Научная статья на тему 'МОДЕЛИ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

МОДЕЛИ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

442
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / дистанционное обучение / образовательные интернет-ресурсы / модель обучения / интерактивные формы обучения / русский язык / русская литература / education / distance learning / educational Internet resources / learning model / interactive forms of learning / Russian language / Russian literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стеничкина Татьяна Викторовна, Долгова Татьяна Владимировна

Дистанционные формы обучения в среднем образовании традиционно рассматривались как дополнительные. Поэтому организация структуры образовательного процесса на всех этапах дистанционного образования как аналога традиционного потребовала определенных изменений. В статье рассматривается практический опыт организации дистанционного обучения в средней школе по предметам русский язык и русская литература. Интеграция очных и дистанционных форм обучения является наиболее успешной моделью для решения различных образовательных задач. Предложены конкретные формы организации учебного процесса, элементы которых можно применять как средства ИКТ при работе в штатном режиме. Значительное внимание уделяется возможностям использования образовательных интернет-ресурсов таких, как Google Формы, Google Класс, сервис графического дизайна Canva, стриминговые интернет-викторины, в организации учебной деятельности. Указанная тенденция обусловлена поиском новых путей реализации образовательных технологий, повышения качества образования, обеспечения его доступности и открытости. Для повышения мотивации к обучению дана установка не только на уточнение содержательной стороны задания, но и на способ его подачи, форму исполнения, важность сохранения эмоционального контакта, личного общения. Отмечены положительные и отрицательные стороны использования вышеозначенных ресурсов, как для учителя, так и учеников. Описаны варианты снижения трудоемкости при проверке работ с использованием интерактивных инструментов. Дистанционное обучение всегда предполагает работу над повышением мотивации к обучению, самообучением педагога, его умением применять интерактивные и электронные измерители, использовать возможности электронных библиотек, что становится нормой с учетом удовлетворения образовательных потребностей общества уже на ступени среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS AND FORMS OF DISTANCE LEARNING IN SCHOOL

Distance learning in secondary education has traditionally been considered as additional. That is why, the organization of the educational process’s structure at all stages of distance education as an analogue of the traditional one required certain changes. The article discusses the practical experience of the organization of distance learning in secondary school in the subjects of in Russian language and Russian literature. Integration of full-time and distance learning forms is the most successful model for solving various educational tasks. Specific forms of organization of the educational process are proposed, the elements of which can be used as ICT tools when working in normal model of learning. Considerable attention is paid to the possibilities of using educational Internet resources such as Google Forms, Google Classroom, Canva graphic design service, streaming Internet quizzes, in the organization of educational activities. This tendency is conditioned to the search for new ways to implement educational technologies, improve the quality of education, ensure its accessibility and openness. To increase motivation for learning process, the setting given not only to clarify the content of the task, but also on the way it is submitted, the form of execution, the importance of maintaining emotional contact, personal communication. The positive and negative aspects of using the above-mentioned resources, both for teachers and students, are noted. Options for reducing labor intensity when checking work using interactive tools are described. Distance learning always involves work on increasing the motivation for learning, self-learning of the teacher, his ability to use interactive and electronic measures, use the capabilities of electronic libraries, which is becoming the norm, taking into account the satisfaction of the educational needs of society already at the stage of secondary education.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 34-42. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 34-42.

Научная статья УДК 373.51

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-34-42

МОДЕЛИ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Татьяна Викторовна Стеничкина1, Татьяна Владимировна Долгова2

1 2

' Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей № 66», Караганда, Казахстан, [email protected]

Аннотация. Дистанционные формы обучения в среднем образовании традиционно рассматривались как дополнительные. Поэтому организация структуры образовательного процесса на всех этапах дистанционного образования как аналога традиционного потребовала определенных изменений. В статье рассматривается практический опыт организации дистанционного обучения в средней школе по предметам русский язык и русская литература. Интеграция очных и дистанционных форм обучения является наиболее успешной моделью для решения различных образовательных задач. Предложены конкретные формы организации учебного процесса, элементы которых можно применять как средства ИКТ при работе в штатном режиме. Значительное внимание уделяется возможностям использования образовательных интернет-ресурсов таких, как Google Формы, Google Класс, сервис графического дизайна Canva, стриминговые интернет-викторины, в организации учебной деятельности. Указанная тенденция обусловлена поиском новых путей реализации образовательных технологий, повышения качества образования, обеспечения его доступности и открытости. Для повышения мотивации к обучению дана установка не только на уточнение содержательной стороны задания, но и на способ его подачи, форму исполнения, важность сохранения эмоционального контакта, личного общения. Отмечены положительные и отрицательные стороны использования вышеозначенных ресурсов, как для учителя, так и учеников. Описаны варианты снижения трудоемкости при проверке работ с использованием интерактивных инструментов. Дистанционное обучение всегда предполагает работу над повышением мотивации к обучению, самообучением педагога, его умением применять интерактивные и электронные измерители, использовать возможности электронных библиотек, что становится нормой с учетом удовлетворения образовательных потребностей общества уже на ступени среднего образования.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, образовательные интернет-ресурсы, модель обучения, интерактивные формы обучения, русский язык, русская литература.

