автоматически создает игры, которые нравятся всем студентам.
Заключение
Современная педагогика предлагает широкий спектр интерактивных технологий, которые могут быть использованы для ускоренного изучения иностранных языков.
Успешное использование интерактивных технологий обычно происходит, когда техно-
языка можно сосредоточиться на преподаваемой дисциплине, на педагогике, а не на технологии как таковой. Технология может предоставить выбор, который, в свою очередь, может быть использован для диверсификации заданий. Многие из перечисленных технологий позволяют студентам персонализировать примеры и работать автономно, что может существенно помочь изучению ино-
логия «невидима», доступна и проста в ис- странных языков. пользовании. Преподавателям иностранного
Литература:
1. Норбоева Ф. Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому / / Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 623-625.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов.- Москва : Академия, 2000. - 272 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // FLS.- 2000.- №2.- С. 34-45.
4. Скорина М. С. Интерактивные методы обучения иностранному языку [Электронный ресурс].- URL: http://www.rusnauka.eom/8._NPE_2007/Philologia/20441.doe.htm (дата обращения: 10.10.2022).
5. Тлеугалиева А., Тенитасова А. Особенности преподавания иностранных языков с использованием интерактивных форм и методов обучения [Электронный ресурс] // Вестник Х.Атырауского университета имени Досмухамедова.- Атырау, 2020. - URL : https://articlekz.com/en/article/32541 (дата обращения: 10.10.2022).
6. Тукаева Р.Н., Катекина А.А. Роль цифровых образовательных ресурсов в процессе овладения иностранным языком // Проблемы современного педагогического образования.- 2021.- №72-2.- С.267-269.
7. Хильченко Т.В., Олар У.В. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка // Вестник Шадринского государственного педагогического института.- 2014.- №1.-С. 90-96.
8. Ainoutdinova I. N., Khuziakhmetov A. N., Tregubova T. M. Advantages and disadvantages of distance education for university students in Russia // MJLTM. - 2017. - № 7 (9/2). - Р. 72-86.
References:
1. Norboeva F. R. Ispol'zovanie interaktivnyh tekhnologij pri obuchenii studentov neyazykovyh vuzov an-glijskomu // Molodoj uchenyj. - 2020. - № 22 (312). - S. 623-625.
2. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov.- Moskva : Akademiya, 2000. - 272 s.
3. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka // FLS.- 2000.- №2.- S. 34-45.
4. Skorina M. S. Interaktivnye metody obucheniya inostrannomu yazyku [Elektronnyj resurs].- URL: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm (data obrashcheniya: 10.10.2022).
5. Tleugalieva A., Tenitasova A. Osobennosti prepodavaniya inostrannyh yazykov s ispol'zovaniem interaktivnyh form i metodov obucheniya [Elektronnyj resurs] / / Vestnik H.Atyrauskogo universiteta imeni Dosmu-hamedova.- Atyrau, 2020. - URL : https://articlekz.com/en/article/32541 (data obrashcheniya: 10.10.2022).
6. Tukaeva R.N., Katekina A.A. Rol' cifrovyh obrazovatel'nyh resursov v processe ovladeniya inostrannym yazykom / / Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya.- 2021.- №72-2.- S.267-269.
7. Hil'chenko T.V., Olar U.V. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov i priemov na sovremennom uroke an-glijskogo yazyka / / Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta.- 2014.- №1.- S. 90-96.
8. Ainoutdinova I. N., Khuziakhmetov A. N., Tregubova T. M. Advantages and disadvantages of distance education for university students in Russia // MJLTM. - 2017. - № 7 (9/2). - R. 72-86.
