Научная статья на тему 'МОДЕЛИ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

МОДЕЛИ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стеничкина Татьяна Викторовна, Долгова Татьяна Владимировна

Рассматривается практический опыт организации дистанционного обучения в средней школе по предметам русский язык и русская литература. Предложены формы организации учебного процесса, элементы которых можно применять как средства ИКТ при работе в штатном режиме. Значительное внимание уделяется возможностям использования образовательных интернет-ресурсов (Google Формы, Google Класс, сервис графического дизайна Canva, стриминговые интернет-викторины) в организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стеничкина Татьяна Викторовна, Долгова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 371.39

Т.В. Стеничкина, Т.В. Долгова

Модели и формы дистанционного обучения в средней школе

Рассматривается практический опыт организации дистанционного обучения в средней школе по предметам русский язык и русская литература. Предложены формы организации учебного процесса, элементы которых можно применять как средства ИКТ при работе в штатном режиме. Значительное внимание уделяется возможностям использования образовательных интернет -ресурсов (Google Формы, Google Класс, сервис графического дизайна Canva, стриминговые интернет-викторины) в организации учебной деятельности.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, образовательные интернет-ресурсы, модель обучения, интерактивные формы обучения, русский язык, русская литература.

До недавнего времени дистанционное образование воспринималось как дополнительный фрагмент традиционного образования в школе. Использование информационно-коммуникационных технологий всегда требовало дифференцированного и умеренного использования, умелого руководства выполнением учениками дистанционных заданий. Реалии современного образования ставят дистанционное образование на уровень с традиционным, оно уже не является вспомогательным элементом.

Новые средства обучения обладают такими качествами, как интерактивность, удаленная работа со всем коллективом, но при этом они должны обеспечивать качество и эффективность всего образовательного процесса: давать новые знания, вырабатывать практический навык применения знаний, проводить контроль учебных достижений.

Важный критерий успешности работы учителя при дистанционной форме обучения - самообразование, целью которого является овладение новыми методами и формами преподавания.

Основные проблемы, которые возникают у учителя в процессе организации дистанционного учебного процесса, можно обозначить как

- уровень мотивации и познавательной активности обучаемых;

- повышение вовлеченности учащихся, качество обратной связи;

- развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

Значительное внимание уделяется возможностям использования образовательных интернет-ресурсов в организации учебной деятельности. Указанная тенденция обусловлена поиском новых путей реализации образовательных технологий, повышения качества образования, обеспечения его доступности и открытости.

Для развития всех видов речевой деятельности на занятиях по русскому языку и русской литературе следует отдавать предпочтение модели интеграции очных (онлайн) и дистанционных форм обучения. При этом следует четко определить для себя, какие методические задачи мы будем решать в очной форме (на занятиях), а какие можно перенести на дистанционную форму. Все возможные варианты соотношения дистанционных технологий с коммуникацией с удаленными учениками дают возможные модели обучения, представляя собой комплекс образовательных технологий. Традиционно в научной и методической литературе рассмотрение моделей дистанционного обучения (ДО) затрагивает соотношение с традиционной очной школой использования интернет-ресурсов, без исключения личного общения между учениками и учителем [3; 6; 9]. Множество работ посвящено корпоративному ДО для разработки дополнительных профессиональных программ. Несмотря на разный возраст обучаемой аудитории, можно учесть наработки по проверке эффективности обучения, правильности постановки задач обучения. На начальном этапе постановки конкретных задач обучения важно помнить, что позитивное мышле-

ние помогает работоспособности, повышению мотивации к обучению, поэтому в работе с детьми важную роль играют те модели, которые сохраняют и стимулируют желание выполнить задание самостоятельно [4; 7].

Разрабатывая теоретические модели ДО, авторы, как правило, имели в виду обучение в вузе, а не в школе. Высшее образование первоначально начало осваивать возможные варианты ДО, начиная с традиционного заочного. Но в настоящий момент среднее образование ощутило серьезную потребность в практическом внедрении дистанционных форм обучения. А.В. Хуторской [9] выделяет пять моделей ДО на основе образовательного взаимодействия между учениками, учителями и образовательными информационными ресурсами. Взаимоотношение модели «ученик - Интернет - учитель» предполагает использование различных форм проведения занятий: видеолекций, видеоконференций, практических консультаций.

