потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет каждому ученику увидеть себя человеком способным и компетентным.
Литература:
1. Зиятдинов, Ш.Г. К понятиям экологическая культура и экологическое образование учащейся молодежи / Ш.Г. Зиятдинов // Символ науки. - 2018. - №8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-ponyatiyam-ekologicheskaya-kultura-i-ekologicheskoe-obrazovanie-uchascheysya-molodezhi (дата обращения: 19.01.2022).
2. Игнатова, В.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.А. Игнатова // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. - Тюмень: Истина, 2007. - URL: https://search.rsLru/ru/record/01003360756(дата обращения: 14.11.2021).
3. Марар, О.И. Экологическая культура в контексте современности / О.И. Марар // Социально-гуманитарные знания. -2010. - №5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ekologicheskaya-kultura-v-kontekste-sovremennosti (дата обращения: 01.02.2022).
4. Симоненко, Н.И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры / Н.И. Симоненко // Вестник ЧелГУ. - 2008. - №29. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-v-sovremennom-sotsiokulturnom-diskurse-k-opredeleniyu-ontologicheskoy-suschnosti-ekologicheskoy-kultury (дата обращения: 01.12.2021).
5. Шишин, М.Ю. Теоретические основания экологической культуры / М.Ю. Шишин // Grand Altai Research & Education. - 2015. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovaniya-ekologicheskoy-kultury (дата обращения: 19.02.2022).
Педагогика
УДК 378.14
старший преподаватель кафедры И-13 «Иностранный язык для физико-математических и инженерных специальностей» Осьмина Кира Сергеевна
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)
BLENDED LEARNING: ИНТЕГРАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО И ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Ситуация с пандемией, в которой находятся вузы продолжается, и, переход из онлайна в очный формат обучения и наоборот доказывает, что смешанный формат обучения (blended learning) становится если не панацеей, то самым удобным способом, позволяющим сочетать очные методы обучения в классе и интерактивный дистанционный формат. В статье рассматриваются преимущества использования смешанного формата обучения при изучении иностранного языка студентами технических вузов неязыковых специальностей. Приведены примеры успешных образовательных платформ, а также вывод автора о необходимости стандартизации и создания унифицированной образовательной платформы.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), английский язык для специальных целей, системы управления обучением, дистанционное обучение, смешанное обучение, стандартизация.
Annotation. The transition from online to face-to-face learning and vice versa during the pandemic proves that blended learning is becoming, if not a panacea, but then the most convenient way to combine face-to-face teaching methods in the classroom and interactive remote format. The article discusses the advantages of using blended learning format for students of technical universities of non-linguistic specialties. Examples of successful educational platforms are given, as well as the author's conclusion about the need for standardization and the creation of a unified educational platform.
Key words: information Communication Technologies (ICT), ESP (English for Specific Purposes), Learning Management Systems (LMS), distance education platform, blended learning, Moodle, application of innovations in education, unified educational platform.
Введение. Стороннему неподготовленному наблюдателю может показаться, что дистанционное обучение (дистанционное образование, ДО) появилось ниоткуда - как результат пандемии, в которой мы находимся уже 2 года. Но те, кто близок образованию, знает, что, дистанционное обучение, точнее, тот «онлайн», в котором оказались учебные заведения, не говоря уже о бизнесе и даже медицине (телемедицина), сформировалось задолго до появления Интернета и цифровых технологий как таковых. Так, Кувшинова [1], сообщает, что: «Прообраз дистанционного образования появился в 1836 году, в Соединенном королевстве, когда был создан Лондонский Университет... С возникновением новых технологий дистанционное образование развивалось, например, распространение радио привело к разработке радиокурсов для студентов, которые впервые появились в Университете штата Пенсильвания, начавшего транслировать свои курсы с помощью новой технологии. С 1858 года Лондонский университет сделал экзамены открытыми для студентов из других стран. Такой подход привел к появлению колледжей, которые готовили студентов по программе университета, но задания рассылались по почте».
