6. Zaharova I.G. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. 8-e izd., pererab. i dop. M., 2013.
7. Miroznaj. VGSPU [Elektronnyj resurs]. URL: https://auth.miroznai.ru/?k=ab2f6b27b81186d5809d0e 77bca10549&consumer=creation (data obrashcheniya: 20.07.2022).
8. Pashchenko O.I. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: ucheb.-metod. posobie. Nizhnevartovsk, 2013.
9. Polat E.S. Internet na urokah inostranno-go yazyka // Inostrannye yazyki v shkole. 2001. № 3. S. 39-41.
10. Sajkov B.P. Organizaciya informacionnogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: prakti-cheskoe rukovodstvo. M., 2005.
11. Stepanova V.A. Ispol'zovanie IKT-tekhnologii na urokah anglijskogo yazyka: metodicheskaya raz-rabotka [Elektronnyj resurs]. URL: https://nsportal. ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2018/06/25/ispol zovanie-ikt-tehnologii-na-urokah-angliyskogo (data obrashcheniya: 20.07.2022).
12. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika ob-ucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem no-vyh informacionno-kommunikacionnyh internet-tekh-nologij: ucheb.-metod. posobie dlya uchitelej, aspi-rantov i studentov. M., 2009.
13. Shabalina T.S. Aktual'nost' ispol'zovaniya in-ternet-resursov dlya obucheniya navyku govoreniya na uroke anglijskogo yazyka // Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya: sb. st. Cheboksary, 2019. S. 68-72.
The use of the information and communication technologies in foreign language teaching: peculiarities and prospects
The article deals with the role of the information and communication technologies at the classes of the English language with the students of the non-linguistic departments. There are described the peculiarities and prospects of the use of the information and communication technologies in the English language teaching. The author presents the examples of the information resources that are useful for the improvement of the forms of the organization of the linguistic education.
Key words: information and communication technologies, foreign language, information reso-urces.
(Статья поступила в редакцию 05.07.2022)
о.о. путило, Л.Н. САВИНА
(Волгоград)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАйН-ДОСКИ
в школьном литературном образовании
Представлен опыт использования виртуальной доски в процессе школьного литературного образования. На примере изучения монографической темы «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» в 10-м классе показаны различные варианты работы с онлайн-доской, доказывающие преимущества размещения образовательного контента в едином интерактивном пространстве.
Ключевые слова: литературное образование, дистанционное обучение, сервис Веб 2.0, онлайн-доска, виртуальная доска, интерактивная онлайн-доска.
Глобальный процесс информатизации общества не мог не затронуть и сферу применения различных образовательных ресурсов: в начале XXI в. в классах появилась интерактивная доска, объединившая проектор и сенсорную панель, а затем, в период дистанционного обучения, широкое распространение получила онлайн-доска.
Онлайн-доска (или виртуальная доска) -это сервис Веб 2.0, который предоставляет возможность размещения учебно-методических материалов на бесконечном поле, доступ к которому осуществляется посредством Интернета. При помощи данного ресурса можно выстраивать в любом порядке текстовые записи, изображения и видеоролики, рисовать, добавлять комментарии, передвигать объекты и сохранять результаты проделанной работы. Совместная деятельность с использованием онлайн-доски оптимальна при организации групповой работы, прежде всего, при коллективном планировании и обсуждении промежуточных и итоговых результатов.
Основным достоинством виртуальной доски в условиях дистанционного обучения является возможность удаленного сотрудничества в режиме реального времени любого количества участников: от небольшой группы до целого потока. Ее главный недостаток - необходимость подключения к сети Интернет -устраняется за счет применения обучающимися личных мобильных устройств: смартфонов или планшетов. Онлайн-доска актив-
О Путило О.О., Савина Л.Н., 2022
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
но используется в процессе преподавания дисциплин языкового [1; 3], математического [2; 4] и естественно-научного [5] циклов, однако ее потенциал в рамках реализации литературного образования до сих пор остается нераскрытым, что и определяет актуальность нашей статьи.
