Научная статья на тему 'Практики повышения мотивации при изучении английского языка'

Практики повышения мотивации при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2518
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ / ENGLISH LANGUAGE / MOTIVATING / MOTIVATION / TEACHING / ENGLISH CLASSROOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Елена Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации студентов технических вузов к изучению английского языка. Рассматриваются различные методы, средства и способы повышения мотивации к данному предмету: создание языковой среды на занятии, использование в учебном процессе видеосюжетов, песен на английском языке, аутентичных текстов, применение Интернет ресурсов, организация самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of increasing motivation in a technical university's english language classroom

The article deals with the urgent problem in a technical university's English Language classroom. Different methods, ways and means of increasing motivation for studying English such as using communicative activities, watching videos, singing and listening songs, interactive exercises, reading different texts in original using Internet recourses and so on are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Практики повышения мотивации при изучении английского языка»

160 Высшее образование в России • № 11, 2011

VERSHININA N. THE ELECTIVE COURSE "RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE"

Nowadays, the organization of research activities of children is considered as a powerful innovative educational technology to enhance the effectiveness of teacher's and learner's work in the classroom, as well as during out-of-school activities. The program of the elective course for students of pedagogical faculty aims at development of a circle of intellectual and creative abilities of primary school children in the process of research and project activities, development of creative, critical, logical thinking, as well as problem-solving skills.

Key words: elective course, research and project activities, universal learning activities, creativity. _

Е.В. КУЛИКОВА, ст. преподаватель

МГУП им. Ивана Федорова

Практики повышения мотивации при изучении английского языка

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации студентов технических вузов к изучению английского языка. Рассматриваются различные методы, средства и способы повышения мотивации к данному предмету: создание языковой среды на занятии, использование в учебном процессе видеосюжетов, песен на английском языке, аутентичных текстов, применение Интернет-ресурсов, организация самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: английский язык, мотивация, иностранный язык, обучение.

В настоящее время российское образование претерпевает качественные изменения: модернизируется концепция образования, вводится двухуровневая система подготовки специалистов, внедряются новые технологии и инновационные методики. Однако основа образовательной деятельности: субъектность педагогического взаимодействия, мотивация учащегося на процесс учения и его результат - остается неизменной. И.А. Зимняя не случайно называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание, и определяет следующие факторы, способствующие развитию мотивации к овладению, в частности, иностранным языком [1]:

1) формирование познавательно-коммуникативной потребности;

2) конструирование содержания учебного предмета, имеющего воспитательное, развивающее и общеобразовательное значение для учащихся;

3) применение личностно-деятельност-ного подхода.

Первое предполагает, что иностранный язык, как и родной, - это средство общения, для осуществления которого необходима потребность, и ее надо формировать. Второе указывает на необходимость предметно-смыслового содержания, которое удовлетворяло бы данную потребность. Третье означает, что в центре обучения стоит обучаемый с его индивидуально-психологическими особенностями: цель и смысл обучения определяются именно с позиции обучаемого.

Следует отметить, что иностранный язык в плане мотивированности студентов находится в привилегированном положении по сравнению с другими предметами общеобразовательного цикла. В современном обществе востребованы специалисты со знанием английского языка, да и само владение английским языком считается престижным. Знание иностранного языка в настоящее время приобретает прежде всего социальный смысл, определяемый зака-

Научный дебют

161

зом государства, задачами, которые оно ставит перед образованием, исходя из уровня производства, науки, культуры, а также из потребностей современного общества. К тому же возможность получения и продолжения образования за рубежом не-реализуема без владения иностранным языком и как средством общения, и как средством получения новых профессиональных знаний. Субъективный же, индивидуально-личностный смысл выражен интересами, целями и мотивами личности.

У студентов вузов часто наблюдаются экстринсивные мотивы, среди которых преобладает стремление приобрести высокий социальный статус, получить диплом, занимать более высокооплачиваемую должность и т.д. Между тем при отсутствии интереса к содержанию и процессу деятельности высокой эффективности обучения ожидать не приходится [2]. Поэтому успешность освоения иностранного языка зависит не только от содержания учебной дисциплины, глубокого знания и мастерства преподавателя, но и от самого обучаемого: его потребностей, интересов, целей и т.д. Таким образом, обязательным условием формирования позитивного отношения к изучению иностранного языка должно быть согласование целей обучения с мотивационно-ценностной основой учебной деятельности личности. Необходим внутренний стимул, способный активизировать и актуализировать процесс обретения знаний, то есть нужна стойкая и осознанная личностная мотивация.

