Научная статья на тему 'Повышение мотивации студентов технического вуза к изучению английского языка средствами лингвистической недели'

Повышение мотивации студентов технического вуза к изучению английского языка средствами лингвистической недели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / НЕДЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ / ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES / ENGLISH FOR GENERAL PURPOSES / TECHNICAL HIGHER SCHOOL / ENGLISH LANGUAGE WEEK / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Олеговна

В статье раскрываются способы повышения мотивации будущих инженеров к изучению английского языка средствами лингвистической недели. Автором подчеркнута необходимость теоретико-практического обоснования организации недели как мотивационно-значимого формата внеаудиторной работы в вузе. На основе системного и деятельностного подходов разработана система организации процесса повышения мотивации студента технического вуза к изучению английского языка в рамках проведения лингвистической недели, в которой выделен координационный, технологический и рефлексивный компоненты. Раскрыт ход эксперимента по реализации предложенной системы, представлены положительные результаты, подтверждающие эффективность предложенных способов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising Technical Students’ Motivation for Studying English by Means of the English Language Week

The article examines the means to raise future engineers’ motivation for studying English by means of the language week. The author emphasizes the necessity for theoretical and practical justification of the English language week as a form of higher school students’ extra-curriculum activity important from the viewpoint of motivation. Relying on systemic and activity-based approaches, the author proposes the techniques to raise a technical student’s motivation for studying English by means of the language week event, in which coordination, technological and reflexive components are identified. Experimental implementation of the proposed methodology is described; the experiment results justify the efficiency of the suggested techniques.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации студентов технического вуза к изучению английского языка средствами лингвистической недели»

í rpamÓTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

RU

Повышение мотивации студентов технического вуза к изучению английского языка средствами лингвистической недели

Захарова О. О.1, к. пед. н. 1 Трехгорный технологический институт -филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт»

Аннотация. В статье раскрываются способы повышения мотивации будущих инженеров к изучению английского языка средствами лингвистической недели. Автором подчеркнута необходимость теоретико-практического обоснования организации недели как мотивационно-значимого формата внеаудиторной работы в вузе. На основе системного и деятель-ностного подходов разработана система организации процесса повышения мотивации студента технического вуза к изучению английского языка в рамках проведения лингвистической недели, в которой выделен координационный, технологический и рефлексивный компоненты. Раскрыт ход эксперимента по реализации предложенной системы, представлены положительные результаты, подтверждающие эффективность предложенных способов.

Ключевые слова и фразы: английский язык для специальных целей; английский язык для общих целей; технический вуз; неделя английского языка; мотивация.

EN

Raising Technical Students' Motivation for Studying English by Means of the English Language Week

Zakharova O. O.1 PhD

1 Tryokhgorny Institute of Technology (Branch) of the National Research Nuclear University "Moscow Engineering Physics Institute"

Abstract. The article examines the means to raise future engineers' motivation for studying English by means of the language week. The author emphasizes the necessity for theoretical and practical justification of the English language week as a form of higher school students' extra-curriculum activity important from the viewpoint of motivation. Relying on systemic and activity-based approaches, the author proposes the techniques to raise a technical student's motivation for studying English by means of the language week event, in which coordination, technological and reflexive components are identified. Experimental implementation of the proposed methodology is described; the experiment results justify the efficiency of the suggested techniques. Key words and phrases: English for Special Purposes; English for General Purposes; technical higher school; English language week; motivation.

Введение

В условиях интеграции, внедрения принципов Болонской декларации в высшее образование сегодня актуализируется необходимость владения иностранным языком как средством осуществления личностного и профессионального взаимодействия. В процессе реализации ФГОС высшего образования знаниевая парадигма уступает коммуникативной, что обозначает значимость выполнения профессионалом задач межкультурного взаимодействия на иностранном языке. С позиции технического образования иностранный язык выступает важным инструментом профессионального самосовершенствования будущего специалиста, обеспечивающим его конкурентоспособность. Анализируя вопрос о значимости иностранного языка в техническом образовании сегодня, Е. М. Дорогайкина отмечает, что язык - это способ саморазвития, самопрезентации студента, реализации его задач [7, c. 610]. Бесспорно, владение будущим инженером английским языком на уровне Intermediate и выше расширяет его профессиональные перспективы, позволяет ему участвовать в конференциях и исследовательской деятельности, общаться с зарубежными коллегами.