Что касается России, то дистанционное обучение в российских вузах официально начало свое существование с 30 мая 1997 года [2].
Дистанционное обучение - это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии (т.е. дистанционно); при этом, такое ДО отражает практически все присущие учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание, а часто и средства обучения) и реализуемое специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими интерактивность процесса обучения [3].
Так, с развитием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также с развитием и проникновением во все сферы повседневности сети Интернет, появилась одна из разновидностей дистанционного обучения - «онлайн обучение» - одна из форм дистанционного обучения, с применением средств мультимедиа и Интернет технологий.
Изложение основного материала статьи. На текущий момент принято выделять два вида онлайн-обучения -синхронное (когда преподаватель и студенты физически и территориально находятся далеко друг от друга, но их общение проходит в реальном времени, например, вебинары и сеансы ВКС), и асинхронное (студенты и преподаватель находятся далеко друг от друга и не взаимодействуют в реальном времени, например, электронные тесты, вики, блоги, форумы и пр.). Острая необходимость вынужденного перехода с очного обучения в онлайн-формат в связи с пандемией, вынудила и послужила толчком к изучению в научной среде этого сравнительно нового формата обучения - онлайн-обучения. Именно
так, внезапное и стремительное внедрение и развитие дистанционного обучения, стало одной из главных тем обсуждения в научном сообществе. На сегодня, накопился сравнительно большой корпус работ в рамках изучения темы ДО: о реализации онлайн обучения в дистанционной форме [1; 3]; об отношении студентов к цифровой трансформации [7; 17]; об эффективности внедрения онлайн компонента в обучение [4; 8]; о стрессе с которым столкнулись как преподаватели, так и студенты [7; 9]; о цифровой грамотности преподавателей и студентов [12].
Работая в дистанционном формате в период «полного дистанта» в период 2020-2022 г.г., преподаватели изучали и применяли на практике различные системы управления обучением и онлайн-взаимодействия (Moodle, Canvas, Zoom, Microsoft Teams, Google Classroom, Discord, Webinars, Skype). И сейчас, при вынужденном переключении из очного формата обучения к онлайн формату и наоборот, преподавателям не стоит забывать этот опыт, как и дополняющие современные методы обучения различные образовательные средства.
На текущий момент ситуация с пандемией, в которой мы все находимся, хоть и претерпевает некоторые общие послабления, но тем не менее продолжается, и, переход из онлайна в очный формат обучения и наоборот доказывает, что смешанный формат обучения (blended learning) становится если не панацеей, то самым удобным способом, позволяющим сочетать очные методы обучения в классе и интерактивный дистанционный формат.
Как может показаться на первый взгляд, смешанное обучение не является новым подходом к эффективному обучению. Этот формат, по сути, используется уже более двадцати лет [2; 14] и в настоящее время многие высшие учебные заведения внедряют и применяют данную форму обучения. Именно благодаря этому методу студент получает возможность заниматься в группе очно и дополнительно дома в удобное для него время.
Так, преподаватели, работая в данном формате и создавая образовательный контент, начинают использовать различные методы обучения (беседы, лекции, дискуссии, иллюстрации схем, ознакомление с предметом изучения, использование технологических карт, активные и интерактивные методы), и работа в blended-learning должна строится интерактивно, задействуя обучающегося и заставляя его не только поглощать информацию, но и производить ее в свою очередь взаимодействуя с другими учениками.
Также стало очевидным, что вузам необходимо унифицировать образовательную платформу, на которой будет проходить онлайн-обучение, т.к. она позволит легко отследить работу самих преподавателей, активность и успеваемость студентов, и регулировать наполняемость контента образовательных программ. Необходимо сформировать такую платформу, которая будет предлагать полезные и мотивирующие к созданию новых интересных курсов инструменты для преподавания и изучения предмета как онлайн (дистанционно), так и в оффлайн (аудиторно). Она должна быть высокоинтегрированной, объединять в себе все необходимые средства (начиная от функционала LMS и заканчивая развитой системой ВКС), предоставлять разнообразные комбинации элементов, позволяющих ставить и достигать конкретные цели как в преподавании, так и в обучении. И, что немаловажно, такая платформа должна быть открытой и доступной не только на уровне пользователя, но также иметь удобную лицензионную политику, широкие возможности для внедрения, быть дружелюбной для технического персонала и, в идеале, реализована в рамках государственных стандартов (которые, разумеется, необходимо разработать).
