2. В. В. Воног, Е. А. Пономарева, Т. В. Жавнер. Возможности использования электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку. / В. В. Воног, Е. А. Пономарева, Т. В. Жавнер и др. // Вестник КГПУ им. - 2016. - №2 (36). - С. 45-48.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Vonog V.V. Primenenie klous-testirovanija kak efektivnogo sredstva kontrolja obychennosti na sanyatiyah inostrannogo yasika [The application of close-testings as an effective means of training control on foreign language classes] / V.V. Vonog // Vestnik Byrjatskogo gosydarstvennogo yniversiteta [Bulletin of the Buryat State University]. - 2010. - P. 151153. [in Russian]
2. Vonog V.V., Ponomareva E.A., Zhavner T.V. Vosmojnocti icpolsovaniya elektronnih obychaushih kyrsov dlya kontrolya ychebnoj deyatelnosti studentoc v prozece obycheniya inostrannomy yasiky [Testing as an efficient means for controlling the level of foreign language acquisition among students of engineering majors] / V.V. Vonog, E.A. Ponomareva, T.V. Zhavner and others // Vestnik KGPU omeni V.P. Astafieva [Bulletin of the KSPU]. - 2016. - №2 (36). - Р. 45-48. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.004 Батунова И.В.1, Березина К.И.2
1ORCID: 0000-0002-2252-8303, Кандидат педагогических наук, 2ORCID: 0000-0001-9572-2767, Преподаватель, Сибирский федеральный университет ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы формирования мотивации в процессе обучения иностранному (английскому) языку в неязыковых вузах. Приведены основные методы и принципы организации внеучебного процесса, что способствует усилению мотивации к овладению языком. Анализ, проведенный в нашей статье позволит обучающемуся быстро ориентироваться в огромном потоке иноязычной информации, а также применять свои уже сформированные знания и умения, как в устной, так и в письменной речи, что на наш взгляд является неотъемлемой частью для становления высококвалифицированной, конкурентоспособной личности. Мотивация рассматривается как прямая связь с эффективностью обучения, как во время учебного, так и внеучебного процесса, посколькулюбой познавательный процесс основывается на желании познания иноязычной культуры.
Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, методы, процесс обучения, высшее профессиональное образование.
Batunova I.V.1, Berezina K.I.2
1ORCID: 0000-0002-2252-8303, PhD in Pedagogy,
2ORCID: 0000-0001-9572-2767, Teacher, Siberian Federal University FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE
AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Abstract
The article deals with the problem of motivation formation in the process of teaching a foreign language (English) at non-linguistic universities. The main methods and principles of extracurricular process organization are given in the paper. These methods contribute to strengthening the motivation in mastering a language. The analysis carried out in the article will allow students to quickly navigate in a huge flow of foreign language information and apply already formed knowledge and skills in oral and written speech. In our opinion, this is an integral part of the formation of a highly qualified, competitive professional. Motivation is seen as a direct link to the effectiveness of teaching, both during educational and extracurricular processes, because any cognitive process is based on the desire of a person to learn a foreign culture.
Keywords: motivation, foreign language, methods, process of education, higher professional education.
Все чаще идут рассуждения о необходимости внедрения в российскую систему высшего образования новых образовательных стандартов, которые предъявляют новые требования, как к преподавателям вузов, так и к студентам. Прежде всего, это необходимо для саморазвития и совершенствования коммуникативных навыков у будущих специалистов, поскольку их будущая профессиональная деятельность будет напрямую связана с дальнейшим успехом и конкурентоспособностью на мировом рынке труда. На данный момент преподаватели высших учебных заведений используют в своей практике огромное количество приемов и методов для совершенствования иностранного языка, включая формы контроля [2, С. 151], и, конечно же, для формирования у обучающихся мотивации к его изучению. К сожалению, на данный момент, мы можем утверждать, что уровень владения иностранным языком специалистов инженерных направлений не всегда отвечает предъявляемым требованиям, описанным в федеральном государственном стандарте.
Все чаще, основным требованием работодателя является хорошее владение иностранным языком, поскольку международное сотрудничество расширяет государственные границы, возможности коммуникации стали необходимыми настолько, что представить себе образованного и успешного человека без знания иностранного языка становится невозможным.