Сервисов онлайн-досок достаточно много, но наиболее широко представлены в отечественном образовании два - Padlet (https:// ru.padlet.com/) и Miro (https://miro.com/), достаточно часто применяется и доска, встроенная в платформу Zoom, в то время как остальные продукты (Twiddla, IDroo, Scratchwork, Scribblar, AMW board, WhiteboardFox, Web-whiteboard, Conceptboard, GroupBoard, Zite-board и т. д.) используются намного реже. Несмотря на то, что каждая виртуальная доска имеет специфический функционал, большая их часть обладает схожим рядом преимуществ, среди которых можно выделить:
- отсутствие необходимости в установке программы, осуществление доступа к ресурсу через любой интернет-браузер (многие доски не требуют и обязательной регистрации, однако незарегистрированные обучающиеся добавляют записи как анонимные пользователи);
- синхронная и асинхронная работа нескольких пользователей на «виртуальном холсте»;
- интеграция с другими ресурсами Веб 2.0 и социальными сетями (организация опросов с помощью инструментов GoogleForms, нахождение информации в поисковых системах, экспортирование результатов работы в социальные сети и т. п.);
- размещение учебных материалов на едином поле и сохранение их в течение неограниченного периода времени, позволяющее обучающимся в любой момент обратиться к пройденному материалу;
- сохранение образа онлайн-доски в формате *.pdf или как изображения;
- возможность регулярной обратной связи между педагогом и обучающимися, общение с помощью текстового чата, голосовой или видеосвязи;
- осуществление педагогом контроля за действиями учеников и перемещениями их на поле доски, ограничение их права на редактирование материалов;
- возможность интеграции текстов в разных форматах, аудио- и видеофайлов, изображений; размещение гиперссылок, вставка формул или геометрических фигур, использование линий или стрелочек, добавление стике-ров или комментариев и т. п.;
- наличие таймера, функции голосования, режимов презентации и скриншеринга (показ преподавателем изображения своего экрана);
- наличие готовых шаблонов (например, при создании доски Padlet пользователю предлагается выбор шаблона: «стена» - посты располагаются в виде «кирпичиков»; «лента» -посты просматриваются в виде ленты новостей; «раскадровка» - посты размещаются рядами, один за другим; «колонки» - посты располагаются в виде колонок на общем полотне; «карта» - пользователи могут отметить любое место на карте мира и т. д.).
Работа с онлайн-доской значительно повышает результативность усвоения материала обучающимися при существенной экономии времени. Так, в ходе лекции обращение к данному ресурсу позволяет использовать его как опорный конспект или интерактивный учебник. Учитель заранее подготавливает все материалы и задания, размещая их на поле доски. С помощью «шторок» - своеобразных «прямоугольников», закрывающих текст или изображение, - можно определить последовательность представления материала, а таймером ограничить время, отводимое для выполнения заданий. Конспект лекции или доклада может быть выполнен в форме таблицы, двухчастного дневника, ментальной карты или кластера. Обычно ученики заполняют предложенную педагогом форму, но возможна и самостоятельная работа по созданию оригинального продукта. Интерактивный учебник или конспект можно использовать в течение всего курса обучения, размещая все материалы по той или иной дисциплине на одной бесконечной доске: таким образом, при наличии удобной навигации можно быстро найти информацию, полученную на предыдущих занятиях.
оптимально возможности онлайн-доски раскрываются при реализации проектной деятельности. На доске можно воплотить все этапы подготовки и презентации проекта: отразить в рамках единого поля его цели и задачи, наметить «шаги выполнения» с помощью карточек, где указываются поручение, его статус, дедлайн, ответственные исполнители, ссылки на материалы и т. п. Данный ресурс позволит не только разместить, прокомментировать и обсудить информацию, но и подготовить визуализацию готового проекта в форме глога или онлайн-презентации.
Можно использовать виртуальную доску и в процессе проведения аналитической беседы, причем в данном случае намного выигрышнее будет смотреться групповая работа. Дело в том, что совокупность индивидуальных
Рис. 1. Фрагмент хронолинии по биографии И.С. Тургенева
ответов при средней наполняемости класса в 25-30 человек занимает больше виртуального пространства и требует значительно больше времени для анализа и оценки результатов, чем при работе по группам. Общаясь с одноклассниками в составе малых групп, обучающиеся будут не только оперативно отвечать на вопросы, но и получат возможность реагировать на информацию как в устной форме, так и с помощью стикеров с комментариями или лайков - своеобразных аналогов голосования по принципу «нравится» / «не нравится».
