педагогические науки
ке математики // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). СПб., 2017. С. 3-5.
5. Феоктистова A.A., Кожина Л.Ф. Опыт использования онлайн-доски «PADLET» при организации уроков химии в рамках дистанционного обучения // Химия и химическое образование XXI века: сб. материалов VI Всерос. студ. конф. с между-
нар. участием. СПб., 2021. С. 138-139.
* * *
1. Vishlenkova S.G. Formirovanie cifrovyh kom-petencij budushchego uchitelya inostrannogo yazyka (na primere ispol'zovaniya onlajn-doski MIRO) // Perspektivy nauki. 2021. № 7(142). S. 85-89.
2. Voloboj M.A. O meste virtual'nyh onlajn-dosok v obrazovatel'nom processe // Matematicheskoe obrazovanie v shkole i vuze: innovacii v informa-cion-nom prostranstve (MATHEDU' 2018): materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Kazan', 1721 okt. 2018 g.) / otv. red. L.R. Shakirova. Kazan', 2018. S. 162-164.
3. Petrova A.V. Primenenie onlajn-doski GOOG-LE-JAMBOARD na urokah russkogo yazyka v distancionnom obuchenii // Meridian. 2021. № S8(61). S. 51-53.
4. Repyahova Z.V., Gruzdeva T.V., Cherepo-va K.G. Ispol'zovanie virtual'noj onlajn-doski na uroke matematiki // Aspekty i tendencii pedagogicheskoj nauki: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2017 g.). SPb., 2017. S. 3-5.
5. Feoktistova A.A., Kozhina L.F. Opyt ispol'zovaniya onlajn-doski «PADLET» pri organizacii uro-kov himii v ramkah distancionnogo obucheniya // Hi-miya i himicheskoe obrazovanie XXI veka: sb. mate-rialov VI Vseros. stud. konf. s mezhdunar. uchastiem. SPb., 2021. S. 138-139.
The use of the online board in the school literary education
The article deals with the experience of the use of the virtual board in the process of the school literary education. At the example of studying the monographic theme "Life and creative work of I.S. Turgenev" in the 10th form there are demonstrated the different variants of the work with the online board, substantiating the advantages of the distribution of the educational content in the integrated interactive field.
Key words: literary education, distance education, Web 2.0, online board, virtual board, interactive online board.
(Статья поступила в редакцию 03.06.2022)
О Гвоздева Ab., Aсеева A.P., 2022
А.в. гвоЗДЕвА, А.р. АСЕЕвА (Курск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ тЕХнОЛОгИй
в обучении
Дается подробная характеристика интерактивных технологий, определяются роль и перспективы использования интерактивных технологий в современном образовательном процессе, представлен сравнительный анализ интерактивных технологий и активных методов обучения. Выявляются уровни интерактивности, на основании которых дается номенклатура интерактивных технологий, предлагается система принципов реализации интерактивных технологий в обучении.
Ключевые слова: интерактивные технологии, активные методы обучения, коммуникативные методы обучения.
Область образования претерпевает изменения, что обусловливает национальную политику в сфере образования в удовлетворении актуальным потребностям социально-образовательной среды. Внедряются все более эффективные методы обучения и разрабатываются инновационные технологии. Вследствие этого меняются и требования к подготовке специалистов, в частности будущих учителей. обществу требуются педагоги с определенным набором компетенций, таких как способность работать индивидуально и в команде, владение коммуникативными навыками, обладание высокой социальной мобильностью и осведомленностью о возможностях современного информационного пространства, педагогическими навыками и умениями для организации эффективного педагогического процесса. В свете этого предпочтение отдается интерактивным технологиям, не являющимся частью классической системы обучения, рассматриваемой в нашей научной статье в качестве традиционной модели обучения (отбор материала педагогом, который не является субъектом образовательного процесса - его дальнейшая передача обучающимся - «зазубриванива-ние» новой информации студентами - ее воспроизведение в контрольно-измерительных материалах). Подобный вид организации работы с информацией ограничивает обучающихся в действиях, не создает условия для раз-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
вития индивидуализма, критического мышления, навыков самостоятельной работы и работы в команде, целеустремленности, креативности и эмоционального интеллекта (элементы soft skills) [8].
Однако цель образовательного процесса заключается не только в реализации знаниевой парадигмы, но и в создании условий, обуславливающих процесс развития и формирования личности студента. Данную цель возможно реализовать через создание особого развивающего, интерактивного дидактического пространства, базирующегося на использовании интерактивных технологий, концепция и технология которых основаны на феномене взаимодействия. В процессе обучения происходит взаимодействие всех его субъектов и межличностное познавательное общение. Развитие индивидуальности каждого студента и формирование его личности происходит через общение и взаимодействие людей. С точки зрения сторонников этой концепции, наиболее часто используемой моделью для таких ситуаций является обучающая игра.
