Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данько Юрий Владимирович

В статье анализируется система обучения учителя по программе педагогического бакалавриата в единой системе формирования профессиональной компетентности в современных условиях высшего образования, а коммуникативная, методическая и информационно-коммуникационная компетенции рассматриваются как основы педагогической компетенции, являющейся важнейшей частью профессиональной компетентности выпускника. Отмечается значение непрерывного педагогического образования в условиях развития педагогики в части активного внедрения электронного обучения. Рассмотрены особенности непрерывного образования педагога, которое может быть реализовано в нескольких направлениях: повышение уровня образования по определенному направлению в форме окончания магистратуры и овладение актуальными педагогическими навыками на курсах повышения квалификации. В основе исследования находятся теоретические методы в части анализа предшествующих работ в данной области и нормативных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL ACTIVITY AND CONTINUING EDUCATION

This article analyzes the system of a teacher training at a pedagogical bachelor’s program in aunified system for the formation of professional competence in modern conditions of higher education; communicative, methodological and information and communication competences are considered asthe basis of pedagogical competence being the most important part of a graduate’s professionalcompetence. The importance of continuous pedagogical education in the context of the pedagogy development in terms of active e-learning introduction is noted. The features of continuing educationof a teacher are considered, they can be implemented in several directions: increasement of the education level in a certain sphere having a Master’s degreeor attendingrefresher courses. The study is based on theoretical methods in terms of the previous works and regulatory documents analysis.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 378.22 DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.11

Научная статья

Ю. В. Данько1

И bonifacius-zs@yandex.ru 'Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Российская Федерация

Компетенции будущего учителя иностранного языка в контексте профессиональной деятельности и непрерывного образования

Аннотация: В статье анализируется система обучения учителя по программе педагогического бакалавриата в единой системе формирования профессиональной компетентности в современных условиях высшего образования, а коммуникативная, методическая и информационно-коммуникационная компетенции рассматриваются как основы педагогической компетенции, являющейся важнейшей частью профессиональной компетентности выпускника. Отмечается значение непрерывного педагогического образования в условиях развития педагогики в части активного внедрения электронного обучения. Рассмотрены особенности непрерывного образования педагога, которое может быть реализовано в нескольких направлениях: повышение уровня образования по определенному направлению в форме окончания магистратуры и овладение актуальными педагогическими навыками на курсах повышения квалификации. В основе исследования находятся теоретические методы в части анализа предшествующих работ в данной области и нормативных документов.

Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональные компетенции, иностранный язык, непрерывное образование, информационно-образовательная среда, электронное обучение.

Дата поступления статьи: 13 января 2022 г.

Для цитирования: Данько Ю. В. (2022) Компетенции будущего учителя иностранного языка в контексте профессиональной деятельности и непрерывного образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 3, с. 115-120. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2022.i6.3.ii.

Scientific article

Yu. V. Danko1

И bonifacius-zs@yandex.ru 'Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation

Competences of a future foreign language teacher in the context of professional activity and continuing education

Abstract: This article analyzes the system of a teacher training at a pedagogical bachelor's program in aunified system for the formation of professional competence in modern conditions of higher education; communicative, methodological and information and communication competences are considered asthe basis of pedagogical competence being the most important part of a graduate's professionalcompetence. The importance of continuous pedagogical education in the context of the pedagogy development in terms of active e-learning introduction is noted. The features of continuing educationof a teacher are considered, they can be implemented in several directions: increasement of the education level in a certain sphere having a Master's degreeor attendingrefresher courses. The study is based on theoretical methods in terms of the previous works and regulatory documents analysis.

Keywords: pedagogical education, professional competencies, foreign language, continuing education, information and educational environment, e-learning.

Paper submitted: January 13, 2022.

For citation: Danko Yu. V. (2022) Competences of a future foreign language teacher in the context of professional activity and continuing education. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 3, pp. 115-120. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2022.i6.3.ii.

© Ю. В. Данько, 2022

Иэй 12587594зхРоы1пе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 3 2022

Педагогические науки

Введение

Начало XXI века внесло изменения во многие сферы общества вследствие его глобализации и ввело понятие «электронное обучение» в образовательный процесс, в том числе и в педагогическое образование на всех уровнях.

Внедрение с 2011 года программ педагогического образования в контексте Болонской модели бакалавриата, магистратуры и аспирантуры может быть воспринято как система непрерывного педагогического образования: бакалавриат обеспечивает широкое профессиональное направление, магистратура углубляет профессиональную подготовку в определенной области, а аспирантура ориентирует на научно-исследовательскую деятельность. Однако в настоящее время нет четких границ между уровнями бакалавра или магистра в части педагогической деятельности в среднем образовании (в том числе и получении педагогической категории), поскольку профессиональный стандарт не уточняет уровень высшего образования для учителя1, но формальный уровень образования указывается в анкете для аттестации педагогических работников2 и не влияет на оценку достижений.