Среди существующих разнообразных бесплатных и коммерческих систем электронного обучения, одной из наиболее перспективных платформ для построения вокруг нее такой унифицированной интегрированной и эффективной системы является Moodle - бесплатная платформа для электронного обучения с открытым исходным кодом. По различным оценкам, доля, занимаемая Moodle на рынке образовательных решений, уже составляет около 30%. Это одна из самых популярных LMS (learning management system) платформ в мире: 242 страны применяют ее в образовательных целях. Специфика реализации платформы, а также ее высокая популярность создала вокруг проекта большое сообщество, создающее и поддерживающее огромное разнообразие различных модулей, дополнений, интеграций (в том числе с системами ВКС, такими как BigBlueButton, Zoom, Microsoft Teams), инструментов. Являясь разновидностью ИКТ, данная платформа отражает современные тенденции в образовании, обеспечивая непрерывный доступ к учебным ресурсам по принципу «в любое время и в любом месте». Гибкость в обучении позволяет обучающимся самостоятельно регулировать частоту, время, продолжительность, способы обучения, содержание программ, а также не быть привязанными к конкретному месту. Кроме того, обучение «в любое время и в любом месте» характеризуется ослаблением логических и дидактических ограничений.
Своя специфика онлайн-формата образования существует и при изучении иностранного языка. Так, студенты, получающие высшее образование в техническом вузе, изучают не просто научный и официально-деловой стили речи, а язык специальности, поэтому изучение ESP (English for specific purposes) сегодня становится актуальной темой.
Платформа Moodle и решения на ее базе предлагают гибкость во времени и месте использования, что является важным преимуществом инновационного набора инструментов для преподавания и обучения, поскольку учебная деятельность может быть адаптирована под конкретных учащихся, ограниченных плотным графиком, нехваткой времени, психологическими и другими проблемами. Компетенции целевого языка можно практиковать в среде, максимально приближенной к реальной, или даже в реальных коммуникативных ситуациях. Платформа обеспечивает различную языковую поддержку, включая справочники по словарному запасу и грамматике, образцы речи и т.д.
Кафедра иностранных языков Московского авиационного института активно использует инновационные технологии в учебном процессе. Университет обеспечивает круглосуточный доступ к сети Интернет (в том числе беспроводной) для своих сотрудников и студентов. Большинство преподавателей и студентов университета на достаточном уровне владеют компьютером. Применение ИКТ создает подходящие условия для обучения, так как есть постоянный доступ к учебным ресурсам в любое время в удобной для пользователя среде.
Виртуальная среда обучения на базе платформы Moodle была представлена несколько лет назад. С тех пор, Moodle все интенсивнее используется как студентами, так и преподавателями. Накоплен большой аутентичный и дидактически обогащенный материал, на основе которого создаются разнообразные авторские курсы для студентов разных специальностей. В рамках курсов преподаватели могут обмениваться материалами, управлять общением и настраивать мероприятия.
При разработке курсов были использованы специальные модули Moodle для изучения иностранных языков и развития практических навыков, таких как навык понимания на слух (оценка языковых навыков; экзаменационные видео; развитие фонетических навыков); навыки чтения и письма (специализированные статьи; тесты, проверка усвоения грамматических конструкций); разговорная и специальная терминология (английский для инженеров, английский для физико-математических и инженерных специальностей, для студентов института «Инженерная экономика и гуманитарные науки» Московского авиационного института). Оценки и рейтинги способствуют справедливой и прозрачной оценке достижений обучающихся, в изучении иностранного языка, и, применяются для мониторинга результатов (степень усвоенного материала; определенный набранный балл, который является допуском к зачету и т.д.).
