Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙНПЛАТФОРМ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙНПЛАТФОРМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MS TEAMS / BIGBLUEBUTTON / ZOOM / «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ)» / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононенко Анна Павловна, Недосека Людмила Анатольевна

В исследовании исследуются возможности онлайн-платформ электронного обучения, таких как MS Teams, BigBlueButton, Zoom и Ростовский государственный транспортный университет (онлайн-университет), которые имеют одинаковый контент и функциональные характеристики для обучения иностранным языкам и поддержки процесса обучения. С развитием дистанционных технологий и появлением онлайн-платформ целью учителей является организация учебного процесса с использованием онлайн-платформ электронного обучения в качестве дополнительного инструмента для различных целей. Кроме того, существуют ограничения, связанные с методами измерения эффективности онлайн-обучения, поскольку это дает возможность для непрерывного обучения и профессионального совершенствования. Развитие новых платформ электронного обучения позволяет адаптировать учебный процесс. В статье рассматривается использование наиболее подходящих платформ MS Teams, BigBlueButton, Zoom и «Ростовский государственный транспортный онлайн-университет» для реализации учебного процесса по обучению иностранным языкам и формирования необходимых компетенций. Описаны возможности и ограничения использования в учебном процессе. Авторы подчеркивают актуальность достижения максимального удобства различных онлайн-платформ электронного обучения. Авторы предлагают возможное использование дистанционного обучения как дополнительного образовательного ресурса для изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононенко Анна Павловна, Недосека Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN UNIVERSITIES USING ONLINE PLATFORMS

The research paper describes online e-learning platforms such as MS Teams, BigBlueButton, Zoom, and “Rostov State Transport University (online university)”, which have the same content and functional characteristics for teaching foreign languages and supporting the learning process. With the development of distance technologies and the emergence of online platforms, the teachers` aim is to organize the educational process using online e-learning platforms as an additional tool for various purposes. In addition, many questions arise related to methods of measuring the effectiveness of online learning, since this provides an opportunity for continuous learning and professional improvement. The development of new e-learning platforms makes it possible to choose the best for specific purposes, such as educational, financial, political, social, labor and others. The paper discusses the use of the most suitable platforms MS Teams, BigBlueButton, Zoom and Rostov State Transport Online University for the implementation of the educational process in teaching foreign languages and mastering the necessary competencies. The pros and cons of their use in the educational process are described. The authors emphasize the relevance of achieving the maximum convenience of various online e-learning platforms. The authors suggest a possible use of distance learning as an additional educational resource for learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙНПЛАТФОРМ»

Преподавание иностранных языков в вузах с использованием онлайн-платформ

Кононенко Анна Павловна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Ростовского государственного университета путей сообщения E-mail: kononenkocap1@mail.ru

Недосека Людмила Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка естественных факультетов Южного федерального университета E-mail: nedoseka@mail.ru

В исследовании исследуются возможности онлайн-платформ электронного обучения, таких как MS Teams, BigBlueButton, Zoom и Ростовский государственный транспортный университет (онлайн-университет), которые имеют одинаковый контент и функциональные характеристики для обучения иностранным языкам и поддержки процесса обучения. С развитием дистанционных технологий и появлением онлайн-платформ целью учителей является организация учебного процесса с использованием онлайн-платформ электронного обучения в качестве дополнительного инструмента для различных целей. Кроме того, существуют ограничения, связанные с методами измерения эффективности онлайн-обучения, поскольку это дает возможность для непрерывного обучения и профессионального совершенствования. Развитие новых платформ электронного обучения позволяет адаптировать учебный процесс. В статье рассматривается использование наиболее подходящих платформ MS Teams, BigBlueButton, Zoom и «Ростовский государственный транспортный онлайн-университет» для реализации учебного процесса по обучению иностранным языкам и формирования необходимых компетенций. Описаны возможности и ограничения использования в учебном процессе. Авторы подчеркивают актуальность достижения максимального удобства различных онлайн-платформ электронного обучения. Авторы предлагают возможное использование дистанционного обучения как дополнительного образовательного ресурса для изучения иностранного языка.