Под интерактивными технологиями мы понимаем такую организацию образовательного процесса, при которой осуществляются непрерывное взаимодействие и взаимосвязь всех субъектов обучения, направленные не только на приобретение профессиональных компетенций, но и на развитие личностной инициативы и межличностных отношений. Интерактивные технологии позволяют сделать обучение более индивидуализированным, личностно ориентированным. Кроме того, они дают возможность активизировать познавательную деятельность обучающихся за счет презентационного преобразования учебной информации и, как следствие, повышения продуктивности усвоения учебного материала [4].
Интерактивные технологии формируют систему диалогового обучения, основанную на применении разнообразных методов обучения:
- активных;
- интерактивных;
- коммуникативных.
Под активными методами обучения понимают форму взаимодействия обучающего и обучающихся, подразумевающую вовлечение педагогов в образовательный процесс наравне с учениками и студентами, которые больше не являются лишь объектами, ориентированными на потребление уже готовых знаний,
они - субъекты, усваивающие новый материал и апробирующие его на практике [1].
Интерактивные методы обучения - это методы, предполагающие взаимодействие участников образовательного процесса, где обучающиеся играют доминирующую роль, педагог же опосредованно влияет на процесс обучения, управляя им, при сохранении доминантной роли обучающихся [Там же].
Коммуникативные методы являются одним из главных условий применения интерактивных технологий, т. к. понятие «интерактивный» подразумевает взаимодействие в режиме открытого диалога и полилога, в первую очередь между обучающимися.
Вышеперечисленные методы не являются сопредельными понятиями и должны рассматриваться как дополняющие друг друга, обеспечивая вовлеченность и обучающихся и педагогов в образовательный процесс, что, в свою очередь, определяет уровень интерактивности обучения.
Руководствуясь критериями сформиро-ванности положительной мотивации учения, умений адаптироваться и умений взаимодействовать в коллективе и ценностного самоопределения обучающихся, мы выделяем следующие уровни интерактивности:
- субъектный уровень, определяющий степень вовлеченности субъектов обучения в образовательный процесс;
- целевой уровень, раскрывающий целевую направленность образовательного процесса;
- интерактивный уровень, обусловливающий взаимодействие субъектов обучения.
Согласно этим уровням, использование интерактивных технологий способствует переосмыслению и пересмотру роли и педагога и обучающегося в образовательном процессе. Преподаватель становится партнером по обучению, обучающиеся же играют доминирующую роль, при этом педагог опосредованно влияет на процесс обучения, управляя им, при сохранении доминантной роли обучающихся [там же].
Уровни интерактивности определяют номенклатуру интерактивных технологий. Мы разделяем интерактивные технологии:
1) псевдоинтерактивные (пассивные);
2) собственно интерактивные (активно-интерактивные);
3) техноинтерактивные (использование 1Т-технологий) [Там же].
Под псевдоинтерактивными технологиями мы понимаем технологию организации за-
нятия, на котором преподаватель, стараясь использовать интерактивные технологии, не способен запустить коммуникацию между обучающимися, замотивировать их на поиск решения поставленной задачи, либо сами студенты не готовы идти на контакт с педагогом или же между собой.
Собственно интерактивные технологии представляют собой смесь активных и интерактивных технологий, при использовании которых педагогу удается достичь цели занятия с применением интерактивных технологий: полное включение в образовательный процесс студентов, которые личностно замотивирова-ны на активное обучение, открыты к диалогу и полилогу, стремятся к поиску нестандартных решений, чему непосредственно способствует применение вышеупомянутых методов.
Занятия, на которых используются IT-тех-нологии вкупе с интерактивными, можно отнести к группе техноинтерактивных технологий. Любое занятие, даже лекцию, можно превратить в интерактив с применением ИКТ: например, используя видеоконференции, платформы типа ZOOM, презентации Power Point, приложение Quizlet, Kahoot, интерактивные платформы, видеофильмы. Главное для педагога в данном случае - не превратить ту же самую лекцию в переписывание материала с экрана. Необходимо включать студентов в процесс обучения посредством четко заданных вопросов или же отдавая небольшое количество вопросов на самоизучение, однако весь вышеуказанный процесс должен иметь фрагментарный характер.
Взаимодействие субъектов обучения друг с другом и с образовательной средой, отбор учебного материала и организацию учебного процесса в рамках применения интерактивных технологий определяет система принципов.
1. Принцип креативности - основополагающий принцип, предполагающий ориентированность на активную творческую деятельность как базовую в обучении.