Получение навыков разговорной речи имеет решающее значение при изучении иностранных языков. Поэтому при срочном (либо вынужденном) переходе на дистанционный формат обучения или, в очном, оффлайн-формате, когда у
преподавателя большое количество студентов в группе и нет возможности уделить достаточное количество времени каждому студенту, или же отсутствует техническая возможность использования средств ИКТ (невозможно провести аудирование, осуществить демонстрацию материалов и пр.), платформа Moodle используется для достижения этих целей.
Так, были разработаны курсы для студентов, магистрантов и аспирантов всех специальностей. Поэтому, независимо от того на какую форму обучения перешел вуз (очная или вынужденная дистанционная), преподаватели дают задания, размещая их на платформе в зависимости от потребности студентов.
Самым очевидным преимуществом применения платформы Moodle преподаватели кафедры иностранных языков Московского авиационного института отметили повышение личностно-ориентированного обучения. Студенты могут получить огромное количество языковой практики используя онлайн-материалы, как аутентичные, так и разработанные преподавателями. Они могут выбирать задания и вспомогательные материалы в соответствии со своими интересами и уровнем владения языком.
Однако, несмотря на многочисленные преимущества использования платформы Moodle, существуют и некоторые недостатки в виде технических, методических вопросов и эффективности результатов обучения. Технические проблемы возникают из-за несовершенства ИТ-инфраструктуры, на которой развернута платформа, нестабильности интернет-соединения. Методические связаны с отсутствием унификации и стандартизации материалов, нехваткой времени у преподавателей для разработки и обновления материалов. Но эти вопросы как раз могут быть решены при появлении и внедрении государственных стандартов на саму платформу, необходимую для ее развертывания инфраструктуру, кадровое обеспечение для ее функционирования, а также спецификации и унификации методических материалов.
Что касается эффективности самого обучения - на этот счет проведено много исследований и опубликовано много статей, в которых авторы не могут прийти к единому выводу о безоговорочной эффективности обучения онлайн.
Так, многие исследователи в своих работах, ссылаются на мнения преподавателей и студентов о том, что несмотря на гибкость и удобство смешанного формата обучения, и использования образовательной платформы, изучение иностранного языка невозможно без очного присутствия двух главных действующих лиц - преподавателя и студента. Например, студенты до сих пор предпочитают изучение новой лексики и выполнение заданий по аудированию в классе в виду их низкой мотивации и самодисциплины.
Работы по исследованию использования моделей смешанного обучения дали разные результаты [15]. Некоторые исследователи утверждают, что изучение языка улучшается, в то время как другие указывают, что значительных улучшений по сравнению с традиционным (очным) форматом обучения нет. Относительно уровня удовлетворенности также высказывались различные мнения [14; 16].
Одним из наиболее важных аспектов, отмеченных в исследованиях, является то, что преподавателям необходимо научиться адаптироваться к онлайн-обучению. Хотя смешанное обучение и предполагает сочетание очного и онлайн-обучения, реализация онлайн-компонента вызывает у некоторых преподавателей трудности, поскольку предполагает смену ролей и приобретение новых навыков и знаний. Понимание и использование преподавателями ИКТ сильно влияет на принятие самими учащимися онлайн-обучения, а также на их восприятие того, насколько полезны онлайн-инструменты.
Для того, чтобы преподаватели могли создавать качественный образовательный контент и вели свои занятия эффективно, необходимо рассмотреть базовые компетенции, которыми должны обладать преподаватели вузов. Так, в одном исследовании авторы показали какие компетенции необходимы преподавателю для выстраивания эффективного урока (Таблица 1).
Таблица 1
Профессиональные компетенции преподавателя современного вуза
Уровень Подгруппы Компетенции
1. Знания предмета. Знание учебной дисциплины, ее истории и перспективы.
