родные музыкальные группы» [3, с. 41]. Помимо Харбинской консерватории, Ци-цикарского университета, Харбинского педагогического университета, такие коллективы есть в Северо-восточном нефтяном университете, Северо-восточном сельскохозяйственном университете и многих других высших школах. Все они характеризуются значительными масштабами и полным набором инструментов (до 120 человек). С точки зрения сферы своей деятельности народные оркестры вузов провинции Хэйлунцзян постепенно выходят за рамки сугубо студенческого творчества. Их выступления проходят на ведущих концертных площадках, а репертуар включает не только сочинения традиционного типа, но и новой (современной) и массовой народной музыки.
В 1997 году Ли Ланьцин, занимавший в то время пост заместителя премьер-министра Государственного совета КНР провёл в Пекине симпозиум, на котором среди прочих присутствовал Ли Дэлунь (1917-2001 гг, китайский дирижёр). На симпозиуме Ли Ланьцин отметил, что «популяризация музыки в вузах играет незаменимую роль в воспитании у студентов правильной эстетики и эстетических способностей, развитии художественных вкусов, обучении талантов со всесторонним развитием» [4, с. 9]. После проведения данного симпозиума в Китае последовательно создаются студенческие народные и симфонические оркестры. Департамент образования, Департамент культуры и Департамент финансов провинции Хэйлунцзян также положительно отреагировали на эту инициативу и ежегодно постепенно увеличивают инвестиции в вузы провинции для создания оркестров и гастрольных выступлений. Народный оркестр университета, где работает автор данной статьи, «был создан в 2005 году и за последние 17 лет побывал в более чем 30 вузах провинции и за ее пределами, где осуществил около 100 выступлений, которые действительно популяризировали национальное искусство» [5, с. 27].
С точки зрения репертуарной политики коллектива, он постепенно развивается от традиционного - к новой народной музыке и многообразной (разножанровой) народной музыке. С момента вступления в новую эру народное творчество в Китае развивается беспрецедентно активно, демонстрируются новые творческие проекты, такие как процветание «тематического» творчества, многожанровые представления. Народные оркестровые коллективы вузов демонстрируют прорывы в художественных концепциях, показывая сосуществование стилей академизма, этно, модернизма и постмодернизма. По статистике автора, «с 2012 года появилось более 300 новых произведений национальной оркестровой музыки. Такое разнообразие позволило хэйлунцзянским вузам значительно расширить свой репертуар» [6, с. 29].
С точки зрения состава народные оркестры хэйлунцзянских вузов делятся на две категории, что объясняется спецификацией программ обучения в конкретном университете. Первая состоит из преподавателей-профессионалов и студентов музыкальных вузов или музыкального факультета многопрофильных вузов, а вторая - из студентов - любителей народной музыки.
С точки зрения системы управления оркестры делятся на три типа: первый подчинен вузам, и им руководят профессиональные преподаватели; второй тип
Библиографический список / References
оркестра создан при поддержке центров художественного образования при вузах, третий тип - это социальная организация, связанная с отделом студенческой работы или комсомольской ячейкой.
О будущем развитии оркестров народных инструментов в вузах провинции Хэйлунцзян
В целом система поддержки работы народных оркестров хэйлунцзянских вузов в течение многих лет осуществляется посредством соответствующих департаментов провинции по делам культуры и правительства. За годы своей неустанной работы оркестры добились плодотворных результатов и накопили немалый управленческий опыт. Тем не менее они все ещё находятся в стадии развития, существует еще много недостатков, с которыми необходимо разобраться, что также является общей проблемой для многих вузов. На наш взгляд, во-первых, для профессиональных народных оркестров вузов внедрение общей системы управления центром художественного образования может значительно повысить эффективность организационной работы. В свою очередь, для оркестров, руководимых непрофессиональными музыкантами, целесообразно внедрить студенческое самообслуживание, самоуправление и самоинновации, чтобы студенты смогли действовать синхронно в русле решения конкретных задач при планировании образовательного процесса преподавателями.
