Научная статья на тему 'MICROSOFT TEAMS КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" В ВУЗЕ'

MICROSOFT TEAMS КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / MICROSOFT TEAMS / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морквина Елена Александровна, Логинова Елена Александровна

Рассматривается понятие и принципы дистанционного обучения. Определяется значение интернет-технологий для изучения иностранного языка. Характеризуются функциональные возможности онлайн-платформы Microsoft Teams. На основе анкетных данных анализируется опыт дистанционного обучения в Тюменском государственном университете в рамках дисциплины «Иностранный язык» на базе MS Teams. Проводится соотношение между инструментами MS Teams и параметрами занятия по иностранному языку. Определяются значимые для изучения иностранного языка функции платформы, а также возникающие трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морквина Елена Александровна, Логинова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROSOFT TEAMS AS A TOOL FOR FOREIGN LANGUAGE STUDY AT UNIVERSITY

This paper presents the concept, principles of distance education and its relationship with the terms online-learning and e-learning. The author determines the importance of Internet technologies for foreign language learning and the formation of foreign language communicative (often professionally oriented) competence as the main task of this subject. The article gives the reflections of the functionality of the Microsoft Teams online platform to create a unique online learning environment. The issue is addressed by analyzing the survey data on learning foreign languages online via the MS Teams at the University of Tyumen. The specific objective of the study is to juxtapose the MS Teams tools with the parameters of organizing classes in foreign languages such as interactivity, multimedia, the implementation of the learner-centered approach, the teaching and learning materials used, teaching methods and forms, the creation of an authentic environment and the formation of various types of speech activity. In addition, the study defines the most significant MS Teams functions, in particular, storing educational materials, having feedback, video communication (online-meetings), working in teams and channels, MS Teams tests, working with co-editing files etc. The author identifies the difficulties that arise (namely technical, psychological, physiological, methodological difficulties and problems in perceiving information), their possible causes and ways to overcome them. The article ends with conclusions on how MS Teams integrates into the foreign languages learning process.

Текст научной работы на тему «MICROSOFT TEAMS КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" В ВУЗЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 372. 881. 1

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-108-116

MICROSOFT TEAMS КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВУЗЕ

Е. А. Морквина, Е. А. Логинова

Тюменский государственный университет, Тюмень

Рассматривается понятие и принципы дистанционного обучения. Определяется значение интернет-технологий для изучения иностранного языка. Характеризуются функциональные возможности онлайн-платформы Microsoft Teams. На основе анкетных данных анализируется опыт дистанционного обучения в Тюменском государственном университете в рамках дисциплины «Иностранный язык» на базе MS Teams. Проводится соотношение между инструментами MS Teams и параметрами занятия по иностранному языку. Определяются значимые для изучения иностранного языка функции платформы, а также возникающие трудности.

Ключевые слова: дистанционное образование, иностранный язык, Microsoft Teams, онлайн-платформа, дистанционные технологии.

Реалии современного мира становятся толчком для трансформации образовательной среды - движения в сторону цифровизации [1-3]. Переход к цифровому образовательному пространству вызван прежде всего активным развитием интернет-технологий и укоренением их со всех сферах жизни и представляет собой, как правило, поэтапный последовательный процесс, сопровождаемый постепенным внедрением в образование инновационных информационных технологий и новых методов. Однако недавняя пандемическая обстановка «закрыла двери образовательных учреждений» и привела к неизбежной и незамедлительной реконструкции образовательного процесса и включению дистанционного режима.

В нормативных документах обучение в онлайн-формате обозначается как электронное обучение, под которым понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [4]. Отечественные и зарубежные авторы трудов по вопросам образования используют термины «дистанционное обучение» [5; 6], а также «онлайн-об-учение» («обучение, которое частично или полностью происходит посредством Интернета») [7; 8, с. 33; 9] и «электронное обучение» (вид обучения, когда «применяются компьютеры с подключением к сети и эти технологии образуют техническую базу для учебных и преподавательских действий») [10; 11, с. 9]. Мы рассматриваем понятия «дистанционное

обучение», «электронное обучение» и «онлайн-обучение» как синонимичные в данной ситуации и понимаем под ними форму обучения, реализуемую посредством сетевых технологий и обеспечивающую взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии.

