Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / профессиональная компетентность / иноязычная коммуникативная компетентность / английский язык / обучение иностранному языку в СПО / secondary vocational education / professional competence / foreign language communicative competence / English language / foreign language teaching in secondary vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данько Юрий Владимирович

Система среднего профессионального образования направлена на подготовку квалифицированного специалиста среднего звена в определённой отрасли. Реализация программ подготовки обеспечивается согласно госстандарта в контексте компетентностного междисциплинарного подхода. Преподавание иностранного языка в этих условиях направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции для дальнейшего углубления полученной квалификации и коммуникацию в профессиональном дискурсе. Актуальность. В статье описаны теоретические основы обучения иностранному языку как базовой части профессиональной компетентности специалиста любой квалификации. Проблема, цель, задачи. Проблема в том, что в настоящее время ключевой частью профессионального образования является формирование профессиональной компетентности. Цель работы – описать обучение иностранному языку в системе среднего профессионального образования как формирование иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) как структурного компонента профессиональной компетентности специалиста. Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили современные научные источники, основанные на предыдущих исследованиях за последние годы. Методы исследования: анализ и обобщение предыдущих научных исследований по заданной теме и систематизация результатов в теоретическом аспекте применительно к обучению в СевЦИТаИ. Результаты и обсуждение. Определено, что одним из аспектов профессиональной компетентности специалиста является владение иностранным языком. Иностранный язык в период обучения формирует общую компетентность (ОК) и включает в себя курс английского языка по дисциплинам «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык». Выводы. Английский язык выделен в качестве основного иностранного языка для неязыковых направлений профессиональной подготовки. Данный аспект предполагает реализацию обучения, ориентированного на формирование базовой иноязычной коммуникативной компетенции, по двум компонентам: общеязыковой курс (1 год) и профессиональный дискурс (не менее 1 года). В зависимости от специальности обучение на профессиональном языковом курсе будет включать соответствующую лексику, а общий курс направлен на совершенствование ранее изученных правил английского языка, формируя лексическое ядро из 2500-3000 слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данько Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING ENGLISH IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The system of secondary vocational education is aimed at training a qualified midlevel specialist in a specific industry. The implementation of training programs is ensured in accordance with state standards in the context of a competency-based interdisciplinary approach. Teaching a foreign language in this context is aimed at developing foreign language communicative competence to deepen acquired qualifications and communication in professional discourse. Relevance. The paper describes the theoretical principles of teaching a foreign language as a basic part of the professional competence of a specialist of any qualification. Problem, goal, tasks. The problem is that currently a key part of vocational education is the formation of professional competence. The purpose of the work is to consider teaching a foreign language in the secondary vocational education system as the formation of foreign language communicative competence (FLC) as a structural component of a specialist’s professional competence. Materials and Methods of research. The research materials were current scientific sources based on previous studies over the past years. Research methods: analysis and synthesis of previous scientific research on a given topic and systematization of the results in a theoretical aspect in relation to training at SevCITaI. Results and discussion. It has been determined that one of the aspects of a specialist’s professional competence is a foreign language. A foreign language during the training period forms general competence (GC) and includes an English language course in the disciplines “Foreign Language” and “Professional Foreign Language”. Conclusion.English is designated as the main foreign language for non-linguistic areas of vocational training. This aspect involves the implementation of training focused on the formation of basic foreign language communicative competence in two components: a general language course (1 year) and professional discourse (at least 1 year). Depending on the specialty, training in a professional language course will involve appropriate vocabulary, while the general course focuses on improving previously learned rules of the English language, forming a lexical core of 2500-3000 words.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Теория и методика обучения и воспитания

Theory methods of teaching

and upbringing

УДК: 377.1

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Данько Ю.В.

Севастопольский колледж информационных технологий и промышленности

Севастополь, Россия

ORCID ID: 0000-0001-5958-9866

SPIN-код: 9944-9375, AuthorID: 1095441

E-mail: bonifacius-zs@yandex.ru

Аннотация. Система среднего профессионального образования направлена на подготовку квалифицированного специалиста среднего звена в определённой отрасли. Реализация программ подготовки обеспечивается согласно госстандарта в контексте компетентностного междисциплинарного подхода. Преподавание иностранного языка в этих условиях направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции для дальнейшего углубления полученной квалификации и коммуникацию в профессиональном дискурсе.

Актуальность. В статье описаны теоретические основы обучения иностранному языку как базовой части профессиональной компетентности специалиста любой квалификации.

