Научная статья на тему 'ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметзянова Г.Н., Багатеева А.О.

В статье формулируются идеи формирования иноязычной коммуникативной компетентности специалистов в условиях непрерывного образования. Разработанная модель обобщает и развивает ведущие идеи, теории, выражающие суть современной модели компетентностно-ориентированного образования, внедрение которой направлено на изменение качества профессионального образования. Проведенное исследование основано на тщательном анализе различных факторов и их влияния на образовательную систему непрерывного обучения. В то же время современный этап образования в целом взаимосвязан с компетентностной парадигмой. Непрерывное образование становится основой для создания и реализации типа образовательного пространства для будущих специалистов, состоящего из нескольких взаимосвязанных уровней, таких как школа, научная организация, колледж и университет. В нашем исследовании модель иноязычной подготовки в системе непрерывного образования видим следующим образом: первый уровень - иноязычная грамотность; второй уровень - иноязычная образованность; третий уровень - уровень иноязычной коммуникативной компетентности; высший уровень иноязычной подготовки - культура иноязычного общения. Реализация такой модели на основе интегрированной системы обучения, инновационных образовательных технологий и методов, ориентированных на потребности работодателей, приводит к достижению вышеуказанных целей - подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметзянова Г.Н., Багатеева А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

The ideas of the of foreign language communicative competence forming of specialists in the conditions of continuing education are formulated in the article. The developed model was generalized and developed due to the leading ideas, theories that express the essence of the modern model of competence-based education, the introduction of which is aimed at changing the quality of vocational education. The conducted research is based on a thorough analysis of various factors and their impact on the educational system of lifelong learning. At the same time, the modern stage of education as a whole is interconnected with the competence paradigm. Continuing education becomes the basis for the creation and implementation of a type of educational space for future specialists, consisting of several interrelated levels, such as school, scientific organization, college and university. In our study, we see the model of foreign language training in the system of continuing education as follows: the first level is foreign language literacy; the second level is foreign language education; the third level is the level of foreign language communicative competence; and the highest level of foreign language training is the culture of foreign language communication. The implementation of such a model based on an integrated training system, innovative educational technologies and methods focused on the needs of employers leads to the achievement of the above goals - the training of highly qualified competitive professional personnel.

Текст научной работы на тему «ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

9. Federal'nyj zakon «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» ot 24.11.1996 №132-FZ (red. ot 25.04.2022). - Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205280015 (data obrashcheniya 07.11.2022g.).

10. CHudnovskij A.D. Teoriya i metodologiya social'no-ekonomicheskih issledovanij v turistskoj industrii: uchebnoe posobie/ A.D. CHudnovskij, M.A. ZHukova, A.V. Kormishova. - m. : knorus, 2015. - 478 s.

УДК 378.147

Г.Н. Ахметзянова, А.О. Багатеева ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье формулируются идеи формирования иноязычной коммуникативной компетентности специалистов в условиях непрерывного образования. Разработанная модель обобщает и развивает ведущие идеи, теории, выражающие суть современной модели компетентностно-ориентированного образования, внедрение которой направлено на изменение качества профессионального образования. Проведенное исследование основано на тщательном анализе различных факторов и их влияния на образовательную систему непрерывного обучения. В то же время современный этап образования в целом взаимосвязан с компетентностной парадигмой. Непрерывное образование становится основой для создания и реализации типа образовательного пространства для будущих специалистов, состоящего из нескольких взаимосвязанных уровней, таких как школа, научная организация, колледж и университет. В нашем исследовании модель иноязычной подготовки в системе непрерывного образования видим следующим образом: первый уровень - иноязычная грамотность; второй уровень - иноязычная образованность; третий уровень - уровень иноязычной коммуникативной компетентности; высший уровень иноязычной подготовки -культура иноязычного общения. Реализация такой модели на основе интегрированной системы обучения, инновационных образовательных технологий и методов, ориентированных на потребности работодателей, приводит к достижению вышеуказанных целей - подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных профессиональных кадров.