Основными принципами дистанционного обучения являются, по мнению Е. С. Полат, интерактивность; разделение учителя и учащихся расстоянием; преобладание самоконтроля над контролем; использование учебных средств, способных обеспечить усвоение содержания курса; влияние средств реализации всех компонентов системы дистанционного обучения на каждый компонент системы обучения; специфика методов и форм обучения в силу использования и встроенности в учебный процесс интернет-технологий [5]. Система дистанционного обучения строится на трех составляющих: технологической, содержательной и организационной [12, с. 44]. Технологическим элементом, или инструментом дистанционного обучения, служат дистанционные образовательные технологии (ДОТ), которые трактуются законом как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4].

При трансформации обучения в дистанционную форму все три компонента дистанционного обучения преобразуются с учетом корреляции между собой: поэтапно внедряются новые технологии, обеспечивается техническая поддержка, создаются курсы по дисциплине, организуется соответствующая подготовка преподавателей для работы в дистанционном формате. Однако мгновенный переход в онлайн-режим, как это произошло в 2020 г., выдвигает на первый план технологическую базу, а содержание и организационная часть «на ходу» встраиваются преподавателем в используемые технологии. Выбор инструмента дистанционного обучения становится, следовательно, решающим. В первую очередь это касается дисциплины «Иностранный язык». В рамках данного учебного предмета формируется иноязычная коммуникативная (часто профессионально ориентированная) компетенция, что предполагает особый функционал дистанционных технологий, которые могут единовременно поддержать развитие всех видов речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение), трансляцию аутентичной социокультурной информации и решение профессиональных задач на иностранном языке при сохранении системности и методической организованности работы. Роль интернет-технологий для изучения иностранного языка ярко демонстрирует цитата немецкого исследователя Д. Реслера: «Интернет был бы „подарен" изучению иностранных языков, если бы его роль сводилась только к средству обучения» [11, с. 9]. При электронном обучении иностранным языкам речь идет, по его словам, «не только о виртуальном месте, в котором мы получаем информацию, где выполняются инструкции и задаются вопросы тьютору, но и о пространстве, в котором обучающиеся проявляют себя и демонстрируют свои результаты работы, в котором мы проводим симуляции, можем открыть в Интернете комплексную учебную среду и взаимодействовать с другими обучающимися» [11, с. 9].

Однако не все онлайн-инструменты обладают необходимыми возможностями или предоставляют функции для реализации только части задач. Для организации образовательного процесса на период дистанционного формата обучения вузами были использованы различные сетевые инструменты: полифункциональные онлайн-платформы MS Teams, Zoom, Google Meet, система электронного обучения Moodle, открытые образовательные платформы («Открытое образование», «Лекториум», Coursera и др.), а также коммуникационные сервисы социальных сетей (например, ВКонтакте, Facebook) и мессенджеров (Skype, Viber, WhatsApp), почтовые сервисы (Gmail, Яндекс Почта и др.).

Тюменский государственный университет работал на базе онлайн-платформы Microsoft Teams.

Онлайн-платформа MS Teams представляет собой для сферы образования «единое цифровое пространство для общения, контента, заданий и приложений, позволяющее педагогам организовать динамичную учебную среду» [13]. MS Teams позволяет создать уникальную онлайн-среду для дистанционного обучения посредством набора эффективных инструментов, а именно: формирование команд и каналов с собственным контентом, организация видеовстреч (собраний) в рамках команды или канала и их мощный функционал (в частности, деление аудитории на групповые комнаты во время видеовстречи, демонстрация экрана, чат, доска, поднятая рука, запись собрания, управление участниками собрания), назначение задания обучающимся с возможностью обратной связи и оценки, размещение и хранение учебных материалов и другого контента, ведение записной книжки, возможность интеграции внешних приложений, иммерсивное средство чтения (для реализации инклюзивного образования). Овладение преподавателями и студентами названными технологиями и их внедрение в учебный процесс создает предпосылки для успешного обучения в дистанционном формате. На наш взгляд, онлайн-платформа MS Teams образует тот технологический фундамент, который может быть использован для изучения иностранного языка.