Таким образом, программу педагогического бакалавриата можно считать минимальным условием для работы учителем предметного обучения в системе среднего образования, а выпускника - обладающим полным педагогическим образованием, профессиональной компетентностью и необходимыми профессиональными компетенциями, подтверждаемыми дипломом.

Исходя из этих положений, целью настоящей статьи является систематизация особенностей подготовки будущих педагогов направления 44.03.05 «Педагогическое образование» по иностранным языкам в части структуры и важнейших компетенций, составляющих педагогическую компетенцию, развития электронных форм обучения и цифровой среды.

Методы

В теоретической работе использовались методы, включавшие анализ нормативных документов обучения будущих педагогов (Закона об образовании, ФГОС, ООП и РП направления бакалавриата) и педагогической деятельности (профессионального стандарта педагога и порядка аттестации); период обучения в бакалавриате рассмотрен в условиях компетентност-ного подхода (отмеченного в исследованиях А. Г. Бермус, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Д. А. Иванова, А. Г. Каспржак, Д. Е. Клоковой, Е. Я. Коган, Т. А. Разуваевой, А. В. Хуторского, М. А. Чошанова, С. Е. Шишова и др.), а формулируемые в настоящей статье компетенции рассматриваются в соответствии с ФГОС бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (иностранные языки)».

Результаты

Подготовка будущего учителя в вузе предполагает последовательность и системность обучения по утвержденным стандартам3, являющимся основой образовательных программ4 и локальных учебных планов5, 6.

Обучение по программам высшего образования в содержательной его части в настоящее время предполагает компетентностный подход, направленный на получение профессиональных знаний, умение использовать их в любой педагогической ситуации (Путиловская, 2014), и позволяющих выпускнику решать поставленные профессиональные задачи в различных ситуациях педагогической практики (Разуваева, 2012).

Как результат, подготовка будущего педагога на уровне бакалавриата направлена на формирование профессиональной компетентности как готовности к осуществлению педагогической,

1 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 54Ш (с изменениями на 31 мая 2021 года). URL: https://goo.su/a19v.

2 Приказ МОН РФ «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 07.04.2014 №276. URL: https://docs.cntd.ru/document/499089779.

3 ФГОС. Федеральные стандарты образования. URL: https://fgos.ru.

4 Приказ МОН РФ «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 07.04.2014 №276. URL: https://docs.cntd.ru/document/499089779.

5 ООП СевГУ по программе бакалавриата 44.03.05. URL: https://www.sevsu.ru/sveden/files/025702.pdf.

6 Учебный план СевГУ по программе бакалавриата 44.03.05. URL: https://www.sevsu.ru/sveden/files/024981.pdf.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

методическом, проектной, культурно-просветительскои, организационно-управленческом деятельности, а также по сопровождению учащихся7 (Яковлева, 2002).

В формировании компетенций как содержания обучения и в подготовке учителя иностранных языков выделяется в первую очередь сформированная коммуникативная компетенция8 на уровне не менее С1 по основному и В1 по второму иностранным языкам во всех четырех навыках: продуктивных (говорения и письма) и рецептивных (аудирования и чтения) по системе CEFR9.

Подготовку учителя иностранного языка в вузе можно разделить на два этапа: на первом (1-4 семестры) - заложение основ владения иностранным языком и качественное развитие продуктивных и рецептивных навыков в их взаимодействии, знакомство с иноязычной культурой в комплексе формирования основ коммуникативной компетенции, а на втором (5-10 семестры) -«совершенствование умений всех видов речевой деятельности в сфере профессионального общения, осознание межкультурных различий родной и иностранной культур, овладение социокультурными основами делового профессионального общения» (Сабурова, Уманец, Сорокин, 2006), получение первого самостоятельного педагогического опыта.

Рассмотрим подробнее особенности формирования профессиональной компетентности по программе бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование», ориентированной прежде всего на подготовку педагога для среднего образования.

Бакалавриат обеспечивает готовность к педагогической деятельности в качестве молодого специалиста10, и выпускнику необходимо овладеть всеми составляющими компетентности педагога: определяющими для учителя иностранного языка необходимо выделить коммуникативную, методическую и, ввиду возрастающей роли электронного обучения на всех уровнях образования, информационно-коммуникационную (ИКТ) компетенции.