Ключевые слова: учебный процесс; электронное обучение; MS Teams; BigBlueButton; Zoom; «Ростовский государственный университет путей сообщения (онлайн-университет)»; образовательная платформа; технологии.

Основной целью использования онлайн-платформ электронного обучения, таких как MS Teams, BigBlueButton, Zoom является организация учебного процесса с использованием онлайн-платформ как для технических, так и для гуманитарных наук, которые имеют инструменты для создания онлайн-классов, лекций и семинаров. Средний уровень подготовки на онлайн-платформах минимален, и этого достаточно для решения социальных и коммуникативных задач в различных сферах социальной, культурной и учебной деятельности, а также научной деятельности в Интернете [1]. В учебных заведениях накоплен опыт проведения обучения иностранного языка в дистанционном формате, который раскрыл различные возможности использования учебных материалов с использованием разрешенных в стране программ [2].

Учебные заведения используют дистанционные технологии в педагогическом процессе обучения иностранным языкам. Многие студенты сегодня являются профессиональными пользователями и выбирают эту форму обучения как возможность получить или улучшить знания иностранного языка. Авторы подчеркивают важность объединения профессиональных и творческих способностей для получения нового яркого образовательного процесса через экран, поскольку это всего лишь другой способ формирования знаний и умений обучающегося при изучении иностранного языка [3]. Некоторые исследователи пытались описать процесс с использованием такой формы обучения [4-8], в то время как авторы пытаются поддержать использование таких онлайн-платформ в качестве эффективного ресурса для предоставления и выбора различных учебных материалов на иностранном языке. Объектом исследования являются онлайн-платформы и их функции [9]. Методология исследования основана на методе сравнения функций онлайн-платформ и их применения в образовательном процессе изучения иностранных языков (табл. 1).

Уникальным приложением является «Ростовский государственный университет путей сообщения (онлайн-университет)», который предоставляет больше функций для основного и дополнительного обучения и преподавания иностранных языков, в нем формируются необходимые учебные материалы, тесты, книги и различные онлайн-приложения. Целью системы является управление обучением. «Ростовский государственный университет путей сообщения (онлайн-университет)» -это современное программное обеспечение, по-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см

СП

зволяющее организовать учебный процесс в сети Интернет, обеспечивающий полный цикл дистанционного или смешанного обучения. Преподавательский состав имеет возможность улучшать знания различными способами и для разных целей, и студенты могут выбрать наиболее подходящий учебный курс иностранного языка с онлайн-материалами, такими как лекции и необходимые книги, а в конце обучения пройти тест и получить результаты с подробным описанием. Во время учебы или работы в Интернете используются минимальные требования к компьютерным знаниям и навыкам, поскольку эти онлайн-платформы и их контент настолько понятно созданы, то каждый может легко им пользоваться. Процесс преподавания иностранного языка построен с учетом всех современных требований к формированию коммуникативной компетенции. В результате изучения учебного материала у студента формируются необходимые компетенции в соответствии с профессиональным уровнем языка. То, как студенты изучают иностранный язык онлайн, не является особенным или сложным, студенты осваивают знания естественным образом, а онлайн-платформа помогает развить культуру мышления, способность обобщать анализ, воспринимать информацию, понимать постановку цели и выбор способов ее достижения.

Таблица 1. Основные функции электронного обучения онлайн-платформ

MS

Teams

Zoom

Teams предоставляет полностью оборудованное хранилище документов, чат и среду для онлайн-встреч. Команды - это ответ Microsoft на такие программы, как Slack или Google Hangouts. Если вам когда-либо приходилось участвовать в командном проекте на работе, вы полностью понимаете необходимость такого инструмента. Каждая программа предназначена для совместной работы и имеет несколько отличающийся набор функций, некоторые из которых могут вам понадобиться, а некоторые нет. Microsoft Teams - это ваш новый лучший друг для групповой работы.