С целью изучения эффективности цифрового пространства MS Teams для реализации дисциплины «Иностранный язык» проведено исследование функциональных параметров данной онлайн-платформы и их использования в процессе изучения иностранного языка. Практическое исследование включало два этапа:

1. Систематизация функциональных возможностей MS Teams и составление вопросов для анкеты в формате MS Forms.

2. Анкетирование студентов и анализ результатов.

Анкета, которая составила базу анализа, включает 14 вопросов относительно используемых электронных устройств для дистанционных занятий, наличия технических возможностей для обучения на платформе, положительных и отрицательных сторон платформы для изучения иностранного языка, возникающих трудностей, наиболее и наименее эффективных инструментов платформы, видов и форм заданий, форм работы на онлайн-занятии, размещения домашнего задания, развития видов речевой деятельности, способа изучения иностранного языка и необходимости навыков работы с MS Teams. В опросе принял участие 91 студент 1-4 курса разных направлений подготовки, изучающий иностранный язык в вузе в пространстве MS Teams. Выбор целевой группы обусловлен возможностью оценить в практическом плане онлайн-занятие по иностранному языку и применяемые инструменты MS Teams с точки зрения активного пользователя платформы (или, другими словами, «изнутри»), не имеющего специальных знаний в области дидактики и методики.

В ходе исследования применялись следующие методы: теоретическое прогнозирование; эмпирические: анкетирование, анализ данных, количественный метод.

Аналитическая оценка анкетных данных показала следующие результаты:

1. Большинство студентов используют для дистанционных занятий персональный компьютер (ноутбук (45 %) или стационарный компьютер (16 %)). Именно эти электронные устройства обеспечивают оптимальную поддержку функций, предлагаемых MS Teams, и позволяют в полной мере реализовать дидактические и методические задачи. Однако более трети респондентов обучаются на платформе с помощью мобильных устройств (смартфона (35 %) и планшета (3 %)), что создает некоторые ограничения для активного участия в занятии, а именно: затруднения в навигации по цифровому пространству, в визуальном восприятии учебного контента и работе с ним (например, совместное редактирование документов не всегда доступно в мобильном приложении MS Teams; редактирование документа и создание собственных интеллектуальных продуктов на мобильном устройстве ог-

раничивает набор инструментов и занимает больше времени). Поэтому для онлайн-занятий в MS Teams техническим требованиям отвечает в наибольшей степени ПК.

2. Эффективность работы в онлайн-среде MS Teams зависит также от таких технических параметров, как наличие и стабильность доступа к сети Интернет, качество функционирования ПК (или мобильного устройства), микрофона, наушников, видеокамеры. Только примерно у трети респондентов (36 %) не возникает никаких технических проблем. Остальные участники анкетирования отмечают технические проблемы, связанные с сетью Интернет (63 %), с электронными устройствами (в т. ч. микрофоном, наушниками и т. д.) (29 %). Не имеют технической возможности для онлайн-обучения на платформе из-за отсутствия или неисправности необходимых для этого электронных устройств 2 % студентов. Следовательно, технические трудности препятствуют полноценному участию студентов в учебном процессе (иногда и совсем блокируют доступ к нему) и снижают продуктивность. Данный факт требует от преподавателя оперативных действий и наличия арсенала «запасных» ресурсов и инструментов, чтобы технические неполадки минимально повлияли на качество работы и усвоение учебного материла.