Поскольку любая программа 44.03.05 «Педагогическое образование» направлена на подготовку учителя предметного обучения, одной из центральных для выпускника является методическая компетенция - способность к разработке рабочих учебных программ по иностранным языкам, маршрутных карт для учащихся с учетом их индивидуальных потребностей и достижений, программ внеурочной деятельности, индивидуализированных технологий обучения иностранным языкам, методики преподавания иностранных языков; для учителя иностранного языка она определяется как комплекс «компетенций, ориентированных на организацию образовательного процесса по ИЯ» (Никитина, Афанасьева, Федотова, 2013).

Важнейшими дисциплинами, формирующими методическую компетенцию, являются дисциплины модулей «Методическая подготовка учителя» (в 4, 5 и 8 семестрах, общим объемом 21 з. е. / 756 ак. часов) и «Современные подходы к проектированию современных образовательных программ» (в 7 и 9 семестрах, общим объемом 7 з. е. / 252 ак. часа)11.

Методическая компетенция включает также проектную, культурно-просветительскую, организационно-управленческую деятельность, а также сопровождение учащихся.

Областью проектной деятельности является «способность проектировать образовательные программы и индивидуальные маршруты учащихся»12, и в последние несколько лет она получает все большее распространение: для учащихся 9-11 классов индивидуальный проект становится обязательной частью учебного плана, а индивидуальные образовательные маршруты сопровождения могут быть разработаны также для экстернов и лиц на семейной форме обучения.

В реализации научно-исследовательской деятельности обучение ориентировано на «решение исследовательских задач в области образования и способность руководить исследовательской деятельностью обучающихся»13.

7 ФГОС. Федеральные стандарты образования. URL: https://fgos.ru.

8 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 54Ш (с изменениями на 31 мая 2021 года). URL: https://goo.su/a19v.

9 Using the CEFR:Principles of Good Practice. URL: https://www.cambridgeenglish.org/images/126011-using-cefr-principles-of-good-practice.pdf.

10 Приказ МОН РФ «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 07.04.2014 №276. URL: https://docs.cntd.ru/document/499089779.

11 Учебный план СевГУ по программе бакалавриата 44.03.05. URL: https://www.sevsu.ru/sveden/files/024981.pdf.

12 ФГОС. Федеральные стандарты образования. URL: https://fgos.ru.

13 Там же.

Нем 12587-94зхР(ОпП||Пе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 3 2022

Педагогические науки

В культурно-просветительской деятельности будущий педагог готовится к «способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы»14.

Но прежде всего, как отмечалось выше, в основе обучения будущего учителя иностранного языка находится формирование коммуникативной компетенции в каждом виде профессиональной деятельности (Яковлева, 2002).

Коммуникативная компетенция в подготовке учителя иностранного языка является дидактической основой обучения, включающей иностранный язык не только как средство и навык, но также культурные нормы и реалии носителей языка, правила общества (Данько, 2021).

Анализ структуры учебного плана и образовательной программы15, 16 показывает, что в течение 5 лет обучения (1-10 семестры, 10 800 академических часов, или 300 з. е., где 1 з. е. = 36 ак. часам), направленного на подготовку школьных учителей17 по ключевым дисциплинам, формирующим коммуникативную компетенцию, выделено: по основному (английскому) языку - 46 з. е. (1656 ак. часов), а по второму иностранному языку - 35 з. е. (1260 ак. часов)18. Кроме этого, из общего объема педагогического бакалавриата на дисциплины профессионального профиля выделено 178 з. е. (6408 ак. часов)19.

В этой связи необходимо отметить, что обучение иностранным языкам в части формирования коммуникативной компетенции в настоящее время следует коммуникативной методике, ориентированной на практическое применение: например, дисциплины «Практикум речевого общения первого / второго иностранного языка», «Иностранный язык (базовый курс)»20 ставят на первое место для будущего педагога активное владение языком и ориентированы на устную речь и активный словарный запас, однако в развитии коммуникативной компетенции необходимо уделять внимание также формированию навыков чтения и письма (пассивного словарного запаса и письменной речи), что предполагает обучение с использованием дидактических материалов на основе адаптивности (согласно уровню обучающегося), актуальности (современных подходов в обучении, методик, предлагаемого материала, заданий и текстов), аутентичности (на основе реальных текстов и диалогов), коммуникативности (с ориентацией на активное владение языком) (Данько, 2021), необходимых для полного соответствия уровню владения; именно эти положения являются основой дальнейшего практического исследования.