Во-вторых, до сих пор ощущается острая нехватка профессиональных дирижёров-народников. Уровень народного оркестра во многом зависит от степени подготовки дирижёра. В настоящее время в Китае существует только две консерватории, которые готовят профессиональных дирижёров народной музыки, что не может удовлетворить потребности народных оркестров в дирижёрах. Большинство дирижёров народных оркестров хэйлунцзянских вузов являются дирижёрами западной музыки. На ранней стадии создания оркестра данный недостаток был не так заметен, но после того, как оркестр развился до серьезного масштаба, для осуществления эффективного репетиционного процесса требуются профессиональные дирижёры китайской народной музыки. Эту проблему можно частично решить за счет привлечения известных дирижёров-народников в качестве приглашенных руководителей оркестров. Другой вариант - направить в народные оркестры оперно-симфонических дирижёров, предварительно осуществив их профессиональную переподготовку на базах музыкальных вузов, которые специализируются на подготовке дирижёров народной музыки.
Вместе с тем необходимо отметить, что вузы поощряют инновации, основанные на традициях, что отражается в формах концертной деятельности коллективов (например, онлайн-концерты традиционной музыки), основой которых остаётся уникальная национальная культура Китая. В то же время, на наш взгляд, необходимо стимулировать сочетания современного и традиционного, восточного и западного, популярного и элитарного, обращая внимание на востребованные тенденции среди нынешних студентов вузов, надлежащим образом интегрируя все эти элементы в творчество, делая новаторские аранжировки для произведений народной музыки и впитывая дух современности, чтобы произведения народной музыки стали более востребованными.
1. He Keren. Reflections on the Function and Future Development of the Chinese Orchestra in Ordinary Colleges and Universities in the Construction of Campus Culture. Popular Literature and Art. 2019; № 5.
2. Zhang Meng. A Brief Introduction to the Creation of Chinese National Orchestral Music in the New Era. Art of Music. 2020; № 1.
3. Lin Han. Aesthetic Practice of the Creation of Small Ethnic Bands in Colleges and Universities. Modern Music. 2020; № 10.
4. Wang Z. The Absence of National Orchestra in Colleges. Music Space. 2015, № 23.
5. Pu H., Gu Y. Research on the Development of College Folk Orchestras Under the Background of Strengthening Aesthetic Education. Song of the Yellow River. 2020; № 16.
6. Han Z. An Analysis of the Innovation Path of College Folk Orchestras. Northern Music. 2018; № 3.
Статья поступила в редакцию 30.05.22
УДК 378
Guz Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),
E-mail: [email protected]
Melkonyan A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF INTERACTIVE WORK IN DISTANCE LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES. A promising education system should be able not only to equip the learner's knowledge, but also, thanks to the constant and rapid renewal of knowledge in the modern era, to form the need for their continuous independent mastery, self-education skills, as well as an independent and creative approach to knowledge throughout the active life of a person. To achieve these goals, it is necessary to use intensive educational technologies, one of which is distance education, which contributes to increasing the intellectual potential of students through self-organization. The article discusses topical practical issues using interactive methods in the higher education system with distance learning of foreign languages. The possibility of transferring interactive training methods from the audience to the online classroom is analyzed. The role of interactive methods in the learning process is disclosed and recommendations are made for organizing interactive student training.
Key words: self-education, interactive learning methods, learning methods, distance learning, synchronous learning, online classes, Microsoft Teams.
Ю.А. Гузь, канд. пед. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
E-mail: [email protected]
А.А. Мелконян, канд. пед. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Система образования должна не только передавать знания обучающимся, но и развивать спектр компетенций самостоятельного и творческого подхода к знаниям на протяжении всей активной жизни человека. Для достижения этих целей необходимо использовать интенсивные образовательные технологии, одна из которых - дистанционное обучение, которое способствует повышению интеллектуального потенциала обучающихся через самоорганизацию. В статье рассматриваются актуальные практические вопросы с использованием интерактивности в дистанционном обучении иностранным языкам. Отличительной особенностью данного принципа является активное взаимодействие обучающегося со всеми участниками образовательного процесса на основе внутренней мотивации к обучению. В исследовании раскрывается роль социального взаимодействия в группе, и даются рекомендации по организации интерактивного обучения студентов. Анализируется возможность переноса интерактивных методов обучения из аудитории в онлайн-класс, что успешно могут использовать преподаватели иностранного языка.