Е-mail: 1 osja90@bk.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 09.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 378.14 | https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2020.2.18

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 2. С. 228-234 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 228-234

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Принимая во внимание данные ориентиры, исследователи отмечают, что на настоящий момент основным форматом работы в ходе преподавания дисциплины «Английский язык для специальных целей» (ESP) является чтение специализированной аутентичной литературы [4]. Такая ситуация складывается в условиях ограниченности часов по рассматриваемой дисциплине, а также при низкой мотивации студентов в активном участии в мероприятиях, связанных с иностранным языком.

Именно в нелингвистическом вузе роль мотивации как основополагающего фактора в обучении языку становится первостепенной [12, с. 80]. В научно-методической литературе обосновываются следующие мо-тивационно-значимые способы преподавания иностранного языка: использование учебных интернет-ресурсов (П. В. Сысоев, В. Г. Апальков, М. Н. Евстигнеев); применение современного медиаконтента ted-talks (А. М. Иванова, Е. В. Малыгина); использование коммуникативных тренингов (М. М. Степанова, Н. М. Белен-кова, Е. А. Щепеткова). То есть отмечается необходимость применения инновационных технологий, форм и методов в процессе обучения иностранному языку, что наилучшим образом реализуется в рамках внеаудиторной работы со студентами, ориентированной на комплексное внедрение разных форматов обучения языку и опирающейся на группу принципов. Данные принципы включают учет психовозрастных особенностей студентов, опору на уровень их языковой подготовки, коммуникативную активность, реализацию межпредметных связей [9]. Раскрывая огромный мотивационный потенциал внеурочной работы по иностранному языку в вузе, Л. В. Хведченя, Г. А. Ободин и др. обозначают лингвистическую неделю как перспективный способ мотивации студентов. Описывая развитие ценностной мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, Е. В. Дводненко, Н. И. Петряева, А. С. Кожевникова также заявляют о перспективности организации предметной недели как способа популяризации языка в рамках внеаудиторной работы со студентами [6]. Важно отметить, что лингвистическая неделя сочетает комплекс мотивирующих методов и форм организации взаимодействия преподавателей и студентов и нацелена на развитие универсальных компетенций будущего инженера (владение «мягкими» навыками, совершенствование коммуникативной компетенции). Тем не менее анализ научно-методической литературы позволяет заявить, что, выступая популярной формой языкового развития обучающихся с позиции мотивационных возможностей именно в школе, проведение лингвистической недели не является распространенным способом организации работы над изучением английского языка у студентов технического вуза. Теоретические и практические особенности недели английского языка для студентов технических специальностей и системная работа со студентами в данном ключе недостаточно раскрыты. Опираясь на мысль Г. А. Ободина, Э. Т. Костоусовой, Л. С. Чухаревой и др. о значимости системной организации, деятельностной направленности и коммуникативной ориентации недели иностранного языка [13], стоит обозначить потребность в представлении системно-деятельностной организации способов работы студентов по иностранному языку в предложенном формате.

То есть актуальность настоящей работы определяется, во-первых, необходимостью разработки теоретической базы для организации процесса повышения мотивации студентов в ходе лингвистической недели; во-вторых, необходимостью внедрения в этот процесс практического аппарата, способствующего глубокой мотивации будущего инженера к изучению языка.

Исходя из этого, цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать эффективность системы развития мотивации студентов к изучению английского языка средствами организации лингвистической недели. Достижение цели требует решения следующих задач:

1) выявить составляющие мотивационной сферы студента технического вуза в отношении английского языка и определить понятие «мотивация студента технического вуза к изучению иностранного языка»;

2) охарактеризовать мотивационно-дидактические особенности лингвистической недели в техническом вузе;

3) определить методологические основы разработки системы повышения мотивации студентов технического вуза к изучению английского языка средствами лингвистической недели;

4) представить педагогическую систему, направленную на организацию исследуемого процесса и провести опытную работу по ее реализации;

5) сделать вывод об эффективности разработанных способов повышения мотивации студентов на основе полученных результатов.

В ходе работы на основе системного и деятельностного подходов описана система повышения мотивации студентов технического вуза к изучению английского языка в рамках лингвистической недели, включающая координационный, технологический и рефлексивный компоненты, представляющая поэтапную организацию исследуемого процесса, содержащую программу проведения недели английского языка в техническом вузе и методический аппарат ее реализации, а также предлагающую способы диагностики мотивации студента для оценивания эффективности проведенной работы. Вышесказанное и составляет научную новизну настоящей работы.