Проблема, цель, задачи. Проблема в том, что в настоящее время ключевой частью профессионального образования является формирование профессиональной компетентности. Цель работы - описать обучение иностранному языку в системе среднего профессионального образования как формирование иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) как структурного компонента профессиональной компетентности специалиста.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили современные научные источники, основанные на предыдущих исследованиях за последние годы. Методы исследования: анализ и обобщение предыдущих научных исследований по заданной теме и систематизация результатов в теоретическом аспекте применительно к обучению в СевЦИТаИ.

Результаты и обсуждение. Определено, что одним из аспектов профессиональной компетентности специалиста является владение иностранным языком. Иностранный язык в период обучения формирует общую компетентность (ОК) и включает в себя курс английского языка по дисциплинам «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык». Выводы. Английский язык выделен в качестве основного иностранного языка для неязыковых направлений профессиональной подготовки. Данный аспект предполагает реализацию обучения, ориентированного на формирование базовой иноязычной коммуникативной компетенции, по двум компонентам: общеязыковой курс (1 год) и профессиональный дискурс (не менее 1 года). В зависимости от специальности обучение на

профессиональном языковом курсе будет включать соответствующую лексику, а общий курс направлен на совершенствование ранее изученных правил английского языка, формируя лексическое ядро из 2500-3000 слов.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональная компетентность, иноязычная коммуникативная компетентность, английский язык, обучение иностранному языку в СПО.

Введение. Среднее профессиональное образование обеспечивается основой ФГОС ПО по определённому направлению и реализуется в рамках компетентностного подхода, направленого на приобретение профессиональных компетенций в качестве составляющих компонентов квалификации.

Квалификация определяется как готовность к профессиональной деятельности. В контексте СПО устанавливаются 4 (начальное

профессиональное образование с квалификацией «мастер») и 5 (именно СПО с квалификацией «техник») квалификационные уровни.

Необходимо отметить, что каждая образовательная программа СПО формирует общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК). В структуру ОК в качестве базовой (обязательной) составляющей входят гуманитарные дисциплины, одной из которых является иностранный язык [5]. Под обучением иностранному языку подразумевается английский язык как важнейший для межкультурного общения и в профессиональных отраслях. Курс обучения состоит из двух компонентов: «Иностранный язык» и

«Профессиональный иностранный язык» в течение всего периода обучения.

Исходя из дифференцированного подхода преподавания

общеобразовательных дисциплин в СПО, каждая из них изучается независимо. Однако здесь иностранному языку отведена особая роль: в качестве средства общения он является интегрированным предметом, включающим

междисциплинарные связи во многих профессиональных областях и

повседневной жизни.

В рамках преобладающей

коммуникативной методики обучения центральное значение имеет

совершенствование иноязычной

коммуникативной компетенции до уровня, достаточного для минимально

эффективного иноязычного общения и понимания текстов профессиональной направленности, что определено как профессиональный дискурс. Кроме этого дополнительным фактором станет «вхождение» в другое культурное пространство» [1].

f Актуальность. Рассмотрены

теоретические положения обучения иностранному языку как базовой части профессиональной компетентности специалиста любой квалификации.

Проблема, цель, задачи. Проблематика исследования выдвигает на первый план особенности формирования

профессиональной компетентности

специалиста средней квалификации. Цель работы - показать обучение иностранному языку в системе СПО в системе формирования иноязычной

коммуникативной компетенции (ИКК) как структурного компонента

профессиональной компетентности

специалиста в рамках 4 и 5 квалификационных уровней.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования явились предшествующие исследования

профессионального иноязычного обучения за последние годы [Линейцевой, 2022; Недорезовой, 2023; Поникаровской, 2022; Проняевой, 2022; Слепковой, 2022]. Методы исследования включали их анализ и синтез и интерпретацию положений по сформированной теме и систематизацию результатов в теоретическом аспекте применительно к обучению в СевКИТиП.

Результаты и их обсуждение.

Определено, что одним из аспектов профессиональной компетентности

специалиста любой квалификации является иностранный язык.

Иностранный язык в период обучения на уровне СПО формирует общую компетенцию (ОК) и включает курс английского языка по дисциплинам «Иностранный язык» и

«Профессиональный иностранный язык».

Ключевой частью курса является профессиональная направленность

обучения, формирующая

профессиональные возможности студентов [4], что выдвигает на первый план практико-ориентированное обучение [2].

На основе этих положений, «рабочая программа по курсу иностранного языка...должна быть ориентирована не только на получение знаний, но и на развитие умений, ...связь с практикой... Для успешной иноязычной коммуникативной деятельности будущим специалистам помимо знаний грамматики, лексики и фонетики необходимы такие

коммуникационные умения, как умение делать презентации, участвовать во встречах, вести переговоры, общаться по телефону, вести деловую переписку, и т.д»

[3].

