DOI: 10.15293/1813-4718.1901.02 УДК 372.016:811.111+ 811.111 342
Кретова Лариса Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0001-5257-7416, Новосибирск
Громов Артем Глебович
Преподаватель английского языка, Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова, [email protected], Екатеринбург
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы мотивации, приводятся существующие подходы к трактовке понятий «мотив», «мотивация», «моти-вационная сфера», к пониманию движушдх сил деятельности и формированию новых мотивов. Целью статьи является апробация педагогической модели повышения мотивации к изучению английского языка у студентов средних специальных учебных заведений в процессе внеурочной деятельности и организационно-педагогические условия ее эффективной реализации.
Методологической основой исследования являются идеи Л. С. Выготского о структуре сознания, А. Н. Леонтьева о личностном смысле деятельности и смыслообразующей функции мотива, а также исследования структуры мотивационной сферы, основных компонентов и характера связей между ними, классификация мотивов, представления о познавательном интересе и способах его формирования; исследования о влиянии инновационных педагогических технологий, методов, подходов на повышение мотивации и др.
Авторы дают характеристику основным особенностям мотивационной сферы старших подростков и предлагают пути повышения мотивации к изучению английского языка у студентов средних профессиональных учебных заведений.
В процессе работы проводился эксперимент, состоящий из трех этапов, в результате которого были выявлены наиболее эффективные способы повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка в условиях средних профессиональных учебных заведений, рассмотрена эффективность внедрения модели, созданной на основе интегрированного подхода, апробирована модель функционирования «Английского клуба» и ее роль в процессе повышения мотивации к изучению английского языка.
Ключевые слова: мотив, мотивация, обучение студентов колледжей, английский язык, мотивационная сфера подростков, повышение мотивации.
В современном обществе в связи с глобализацией мировых экономических, социальных и культурных процессов значительно возрастает роль английского языка. Инновационно-технологическое развитие промышленности, использование зарубежных технологий, необходимость эксплуатации импортных машин и оборудования в профессиональной деятельности обусловили востребованность рабочих кадров
и специалистов среднего звена, владеющих английским языком.
Однако при обучении английскому языку студентов колледжей возникают проблемы, связанные с отсутствием у них мотивации к его изучению, что существенно снижает качество иноязычного образования. Такая ситуация требует от преподавателя английского языка в профессиональных образовательных учреж-
дениях применения комплекса методов, приемов и средств, способствующих повышению мотивации студентов к его изучению, для чего необходимо понимание проблемы на теоретическом уровне.
Актуальность выбранной темы статьи заключается в отсутствии единого подхода к пониманию сущности таких понятий, как «мотив» и «мотивация», их движущих сил, что значительно затрудняет конструирование занятий, способствующих повышению мотивации.
Мотивация является одной из самых актуальных тем, рассматриваемых в отечественной и зарубежной педагогике и психологии в различных аспектах.
Проблема мотивации рассматривалась различными школами и направлениями исследований. В настоящее время разработан целый ряд различных теорий мотивации (К. Альдерфер, Ф. Герцберг, Д. Маккле-ланд, А. Маслоу и др.).
Цель настоящей статьи - апробировать педагогическую модель повышения мотивации к изучению английского языка у студентов средних специальных учебных заведений в процессе внеурочной деятельности и организационно-педагогические условия её эффективной реализации. Указанная цель достигается решением следующих задач: уточнить и разграничить основополагающие понятия исследования проблемы повышения мотивации; спроектировать модель повышения познавательной мотивации студентов средних профессиональных учебных заведений (колледжей) к изучению английского языка в процессе внеурочной деятельности; проверить эффективность спроектированной модели и выявленных организационно-педагогических условий с помощью экспериментальной работы.
Методологическая основа работы.