УДК 378
Ю.О. Тигина, А.А. Шакирова, P.P. Сагитова, А.И. Калимуллин
ВНЕУЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и соответствующей языковой подготовкой. Применение современных технологий: интерактивных методов обучения, интернет-ресурсов, цифровых образовательных платформ, мультимедиа и др. помогают сформировать сознатель-
ное отношение к изучению иностранного языка. Данная статья посвящена проблеме повышения мотивации у студентов технического вуза к изучению иностранного языка. Одним из способов повышения мотивации у студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка является вовлечение их во внеучебные мероприятия на английском языке. Целью данного исследования является определение роли внеучебных занятий со студентами технического вуза в повышении мотивации к изучению английского языка, в развитии познавательных интересов. В работе представлены элементы нескольких мероприятий «Creation. David Hanson and his robot Sophia», «Olympic Games», «Victory Day», которые были интегрированы в образовательный процесс вуза. В статье приведены результаты опроса о мотивах, которыми руководствуются студенты при изучении английского языка в вузе, прокомментированы их ответы. Результаты исследования показали, что студенты, активно участвующие во внеучебных мероприятиях, на занятиях по английскому языку становятся более активными, успешными, способными обосновать и отстаивать свою точку зрения. Вовлечение студентов во внеучебные мероприятия по иностранному языку способствует значительному повышению интереса к изучению языка, предмета, развитию познавательных процессов, самообразовательной деятельности, личностной и интеллектуальной активности.
Ключевые слова: иностранный язык, студент, мотивация, внеучебное мероприятие, образовательный процесс
Yulia O. Tigina, Alina A. Shakirova, Rimma R. Sagitova, Adel I. Kalimullin EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN INCREASING MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
The relevance of this study is due to the need of society for competitive specialists with not only professional competencies, but also appropriate language training. The use of modern technologies, interactive teaching methods, Internet resources, digital educational resources, multimedia, etc. help to form a conscious attitude to learning a foreign language. This article is devoted to the problem of increasing the motivation of students of a technical university to study a foreign language. One of the ways to increase the motivation of students of non-linguistic universities to learn a foreign language is to involve students in extracurricular activities in English. The purpose of this study is to determine the role of extracurricular activities with students of a technical university in increasing motivation to learn English, in the development of cognitive interests. The work presents elements of several events "Creation. David Hanson and his robot Sophia", "Olympic Games", "Victory Day", which were integrated into the educational process of the university. The article presents the results of a survey among students about the motives that students are guided by when learning English at a university. The results of the study showed that students who actively participate in extracurricular activities in English classes become more active, successful, able to justify and defend their point of view. The involvement of students in extracurricular activities in a foreign language contributes to a significant increase in interest in learning English, motivation of students to study the subject, the development of cognitive processes, self-educational activities, personal and intellectual activity.
Key words: foreign language, student, motivation, extracurricular activities, educational process
Введение
Процессы глобализации и интеграции, происходящие в современном мире, вносят свои коррективы в образовательный процесс, предъявляя все более высокие требования к уровню владения иностранным языком студентов высших образовательных учреждений. Овладение иностранным языком всегда требует кропотливого труда, это процесс длительный и напряжённый, но тем не менее всё более востребованный, так как расширяются международные связи, внедряются компьютерные программы, наблюдается тенденция к использованию наукоемких технологий в практике различных сфер деятельности. Безусловно, возрастает потребность в специалистах, которые могут осуществлять иноязычное общение в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. Таким образом, роль иностранного языка, в частности английского, в формировании ключевых компе-
тенций студентов высших учебных заведений велика. Целью обучения студентов неязыковых вузов английскому языку является развитие и формирование межкультурной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции [2].
В современной педагогической науке высшей школы вопросы исследования познавательной мотивации студентов неязыковых вузов при изучении английского языка, поиска путей её повышения, методы, способы, приёмы мотивации, постоянно находятся в центре внимания. Тем не менее, проблема повышения интереса студентов к изучению иностранного языка остаётся всегда актуальной, так как способы и приемы мотивации в изучении иностранного языка должны соответствовать современным потребностям, стремительному характеру перемен не только в обществе, но и в сознании людей. Одним из способов повышения мотивации у студентов
неязыковых вузов к изучению иностранного языка, с нашей точки зрения, является вовлечение студентов во внеучебные мероприятия на английском языке.
Материалы и методы
В данной статье мы использовали такие теоретические методы, как анализ отечественной и зарубежной литературы, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, анализ интернет-ресурсов по проблеме исследования. В ходе работы применялись такие научно-теоретические методы, как анализ, синтез, сравнение, анкетирование, педагогическое наблюдение. Были использованы такие эмпирические методы исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности студентов.