Это видеоконференцсвязь, используемая компаниями и университетами для удаленного общения. Сервис похож на таких конкурентов, как Google Hangout и Skype. Его основные функции включают возможность общаться в чате и звонить отдельным контактам, а также планировать встречи для будущих событий.

К его сеансу пользователи присоединяются либо в качестве зрителя, либо модератора. Зритель (студент) может общаться в чате, отправлять / получать аудио и видео, отвечать и отображать эмоции. Они также могут рисовать на доске (с разрешения докладчика) и присоединяться к комнате для обсуждения.

в процессе изучения иностранного языка, был предложен следующий план занятий: вместо обычных номеров комнат в расписание каждого урока добавляются ссылки на вебинар в MS Teams, BigBlueButton и Zoom приложении; преподаватели и студенты определенной группы переходят по этой ссылке и попадают на конференцию с возможностями аудио-видео взаимодействия, где происходит процесс обучения. Microsoft Teams стала наиболее подходящей платформой для предоставления учебных материалов и формирования необходимых компетенций. И преподаватель, и студенты могут разговаривать, видеть друг друга и обмениваться необходимым текстом, картинками и файлами в приложении чата. В процессе обучения студенты приобрели и развили собственные навыки: выражения своих мыслей и мнений в межличностном и деловом общении на иностранном языке; извлечение необходимой информации из исходного текста на иностранном языке по проблемам знакомой тематики. Zoom дает те же возможности, но главное отличие - это доступ в Интернет. Эта онлайн-платформа имеет ограничения по времени и не удобна для учебного процесса.

Преподавание иностранного языка с использованием онлайн-платформ, таких как MS Teams, BigBlueButton, Zoom выявило преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести трудоемкость, ранее затрачиваемую на проезд, возможность просматривать запись урока, обучение и преподавание в комфортной учебной среде. Среди недостатков следует выделить отсутствие прямого общения и сложность, возникающая с интернет трафиком и ограничением по времени. В онлайн-платформах электронного обучения используются камеры, которые постоянно включаются во время рабочего процесса для регулирования и контроля поведения всех участников процесса обучения, что является неотъемлемой частью обучения иностранному языку. Следовательно, преподавание иностранного языка онлайн со своими достоинствами и недостатками стало обычным явлением для студентов и преподавателей в современном мире.

Литература

1.

2.

3.

Для получения необходимых навыков и компетенций с использованием учебных материалов

Исаева Т.Е. Проблема функциональной устойчивости компетенций обучающихся вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 2. С. 59-61. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 412 с.

Колесниченко А.Н. Особенности использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку в вузе // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 17-й междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2020. С. 215-220.

4. Кононенко А.П. К вопросу об участии студентов неязыковых специальностей в различных онлайн-конкурсах, квестах и олимпиадах как эффективном ресурсе и инструменте мотивации изучения иностранных языков // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 17-й меж-дунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: ФГ-БОУ ВО РГУПС, 2020. С. 242-246.

5. Кононенко А.П., Маруневич О.В. Сопоставление стоимости университетского образования и прожиточного минимума в ряде стран мира // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. С. 68-74.

6. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 75-83.

7. Одарюк И.В., Котляренко Ю.Ю. Использование lapbook-технологии в организации академического и профессионального взаимодействия с обучающимися технического вуза на иностранном языке // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 266-269.

8. Современные цифровые и информационно-коммуникационные технологии формирования универсальных компетенций обучающихся университета в процессе преподавания иностранных языков: коллективная монография / Т.Е. Исаева, О.Н. Бессарабова, А.Н. Колесни-ченко и др. Ростов-на-Дону, 2020, 232 с.

