Научная статья на тему 'Методическая подготовка историков-бакалавров: современное состояние и проблемы'

Методическая подготовка историков-бакалавров: современное состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / METHODS OF TEACHING HISTORY / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / METHODOLOGICAL TRAINING / БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR'S DEGREE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / TEACHERS' TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыжина Ольга Андреевна

Особая роль в социально-экономическом развитии любой страны принадлежит системе образования. Запросы общества обусловливают требования к личности и деятельности специалиста. Педагогическая профессия принадлежит к одному из сложнейших видов человеческой деятельности. Она ставит педагога перед лицом совершенно неожиданных, а порой и нестандартных ситуаций, решение которых трудно, да и невозможно заранее запрограммировать. Педагогическое образование это профессиональное образование, задача которого состоит в подготовке не только преподавателя школы, который дает знания по определенному учебному предмету, а учителя педагога в широком смысле этого слова, который заботится о разностороннем развитии и воспитании подрастающего поколения. Современные нормативные документы отечественного образования, в том числе школьного, определяют круг требований к уровню профессиональной подготовки учителя, компонентом которой является и методическая составляющая. Методическая подготовка как элемент педагогического образования включает в себя совокупность знаний, умений, способностей специалиста по реализации эффективной профессиональной деятельности в условиях образовательной организации с учетом современных требований государства, общества, а также запросов и возможностей обучающегося. В статье автор определил актуальность и значение методической подготовки педагога, охарактеризовал современное состояние и основные проблемы, возникающие у преподавателя в процессе подготовки студентов педагогического вуза к реализации деятельности в рамках общеобразовательной школы посредством базовой дисциплины профессионального блока «Методика обучения и воспитания в историческом образовании», реализуемой на первой ступени высшего педагогического образования Уральского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыжина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological training of bachelors in history: current state and problems

Special role in the socio-economic development of any country belongs to the educational system. Demands from the society determine the requirements for the personality and activities of a specialist. Teaching profession belongs to one of the most difficult types of human activities. A teacher is confronted with completely unexpected and sometimes unusual problems, the solution of which is difficult and impossible to plan in advance. Pedagogical education is a professional education, the task of which is to prepare not only a school teacher who gives knowledge on a particular subject, but also a teacher in the broad sense of the word, who cares about the diverse development and education of the younger generation. Modern normative documents of the national education, including school education, define the range of requirements to the level of professional training of teachers, an important component of which is the methodological component. Academic training as an element of pedagogical education includes a set of knowledge, skills and abilities of a specialist to implement effective professional activity in an educational organization, taking into account the contemporary requirements of the state, society, as well as the needs and opportunities of the student. The author has defined the relevance and value of methodological training of a teacher, has characterized a modern state and the main problems of a teacher in the course of teaching students of pedagogical higher education institution to work in a comprehensive school within the subject called "Methods of Teaching in Historical Education" taught at the first stage of the higher pedagogical education of the Ural State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Методическая подготовка историков-бакалавров: современное состояние и проблемы»

УДК 378.147:371.124:93

ББК Ч448.985 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.08 Лыжина Ольга Андреевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения истории, доцент кафедры теории и методики обучения истории Института общественных наук, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: lyzhinaoa@yandex.ru.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИСТОРИКОВ-БАКАЛАВРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методика преподавания истории; методическая подготовка; бакалавриат; студенты; подготовка будущих учителей.