Основой исследования являются идеи Л. С. Выготского о структуре сознания как о «динамической смысловой систе-
ме», находящейся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов; представления А. Н. Леонтьева о личностном смысле деятельности и смыс-лообразующей функции мотива; исследования структуры мотивационной сферы, основных компонентов и характера связей между ними; классификация мотивов (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев, Ю. Н. Кулюткин, Б. Ф. Ломов и др.); развитие представлений о мотивации учебной и познавательной деятельности (Т. О. Гордеева, Е. С. Бабаева, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова и др.); представления о познавательном интересе и способах его формирования (Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина); идеи о поэтапном формировании мотивации от возникновения потребности до осознания мотива (Е. П. Ильин, В. И. Ковалев и др.); исследования особенностей мотивацион-ной сферы подростков (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, Е. А. Ларина, С. В. Солнышкина, и др.); исследования о влиянии инновационных педагогических технологий, методов, подходов на повышение мотивации (Н. В. Антонова, О. Ю. Афанасьева, Е. В. Блохина, Н. В. Матвеева, Ж. Н. Шмелева и др.).
Содержание и этапы исследования. На первом этапе исследования проведен теоретический анализ состояния проблемы; определены подходы на общенаучном, конкретно-научном и методико-техноло-гическом уровне; сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования; выбраны методы исследования; сконструирована модель; проведен опрос студентов, выявляющий их интересы, предпочтения, на основании которого разработана программа, подобраны проектные задания, отобран языковой и культуроведческий материал для опытно-экспериментальной работы; сформированы контрольные и экспериментальные группы; подобран диагностический инструментарий, выявлен и зафиксирован исходный уровень развития мотивации студентов к изучению ан-
глийского языка.
В отечественной педагогике и психологии эта проблема рассматривалась в работах В. Г. Асеева, Е. П. Ильина,
B. И. Ковалева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Г. Маклакова, А. К. Марковой,
C. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной и др. В своих работах большинство авторов рассматривают мотивацию как сложную динамическую систему, оказывающую влияние на поведение человека, имеющую иерархическое строение и изменяющуюся в процессе онтогенеза.
Наиболее интересным нам представляется определение, сформулированное И. Зимней, в котором мотивация трактуется как «..."сплав" движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность» [2].
А. Г. Маклаков выделяет взаимосвязанные внутреннюю (диспозиционную) и внешнюю (ситуационную) мотивации [5, с. 513]. При этом одним из структурообразующих мотивов автор называет социальную среду, в которой находится человек.
В качестве мотива исследователями называются самые различные психологические феномены: стремление удовлетворить инстинкты (З. Фрейд); потребности, установки (А. Маслоу); предмет потребности, удовлетворенность (А. Н. Леонтьев); внутренняя позиция личности (Л. И. Божович); стремление индивида к достижению цели и избеганию неудач (Дж. Аткин-сон); повышение социального статуса (Е. П. Ильин); подражание более успешным, богатым, значимым людям (Н. А. Ни-зовских) и т. д.
Многие исследователи (Е. П. Ильин, Т. О. Гордеева, В. Н. Мясищев и др.) сходятся во мнении о необходимости рассмотрения мотива не как одного отдельного фактора, а как совокупности взаимосвя-
занных факторов и отмечают его сложное внутреннее строение и закономерную организацию.
Анализ теоретических источников позволяет понимать под мотивом интегральное психологическое образование, имеющее сложное внутреннее строение и состоящее из системы компонентов (потребности, «внутренний фильтр», цель), между которыми могут устанавливаться устойчивые и временные связи. Мотивы отличаются у различных людей не только по сути, но и по силе, а также могут изменяться и угасать. Дополнительные мотивы человек может извлекать из книг, кинофильмов, общения со значимыми для него людьми и т. д. [7, с. 113].
Существует также большое количество трактовок понятия «мотивационная сфера».
По мнению Р. С. Немова, мотивацион-ная сфера личности включает в себя всю совокупность мотивационных образований: мотивов, влечений, потребностей, целей, интересов и т. д., имеющихся у данного человека [6].
Большинство исследователей определяют мотивационную сферу личности как сложное, многостороннее, многоуровневое психическое образование, представляющее собой иерархизированную, динамическую систему, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены потребности, мотивы и цели.