Однако, в обучении иностранному языку «формирование коммуникативной компетенции складывается и во время внеаудиторной, самостоятельной работы студентов, так и во время аудиторной работы» [4], что подчёркивает необходимость самостоятельной работы для достижения дидактического прогресса.

Рассмотрим обучение иностранному языку в Севастопольском колледже информационных технологий и

промышленности (СевКИТиП).

Иностранный язык входит в программу всех направлений подготовки, реализуется изучением английского языка по дисциплинам «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык». Все занятия являются практическими (группа разделяется на две подгруппы), основой является совершенствование

ранее сформированной ИКК до уровня по крайней мере В1 к концу обучения.

Дисциплина «Иностранный язык» изучается в течение 1 года (подготовка по 4 уровню квалификации) или 2 лет (подготовка по 5 уровню квалификации), основным учебником является Planet of English. Обучение в рамках общего курса актуализирует ранее изученную общеразговорную лексику и грамматику (со школьного уровня) в контексте овладения иностранным языком в рамках изученных тем. Основу обучения в общеобразовательном курсе составляют овладение основной грамматикой активного употребления (present, past and future simple, present and past perfect, present and past continuos in active voice, to be going to, used to, uncountable, countable and abstract nouns, comparative and superlative of adverbs and adjectives, the main prepositions in the field of morphology, and the main rules of syntax) и важнейшей активной лексикой (в объёме 1000-1500 слов в рамках изучаемых тем — my family, school, university, travelling, city, environment, ecology, sports events, English-language writers); кроме этого, достигается овладение устойчивыми фразами (I would like to..., I would prefer..., I might wish to..., I wish + verb in past simple, that's exactly what..., there is/are..., could/would you...? It is/was/will be (who). По окончании курса предусматривается дифференцированный зачёт.

Профессиональная специфика

(овладение профессиональным дискурсом в контексте ОК) в английском языке реализуется преподаванием дисциплины «Профессиональный иностранный язык». Обучение на этом уровне знакомит студента с базовой профессиональной (тематической) лексикой, и основными учебниками являются Infotech (English for computer users, для будущих техников-программистов и системных

администраторов в рамках 5 уровня квалификации) и «Английский язык для автотранспортных специальностей» (в подготовке будущих мастеров по ремонту автомобилей в рамках 4 уровня квалификации и будущих автомехаников в

рамках 5 уровня квалификации). Продолжительность профессионального курса английского языка варьируется от 1 года до 2 лет (в зависимости от учебного плана и уровня получаемой квалификации). Основу обучения в профессиональном курсе составляют как закрепление ранее изученных

грамматических тем, так рассмотрение новых грамматических категорий (usage of all verb tenses in active and passive voices, usage of modal verbs in past perfect forms, gerund, participles, infinitive forms in the field of morphology, and participial and infinitive phrases — in the field of syntax), объём изучаемой профессиональной лексики за весь период составляет около 1500 лексических единиц, закрепляемой в чтении, анализе и разборе профессионально ориентированных

текстов, атакже в соответствующих дидактических упражнениях. По

окончании курса также предусматривается дифференцированный зачёт.

Заключение. Английский язык выделен основным иностранным языком для неязыковых направлений

профессионального обучения. Данный аспект предполагает реализацию обучения, ориентированную на формирование базовой иноязычной коммуникативной компетенции в двух составляющих: общем языковом курсе (1-2 года) и профессиональном дискурсе (не менее 1 года). В зависимости от специальности, обучение в курсе профессионального языка будет предполагать

соответствующую лексику, в то время как общий курс ориентирует на совершенствование ранее усвоенных правил английского языка. В течение всего периода обучение достигается

формирование лексического ядра в объёме 2500-3000 слови овладение основными языковыми правилами (на уровне В1).

J Литература

1. Линейцева Э. Р. Интегрированные уроки иностранного языка в системе среднего профессионального образования //практическая конференция «Современная система образования: опыт прошлого-взгляд в будущее». - С. 144.

2. Недорезова Н. А. Роль проектной деятельности в системе подготовки специалистов среднего звена//Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2023. - С. 2430-2434.

3. Поникаровская В. В. К вопросу о роли иностранного языка в образовательном маршруте будущего специалиста //Профессиональное лингвообразование. - 2022. - С. 73-78.

4. Проняева М. В. Профессиональная направленность обучения иностранным языкам //Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. - 2022. - С. 99-103.