В процессе литературного образования онлайн-доску можно использовать для проведения викторин, заочных экскурсий, онлайн-квестов, веб-квестов, а также при реализации стратегии «шесть шляп мышления» и других нестандартных форм проведения урока. На виртуальном «поле» заранее размещаются необходимые материалы (инструкции, статьи, фото, видео и т. д.) и гиперссылки. Последовательность этапов регулируется учителем по ходу урока. Аналогичным образом реализуется кейс-технология. Применяется виртуальная доска и для организации дебатов и дискуссий. По ходу занятий обучающиеся обозначают свои позиции в письменном виде, например с помощью стикеров, а потом обмениваются критическими замечаниями и комментариями. оптимально подходит доска и для реализации стратегии «чтение с остановками». Для этого текст рассказа делится на части, которые закрываются «шторками». Учитель от-
крывает фрагменты по очереди, предлагая обучающимся ответить на вопросы стадии вызова или осмысления прямо на доске.
Возможность размещать материалы нескольких уроков в рамках единого визуального пространства очень важна при работе над монографической темой. она позволяет не только обращаться к ранее полученной информации, но и выполнять то или иное задание (создание кластера, таблицы, ментальной карты) на протяжении изучения всей темы. В качестве примера использования интерактивной онлайн-доски мы предлагаем наш опыт работы над монографической темой «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» в 10-м классе.
На первом уроке, посвященном знакомству с биографией писателя, обучающиеся делятся на три группы, каждая из которых презентует полученное ранее проектное задание. Первая группа представляет материалы для создания на онлайн-доске хронолинии, отображающей основные факты биографии Тургенева, вписанные в контекст эпохи (рис. 1). Каждая карточка «ленты времени» имеет название («Знакомство с Полиной Виардо», «Разрыв с журналом "Современник"» и т. д.), содержит указание на конкретную дату (или интервал дат), предлагает краткую характеристику события, изображения и дает ссылку на источники с более подробной информацией.
Вторая группа работает над заочной экскурсией в Спасское-Лутовиново, уделяя особое внимание истории и быту хозяев усадьбы,
рис. 2. Герб семейства Кирсановых
описанию внутренних помещений музея (кабинет писателя, его библиотека и т. д.), а также парковой зоне тургеневского родового гнезда. Маршрут экскурсии может быть представлен в виде карты или схемы с определенной последовательностью этапов, каждый из которых сопровождается одним или двумя изображениями.
Третья группа обучающихся подготавливает сообщение об отражении в произведениях И.С. Тургенева истории имения и его обитателей, а также об упоминании окрестностей Спасского в творчестве писателя. Наглядность материала обеспечивает ментальная карта, где от названий произведений отходят своеобразные «ветви» с указанием имен тех или иных персонажей и их прототипов, а также мест описываемых событий (Бежин луг, Красивая Меча и др.).
Сам урок проходит в формате защиты самостоятельно разработанных проектов. В качестве способа рефлексии можно использовать заполнение сводной таблицы, в графы которой обучающиеся помещают по одному сти-керу с ответом на вопросы, что они узнали нового на уроке и что они еще хотели бы узнать.
На уроке по теме «Русские дворяне Кирсановы» ученики подготавливают небольшое сообщение об истории создания романа «Отцы и дети» и отражении в нем общественно-политической ситуации, сложившейся в предре-
форменной России. Доклад сопровождается презентацией, материалы которой в виде гло-га выкладываются на рабочем пространстве доски. В начале занятия, выясняя уровень первичного восприятия обучающимися текста романа, можно сравнить портреты братьев Кирсановых кисти художников П. Боклевского и К. Рудакова и ответить на вопросы, насколько близки они тем образам, которые сложились в воображении десятиклассников, кому из художников в большей степени удалось передать характеры персонажей Тургенева. На завершающем этапе урока можно предложить групповое задание: нарисовать герб семейства Кирсановых, обосновав устно выбор представленных на нем символов (рис. 2). Для проведения этой работы учитель делает заготовки герба в виде щита с полями и рядом изображений (орел, плуг, виноград, сабля, золотой слиток и т. д.), однако ученики вправе предложить свои варианты, позаимствовав их из Интернета или нарисовав самостоятельно с помощью инструментария онлайн-доски.