Ключевые слова: самообразование, интерактивные методы обучения, методы обучения, дистанционное обучение, синхронное обучение, онлайн-занятия, Microsoft Teams.
На сегодняшний день возможности и формы онлайн-обучения иностранным языкам постоянно претерпевают изменения. Это связано не только с активным развитием информационно-коммуникационных технологий, но и в значительной степени - с трансформацией образовательной парадигмы [1]. Ядро современного образования представляют личностно ориентированное обучение, индивидуализация и дифференциация процесса обучения, развитие учебной мотивации и универсальных учебных стратегий обучающихся, автономность и т. д. Эти концептуальные понятия отражают контекст современного образования, поэтому их целесообразно рассматривать как идеи для успешного осуществления иноязычного обучения в современной информационно-образовательной среде. Реализация интерактивного принципа в обучающем процессе возможна не только очно, в традиционном формате, но и дистанционно.
Цель и задачи исследования - рассмотреть особенности интерактивной работы в условиях дистанционного обучения иностранному языку по причине того, что именно непрерывное и разностороннее взаимодействие будет способствовать повышению эффективности учебного процесса. В ходе написания статьи мы провели анализ теоретической базы по вопросам дистанционного обучения и интерактивных методов преподавания иностранного языка, изучили технические возможности онлайн-платформ, проанализировали личный опыт преподавания и обучения в дистанционном формате и выявили особенности реализации интерактивных форм работы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении эффективности онлайн-занятия. Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные нами особенности организации дистанционной работы обучающихся могут взять на вооружение преподаватели-практики и все, кто интересуется интерактивными методами в учебном процессе.
В связи с цифровизацией среды образования и необходимостью осваивать новые технологии в обучении особый интерес для нашего исследования вызвали теоретические работы таких специалистов, как Алексеева В.М., Ильченко С.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Ученые утверждают, что дистанционная форма освоения учебного материала может быть эффективной, менее статичной и способствует развитию у обучающихся компетенций, необходимых в современном мире [2-6]. Интерактивность в обучении раскрыта и подробно представлена в трудах А.А. Вербицкого, М.В. Кларина, Ю.С. Тютюнникова. Мы также использовали эмпирические данные по вопросу корреляции дистанционного занятия и интерактивного обучения.
Развитие дистанционного обучения «диктуется актуальностью и поддерживается на государственном уровне и широкой общественностью» [7, с. 116-121]. Чтобы понять и услышать ответную реакцию обучающихся об эффективности дистанционных синхронных занятий, мы решили прежде опросить студентов и магистрантов ЮФУ, обучающихся дистанционно в онлайн-классах Microsoft Teams. Microsoft Teams, - это единое цифровое пространство для общения, контента, заданий и приложений, позволяющее педагогам организовать динамичную среду обучения [8]. Для этого создаются группы для совместной работы, преподаватели и обучающиеся централизованно объединяются в профессиональные образовательные сообщества.
В результате анонимного исследования было опрошено 200 студентов различных курсов и структурных подразделений, изучающих немецкий как иностранный язык и как основную специальность. Согласно данному опросу, ответы на наши предположения о роли дистанционного обучения завтра очевидны. Достаточно много положительных мнений о внедрении и реализации дистанционных занятий говорят об этом, есть лишь указания и рекомендации от студентов о совершенствовании онлайн-обучения, которым мы должны следовать. Прежде всего, это качественное техническое интернет-соединение, которое должно поддерживать непрерывное взаимодействие между тьютором и слушателем и гарантировать мгновенную обратную связь, наглядное представление информации, её хранение, обработку и возможность многократного использования [9]. Явным преимуществом для студентов является удобный и привычный «домашний» формат обучения, что обусловливает положительный психологический настрой, а вследствие этого - и высокую мотивацию активного участия на занятии. Это подтверждает также посещаемость онлайн-занятий, которая намного выше, чем в аудиторном режиме. Дистанционный формат развивает самостоятельность в
поиске и использовании необходимой информации, что способствует гибкости и автономности учебного процесса. Особенно удобной формой общения между преподавателем и студентом выбрана видеоконференция с групповым чатом, трансляцией экрана и совместной обработкой документов в облачных технологиях. Все эти навыки, знания и умения студенты считают важными в будущей профессиональной деятельности, но оценивают дистанционный формат занятий все-таки в «качестве вспомогательного или временного обучения» при условии хороших дистанционных методик и хорошей технической оснащенности. По результатам опроса является интересным тот факт, что большинство студентов выходят в онлайн-классы при помощи смартфонов, а не компьютеров. В связи с этим качество некоторых видов работ по развитию речевой деятельности снижается, так как не все инструменты доступны в телефоне, например, не так просто работать в общем документе с преподавателем и одногруппниками, это работа протекает динамично при наличии клавиатуры и с возможностью пользоваться несколькими вкладками одновременно.