В контексте определения движущих сил деятельности приведем высказывание С. Л. Рубинштейна: «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности» [8, с. 542].
А. Н. Леонтьевым описан механизм превращения цели в мотив, получивший название «механизм сдвига мотива на цель», суть которого состоит в том, что мотив, сформированный какой-либо потребностью, вызывает стремление к достижению цели. Со временем цель сама становится
насущной потребностью.
Применительно к английскому языку этот механизм может быть описан следующим образом: студент испытывает потребность в общении с иностранными сверстниками на английском языке, либо в переводе песен, фильмов, технической литературы, паспортов на импортное оборудование и т. д. Эта потребность формирует мотив для изучения английского языка и стремление студента к цели - владеть им на достаточном для удовлетворения данной потребности уровне. В процессе дальнейшего погружения в его изучение уже владение английским языком становится насущной потребностью.
В контексте понимания сущности учебно-познавательной мотивации нами разделяется точка зрения Ю. Н. Кулюткина, который рассматривает ее как «...соотнесение целей обучения с потребностями и интересами учащихся на разных этапах их возрастного развития» [4, с. 43].
Мотивация находится в постоянном движении, развитии как входящих в нее компонентов, так и их соотношений, изменяется в онтогенезе, а также испытывает давление «извне» [1, с. 15].
В исследованиях Н. М. Симонова [9], К. Солдатенко [10], Е. В. Тимофеевой [11], Ж. С. Фрицко [12], С. С. Юрковской [13] и др. рассмотрены механизмы формирования мотивации у студентов в процессе изучения иностранных языков, в частности, с применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку [11] и с применением проектной деятельности по иностранному языку [12].
В работах зарубежных исследователей последних пяти лет понятие «мотивация» связано с ее развитием в ситуации академического образования [14] и оптимизацией мотивации в процессе использования тестирования как инструмента контроля знаний [15].
На втором этапе проведен формирую-
щий эксперимент по реализации сконструированной модели и предложенных организационно-педагогических условий.
Теоретико-методологической основой модели повышения мотивации студентов средних специальных учебных заведений к изучению английского языка выступает интеграция деятельностного (общенаучный уровень), культурологического (конкретно-научный уровень) и технологического (методико-технологический уровень) подходов. Интеграция данных подходов обеспечивает методологическую многоу-ровневость и иерархический характер благодаря структурной взаимосвязи и концептуальному единству.
Структурно-содержательная модель повышения мотивации студентов СПО к изучению английского языка базируется на следующих педагогических принципах: дидактических (принцип активности); лингвистических (принцип концентризма); психологических (принцип мотивации, принцип учета возрастных психологических особенностей); собственно-методических (принцип коммуникативности).
Разработанная структурно-содержательная модель повышения мотивации студентов к изучению английского языка представляет собой единство и взаимообусловленность мотивационно-целевого, содержательного, технологического, оценочно-результативного блоков, последовательно расположенных и составляющих целостный процесс формирования, развития и повышения познавательной мотивации.
Организационно-педагогическими условиями эффективного функционирования структурно-содержательной модели повышения мотивации студентов колледжей к изучению английского языка являются: организация внеурочной деятельности студентов в форме «Английского клуба» на основе общности интересов; вовлечение студентов в деятельность путем применения современных технологий и организационных форм обучения, наиболее эффективно
способствующих достижению поставленной цели - повышению мотивации к изучению английского языка; создание благоприятной эмоционально-психологической среды на занятиях, важная роль в создании которой отводится подбору интересующей старших подростков тематики занятий, организации творческой деятельности, а также педагогическому стилю и личностным качествам педагога.
Третий (контрольный) этап позволяет проанализировать результаты исследования, сформулированы окончательные выводы, оформлены результаты исследования.
В старшем подростковом возрасте появляются новые интересы к общественной жизни, к жизни знаменитых людей, к общению с другими людьми (в т. ч. в социальных сетях), вырабатывается точка зрения по вопросам морали, мировоззрения и психологии людей, появляются личные увлечения (спортивные, профессиональные и др.) и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни.