2. Педагогический, дидактический и методический профессионализм. Способность обучать и вызывать у обучающихся интерес к учебе.
3. Широкий общекультурный и научный кругозор. Эрудированность и широкий кругозор.
4. Творческий подход и готовность к инновациям. Способность и желание вести научный поиск, творческий подход к проблемам.
5. Наличие ученой степени, владение методиками научных исследований. Креативность.
6. Инновационная и интероперабельная мобильность. Владение иностранными языками и компьютерными технологиями.
Внимательно рассмотрев таблицу можно сделать вывод, что преподавателю необходимо не только знать свой предмет и быть эрудированным, но и обладать креативностью, иметь творческий подход к построению лекций и практических занятий, интересоваться новыми тенденциями и трендами, а также владеть компьютерными технологиями.
Для тех преподавателей, кто ищет новые способы общения с группой, у кого нет возможности выделить время для всех учащихся на занятии (например, в случае формирования большой группы), а также в целях которого стоит развитие коммуникативной компетенции своих студентов, стоит обратить внимание на сервис Flipgrid (https://info.flipgrid.com/). Сервис позволяет обучающимся записывать короткие видеоответы по заданной теме и отправлять на «стену» преподавателя. Это очень простой сервис - преподаватель может обеспечить индивидуальную обратную связь, оценить видео, разместить его на главной странице. Преподаватели также могут создавать учебное видео до десяти минут, что очень важно для выстраивания обратной связи либо разъяснения какой-то определенной темы.
Еще одним примером успешного применения образовательной платформы при обучении в смешанном формате является использование «Гибких курсов» компании Юрайт.
Технология гибких курсов заключается в том, что автор берет лицензированную информацию (отрывки глав, цитаты, задания, видео и пр.) из различных источников, находящихся на образовательной платформе «Юрайт»: «Материалы авторских курсов и учебников, размещенные на платформе, сохраняют авторскую идентификацию.... Все видео- и аудиоматериалы, прикрепленные к частям курса, подтягиваются из авторских курсов и учебников, размещенных на платформе. Ваши студенты могут их свободно использовать в гибком курсе.» (https://urait.ru/info/courses).
В группе с большим количеством студентов в которых собраны учащиеся с разным уровнем знания иностранного языка можно использовать данные курсы, адаптируя их под уровни студентов: например, можно разделить группу на три
условных уровня: «слабые», «средние» и «сильные» учащиеся. При разработке своего гибкого курса, преподаватель создает дополнительный раздел с материалами и заданиями для «сильных» студентов. «Слабым» студентам создают материалы с основными простыми базовыми понятиями, а «средним» студентам предлагается выполнение заданий согласно их учебному плану.
Потребность в адаптивных курсах очень хорошо прослеживается при обучении иностранному языку студентов факультета «Компьютерные науки и прикладная математика» Московского авиационного института, особенно сферы ИТ. Материалы в данной сфере достаточно быстро теряют актуальность и необходимо постоянно подстраивать программу обучения под потребности конкретной аудитории. Подстраивая гибкие курсы, автор собирает различные материалы, соответствующие и удовлетворяющие потребности конкретного направления специальности. Данный, уже подготовленный контент удобнее настраивать и обновлять, особенно с учетом плотного графика многих преподавателей и, следовательно, дефицита времени для работы с методическими материалами. На данной платформе размещены шаблоны рабочих программ более чем по 10 тысячам дисциплин, доступны различные дополнительные сервисы (например, «Умное тестирование», выгрузка цифровой ведомости по окончании экзамена и др). Для вузов предоставляется интеграция с библиотекой, что немаловажно и удобно как для самих преподавателей, так и для студентов, когда они могут перейти по ссылке к необходимому учебнику, не покидая комнаты или учебной аудитории.
Вышеприведенные примеры реализации эффективных методик онлайн-обучения также являются хорошими вариантами для включения в функционал унифицированной образовательной платформы, например, путем создания соответствующих интеграций или модулей для системы Moodle, особенно, при использовании их в контексте смешанного обучения.
