Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситдикова Г.Р., Новгородова Е.Е., Малахова Л.А., Серова З.Н.

Статья посвящена некоторым особенностям обучения студентов иностранному языку с использованием интерактивных технологий. Эффективное использование новых технологий в системе образования является требованием времени, что особенно важно при изучении иностранного языка. Интерактивное обучение - это вовлечение студентов в процесс обучения иностранному языку, через взаимодействие «преподаватель-студент», «студент-студент», при этом использование различных технологий аудио-визуальных средств обучения ведет к повышению интереса студентов к дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES OF TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES

The article is devoted to some features of teaching students a foreign language using interactive technologies. Effective use of new technologies in the education system is a requirement of time, which is especially important when learning a foreign language. Interactive learning is the involvement of students in the process of learning a foreign language, through the interaction of "teacher-student", "student-student", while the use of various technologies of audio-visual teaching aids leads to an increase in students' interest in the discipline

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Литература:

1. Бояринова В.Г. Новые образовательные технологии в системе высшей школы [Электронный ресурс] || Universum: психология и образование. - 2020. - № 9 (75).- Режим доступа: https:||7universum.com|ru|psy|archive|item|10656 (дата обращения : 26.10.2022).

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. - Москва: Интер-Диалект, 2007. - 697 с.

3. Еньшина Н. А. Инновационные процессы в образовании: монография | Барнаул. гос. ун-т.-Барнаул, 2002. - 143 с.

4. Зарипова Г.М. Инновационные процессы в образовании [Электронный ресурс] || Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - Режим доступа: https:||sibac.info|conf|pedagog|xi|25885 (дата обращения: 01.11.2022).

5. Землянская А.А. Взаимосвязь характеристик личностного потенциала и успешности профессиональной деятельности среди молодых специалистов [Электронный ресурс]. || Universum: психология и образование.- 2022. - № 11(101). - Режим доступа: https://7universum.com|ru|psy|archive|item|14402 (дата обращения: 26.10.2022).

6. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2022. -408 с.

7. Федоткина Е.В. Гуманитаризация высшего технического образования. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: www.mognovse.ru|cxo-gumanitarizaciya-visshego-tehnicheskogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 16.10.2022).

8. Хлыбова М.А. Иноязычная подготовка аспирантов в контексте непрерывного уровневого высшего образования: монография. - Пермь: Прокростъ, 2019. - 161 с.

References:

1. Boyarinova V.G. Novye obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme vysshej shkoly [Elektronnyj resurs] // Universum: psihologiya i obrazovanie. - 2020. - № 9 (75).- Rezhim dostupa: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/106S6 (data obrashcheniya : 26.10.2022).

2. Gershunskij, B.S. Filosofiya obrazova-niya dlya XXI veka. - Moskva: Inter-Dialekt, 2007. - 697 s.

3. En'shina N. A. Innovacionnye processy v obrazovanii: monografiya / Barnaul. gos. un-t.- Barnaul , 2002. -143 s.

4. Zaripova G.M. Innovacionnye processy v obrazovanii [Elektronnyj resurs] // Lichnost', sem'ya i ob-shchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po materialam XI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. CHast' I. -Novosibirsk: SibAK, 2011. - Rezhim dostupa: https://sibac.info/conf/pedagog/xi/2S88S (data obrashcheniya: 01.11.2022).

5. Zemlyanskaya A.A. Vzaimosvyaz' harakteristik lichnostnogo potenciala i uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti sredi molodyh specialistov [Elektronnyj resurs]. // Universum: psihologiya i obrazovanie.- 2022. -№ 11(101). - Rezhim dostupa: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/14402 (data obrashcheniya: 26.10.2022).

6. Pedagogika: uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / P. I. Pidkasistyj [i dr.]; pod red. P. I. Pidkasistogo. - 4-e izd., pererab. i dop. - Moskva: YUrajt, 2022. - 408 s.

7. Fedotkina E.V. Gumanitarizaciya vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: www.mognovse.ru/cxo-gumanitarizaciya-visshego-tehnicheskogo-obrazovaniya.html (data obrashcheniya: 16.10.2022).