АННОТАЦИЯ. Особая роль в социально-экономическом развитии любой страны принадлежит системе образования. Запросы общества обусловливают требования к личности и деятельности специалиста. Педагогическая профессия принадлежит к одному из сложнейших видов человеческой деятельности. Она ставит педагога перед лицом совершенно неожиданных, а порой и нестандартных ситуаций, решение которых трудно, да и невозможно заранее запрограммировать. Педагогическое образование - это профессиональное образование, задача которого состоит в подготовке не только преподавателя школы, который дает знания по определенному учебному предмету, а учителя - педагога в широком смысле этого слова, который заботится о разностороннем развитии и воспитании подрастающего поколения. Современные нормативные документы отечественного образования, в том числе школьного, определяют круг требований к уровню профессиональной подготовки учителя, компонентом которой является и методическая составляющая. Методическая подготовка как элемент педагогического образования включает в себя совокупность знаний, умений, способностей специалиста по реализации эффективной профессиональной деятельности в условиях образовательной организации с учетом современных требований государства, общества, а также запросов и возможностей обучающегося. В статье автор определил актуальность и значение методической подготовки педагога, охарактеризовал современное состояние и основные проблемы, возникающие у преподавателя в процессе подготовки студентов педагогического вуза к реализации деятельности в рамках общеобразовательной школы посредством базовой дисциплины профессионального блока - «Методика обучения и воспитания в историческом образовании», реализуемой на первой ступени высшего педагогического образования Уральского государственного педагогического университета.

Lyzhina Olga Andreevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Teaching History, Institute of Social Sciences, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

METHODOLOGICAL TRAINING OF BACHELORS IN HISTORY: CURRENT STATE AND PROBLEMS

KEYWORDS: methods of teaching History; methodological training; Bachelor's degree; students; teachers' training.

ABSTRACT. Special role in the socio-economic development of any country belongs to the educational system. Demands from the society determine the requirements for the personality and activities of a specialist. Teaching profession belongs to one of the most difficult types of human activities. A teacher is confronted with completely unexpected and sometimes unusual problems, the solution of which is difficult and impossible to plan in advance. Pedagogical education is a professional education, the task of which is to prepare not only a school teacher who gives knowledge on a particular subject, but also a teacher in the broad sense of the word, who cares about the diverse development and education of the younger generation. Modern normative documents of the national education, including school education, define the range of requirements to the level of professional training of teachers, an important component of which is the methodological component. Academic training as an element of pedagogical education includes a set of knowledge, skills and abilities of a specialist to implement effective professional activity in an educational organization, taking into account the contemporary requirements of the state, society, as well as the needs and opportunities of the student. The author has defined the relevance and value of methodological training of a teacher, has characterized a modern state and the main problems of a teacher in the course of teaching students of pedagogical higher education institution to work in a comprehensive school within the subject called "Methods of Teaching in Historical Education" taught at the first stage of the higher pedagogical education of the Ural State Pedagogical University.

Ювременные нормативные доку- сийской Федерации» (2012 г.) в гл. 5 ст. 47

/менты отечественного образования говорится о правах педагогического работ-

регламентируют требования государства и ника на «свободу выбора и использования

общества к учителю, в том числе и к его обоснованных форм, средств, методов обу-

методической подготовке. Так, в Феде- чения и воспитания», а также «право на

ральном законе «Об образовании в Рос- творческую инициативу, разработку и

С

С

© Лыжина О. А., 2018

применения ... методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы.» [15, с. 57]. В Профессиональном стандарте педагога, вступившем в силу с 1 января 2017 г., перечислен ряд трудовых действий, необходимых умений и знаний, практическая реализация которых напрямую связана с методической подготовкой будущего специалиста во время его обучения в вузе. Например, в перечне трудовых действий фигурируют планирование и проведение учебных занятий, формирование у учащихся учебных действий. Необходимым для учителя умением названо владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий. В структуре необходимых знаний находим знания об основах методики преподавания вообще и по предмету в частности, основных принципах деятельностного подхода, видах и приемах современных педагогических технологий и др. [5]. В Федеральном государственном стандарте высшего педагогического образования перечислены профессиональные задачи, которые должен быть готов решать выпускник, освоивший программу бакалавриата, в рамках своей педагогической деятельности, в том числе:

- осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области и др. [13; 14].

