Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность в вузе / универсальные и профессиональные компетенции / курс по выбору / будущие учителя математики / project activities at the university / universal and professional competencies / elective course / future teachers of mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ирина Николаевна, Крылатых Светлана Ильдаровна

Инновации в системе образования приводят к изменениям и в подготовке будущих учителей. Одной из задач изменения высшего образования является создание востребованной системы подготовки выпускников вуза, способных генерировать и внедрять инновации. Среди квалификационных требований к будущему педагогу предъявляется универсальная компетенция, связанная с организацией проектной деятельности. Современный выпускник педагогического вуза должен не только хорошо ориентироваться в различных подходах и технологиях обучения, но и обладать гибкостью мышления, способностью к совершенствованию своих знаний и опыта. Одним из возможных инструментов реализации компетентностного подхода в вузе является проектный метод. Проектная деятельность студентов-бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направлена на повышение качества формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций. Проектная деятельность рассматривается как разновидность профессионально-педагогической деятельности, формирование которой проходит несколько этапов – освоение основ проектной деятельности, приобретение первичного опыта в разработке индивидуальных проектов по профилю обучения, формирование методических умений по разработке и апробации учебных проектов для школьников. В работе представлен опыт организации учебной проектной деятельности в рамках освоения основной профессиональной программы направленности «Математика и дополнительное образование». Результаты первого этапа экспериментальной работы по организации учебной проектной деятельности студентов показали динамику осознания обучающимися значимости предметных знаний и умений, межпредметных связей и приложений математики, коммуникативной и рефлексивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Ирина Николаевна, Крылатых Светлана Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING PROJECT ACTIVITIES IN PREPARING FUTURE MATHEMATICS TEACHERS

Innovations in the education system lead to changes in the training of future teachers. One of the tasks of changing higher education is to create a popular system for training university graduates who are able to generate and implement innovations. Among the qualification requirements for a future teacher is a universal competence related to the organization of project activities. A modern graduate of a pedagogical university should not only be well versed in various approaches and teaching technologies, but also have the flexibility of thinking, the ability to improve their knowledge and experience. One of the possible tools for implementing the competency-based approach at a university is the project method. The project activity of bachelor students in the direction 44.03.05 Pedagogical education is aimed at improving the quality of the formation of universal and general professional competencies. Project activity is considered as a kind of professional and pedagogical activity, the formation of which goes through several stages − mastering the basics of project activity, acquiring primary experience in the development of individual projects in the field of study, the formation of methodological skills for the development and testing of educational projects for schoolchildren. The paper presents the experience of organizing educational project activities as part of the development of the main professional program of the direction "Mathematics and Additional Education". The results of the first stage of experimental work on the organization of educational project activities of students showed the dynamics of students' awareness of the importance of subject knowledge and skills, interdisciplinary connections and applications of mathematics, communicative and reflective activities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 53-61. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 10. P. 53-61.

Научная статья УДК 378.096:51

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-10-53-61

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Ирина Николаевна Власова1, Светлана Ильдаровна Крылатых2

1,2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

1 vlasova@pspu.ru

2 cvetlana_h@pspu.ru

Аннотация. Инновации в системе образования приводят к изменениям и в подготовке будущих учителей. Одной из задач изменения высшего образования является создание востребованной системы подготовки выпускников вуза, способных генерировать и внедрять инновации. Среди квалификационных требований к будущему педагогу предъявляется универсальная компетенция, связанная с организацией проектной деятельности. Современный выпускник педагогического вуза должен не только хорошо ориентироваться в различных подходах и технологиях обучения, но и обладать гибкостью мышления, способностью к совершенствованию своих знаний и опыта. Одним из возможных инструментов реализации компетентностного подхода в вузе является проектный метод. Проектная деятельность студентов-бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направлена на повышение качества формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций. Проектная деятельность рассматривается как разновидность профессионально-педагогической деятельности, формирование которой проходит несколько этапов - освоение основ проектной деятельности, приобретение первичного опыта в разработке индивидуальных проектов по профилю обучения, формирование методических умений по разработке и апробации учебных проектов для школьников. В работе представлен опыт организации учебной проектной деятельности в рамках освоения основной профессиональной программы направленности «Математика и дополнительное образование». Результаты первого этапа экспериментальной работы по организации учебной проектной деятельности студентов показали динамику осознания обучающимися значимости предметных знаний и умений, межпредметных связей и приложений математики, коммуникативной и рефлексивной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность в вузе, универсальные и профессиональные компетенции, курс по выбору, будущие учителя математики