Поэтому владение иностранным языком носит, в первую очередь, профессионально-ориентированный характер, что подразумевает глубокий анализ целей, форм и методов обучения иностранному языку в вузах. Первоочередной задачей вузовское образование ставит развитие стремления учить и развивать свои лингвистические навыки на протяжении всей жизни, постоянно совершенствуя свои знания, умения и навыки, потому что специалист должен быть готов решить проблемы, как на родном, так и на иностранном языке, сотрудничать и работать в команде, используя разные подходы в своей будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, необходимо пересмотреть методическое содержание работы со студентами, которое будет ориентировано на самостоятельный поиск и решение конкретных, практических задач как языковых, так и профессиональных. Для решения вышеперечисленных задач, в процессе изучения профессионального иностранного языка необходимо сформировать мотивацию у студентов, выявить трудности, оказывая тем самым педагогическую поддержку в развитии их профессиональной мотивации. Следует отметить, что вопросу мотивации студентов не уделяется должного внимания, хотя данный вопрос является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения, изменить отношение к необходимости изучать иностранный язык.
Формирование у студентов устойчивого интереса к традициям, культуре стран изучаемого языка, а также постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию необходимо постоянно стимулировать, что будет побуждать его к активной деятельности, то есть учиться. Возьмем, например, огромное разнообразие англоговорящих телеканалов, радиостанций, газет и журналов, которые стали доступными для любого слоя населения. Даже владение базовым английским языком дает возможность получать информацию об окружающем мире и использовать язык как средство межкультурной коммуникации, что необходимо для расширения кругозора, общей и речевой культуры, личностной ориентации.
Если же мы обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3), то найдем основные требования, которые будут предопределять все содержание учебного процесса в вузе, в первую очередь через раскрытие творческого потенциала будущих специалистов. Студент не должен получать готовые знания он должен предложить свои версии развертывания конкретных ситуаций, и в этих случаях у студента формируются самостоятельность, самоуважение и, самое главное способность самостоятельно думать, рассуждать и анализировать. Все это должно привести, прежде всего, к коммуникативной мотивации, необходимостью высказать свое мнение и правильно его аргументировать. [3]
Но, не нужно забывать и об определенных рамках и лимите времени, которые существуют в вузах, поскольку на изучение иностранного языка выделяется недостаточное количество времени. Многие институты организуют дополнительные мероприятия по иностранному языку, которые имеют большое общеобразовательное значение для мотивации и углубленного изучения иностранного языка. Данные мероприятия будут служить толчком, и являться своеобразным локомотивом для дальнейшего изучения и познания иностранного языка, расширения страноведческой компетенции, развитие творческой активности. Именно такой подход, по нашему мнению, повышает мотивацию к изучению языка и познанию культуры другой страны.
Мы упомянули лишь некоторые способы повышения мотивации. Мы хотели бы остановиться подробнее на одной из распространенных форм организации внеучебной деятельности, и на наш взгляд, одним из эффективных методов организации дополнительного обучения, как театрализация, которая в сочетании с основными занятиями дают по-настоящему положительные результаты и повышают интерес и желание студента изучать английский язык с удовольствием.
Главной целью такого вида работы будет являться формирование эстетического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся. Эффективность и результативность такой работы зависит напрямую от желания студентов проявить себя, умение работать в коллективе, решать нестандартные задачи, развитие самостоятельного мышления, оперативности, целеустремленности, инициативности и креативности, трудолюбия и самостоятельности. Так, на базе Сибирского Федерального университета, Институт Филологии и Языковой Коммуникации провел ежегодный фестиваль английского языка THEATRICAL ENGLISH PARTY среди студентов неязыковых специальностей, которые представляли театрализованные постановки отрывков произведений англоязычных авторов на тему: «Английский театр глазами студентов СФУ». Участие принимали 16 команд из различных институтов СФУ. Основными критериями оценивания выступлений были: режиссура, костюмы, актерская игра и соответствие, и, конечно же, точность английского языка.
Для достижения успеха, студентам было необходимо проявить иноязычную активность, принимать участие в коммуникативных формах организации процесса обучения, преодолевать психологические и речевые барьеры в ходе иноязычного общения, правильно выражать свою собственную точку зрения при обсуждении какого-либо вопроса на иностранном языке. Творческая деятельность развивает самодисциплину в ходе самостоятельной работы по освоению иностранных языков, появляется необходимость в дополнительных источниках, что мотивирует их на использование дополнительной научно-методической литературы и материалов, рекомендованных как преподавателем, так и выбранных самостоятельно, объективно оценивать уровень собственной иноязычной подготовки, отдавая предпочтение, преимущественно аутентичным иноязычным источникам. [1, С. 128]
Все выше перечисленные навыки являются результатам проделанной студентами самостоятельной работы. Данные навыки способствуют усилению мотивации к овладению языком и позволяют ему быстро ориентироваться в огромном потоке иноязычной информации, а также применять свои уже сформированные знания и умения, как в устной, так и в письменной речи, что на наш взгляд является неотъемлемой частью для становления высококвалифицированной, конкурентоспособной личности.