Другими словами, в современных нормативных документах подчеркнута значимость методической подготовки специалистов и необходимости учета этих требований в процессе обучения студентов педагогического вуза. В связи с этим важно отслеживать состояние и основные проблемы, возникающие в процессе подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в рамках общеобразовательной школы, находить наиболее эффективные пути повышения качества этой подготовки, в том числе посредством изучения, анализа и обобщения накопленного в вузах опыта.

В учебных планах исторического факультета (с 29.01.2018 г. - одно из подразделений Института общественных наук) Уральского государственного педагогического университета, ведущего подготовку учителей истории по направлению «Педагогическое образование», одной из базовых является дисциплина «Методика обучения и воспитания в историческом образовании», которая изучается студентами с IV по VII семестр (со II по IV курс, соответствен-

но) в объеме 12 зачетных единиц, что составляет 432 часа по очной и заочной формам обучения. По содержанию делится на два модуля/блока: «Методика воспитания в историческом образовании» (2 ЗЕ/72 ч.) и «Теория и методика обучения истории» (10 ЗЕ/360 ч.). Освоение дисциплины предполагает формирование у студентов комплекса общекультурных и общепрофессиональных компетенций, позволяющих выпускнику реализовывать профессиональную деятельность в современной отечественной общеобразовательной школе:

- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК - 2);

- готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК - 3);

- готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК - 4);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК - 6) [6].

Характеризуя учебно-методическую обеспеченность этой дисциплины как один из показателей качества образования, нельзя не отметить, что начиная с 2000-х гг. были подготовлены известными отечественными историками-методистами: Е. Е. Вяземским и О. Ю. Стреловой (в соавторстве) [1], А. Т. Степанищевым [8; 9], М. Т. Студе-никиным [10] - соответствующие учебные пособия. Все они имеют гриф «Допущено (Рекомендовано) Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений», выпущены одним из ведущих издательств России - «ВЛАДОС» достаточно большими тиражами. Эти учебники создавались в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) [2]. В них освещается опыт методики преподавания истории с дореволюционной России до конца 90-х гг. XX в.

Несомненными достоинствами этих учебных изданий как для студента, так и для преподавателя являются подробное описание процесса становления и развития методики преподавания истории; ценностное отношение авторов к опыту преподавания истории, что подтверждается наличием выдержек и цитат из методических изданий, а также биографических данных как важного элемента дополнительного текста учебного издания. При этом каждый методист обратил внимание на понятийный ап-

парат дисциплины, что было отражено в «Словаре понятий», как важном элементе пояснительного текста учебного пособия. В основном рассматриваемые издания содержат вопросы, упражнения и задания как важный элемент методического аппарата учебника. Так, в учебнике А. Т. Степанище-ва каждый из 41 параграфа завершается «Практикумом» как методическим элементом (рубрикой) учебного издания, состоящего из разных видов заданий, направленных на работу с понятиями, фактами как исторического прошлого, так и процесса преподавания истории. А в учебном пособии Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой после каждой из шести глав предложены следующие рубрики: «Вопросы для самоконтроля», «Вопросы для размышления», «Темы рефератов и курсовых работ». При этом рубрика «Вопросы для самоконтроля» содержит в среднем три-пять заданий. Например: найти и вычеркнуть лишнее; составить тезисный план; используя разные критерии, охарактеризовать приемы изучения истории; заполнить пропуски в тексте и др. [1, с. 97, 167, 278, 374]. Рубрика «Вопросы для размышлений» представлена тремя-четырьмя вопросами, направленными на формирование и развитие оценочных суждений, личного мнения студента о процессе обучения истории в нашей стране и за рубежом. С этой же целью представлены внутренние вопросы большинства параграфов данного издания.

Таким образом, содержание представленных учебных изданий можно использовать при изучении базовой дисциплины «Методика обучения и воспитания в историческом образовании», в частности в процессе рассмотрения эволюции средств, методов, форм обучения в отечественной общеобразовательной школе и опыта их применения в современном школьном образовании.