Для цитирования: Стеничкина Т.В., Долгова Т.В. Модели и формы дистанционного обучения в средней школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 34-42. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-34-42

Original article

MODELS AND FORMS OF DISTANCE LEARNING IN SCHOOL Tatiana V. Stenichkina1, Tatiana V. Dolgova2

1,2 Municipal State Institution «Lyceum School № 66», Karaganda, Kazakhstan, [email protected]

Abstract. Distance learning in secondary education has traditionally been considered as additional. That is why, the organization of the educational process's structure at all stages of distance education as an analogue of the traditional one required certain changes. The article discusses the practical experience of the

© Стеничкина Т.В., Долгова Т.В., 2022

organization of distance learning in secondary school in the subjects of in Russian language and Russian literature. Integration of full-time and distance learning forms is the most successful model for solving various educational tasks. Specific forms of organization of the educational process are proposed, the elements of which can be used as ICT tools when working in normal model of learning. Considerable attention is paid to the possibilities of using educational Internet resources such as Google Forms, Google Classroom, Canva graphic design service, streaming Internet quizzes, in the organization of educational activities. This tendency is conditioned to the search for new ways to implement educational technologies, improve the quality of education, ensure its accessibility and openness. To increase motivation for learning process, the setting given not only to clarify the content of the task, but also on the way it is submitted, the form of execution, the importance of maintaining emotional contact, personal communication. The positive and negative aspects of using the above-mentioned resources, both for teachers and students, are noted. Options for reducing labor intensity when checking work using interactive tools are described. Distance learning always involves work on increasing the motivation for learning, self-learning of the teacher, his ability to use interactive and electronic measures, use the capabilities of electronic libraries, which is becoming the norm, taking into account the satisfaction of the educational needs of society already at the stage of secondary education.

Keywords: education, distance learning, educational Internet resources, learning model, interactive forms of learning, Russian language, Russian literature.

For citation: Stenichkina T.V., Dolgova T.V. Models and forms of distance learning in school. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:34-42. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2022-9-34-42

Введение

До недавнего времени дистанционное образование воспринималось как дополнительный фрагмент традиционного образования в школе. Использование информационно-коммуникационных технологий всегда требовало дифференцированного и умеренного использования, умелого руководства над выполнением дистанционных заданий учениками. Реалии современного образования ставят дистанционное образование на уровне с традиционным, оно уже не является вспомогательным элементом [Андреев, Солдаткин 2016; Голодок, Алексеев 2016; Дистанционное обучение 1998]. Новые средства обучения обладают такими качествами, как интерактивность, удаленная работа со всем коллективом, но при этом они должны обеспечивать качество и эффективность всего образовательного процесса: давать новые знания, вырабатывать практический навык применения знаний, проводить контроль учебных достижений. Важным критерием успешности работы учителя при дистанционной форме обучения является его самообразование, целью которого является овладение новыми методами и формами преподавания.

Основные проблемы, которые возникают у учителя в процессе организации дистанционного учебного процесса, можно обозначить как: уровень мотивации и познавательной активности обучаемых; повышение вовлеченности учащихся, качество обратной связи; развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей [Ибрагимова 2018; Калмыков 2005]. Значительное внимание уделяется возможностям использования образовательных интернет-ресурсов в организации учебной деятельности. Указанная тенденция обусловлена поиском новых путей реализации образовательных технологий, повышения качества образования, обеспечения его доступности и открытости.