Для цитирования: Власова И.Н., Крылатых С.И. Организация учебной проектной деятельности в подготовке будущих учителей математики // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 53-61. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-53-61

Original article

ORGANIZATION OF TRAINING PROJECT ACTIVITIES IN PREPARING FUTURE MATHEMATICS TEACHERS

Irina N. Vlasova1, Svetlana I. Krylatykh2

1,2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

1 vlasova@pspu.ru

2 cvetlana_h@pspu.ru

© Власова И.Н., Крылатых С.И., 2022

Abstract. Innovations in the education system lead to changes in the training of future teachers. One of the tasks of changing higher education is to create a popular system for training university graduates who are able to generate and implement innovations. Among the qualification requirements for a future teacher is a universal competence related to the organization of project activities. A modern graduate of a pedagogical university should not only be well versed in various approaches and teaching technologies, but also have the flexibility of thinking, the ability to improve their knowledge and experience. One of the possible tools for implementing the competency-based approach at a university is the project method. The project activity of bachelor students in the direction 44.03.05 Pedagogical education is aimed at improving the quality of the formation of universal and general professional competencies. Project activity is considered as a kind of professional and pedagogical activity, the formation of which goes through several stages - mastering the basics of project activity, acquiring primary experience in the development of individual projects in the field of study, the formation of methodological skills for the development and testing of educational projects for schoolchildren. The paper presents the experience of organizing educational project activities as part of the development of the main professional program of the direction "Mathematics and Additional Education". The results of the first stage of experimental work on the organization of educational project activities of students showed the dynamics of students' awareness of the importance of subject knowledge and skills, interdisciplinary connections and applications of mathematics, communicative and reflective activities.

Keywords: project activities at the university, universal and professional competencies, elective course, future teachers of mathematics

For citation: Vlasova I.N., Krylatykh S.I. Organization of educational project activities in the preparation of future teachers of mathematics. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;10:53-61. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-53-61

Введение

Одной из задач изменения высшего образования является создание востребованной системы подготовки выпускников вуза, способных генерировать и внедрять инновации. Среди квалификационных требований к будущему педагогу предъявляется универсальная компетенция «Разработка и реализация проектов», выражающаяся в способности будущего учителя определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений [Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" (с изменениями и дополнениями) 2018: 5]. Поэтому одним из направлений развития современного высшего образования может стать учебная проектная деятельность студентов, так как посредством такой организации происходят качественные изменения в готовности будущих педагогов применять деятельностные технологии обучения в школе [Уткина 2016: 97].

Преобразование полученных в вузе знаний и умений в реальной педагогической деятельности требует значительных интеллектуальных усилий и часто связано с появлением у молодых учителей стрессовых состояний. Поэтому проблема поиска новых методов и технологий обучения студентов с целью их быстрой адаптации к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях является актуальной. Таким образом, на первый план выдвигается задача обучения будущих учителей конкретным типам профессиональной деятельности, в том числе, проектной, необходимой для развития инновационной деятельности в условиях возрастающей динамики изменений во всех сферах жизни [Кудинова 2018].

Целью статьи является описание результатов начального этапа научного исследования по определению возможных условий успешной реализации учебной проектной деятельности при подготовке будущих учителей математики.