При этом стоит отметить, что на современном этапе в отечественном образовании реализуются компетентностный и систем-но-деятельностный подходы, которые акцентируют внимание на формировании практических результатов обучения, что должно быть учтено при составлении учебного пособия [2; 15]. Поэтому стоит обратить внимание на жанр учебных пособий -хрестоматию. По методике обучения истории такого пособия не существует. Автор считает, что для сохранения богатого накопленного опыта преподавания истории методистами дореволюционного, советского и современного этапов и формирования у студентов ценностного к нему отношения такой жанр учебного издания, как хрестоматия, необходим. Это пособие должно содержать выдержки из нормативных доку-

ментов, программно-методических и учебно-методических материалов, сформированных в соответствии с основными разделами курса.

В состав УМК дисциплины должны входить программно-методические и учебно-методические материалы. Так, преподаватель составляет рабочую программу дисциплины, в которой отражены цели, задачи, структура, содержание, особенности преподавания и учебно-методическая обеспеченность. Базовая дисциплина должна быть оснащена подробными методическими рекомендациями по проведению занятий практического вида, в которых представлены не только план занятия и основные источники информации для студентов, но и методический инструментарий, позволяющий помочь студенту, например, в выполнении обязательных заданий. Примером такого пособия по методике преподавания истории можно считать учебное издание М. В. Коротковой и М. Т. Студеникина [4].

Основной задачей преподавания курса «Методика обучения и воспитания в историческом образовании» можно считать процесс формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций. При проведении занятий по этой дисциплине используются различные формы: лекционные, семинарские, практические и лабораторные. Лекционный курс дает основные теоретические знания по дисциплине, а профессиональные компетенции у студентов формируются, в основном, на занятиях практического вида. При этом из общего количества часов, выделенных на изучение дисциплины по учебному плану, аудиторные занятия составляют половину отведенного времени (216 часов) и столько же отводится на самостоятельную работу студентов, которая заключается в выполнении заданий преподавателя.

С учетом этого объективного фактора и личного опыта преподавания дисциплины на факультете (18 лет) автор рассматривает как продуктивный определенный перечень обязательных для самостоятельного выполнения студентами заданий по «Теории и методике обучения истории». Так, в начале изучения дисциплины, в четвертом семестре (II курс) студенты выполняют задания по составлению таблиц разного содержания, выполняют лабораторные работы по анализу нормативных документов школьного исторического образования, осуществляют структурно-функциональный и сравнительный анализ школьных учебников истории, готовят сообщения и аналитические записки об историческом опыте и современных достижениях историко-методиче-ской мысли и т. д.

На третьем курсе (в V семестре) задания усложняются, что определено активной подготовкой студентов к прохождению первой для них производственной практики, которая по учебному плану реализуется в шестом семестре. Студенты готовят методические материалы по формированию исторических понятий на уроках истории, разрабатывают и представляют развернутые характеристики реализации того или иного метода (приема) и средства обучения истории; разрабатывают и представляют конспекты комбинированного урока истории, технологической карты урока истории и другие задания.

В шестом семестре организуется самостоятельная работа студентов, направленная на подготовку к производственной практике, осуществляемой на старшей ступени общеобразовательной школы. Студенты знакомятся с особенностями реализации традиционных форм учебных занятий в старших классах, в том числе:

- составляют и представляют поурочное планирование учебной темы;

- разрабатывают и представляют конспекты школьного лекционного занятия, школьного практического занятия, школьного лабораторного занятия, школьного семинарского занятия;

- проводят школьное занятие по подготовленному конспекту в студенческой группе.

На заключительном этапе освоения дисциплины студентам предлагается выполнить более сложные задания, с опорой как на теоретические знания, так и на опыт преподавательской деятельности, приобретенный в ходе прохождения двух педагогических практик, как например, составление и представление методики формирования учебного действия, подбор и разработка методических материалов по реализации современной технологии обучения истории и др.