Основная часть

Мотивация студентов к изучению дисциплины «Английский язык в профессиональной деятельности» признается значимым фактором, детерминирующим успешность овладения будущим специалистом языком, как зарубежными, так и отечественными исследователями. Как отмечает Ю. М. Бобрицкая, мотивация к изучению иностранного языка студентами неязыковых специальностей представляет комплекс факторов внешнего

воздействия на них и внутреннего развития их мотивационной сферы, которую формируют мотивы сотрудничества, достижения, саморазвития, а также профессиональные и учебно-познавательные мотивы [2]. Мотивация является одной из сторон субъективного мира студента, поэтому преподаватель может лишь опосредованно влиять на нее [3, с. 48]. Анализ ряда исследований позволяет обозначить, что мотивационную сферу студента составляют внешние мотивы, связанные с обязанностями, перспективами карьерного роста, социальной значимостью английского языка сегодня, самоутверждением личности [14], и внутренние мотивы, к которым относятся коммуникативный, лингвопознавательный, инструментальный [10, с. 47]. Данные составляющие мотивационной сферы студента дополняются также интегративными (эмоциональный интерес) и личными мотивами [18].

Наиболее интересной с точки зрения процесса изучения дисциплины «Английский язык в профессиональной деятельности» нам представляется классификация, предложенная в статье А. П. Авдеева, где выделяются профессионально значимые (чтение технической литературы, общение с коллегами) и профессионально незначимые (коммуникация на общественно-бытовые темы) мотивы к изучению иностранного языка студентами [1, с. 316-317]. Значимость подобного рассмотрения мотивационной сферы студентов подтверждается и в других работах. Так, в своем исследовании Д. Шаг, Г. Ле Кор обозначают, что студенты демонстрировали предпочтение работы с английским для общих целей (EGP), по сравнению с английским для специальных целей (ESP), так как это позволяет им развивать собственные языковые навыки и использовать язык в разнообразных контекстах [17]. Результаты собственного опроса, проведенного на базе Трехгорного технологического института Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (ТТИ НИЯУ МИФИ) среди 74 студентов 1-5-го курсов, показали также большую заинтересованность будущих инженеров в изучении EGP и активной работе в разных форматах взаимодействия.

Определившись с содержательным наполнением мотивационной сферы студентов технического вуза в отношении изучения английского языка и особенностями ее развития, стоит обозначить, что мотивацию следует рассматривать как многоаспектный феномен, включающий следующие компоненты: когнитивный (идеи, мнения об объекте отношения), аффективный (чувства и эмоции по отношению к объекту) и поведенческий (последовательные действия, поведенческие стремления в отношении объекта) [16]. Данное понимание мотивации созвучно с трактовками актуального сегодня в высшем образовании компетентностного подхода, где компетенция изучается как когнитивный, личностный и поведенческий комплекс.

В результате проведенный анализ позволяет нам определить мотивацию студента технического вуза к изучению иностранного языка как систему профессионально направленных и личностно значимых мотивов, включающую представление об изучаемом объекте и его позиции в профессиональном и личностном сознании будущего инженера, его эмоциональный интерес к этому и последовательность действий, закрепляющую данные мотивы. Учитывая комплексность мотивационной сферы студента и многоаспектность ее проявления, рассмотрим неделю английского языка в техническом вузе в качестве эффективного формата мотивирования студента.

Согласно Р. М. Куник, И. А. Дюжей, предметная неделя представляет совокупную форму методической, аудиторной и внеучебной работы со студентами в рамках одной или нескольких предметных областей, включающую комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на мотивирование обучающихся, развитие их творческих способностей [11]. В своей организации предметная неделя включает инвариантную (тестирование, олимпиады, учебно-исследовательские проекты, викторины и пр.) и вариативную (выставки, конкурс переводчиков) части [8]. Согласимся с Л. В. Хведченя, что лингводидактическая особенность иностранного языка заключается в интеграции лингвистических и внелингвистических/предметных компонентов, что позволяет заявить о его всепредметности. Этот фактор позволяет использовать предметную неделю как мотивационно-ориентированный способ раскрытия роли иностранного языка в личных и профессиональных целях при выборе определенных тематических направлений работы. Обобщив представления о предметной неделе иностранного языка в техническом вузе, обозначим характерные особенности данного формата работы: опора на профессиональные интересы студента; событийная палитра мероприятий [15]; четкое методическое оформление (составление плана мероприятий с указанием темы, целей, задач, мероприятий) [5, с. 25]; направленность на расширение академических рамок предмета; массовый характер работы, позволяющей привлечь студентов с разными уровнями владения языком.