Ввиду того, что первая четверть XXI века - время быстрого развития интернет-технологий и связанных с ними ресурсов, на одно из важнейших мест выходит информационно-коммуникационная компетенция в аспекте развития информационно-образовательной среды (ИОС), включающей технические (компьютеры, сети, видеосистемы, интерактивные экраны) и образовательные (программное обеспечение, информационно-образовательные порталы, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки) ресурсы, а также управление процессом: дистанционное обучение, электронную почту, социальные сети, личный кабинет в облаке, форму обучения (Сафуанов, Лехмус, Колганов, 2019).

В результате информационно-коммуникационная компетенция педагога подразумевает как владение всеми доступными на данный момент техническими ресурсами, так и применение их в обучении, а ее формирование - ключевая составляющая современной педагогики в контексте развития электронных форм обучения, реализуемых «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников»21.

В совокупности коммуникативная, методическая и информационно-коммуникационная компетенции ориентированы на формирование педагогической компетенции - способности осуществлять

14 Там же.

15 ООП СевГУ по программе бакалавриата 44.03.05. URL: https://www.sevsu.ru/sveden/files/025702.pdf.

16 Учебный план СевГУ по программе бакалавриата 44.03.05. URL: https://www.sevsu.ru/sveden/files/024981.pdf.

17 Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

18 Учебный план СевГУ по программе бакалавриата 44.03.05. URL: https://www.sevsu.ru/sveden/files/024981.pdf.

19 Там же.

20 Там же.

21 Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

практическую деятельность в среднем образовании; формируемая в течение всего срока обучения, она реализуется главным образом в практической части на ознакомительной (2 семестр, 3 з. е. / 108 ак. часов), педагогической (в 6, 8 и 9 семестрах, 15 з. е. / 540 ак. часов), стажерской (9 семестр, 12 з. е. / 432 ак. часа) и преддипломной (10 семестр, 6 з. е. /216 ак. часов) практиках22' 23.

Окончание бакалавриата и получение диплома подразумевает приобретение базовой профессиональной компетентности педагога (Сластенин, 2002), и его дальнейшая педагогическая деятельность будет предполагать непрерывное овладение новыми знаниями, умениями и навыками на протяжении всей педагогической деятельности, что может быть отмечено в форме системы непрерывного педагогического образования (НПО).

Понятие «непрерывное образование» впервые введено в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО, а в 1972 году в докладе Э. Фора его заменило «непрерывное обучение», и реализуется оно в различных формах обучения 24.

Можно выделить две дальнейших траектории НПО для учителя по окончании бакалавриата.

Первый способ - магистратура как ориентация на углубленную подготовку: хотя бакалавриат предполагает обучение в течение 4-5 лет, данного уровня недостаточно для работы в вузе, где требованием для ППС (в частности, для ассистента / преподавателя) является окончание магистратуры, которая «представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации» (Сластенин, 2002). Магистратура в этом случае создаст условия дальнейшего развития приобретенных компетенций на более высоком уровне в первую очередь для начала работы в высшей школе.

Вторым способом непрерывного образования учителя (при ориентации на работу в системе среднего образования) является регулярное (раз в 3 года) повышение квалификации по методике преподавания предмета (не менее 16 часов) и получение педагогической категории (первой или высшей). На этом уровне полученных компетенций бакалавра достаточно для эффективной работы, но предполагается их периодическая актуализация.

Выводы

Выделим ключевые особенности подготовки учителей иностранного языка по программе 44.03.05 «Педагогическое образование»:

1. Программа педагогического образования по иностранным языкам направлена на формирование необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции в первом и втором иностранных языках во всех ее составляющих для дальнейшей эффективной педагогической деятельности и формируется в течение всего периода обучения в рамках практических занятий на основе коммуникативной методики обучения.

2. Владение методической компетенцией обеспечит эффективную организацию учителем обучения иностранному языку, разработку дидактических и контрольных заданий для учащихся в соответствии с его целями.

3. В условиях внедрения электронных форм обучения, интерактивных материалов и упражнений на всех уровнях образования, информационно-коммуникационная компетенция определяется как третий компонент профессиональной компетентности и основана на эффективном использовании доступных технологий и ресурсов в обучении иностранному языку.

4. Бакалавриат обеспечивает основную подготовку учителя, а его дальнейшее профессиональное развитие может быть определено как непрерывное педагогическое образование, реализуемое в горизонтальной (повышение квалификации, получение педагогической категории и др.) и вертикальной (окончание магистратуры как повышение уровня образования и углубление профессиональных компетенций, получение узкой специализации, заложение основ научно-исследовательской деятельности для возможной педагогической деятельности в высшей школе) педагогических траекториях.