Литературный обзор
Инновационным подходам и методам обучения иностранным языкам в высшей школе посвящены работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как И.Н. Айнут-диновой (2018), Р.З. Валеевой (2015), Д.Р. Сабировой (2019), А.В.Фахрутдиновой (2021), J.Harmer (2013) и др.
Вопросы мотивации учебной деятельности отражены в трудах таких исследователей и методистов, как В.Ш. Масленникова (2010), А.Г. Маслоу (1999), Т.М. Трегубова (2021), С.Л. Рубинштейн (2018) и др.
Результаты
Студенты неязыковых вузов, а в данном случае мы говорим о студентах технического вуза, безусловно понимают, что владение иностранным языком является преимуществом любого специалиста, однако в большинстве своем не считают английский язык необходимым к изучению предметом, аргументируя тем, что в профессиональной деятельности иностранный язык им не понадобится.
На базе КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева в начале учебного года был проведен письменный опрос среди студентов-бакалавров 1 курса института ИИЭиП (12.03.01 «Приборостроение», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»), ИКТиЗИ (230400.62 «Информационные системы и технологии»), ИРЭФ-ЦТ (11.03.01 «Радиотехника», 11.05.01 «Радиоэлектронные системы и комплексы»). Всего в опросе приняли участие 60 респондентов, в результате были проанализированы мотивы, которыми руководствуются студенты при изучении английского языка. Так, 30% респондентов считает изучение английского
языка необходимым для поиска престижной работы и карьерного роста; 22% - изучают язык для того, чтобы общаться с иностранцами во время путешествий; 21% - изучают английский язык потому что нравится сам язык и процесс обучения; 16% - изучают предмет, который необходим по учебному плану вуза для того, чтобы сдать экзамен; 7% - хотят владеть научно-технической терминологией, чтобы понимать технические тексты, разного рода инструкции и спецификации по устройству и работе различных приборов и механизмов, написанные на английском языке; 4% студентов учат английский язык для освоения компьютерных программ и умения ими пользоваться. И действительно, как видно из результатов опроса и как показывает практика, в начале обучения у студентов достаточно высокая мотивация к обучению: им хочется изучать иностранный язык, научиться говорить на нём, понимать прочитанное - словом, налицо положительная мотивация - 84%. Но когда начинается процесс преодоления трудностей, процесс обучения, который многим студентам казался быстрым, а результат легкодостижимым, то ослабевает интерес к предмету, снижается активность, а затем и успеваемость.
В связи с этим остро стоит вопрос сохранения интереса студентов технического вуза к иностранному языку на всем протяжении его изучения и повышения мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых вузов. Продуктивность учебного процесса, качество достижения цели зависят от потребностей студента, его мотивации, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смысло-образования [6].
Сегодня в арсенале преподавателя достаточно много разных способов и средств мотивации студентов в изучении иностранного языка. Задача преподавателя - правильно подобрать наиболее эффективные способы и приемы мотивации, соответствующие технологии обучения иностранным языкам. Безусловно, необходимо учитывать интересы и потребности студентов, их индивидуальные особенности. Включение в учебный процесс современных технологий (обучение в сотрудничестве, проектная методика), интерактивных методов обучения, Интернет-ресурсов, мультимедиа, цифровых образовательных ресурсов и др.) помогают сформировать сознательное отношение к изучению иностранного языка и развить творческий потенциал
личности обучающегося [1, 11]. Интерес к обучению у студентов формирует и личность преподавателя. Творческий, жизнерадостный, высокопрофессиональный преподаватель, сам постоянно развивающийся, умеющий общаться со студентами, может мотивировать студентов.
Для повышения мотивации в обучении английского языка и повышения эффективности образовательного процесса в целом, активно интегрируются внеучебные мероприятия, которые проводятся со студентами одной или нескольких групп, иногда разных факультетов технического вуза. Темы подбираются преподавателем совместно с обучающимися, главное - чтобы темы были актуальными, современными, интересными для студентов. В мероприятии учувствуют все желающие. Следует отметить, что интерес студентов к такого рода внеучебным мероприятиям с каждым разом возрастает.