8. Hlybova M.A. Inoyazychnaya podgotovka aspirantov v kontekste nepreryvnogo urovnevogo vysshego obrazovaniya: monografiya. - Perm': Prokrost", 2019. - 161 s.

УДК 372.881.111.1

Г.Р. Ситдикова, Е.Е. Новгородова, Л.А. Малахова, З.Н. Серова

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена некоторым особенностям обучения студентов иностранному языку с использованием интерактивных технологий. Эффективное использование новых технологий в системе образования является требованием времени, что особенно важно при изучении иностранного языка. Интерактивное обучение - это вовлечение студентов в процесс обучения иностранному языку, через взаимодействие «преподаватель-студент», «студент-студент», при этом использование различных технологий аудио-визуальных средств обучения ведет к повышению интереса студентов к дисциплине.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, интерактивные технологии, иностранный язык

Gulnaz R. Sitdikova, Elena E. Novgorodova, Liliya A. Malakhova, Zinaida N. Serova ABOUT SOME FEATURES OF TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES

The article is devoted to some features of teaching students a foreign language using interactive technologies. Effective use of new technologies in the education system is a requirement of time, which is especially important when learning a foreign language. Interactive learning is the involvement of students in the process of learning a foreign language, through the interaction of "teacher-student", "student-student", while the use of various technologies of audio-visual teaching aids leads to an increase in students' interest in the discipline.

Key words: foreign language teaching, interactive technologies, foreign language

Введение

Речевое взаимодействие на занятиях иностранного языка с использованием традиционных методов и форм работы не всегда возможно организовать, в таких случаях помогает использование интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку [3].

Интерактивное обучение - это обучение студентов таким образом, чтобы они были активно вовлечены в процесс обучения. Существуют разные способы создания такого вовлечения: через взаимодействие преподавателя и студента; взаимодействие «студент-студент»; использование аудиовизуальных эффектов, видео; практические демонстрации и упражнения.

Взаимодействие, постоянный «режим разговора», диалог с кем-либо являются интерактивным методом [2]. При этом интерактивные методы обучения направлены на взаимодействие студентов как с преподавателем, так и друг с другом.

Занятия, проводимые в интерактивном режиме, позволяют включить всех студентов в активную работу, добиться того, чтобы каждый студент принимал максимальное участие в решении проблем. Если в рамках традиционной системы образования преподаватель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то в рамках новой парадигмы преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности студентов, направляя учебную деятельность студентов на достижение конкретных целей занятия; компетентного консультанта; тьютора; помощника; в то время как студенты получают знания в результате своей активной познавательной деятельности. Работая в интерактивном режиме, они развивают коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивают критическое мышление, необходимое для будущей профессиональной деятельности.

Главной идеей интерактивного обучения является охват всех студентов в аудитории познавательным процессом в атмосфере взаимной поддержки, когда студент приобретает

новые знания, развивает познавательный процесс. Каждый студент впитывает уникальную работу, знания, идеи.

Преподаватели могут поощрять своих студентов быть активными участниками в аудитории, самостоятельно мыслить. Поощряя большую преданность материалу, улучшатся не только знания студентов, но и повысится интерес, сила, знания, командный дух.

Материалы и методы

В исследовании нами был использован следующий комплекс методов исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования в отечественных и зарубежных изданиях, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение и систематизация имеющихся материалов.

Литературный обзор

Исследованиям в области интерактивного обучения посвящены научные, научно-методические труды таких ученых, как Н. И. Алмазова, А. Я. Гайсина, Л. М. Ермолаева, И. Л. Колесникова, B. S. Bloom, A. L. Brown, C. Burns и D. Myhill, N. Fleming и D. Baume и др.

Результаты

Интерактивные занятия для студентов -это наиболее эффективные способы стимулировать больше иностранной речи в аудитории. Необходимо задать проблему или вопрос по определенной теме и разделить студентов на пары, дать каждой паре студентов достаточно времени, чтобы они могли прийти к правильному выводу, и позволить студентам поделиться своим выводом своим голосом. Таким образом, студенты будут вовлечены, будут общаться, и запомнят больше информации, чем когда-либо прежде.