22 ООП СевГУ по программе бакалавриата 44.03.05. URL: https://www.sevsu.ru/sveden/files/025702.pdf.

23 Учебный план СевГУ по программе бакалавриата 44.03.05. URL: https://www.sevsu.ru/svede11/files/024981.pdf.

24 European Commission/EACEA/Eurydice, 2020. The European Higher Education Area in 2020: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Педагогические науки

Источники

Данько Ю. В. (2021) Лингвокультурная компетенция в иностранном языке как дидактическая основа обучения. Modern Science, №12-4, с.145-148.

Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. (2013) Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, №. 12, с. 54-65.

Путиловская Т. С. (2014) Концепция обучения иностранным языкам в управленческом образовании. Монография. М., Издательский дом ФГБОУ ВПО «ГУУ», 115 с.

Разуваева Т. А. (2012) Компетентностная модель образования: краткий анализ ключевых понятий и проблем реализации. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, № 28, с. 986-989.

Сабурова Н. А., Уманец И. Ф., Сорокин Н. Ю. (2006) Концепция обучения иностранным языкам в университете. Проблемы высшего образования, №. 1, с. 124-127.

Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. (2019) Цифровизация системы образования. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика, №. 2 (28), с. 108-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сластенин В. А. (2002) Педагогика. М., Издательский центр «Академия», 576 с.

Шустова М. В. (2009) Профессиональная компетентность учителя. Педагогическое образование и наука, №. 1, с. 60-64.

Яковлева Н. О. (2002) Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. Монография. М., Информационно-издательский центр АТиСО, 194 с.

References

Danko Yu. V. (2021) Lingvokul'turnaya kompetentsiya v inostrannom yazyke kak didakticheskaya osnova obucheniya [Linguistic and cultural competence in a foreign language as a didactic basis for teaching]. Modern Science, no. 12-4, pp.145-148 (In Russian).

Nikitina E.Yu., Afanasyeva O.Yu., Fedotova M.G. (2013) Metodicheskaya kompetentsiya budushchego uchitelya inostrannogo yazyka [Methodological competence of the future teacher of a foreign language]. Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, no. 12, pp. 54-65 (In Russian).

Putilovskaya T. S. (2014) Kontseptsiya obucheniya inostrannym yazykam v upravlencheskom obrazovanii [The concept of teaching foreign languages in management education]. Moscow, FGBOU VPO GUU Publishing House, 115 p. (In Russian).

Razuvayeva T. A. (2012) Kompetentnostnaya model' obrazovaniya: kratkiy analiz klyuchevykh ponyatiy i problem realizatsii [Competence-based model of education: a brief analysis of key concepts and implementation problems]. Izvestia Penzenskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta imeni V. G. Belinskogo, no. 28, pp. 986-989 (In Russian).

Saburova N. A., Umanets I. F., Sorokin N. Yu. (2006) Kontseptsiya obucheniya inostrannym yazykam v universitete [The concept of teaching foreign languages at the university]. Problems of Higher Education, no. 1, pp. 124-127 (In Russian).

Safuanov R. M., Lekhmus M. Yu., Kolganov E. A. (2019) Tsifrovizatsiya sistemy obrazovaniya [Digitalization of the education system]. Vestnik UGNTU. Science, education, economics. Series: Economics, no. 2 (28), pp. 108-113 (In Russian).

Slastenin V. A. (2002) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 576 p. (In Russian).

Shustova M. V. (2009) Professional'naya kompetentnost' uchitelya [Professional competence of the teacher]. Pedagogical Education and Science, no. 1, pp. 60-64 (In Russian).

Yakovleva N. O. (2002) Kontseptsiya pedagogicheskogo proyektirovaniya: metodologicheskiye aspekty [The concept of pedagogical design: methodological aspects]. Information and publishing center ATiSO, 194 p. (In Russian).

Информация об авторе

Данько Юрий Владимирович

Аспирант кафедры педагогического образования. Севастопольский государственный университет (299053, РФ, г. Севастополь, Университетская ул., 33). ORCID ID: https://orcid.0rg/0000-0001-5958-9866. SPIN-код: 9944-9375. Author ID:1095441. E-mail: bonifacius-zs@yandex.ru

Author4 s information

Yuri V. Danko

Graduate student. Sevastopol State University (33 Universitetskaya St., Sevastopol, 299053, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5958-9866. SPIN: 9944-9375. Author ID: 1095441. E-mail: bonifacius-zs@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.