Несомненно, что для изучения иностранного языка дистанционное обучение имеет ряд преимуществ. Но учебная эффективность достижима лишь при правильно организованном психолого-педагогическом процессе за монитором компьютера, который требует в первую очередь универсальных учебных компетенций, среди которых ведущая - умение учиться самостоятельно. Современный выпускник, в широком смысле данного слова, должен быть готов к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, к реальной самооценке своих возможностей для самореализации в социуме, к планированию своих профессиональных стратегий и своей жизненной позиции [10, с. 46]. Говоря об успешном обучении иностранным языкам дистанционно, следует раскрыть один из главных принципов этого процесса и подробно остановиться на интерактивности. В основу термина «интерактивное обучение» легло понятие «интерактивность», характеризующее степень активности участников образовательного процесса. Отличительной особенностью данного принципа является активное взаимодействие обучающегося со всеми участниками образовательного процесса (в том числе и средствами обучения) на основе внутренней мотивации к обучению [11]. При реализации такого обучения педагог грамотно и осознанно направляет действия обучающихся к достижению поставленных целей, оставаясь при этом немного в тени и поощряя активность, творческий подход и желание общаться на иностранном языке.
На сегодняшний день не существует единого мнения относительно появления в педагогической науке термина «интерактивное обучение». По одной из версий, в основе интерактивного обучения лежит теория «интеракционистской ориентации», которая основывается на социально-психологической концепции американского психолога, философа и социолога Джорджа Мида. Прагматическая философия ученого базировалась на становлении «Я» в социуме. Представителей данной концепции интересовал процесс социального взаимодействия в группе или в обществе, анализ которого был необходим для понимания природы поведения индивидуума в обществе. Согласно другой версии, интерактивное обучение уходит корнями в термин «активное обучение» (Action Learning) или так называемое обучение в действии, которое, в свою очередь, базируется на идеях американского философа и педагога Джона Дьюи, автора концепции прагматического образования и основанного на ней метода проектов. Некоторые ученые придерживаются мнения, что интерактивное обучение связано с развитием информационных технологий, ресурсов сети Интернет, дистанционным образованием и предусматривает интеракцию в процессе работы с компьютером или любым другим цифровым носителем. В трудах отечественных исследователей понятия «интерактивность» и «интерактивная модель обучения» начинают упоминаться с конца 1980-х годов (Е.С. Полат, М.В. Кларин, А.А. Вербицкий). Так, в концепции обучения А.А. Вербицкого интерактивность рассматривается с точки зрения процесса общения, взаимодействия всех субъектов данного процесса. Важнейшими составляющими процесса взаимодействия, по мнению ученого, являются активность участников общения и создание учебной среды, предоставляющей каждому возможность найти способ решения задачи [12].
Интеракция на занятии иностранного языка как в дистанционном формате, так и в очном обозначает все возможные процессы общения. Общение между участниками современного образовательного процесса - это не просто обмен ин-
формацией, а обмен контентом, который имеет значение для обучающихся. Основная задача преподавателя иностранного языка - проектировать аутентичные ситуации общения и стимулировать обучающихся задачами, решение которых подразумевает сотрудничество друг с другом в социальном контексте. Грамотное проектирование ситуаций и постановка задач способствуют тому, что обучающиеся учатся понимать других и себя по отношению к другим, высказывать собственное мнение и уважительно относиться к мнениям других, брать на себя ответственность за принятые решения в процессе решения совместных задач. Процессы общения реализуются, главным образом, в формах социального взаимодействия обучающихся. Социальное взаимодействие способствует активной работе, что приводит к более глубокой обработке знаний и, следовательно, к лучшему запоминанию изученного.