Ключевые слова: непрерывное образование, иноязычная подготовка, иноязычная грамотность, иноязычная образованность, иноязычная коммуникативная компетентность, культура иноязычного общения

Guliya N. Akhmetzyanova, Angelina O. Bagateeva FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

The ideas of the of foreign language communicative competence forming of specialists in the conditions of continuing education are formulated in the article. The developed model was generalized and developed due to the leading ideas, theories that express the essence of the modern model of competence-based education, the introduction of which is aimed at changing the quality of vocational education. The conducted research is based on a thorough analysis of various factors and their impact on the educational system of lifelong learning. At the same time, the modern stage of education as a whole is interconnected with the competence paradigm. Continuing education becomes the basis for the creation and implementation of a type of educational space for future specialists, consisting of several interrelated levels, such as school, scientific organization, college and university. In our study, we see the model of foreign language training in the system of continuing education as follows: the first level is foreign language literacy; the second level is foreign language education; the third level is the level of foreign language communicative competence; and the highest level of foreign language training is the culture of foreign language communication. The implementation of such a model based on an integrated training system, innovative educational technologies and methods focused on the needs of employers leads to the achievement of the above goals - the training of highly qualified competitive professional personnel.

Key words: continuing education, foreign language training, foreign language literacy, foreign language education, foreign language communicative competence, culture of foreign language communication

Введение

Иноязычная подготовка студентов технического вуза является средством гуманитаризации высшего технического образования [1, 4, 7]. Развитие высокого уровня гуманитарной культуры обеспечит студенту технического вуза необходимые умения для ведения переговоров, урегулирования конфликтов; будет способствовать творческому росту, позволит воплощать новые профессиональные

идеи, мотивировать людей и т.п.

В контексте современных тенденций образования языковая подготовка в системе высшего образования должна обеспечивать развитие у обучающихся неязыковых направлений подготовки способностей, позволяющих использовать иностранный язык в качестве средства общения в современном мире [3]. В настоящее время иноязычную подготовку, главной целью которой является формирова-

ние иноязычном коммуникативном компетентности, рассматривают как ведущий фактор в непрерывном образовании, без которого не возможен профессиональный рост выпускника любого направления и профиля подготовки. Согласно иерархии уровней образования С.Б. Гершунского [2], в качестве уровней иноязычной подготовки в системе непрерывного образования мы выделяем на первой ступени иноязычную грамотность, на второй - иноязычную образованность, далее - иноязычную коммуникативную компетентность, и высшей ступенью идет культура иноязычного общения.

Материалы и методы

Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-теоретических исследований по проблеме обучения иностранному языку в системе непрерывного образования, который позволил нам определить, что исследователи выделяют разные уровни иноязычной подготовки; индукция как способ передачи знаний от отдельных элементов процесса к знаниям общего процесса, что помогло определить последовательные уровни иноязычной подготовки в системе непрерывного образования, ведущие к самому высокому уровню - культуре иноязычного общения; восхождение от абстрактного к конкретному как методу научного познания привело к тому, чтобы найти основную суть обучения иностранному языку, а затем проследить, как оно видоизменяется в условиях непрерывного образования, открывает новые связи и таким образом проявляется во всей полноте.

Литературный обзор

Изменения, происходящие в системе российского образования последнее десятилетие, затронули все важнейшие элементы образовательной системы. Начиная с 80-х годов прошлого столетия, методика обучения иностранному языку приобретает ярко выраженный коммуникативный характер, что предполагает усвоение иностранного языка в функции общения (Е.И. Пассов). Обогащенный опорой на проблемный подход (И.А. Зимняя, Е.В. Ковалевская, Т.В. Кудрявцев, И.А. Лернер, А.М. Матюшкин), проектные технологии (В.Ф. Аитов, Т.Д. Горохова, Н.Ф. Коряковцева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, В.Р. Попова, А.А. Сивцева), методы «активного обучения» (Е.С. Аргустанянц, А.А. Вербицкий, И.В. Драго-мирецкий, А.А. Кизима, Л.И. Новикова, Е.А. Спинова, В.И. Старчевский, В.Ф. Тенищева, Г.М. Фролова) приоритетным в обучении

иностранному языку выступает

коммуникативный подход [4].

Результаты

Иноязычная грамотность рассматривается нами как базовый компонент иноязычной подготовки в процессе непрерывного образования любого направления и профиля. Она формируется на уровнях общего полного образования в профильных классах общеобразовательных учреждений, начального профессионального образования, предполагает единый для всех категорий пользователей комплекс знаний основ базовых лексических, грамматических основ иностранного языка. Сюда относятся и фоновые знания, касающиеся истории, географии, природно-климатического своеобразия страны изучаемого языка, знание о системе ценностей своей и иноязычной культуры и способах их репрезентации в родном и иностранном языке; понимание отношений эквивалентности и без-эквивалентности между единицами изучаемого и родного языка [8].

