Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / РАБОТА В ГРУППАХ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / PADLET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каунова Екатерина Викторовна

Рассмотрены преимущества технологии обучения в сотрудничестве и пути ее реализации на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения. Проанализированы различные подходы, методы и приемы, которые могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школе с помощью веб-сайта Padlet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каунова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF COOPERATION AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

The article deals with the advantages of the learning technologies in cooperation and the ways of its implementation at the lessons of the Russian language in the context of the distance education. There are analyzed the different approaches, methods and techniques that can be used in the practice of teaching the Russian language at schools with the help of the website Padlet.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

известия вгпу

Personalized educational environment as an effective criterion of the professional training of future teachers

The article deals with the issue of the formation of the personalized educational environment in the system of the professional education of future teachers. There is substantiated the methodological basis of the formation of the personalized educational environment in the conditions of the pedagogical university. There is suggested the model of the interactive personalized environment during training of modern teachers in the context of the educational partnership.

Key words: educational environment, personalized environment, professional training, individualiza-tion, soft skills, support.

(Статья поступила в редакцию 05.08.2021)

Е.В. КАУИОВА (Волгоград)

технология сотрудничества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения*

Рассмотрены преимущества технологии обучения в сотрудничестве и пути ее реализации на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения. Проанализированы различные подходы, методы и приемы, которые могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школе с помощью веб-сайта Padlet.

Ключевые слова: педагогика сотрудничества, работа в группах, дистанционное обучение, командная работа, творческое взаимодействие, русский язык, Padlet.

Понятие «технология обучения» представляет собой в первую очередь целеполагание, планирование, научную организацию учебного процесса, а также соответствующий выбор

* Статья публикуется при поддержке ВГСПУ (проект № 121060200105-4 «Интеграция традиционных и онлайн-форм обучения в системе общего образования»).

методов и материалов, наиболее подходящих целям и содержанию обучения. «Педагогика сотрудничества» прежде всего подразумевает личностно ориентированный подход, эту традицию обозначили отечественные педагоги, такие как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинс-кий, Н.П. Пригов, а за рубежом данной проблемой занимались Ж.-Ж. Руссо, К. Роджерс и др.

Технология обучения в сотрудничестве предполагает организацию совместной деятельности учащихся, в результате которой происходит активизация их мыслительных процессов. данная технология позволяет раскрыть огромный методический потенциал в организации учебной деятельности.

Что такое сотрудничество? Процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

За последние годы в образовательной среде активно используются новые методы и приемы обучения. Одним из важных направлений решения проблем является разработка и внедрение новых технологий. Технология обучения в сотрудничестве выступает успешной альтернативой традиционным методам. Основная идея - попытка создания продуктивной совместной работы учащихся.

Преимущество данной технологии заключается в том, что процесс обучения воспринимается как творческое взаимодействие ученика и учителя, ученика и ученика. Обучение происходит без принуждения, утверждается идея трудной цели, которую следует достичь посредством объединения. Работа в команде способствует самоанализу, происходит индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности.

В условиях работы с учениками разных интеллектуальных возможностей технология сотрудничества достаточно эффективна. Класс делится на группы, каждый из обучающихся получает свою роль и функцию в команде, их объединяет общее задание.

Содержание работы по внедрению технологии обучения в сотрудничестве предполагает несколько этапов [5]:

1) организационный - происходит формирование групп с учетом уровня обученно-сти, личных симпатий учеников друг к другу, размещение учащихся по рабочим местам, что

О Каунова Е.В., 2021

способствует общению в процессе совместной деятельности;

2) этап выполнения задания - определяются учебно-познавательная цель, вид деятельности группы, распределяются задания и роли среди учащихся каждой группы;

3) этап обсуждения заданий - происходит обсуждение выдвинутых гипотез с помощью метода мозгового штурма; группа приходит к коллективному решению проблемы;

4) этап аргументации - решение подкрепляется аргументами;

5) рефлексия - обсуждаются достигнутые результаты, где учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления.

И.И. Кошевникова выделяет следующие стадии коллективного взаимообучения:

- каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть слово, предложение, часть текста, статья и т. д.);

- обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ролевой игры «учитель -ученик» (смена ролей обязательна; обучающийся предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы и задания; на данном этапе работа заканчивается обменом абзацев);

- проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения (учет выполненных заданий ведется либо в индивидуальной карточке, либо в групповой ведомости, в которой указаны все учебные элементы и фамилии участников организованного диалога) [2].