Таким образом, для правильной мотивации студентов на изучение иностранного языка, необходимо в образовательный процесс добавить некоторое количество внеклассных заданий, которые помогут разнообразить работу и студентов, и преподавателей.
Список литературы / References
1. Батунова И.В. Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка как важное условие повышения качества образовательного процесса. // IV Международная научно-практическая конференция: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия - Новосибирск: Международный научный институт «EDUCATIO», 2014. - С.126-128
2. Воног В.В. Применение клоуз-тестирования как эффективного средства контроля обученности на занятиях иностранного языка / Воног В.В. // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 15. - 2010. -С. 151-153.
3. Швалова Г. В. Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2012. №11 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-studentov-tehnicheskogo-vuza-pri-izuchenii-professionalnogo-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 22.03.2017).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Batunova I. V. Sovremenii pedagogicheskie technologii na yrokah inostrannogo yasika kak vagnoe yslovie povisheniya kachestva obrazovatelnogo procesa [Modern educational technology in the classes of a foreign language as an important condition for improving the quality of the educational process] / I. V. Batunova // IV megdunarodnaya konferenciya: nauchnie perspective XXI veka. Dostigeniya I perspective novogo stoletiya [Collection of scientific works of the All-Russian Scientific Research Institute «EDUCATIO»]. - 2014. - P. 126-128. [in Russian]
2. Vonog V.V. Primenenie klous-testirovanija kak efektivnogo sredstva kontrolja obychennosti na sanyatiyah inostrannogo yasika [The application of close-testings as an effective means of training control on foreign language classes] / V.V. Vonog // Vestnik Byrjatskogo gosydarstvennogo yniversiteta [Bulletin of the Buryat State University]. - 2010. - P. 151153. [in Russian]
3. Shvalova G.V. Formirivanie motivacii stidentov tehnicheskogo vusa pri isuchenii professionalnovo inostrannogo yasika [Motivation formation of technical institute students in the studying of professional foreign language] / G.V. Shvalova // Nauchno-metodicheskij elektronnij jurnal «Koncept». [Periodic scientific and methodological e-journal "Koncept"]. - 2012. №11 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-studentov-tehnicheskogo-vuza-pri-izuchenii-professionalnogo-inostrannogo-yazyka [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.133 Ботяев В.Л.1, Поздышева М.С.2
1 Доктор педагогических наук, доцент,
2аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Аннотация.
В статье рассматривается проблема формирования практических умений и навыков на занятиях гимнастикой студентами педагогического вуза, обучающихся по программе бакалавриата. Рассматривается взаимосвязь кондиционных и координационных способностей с процессами освоения практического материала на занятиях гимнастикой. Проведенный педагогический эксперимент показал, что процесс формирования умений и навыков выполнения гимнастических упражнений, в большей степени, обусловлен высокими показателями развития координационных способностей. Высокие взаимосвязи данных способностей выявлены на всех видах гимнастического многоборья.
Ключевые слова: двигательные способности, координационные и кондиционные способности, техническая подготовленность, общий (интегральный) уровень развития координационные способности, гимнастика, студенты.
Botiaev V.L.1 Pozdysheva M.S.2 :PhD in Pedagogy, Associate Professor, 2Postgraduate Student, Surgut State Pedagogical University
MOTOR ABILITIES OF STUDENTS AS BASIC INTERRELATION IN SKILLS FORMATION WHEN DOING
GYMNASTIC EXERCISES
Abstract
The article deals with the problem of practical skills formation at gymnastics classes among students of pedagogical universities obtaining their bachelor's degree. The paper considers the interrelation of conditioning and coordination abilities with the processes of mastering practical material at gymnastics classes. Conducted pedagogical experiments have shown that the process of skills formation when performing gymnastic exercises is, to a large extent, related to high indicators of coordination abilities development. High interrelation of these abilities is revealed in all types of all-around gymnastics.
Keywords: motor abilities, conditioning abilities, technical competence, general (integral) level of development, coordination abilities, gymnastics, students.
Модернизация системы высшего образования, переход на двухуровневую систему «бакалавриат», «магистратура» не могло не отразиться на качестве профессиональной подготовки студентов. В первую очередь, это касается дисциплин так называемого блока предметной подготовки (практических дисциплин), которые теперь относятся к вариативной части базовой программы и не имеют постоянного объема часов [3]. Перечень дисциплин, количество часов выделяемых на дисциплины вариативной части программы определяется самостоятельно учебным заведением, в зависимости от направленности (профиль) бакалавриата, возможностей вуза,