 90 90 118

Таблица 4

Трудоемкость Примечания

час/нед. всего, час

Аудиторная работа

Лекции "Лк" Общий объем лекционных занятий

Практические занятия (семинары) "Пр" Общий объем практических занятий

Лабораторные занятия "Лб" Общий объем лабораторных занятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего "Ар" Общий объем аудиторной работы

Внеаудиторная работа

в библиотеке 0,2-0,5 Независимо от объема учебной работы

в компьютерных классах 0,5-2,0 Час/нед.

в лаборатории 0,25-0,33 От "Лб" (общего объема всех лабораторных занятий)

Самостоятельная работа

Подготовка к занятиям 0,1-0,33 От "Ар" (наибольшие значения для подготовки к лабораторным занятиям)

Проработка учебного материала лекционных, практических (семинарских) занятий 0,33-0,2 В основном от "Лк"

Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям и Интернет-ресурсам) 0,5-1,5 Возможна работа в компьютерных классах и библиотеке

Практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, тестам) 0,33-0,5 В основном от "Пр", (возможна работа в компьютерных классах и лаборатории)

Выполнение курсовых работ/проектов 24-48 Возможна работа в компьютерных классах и библиотеке

Выполнение расчетно-графиче-ских (домашних) заданий 12-36 На все задания (не более трех в семестр)

Реферативная работа 3-8 Возможна работа в библиотеке

Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам 0,5-1,0 На каждую работу

Подготовка к защите лабораторных работ 0,25-0,33 От "Лб" (возможна работа в лаборатории)

Подготовка к защите курсовых работ (проектов), включая их оформление 0,25-0,66 От трудоемкости на курсовую работу или проект

Подготовка к зачету 3-5

Подготовка к экзамену 9-16 Только подготовка во время сессии, остальная подготовка распределена по семестру

ривает подготовительный этап по разработке, утверждению и введению в действие ГОС третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. На этом этапе

нужно будет разрабатывать новые учебные планы для реализации этих стандартов. Ключевую роль при этом играет правильная методика определения трудозатрат студентов на освоение основной образова-

тельной программы. Материалы данной работы позволят, на наш взгляд, разработчикам новых учебных планов учесть особенности определения трудоемкости самостоятельной работы студентов по отдельной дисциплине.

Послесловие

Необходимость реформы высшего образования в России сейчас никто не оспаривает - она необходима. Однако только в последнее время появилась реальная, понятная и хорошо обоснованная концепция реформы, связанная с принятым курсом на присоединение к Болонскому процессу. К сожалению, в результате десятилетних преобразований (с 1991 по 2002 гг.) было упущено время, уменьшена финансовая поддержка вузов и оплата труда преподавателей, были утеряны педагогические кадры, упал уровень подготовки студентов, резко снизилось качество учебной литературы, а главное - высшее образование перестало быть терминальной ценностью и превратилось в товар, без обладания которым молодой человек не в полной мере востребован обществом. Причем товар специфический, когда нужны не знания и умения, а лишь документ, подтверждающий наличие «высшего образования» как такового, особенно по «модным» специальностям. Необходимо было срочно принимать меры для восстановления системы российского высшего образования. И такие меры стали предприниматься за последние 2-3 года. Они привели к заметному оживлению высшей школы. В частности, на преподавательскую работу стала приходить молодежь, постепенно возрастает роль вузовской науки, увеличивается бюджетное финансирование вузов и т.д. Появилась мотивация педагогических коллективов активно включиться в процесс реформирования.

Общество понимает, что система образования не может быть сконструирована исходя лишь из соображений экономики, политики, социологии и т.п., она складывается и создается десятилетиями путем на-

копления педагогического опыта и развития науки и технологий. Поэтому нельзя в короткие сроки кардинально изменить систему, она всегда была достаточно инерционной, консервативной, саморегулируемой. Да, она смогла приспособиться, но не могла кардинально измениться, таккак для этого нуж-ныновые исполнители, способные создать новую систему. А именно новая система образования подразумевается концепцией реформ. Если для европейских систем высшего образования Болонский процесс является эволюционным, то для традиционной российской высшей школы - революционным. Очевидно, что, как и в любой революции, без потерь не обойтись, но хотелось бы свести ихк минимуму. С этихпозиций происходящие преобразования можно рассматривать как совершенствование существующей системы высшего образования в направлении Болонского процесса.

Литература

1. Розина Н. О разработке нового поколе-

ния государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.

2. Сазонов Б.А. Болонский процесс: акту-

альные вопросы модернизации российского высшего образования: Учеб. пособие. - М., 2006; Сазонов Б., Максимов Н, Караваева Е. Зачетные единицы в ГОС нового поколения // Высшее образование в России. - 2006. - № 10.

3. Методика расчета трудоёмкости основ-

ных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах: Письмо Минобразования России № 14-52-988 ин/13 от 28.11.2002.

4. Байденко В.И. Выявление состава компе-

тенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод. пособие. - М., 2006.

5. План мероприятий по реализации поло-

жений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 20052010 годы (утвержден приказом Мин-обрнауки от 15 февраля 2005 г. № 40).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.