На уроках русского языка технология сотрудничества может реализовываться вполне успешно. Прежде всего, чтобы обеспечить эффективную работу в группах на уроке, следует создать благоприятную среду. Группы должны иметь достаточно пространства для свободного взаимодействия, не мешать друг другу.

В условиях реализации дистанционного обучения учителю приходится искать новые формы сотрудничества в образовательном процессе. В центре дистанционного процесса обучения, по мнению Е.С. Полат, «находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях ин-форматизированного общества» [1, с. 14-15]. Многие педагоги в настоящее время вынуж-

КИЕ НАУКИ -

дены переходить на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, или онлайн-обучение.

Цели, задачи урока остаются прежними, однако меняется формат самого занятия. Если в онлайн-режиме учитель еще может отследить работу каждого учащегося, то в офлайн-режиме это не представляется возможным. Организовать групповую или коллективную работу в таких условиях весьма сложно. Обучающиеся самостоятельно осваивают новый материал, ищут решение проблемы, выполняют задания. Помочь решить педагогу эту проблему способны цифровые образовательные технологии, среди которых особое место занимает сервис Padlet, созданный по технологии Whiteboard.

Padlet - это веб-сайт, интерактивная доска, которая позволяет общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и др. Преимуществом Padlet является возможность создавать и редактировать материалы в режиме реального времени всем, у кого есть ссылка на доску.

Изначально сервис не был предназначен для образовательной деятельности, но его функции оценили многие учителя. Сейчас Padlet - это новая форма сотрудничества педагога и учащихся. При таком взаимодействии меняется характер контактов в образовательном процессе. Учитель выступает не в качестве транслятора знаний, а в качестве организатора познавательной, исследовательской деятельности. Учитель становится в первую очередь консультантом, который создает условия для успешной учебной деятельности.

Рассмотрим возможности, которые появляются у педагога при использовании данного сервиса на уроках русского языка.

Padlet - это продуктивное сетевое обучение, которое предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: учитель ^ ученик1 ^ ученик2. Обучающиеся взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Работа в группах осуществляется дистанционно. Следует отметить, что Padlet как новая форма сотрудничества создает необходимые условия для активизации познавательной деятельности каждого ученика и является эффективным инструментом визуализации учебной информации.

Варианты использования онлайн-доски на уроках русского языка могут быть разными:

- совместный поиск учебной информации и обсуждение ее как в онлайн-режиме, так и в офлайн-режиме;

ИЗВЕСТИЯ вгпу

- размещение материалов по теме урока с возможностью комментировать публикации;

- проведение опросов учащихся;

- совместное конспектирование учебного материала с комментариями;

- создание доски по теме урока может быть самостоятельным домашним заданием или длительным индивидуальным/групповым проектом;

- разработка электронных пособий по русскому языку (например, справочник по орфографии, справочник по пунктуации, словари, теоретическая тетрадь по предмету и др.);

- Padlet как конструктор урока.

Рассмотрим Padlet как конструктор урока.

Онлайн-доска позволяет учителю проектировать урок. Педагог может комбинировать элементы урока и создавать большое количество вариантов технологической карты учебного занятия. На онлайн-доске можно разместить следующее:

- теоретический материал, представленный в виде текстового файла или видео;

- проблемные вопросы для обсуждения;

- ссылки на тренажеры, созданные на различных учебных платформах;

- викторины, кроссворды, тесты и др. на этапе закрепления или контроля.

общий вид конструктора может быть таким (см. табл. ниже).

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процес-

се: выполнение заданий на специально подготовленных карточках; решение кейсов; составление планов; мозговой штурм; дебаты; дискуссии; взаимопроверка; командно-игровая деятельность; организация проектной деятельности.

Проектную деятельность возможно организовать дистанционно, используя онлайн-доску. Нельзя не сказать, что участниками проекта могут стать не только ученики одного класса, школы, но и школьники из других городов, региона, страны.

Главная идея обучения в сотрудничестве, по мнению Е.С. Полат, «учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе» [4; 19]. Коллективное создание проекта требует распределения ролей и обязанностей внутри группы. Учащиеся выполняют разные роли в ходе работы над проектом: организатора, исполнителя, эксперта, докладчика, исследователя и т. д. Е.С. Полат отмечает, что «успех команды зависит от вклада каждого, совместного решения поставленной задачи» [4; 21]. В процессе разработки проекта обучающиеся используют сразу несколько форм командной работы: дискуссию, дебаты, мозговой штурм, ИНСЕРТ, фишбоун, совместную разработку кластеров, интеллект-карт, хронолиний и др.