Методологической основой исследуемого процесса выступает совокупность двух подходов. Системный подход, являясь общенаучным принципом, определяет правильную постановку рассматриваемого вопроса и детерминирует организацию процесса развития мотивации студентов технического вуза к английскому языку средствами предметной недели как педагогическую систему (см. Рис. 1). Раскрывая системные характеристики данного процесса, стоит обозначить, что координационный компонент системы определяет целеполагание деятельности при выявлении составляющих мотивационной сферы студентов и раскрывает поэтапную организацию дальнейшей работы со студентами в рамках лингвистической недели. Технологический компонент заключается в подборе вариативных мотивационно-методических форматов и контента организации сотрудничества субъектов данного процесса. Его основу составляет программа лингвистической недели, включающая коммуникативно-интерактивный, деятельностно-познавательный, творчески-эмоциональный и организационно -демонстрационный блоки, содержащие систему ключевых мероприятий. Рефлексивный компонент раскрывает проведение диагностических процедур для определения уровня проявления мотивации студента.

Деятельностный подход позволяет рассмотреть исследуемый процесс как субъект-субъектное взаимодействие, нацеленное на внедрение в ход проведения лингвистической недели активных форматов сотрудничества для получения положительных результатов.

Цель: повышение мотивации у студентов технического вуза к изучению английского языка в рамках проведения лингвистической недели

{ Управленческая, прогностическая функции ^ координационный компонент

Мотивационная сфера студента технического вуза в отношении изучения иностранного языка

Профессионально направленные мотивы (чтение технической литературы, осуществление коммуникации с коллегами на английском языке и пр.)

Личностно значимые мотивы (общение на английском языке, понимание медийных ресурсов и пр.)

Этапы процесса повышения мотивации студентов в рамках проведения недели английского языка

^ Рефлексивный

Поисковый

Определение междисциплинарных направленностей, контента лингвистической недели, выявление потребностей студентов, разработка плана

мероприятий

Организационный Определение творческих групп, распределение практических заданий, подготовка и проведение мероприятий согласно определенным

направленностям

Проведение диагностических получение обратной связи от интерпретация результатов работы

процедур, студентов,

Методическая, ресурсная функции

Технологический компонент

Программа лингвистической недели

Блоки программы

коммуникативно-интерактивный

Мероприятия

Коммуникативный тренинг "Business English Communication", лингвистическая мастерская _"Fluent English" и пр._

деятельностно-познавательный

творчески-эмоциональный

Квесты "English Everywhere", "Mary Curie's Secrets", работа над мини-проектами "Branches of Engineering", страноведческая викторина

Тренинг межкультурной эмпатии "Em otions in Different Cultures", конкурс эссе "Students' Life"

организационно-демонстрационный

Дебаты "Controversial Issues of Employment",

"Mechanical versus Electrical Engineering", церемония закрытия лингвистической недели

Мотивационно-методический аппарат

брейнсторминг, когнитивная визуализация, тренинговые технологии, консультации, коммуникативные ситуации, кейс стади и пр.

организационное собрание, квесты, кейс стади, «эду-скрам», майндмеппинг, олимпиада и пр.

речевые разминки, работа с видео-ресурсами, медиа-ресурсами, рефлексивный тренинг, деловые игры и пр.

дискуссия, музыкальные разминки, ресурсами и пр.

с интернет-

±

Диагностическая, оценочная функции ) РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы мониторинга

1. подготовительный

2. диагностический

3. интерпретационный

Критерии проявления мотивации студентов технического вуза к Диагностические метооы

изучению иностранного языка анкетирование, анализ

' продуктов деятельности

студентов, стандартизи-

рованные тесты

смысловой

эмотивный

поведенческий

Рисунок 1. Педагогическая система повышения мотивации студента технического вуза к изучению английского языка средствами предметной недели

В исследовании использованы теоретические (анализ научно-педагогической и методической литературы по вопросам мотивирования студентов к обучению, проведению предметной недели как продуктивного способа развития мотивации обучающихся), эмпирические (опрос, анкетирование, тестирование, методический эксперимент) и интерпретационные (количественный анализ данных) методы. Базой проведенного исследования выступил Трехгорный технологический институт (филиал НИЯУ МИФИ).