На следующем уроке «Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова» обучающимся предстоит заполнить сравнительную таблицу, подобрав цитаты, отражающие воззрения этих персонажей на социально-политическое устройство общества, природу, искусство, роль принципов в жизни человека и т. д. Затем ученикам предлагается ответить на
вопрос: кто же победил в споре - Павел Петрович или Евгений Базаров? С помощью опции голосования они могут выбрать победителя, отметив в стикерах причину, почему, на их взгляд, позиция именно этого героя Тургенева оказалась убедительнее.
На уроке по теме «Сила и слабость нигилизма Евгения Базарова» десятиклассники делятся на две группы. Первая будет указывать в таблице преимущества нигилизма, вторая -критически оценивать предложенные тезисы и в противоположной графе формулировать признаки, свидетельствующие о слабости нигилистического отрицания. Говоря о сильных и слабых сторонах этой теории, можно обратиться и к анализу взглядов «накипи нигилизма» в лице Ситникова и Кукшиной.
Следующее занятие «Роман Тургенева в оценке русской критике» посвящено проблеме его интерпретации и той полемике, которую вызвал выход в свет «Отцов и детей». Десятиклассникам предлагается микрокейс, составленный из отрывков статей Д.И. Писарева, М.А. Антоновича и Н.Н. Страхова. Обучающимся предстоит ответить на вопрос о позиции самого Тургенева относительно конфликта отцов и детей и трактовки образа Базарова. В итоге ученики составляют схему, иллюстрирующую социальную и семейную разновидности конфликта отцов и детей, после чего им нужно ответить на вопрос: как соотносится в данном противостоянии конкретно-историческое и общечеловеческое начало.
На уроке «Художественное мастерство Тургенева-романиста», помимо определения роли тайного психологизма и функции портрета, пейзажа и интерьера в тексте произведения, ученикам предстоит проанализировать и специфику композиции «Отцов и детей». Нетрудно заметить, что главные герои дважды побывали в одних и тех же местах. Передвижения Базарова и Аркадия можно изобразить в виде двух «кругов»: Марьино - губернский город - Никольское - дом Базаровых // Марьино - Никольское - дом Базаровых. Целью такого построения является стремление Тургенева показать переход внешнего конфликта (противостояние провинциального аристократа-либерала Кирсанова и столичного демократа-нигилиста Базарова) в начале романа во внутренний, связанный с переоценкой нигилистической теории самим главным героем. Разумеется, нет необходимости представлять схему композиции в готовом виде, эта работа может вестись на протяжении изучения всей монографической темы. Так, проанализировав эпизод пребывания Базарова и Аркадия
в усадьбе Кирсановых, ученики отмечают на схеме первый пункт - Марьино, на последующих уроках, говоря о визите молодых людей в губернский город, о посещении ими имения Одинцовой или дома Базаровых, десятиклассники отмечают остальные этапы первого круга путешествий двух друзей. Внезапно вспыхнувшее чувство Базарова к Анне Сергеевне стимулирует возникновение внутреннего конфликта, который получает свое художественное воплощение на протяжении второго круга путешествий и заканчивается смертью главного героя романа в доме родителей.
Таким образом, можно убедиться, что использование онлайн-доски возможно на каждом уроке в рамках изучения монографической темы. Притом ни один другой инструмент не может ее полностью заменить: например, и обычная, и интерактивная доска, визуализируя материал, не дают доступа к представленной информации на протяжении всех уроков, первая к тому же имеет ограниченное пространство.
Использование онлайн-доски возможно при планировании и проведении учебных занятий, а также для организации контроля или рефлексии. Этот интерактивный инструмент, реализуя принцип наглядности, способствует установлению коммуникации, позволяя подключать к занятию не только находящихся непосредственно в классе, но и тех, кто в силу разных причин обучается удаленно. Кроме того, размещение всего образовательного контента на едином пространстве доски и возможность сохранения результатов работы в облачном сервисе в виде портфолио позволяют использовать онлайн-доску и в рамках самостоятельного освоения обучающимися школьной программы.
Список литературы
1. Вишленкова С.Г. Формирование цифровых компетенций будущего учителя иностранного языка (на примере использования онлайн-доски MIRO) // Перспективы науки. 2021. № 7(142). С. 85-89.
2. Волобой М.А. О месте виртуальных онлайн-досок в образовательном процессе // Математическое образование в школе и вузе: инновации в информационном пространстве (MATHEDU' 2018): материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 17-21 окт. 2018 г.) / отв. ред. Л.Р. Шакирова. Казань, 2018. С. 162-164.