Основная часть

Для развития всех видов речевой деятельности на занятиях по русскому языку и русской литературе следует отдавать предпочтение модели интеграции очных (онлайн) и дистанционных форм обучения. При этом следует четко определить для себя, какие методические задачи мы будем решать в очной форме, а какие можно перенести на дистанционную форму. Все возможные варианты соотношения дистанционных технологий с коммуникацией с удаленными учениками дают возможные модели обучения, представляя

собой комплекс образовательных технологий. Традиционно в научной и методической литературе рассмотрение моделей дистанционного обучения затрагивает соотношение с традиционной очной школой использование интернет-ресурсов, без исключения личного общения между учениками и учителем [Снегурова 2009; Хуторской 2001; Дистанционное обучение 1998; Канаво 2009]. Множество работ посвящено корпоративному дистанционному обучению для разработки дополнительных профессиональных программ. Несмотря на разный возраст обучаемой аудитории, можно учесть наработки по проверке эффективности обучения, правильности постановки задач обучения. На начальном этапе постановки конкретных задач обучения важно помнить, что позитивное мышление помогает работоспособности, повышению мотивации к обучению, поэтому в работе с детьми очень важную роль играют те модели, которые сохраняют и стимулируют желание выполнить задание самостоятельно [Кузьмина 2012; Толстобоков 2019].

Разрабатывая теоретические модели дистанционного обучения, авторы, как правило, имели в виду обучение в вузе, а не школе. Высшее образование первоначально начало осваивать возможные варианты дистанционного обучения, начиная с традиционного заочного. Но в настоящий момент среднее образование ощутило серьезную потребность в практическом внедрении дистанционных форм обучения. А.В. Хуторской [Хуторской 2001: 633] выделяет пять моделей дистанционного обучения на основе образовательного взаимодействия между учениками, учителями и образовательными информационными ресурсами. Взаимоотношение модели «Ученик - Интернет - Учитель» предполагает использование различных форм проведения занятий: видеолекции, видеоконференции, практические консультации [Жильцова 2008; Иванченко 2015; Лишманова, Склебницкий, Пимичева 2011].

Если изначально дистанционное образование рассматривалось как дополнительное, то определенные социальные реалии подтолкнули нас к постановке вопроса дистанционного образования как аналога традиционного, что потребовало организации структуры образовательного процесса на всех этапах. В соответствии с типом дистанционного обучения выстраивается вся система образовательной деятельности, что позволяет педагогам планировать соотношение между очными (синхронными) и дистанционными (асинхронными) формами работы, определяя степень самостоятельной работы обучающихся [Хуторской 2020: 142]. Новая роль учителя требует определенных правил при дистанционной работе: своевременная проверка практических заданий с обязательным индивидуальным комментированием работ, возможность переработки практического задания у обучающегося с последующим контролем за выполнением.

Сервисы информационно-технологической среды, использование которых будет определять организацию процесса обучения, уровень взаимодействия всех участников процесса обучения, можно использовать комбинаторно, несмотря на то что рассмотрим мы их последовательно. Для обогащения содержания и удержания динамики занятий можно использовать тесты Google Форм. Используя платформу Google Класс можно создать свой виртуальный класс. Обучающиеся получают задания от учителя, выполняют их и отправляют в нескольких формах: текст, фото, видео, аудио, презентация. Предлагаем рассмотреть задание с тестом, которое учащиеся выполнят и сдадут в Google Формах. Такой тест можно назначить одному или нескольким курсам, а также отдельным учащимся. Кроме того, можно запланировать публикацию теста, указать срок сдачи и прикрепить к нему файлы. При создании такого задания можно использовать и широкий спектр инструментов визуализации: замена фона, использование иллюстраций, оформление заголовка и прочее. Когда учащиеся отправляют выполненный тест в Формах, они получают сообщение с подтверждением. Его можно настроить специально для того или иного теста, например, указать дату выставления оценки и возвращения работы. В Google Формах можно настроить автоматическое выставление оценок, которые затем можно импортировать в Класс.

Учащиеся смогут посмотреть свои оценки или сразу же, или после того, как их ответы будут проверены.