3. Наряду с техническими проблемами (у 43 % респондентов) в ходе онлайн-занятия по иностранному языку на платформе MS Teams также возникают другие трудности. Среди них большинство (23 %) указывают на сложности восприятия информации, что обусловлено, с одной стороны, техническими параметрами электронных устройств, с другой стороны - особенностями дистанционного формата общения (отсутствие прямого непосредственного контакта с преподавателем и другими студентами, связанная с ним большая энергозатратность и уменьшение объема усвояемого материала). В то время как первая составляющая проблемы носит чисто технический характер, то вторая зависит от методической компетентности преподавателя и может быть сведена к минимуму с помощью методически грамотного распределения учебного материала, правильно подобранных заданий и смены видов деятельности. Также многие респонденты указывают на физиологические (длительное нахождение в положении сидя, нагрузка на глаза, на спину) (23 %) и психологические (15 %) трудности. Данную специфику онлайн-занятия рекомендуется учитывать преподавателю, создавая, например, разгрузку для глаз в виде упражнений «вне экрана» (работа в тетради и др.) или, возможно, физической активности («зарядка на иностранном языке», «поиск и описание предмета в доме» и т. д.) и благоприятную эмоциональную атмосферу. Некоторые обучающиеся (11 %) имеют кроме этого трудности использования инструментов MS Teams, что решается технической поддержкой со стороны преподавателя (в виде инструктирования или разъяснения) и повышением компьютерной грамотности студентов. Следует отметить, что 24 % студентов не наблюдают осложняющих факторов в ходе он-лайн-занятия. Названные проблемы свойственны и традиционному формату обучения, однако, как мы видим, в онлайн-режиме они приобретают свою специфику и требуют специальных инструментов решения.

4. Реализация дисциплины «Иностранный язык» в цифровом пространстве MS Teams характеризуется положительными и отрицательными аспектами. В плане организации он-лайн-занятия и учебного процесса в целом преимущество отдается прежде всего возможности хранения учебных материалов на платформе (66 %), интерактивности и мультиме-дийности (35 %), отсутствию традиционного раздаточного материала (распечатки, карточки и т. д.) (35 %), разнообразию форм работы на занятии (31 %), наличию обратной связи (30 %), использованию дополнительных онлайн-ресурсов (menti.com, LearningApps, Padlet и т. д.) (28,5 %), мультисенсорному отображению информации (20 %). Как негативные стороны обозначаются технические проблемы (65 %) (в том числе некачественная передача

звука со стороны студента (26 %) и преподавателя (22 %), некачественное отображение визуального материала (13 %) и трудности использования инструментов платформы MS Teams (11 %)), отсутствие непосредственного общения с преподавателем и другими участниками группы (48 %), меньшая продуктивность работы на занятии (34 %), отсутствие возможности работы с традиционным раздаточным материалом (распечатки, карточки и т. д.) (21 %), монотонность занятия (21 %). Относительно индивидуального (т. е. для каждого обучающего как личности) значения на первый план выдвигается экономия времени (52 %), развитие навыков самостоятельности (или автономной работы) (44 %), получение опыта по работе на платформе (25 %) и использование этих навыков в будущей учебной и профессиональной деятельности (73 %). Среди недостатков респонденты видят для себя меньшее количество возможностей для индивидуального подхода к студенту (20 %) и для раскрытия своего потенциала, своих знаний (21 %). Следовательно, по мнению обучающихся, не в полной мере реализован принцип индивидуализации и дифференциации. Для реализации индивидуально-личностного подхода онлайн-платформа предоставляет широкую палитру необходимых инструментов. Решение сводится только к методически грамотному их применению.

5. Встраивание дисциплины «Иностранный язык» в цифровое пространство MS Teams предусматривает использование заложенных в него инструментов. По оценке респондентов, наиболее эффективными и охотно применяемыми являются такие функциональные возможности, как чат (52 %), видеосвязь (47 %), работа в командах и каналах и работа с файлами совместного редактирования (по 44 %), публикации в команде или канале (43 %), задание (назначение домашнего задания с функцией обратной связи, оценки, указанием периода выполнения и баллов) (37 %), тесты MS Teams (32 %). Именно данные функции поддерживают «эффект живого общения» на онлайн-занятии, обеспечивают интерактивность, обратную связь, четкую организацию учебного процесса и контроля - реализуют неотъемлемые принципы обучения иностранному языку. Однако необходимо подчеркнуть, что некоторые инструменты MS Teams вызывают трудности у обучающихся, в первую очередь: видеосвязь (14 %), работа в командах и каналах (14 %), работа с файлами совместного редактирования и записная книжка (6,5 %). Данный факт обусловлен, на наш взгляд, возможными техническими проблемами, психологическими факторами и степенью компьютерной грамотности студентов.