В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности. Многие преподаватели и исследователи разработали специальные упражнения, в том числе игровые, для повышения мотивации. Однако следует все же отметить, что решающим фактором остается создание на занятии языковой среды. Не секрет, что для изучающих иностранный язык вне языковой среды общение и даже просто способность

объясниться на неродном языке не являются жизненной необходимостью, у них есть лишь вера в то, что когда-либо в отдаленном будущем их знание будет востребовано. Поэтому конструирование языковой среды на занятии является первоочередной задачей преподавателя. Учащиеся должны быть помещены в ситуацию, когда получить информацию, выразить свое мнение и т.д. можно лишь с помощью изучаемого языка. Кроме того, в условиях обучения иностранному языку в техническом вузе, когда на освоение предмета выделено не так уж много времени, важно предоставить каждому студенту возможность говорить на занятии как можно больше, уделяя особое внимание групповой, парной работе. Коммуникация на иностранном языке на занятиях носит, по сути, условный, искусственный характер, и это сближает ее со сценической коммуникацией; поэтому следует обращаться к воображению, фантазии, задействовать игровое начало студентов, постоянно побуждать их к перевоплощению. Польза от этого как для повышения мотивации, так и развития коммуникативных навыков очевидна.

Особую трудность представляет мотивирование студентов при изучении и отработке грамматических правил. Чтобы грамматическое явление было освоено и вошло в разговорную речь, учащимся необходимо выполнить множество упражнений, что требует определенного терпения и силы воли. Повысить мотивацию студентов можно, если совместить отработку грамматических навыков с разговорной практикой. Так, например, в парах учащимся может быть предложено задать правильно вопрос

партнеру: "What is_____(beautiful)

building in your country?" Партнер отвечает на вопрос, опять же используя отрабатываемую грамматическую структуру, и в свою очередь также задает вопрос. Такое совмещение грамматических упражнений с разговорной практикой позволяет прежде всего более целесообразно использовать время на занятии; при этом учащиеся смо-

162 Высшее образование в России • № 11, 2011

гут больше говорить именно на иностранном языке, отрабатывая одновременно то или иное грамматическое явление.

Другим важным методом повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка является чтение аутентичных текстов (как художественных, так и энциклопедических, журнальных и газетных статей, связанных тематически с будущей профессией студентов). Студенты, таким образом, с одной стороны, получают важную для них информацию, что расширяет их кругозор, с другой - убеждаются, что существует огромный пласт информации, доступной только на иностранном языке. Представляется также целесообразным обращать внимание студентов на предпочтительность работы с текстом на языке оригинала по сравнению с текстом в переводе, показывая, насколько перевод сужает заложенную автором текста возможность разнообразия и глубины восприятия, насколько сильно читатель переведенного текста зависит от квалификации, добросовестности, да и просто особенностей восприятия и интерпретации переводчика. Также представляется целесообразным привлекать в качестве учебного материала британскую и американскую прессу. Использование актуальных аутентичных материалов, способных вызвать у студентов живой интерес к обсуждаемой проблеме, вносит определенный вклад в вовлечение учащихся в общие дискуссии, что, в свою очередь, повышает мотивацию студентов.

Нельзя не отметить в этом плане важную роль просмотра и обсуждения фильмов на английском языке. Просмотр дублированного фильма никогда не будет равноценен просмотру оригинальной версии уже потому, что в ней слышны голоса актеров, их интонации, не говоря уже о том, что качество перевода фильмов зачастую оставляет желать лучшего.

Таким образом, при просмотре фильмов учащиеся опять же попадают в языковую среду. Фильмы сделаны для носителей языка, а не для людей, изучающих английский.