После выполнения тестового задания учителю будет предложена статистика результатов, включающая в себя общую статистику выполнения заданий, количество верных/неверных ответов на каждый вопрос и результат ответа каждого ученика. Использование Google Форм возможно с различными целями, например, как задание для подготовки к работе, самопроверки, а также для проведения опросов. Результаты проведенного опроса легли в основу практического исследования научного проекта ученицы по лексической теме, что позволило использовать тонкую настройку статистики, а также охватить большое число респондентов. Для проведения опроса педагогу потребуется отправить ссылки-приглашения обучающимся и выбрать способ обработки материалов. Дистанционное проведение опроса позволяет не ограничивать участников во времени, месте проведения. Учителю предоставлена возможность оформить опрос или задание, используя инструментарий замены фона, вставки иллюстраций, пояснений верных и неверных ответов. В таком случае даже выполнение задания дистанционно остается личностно-ориентированным для ученика. Учитель же имеет в распоряжении весь инструментарий автоматической обработки полученных данных от диаграмм до сравнительных таблиц. Пример показан на рисунке 1.

Рис. 1. Пример статистики результатов теста

Следует упомянуть еще об одном инструменте, который стал незаменимым при проведении итоговых уроков по русской литературе. Создание викторины с помощью сайта myquiz.ru с использованием различных вариантов настройки и графической оболочки заданий (времени запуска, времени на ответ, типа вопроса, использование видео, аудио и иллюстраций и пр.) для проверки знаний учеников на уроке или в качестве домашнего задания.

После регистрации на сайте учитель создает викторину, используя весь предложенный инструментарий точных настроек и визуального оформления. Задаем время демонстрации вопроса и ответа, подбираем цвета и иллюстрации, прикрепляем видео. После создания

викторины учитель любым способом, например, в ленте Google Класса, делится ссылкой или номером викторины. Обучающиеся регистрируются автоматически, используя любой аккаунт, или вручную, указывая имя и фамилию. На подключение участникам дается время. По ходу викторины демонстрируется верный ответ и статистика ответов участников. Выводится лидерборд, на котором все участники видят свою позицию в рейтинге ответов. За скорость ответов даются дополнительные баллы. Администратор викторины может управлять процессом: поставить на паузу, запустить игру с начала и пр. По окончанию опроса будет представлена рейтинговая таблица со всеми участниками с указанием баллов и правильных ответов. В виртуальном кабинете учителя формируется отчет, который можно загрузить в формате таблицы Excel, внимательно изучить результат каждого участника. На рисунке 2 показаны примеры окна ожидания и лидерборд участников викторины.

Рис. 2. Примеры оформления экрана ожидания викторины

Ученики очень активно принимают участие, обсуждают промежуточные и итоговые результаты, рефлексируют. Несмотря на то, что задания были непростыми, элементы игры, интеллектуального соревнования делают задание увлекательным. Учащиеся принимают участие не один раз в викторине, что позволяет лучше закрепить полученные знания. Дистанционное обучение независимо от выбранного типа занятия и средств обучения может включать в себя элементы интерактивных форм в любом учебном задании. В этом случае можно использовать кроме привычных Power Point и Paint возможности таких онлайн-ресурсов, как Canva, Padlet, LearningApps, Play Posit и других. Предлагаю подробно остановиться на одном из них, который можно рекомендовать использовать даже ученикам при подготовке творческих работ. Canva - онлайн-сервис графического дизайна изображений и документов. Все возможности программы доступны в платной версии, но есть и бесплатные предложения в каждом разделе. С помощью такого редактора можно, например, разнообразить дизайн презентации, записать видео-комментарий к презентации и поделиться ссылкой с учащимися, составить интересные листы ответов.

Например, учащимся 5 класса было предложено «Дерево-структура» по русской литературе, которое отражает композицию и содержание былины. Такое задание позволяет лучше усвоить особенности построения произведения при анализе сюжета, что обычно

вызывает затруднения у младшего звена. Были предложены пункты, которые нужно было заполнить самостоятельно, применяя полученные знания, восстановить правильный порядок. Сначала подобное задание было выполнено совместно с учителем для фиксации логики рассуждения. Задание было предложено в виде интерактивной формы файла типа PDF, где ученики могли вносить свои записи непосредственно на задание в электронном виде. Вариант ответа приведен на рисунке 3.

Дерево-книга

Как развивается сюжет былины?

Рис. 3. Задание по русской литературе

Рис. 4. Задание «На диване»

Подобную активную форму для заполнения получил и 6 класс. «Дерево оценивания» предложено как задание для рассуждения на тему «Положительные и отрицательные стороны существования множества языков». Графическая структура задания требует меньшего объяснения, так как уже задано количество требуемых аргументов, их способ оформления и пр. Следующее задание, приведенное на рисунке 4, можно назвать «На диване». Интересный визуальный ряд задания со множеством мелких деталей и с небольшим объемом информации привлекает внимание учащихся, позволяет отойти от традиционных шаблонов, добавить комментарий или мотивирующую информацию. Конечно, такой прием мы не применяем постоянно, часто такое задание предваряет какую-то творческую форму проведения урока (например, викторину, конкурс сценок и пр.) и является его частью. Графическое оформление напоминает ученикам, что даже удаленно, например, дома, мы работаем и учимся.