Если изначально дистанционное образование рассматривалось как дополнительное, то определенные социальные реалии подтолкнули нас к постановке вопроса о дистанционном образовании как аналоге традиционного, что потребовало организации структуры образовательного процесса на всех этапах. В соответствии с типом ДО выстраивается вся система образовательной деятельности, что позволяет педагогам планировать соотношение между очными (синхронными) и дистанционными (асинхронными) формами работы, определяя степень самостоятельной работы обучающихся [8]. Новая роль учителя требует определенных правил при дистанционной работе (своевременная проверка практических заданий с обязательным индивидуальным комментированием работ, возможность переработки практического задания у обучающегося с последующим контролем за выполнением).

Сервисы информационно-технологической среды, использование которых будет определять организацию процесса обучения, уровень взаимодействия всех участников процесса обучения, можно использовать комбинаторно, несмотря на то что рассмотрим мы их последовательно.

Прогресс использования Интернета, по мнению исследователей ДО, обусловлен его дидактическими свойствами, которые обеспечивают педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками учебного процесса, независимый от времени и пространства дистанционный доступ к информационным ресурсам [1]. Можно утверждать, что использование интернет-класса отвечает задачам ДО в полной мере.

Используя платформу Google Класс, можно создать свое виртуальное обучающее пространство. Обучающиеся получают задания от учителя, выполняют их и отправляют в нескольких формах: текст, фото, видео, аудио, презентация. Для обогащения содержания и удержания динамики занятий можно использовать тесты Google Форм. Предлагаем рассмотреть задание с тестом, которое учащиеся выполнят и сдадут в Google Формах. Такой тест можно назначить одному или нескольким курсам, а также отдельным учащимся. Кроме того, можно запланировать публикацию теста, указать срок сдачи и прикрепить к нему файлы. При создании такого задания можно использовать и широкий спектр инструментов визуализации: замена фона, использование иллюстраций, оформление заголовка и проч.

Когда учащиеся отправляют выполненный тест в Формах, они получают сообщение с подтверждением. Его можно настроить специально для того или иного теста, например, указать дату выставления оценки и возвращения работы.

В Google Формах можно настроить автоматическое выставление оценок, которые затем можно импортировать в Класс. Учащиеся смогут посмотреть свои оценки или сразу же, или после того, как их ответы будут проверены.

После выполнения тестового задания учителю будет предложена статистика результатов, включающая в себя общую статистику выполнения заданий, количество верных/неверных ответов на каждый вопрос и результат ответа каждого ученика.

Использование Google Форм возможно с различными целями, например, как задание для подготовки к работе, самопроверки, а также для проведения опросов. Результаты

проведенного опроса легли в основу практического исследования научного проекта ученицы по лексической теме, что позволило использовать тонкую настройку статистики, а также охватить большое число респондентов.

Для проведения опроса педагогу потребуется отправить ссылки-приглашения обучающимся и выбрать способ обработки материалов. Дистанционное проведение опроса позволяет не ограничивать участников во времени, месте проведения.

Учителю предоставлена возможность оформить опрос или задание, используя инструментарий замены фона, вставки иллюстраций, пояснений верных и неверных ответов. В таком случае даже выполнение задания дистанционно остается личностно-ориентированным для ученика. Учитель же имеет в распоряжении весь инструментарий автоматической обработки полученных данных - от диаграмм до сравнительных таблиц.

Сложность организации дистанционного занятия связана и с уровнем самодисциплины обучающихся. Исследователи наблюдают значительное падение мотивации и увеличение влияния отвлекающих факторов у студентов, тот же процесс происходит и у школьников [2; 3].

Возможность проведения нетрадиционной, а точнее, игровой формы занятия повышает у обучающихся мотивацию и желание активно участвовать в учебном процессе. Поэтому следует упомянуть еще об одном инструменте, который стал незаменимым при проведении итоговых уроков по русской литературе.