Иноязычная образованность представляет собой следующий компонент иноязычной подготовки и формируется на младших курсах высшего профессионального образования, где повышается роль иноязычной подготовки, усложняются задачи изучаемых дисциплин [8]. Студенты по завершению первых курсов в вузе должны понимать речь других и сами уметь выразить отдельные аспекты своей жизни, в частности, основные сведения о себе и своей семье, увлечениях, взаимоотношениях, дружбе, работе и т. п.

В зависимости от области профессиональной деятельности, требуются разные способности, знания средств и специфических вопросов, соответствующих уровню и содержанию иноязычной подготовки [6]. Мы рассматриваем иноязычную коммуникативную компетентность студентов как интегративную характеристику иноязычной подготовки, позволяющую осуществлять межличностное иноязычное общение в сфере будущей профессиональной деятельности, повышать свой профессиональный уровень средствами иностранного языка и представленную в виде совокупности компетенций - лингвистической, речевой, стратегической, социокультурной и самообразовательной. Именно иноязычная образованность становится основой для формирования иноязычной коммуникативной компетентности.

Культура иноязычного общения является высшим уровнем иноязычной подготовки и рассматривается нами как сложный многоуровневый, полиаспектный феномен межкультурного взаимодействия [5].

Обсуждение

Иноязычная подготовка на начальном образовательном уровне обеспечивает формирование иноязычной грамотности. В процессе изучения таких предметов как «Страноведение» и «Социолингвистика» в профильных классах учащиеся овладевают набором знаний и навыков о культуре изучаемого иностранного языка, а также навыками общения с представителями иноязычной культуры.

На уровне начального профессионального образования в рамках изучения дисциплин «Социолингвистика», «Лингвострановедение» обучаемые получают базовые знания по иностранному языку, знания основ лингвистики и их применения при элементарном иноязычном общении (приветствие/прощание, просьбы, благодарность и т.п.). Иноязычная подготовка на этом образовательном уровне представляет собой базовую подготовку обучающихся к иноязычному общению. Иноязычная грамотность является начальной ступенью в процессе формирования культуры иноязычного общения и предполагает сфор-мированность знаний основ грамматики, лексики, фонетики иностранного языка, элементарных навыков практического использования иностранного языка на уровне A1-A2 (Beginner - Elementary).

На следующем уровне иноязычная подготовка обеспечивает формирование иноязычной образованности, которая представляет собой содержание образования в результате изучения ряда дисциплин, а также инструмент образовательной деятельности, направленный на интенсификацию образовательного процесса [8]. При изучении иностранного языка на уровне высшего профессионального образования расширяется спектр изучаемых базовых дисциплин. Углубленному изучению подлежат практические курсы по переводо-ведению, страноведению, межкультурной коммуникации. Организация и проведение занятий по иностранному языку позволяет реализовать практическую работу по овладению иностранным языком в процессе выполнения заданий, приближенных к реальным ситуациям общения. Иноязычная образованность выражается способностью понимать общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе

узкоспециальные тексты; достаточно быстро и спонтанно говорить на иностранном языке; способностью делать чёткие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему [8].

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции - третьего уровня иноязычной подготовки - должно обеспечиваться определенным набором дисциплин, учебных ситуаций и практик, имитирующих реальные профессиональные задачи. По завершении этого этапа обучения студенты способны понимать тексты любой тематики и сложности, говорить без предварительной подготовки в быстром темпе, не испытывая трудностей в подборе слов и выражений, эффективно используют язык при общении в научной и профессиональной деятельности.

В качестве основной характеристики высшего уровня образования выступает наличие обязательной мотивации, которая представляет собой сформированную систему взглядов на мир языкового общения, которая необходима для дальнейшего формирования иноязычного мировоззрения и определяет успешность иноязычной подготовки. С другой стороны, культура иноязычного общения является частью профессиональной культуры будущего выпускника, в основе которой будут находиться знания, обеспечивающие уверенную ориентацию специалиста в поликультурном пространстве, способность его формировать, развивать и совершенствовать свои языковые навыки. Иноязычная компетенция представляет собой основу, базовую часть культуры иноязычного общения, в составе которой имеется поведенческая составляющая, предполагающая возможности собственных потребностей по самосовершенствованию достигнутого уровня иноязычной подготовки, а также мотивационно-ценностная составляющая, которая определяет уровень сформированности внутреннего положительного эмоционального отношения к профессиональному самосовершенствованию, в понимании возможностей и места в профессиональной деятельности, волевую саморегуляцию, способность к рефлексии.