Формирующиеся в данном возрастном периоде мотивы имеют все большую социальную направленность, а соотношение основных мотивационных тенденций изменяется в сторону коммуникационных.
Владение теоретическими аспектами проблемы мотивации, исследование интересов, предпочтений, увлечений студентов колледжа позволит педагогу построить процесс обучения английскому языку, способствующий повышению мотивации к его изучению.
При разработке тематического плана занятий следует включать темы, которые увлекают студентов, вызывают интерес, «затягивают». Тогда образовательный процесс не будет казаться навязанным «извне», а студенты будут обучаться с удовольствием. Повышению мотивации также способствует работа в группах по поиску решений выхода из проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в дальнейшей профессиональной деятельности; приме-
нение на занятиях гейминга с использованием виртуальных тренажеров для расширения словарного запаса и закрепления грамматики; проведение различных конкурсов, викторин, мероприятий, связанных с праздниками, событиями в жизни группы, города и т. д.
Одним из способов повышения мотивации, на наш взгляд, является стимулирование студентов к работе с текстами на английском и русском языках, что возможно в процессе обращения к оригинальным и переводным текстам. В частности, установление этимологии ряда компонентов англоязычных и русскоязычных текстов, работа с парадигматикой текста, установление мифопоэтической семантики компонентов текста [3] позволит выйти на качественно иной уровень анализа произведения и обеспечить формирование устойчивого интереса и устойчивой мотивации обучающихся к изучению языка.
К сожалению, это не всегда удается сделать в аудиторные часы в силу малого количества времени, предусмотренного программой обучения. Поэтому в целях повышения мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых колледжей целесообразна организация внеаудиторной деятельности студентов.
Необходимо также уделять особое внимание системе отношений, в которую попадает студент, обучаясь в колледже, учитывать и специфический набор установок и принципов, который он уже получил от своих сверстников - значимых Других.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила наши предположения: повышение мотивации студентов колледжа к изучению английского языка будет эффективным, если мероприятия по ее развитию осуществляются в рамках предложенной педагогической модели, основанной на интеграции деятельностного, культурологического и технологического подходов, включающей мотивационно-целевой, содержательный, технологический и оце-
ночно-результативный компоненты, а также выполняется комплекс предложенных организационно-педагогических условий:
а) организация внеурочной деятельности студентов в форме «Английского клуба» на основе общности интересов;
б) вовлечение студентов в деятельность путем применения современных технологий и организационных форм обучения;
в) создание благоприятной эмоционально-психологической среды на занятиях.
Итоговый анализ результатов, полученных на контрольном этапе исследовательской работы, показал, что в экспериментальной группе, где внедрялась предложенная модель повышения мотивации к изучению английского языка при создании совокупности отобранных научно обоснованных организационно-педагогических условий, развитие мотивации происходило более эффективно по сравнению с участниками контрольной группы. Количество студентов с 1-м (высоким) уровнем мотивации в ЭГ увеличилось на 28 %, в КГ - на 6 %; со 2-м уровнем мотивации в ЭГ уменьшилось на 22 %, в КГ - на 5 %; с 3-м уровнем мотивации в ЭГ уменьшилось на 6 %, в КГ - на 1 %.
Реализация предложенной модели и организационно-педагогических условий позволила повысить уровень мотивации студентов ЭГ к изучению английского языка, что обусловило повышение качества иноязычного образования, рост активности
и стремления к участию во внеаудиторных мероприятиях.
Заключение. Таким образом, повышению мотивации к изучению английского языка студентов колледжей будет способствовать создание благоприятного эмоционального климата на занятиях; формирование атмосферы доверия между педагогом и студентом; конструирование занятий с учетом интересов старших подростков, для чего необходимо понимание теоретических аспектов проблемы мотивации.