Мозговой штурм в режиме «интерактива» чаще всего проводится на групповых занятиях, при этом происходит полезная генерация творческих мыслей и идей. Такой интерактивный режим мозговых штурмов полезен для студентов - они учатся работать в команде, генерируя замечательными идеями. Взаимодействие студентов на занятиях иностранного языка условно можно разделить на: деятельность студенческих пар (student pair activities), деятельность студенческих групп

(student group activities), интерактивные игровые мероприятия (interactive game activities). Студенты делятся на группы на занятиях, где каждый студент делится своими мыслями и идеями, каждый учится на своем личном опыте и опыте друг друга. Преподаватель может дать своим студентам несколько ключевых слов, чтобы завязать разговор.

Поскольку обмен идеями так важен, преподавателям иностранного языка нужны некоторые инструменты для мозгового штурма.

Приложение iBrainstorm позволяет проводить мозговой штурм самым простым способом. Студенты могут писать и добавлять заметки на доску, пригласив до трех сокурсников принять участие в мозговом штурме.

При помощи Padlet можно создать онлайн-доску, которой можно поделиться с любым студентом или преподавателем, просто поделившись QR-кодом или ссылкой. Любой, у кого открыта доска на компьютере, планшете или смартфоне, может видеть, что на ней написано и что все пишут. Студенты могут использовать его при совместной работе в команде, а преподаватель может использовать его для проведения мозгового штурма по теме. Преподавателям иностранного языка можно придумать разнообразные задания на занятиях при помощи Padlet:

- студенты могут задавать вопросы во время занятия, приложение дает право голоса каждому студенту, даже самым застенчивым;

- использовать для статей и исследований по теме, но не обычного домашнего задания (остальные студенты могут видеть, что сделали другие, списать);

- онлайн-портфолио студента, создавая доски для каждого студента и позволяя им публиковать на нем задания, статьи и проекты, преподавателю можно прокомментировать каждое из них и дать значимый отзыв;

- использовать для того, чтобы задать вопросы по закреплению темы конкретного занятия (например, написать 3-5 пунктов, что студенты узнали на занятии).

- добавить какие-либо наблюдения в конце семестра на доску Padlet или позволить студентам добавить фотографию/информацию, тогда каждый студент напишет хотя бы один комментарий под фотографией / информацией.

- попросить прокомментировать «гостевую стену» преподавателя или их первое впечатление об институте/одногруппниках;

- обсудить книгу/фильм/спектакль, созда-

вая обсуждение о персонажах, скрытых смыслах, поворотах сюжета; позволить им придумать продолжение книги/фильма/спектакля;

- проанализировать цитату, относящуюся к теме занятия, имеет ли она скрытый смысл или нет;

- создать журнал/газету, где студенты будут репортерами информационного блока;

- студенты могут предложить несколько книг/фильмов/спектаклей, которые они хотят просмотреть и обсудить;

- использовать Padlet для взаимной оценки (peer assessment);

- слушая преподавателя, студенты могут работать вместе и добавлять заметки на стену, чтобы создать стену с ресурсами, которые они могут использовать позже;

-создать карту путешествий (посещенных стран/городов или мест, которые они хотят посетить);

- использовать доску, чтобы делиться каждой важной датой со своими студентами, чтобы у них было что-то, чего они с нетерпением ждут (праздники, выездные экскурсии, мероприятия в институте и дни рождения одно-группников);

- создать историю и спросить студентов, как она должна продолжиться, студенты могут публиковать свои идеи в Padlet;

- при планировании экскурсии, мероприятия можно опубликовать все, что нужно обдумать и организовать, на доске Padlet (фотографии, картинки, списки, ссылки на важные веб-сайты) и многое другое.

Google Docs так же можно использовать при обучении иностранному языку, он похож на Word, где можно одновременно работать над одним и тем же документом с другого устройства, не отправляя файлы бесконечно туда и обратно, не выясняя, какой вариант файла был последним - каждое изменение сохраняется автоматически. Этот инструмент полезен для совместной работы, им очень легко пользоваться, когда существует необходимость проводить мозговой штурм на занятии или из дома с другими студентами по поводу задания или нового проекта.