Работа над проектом, как известно, включает в себя несколько этапов: выбор темы, формулирование и обсуждение проблемы, сбор и поиск информации, подготовку материалов к защите и подведение итогов. Таким образом,

Конструктор урока

Урок «открытия» нового знания

Этап урока Форма Ресурсы

Организационный момент Опрос учашцхся Google-формы

Актуализация опорных знаний Лингвистические задачки https://learningapps.org/

Постановка учебной задачи Проблемный вопрос -

Первичное усвоение новых знаний Теоретический материал (файл или видео) Ссылка на электронный учебник, Google-презентации и др.

Первичная проверка понимания Тренажеры https://etreniki.ru/, https://learningapps.org/ и др.

Первичное закрепление материала Викторины, кроссворды и др. https://onlinetestpad.com/, http://web.uvic.ca/hrd/hotpot, Google-формы

Домашнее задание Поиск информации по теме урока, составление кластера или интеллект-карты, написание эссе, разработка алгоритмов -

Рефлексия Опрос учащихся Google-формы

решения, которые принимают учащиеся на всех этапах проекта, носят коллективный характер. Важным является тот факт, что в основе обучения в группе лежит не соревнование участников проекта, а их равные возможности успеха в процессе сотрудничества.

Е.И. Маслов утверждает, что «проектная деятельность есть одно из оптимальных педагогических средств, используемых в школьной образовательной практике с целью систематизации» [3]. Следует добавить, что в процессе обучения школьники довольно часто указывают на отсутствие систематизации полученных ранее знаний. Например, орфограмма «Правописание О/Ё после шипящих и Ц» изучается в пятом, шестом и седьмом классах, когда параллельно идет изучение различных частей речи («Буквы Ё и О после шипящих в корне слова», «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных», «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных», «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных», «Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»). Для систематизации знаний Е.И. Маслов предлагает использовать такие комплексы приемов, как графические, письменные, компьютерные, игровые организаторы [3]. Поэтому учащимся можно предложить составить интеллект-карту по теме «Правописание О/Ё после шипящих и Ц» и разместить ее на Padlet с возможностью последующего обсуждения и комментирования.

Необходимо также отметить, что на уроках русского языка в качестве продукта проектной деятельности могут выступать коллективно созданные сборники правил по той или иной теме (например: https://padlet.com/ katekw23/fu10y92w1xs), написание статьи, создание словаря, стенгазеты, разработка сборника заданий, подготовка публичного выступления. Все это можно опубликовать и обсудить в режиме реального времени, с помощью он-лайн-доски.

Padlet можно использовать при обучении написанию сочинения. Совместно с учениками обсуждается план, формулируются тезисы, подбирается иллюстративный материал. данный вид работы направлен на формирование умения анализировать, выявлять главную информацию, аргументировать собственное мнение, а также позволяет учащимся учитывать мнения друг друга.

жие науки -

Онлайн-доска позволяет учителю и вести внеклассную работу по предмету, которая, как правило, организуется во внеурочное время и призвана, прежде всего, пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка, воспитать уважение к родному языку. Так, можно предложить школьникам обсудить проблемные вопросы: «Причастие и деепричастие - это самостоятельные части речи или формы глагола?», «Почему слово ветреный в русском языке пишется с Н и является исключением?», «Почему жи - ши в русском языке следует писать через и?», «Как объяснить правописание прилагательных: нечаяННый, отчаяННый, окаяННый?», «Почему при числительных от пяти и далее вместо существительного год употребляется существительное лето?». Чтобы найти ответы на эти вопросы, учащимся необходимо самостоятельно изучить материал, подобрать примеры и представить результаты (это может быть текстовый файл, видео, презентация и др.). Учитель может организовать аргументированную дискуссию для того, чтобы учащиеся смогли понять сущность изучаемого явления.