Основная часть

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными терминами и категориями как «проект», «проектирование», «деятельность», «творчество». При разработке

основной образовательной программы подготовки будущего учителя математики в учебный план были включены методические дисциплины и проектно-технологические практики, содержание которых направленно не только на освоение теоретических положений о проектной деятельности, но и на непосредственную разработку и реализацию учебных проектов. Эти дисциплины реализуются на 3-5 курсах и входят в систему по формированию проектных умений будущего педагога.

Основное содержание проектного подхода к обучению остается неизменным: обеспечение значительного прироста разнообразных способностей обучающихся и получение практических результатов. Так, по мнению, И.А. Юрловской, проектный метод -это «инновационная технология обучения, при которой обучающиеся приобретают новые ЗУНы в процессе поэтапного, самостоятельного планирования, разработки и продуцирования усложняющихся заданий, аспектов проблемы, ее микротем» [Юрловская 2014: 1]. Также проектный метод рассматривается как самостоятельная творческая работа обучающихся по решению практических задач в какой-либо области, при этом возможно наставничество со стороны педагога [Ступницкая 2010: 5-6]. Поэтому в проектной деятельности студенты должны решать актуальные задачи из области будущей профессиональной деятельности, для решения которых нужны знания и умения, приобретенные не только на математических дисциплинах, но в курсе педагогики, психологии, информационных технологий. Такой подход способствует эффективному формированию универсальных и общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, позволяет найти практическое применение изученной теории. Большая часть последних исследований в этом направлении отличается практической направленностью и посвящена различным аспектам проектной деятельности [Маркова 2014; Метелева 2016].

Зарубежные ученые рассматривают проект как учебный метод в подготовке менеджеров и управленцев, при котором организуется межгрупповая работа студентов для эффективного обмена знаниями и опытом. По их мнению, процесс учебного проектирования - это ответ на экономические требования современных организаций, которые заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты умели решать проблемы, возникающие на разных стадиях развития предприятия.

Так в португальском университете в течение нескольких лет проводилось изучение влияния проектного метода на способности студентов и качество их обучения. Результаты показали, что, по мнению самих обучающихся, использование проектного метода повышает их роль и степень участия в образовательном процессе и положительно влияет на его результаты [Engaging Students in Learning 2014: 55]. Другие ученые отмечают, что участие в проектной деятельности способствует повышению ответственности, самостоятельности обучающихся, формированию умений самообразования и самоорганизации [Решетка 2013: 85].

Проектная деятельность студентов - это учебная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата и создание определенного уникального продукта. Сам проект рассматривается как процесс, который состоит из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям.

Общими признаками, по которым проект отличается от других видов деятельности, являются:

- направленность на достижение конкретных целей за ограниченный промежуток времени;

- неповторимость и уникальность в определенной степени;

- комплексность - наличие большого числа факторов, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта.

Структура готовности учителя к применению современных образовательных технологий, подходов и приемов рассматривается в личностно-деятельностной теории как совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями:

1) мотивационного компонента, выражающего осознанное отношение педагога к образовательным технологиям, подходам и приемам, их роли в разрешении актуальных проблем современного обучения;

2) содержательного компонента, объединяющего совокупность знаний педагога о сущности и специфике образовательных технологий, подходов и приемов, их видах и признаках;

3) операционного компонента, основанного на комплексе умений и навыков по применению образовательных технологий, подходов и приемов в структуре собственной профессиональной деятельности;

4) рефлексивного компонента, характеризующего познание и анализ учителем явлений собственной деятельности.

Введение в проектную деятельность в Пермском гуманитарно-педагогическом университете на математическом факультета начинается с первого курса через различные мероприятия по учебной и внеучебной деятельности студентов. Этому способствует и вся система организации проектной деятельности в вузе [Положение о проектной деятельности 2021: 7-9]. На первом этапе включения студентов в проектную деятельность под руководством наставника предлагаются задачи, связанные с математической деятельностью на дисциплинах по высшей математике или задания социальной направленности. На следующем этапе, когда завершается процесс изучения дисциплин психолого -педагогического цикла и начинается изучение методики обучения математике, студенты участвуют в решении актуальных проблем математического образования Пермского края. В условиях дистанционного обучения в период самоизоляции возрос спрос на краткосрочные курсы для обучающихся основной школы, которые можно реализовать с помощью дистанционных технологий обучения. Сама сложившаяся ситуация в системе образования и запросы от школ способствовали созданию мотивации к применению новых подходов в реализации образовательной программы высшего образования - учебная проектная деятельность студентов при изучении методических дисциплин [Положение об организации электронного обучения 2018: 10].