В то же время проверка эффективности созданной модели и подобранных организационно-педагогических условий требует дальнейшего апробирования на большем количестве студентов. Для этого во внеурочную деятельность в форме «Английского клуба» должно быть вовлечено большее количество студентов из других групп, что обусловило цель и задачи дальнейшей работы по повышению уровня мотивации студентов СПО к изучению английского языка.
По итогам исследования открываются и другие возможности повышения мотивации к изучению английского языка в рамках внеурочной деятельности, например, такие как создание клуба любителей английской поэзии; киноклуба, в котором можно посмотреть и обсудить фильмы на английском языке; киностудии, в которой студенты сами снимают короткометражные фильмы и ролики на английском языке и т. д.
Библиографический список
1. Бакшаева Н. А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 26 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - URL: http://cinref.ru/razdel/04500psihologia/23/378450. htm (дата обращения: 05.12.2018).
3. Кретова Л. Н. Антропоцентрическая мифопоэтическая парадигма в стихотворении
Н. А. Заболоцкого «Форвард» и особенности перевода текста стихотворения на английский язык // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 5. - С. 115-122.
4. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. - 1984. -№ 5. - С. 41-44. - URL: http://www.voppsy.ru/ issues/1984/845/845041.htm (дата обращения:
23.10.2018).
5. Маклаков А. Г. Общая психология. -СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
6. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
7. Низовских Н. А. Мотивация саморазвития человека [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - № 1. - С. 113-119. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-samorazvitiya-cheloveka (дата обращения: 06.10.2018).
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
9. Симонова Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2017. - 25 с.
10. Солдатенко К. Диагностика коммуникативной компетенции в процессе иноязычного образования [Электронный ресурс] // Научный поиск. - URL: http://dovosp.ru/j_dv/wak/ diagnostika-kommunikativnoj-kompetentnosti-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-rannego-inoyazychnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.06.2018).
11. Тимофеева Е. В. Использование ин-
формационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Известия Алтайского государственного университета. -2014. - № 4. - С. 77-80.
12. Фрицко Ж. С. Проектная деятельность студентов педагогического колледжа при обучении иностранному языку как средство формирования методических умений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 28 с.
13. Юрковская С. С. Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2004. - 28 с. - URL: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-motivatsii-affiliatsii-i-motivatsii-dostizheniya-u-studentov-v-protsesse-obuche (дата обращения: 06.01.2018).
14. Ross M., Perkins H., Bodey K. Academic motivation and information literacy self-efficacy: The importance of a simple desire to know // Library & Information Science Research. -2016. - № 38, 1. - Р. 2-9.
15. Deci E. L., Ryan R. M. Optimizing students' motivation in the era of testing and pressure: A selfdetermination theory perspective // Building Autonomous Learners: Perspectives from Research and Practice using Self-Determination Theory. -Springer Singapore, 2016. - P. 9-29
Поступила в редакцию 12.12.2018
Kretova Larisa Nikolaevna
Cand. Sci. (Philolog.), Assoc. Prof. of the Department of English, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0001-5257-7416, Novosibirsk
Gromov Artem Glebovich
English teacher of 1.1. Polzunov Ural State College, [email protected], Ekaterinburg
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF A MODEL FOR INCREASING THE MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE FROM COLLEGE STUDENTS
Abstract. The article presents theoretical aspects of the problem of motivation, provides existing approaches to the interpretation of the concepts of «motive», «motivation», «motivational sphere», to understanding the driving forces of activity and the formation of new motives. The purpose of the article is to test the pedagogical model of increasing the students' motivation for
learning English at secondary special educational institutions in the process of extracurricular activities and its effective implementation in organizational and pedagogical conditions.
The methodological basis of the research is the ideas of L. S. Vygotsky about the structure of consciousness, the ideas of A. N. Leontyev about the personality's sense of activity and the meaning-forming function of motive, as well as studies of the structure of the motivational sphere, the main components and the nature of the connections between them, the classification of motives, ideas about cognitive interest and methods of its formation; studies on the impact of innovative educational technologies, methods, approaches to the motivation increase, etc.