Роль преподавателя при организации групповой формы социального взаимодействия многогранна и второстепенна одновременно. С одной стороны, на начальном этапе преподаватель выступает в роли организатора, а уже в процессе работы он наблюдатель и консультант. Поведение преподавателя должно фокусироваться на наблюдении за групповой работой; консультировании групп; стимулировании дальнейших вариантов решения. В дистанционном формате классы онлайн-платформ предоставляют возможность делить присутствующих на группы, таким образом студенты могут работать парно, втроем и в подгруппах, не мешая другим. Задачи преподавателя остаются идентичны: представить задание, его цели, предполагаемые результаты; организовать групповую работу; наблюдать поочередно за ходом обсуждения в подгруппах, консультировать и оказывать педагогическую, методическую и техническую поддержку студентам. Для обсуждения общих результатов все возвращаются в основное собрание и дискутируют по проблеме.
На наш взгляд, организация групповой формы социального взаимодействия на онлайн-занятии является наиболее трудоемкой для преподавателя, т. к. нет прямого, невербального контакта между субъектами обучения. Надо понимать, что в дистанционном обучении интерактивность не предполагает «живого общения», коммуникация осуществляется на расстоянии, на дистанции между педагогом и студентами. Посредником в этом общении выступает монитор и все прилагающиеся к нему технические устройства, которые не должны отвлекать от качественного общения в рамках онлайн-занятия. Но использование различных социальных форм, а также сознательное их чередование является важным инструментом интеграции всех активных участников образовательного процесса и, как правило, выступает гарантией положительных результатов в обучении. Кроме того, предпочтения в выборе форм социального взаимодействия могут зависеть от культуры и традиций обучения в целом, компетентности и самосознания преподавателя и его представлениях о качественном обучении, личностных качеств
Библиографический список
обучающихся. Если занятие проходит в аудитории, то этому содействует невербальный контакт, а также возможность создания более располагающей обстановки для общения, например, с помощью удобной расстановки столов и стульев в помещении. Зачастую выбор определенной формы социального взаимодействия присваивает преподавателю и обучающимся твердую, часто бессознательную роль и определяет того, кто доминирует на занятии, кто организует занятие и объясняет грамматические правила, того, кто исправляет ошибки обучающихся и задает вопросы. Студенты совместно с преподавателем или самостоятельно участвуют в решении проблемных ситуаций и оценивают себя и своих партнеров, что развивает автономную компетенцию в обучении.
В заключение можно сделать следующие выводы, что, во-первых, несмотря на противоречивое отношение многих преподавателей к дистанционному обучению, и существующие на сегодняшний день недостатки (ограниченные технические возможности некоторых обучающихся; необходимая самодисциплина обучающихся и т. д.), этот формат может использоваться интерактивно и продуктивно. Современные платформы разработаны для удобства взаимодействия всех звеньев процесса обучения и предусматривают такие интерактивные возможности, как дискуссия, презентация, объединение обучающихся по группам, отдельные чаты, использование в работе электронных учебников и пособий, находящихся в открытом доступе, онлайн-тесты или онлайн-опросы для быстрой проверки знаний обучающихся, запись занятия для просмотра в любое удобное время; мониторинг посещения занятий и активности обучающихся. Во-вторых, изучив технические возможности ряда онлайн-платформ для обучения (Zoom, Microsoft teams, Google class), мы пришли к выводу, что большинство известных интерактивных методов и технологий не требуют никакой серьезной трансформации в дистанционном синхронном формате обучения. Так как именно дистанционное обучение направлено на организацию продуктивной самостоятельности обучающихся, увеличение объема индивидуальной работы, практических и творческих заданий поискового и исследовательского характера. Наличие интерактивной доски и возможность объединения обучающихся по группам позволяют с легкостью выполнять творческие и проектные (индивидуальные, парные и групповые) задания. В-третьих, интерактивное занятие - это следствие грамотной работы преподавателя, который создает условия для активизации всех обучающихся, а не только наиболее мотивированных. Подбирая соответствующее содержание и формы работы, задания проблемного характера и приемы, преподаватель не только инициирует интерес и мотивацию на онлайн-занятии, но и привлекает обучающихся к открытию языковых и коммуникативных закономерностей, используя индуктивный подход. Кроме того, формируется учебная автономия, предполагающая осознание студентами собственной ответственности за результаты своей учебной деятельности.