Даже если дистанционное обучение подразумевает удаленных друг от друга педагогов и учащихся, где образовательное взаимодействие реализуется при помощи телекоммуникационных технологий и ресурсов интернета, такой тип обучения основан на тех же педагогических принципах и рекомендациях. При проведении онлайн-урока следует уделять большое внимание не только видеотрансляции, демонстрации учебного материала, но и общению с обучающимися. Отсутствие эмоциональной окраски, личного отношения к изучаемому материалу приводит к формальному выполнению заданий, поверхностному усвоению информации. В свою очередь, учитель должен осознавать высокие требования к четкости составления и изложения задачи обучения, чтобы большая часть учащихся смогла самостоятельно ее выполнить. Для этого требуется пошаговые подробные указания к выполнению задания. Например, проведению учителем самоанализа и рефлексии будет способствовать запись урока.

Заключение

Использование представленных ресурсов на дистанционном обучении имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Если к достоинствам, несомненно, можно отнести автоматизацию результатов, подробную статистику, стимуляцию познания через необычные формы, игровые и соревновательные элементы. Недостатками дистанционного обучения, конечно же, будут трудоемкость подготовки для учителя и достоверность полученных результатов обучения от учеников. Безусловно, программно-методическое обеспечение при дистанционном обучении требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Совершенствование дистанционного обучения всегда предполагает работу над повышением мотивации к обучению, самообучением педагога, его умением применять интерактивные и электронные измерители, использовать возможности электронных библиотек. Применение образовательных дистанционных технологий становится нормой современного обучения с учетом удовлетворения образовательных потребностей общества уже на ступени среднего образования. Учащиеся получают материал и задания независимо от места, времени и типа устройства, имеют возможность проконсультироваться, задать вопрос педагогу, используя различные мессенджеры. Внедрение в образовательный процесс форм и приемов дистанционных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность обучающихся, способствует повышению качества подготовки учеников, а это то, к чему мы стремимся в условиях системы образования.

Список литературы

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 2016. 196 с.

2. Голодок Д.А., Алексеев В.М. Преимущества дистанционного обучения // Инновационная наука. 2016. № 11/2. С. 168-169.

3. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998.. URL: https://gigabaza.ru/doc/101024.html. (дата обращения: 29.11.2021).

4. Жильцова В.И. Методика дистанционной формы обучения. Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный университет», 2008. 50 с.

5. Ибрагимова М.С. Применение информационных технологий в условиях дистанционной формы обучения [Электронный ресурс] // МНКО. 2018. № 6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyah-distantsionnoy-formy-obucheniya. (дата обращения: 29.11.2021).

6. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения. Монография. М.: Союз, 2015.

192 с.

7. Калмыков А.А. и др. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. М.: Изд-во «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)», 2005. 196 с.

8. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет. 2009. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.curator.ru/doplus.html (дата обращения: 29.11.2021).

9. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya. (дата обращения: 29.11.2021).

10. Лишманова Н.А., Пимичева М.А. Дистанционное обучение и его роль в современном мире [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 22162220. URL: http://e-koncept.ru/2016/86472.htm. (дата обращения: 25.11.2021).

11. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Теоретические основы дистанционного обучения. Монография. Новосибирск: Изд-во «Новосибирский государственный педагогический университет», 2002. 198 с.

12. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 2. С. 106-120.

13. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс]. М.: Мир науки, 2020. URL: https://izdmn.com/ PDF/37MNNPM20.pdf. (дата обращения: 29.11.2021).

14. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

15. Хуторской А.В. Семь ошибок управления дистанционным образованием // Народное образование. 2020. № 2 (1479). С. 141-144.

References

1. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distantsionnoe obuchenie: sushchnost', tekhnologiya, organizatsiya [Distance learning: essence, technology, organization]. Moscov, Izdatel'stvo MESI, 2016, 196 p. (In Russ.).