The authors describe the main features of the motivational sphere of older adolescents and offer some ways of the motivation increase in learning English by students at secondary vocational schools.
In the course of work, there was an experiment consisting of three stages, which revealed the most effective ways of increasing students' motivation for learning English at secondary vocational schools and the effectiveness of the introduction of the model created on the basis of an integrated approach was considered, the «English Club» functioning model was tested as well as its role in the process of increasing motivation for learning English.
Keywords: motive, motivation, teaching college students, English, the motivational sphere of adolescents, increasing motivation.
References
1. Bakshaeva, N. A., 1997. The development of cognitive and vocational motivation of students of a pedagogical university in context-based learning. Moscow, 26 p. (In Russ.)
2. Zimnyaya, I. A. Pedagogical psychology: studies. Manual. [online]. Available at: http:// cinref.ru/razdel/04500psihologia/23/378450.htm (accessed: 05.12.2018). (In Russ.)
3. Kretova, L. N., 2012. The anthropocentric mythopoetic paradigm in N. A. Zabolotsky «Forward» and features of the translation of the text of the poem into English. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, 5, pp. 115-122. (In Russ.)
4. Kulyutkin, Yu. N., 1984. Personal factors of the development of cognitive activity of students in the learning process. Questions of psychology, 5, pp. 41-44. [online]. Available at: http://www. voppsy.ru/issues/1984/845/845041.htm (accessed: 23.10.2018). (In Russ.)
5. Maklakov, A. G., 2001. General psychology. St. Petersburg: Peter Publ., 592 p. (In Russ.)
6. Nemov, R. S., 1997. Psychology: studies. for students of higher. ped. studies. institutions. In 3 vols. Vol. 1. General principles of psychology. Moscow: VLADOS Publ., 688 p. (In Russ.)
7. Nizovskikh, N. A., 2008. Motivation of human self-development. Bulletin of the Vyatka State
Humanitarian University, 1, pp. 113-119. [online]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ motivatsiya-samorazvitiya-cheloveka (accessed: 05.10.2018). (In Russ.)
8. Rubinstein, S., 2000. Basics of General Psychology. St. Petersburg: Peter Publ., 712 p. (In Russ.)
9. Simonova, N. M., 2017. Experimental study of the structure of motivation in the assimilation of a foreign language in high school. Moscow, 25 p. (In Russ.)
10. Soldatenko, K., 2017. Diagnostics of communicative competence in the process of foreign language education. Scientific search. [online]. Available at: http://dovosp.ru/j_dv/wak/diagnosti-ka-kommunikativnoj-kompetentnosti-u-detej-star-shego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-ran-nego-inoyazychnogo-obrazovaniya (accessed: 08.06.2018). (In Russ.)
11. Timofeeva, Ye. V., 2014. Using Information and Communication Technologies in Teaching a Foreign Language. News of the Altai State University, 4, pp. 77-80 (In Russ.)
12. Fritzko, Zh. S., 2006. Project activity of students of a pedagogical college in teaching a foreign language as a means of forming methodological skills. Ekaterinburg, 28 p. (In Russ.)
13. Yurkovskaya, S. S., 2004. Formation
of the motivation of affiliation and motivation to achieve students in the process of learning a foreign language. Kaliningrad, 28 p. [online]. Available at: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-motivatsii-affiliatsii-i-moti-vatsii-dostizheniya-u-studentov-v-protsesse-obu-che (accessed: 06.01.2018). (In Russ.)
14. Ross, M., Perkins, H., Bodey, K., 2016. Academic motivation and information literacy self-ef-
ficacy: The importance of a simple desire to know. Library & Information Science Research, 38, 1, pp. 2-9. (In Eng.)
15. Deci E. L., Ryan R. M., 2016. Optimizing students' motivation in the era of testing and pressure: A selfdetermination theory perspective. In: Building Autonomous Learners: Perspectives from Research and Practice using Self-Determination Theory. Springer Singapore, pp. 9-29. (In Eng.)
Submitted 12.12.2018