1. Гузь Ю.А., Стрикатова Т.А. Обучающий потенциал социальных сетей на примере изучения иностранного языка в Instagram. АНИ: педагогика и психология. 2021; № 1 (34): 24б - 250.
2. Алексеев В.М., Ильченко С.В. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 201б; № 9-1: 1б8 - 171.
3. Гузь Ю.А., Жарина О.А., Кудряшова А.Н. Деятельностно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях новой парадигмы самообразования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015; № 2 (97): 45 - 47.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2001.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Москва: Академия, 2000.
6. Полат Е.С. Дистанционное обучение. Педагогические и информационные технологии в образовании. Интернет-журнал. 2003; № 2.
7. Сафуанов РМ., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования. Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019; № 2: 11б - 121.
8. Microsoft Teams для образования. Available at: https://www.microsoft.com/ru-ru/education/products/teams
9. Гузь Ю.А., Шевченко В.В. Эффективность и перспективы развития дистанционного обучения иностранным языкам. Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы второй научно-практической конференции. 2015: 471 - 475.
10. Пономарева О.С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития. Педагогика высшей школы. 201б; № 2: 45 - 48.
11. Шевченко Н.И. Интерактивные методы как условие интерактивного образования. Available at: https://interactiv.su/2018/04/24
12. Вербицкий A.A. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения. Инновационные проекты и программы в образовании. Инновации и эксперимент в образовании. 2011; № 2: Зб.
References
1. Guz' Yu.A., Strikatova T.A. Obuchayuschij potencial social'nyh setej na primere izucheniya inostrannogo yazyka v Instagram. ANI: pedagogika ipsihologiya. 2021; № 1 (34): 24б - 250.
2. Alekseev V.M., Il'chenko S.V. Osobennosti sovremennogo distancionnogo obucheniya kontraktnyh upravlyayuschih. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 201б; № 9-1: 1б8 - 171.
3. Guz' Yu.A., Zharina O.A., Kudryashova A.N. Deyatel'nostno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v usloviyah novoj paradigmy samoobrazovaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 2 (97): 45 - 47.
4. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2001.
5. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2000.
6. Polat E.S. Distancionnoe obuchenie. Pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v obrazovanii. Internet-zhurnal. 2003; № 2.
7. Safuanov R.M., Lehmus M.Yu., Kolganov E.A. Cifrovizaciya sistemy obrazovaniya. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo neftyanogo tehnicheskogo universiteta. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. Seriya: 'Ekonomika. 2019; № 2: 11б - 121.
8. Microsoft Teams dlya obrazovaniya. Available at: https://www.microsoft.com/ru-ru/education/products/teams
9. Guz' Yu.A., Shevchenko V.V. 'Effektivnost' i perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya inostrannym yazykam. Magiya INNO: novoe v issledovaniiyazyka i metodike ego prepodavaniya: materialy vtoroj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 471 - 475.
10. Ponomareva O.S. Razvitie professional'nyh kompetencij studentov vuza v ramkah koncepcii ustojchivogo razvitiya. Pedagogika vysshej shkoly. 201б; № 2: 45 - 48.
11. Shevchenko N.I. Interaktivnye metody kak uslovie interaktivnogo obrazovaniya. Available at: https://interactiv.su/2018/04/24
12. Verbickij A.A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy postroeniya novyh modelej obucheniya. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. Innovacii i 'eksperiment v obrazovanii. 2011; № 2: Зб.
Статья поступила в редакцию 21.05.22