2. Golodok D.A., Alekseev V.M. Preimushchestva distantsionnogo obucheniya [Benefits of distance learning]. Innovatsionnaya nauka, 2016, no. 11/2, pp. 168-169. (In Russ.).

3. Polat E.S. Distantsionnoe obuchenie [Distance learning]. Uchebnoe posobie. Moscov, VLADOS, 1998. (In Russ.). Available at: https://gigabaza.ru/doc/101024.html. (accessed: 29.11.2021).

4. Zhil'tsova V.I. Metodika distantsionnoi formy obucheniya [Methodology of distance learning]. Ekaterinburg, Izd-vo «Ural'skii gosudarstvennyi universitet», 2008, 50 p. (In Russ.).

5. Ibragimova M.S. Primenenie informatsionnykh tekhnologii v usloviyakh distantsionnoi formy obucheniya [The use of information technology in the context of distance learning]. MNKO, 2018, no. 6 (73). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyah-distantsionnoy-formy-obucheniya. (accessed: 29.11.2021).

6. Ivanchenko D.A. Sistemnyi analiz distantsionnogo obucheniya [System analysis of distance learning]. Monografiya, Moscov, Soyuz, 2015, 192 p. (In Russ.).

7. Kalmykov A.A. Distantsionnoe obuchenie. Vvedenie v pedagogicheskuyu tekhnologiyu [Distance learning. Introduction to pedagogical technology]. Moscov, Izd-vo «Moskovskii gosudarstvennyi institut radiotekhniki, elektroniki i avtomatiki (tekhnicheskii universitet)», 2005, 196 p. (In Russ.).

8. Kanavo V. Dostoinstva i nedostatki distantsionnogo obucheniya cherez Internet. 2009. [Elektronnyi resurs]. (In Russ.). Available at: http:// www.curator.ru/doplus.html (accessed: 29.11.2021).

9. Kuz'mina L.V. Preimushchestva i nedostatki distantsionnogo obucheniya [Advantages and disadvantages of distance learning]. VestnikMoskovskogo universitetaMVD Rossii, 2012, no. 1. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya. (accessed: 29.11.2021).

10. Lishmanova N.A., Pimicheva M.A. Distantsionnoe obuchenie i ego rol' v sovremennom mire [Distance learning and its role in the modern world]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept», 2016, vol. 11, pp. 2216-2220. (In Russ.). Available at: http://e-koncept.ru/2016/86472.htm. (accessed: 25.11.2021).

11. Skibitskii E.G., Kholina L.I. Teoreticheskie osnovy distantsionnogo obucheniya [Theoretical foundations of distance learning]. Monografiya. Novosibirsk, Izd-vo «Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet», 2002, 198 p. (In Russ.).

12. Snegurova V.I. Modeli distantsionnogo obucheniya v sisteme srednego obrazovaniya [Distance learning models in the system of secondary education]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya, 2009, no. 2, pp. 106-120. (In Russ.).

13. Tolstobokov O.N. Sovremennye metody i tekhnologii distantsionnogo obucheniya [Modern methods and technologies of distance learning]. Moscov, Mir nauki, 2020. (In Russ.). Available at: https://izdmn.com/ PDF/37MNNPM20.pdf. (accessed: 29.11.2021).

14. Khutorskoi A.V. Sovremennaya didaktika [Modern didactics]. Uchebnik dlya vuzov, St. Petersburg, Piter, 2001, 544 p. (In Russ.).

15. Khutorskoi A.V. Sem' oshibok upravleniya distantsionnym obrazovaniem [Seven Mistakes of Distance Education Management]. Narodnoe obrazovanie, 2020, no. 2 (1479), pp. 141-144. (In Russ.).

Информация об авторах Т.В. Стеничкина - магистр педагогических наук, учитель русского языка и литературы КГУ «Школа-лицей № 66»;

Т.В. Долгова - магистр педагогических наук, учитель русского языка и литературы КГУ «Школа-лицей № 66».

Information about the authors T. V. Stenichkina - Master of Education, Teacher of Russian Language and Literature of Municipal State Institution «Lyceum School № 66»;

T. V. Dolgova - Master of Education, Teacher of Russian Language and Literature of Municipal State Institution «Lyceum School № 66».

Статья поступила в редакцию 20.10.2021; одобрена после рецензирования 20.11.2021; принята к публикации 29.01.2022.

The article was submitted 20.10.2021; approved after reviewing 20.11.2021; accepted for publication 29.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.