Поэтому при изучении дисциплины «Проектная деятельность при обучении математике» студентами третьего курса было предложено разработать «под ключ» тематические онлайн курсы, которые направлены не только на успешное освоение программного учебного материала, но и на расширение, углубление содержания школьного курса математики [Келлер 2016]. Готовую разработку можно было апробировать самостоятельно или во время проектно-технологической практики.

Содержательный компонент готовности будущего педагога к реализации новых подходов состоял в том, что для осуществления поставленной задачи студентам необходимо было систематизировать сведения по созданию онлайн курсов, изучить возможности доступных платформ для их размещения, познакомиться с требованиями к построению таких ресурсов и их структуре. Для этого они не только изучали теоретические вопросы, но и просматривали имеющиеся курсы, проходили обучение на некоторых из них [Требования и рекомендации 2016]. Результатом анализа стали требования и структура организации онлайн курсов для школьников. С методических позиций под руководством педагога рассматривались возможные варианты изучения школьных тем курса математики, приемы мотивации и организации активной учебной деятельности в условиях, когда не видишь «глаз ребенка», формы и методы контроля и самоконтроля [Организация проектной деятельности 2017].

После обсуждения были определены общие требования к содержанию онлайн курса по математике:

- содержать элементы учебного исследования;

- при выполнении заданий учащиеся должны работать с разными математическими моделями (аналитическими, геометрическими, графическими и т. д.);

- включать элементы истории математики: происхождение понятия или символа, математического открытия в рамках выбранной темы;

- использовать разные средства восприятия информации: слуховые, зрительные, аудиовизуальные.

Так как любой образовательный курс направлен на достижение не только дидактической цели, но и развивающей, и личностной, необходимо было познакомиться с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выбрать такие результаты, которые можно достичь при изучении разрабатываемого курса [Примерная основная образовательная программа 2015: 37]. Отсутствие опыта по обучению школьников во многом затруднило определение планируемых метапредметных результатов.

Для формирования интереса у подростков к изучению курса были определены следующие позиции:

- интересное, увлекательное название, но отражающее специфику предметного материала;

- краткая аннотация курса - текст для школьников;

- визуальные образы и ключевые слова на стартовой странице курса, соответствующие тематике;

- наличие обязательных структурных единиц онлайн курса:

а) промовидео длительностью до 2-х минут, которое содержит: демонстрацию наиболее интересных заданий и вопросов; перечень получаемых умений по итогам прохождения всего курса; текст от авторов курса (краткий, лаконичный, оригинальный);

б) тест на актуализацию знаний, позволяющего выявить пробелы в подготовке, которые можно скорректировать при обучении по курсу;

в) учебное видео, которое раскрывает один из содержательных элементов курса;

г) основное содержание, обучающиеся знакомятся с новым материалом и выполняют задания, в том числе, небольшое исследование;

д) опрос, который позволяет получить обратную связь;

е) форум для объявлений, консультаций и обратной связи.

Для работы над проектом студенты распределяются на группы по 4-5 человек, на более старших курсах подобные проекты выполняются в парах или индивидуально. Чтобы проектом управлять, его следует: разбить на блоки, поддающиеся управлению (отбор содержания, разработка навигации курса); распределить ответственность за различные элементы проекта и скоординировать работу; перейти от общих целей к конкретным заданиям.