Lucidchart - это веб-программа, которая позволяет создавать множество различных диаграмм, блок-схем, карт памяти и др. Студенты могут работать вместе над этими таблицами, не отправляя новые версии по электронной почте снова и снова, сотрудничая друг с другом в режиме реального времени.

Miro - это бесконечная виртуальная доска

для мозгового штурма и записи визуальных проектов, можно добавлять на доску видеоролики или ссылки на них. Студенты могут работать в команде на разных устройствах, могут добавлять небольшие заметки и комментировать их с помощью мини-чата.

Тге11о дает представление обо всех проектах, заданиях, позволяя создать доски со списками, можно дать им названия и добавить разные «карточки» в списки, документы, ссылки, комментарии,

контрольные списки. Возможность студентов добавлять карточки и списки упрощает мозговой штурм - можно создавать доски для совместной работы и проектов.

Рорр^ отлично подходит для обучения в аудитории и дома. Студенты используют Рорр^ для визуального мышления и обучения, учатся генерировать новые идеи, фиксируя факты, мысли и образы. Они учатся составлять простые ментальные карты всего за несколько шагов.

Bгainstoгmeг на занятиях иностранного языка можно использовать преподавателям для того, чтобы дать студентам вдохновение для начала, например, написания истории.

Во всех группах каждый студент делится своими мыслями и идеями, при этом полезное сотрудничество между студентами необходимо поощрять. Каждый должен учиться на своем опыте и на опыте друг друга. В конце занятия можно попросить студентов написать в течение пары минут ответ на вопрос: «Что было самым важным?», «Что вы узнали сегодня?», используя BookWigets.

Обсуждение

Об ошибках и заблуждениях студентов полезно знать при повторении информации предыдущего занятия, например, смогут ли студенты определить, какой ответ является правильным, когда им дается ложный факт. Это побуждает студентов задуматься и использовать все возможности. В некоторых группах студенты обсуждают примеры фильмов, в которых использовалась определенная тематическая лексика, концепция или событие, обсуждаемые в аудитории, пытаясь определить, правильно ли они поняли замысел создателей фильма или же они ошиблись. Преподавателю иностранного языка можно так же составить рабочий лист или опросник со списком конкретных вопросов по изучаемой теме и попросить студентов отметить те, ответы на которые они не знают.

Преподавателю иностранного языка можно создать интерактивный курс, полный интерактивных обучающих игр. Игры доставляют студентам удовольствие, поскольку они не похожи на обучение. С помощью BookWidgets можно создавать интерактивные обучающие игры, такие как кроссворды, игры на подбор пар, головоломки, игры на память и многое другое за считанные минуты. Игра в кроссворд идеально подходит для повторения. BookWidgets самостоятельно создаст рандомный интерактивный кроссворд, преподавателю необходимо всего лишь отобрать необходимый список слов и их описание. Игра в кроссворд превращает скучную лексику в увлекательное занятие.

Для того чтобы повторить лексику можно также составить задания с анаграммой. Преподаватели могут позволить командам провести мозговой штурм как можно большего количества слов, относящихся к теме. Можно попросить самих студентов составить слова из недавно изученного словаря.

На занятиях иностранного языка студенты часто используют PowerPoint для проведения своих презентаций. Программное

обеспечение настолько знакомо, что они не задумываются, что используют

интерактивную технологию! Занятия сосредоточены на стратегиях, позволяющих сделать выступление эффективным, таких как включение запоминающихся образов и сокращение текста до ключевых слов. Многие студенты могут испытывать серьезные трудности с произношением, поэтому одновременное произнесение слова помогает им быть понятыми аудиторией.

Многим преподавателям иностранного языка нравится вовлеченность и интерактивность, предоставляемые Kahoot, Quizizz или Mentimeter, которые надежны и просты в использовании. Отличный способ закончить тему или курс обсуждения спорных вопросов - это голосование аудитории, возможно, даже анонимное голосование.