На 1 курсе среди студентов КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева по специальности 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», 230400.62 «Информационные системы и технологии», 11.05.01 «Радиоэлектронные системы и комплексы» был проведен комплекс мероприятий по иностранному языку по следующим темам: «Healthy Lifestyle», «About WorldSkills», «Creation. David Hanson and his Robot Sophia", "Vlife vs Real: Which one to Choose?", "Professions of the Future", "Olympic Games", "Victory Day". Основные задачи данных мероприятий соответствуют задачам рабочей программы дисциплины «Иностранный язык».
Особый интерес, например, вызвали темы «About WorldSkills», «Creation. David Hanson and his robot Sophia», так как многие студенты были на церемонии открытия данного мероприятия. Некоторые из студентов имели опыт работы на «Ворлдскиллс», а кто-то приходил в качестве зрителя. Дискуссия на английском языке велась о Познании, Эксперименте, Совершенствовании, Создании: «В наших руках пульсирует жизнь. Создавая руками, мы передаём эту жизнь в свои творения. Есть те, чьи творения будут жить вечно. Их зовут Мастерами. Кто это - Мастер? Как достичь Совершенства?». На мероприятии "Creation. David Hanson and his robot Sophia" студентам была предложена тема будущего, дискуссия на английском языке велась о создании робота Софии Дэвидом Хэнсоном: «Что есть искусственный интеллект? (What is Artificial Intelligence?). Каковы плюсы и каковы минусы данного творения? (What are the pros and cons of
this Creation?). Что нас ожидает в будущем? (What does the Future hold for us?). Примерные предположения и версии (Approximate Assumptions and Versions)». Робот София предстала перед зрителями на церемонии открытия «Ворлдскиллс» в Казани в 2019 г., и многим студентам удалось увидеть Создание своими глазами. На данном внеурочном мероприятии студенты работали с цитатами по данным темам, были использованы парная и групповая формы работы, где студенты делились идеями, обсуждали их и презентовали.
Мероприятие по теме «Olympic Games» заинтересовало студентов из трёх групп (35 человек). Студенты подготовили и защищали презентации об Олимпийских играх и спортсменах России, а также о разных видах спорта, которыми увлекаются сами студенты. Была организована групповая форма работы по 4-5 человек (объединялись студенты по интересам и увлечениям). Работа над проектами велась в несколько этапов: студенты выбирали тему, собирали материал, обсуждали его, делились идеями и защищали проект. Были представлены следующие проекты: «Ancient Olympic Games» (Древние Олимпийские игры), «The modern Olympic movement» (Современное олимпийское движение), «From History of the modern Summer Games» (История современных летних игр), «From History of the Olympic Winter Games» (История зимних Олимпийских игр), «Olympic Symbols» (Олимпийские символика) и др. На мероприятии студенты узнали много интересного о спорте, истории Олимпийских игр, знаменитых спортсменах, а также о достижениях, наградах и увлечениях друг друга.
Следующее мероприятие, которое проводилось на базе института - «Victory Day». О Великом Дне, о великих людях, самоотверженных героях и простых воинах-солдатах обсуждалось на мероприятии «Victory Day». На мероприятии студенты демонстрировали видеоролики о Великой Отечественной войне, студенты рассказывали о своих родственниках, прошедших Великую Отечественную войну. В рамках данного мероприятия были представлены следующие доклады: «Symbols of Victory Day» (Символы Дня Победы), «Victo-ry Day: the peace gained by the Soviet soldier» (День Победы: мир, завоеванный советским солдатом), «The Moscow Victory Parade» (Московский парад Победы), «Hero Cities of the Great Patriotic War» (Города-герои Великой Отечественной войны) и др. Студенты делились впечатлениями о своём участии в акции
«Бессмертный полк», о том, как проходил парад в Москве и Казани, показывали видео и фото. Данному мероприятию предшествовала большая подготовительная работа, студенты самостоятельно собирали материал по теме своего доклада, готовили выступление на английском языке, консультировались с преподавателем по трудностям перевода.