При разработке курсов 67 % студентов выбирали темы близкие к школьным разделам «Зачем нужны дроби и проценты в жизни?», «Как запомнить формулы сокращенного умножения», «Ох уж эти арифметические корни», «Что делать с обыкновенными дробями?». Около 20 % студентов разрабатывали междисциплинарные курсы «Зачем векторы нужны физикам», «Смешиваем растворы: концентрация», «Алгоритмы в информатике». Чуть более 10 % обучающихся сформулировали творческие или исследовательские темы «Теорема невесты» или «Почему треугольник жесткий?». По мнению студентов, затруднительной оказалась методическая часть проекта, направленная на организацию активной учебной и исследовательской деятельности школьников. Это связано, прежде всего, с большим количеством информации, которую нужно проанализировать, а также с отсутствием опыта самостоятельной исследовательской работы в процессе изучения математики в школе и вузе. При организации математических курсов в вузе должны применяться учебные проекты по проблемам элементарной и высшей математики.

Операционный компонент готовности будущего педагога к реализации новых подходов состоял в выборе форм и способов представления материалов курса на платформе, способах предъявления заданий и видео сюжетах по их решению, форм организации обратной связи с обучающимся. Умение работать с разными источниками информации, отбирать содержание и задания, которые будут интересны обучающимся, является одним из главных профессиональных качеств будущего учителям математики. В тоже время при обучении математике они будут формировать умения по работе с информацией у школьников, поэтому важно, чтоб этими действиями будущие педагоги владели на хорошем уровне.

После того как было отобрано содержание для курса и разработаны или отобраны задания студенты представляют материалы для экспертизы преподавателю и студентам другой подгруппы с целью установления соответствия материала возрасту обучающихся, тематическому планированию изучения математики, сформулированным целям изучения курса. Результаты экспертной деятельности - рекомендации по содержанию и формам представления материала. Рефлексивный компонент готовности студента к реализации новых подходов является значимым компонентом любой деятельности, поэтому дважды при организации учебного проектирования проводится работа по оценке и коррекции материалов, форм и способов их представления.

Далее материалы располагаются на платформе (сайте) и каждая группа представляет первый вариант своего курса. Студенты выступают не столько слушателями, но и помощниками и внешними консультантами, которые могут посоветовать, подсказать, предложить интересные идеи, то есть их задача - это помочь улучшить курс своих коллег. При создании сайта студенты должны учитывать, что курс должен быть рассчитан на 10-12 часов, иметь понятную навигацию, обязательные промежуточные точки-контроля, чтоб впоследствии отследить «потерю слушателя» и выяснить причину, по которой курс оказался не интересен школьнику.

Особый опыт студенты получают при создании видеоматериалов по курсу. В специальной студии они должны записать 2-3 видеофрагмента, это может быть короткая познавательная лекция до 10 минут, разбор решения задания до 5 минут, устная викторина до 7 минут, презентация какого-либо исторического сюжета до 5 минут. При работе в студии и использовании презентации надо соблюдать не только технические требования к оформлению материалов, но и эстетические - не рекомендуется использование контрастных, пестрых элементов одежды и макияжа.

Последним этапом работы над проектом по разработке онлайн курса по математике для школьников является перекрестная проверка «готовых продуктов», когда каждая группа проходит обучение по одному из разработанных курсов и оценивает его, заполняя чек-лист. Такая взаимная доработка и оценивание курса позволяют студентам обменяться в дальнейшем своими методическими разработками и пополнить свое профессиональное портфолио.

Таким образом, изучение дисциплины «Проектная деятельность в обучении математике», организованное в проектном режиме, способствует формированию не только специальных предметных компетенций при работе с математическим содержанием, но и методических, проектных умений: самостоятельное формулирование проблемы и цели деятельности, способы ее достижения, поиск и анализ информации, контроль и оценка результатов. Поэтому в период обучения в вузе студенты находятся в активной проектной деятельности: от участия в чьих-то проектах до разработки и апробации собственных проектов.

Заключение

Проекты, реализуемые в рамках образовательной программы, должны быть направлены на более качественную подготовку выпускника к будущей профессиональной деятельности. С помощью учебной проектной деятельности студентов может быть в некоторой степени решена проблема, которую обозначают директора образовательных

учреждений, когда принимают на работу молодого педагога, - неготовность выпускника педагогического вуза к решению профессиональных задач, связанных с организацией проектной деятельности школьников.