С целью формирования профессиональной компетенции посредством изучения дисциплины можно предложить алгоритм совместной работы преподавателя и студента. Так, заявленная в рабочей программе дисциплины общепрофессиональная компетенция - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся - формируется постепенно, на протяжении всего процесса освоения дисциплины. При этом используются знания и умения, полученные студентами при освоении базовых дисциплин профессионального блока - педагогики и психологии, которые изучаются синхронно [11; 12]. На лекционных занятиях дисцип-

лины, начиная со второго курса, студенты знакомятся с основными понятиями дисциплины: обучение, преподавание, учение, метод обучения, методический прием, средство обучения, форма работы обучающихся и др., разбираясь в их специфике с точки зрения методической науки. При рассмотрении вопроса характеристики факторов обучения истории, внимание студентов акцентируется не только на эволюции каждого из них, но и на взаимосвязи этих движущих сил процесса обучения истории. Практические занятия в данном случае нацелены на подготовку студентов к формированию названной компетенции, созданию благоприятных для этого условий.

Следующие два семестра являются самыми активными в формировании компетенции. В ходе лекционного курса преподаватель знакомит студентов с научно-методической организацией процесса обучения, а на практических занятиях отрабатываются основные элементы реализации методического инструментария учителя истории. Например, на практическом занятии «Реализация методов обучения истории в современной общеобразовательной школе» преподаватель в ходе фронтального опроса стимулирует познавательную активность обучающихся по припоминанию знаний о методах обучения истории, их видах, особенностях реализации. Далее он организует деятельность студентов по микрогруппам для выполнения задания: подготовить и продемонстрировать реализацию метода обучения истории в конкретной учебной ситуации (каждой группе предлагается конкретный метод обучения истории и учебная ситуация). В системе домашнего задания обучающимся индивидуально необходимо выполнить одно из обязательных заданий дисциплины пятого семестра: подготовить и представить развернутую характеристику метода обучения истории. Преподаватель предлагает план характеристики метода обучения истории: название метода обучения истории, группа и вид, цель реализации, способы и средства реализации, алгоритм и рекомендации по реализации метода обучения истории.

На завершающем этапе (седьмой семестр) происходит совершенствование методической подготовки бакалавра в соответствии с заявленной компетенцией.

Таким образом, методическая подготовка бакалавров-историков является неотъемлемым элементом современного отечественного вузовского педагогического образования и фундаментом для успешной деятельности специалиста в условиях общеобразовательной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 383 с.

2. Габай Т. В. Научные идеи П. Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 4. - С. 28-36. - Режим доступа: http: //psyjournals.ra/ffles/57729/kip_20l2_4_Gabay.pdf (дата обращения: 07.05.2018).

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032600 - История квалификация учитель истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bsk.vsu.ra/docs/sveden/eduStandarts/ГОС_ВПО_05040l_0326oo_История.pdf (дата обращения: 04.05.2018).

4. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Практикум по методике преподавания истории в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2000. - 272 с.

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.menobr.ru/artide/6540i-qqq-l8-ml-profstandart-pedagoga (дата обращения: 30.04.2018).

6. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения и воспитания в историческом образовании» [Электронный ресурс] / сост. О. А. Лыжина. - Режим доступа: https: //uspu.ru/sveden/education/ (дата обращения: 03.05.2018).

7. Рабочая программа дисциплины «Производственная практика для ООП «44.03.05 - Педагогическое образование» профиль «История / Обществознание» [Электронный ресурс] / сост. А. В. Антонова, З. И. Гузненко, О. А. Лыжина. - Режим доступа: https://uspu.ru/sveden/education/ (дата обращения: 03.05.2018).

8. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. - М. : ВЛАДОС, 2002. - Ч. I. - 304 с.

9. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. - М. : ВЛАДОС, 2002. - Ч. II. - 208 с.

10. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 239 с.

11. Учебный план направления подготовки: 44.03.01. - Педагогическое образование. История и обществознание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uspu.ru/sveden/files/44.03.05_PO_ Istoriya_i_obschestvoznanie_20i7.pdf (дата обращения: 05.05.2018).