Учитывая системную организацию и деятельностные особенности исследуемого процесса, кратко опишем ход проделанной экспериментальной работы, направленной на развитие мотивации студентов технического вуза к изучению иностранного языка, включавшей несколько этапов. С учетом поэтапной организации исследуемого процесса на констатирующем этапе:

• осуществлялась первичная диагностика мотивации студентов 1-5-го курсов технических специальностей, по результатам которой определены тематические ориентиры предметной недели, исходя из присутствия в мотивационной сфере студентов профессионально направленных и личностно значимых мотивов;

• определялся оценочный аппарат выявления эффективности разработанных педагогических способов развития мотивации студентов;

• осуществлялись характерные для предметной недели подготовительные процедуры (утверждение темы недели, плана мероприятий, распределение зон ответственности преподавателей и студентов, разработка положений и систем оценивания конкурсных процедур).

На формирующем этапе эксперимента проводилась работа, нацеленная на мотивирование студентов технического вуза к изучению английского языка при их непосредственном включении в подготовку и участие в мероприятиях предметной недели. На данном этапе осуществлялась реализация технологического компонента системы, содержащего ее программное наполнение и мотивационно-методический аппарат. Коммуникативно-интерактивный блок программы нацелен, прежде всего, на развитие навыков устной речи

на английском языке и умения работать в команде. Например, в ходе лингвистической мастерской "Fluent English" студентам были представлены необычные способы запоминания иностранных слов и предложено составить монологические или диалогические высказывания по ситуациям личной и деловой коммуникации. Деятельностно-познавательный блок ориентирован на развитие умения студентов работать с аутентичными источниками (интернет-статьи, англоязычные видеофрагменты из блогов, художественных фильмов и пр.). В рамках творчески-эмоционального блока осуществлялось стимулирование профессионально незначимых мотивов студентов при написании эссе, их участии в тренингах межкультурной эмпатии, организации музыкальных пауз. Организационно-демонстрационный блок ориентирован на профессионально значимые мотивы студентов, так как в рамках работы блока им предстояла защита собственной позиции на иностранном языке, что является значимым для перспективного становления будущего инженера.

Отметим, что выбор тематики мероприятий определялся, прежде всего, с учетом интересов студентов в изучении как английского для общих, так и для специальный целей. Организация мероприятий осуществлялась на принципах доступности, массовости, личной причастности студента, соревновательности и выбора.

В рамках интерпретационного этапа эксперимента проведены итоговая диагностика для определения степени сформированности мотивации у студента технического вуза к изучению иностранного языка и сравнительная характеристика полученных данных. Ссылаясь на рефлексивный компонент системы формирования исследуемого процесса, обозначим критериально-диагностический аппарат определения степени сформи-рованности мотивации у студента. На основе учета многоаспектности мотивации студентов к изучению иностранного языка определены критерии и показатели ее проявления (см. Табл. 1).

Таблица 1. Критерии и показатели проявления мотивации студентов технического вуза к изучению иностранного языка

Критерии Показатели Методы диагностики

Профессионально направленный аспект Личностно значимый аспект

Смысловой Осознание студентами значимости владения английским языком для карьерного роста, взаимодействия в профессиональной среде, участия в проектно-исследователь-ской работе. Осознание студентом важности владения английским языком на уровне Intermediate и выше для полноценной коммуникации в глобальном мире. Анкетирование Тестирование К. Замфир «Мотивация в профессиональной деятельности» Наблюдение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмотивный Интерес к учебной деятельности по дисциплине, стремление к получению высоких рейтинговых баллов, совершенствованию языка с профессиональных позиций. Интерес студентов к изучению культуры стран изучаемого языка, музыке, фильмам, чтению аутентичных книг и статей, общению с представителями иных культур. Наблюдение Тестирование Т. Н. Ильиной «Мотивация обучения в вузе»