6. Перевод занятий по иностранному языку в онлайн-формат расширяет ресурсную базу для трансляции знаний, усвоения и тренировки учебного материала, а также творческой работы с ним. Наряду с традиционным учебником (или его электронным вариантом) (его использование отмечают 90 % респондентов) и мультимедийными материалами (видеоресурсы (57 %) и аудиотексты (70 %)) преподаватели дополняют свой методический набор ресурсов онлайн-упражнениями из внешних интернет-источников (по оценке 60 %), сервисами MS Teams (работа с файлами общего редактирования, тесты MS Forms, записная книжка) (40 %) и внешними онлайн-сервисами (menti.com, LearningApps, Quizlet, Padlet и др.) в ходе занятия. Онлайн-режим обучения дает, во-первых, возможность именно синхронного внедрения данных ресурсов в учебный процесс, когда у всех есть индивидуальное электронное устройство и доступ к сети Интернет, в отличие от традиционного офлайн-форма-та, для которого характерна проблема наличия аудиторий, оснащенных необходимой техникой. Во-вторых, работа с новыми технологиями и ресурсами повышает учебную активность, креативность, самостоятельность студента, позволяет менять виды деятельности в ходе занятий и минимизировать монотонность.

7. Функциональные возможности цифрового пространства MS Teams в совокупности с внешними ресурсами позволяют планировать, создавать и выполнять разнообразные пись-

менные и устные задания: согласно анкетным показателям, они имеют место в обучении иностранному языку у 77 и 79 % респондентов соответственно. Кроме того, у трети и более студентов синхронно на занятии или асинхронно в качестве домашнего задания реализуются творческие (36 %) и интерактивные (30 %) задания, презентации (49 %) и проекты (32 %). Таким образом, онлайн-режим обучения на базе MS Teams помогает воплощать методические идеи преподавателя иностранного языка, создавать аутентичную среду и способствует творческой активности, самореализации студентов и формированию навыка совместной работы (онлайн-занятие как «тимбилдинг»).

8. Формы работы на онлайн-занятии по иностранному языку определяются техническими условиями платформы. MS Teams располагает прежде всего инструментами для организации фронтальной (онлайн-встреча в команде), групповой (онлайн-встреча в каналах или комнатах) и индивидуальной работы. Они реализуются, согласно анкетным данным, в 52 %, 64 % и 81 % случаев соответственно. Большое место отводится, как видно, индивидуальным формам работы, несмотря на то, что они не являются высокоэффективными в обучении иностранному языку. Частое обращение к индивидуальной работе может быть методически обосновано или преподаватель не в полной мере использует функционал платформы. Работа в парах проводится в онлайн-режиме в малом объеме (17 %), поскольку ее сложно (времязатратно) организовать на платформе.

9. Как и в традиционном формате обучения, в процессе онлайн-обучения иностранному языку на базе MS Teams существуют возможности (хотя и разные по составу комплекта инструментов) для формирования всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, письма и говорения. В случае работы в цифровом пространстве - это потенциал платформы и внешних ресурсов, методический набор преподавателя, учебная активность студента. По мнению более трети респондентов (35 %), в равной степени развиваются навыки как продуктивной, рецептивной и репродуктивной речевой деятельности. Однако многие студенты отмечают, что акцент делается на говорении (51 %) и аудировании (42 %), что определяется характером выполняемых упражнений и заданий, предоставляемого учебного материала и форм работы.

10. Опыт обучения на платформе MS Teams раскрыл и позволил применить на практике потенциал онлайн-платформы и внешних ресурсов, что сместило образовательную проекцию в сторону онлайн: большинство респондентов (64 %) наиболее эффективным считают смешанный способ изучения иностранного языка. Однако учитывая названные ранее трудности, треть (29 %) отдает предпочтение офлайн-занятию по иностранному языку.