Обсуждение
В настоящее время мы расширяем пространство общения: мероприятия из стен аудитории преподаватели английского языка переносят в парки, театры города, на стадионы, исторические места. Можно с уверенностью сказать, что внеучебные мероприятия сегодня пользуются большой популярностью среди студентов, даже несмотря на то, что они проводятся после основных занятий. Атмосфера таких мероприятий доброжелательная, творческая, студенты легко вступают в контакт, возрастает стремление к общению, они не боятся потерпеть неудачу (это же не основное занятие!), исчезает коммуникативный барьер. Ведь известно, что учебный материал легче усваивается, если он вызывает положительные эмоции у обучающихся. Если говорить о коллективной и индивидуальной формах деятельности, то коллективная вне учебных занятий предпочтительнее, так как даже слабо мотивированные, пассивные студенты втягиваются в работу, боясь подвести группу, или из желания быть не хуже других. Возникает благоприятный психологический климат, что является прекрасным условием для развития мотивации обучающихся к серьёзному изучению иностранного языка. Рассказывая о своих интересах, близком и понятном, обучающиеся легче запоминают изучаемые
лексические единицы и грамматические структуры. Они осознают язык как средство общения, а не как некую совокупность заученных слов и правил [3, 8].
Опыт показал, что студенты, активно посещающие внеучебные мероприятия, на занятиях по английскому языку становятся более активными, успешными, способными обосновать и отстаивать свою точку зрения, что помогает преподавателю сделать занятия более живыми, интересными, содержательными.
Ещё один положительный аспект вовлечения студентов во внеучебные мероприятия: формируется творческий потенциал личности студента, потребность самовыражения не только в период обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни, происходит переориентация учебного процесса с обучающего на развивающий, на формирование компетент-ностей, способствующих реализации концепции Life-long Learning («обучение в течение всей жизни») [4, 7].
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что вовлечение студентов во внеучебные мероприятия по иностранному языку способствует значительному повышению интереса к изучению английского языка, мотивации студентов к изучению предмета, развитию познавательных процессов, самообразовательной деятельности, личностной и интеллектуальной активности. Интеграция внеучебных мероприятий по иностранному языку в образовательный процесс помогает не только решению проблем обучения иностранному языку и реализации задач, поставленных ФГОС ВО, но и способствует патриотическому воспитанию и развитию активной гражданской позиции.
Литература:
1. Айнутдинова И.Н. Метод проектов как инструмент развития междисциплинарных связей в университетах России / / Гуманитарные науки. - Ялта, 2018. - № 3(43). - С. 75-82.
2. Благонравова М.А. Факторы внутренней мотивации к изучению иностранного языка в экономическом вузе [Электронный ресурс] // Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе: материалы XVII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2016. - С. 4-10. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26272850 (дата обращения: 11.07.2022).
3. Валеева Р.З. Теоретико-методологические принципы развития иноязычной речевой деятельности студентов в формировании культуры межнационального общения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. - 2015. - № 1. - С.143-145.
4. Масленникова В.Ш. Формирование социально-ориентированной личности специалиста в процессе профессиональной подготовки. - Казань: Печать-Сервис-XXI, 2010. - 429 с.
5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
6. Молодых-Нагаева Е.Г., Чувильская Е.А. Иностранный язык в неязыковом вузе: как мотивировать студента? [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14871 (дата обращения: 05.09.2022).
7. Трегубова Т.М. Модели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик [Электронный ресурс] // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 3 (56).
- С. 364-368. - URL: https://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/356/article-356-3134.pdf (дата обращения: 05.08.2022).
8. Юдинцева А.Ф., Фахрутдинова А.В. Роль студенческой социальной среды при организации воспитательного пространства вуза // Вестник НЦ БЖД. - 2021. - №2. - С. 63-72.
9. Юров И.А. С.Л. Рубинштейн и экзистенциальная психология [Электронный ресурс] // Человек и мир. - 2018. - Т. 2, № 1. - С. 41-53. - URL: http://chelovekimir.ru/engine/documents/document228.pdf (дата обращения: 22.09.2022).
10. Harmer, J. The practice of English language teaching.- 4th ed. - Pearson Education Limited, 2013. - 448 р.
11. Sabirova D.R. and Khanipova R.R. Innovative approaches to teaching and learning English as second and English as foreign language in multilingual education // Humanities and Social Sciences Reviews.- 2019. - № 7 (6). - Р. 45-48.