Таким образом, по результатам начального этапа исследования можно сформулировать следующие выводы. Главными преимуществами проектной деятельности студентов является ее межпредметный характер, приближенный к специфике педагогической деятельности. В этом заключается и сложность ее осуществления, так как для результативной работы над проектом требуется глубокое освоение материала различных, не смежных дисциплин, а руководство студенческим проектом требует повышения уровня педагогической компетентности преподавателя, в том числе информационно-коммуникационной. Современный выпускник получает представление об инновационной деятельности посредством реализации проектов в ходе освоения дисциплин общепрофессионального и предметного модулей, а сама деятельность способствует эффективному взаимодействию с окружающим миром и профессиональной средой. В ходе такого обучения студент приобретает умения решать жизненные и профессиональные задачи, выполнять разные социальные роли, наилучшим образом действовать в различных ситуациях, что направлено на качественное освоение требуемых компетенций в рамках своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Келлер М.Г. Требования к разработке и реализации дистанционных курсов по математике [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25130 (дата обращения: 03.12.2021).

2. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения: 10.02.2022).

3. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. С. 3-7.

4. Метелева А.И., Метелева Т.Ю. Метапредметная проектная деятельность как эффективный способ мотивации познавательного интереса // На путях к новой школе. 2016. № 1. С. 61-62.

5. Организация проектной деятельности обучающихся: хрестоматия / Пестерева В.Л., Власова И.Н. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2017. 164 с.

6. Положение о проектной деятельности ФГБОУ ВО ПГГПУ [Электронный ресурс]. URL: https://pspu.ru/sveden/document/ (дата обращения: 23.09.2021)

7. Положение об организации применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в университете, в том числе при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и магистратуры в ФГБОУ ВО ПГГПУ от 26.12.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://pspu.ru/sveden/document/ (дата обращения: 13.12.2021)

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 125 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 20.11.2021).

9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 № 1/15) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 13.12.2021).

10. Решетка В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 83-86.

11. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. 44 с.

12.Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых национальной платформе открытого образования [Электронный ресурс]. URL: https://open.spbstu.ru/wp-content/uploads/2016/02/npoed_treb.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

13. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в Профессиональное образование «Вестник Мининского университета» 2017 - № 4 образовательном процессе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 4(29). С. 96-101.

14. Юрловская И.А. Проектные технологии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 2. Март-апрель. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf (дата обращения: 26.11.2021).

15. Engaging Students in Learning: Findings from a Study of Project-Led Education / S. Fernandes, D. Mesquita, M.A. Flores, R. Lima [Электронный ресурс] // European Journal of Engineering Education. 2014. Vol. 39. No. 1. P. 55-67. URL: http://dx.doi.org/10.1080/03043797.2013.833170 (дата обращения: 10.02.2022).

References

1. Keller M.G. Trebovaniya k razrabotke i realizatsii distantsionnykh kursov po matematike [Requirements for the development and implementation of distance courses in mathematics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 5. (In Russ.). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25130 (accessed: 03.12.2021).

2. Kudinova O.S., Skul'movskaya L.G. Proektnaya deyatel'nost' v vuze kak osnova innovatsii [Project activity at the university as a basis for innovation]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 4. (In Russ.). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (accessed: 10.02.2022).

3. Markova S.M., Gorlova V.G. Proektirovochnaya deyatel'nost' pedagoga kak tvorcheskii protsess [Design activity of the teacher as a creative process]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 3, pp. 3-7. (In Russ.).

4. Meteleva A.I., Meteleva T.Yu. Metapredmetnaya proektnaya deyatel'nost' kak effektivnyi sposob motivatsii poznavatel'nogo interesa [Metasubject project activity as an effective way to motivate cognitive interest]. Naputyakh knovoi shkole, 2016, no. 1, pp. 61-62. (In Russ.).