2. Принцип вариативности, позволяющий развить у обучаемых дивергентный тип мышления.
3. Принцип психологической комфортности, обеспечивающий стабильное эмоциональное состояние субъектов обучения и, как следствие, повышение уровня креативности и усвоения материала.
4. Принцип целостного представления о мире. Речь идет об отношении обучающегося к получаемым знаниям и способности их при-
менять на практике, к чему мы и должны стремиться, т. к. нам необходимо переносить теоретические знания на практику, чему способствуют интерактивные технологии. Можно сказать, что этот принцип близок к принципу научности, однако он намного глубже [1].
5. Принцип сотрудничества обучающего и обучающихся мы выделили, исходя из того, что любая деятельность - совместная деятельность педагога и обучающихся. Именно этот принцип определяет уровень интерактивности образовательного процесса и степень вовлеченности в него каждого субъекта обучения [4].
6. Принцип независимости мнения обучающихся, предполагающий их самореализацию, саморегуляцию, критическое мышление и самостоятельность.
Условиями применения интерактивных технологий в процессе обучения можно считать:
1) наличие у студента опыта, связанного с выполняемой деятельностью, а также определенных способностей;
2) обладание студентами мотивации к учению;
3) активное взаимодействие обучающего и обучающихся;
4) компетентность преподавателя;
5) создание эффективного процесса обучения с помощью новейших технологий.
Логику реализации обучения с использованием интерактивных технологий обеспечивают следующие уровни педагогических условий [8]:
1) личностный;
2) субъективный;
3) уровень взаимодействия;
4) уровень педагогического менеджмента;
5) технологический уровень.
Рассмотрим подробнее каждый уровень.
Личностный уровень - первый уровень,
от которого следует отталкиваться педагогу, определяя направление дальнейшей деятельности. В центре процесса обучения, конечно же, находится обучаемый, обладающий своими физическими, социальными и психическими характеристиками. Другими условиями успешности могут быть так же наличие у студентов определенного опыта, связанного с выполняемой деятельностью, или же отсутствие его, наличие способностей или же их отсутствие [3].
Субъективный уровень - второй уровень условий. Здесь важна субъективная оценка об-
известия вгпу
учающегося по отношению к занятиям: наличие или же отсутствие личностного смысла учения, осознание, что получаемые знания являются общественно важными, получение удовлетворения от занятий, принятие факта, что ошибки, допускаемые в процессе обучения, -лишь проба, одним словом, обладание личностным стремлением к учению [2]. В.В. Ро-гачев уделяет внимание понятию включенности в учебный процесс, которая характеризует состояние обучающегося по отношению к учебе, состояние, которое имеет в себе два компонента:
- объективный (деятельность обучающегося);
- субъективный (личностное отношение обучающегося к выполняемой деятельности) [6].
Уровень взаимодействия - третий уровень условий, подразумевающий интерактивность, а именно субъект-субъектные отношения (возможность для самореализации, творчества; готовность педагога к осуществлению деятельности, интегративность и т. д.) и содержание и организацию образовательной деятельности.
Первые три уровня относятся к группе психолого-педагогических условий, т. к. затрагивают психолого-физиологические особенности обучаемых, которые необходимо учитывать при организации учебной деятельности с использованием интерактивных технологий.
Уровень педагогического менеджмента -четвертый уровень условий, определяющий организацию внутренней среды обучающихся и взаимодействия их со внешней через такие виды управленческой педагогической деятельности, как мониторинг, организация, планирование и анализ [4, с. 46]. Четвертый уровень относится непосредственно к педагогу и организации им образовательного процесса.
Четвертый уровень представляет собой группу организационно-педагогических условий, потому что менеджмент (в образовании) подразумевает организацию образовательного процесса.
Пятым уровнем педагогических условий является технологический уровень, который представляет собой:
- характеристики времени и пространства учебного процесса;
- характеристики материального обеспечения учебного процесса (оборудование и др.);
- характеристики нормативно-правового обеспечения учебного процесса;
- характеристики программ и методик, обеспечивающих процесс обучения;
- характеристики PR-обеспечения учебного процесса [3].
Пятый уровень относится также непосредственно к педагогу и способам организации им образовательного процесса. Изучение данного уровня условий необходимо для понимания педагогом, с помощью чего можно создать эффективный процесс обучения. Данный уровень условий соответствует организационно-педагогическим и дидактическим педагогическим условиям.
Данные уровни педагогических условий определяют как виды деятельности субъектов обучения (парная, групповая, коллективная, самостоятельная, вынужденная), так и ее формы (активные и интерактивные лекции, компьютерные симуляции, дискуссий, дебаты, круглые столы, мозговой штурм, мастер-классы, обучающие игры, использование метода кейсов, тренинги и т. д.).