Итак, временный переход на дистанционный формат обучения на платформе MS Teams раскрыл широкий спектр возможностей как для преподавателя иностранного языка, так и для студента, изучающего язык. Внедрение дидактических инструментов онлайн-платформы позволило на новом (во многих случаях качественно лучшем) уровне решать поставленные дидактические и методические задачи и задуматься о применении использованных ресурсов для дисциплины «Иностранный язык» на постоянной основе. Однако эффективное обучение в онлайн-пространстве MS Teams требует пересмотра методической базы, последовательности и методической обоснованности выбора функциональных возможностей платформы, а также активности студентов и совершенствования информационно-компьютерной компетентности участников образовательного процесса. В особом плане должны быть проработаны рассмотренные проблемы, связанные с обучением в цифровой среде.

Список литературы

1. Сорокова М. Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно учиться в ней? // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 2. С. 44-58. DOI: 10.17759/pse.2020250204 (дата обращения: 15.04.2021).

2. Сорокова М. Г., Аржаных Е. В., Игнашев С. Ю. Обучение в цифровой среде университета: сравнительный анализ мнений студентов на разных уровнях образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской научно-практ. конф. с междунар. участием. 1921 ноября 2020 г. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ 2020. С. 15-27. URL: https://psyjoumals.ru/dhte2020/issue/ Sorokova_Arzhanykh_Ignashev.shtml (дата обращения: 19.04.2021).

3. Шабанов Г. А., Растягаев Д. В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 2-7.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019). Ст. 16.

5. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Изд-во Юрайт, 2020. URL: https://urait.ru/ bcode/449342 (дата обращения: 19.04.2021).

6. Владимирова Л. П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. 2014. № 2 (29). С. 68-72.

7. Дождиков А. В. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 12. С. 21-32.

8. Laabs H.-J. Wir gehen multimedial: kommt Ihr mit? Potsdam, 2007. 158 S.

9. Means B., Toyama Y., Murphy R., Bakia M., Jones K. Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning // Studies U.S. Department of Education. Center for Technology in Learning. 2010. P. 9-10. URL: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf (дата обращения: 19.04.2021).

10. Schön S., Ebner M. Lehrbuch für Lernen und Lehren mit Technologien. Berlin, 2013. 592 S.

11. Rösler D. E-Learning Fremdsprachen - eine kritische Einführung. 2. Auflage. Tübingen: Stauffenburg, 2007. 246 S.

12. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.

13. Microsoft: Официальный сайт компании. URL: https://www.microsoft.com/ru-RU/education/remote-learning (дата обращения: 19.04.2021).

Морквина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, Тюменский государственный университет (ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003). E-mail: e.a.morkvina@utmn.ru

Логинова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет (ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003). E-mail: e.a.loginova@utmn.ru

Материал поступил в редакцию 26.04.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-108-116

MICROSOFT TEAMS AS A TOOL FOR FOREIGN LANGUAGE STUDY AT UNIVERSITY

E. A. Morkvina, E. A. Loginova

University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

This paper presents the concept, principles of distance education and its relationship with the terms online-learning and e-learning. The author determines the importance of Internet technologies for foreign language learning and the formation of foreign language communicative (often professionally oriented) competence as the main task of this subject. The article gives the reflections of the functionality of the Microsoft Teams online platform

to create a unique online learning environment. The issue is addressed by analyzing the survey data on learning foreign languages online via the MS Teams at the University of Tyumen. The specific objective of the study is to juxtapose the MS Teams tools with the parameters of organizing classes in foreign languages such as interactivity, multimedia, the implementation of the learner-centered approach, the teaching and learning materials used, teaching methods and forms, the creation of an authentic environment and the formation of various types of speech activity. In addition, the study defines the most significant MS Teams functions, in particular, storing educational materials, having feedback, video communication (online-meetings), working in teams and channels, MS Teams tests, working with co-editing files etc. The author identifies the difficulties that arise (namely technical, psychological, physiological, methodological difficulties and problems in perceiving information), their possible causes and ways to overcome them. The article ends with conclusions on how MS Teams integrates into the foreign languages learning process.