Поведенческий Активность студента в участии в учебной и внеучебной работе по дисциплине, участие в проектно-исследовательской деятельности, самостоятельная работа студента в самосовершенствовании английского языка в профессиональном контексте. Самостоятельная работа студента в самосовершенствовании английского языка в коммуникативно-бытовом контексте, проявление познавательной активности к лек-сико-грамматическим и речевым аспектам языка. Наблюдение Беседа Анкетирование Анализ продуктов деятельности студентов

Нами также определены три уровня проявления мотивации студентов (низкий, средний и высокий), которые представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Уровни проявления мотивации студентов технического вуза к изучению иностранного языка

Уровень Характеристика

Низкий • непонимание студентом значимости владения английским языком для успеха в профессиональной и личной коммуникации в глобальном мире; • отсутствие у студента интереса к учебной деятельности по дисциплине, к изучению фактов иной культуры, общению на английском языке; • низкая познавательная активность студентов (нежелание осуществлять самостоятельную работу, направленную на получение новых языковых знаний и навыков, нежелание участвовать в учебной и внеучебной деятельности в языковом аспекте); • низкая продуктивность работы студента по дисциплине

Средний • осознание студентом значимости владения английским языком для успеха в профессиональной и личной коммуникации в глобальном мире на уровне не ниже Intermediate; • проявление студентом достаточного интереса к учебной деятельности по дисциплине, изучению фактов иной культуры, общению на английском языке; • проявление студентом достаточной познавательной активности (достаточное выполнение программных требований по дисциплине, стремление к самостоятельной работе, проявление интереса к лексико-грамматическим и речевым аспектам языка, эпизодическое желание участвовать в учебной и внеучебной деятельности в языковом аспекте); • средняя продуктивность работы студента по дисциплине

Уровень Характеристика

Высокий • глубокое понимание и осознание студентом значимости владения английским языком для успеха в профессиональной и личной коммуникации в глобальном мире на уровне Intermediate и выше для полноценной коммуникации в глобальном мире; • высокий интерес и потребность студента к учебной деятельности по дисциплине, изучению фактов иной культуры, общению на английском языке; • высокая познавательная активность студента (осуществление занятий языком в ходе аудиторной и внеаудиторной работы, проявление значительного интереса к лексико-грамматическим и речевым аспектам языка, систематическое желание участвовать в учебной и внеучебной деятельности в языковом аспекте); • высокая продуктивность работы студента по дисциплине

Обозначим, что в экспериментальной работе приняли участие 78 студентов, разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. При помощи методов математической статистики установлено, что между студентами ЭГ и КГ нет существенных различий в уровнях проявления мотивации к изучению английского языка. На формирующем этапе эксперимента вовлеченность студентов КГ в предметную неделю была ограничена участием в нескольких массовых мероприятиях (олимпиада по английскому языку, музыкальные перемены), студенты ЭГ были включены в широкий спектр подготовительных и организационных мероприятий. В ходе экспериментальной работы были проведены три среза на основе разработанного диагностического аппарата. Данные диагностики представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Результаты диагностики уровня проявления мотивации студентов технического вуза к изучению английского языка (%)

Кол-во студентов Первичный срез Промежуточный срез Итоговый срез

низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень

ЭГ - 47 чел. 45,8 41,3 12,9 41,0 46,7 12,3 41,2 43,8 15,0

КГ - 31 чел. 40,5 50,7 10,2 35,5 44,5 20,0 8,7 52,9 38,4

Результаты диагностики показывают на прирост в уровнях проявления мотивации у студентов ЭГ. Количество студентов с низким уровнем мотивации уменьшилось на 31,8%, с высоким уровнем - увеличилось на 28,2%. Наибольший прирост показателей обнаружен по смысловому и аффективному критериям. Студенты более глубоко понимают и аргументируют личностные и профессиональные цели изучения языка, проявляют больший интерес к языковым феноменам, демонстрируют активность в ходе групповых обсуждений и самостоятельной работы с целью интенсификации языковой практики. Стоит также обозначить, что невозможно быстрое формирование такого личностного образования, как мотивация, за короткий промежуток времени, поэтому подготовка и организация недели английского языка должны стать длительным, системным процессом, расширяющим возможности студентов и мотивирующим их профессионально направленные и личностные интересы.