5. Pestereva V.L., Vlasova I.N. Organizatsiya proektnoi deyatel'nosti obuchayushchikhsya [Organization of project activities of students]. Perm, Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet, 2017, 164 p. (In Russ.).

6. Polozhenie o proektnoi deyatel'nosti FGBOU VO PGGPU [Regulations on the project activities of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education PSGPU]. (In Russ.). Available at: https://pspu.ru/sveden/document/ (accessed: 23.09.2021).

7. Polozhenie ob organizatsii primeneniya elektronnogo obucheniya i distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii pri realizatsii obrazovatel'nykh programm v universitete, v tom chisle pri realizatsii obrazovatel'nykh programm s primeneniem isklyuchitel'no elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata i magistratury v FGBOU VO PGGPU ot 26.12.2018 [Regulations on the organization of the use of e-learning and distance learning technologies in the implementation of educational programs at the university, including the implementation of educational programs using exclusively e-learning, distance learning technologies for the main professional educational programs of higher education - bachelor's and master's programs at FSBEI HE PSPU from 12/26/2018]. (In Russ.). Available at: https://pspu.ru/sveden/document/ (accessed: 13.12.2021)

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. N 125 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki)" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018, no. 125 "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)" (with changes and additions)]. (In Russ.). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (accessed: 20.11.2021).

9. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya (odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya po obshchemu obrazovaniyu 8 aprelya 2015 № 1/15) [Exemplary basic educational program of basic general education (approved by the decision of the

federal educational and methodological association for general education on April 8, 2015, no. 1/15)]. (In Russ.). Available at: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (accessed: 13.12.2021).

10. Reshetka V.V. Proektnyi metod obucheniya kak sredstvo realizatsii praktiko-orientirovannoi tekhnologii [Project-based teaching method as a means of implementing practice-oriented technology]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2013, no. 2 (10), pp. 83-86. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Stupnitskaya M.A. Chto takoe uchebnyi proekt? [What is a learning project?]. Moscow, Pervoe sentyabrya, 2010, 44 p. (In Russ.).

12.Trebovaniya i rekomendatsii po razrabotke onlain-kursov, publikuemykh natsional'noi platforme otkrytogo obrazovaniya [Requirements and recommendations for the development of online courses published by the National Open Education Platform]. (In Russ.). Available at: https://open.spbstu.ru/wp-content/uploads/2016/02/npoed_treb.pdf (accessed: 15.12.2021).

13. Utkina T.V., Kolikova E.G. Napravleniya povysheniya effektivnosti podgotovki pedagogov obrazovatel'nykh organizatsii k realizatsii proektnoi deyatel'nosti v Professional'noe obrazovanie «Vestnik Mininskogo universiteta» 2017 - № 4 obrazovatel'nom protsesse [Directions for increasing the efficiency of training teachers of educational organizations for the implementation of project activities in Vocational education "Bulletin of Minin University" 2017 - No. 4 in the educational process]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov, 2016, no. 4(29), pp. 96-101. (In Russ.).

14. Yurlovskaya I.A. Proektnye tekhnologii v realizatsii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya tret'ego pokoleniya [Project technologies in the implementation of the standards of higher professional education of the third generation]. Naukovedenie: internet-zhurnal, 2014, iss. 2, (In Russ.). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf (accessed: 26.11.2021).

15. Engaging Students in Learning: Findings from a Study of Project-Led Education / S. Fernandes, D. Mesquita, M.A. Flores, R. Lima [Электронный ресурс] // European Journal of Engineering Education. 2014. Vol. 39. No. 1. P. 55-67. URL: http://dx.doi.org/10.1080/03043797.2013.833170 (дата обращения: 10.02.2022).

Информация об авторах И.Н. Власова - кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; С.И. Крылатых - старший преподаватель кафедры высшей математики и методики обучения математике, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors I.N. Vlasova - Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University; S.I. Krylatykh - Senior Lecturer of the Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 08.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 22.03.2022.

The article was submitted 08.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 22.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.