Поэтому актеры говорят в естественном темпе - так, как носители языка говорят в реальной жизни. В учебных целях могут быть использованы какхудожественные фильмы или новостные программы целиком, так и небольшие видеофрагменты, такие как рекламные трейлеры к фильмам, дополнительные материалы, отрывки из документальных фильмов и телевизионных передач, публичных лекций и видеоуроков. К преимуществам просмотра небольших видеофрагментов и трейлеров можно отнести:

♦ сравнительно небольшую продолжительность, что немаловажно в условиях ограниченности времени, отведенного на аудиторные занятия;

♦ возможность применения в качестве введения в иной вид деятельности (чтение, говорение и т.д.);

♦ способность заинтриговать зрителя. Трейлер создается специально с целью привлечь внимание аудитории, побудить кпро-смотру фильмов целиком, что, в свою очередь, будет служить мотивацией для самостоятельной работы студентов;

♦ доступность. Материалы находятся в открытом бесплатном доступе в Интернете (например: www.lingualeo.ru, www.englishtexts.ru, www.imdb.com, www.els-lab.com).

Неплохой эффект в повышении мотивации студентов дает прослушивание песен на английском языке. Просмотр клипа, прослушивание музыкальной композиции, чтение и перевод соответствующего текста песни любимого зарубежного исполнителя - увлекательный способ изучения языка. Студентам обычно нравится самим исполнять любимые песни. Таким образом, работа с песнями - это не только упражнение на восприятие речи на слух, но и дополнительная возможность потренировать навык перевода и увеличить словарный запас.

Повышению мотивации к изучению языка и одновременно расширению кругозора способствует метод проектной деятельности, дающий возможность проявить творческие способности, а также приме-

Научный дебют

163

нить полученные знания на практике. В настоящее время образование ориентировано на студента, его интересы и потребности. Роль преподавателя не сводится к подаче информации, он должен вовлечь студентов в процесс приобретения знаний, побудить их занять активную позицию. Не следует забывать о том, что «нынешнее поколение студентов называют "жителями цифровой эры" (digital natives), так как они свободно говорят на языке компьютеров, видеоигр, Интернета» [4]. Нежелание или неготовность преподавателя использовать ресурсы Интернета может оттолкнуть студентов. В этой связи рекомендуется практиковать выполнение студентами презентаций их самостоятельного исследования с помощью Интернет-технологий.

Формирование устойчивого уровня мотивации к учению обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы для учащегося когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценность, стимулировали бы его мыслительную активность. Так, использование в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности студентов. Кроме того,страноведческий материал позволяет логично и эффективно решать задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и, соответственно, усилению мотивационного аспекта обучения иностранного языка.

Говоря о повышении мотивации, нельзя не упомянуть о необходимости создания бла-

гоприятной атмосферы в учебной аудитории. Этому в значительной мере способствует обращение преподавателя к юмору. Благодаря использованию юмористических телепрограмм, сериалов, смешныхисторий, анекдотичных высказываний известных людей, юмористическихвопросов и т.д. снимается излишнее напряжение у студентов, улучшается атмосфера на занятии, между студентами и преподавателемустанавливаются взаимопонимание и эмоциональная связь, что, безусловно, содействуют более эффективному усвоению учебного материала [4].

В заключение еще раз подчеркнем, что положительная мотивация возникает не до начала учебно-познавательной деятельности, а в процессе ее осуществления. Это достигается за счет использования на занятиях интересного для обучающихся материала (текстов любимых песен, качественных фильмов, фрагментов художественных текстов и аутентичных текстов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов), а главное - путем создания на каждом занятии мотивирующей языковой среды.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.

М., 2002.

2. Мотивационные аспекты профессиональ-

но-ориентированного обучения иностранному языку в вузе: Межвузовский сб. науч. тр. М.: Просвещение, 2002.

3. Prensky M. Digital natives, digital immigrants

// On the horizon. 2001. Vol. 9. No. 5. P. 1-6. NCB University Press.

4. Chiasson P.-E. Using Humour in the Second

Language Classroom // University of New Brunswick (Saint John, NB, Canada) URL: http://iteslj.org/Techniques/Chiasson-Humour.html

KULIKOVA E. PRACTICE OF INCREASING MOTIVATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY'S ENGLISH LANGUAGE CLASSROOM

The article deals with the urgent problem in a technical university's English Language classroom. Different methods, ways and means of increasing motivation for studying English such as using communicative activities, watching videos, singing and listening songs, interactive exercises, reading different texts in original using Internet recourses and so on are considered in the article. Key words: English language, motivating, motivation, teaching, English classroom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.