References:
1. Ajnutdinova I.N. Metod proektov kak instrument razvitiya mezhdisciplinarnyh svyazej v universitetah Rossii // Gumanitarnye nauki. - YAlta, 2018. - № 3(43). - S. 75-82.
2. Blagonravova M.A. Faktory vnutrennej motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v ekonomicheskom vuze [Elektronnyj resurs] / / YAzykovye i professional'nye kompetencii prepodavatelej i studentov v ekonomicheskom vuze: materialy HVII SHkoly povysheniya kvalifikacii prepodavatelej inostrannyh yazykov vuzov ekonomicheskogo profilya. - Moskva: Rossijskij ekonomicheskij universitet imeni G.V. Plekhanova, 2016. - S. 410. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26272850 (data obrashcheniya: 11.07.2022).
3. Valeeva R.Z. Teoretiko-metodologicheskie principy razvitiya inoyazychnoj rechevoj deyatel'nosti studentov v formirovanii kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universi-teta kul'tury i iskusstva. - 2015. - № 1. - S.143-145.
4. Maslennikova V.SH. Formirovanie cocial'no-orientirovannoj lichnosti specialista v processe profession-al'noj podgotovki. - Kazan': Pechat'-Servis-XXI, 2010. - 429 s.
5. Maslou A.G. Motivaciya i lichnost' / per. A.M. Tatlybaevoj. - SPb.: Evraziya, 1999. - 478 s.
6. Molodyh-Nagaeva E.G., CHuvil'skaya E.A. Inostrannyj yazyk v neyazykovom vuze: kak motivirovat' studen-ta? [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - №5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14871 (data obrashcheniya: 05.09.2022).
7. Tregubova T.M. Modeli professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyah cifrovizacii: benchmarking uspeshnyh praktik [Elektronnyj resurs] // Biznes. Obrazovanie. Pravo. - 2021. - № 3 (56). - S. 364-368. - URL: https://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/356/article-356-3134.pdf (data obrashcheniya: 05.08.2022).
8. YUdinceva A.F., Fahrutdinova A.V. Rol' studencheskoj social'noj sredy pri organizacii vospitatel'nogo pros-transtva vuza // Vestnik NC BZHD. - 2021. - №2. - S. 63-72.
9. YUrov I.A. S.L. Rubinshtejn i ekzistencial'naya psihologiya [Elektronnyj resurs] // CHelovek i mir. - 2018.
- T. 2, № 1. - S. 41-53. - URL: http://chelovekimir.ru/engine/documents/document228.pdf (data obrashcheni-ya: 22.09.2022).
10. Harmer, J. The practice of English language teaching.- 4th ed. - Pearson Education Limited, 2013. - 448 r.
11. Sabirova D.R. and Khanipova R.R. Innovative approaches to teaching and learning English as second and English as foreign language in multilingual education // Humanities and Social Sciences Reviews.- 2019. - № 7 (6). - R. 45-48.
УДК 37.03: 378.1
Л.М. Яо, Т.В. Букина, М.К. Яо, Ю.Г. Еманова
СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования системы социокультурных идентичностей современных студентов гуманитарных специальностей. Для исследования взят конструкционистский подход, в рамках которого идентичность считается сконструированным феноменом. Изучение системы идентичностей современной молодежи проходило методом составления теста М. Куна и Т. Мак-Партленда «Кто Я?». Тест был предложен студентам Казанского национального исследовательского университета (1997, 2012 гг.) и студентам Казанского федерального университета (2022 г.). Была выявлена тенденция увеличения за два десятилетия доли студентов, которые чаще всего определяли свои семейные, бытовые идентичности. Часто встречаются упоминания увлечений, хобби, культурных предпочтений, дружеских ролей. Гораздо реже студенты определяли свои социальные статусы, гражданскую и национальную идентичности, что подтверждает правильность обращения властных органов к патриотическому воспитанию молодежи.
Ключевые слова: студенчество, молодежь, идентичность, система идентичностей, субъектность, социокультурные идентичности