Таким образом, учитывая все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что интерактивные технологии в обучении создают такую педагогическую реальность, в которой обучающиеся не только осваивают зна-ниевую область, но выступают полноправными участниками образовательного процесса за счет смещения центра взаимодействия с традиционного (педагогоцентрированного) на интерактивный, активизирующий самостоятельность студентов в поиске знаний.
список литературы
1. Асеева А.Р. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. 2021. № 6. URL: http://epej.ru/ article/01-06-2021 (дата обращения: 12.05.2022).
2. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101.
3. Куприянов Б.В. Вариативность социального воспитания школьников: моногр. Кострома, 2007.
4. Михайленко О.И. Лекция № 11: Современные педагогические технологии как объективная потребность [Электронный ресурс]. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11 (дата обращения: 12.05.2022).
5. Петрова Е.В. Педагогические условия культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006.
6. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятель-
ность: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1994.
7. Сидорова Е.С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа, 2012. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/60/2512/ (дата обращения: 04.02.2022).
8. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Яро-славцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/soft-skills-myagkie-navyki-i-ih-rol-v-po dgotovke-sovremennyh-spetsialistov (дата обращения: 10.04.2022).
9. Струкова А.Р. Условия организации творческой деятельности на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. Записки молодого ученого: журнал по результатам XIV Студенческой научной конференции: сб. науч. ст. / отв. ред. С.Ю. Умеренков. Курск, 2018.
10. Стурикова М.В. Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С. 38-41.
* * *
1. Aseeva A.R Teoreticheskie aspekty ispol'zo-vaniya interaktivnyh tekhnologij v processe obu-cheniya inostrannomu yazyku [Elektronnyj resurs] // Pedagogika i psihologiya: voprosy teorii i praktiki. 2021. № 6. URL: http://epej.ru/article/01-06-2021 (data obrashcheniya: 12.05.2022).
2. Kupriyanov B.V., Dynina S.A. Sovremennye podhody k opredeleniyu sushchnosti kategorii «pe-dagogicheskie usloviya» // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. 2001. № 2. S. 101.
3. Kupriyanov B.V. Variativnost' social'nogo vos-pitaniya shkol'nikov: monogr. Kostroma, 2007.
4. Mihajlenko O.I. Lekciya № 11: Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii kak ob#ektivnaya po-trebnost' [Elektronnyj resurs]. URL: http://kpip.kbsu. ru/pd/did_lec_11 (data obrashcheniya: 12.05.2022).
5. Petrova E.V. Pedagogicheskie usloviya kul'-turnoj identifikacii uchashchihsya klassa s uglublen-nym izucheniem obshchestvovedcheskih predmetov: dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2006.
6. Rogachev V.V. Pedagogicheskie usloviya vklyucheniya starsheklassnikov v social'nuyu deya-tel'nost': avtoref. ... dis. kand. ped. nauk. Yaroslavl', 1994.
7. Sidorova E.S. Aktivnye metody obucheniya na urokah inostrannogo yazyka [Elektronnyj re-
surs] // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, iyul' 2012 g.). Ufa, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/60/2512/ (data obrashcheniya: 04.02.2022).
8. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills («myagkie navyki») i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov [Elektronnyj resurs] // Mir nauki, kul'tury, obrazova-niya. 2021. № 1(86). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/soft-skills-myagkie-navyki-i-ih-rol-v-pod gotovke-sovremennyh-spetsialistov (data obrashche-niya: 10.04.2022).
9. Strukova A.R. Usloviya organizacii tvorcheskoj deyatel'nosti na urokah inostrannogo yazyka v srednej obshcheobrazovatel'noj shkole. // Aktual'nye proble-my sovremennogo inoyazychnogo obrazovaniya. Za-piski molodogo uchenogo: zhurnal po rezul'tatam XIV Studencheskoj nauchnoj konferencii: sb. nauch. st. / otv. red. S.Yu. Umerenkov. Kursk, 2018.
10. Sturikova M.V. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya v razvitii kommunikativnoj kompetencii obuchayushchihsya // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. 2015. № 2. S. 38-41.
Theoretical basis of the use of the interactive technologies in education
The article deals with the detailed characteristics of the interactive technologies. There are defined the role and prospects of the use of the interactive technologies in the modern educational process. There is presented the comparative analysis of the interactive technologies and the active teaching methods. The authors reveal the levels of the interactivity, on its basis there is given the nomenclature of the interactive technologies. There is specified the system of the principles of the implementation of the interactive technologies in education.
Key words: interactive technologies, active teaching methods, communicative teaching methods.
(Статья поступила в редакцию 27.05.2022)