У многих студентов нет системы для записи и просмотра новой лексики, которая изучается на занятиях. В рамках их обучения можно использовать приложение Quizlet, которое позволяет студентам создавать наборы карточек. Это бесплатно и очень удобно. Студенты могут написать на обратной стороне карточки перевод или персонализированный пример предложения, содержащего новое слово. Приложение

автоматически создает игры, которые нравятся всем студентам.

Заключение

Современная педагогика предлагает широкий спектр интерактивных технологий, которые могут быть использованы для ускоренного изучения иностранных языков.

Успешное использование интерактивных технологий обычно происходит, когда техно-

языка можно сосредоточиться на преподаваемой дисциплине, на педагогике, а не на технологии как таковой. Технология может предоставить выбор, который, в свою очередь, может быть использован для диверсификации заданий. Многие из перечисленных технологий позволяют студентам персонализировать примеры и работать автономно, что может существенно помочь изучению ино-

логия «невидима», доступна и проста в ис- странных языков. пользовании. Преподавателям иностранного

Литература:

1. Норбоева Ф. Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому / / Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 623-625.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов.- Москва : Академия, 2000. - 272 с.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // FLS.- 2000.- №2.- С. 34-45.

4. Скорина М. С. Интерактивные методы обучения иностранному языку [Электронный ресурс].- URL: http://www.rusnauka.eom/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm (дата обращения: 10.10.2022).

5. Тлеугалиева А., Тенитасова А. Особенности преподавания иностранных языков с использованием интерактивных форм и методов обучения [Электронный ресурс] // Вестник Х.Атырауского университета имени Досмухамедова.- Атырау, 2020. - URL : https://articlekz.com/en/article/32541 (дата обращения: 10.10.2022).

6. Тукаева Р.Н., Катекина А.А. Роль цифровых образовательных ресурсов в процессе овладения иностранным языком // Проблемы современного педагогического образования.- 2021.- №72-2.- С.267-269.

7. Хильченко Т.В., Олар У.В. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка // Вестник Шадринского государственного педагогического института.- 2014.- №1.-С. 90-96.

8. Ainoutdinova I. N., Khuziakhmetov A. N., Tregubova T. M. Advantages and disadvantages of distance education for university students in Russia // MJLTM. - 2017. - № 7 (9/2). - Р. 72-86.

References:

1. Norboeva F. R. Ispol'zovanie interaktivnyh tekhnologij pri obuchenii studentov neyazykovyh vuzov an-glijskomu// Molodoj uchenyj. - 2020. - № 22 (312). - S. 623-625.

2. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov.- Moskva : Akademiya, 2000. - 272 s.

3. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka // FLS.- 2000.- №2.- S. 34-45.

4. Skorina M. S. Interaktivnye metody obucheniya inostrannomu yazyku [Elektronnyj resurs].- URL: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm (data obrashcheniya: 10.10.2022).

5. Tleugalieva A., Tenitasova A. Osobennosti prepodavaniya inostrannyh yazykov s ispol'zovaniem interaktivnyh form i metodov obucheniya [Elektronnyj resurs] / / Vestnik H.Atyrauskogo universiteta imeni Dosmu-hamedova.- Atyrau, 2020. - URL : https://articlekz.com/en/article/32541 (data obrashcheniya: 10.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tukaeva R.N., Katekina A.A. Rol' cifrovyh obrazovatel'nyh resursov v processe ovladeniya inostrannym yazykom / / Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya.- 2021.- №72-2.- S.267-269.

7. Hil'chenko T.V., Olar U.V. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov i priemov na sovremennom uroke an-glijskogo yazyka / / Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta.- 2014.- №1.- S. 90-96.

8. Ainoutdinova I. N., Khuziakhmetov A. N., Tregubova T. M. Advantages and disadvantages of distance education for university students in Russia // MJLTM. - 2017. - № 7 (9/2). - R. 72-86.

УДК 378

Ю.О. Тигина, А.А. Шакирова, Р.Р. Сагитова, А.И. Калимуллин

ВНЕУЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и соответствующей языковой подготовкой. Применение современных технологий: интерактивных методов обучения, интернет-ресурсов, цифровых образовательных платформ, мультимедиа и др. помогают сформировать сознатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.