Заключение

Формирование иноязычной подготовки с профессиональной направленностью должно осуществляться на всех уровнях с учетом преемственности на протяжении всего периода непрерывного образования, быть обязательным и специально организованным.

Литература:

1. Бояринова В.Г. Новые образовательные технологии в системе высшей школы [Электронный ресурс] || Universum: психология и образование. - 2020. - № 9 (75).- Режим доступа: https:||7universum.com|ru|psy|archive|item|10656 (дата обращения : 26.10.2022).

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. - Москва: Интер-Диалект, 2007. - 697 с.

3. Еньшина Н. А. Инновационные процессы в образовании: монография | Барнаул. гос. ун-т.-Барнаул, 2002. - 143 с.

4. Зарипова Г.М. Инновационные процессы в образовании [Электронный ресурс] || Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - Режим доступа: https:||sibac.info|conf|pedagog|xi|25885 (дата обращения: 01.11.2022).

5. Землянская А.А. Взаимосвязь характеристик личностного потенциала и успешности профессиональной деятельности среди молодых специалистов [Электронный ресурс]. || Universum: психология и образование.- 2022. - № 11(101). - Режим доступа: https://7universum.com|ru|psy|archive|item|14402 (дата обращения: 26.10.2022).

6. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2022. -408 с.

7. Федоткина Е.В. Гуманитаризация высшего технического образования. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: www.mognovse.ru|cxo-gumanitarizaciya-visshego-tehnicheskogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 16.10.2022).

8. Хлыбова М.А. Иноязычная подготовка аспирантов в контексте непрерывного уровневого высшего образования: монография. - Пермь: Прокростъ, 2019. - 161 с.

References:

1. Boyarinova V.G. Novye obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme vysshej shkoly [Elektronnyj resurs] // Universum: psihologiya i obrazovanie. - 2020. - № 9 (75).- Rezhim dostupa: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/10656 (data obrashcheniya : 26.10.2022).

2. Gershunskij, B.S. Filosofiya obrazova-niya dlya XXI veka. - Moskva: Inter-Dialekt, 2007. - 697 s.

3. En'shina N. A. Innovacionnye processy v obrazovanii: monografiya / Barnaul. gos. un-t.- Barnaul , 2002. -143 s.

4. Zaripova G.M. Innovacionnye processy v obrazovanii [Elektronnyj resurs] // Lichnost', sem'ya i ob-shchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po materialam XI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. CHast' I. -Novosibirsk: SibAK, 2011. - Rezhim dostupa: https://sibac.info/conf/pedagog/xi/25885 (data obrashcheniya: 01.11.2022).

5. Zemlyanskaya A.A. Vzaimosvyaz' harakteristik lichnostnogo potenciala i uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti sredi molodyh specialistov [Elektronnyj resurs]. // Universum: psihologiya i obrazovanie.- 2022. -№ 11(101). - Rezhim dostupa: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/14402 (data obrashcheniya: 26.10.2022).

6. Pedagogika: uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / P. I. Pidkasistyj [i dr.]; pod red. P. I. Pidkasistogo. - 4-e izd., pererab. i dop. - Moskva: YUrajt, 2022. - 408 s.

7. Fedotkina E.V. Gumanitarizaciya vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: www.mognovse.ru/cxo-gumanitarizaciya-visshego-tehnicheskogo-obrazovaniya.html (data obrashcheniya: 16.10.2022).

8. Hlybova M.A. Inoyazychnaya podgotovka aspirantov v kontekste nepreryvnogo urovnevogo vysshego obrazovaniya: monografiya. - Perm': Prokrost", 2019. - 161 s.

УДК 372.881.111.1

Г.Р. Ситдикова, Е.Е. Новгородова, Л.А. Малахова, З.Н. Серова

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена некоторым особенностям обучения студентов иностранному языку с использованием интерактивных технологий. Эффективное использование новых технологий в системе образования является требованием времени, что особенно важно при изучении иностранного языка. Интерактивное обучение - это вовлечение студентов в процесс обучения иностранному языку, через взаимодействие «преподаватель-студент», «студент-студент», при этом использование различных технологий аудио-визуальных средств обучения ведет к повышению интереса студентов к дисциплине.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, интерактивные технологии, иностранный язык

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.