9. Тоцкая И.В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: технологические, социокультурные и лингвистические особенности в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 6774.

10. Шефиева Э.Ш. Использование Интернет-сервисов в дистанционном обучении, в том числе иностранным языкам, в условиях пандемии коронавируса // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 17-й междунар. на-уч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2020. С. 398-402.

TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN UNIVERSITIES USING ONLINE PLATFORMS

Kononenko A.P., Nedoseka L.A.

Rostov State Transport University, Southern Federal University

The research paper describes online e-learning platforms such as MS Teams, BigBlueButton, Zoom, and "Rostov State Transport University (online university)", which have the same content and functional characteristics for teaching foreign languages and supporting the learning process. With the development of distance technolo-

gies and the emergence of online platforms, the teachers' aim is to organize the educational process using online e-learning platforms as an additional tool for various purposes. In addition, many questions arise related to methods of measuring the effectiveness of online learning, since this provides an opportunity for continuous learning and professional improvement. The development of new e-learning platforms makes it possible to choose the best for specific purposes, such as educational, financial, political, social, labor and others. The paper discusses the use of the most suitable platforms MS Teams, BigBlueButton, Zoom and Rostov State Transport Online University for the implementation of the educational process in teaching foreign languages and mastering the necessary competencies. The pros and cons of their use in the educational process are described. The authors emphasize the relevance of achieving the maximum convenience of various online e-learning platforms. The authors suggest a possible use of distance learning as an additional educational resource for learning a foreign language.

Keywords: educational process; e-learning; MS Teams; BigBlueButton; Zoom; "Rostov State Transport University (online university)"; educational platform; technology.

References

1. Isaeva T.E. The problem of functional stability of the competences of students in universities // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2017, No. 2, pp. 59-61.

2. Isaeva T.E. Pedagogical culture of the teacher as a condition and indicator of the quality of the educational process in higher education: dis. ... Dr. ped. sciences. Rostov-on-Don, 2003, 412 p.

3. Kolesnichenko A.N. Features of the use of multimedia technologies in teaching a foreign language at a university // Higher school teacher in the XXI century: tr. 17th Intern. Scientific-practical conf. Rostov-on-Don: RGUPS, 2020, pp. 215-220.

4. Kononenko A.P. On the question of the participation of students of non-linguistic specialties in various online contests, quests and olympiads as an effective resource and tool for motivating the study of foreign languages // Higher school teacher in the XXI century: tr. 17th Intern. Scientific-practical conf. Rostov-on-Don: RGUPS, 2020, pp. 242-246.

5. Kononenko A.P. Marunevich O.V. Comparison of the cost of university education and the living wage in a number of countries of the world // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016, No. 8, pp. 68-74.

6. Kotlyarenko Yu. Yu., Simonova O.B. E-learning or distance learning (empirical research on the example of a foreign language) // Kazan Pedagogical Journal. 2020, No. 3 (140), pp. 75-83.

7. Odaryuk IV, Kotlyarenko Yu. Yu. The use of lapbook technology in the organization of academic and professional interaction with students of a technical university in a foreign language // Samara Scientific Bulletin. 2020, Vol. 9, No. 2 (31), pp. 266-269.

8. Modern digital and information and communication technologies for the formation of universal competencies of university students in the process of teaching foreign languages: collective monograph / Т.Е. Isaeva, O.N. Bessarabova, A.N. Kole-snichenko et al. Rostov-on-Don, 2020, 232 p.

9. Totskaya I.V. Computer-mediated communication: technological, socio-cultural and linguistic features in teaching foreign languages // Modern pedagogical education. 2021, No. 2, pp. 6774.

10. Shefieva E. Sh. The use of Internet services in distance learning, including foreign languages, in the context of the corona-virus pandemic // Higher school teacher in the XXI century: tr. 17th Intern. Scientific-practical conf. Rostov-on-Don: RGUPS, 2020, pp. 398-402.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.