5. Слепкова Ф. Т. Преподавание общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» с учетом профессиональной направленности (из опыта работы) //Процветание науки. - 2022. -№. 5 (11). - С. 46-54.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Данько Ю.В. Особенности обучения английскому языку в среднем профессиональном образовании / Ю.В. Данько // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4, № 11 С. 12-17.

Сведения об авторе Данько Юрий Владимирович

преподаватель английского языка Севастопольского колледжа информационных технологий и промышленности (СевКИТиП), Севастополь, Россия.

ORCID ID: 0000-0001-5958-9866 SPIN-Kog: 9944-9375, AuthorID: 1095441 E-mail: bonifacius-zs@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 11, pp. 12-17.

FEATURES OF TEACHING ENGLISH IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION Danko Yu. V.

Sevastopol College of Information Technologies and Industry, Sevastopol, Russia. ORCID ID: 0000-0001-5958-9866 SPIN-Kog: 9944-9375, AuthorID: 1095441 E-mail: bonifacius-zs@yandex.ru

Abstract. The system of secondary vocational education is aimed at training a qualified mid-level specialist in a specific industry. The implementation of training programs is ensured in accordance with state standards in the context of a competency-based interdisciplinary approach. Teaching a foreign language in this context is aimed at developing foreign language communicative competence to deepen acquired qualifications and communication in professional discourse. Relevance. The paper describes the theoretical principles of teaching a foreign language as a basic part of the professional competence of a specialist of any qualification.

Problem, goal, tasks. The problem is that currently a key part of vocational education is the formation of professional competence. The purpose of the work is to consider teaching a foreign language in the secondary vocational education system as the formation of foreign language communicative competence (FLC) as a structural component of a specialist's professional competence.

Materials and Methods of research. The research materials were current scientific sources based on previous studies over the past years. Research methods: analysis and synthesis of previous scientific research on a given topic and systematization of the results in a theoretical aspect in relation to training at SevCITal.

Results and discussion. It has been determined that one of the aspects of a specialist's professional competence is a foreign language. A foreign language during the training period forms general competence (GC) and includes an English language course in the disciplines "Foreign Language" and "Professional Foreign Language".

Conclusion.English is designated as the main foreign language for non-linguistic areas of vocational training. This aspect involves the implementation of training focused on the formation of basic foreign language communicative competence in two components: a general language course (1 year) and professional discourse (at least 1 year). Depending on the specialty, training in a professional language course will involve appropriate vocabulary, while the general course focuses on improving previously learned rules of the English language, forming a lexical core of 2500-3000 words.

Keywords: secondary vocational education, professional competence, foreign language communicative competence, English language, foreign language teaching in secondary vocational education.

•&f References

Linejceva E. R. Integrirovannye uroki inostrannogo yazyka v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Integrated foreign language lessons in the system of secondary vocational education]. Prakticheskaya konferenciya «Sovremennaya sistema obrazovaniya: opyt proshlogo-vzglyad v budushchee» [Modern education system: experience of the past - a look into

the future]. 2022, 104 p. (In Russ.).

Nedorezova N. A. Rol' proektnoj deyatel'nosti v sisteme podgotovki specialistov srednego zvena [The role of project activities in the system of training mid-level specialists]. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury[University complex as a regional center of education, science and culture]. 2023. pp.. 2430-2434. (In Russ.).

Ponikarovskaya V. V. K voprosu o roli inostrannogo yazyka v obrazovatel'nom marshrute budushchego specialista[On the issue of the role of a foreign language in the educational route of a future specialist]. Professional'noe lingvoobrazovanie[Professional linguistic education]. 2022. pp. 73-78. (In Russ.).

Pronyaeva M. V. Professional'naya napravlennost' obucheniya inostrannym yazykam [Professional orientation of teaching foreign languages]. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii i perspektivy razvitiya [Science, education, society: trends and development prospects]. 2022. pp. 99-103. (In Russ.).

Slepkova F. T. Prepodavanie obshcheobrazovatel'noj discipliny «Inostrannyj yazyk» s uchetom professional'noj napravlennosti (iz opyta raboty) [Teaching the general education discipline "Foreign Language" taking into account professional orientation (from work experience)]. Procvetanie nauki [Prosperity of Science]. 2022. no. 5 (11). pp. 46-54. (In Russ.).

Information about the author Danko Yuri Vladimirovich

lecturer of English at Sevastopol College of Information Technologies and Industry (SevCITal),

Sevastopol, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID ID: 0000-0001-5958-9866

SPIN-Kog: 9944-9375, AuthorID: 1095441

E-mail: bonifacius-zs@yandex.ru

Поступила в редакцию 13.11.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.11.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.