Выводы. Как мы увидели, смешанное обучение - это подход, который учитывает различные стили обучения и сочетает различные учебные среды гибким, интегрированным и взаимодополняющим образом, чтобы помочь, поддержать и расширить разнообразные потребности учащихся и обеспечить успешное, эффективное и приятное обучение. Смешение различных средств массовой информации, различных способов доставки знаний и различных стратегий обучения не является новым подходом. Возможности современных технологий могут сделать смешанный подход более простым и более значимым для учащихся. Смешанное обучение ставит учащихся в центр учебного процесса, побуждая их быть более независимыми, а также помогает преподавателям в их жизненно важной роли медиации процесса обучения. Вместе с тем очевидно, что существует необходимость стандартизации и унификации как самой образовательной платформы, так и методик разработки материалов и онлайн-взаимодействия, таким образом, чтобы созданные на основе единых стандартов инструменты позволяли преподавателю максимально эффективно внедрять их в процесс обучения, а студентам - с максимальной отдачей получать знания в современном формате.
Литература:
1. Блинов, В.И. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - №2 (41).
2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.А. Шитова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - №4. - 2013 - С. 30-34.
3. Зернов, В.А. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности / В.А. Зернов, А.Ю. Манюшис, А.Ю. Валявский, Н.В. Учеваткина // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020.
4. Карвунис, Ю.А. Эффективность внедрения компонентов электронного обучения в дополнительном образовании спортивно-туристской направленности / Ю.А. Карвунис, М.Б. Ложкина, Л.В. Капилевич // ТиПФК. - 2021. - №10.
5. Кувшинова, Е.Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ) / Е.Е. Кувшинова // Современное педагогическое образование. - 2020. - №4.
6. Неборский, Е.В. Изучение отношения студентов педагогических направлений подготовки к цифровой трансформации в вузе / Е.В. Неборский, М.В. Богуславский, Н.С. Ладыжец, Т.А. Наумова // ПНиО. - 2021. - №4 (52).
7. Неборский, Е.В. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава / Е.В. Неборский, М.В. Богуславский, Н.С. Ладыжец, Т.А. Наумова, А.Е. Анисимов // ПНиО. -2020. - №4 (46).
8. Оборин, М.С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс / М.С. Оборин // Сервис в России и за рубежом. - 2020. - Т. 14. - № 5. - С. 153-163.
9. Опекина, Т.П., Шипова Н.С. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания / Т.П. Опекина, Н.С. Шипова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. - №3.
10. Приказ Минобразования России № 1050 от 30.05.1997 г. «О проведении эксперимента в области дистанционного образования»
11. Сертификация преподавателей университета на основе оценки научно-педагогических компетенций: Методическое пособие / А.П. Исаев, Л.В. Валуева, Е.В. Мартынова, Л.В. Плотников, Ю.В. Плотников, Н.И. Фомин, Е.В. Черепанова / Под общей ред. А.П. Исаева. - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2015. - C. 11.
12. Хлебникова, Н.А. Анализ и оценка педагогическим сообществом вузов опыта дистанционного обучения в условиях пандемии / Н.А. Хлебникова, Т.И. Оконникова, Л.В. Баталова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2021. - №1.
13. Что такое дистанционное обучение? Формы и преимущества дистанционного образования.https://www.sciencedebate2008.com/chto-takoyedistantsionnoye-obucheniye/ [accessed 05.02.2022]
14. Banados, E. (2006). A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully through an online interactive multimedia environment. CALICO Journal, 23(3), p. 533-550.
15. Hong, K.H. & Samimy, K.K. (2010). The Influence of L2 Teachers' Use of CALL Modes on Language Learners' Reactions to Blended Learning. CALICO Journal, 27(2), (328-348.)
16. Sharma, P. (2010). Key Concepts in ELT. ELT Journal Volume 64/4, p. 456. Oxford University Pres