12. Учебный план направления подготовки: 44.03.01. - Педагогическое образование. История и правоведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uspu.ru/sveden/files/Ucheb_plan_IP_ 26.05.20i6.pdf (дата обращения: 05.05.2018).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //classinform.ru/fgos/44.03.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html (дата обращения: 13.02.2018).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). - Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/44.03.05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumia-profiliami-podgotovki.html (дата обращения: 30.04.2018).

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. - 160 с.

16. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие. - М., 2013. - 73 с.

REFERENCES

1. Vyazemskiy E. E., Strelova O. Yu. Teoriya i metodika prepodavaniya istorii : ucheb. dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. - M. : VLADOS, 2003. - 383 s.

2. Gabay T. V. Nauchnye idei P. Ya. Gal'perina i ikh razvitie v sovremennoy deyatel'nostnoy teorii ucheniya [Elektronnyy resurs] / / Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. - 2012. - № 4. - S. 28-36. - Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/files/57729/kip_2012_4_Gabay.pdf (data ob-rashcheniya: 07.05.2018).

3. Gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Spetsial'nost' 032600 - Istoriya kvalifikatsiya uchitel' istorii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://bsk.vsu.ru/docs/ sveden/eduStandarts/GOS_VPO_050401_032600_Istoriya.pdf (data obrashcheniya: 04.05.2018).

4. Korotkova M. V., Studenikin M. T. Praktikum po metodike prepodavaniya istorii v shkole : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. - M., 2000. - 272 s.

5. Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (data obrashcheniya: 30.04.2018).

6. Rabochaya programma distsipliny «Metodika obucheniya i vospitaniya v istoricheskom obrazovanii» [Elektronnyy resurs] / sost. O. A. Lyzhina. - Rezhim dostupa: https://uspu.ru/sveden/education/ (data obrashcheniya: 03.05.2018).

7. Rabochaya programma distsipliny «Proizvodstvennaya praktika dlya OOP «44.03.05 - Pedagogicheskoe obrazovanie» profil' «Istoriya / Obshchestvoznanie» [Elektronnyy resurs] / sost. A. V. Antonova, Z. I. Guznenko, O. A. Lyzhina. - Rezhim dostupa: https://uspu.ru/sveden/education/ (data obrashcheniya: 03.05.2018).

8. Stepanishchev A. T. Metodika prepodavaniya i izucheniya istorii : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy : v 2 ch. - M. : VLADOS, 2002. - Ch. I. - 304 s.

9. Stepanishchev A. T. Metodika prepodavaniya i izucheniya istorii : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy : v 2 ch. - M. : VLADOS, 2002. - Ch. II. - 208 s.

10. Studenikin M. T. Metodika prepodavaniya istorii v shkole : ucheb. dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. - M. : VLADOS, 2000. - 239 s.

11. Uchebnyy plan napravleniya podgotovki: 44.03.01. - Pedagogicheskoe obrazovanie. Istoriya i obshchestvoznanie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://uspu.ru/sveden/files/44.03.05_PO_Istoriya _i_obschestvoznanie_2017.pdf (data obrashche-niya: 05.05.2018).

12. Uchebnyy plan napravleniya podgotovki: 44.03.01. - Pedagogicheskoe obrazovanie. Istoriya i pravovedenie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostu-pa:https://uspu.ru/sveden/files/Ucheb_plan_IP_ 26.05.2016.pdf (data obrashcheniya: 05.05.2018).

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: // http: //classinform.ru/fgos/44.03.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html (data obrashcheniya: 13.02.2018).

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05. Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). - Rezhim dostupa: http://classinform.ru/fgos/44.03.05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumia-profiliami-podgotovki. html (data obrashcheniya: 30.04.2018).

15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». - M., 2013. - 160 s.

16. Khutorskoy A. V. Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii : nauch.-metod. posobie. - M., 2013. - 73 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.