Заключение

Таким образом, в контексте расширяющейся значимости владения инженером английским языком лингвистическая неделя рассматривается как поливариативный процесс взаимодействия преподавателей и студентов, который нацелен на организацию их сотрудничества в разных форматах, основывается на учете интересов студентов, позволяет вовлечь студентов в деятельность, способствующую расширению их языковых возможностей и закреплению мотивов к дальнейшему изучению английского языка.

В ходе проведенного исследования определены составляющие мотивационной сферы будущего инженера по отношению к изучению английского языка, раскрыто понятие «мотивация студента технического вуза к изучению иностранного языка» как комплексный феномен и обозначены особенности организации лингвистической недели в вузе. На основе системного и деятельностного подходов смоделирована система повышения мотивации у студента технического вуза к изучению английского языка в рамках проведения лингвистической недели, включающая координационный, технологический и рефлексивный компоненты. Описан ход опытной работы по реализации представленной системы, представлены ее результаты, полученные на основе разработанного критериально-диагностического аппарата.

Результаты рефлексии свидетельствуют о высокой положительной оценке студентами проведенной работы, которая способствовала улучшению их языковых навыков, стимулировала их к дальнейшей активной деятельности по совершенствованию собственного языкового уровня и позволила им получить интересный опыт взаимодействия в новых организационных форматах.

Список источников

1. Авдеев А. П. Мотивы изучения иностранного языка // Educational Technology & Society. 2008. Т. 11. № 4. С. 310-322.

2. Бобрицкая Ю. М. Методика формирования и развития мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыкового вуза [Электронный ресурс]. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01007974417.pdf (дата обращения: 12.01.2020).

3. Быстрай Е. Б., Власенко О. Н., Дорохова Е. Ю. Песенный жанр как фактор повышения мотивации к изучению иностранного языка в педагогическом вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 42-60.

4. Вовси-Тиллье Л. А. Современные цели обучению иностранному языку в неязыковом вузе // Pedagogical Journal. 2018. Т. 8. № ЗА С. 132-137.

5. Гаврилина О. В. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе организации предметной недели по математике // Гуманитарные науки и образование. 2019. № 3. С. 23-28.

6. Дводненко Е. В., Петряева Н. И., Кожевникова А. С. Ценностная мотивация как основа обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2018. Т. 37. № 2. С. 277-286.

7. Дорогайкина Е. М. Иностранный язык в техническом вузе: вопросы преподавателей-практиков // Решетневские чтения. 2017. Т. 2. С. 610-612.

8. Казакова Е. И., Пильдес М. Б., Тенютина Е. Д., Данилов С. В., Волков А. А., Шелагин М. Ю. Программа интеграции взаимосвязанных образовательных проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 48-60.

9. Катомахина Т. А., Шпаковская И. Н. Особенности организации внеаудиторной работы по английскому языку на юридическом факультете (на примере деятельности клуба английского языка) // Карповские научные чтения: сб. научных статей: в 2-х ч. Мн.: ИВЦ Минфина, 2016. Ч. 1. С. 84-88.

10. Коган Е. А., Крымская О. Б. Английский в техническом вузе: мнения студентов // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 45-51.

11. Куник Р. М., Дюжая И. А. Внеаудиторные занятия как метод активизации познавательного интереса к обучению // Вологдинские чтения. 2009. № 75. С. 94-96.

12. Молодых-Нагаева Е. Г., Чувильская Е. А. Иностранный язык в неязыковом вузе: как мотивировать студентов? // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.

13. Неделя иностранных языков УГЛТУ: сб. научных статей. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2013. 62 с.

14. Фуфурина Т. А. Пути повышения мотивации при изучении английского языка у студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана [Электронный ресурс]. URL: http://hmbul.ru/articles/156/156.pdf (дата обращения: 13.01.2020).

15. Хведченя Л. В. Воспитательный потенциал внеучебной иноязычной деятельности в вузе // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2018. № 2. С. 78-87.

16. Navichiené V., Kavaliauskiené D., Pevceviciüté S. Aspects of ESP learning motivation in tertiary education // TILTAI. 2015. № 2. P. 97-108.

17. Schug D., Le Cor G. Towards a dynamic approach to analyzing student motivation in ESP courses [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED578665.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

18. Tomak T., Sendula-Pavelic M. Motivation towards studying English for specific purposes among students of medical and healthcare studies // JAHR. 2017. Vol. 8. № 6. P. 151-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.