В практике преподавания русского языка работа со словарными словами является недостаточно глубокой и системной. Подчас она ограничивается лишь ведением словариков и выполнением словарного диктанта в классе. Однако обогащение словарного запаса учащихся - это одна из первоочередных задач, стоящих перед педагогом. Учителю необходимо раскрыть перед учащимися все словарное богатство русского языка. И делать это следует постоянно, т. к. лексический состав бесконечно трансформируется: одни слова появляются, другие становятся либо общеупотребительными, либо устаревшими. Безусловно, педагогу необходимо тщательно и систематически проводить со школьниками работу над словарными словами. Учащимся можно предложить составить либо паспорт слова (определить этимологию слова, проанализировать семантические свойства данного слова, выявить родственные слова, указать особенности употребления слова во фразеологизмах, пословицах и поговорках и др.), либо создать энциклопедию одного слова (изучить лексическое значение слова, его этимологию, проанализировать употребление данного слова в фольклоре, литературе, искусстве и др.), а затем разместить материал на стене Padlet для совместного обсуждения. Ребята смогут делиться своими интересными находками, комментировать, добавлять иллюстративный материал. Осо-

известия вгпу

бенно увлекательным занятием для школьников будет изучение этимологии слова. Конечно, не всегда учащиеся могут найти полный и ясный ответ на проблемный вопрос. И здесь учитель должен оказать им помощь, дать рекомендации по решению поставленной задачи.

Таким образом, технология сотрудничества, безусловно, имеет множество преимуществ, а использование информационных технологий, в частности Padlet, позволяет эффективно организовать урок в условиях дистанционного обучения. Однако педагогу следует помнить, что групповой работе сначала надо научить. Необходимо ознакомить участников образовательного процесса с правилами работы в команде, этапами коллективной деятельности и алгоритмом.

В результате групповой работы на уроках русского языка совершенствуются навыки логического мышления, дети учатся критически осмысливать полученную информацию, делать выводы; у обучающихся появляется ответственность не только за свои успехи, но и за результат всей группы, взаимодействие учеников разного интеллектуального уровня влечет за собой повышение уровня отстающих детей.

Внедрение данной технологии в практическую деятельность обеспечит повышение качества образования, формирование у учащихся основных компетенций, а также развитие устойчивого интереса к изучению русского языка в условиях открытой информационно-образовательной среды.

список литературы

1. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М., 1998.

2. Кошевникова И.И. Технология коллективного взаимообучения на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // Учитель - начало всех начал: школа в современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 20-21 апр. 2018 г. Липецк, 2018. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_36966478_82554757. pdf (дата обращения: 08.06.2021).

3. Маслов Е.И. Приемы проектной деятельности, используемые при организации процесса систематизации знаний учащихся [Электронный ресурс] // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2009. Сер. 2. Вып. 2. Ч. II. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-proektnoy-deyatelnosti-ispolzuemye-pri-organizatsii-protsessa-sistematizatsii-znaniy-uchaschihsya/viewer (дата обращения: 08.06.2021).

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М., 1999.

5. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фруми-на М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству [Электронный ресурс] // Вопр. педагогики. 1993. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=39385207& (дата обращения: 05.06.2021).

1. Distancionnoe obuchenie: ucheb. posobie / pod red. E.S. Polat. M., 1998.

2. Koshevnikova I.I. Tekhnologiya kollektivnogo vzaimoobucheniya na urokah russkogo yazyka i li-teratury [Elektronnyj resurs] // Uchitel' - nachalo vsekh nachal: shkola v sovremennoj Rossii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem 20-21 apr. 2018 g. Lipeck, 2018. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_36966478_82554757.pdf (data ob-rashcheniya: 08.06.2021).

3. Maslov E.I. Priemy proektnoj deyatel'nosti, ispol'zuemye pri organizacii processa sistematizacii znanij uchashchihsya [Elektronnyj resurs] // Vestn. S.-Peterb. un-ta. 2009. Ser. 2. Vyp. 2. Ch. II. URL: https://cyberleninka.ru/article/nIpriemy-proektnoy-de yatelnosti-ispolzuemye-pri-organizatsii-protsessa-siste matizatsii-znaniy-uchaschihsya/viewer (data obrash-cheniya: 08.06.2021).

4. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekh-nologii v sisteme obrazovaniya / pod red. E.S. Polat. M., 1999.

5. Cukerman G.A., Elizarova N.V., Frumina M.I., Chudinova E.V. Obuchenie uchebnomu sotrudni-chestvu [Elektronnyj resurs] // Vopr. pedagogiki. 1993. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=3938 5207& (data obrashcheniya: 05.06.2021).

Technology of cooperation

at the lessons of the Russian language

in the conditions of distance education

The article deals with the advantages of the learning technologies in cooperation and the ways of its implementation at the lessons of the Russian language in the context of the distance education. There are analyzed the different approaches, methods and techniques that can be used in the practice of teaching the Russian language at schools with the help of the website Padlet.

Key words: cooperative pedagogy, work in groups, distance education, team work, creative interaction, Russian language, Padlet.

(Статья поступила в редакцию 30.08.2021)

* *

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.