3. Петрова А.В. Применение онлайн-доски GOOGLE-JAMBOARD на уроках русского языка в дистанционном обучении // Меридиан. 2021. № S8(61). С. 51-53.
4. Репяхова З.В., Груздева Т.В., Черепова К.Г. Использование виртуальной онлайн-доски на уро-
ке математики // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). СПб., 2017. С. 3-5.
5. Феоктистова A.A., Кожина Л.Ф. Опыт использования онлайн-доски «PADLET» при организации уроков химии в рамках дистанционного обучения // химия и химическое образование XXI века: сб. материалов VI Всерос. студ. конф. с между-
нар. участием. СПб., 2021. С. 138-139.
* * *
1. Vishlenkova S.G. Formirovanie cifrovyh kom-petencij budushchego uchitelya inostrannogo yazyka (na primere ispol'zovaniya onlajn-doski MIRO) // Perspektivy nauki. 2021. № 7(142). S. 85-89.
2. Voloboj M.A. O meste virtual'nyh onlajn-dosok v obrazovatel'nom processe // Matematicheskoe obrazovanie v shkole i vuze: innovacii v informa-cion-nom prostranstve (MATHEDU' 2018): materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Kazan', 1721 okt. 2018 g.) / otv. red. L.R. Shakirova. Kazan', 2018. S. 162-164.
3. Petrova A.V. Primenenie onlajn-doski GOOG-LE-JAMBOARD na urokah russkogo yazyka v distancionnom obuchenii // Meridian. 2021. № S8(61). S. 51-53.
4. Repyahova Z.V., Gruzdeva T.V., Cherepo-va K.G. Ispol'zovanie virtual'noj onlajn-doski na uroke matematiki // Aspekty i tendencii pedagogicheskoj na-uki: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2017 g.). SPb., 2017. S. 3-5.
5. Feoktistova A.A., Kozhina L.F. Opyt ispol'zovaniya onlajn-doski «PADLET» pri organizacii uro-kov himii v ramkah distancionnogo obucheniya // Hi-miya i himicheskoe obrazovanie XXI veka: sb. mate-rialov VI Vseros. stud. konf. s mezhdunar. uchastiem. SPb., 2021. S. 138-139.
The use of the online board in the school literary education
The article deals with the experience of the use of the virtual board in the process of the school literary education. At the example of studying the monographic theme "Life and creative work of I.S. Turgenev" in the 10th form there are demonstrated the different variants of the work with the online board, substantiating the advantages of the distribution of the educational content in the integrated interactive field.
Key words: literary education, distance education, Web 2.0, online board, virtual board, interactive online board.
(Статья поступила в редакцию 03.06.2022)
О Гвоздева Ab., Aсеева A.P., 2022
A.B. ГВОЗДЕВА, А.Р. АСЕЕВА (Курск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
Дается подробная характеристика интерактивных технологий, определяются роль и перспективы использования интерактивных технологий в современном образовательном процессе, представлен сравнительный анализ интерактивных технологий и активных методов обучения. Выявляются уровни интерактивности, на основании которых дается номенклатура интерактивных технологий, предлагается система принципов реализации интерактивных технологий в обучении.
Ключевые слова: интерактивные технологии, активные методы обучения, коммуникативные методы обучения.
Область образования претерпевает изменения, что обусловливает национальную политику в сфере образования в удовлетворении актуальным потребностям социально-образовательной среды. Внедряются все более эффективные методы обучения и разрабатываются инновационные технологии. Вследствие этого меняются и требования к подготовке специалистов, в частности будущих учителей. обществу требуются педагоги с определенным набором компетенций, таких как способность работать индивидуально и в команде, владение коммуникативными навыками, обладание высокой социальной мобильностью и осведомленностью о возможностях современного информационного пространства, педагогическими навыками и умениями для организации эффективного педагогического процесса. В свете этого предпочтение отдается интерактивным технологиям, не являющимся частью классической системы обучения, рассматриваемой в нашей научной статье в качестве традиционной модели обучения (отбор материала педагогом, который не является субъектом образовательного процесса - его дальнейшая передача обучающимся - «зазубриванива-ние» новой информации студентами - ее воспроизведение в контрольно-измерительных материалах). Подобный вид организации работы с информацией ограничивает обучающихся в действиях, не создает условия для раз-