Keywords: distance education, distance technologies, foreign language, MS Teams, online platform.

References

1. Sorokova M. G. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda universiteta: komu boleye komfortno uchut'sya v ney? [Digital Educational Environment in University: Who Is More Comfortable Studying in It?]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2020, vol. 25, no. 2, pp. 44-58 (in Russian). DOI: 10.17759/ pse.2020250204 (accessed 15 April 2021).

2. Sorokova M. G., Arzhanykh E. V., Ignashev S. Y. Obuchenie v tsifrovoy srede universiteta: sravnitel'nyy analiz mneniy studentov na raznykh urovnyakh obrazovaniya [Education in the Digital Environment of the University: a Comparative Analysis of the Opinions of Students at Different Education Levels]. Sbornikmaterialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Tsifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii» [Materials of Russian National Scientific and Practical Conference "Digital Humanities and Technologies in Education]. Moscow, Moscow State University of Psychology and Education Publ., 2020, pp. 15-27 (in Russian). URL: https://psyjournals.ru/ dhte2020/issue/Sorokova_Arzhanykh_Ignashev.shtml (accessed 15 April 2021).

3. Shabanov G. A., Rastyagayev D. V Tsifrovizatsiya vuza: real'nost' i ozhidaniya [University Digitalization: Reality and Expectations]. Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher Education Today, 2020, no. 1, pp. 2-7 (in Russian).

4. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 «Ob obrazovanii v Rossiyyskoy Federatsii» [On Education in the Russian Federation: Federal law of 29.12.2012]. no. 273-FZ (red. ot 26.07.2019) [edition from 26 July 2019]. Article 16 (in Russian).

5. Polat E. S. Teoriya ipraktika distantsionnogo obucheniya [Theory and Practice of the Distant Education]. Moscow, Yurayt Publ., 2020 (in Russian). URL: https://urait.ru/bcode/449342 (accessed 15 April 2021).

6. Vladimirova L. P. Distantsionnoye obucheniye inostrannym yazykam: spetsifika i perspektivy [Distance learning of foreign languages: specifics and prospects]. Inostrannyeyazyki v shkole - Foreign Languages in Tertiary Education, 2014, no. 2 (29), pp. 68-72 (in Russian).

7. Dozhdikov A. V. Onlayn-obucheniye kak e-Learning: kachestvo i rezul'taty (kriticheskiy analiz) [Online Learning as e-Learning: The Quality and Results (Critical Analysis)]. Vysshee obrazovanie vRossii - Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 12, pp. 21-32 (in Russian).

8. Laabs H.-J. Wir gehen multimedial: kommt Ihr mit? Potsdam, 2007. 158 S.

9. Means B., Toyama Y., Murphy R., Bakia M., Jones K. Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning. Studies U.S. Department of Education. Center for Technology in Learning, 2010, pp. 9-10. URL: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf (accessed 15 April 2021).

10. Schön S., Ebner M. Lehrbuch für Lernen und Lehren mit Technologien. Berlin, 2013. 592 S.

11. Rösler D. E-Learning Fremdsprachen - eine kritische Einführung. 2. Auflage. Tübingen: Stauffenburg, 2007. 246 S.

12. Polat E. S. Teoriya ipraktika distantsionnogo obucheniya [Theory and Practice of the Distant Education]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 416 p. (in Russian).

13. Microsoft: Ofitsial'nyy saytkompanii [Microsoft: Official Website of the Company] (in Russian). URL: https://www. microsoft.com/ru-RU/education/remote-learning (accessed 15 April 2021).

Morkvina E. A., Candidate of Philological Sciences, assistant of Professor, University of Tyumen (ul. Volodarskogo, 6, Tyumen, Russian Federation, 625003). E-mail: e.a.morkvina@utmn.ru

Loginova E. A., Candidate of Pedagogical Sciences, assistant of Professor, University of Tyumen (ul. Volodarskogo, 6, Tyumen, Russian Federation, 625003). E-mail: e.a.loginova@utmn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.