Создание викторины с помощью сайта myquiz.ru с использованием различных вариантов настройки и графической оболочки заданий (времени запуска, времени на ответ, типа вопроса, использования видео, аудио и иллюстраций и пр.) предназначено для проверки знаний учеников на уроке или в качестве домашнего задания. После регистрации на сайте учитель создает викторину, используя весь предложенный инструментарий точных настроек и визуального оформления, задает время демонстрации вопроса и ответа, подбирает цвета и иллюстрации, прикрепляет видео.

После создания викторины учитель любым способом, например, в ленте Google Класса, делится ссылкой или номером викторины. Обучающиеся регистрируются автоматически, используя любой аккаунт, или вручную, указывая имя и фамилию. На подключение участникам дается время. По ходу викторины демонстрируются верный ответ и статистика ответов участников. Выводится лидерборд, на котором все участники видят свою позицию в рейтинге ответов. За скорость ответов даются дополнительные баллы. Администратор викторины может управлять процессом: поставить на паузу, запустить игру сначала и пр. По окончании опроса будет представлена рейтинговая таблица со всеми участниками с указанием баллов и правильных ответов. В виртуальном кабинете учителя формируется отчет, который можно загрузить в формате таблицы Excel, чтобы внимательно изучить результат каждого участника.

Ученики активно участвуют в викторинах, обсуждают промежуточные и итоговые результаты, рефлексируют. Несмотря на то что задания непростые, элементы игры, интеллектуального соревнования делают их увлекательными. Учащиеся неоднократно участвуют в викторине, что позволяет им лучше закрепить полученные знания.

ДО независимо от выбранного типа занятия и средств обучения может включать в себя элементы интерактивных форм в любом учебном задании. В этом случае можно использовать кроме привычных Power Point и Paint возможности таких онлайн-ресурсов, как Canva, Padlet, LearningApps, Play Posit и др. Предлагаю подробно остановиться на одном из них, который можно рекомендовать использовать даже ученикам при подготовке творческих работ.

Canva - онлайн-сервис графического дизайна изображений и документов. Все возможности программы доступны в платной версии, но есть и бесплатные предложения в каждом разделе. С помощью такого редактора можно, например, разнообразить дизайн презентации, записать видеокомментарий к презентации и поделиться ссылкой с учащимися, составить интересные листы ответов.

Например, учащимся 5 класса было предложено «Дерево-структура» по русской литературе, которое отражает композицию и содержание былины. Такое задание позволяет лучше усвоить особенности построения произведения при анализе сюжета, что обычно вызывает затруднения у младшего звена. Были предложены пункты, которые нужно было заполнить самостоятельно, применяя полученные знания, восстановить правильный порядок. Сначала подобное задание было выполнено совместно с учителем для фиксации логики рассуждения. Задание было предложено в виде интерактивной формы файла типа PDF, где ученики могли заносить свои записи непосредственно на задание в электронном виде.

Подобную активную форму для заполнения получил и 6 класс. «Дерево оценивания» предложено как задание для рассуждения на тему «Положительные и отрицательные стороны существования множества языков». Графическая структура задания требует меньшего объяснения, так как уже заданы количество требуемых аргументов, способ их оформления и пр.

Творческого подхода требует и само оформление задания, которое можно разместить в ленте традиционных интернет-классов. Интересный визуальный ряд задания со множеством мелких деталей и с небольшим объемом информации привлекает внимание учащихся, позволяет отойти от традиционных шаблонов, добавить комментарий или мотивирующую информацию. Конечно, такой прием мы не применяем постоянно, часто такое задание предваряет какую-то творческую форму проведения урока (например, викторину, конкурс сценок и пр.) и является его частью. Графическое оформление напоминает ученикам, что даже удаленно, например дома, мы работаем и учимся.

Даже если ДО подразумевает удаленных друг от друга педагогов и учащихся, где образовательное взаимодействие реализуется при помощи телекоммуникационных технологий и ресурсов Интернета, как отмечают исследователи, все же такой тип обучения основан на тех же педагогических принципах и рекомендациях [5].

При проведении онлайн-урока следует уделять большое внимание не только видеотрансляции, демонстрации учебного материала, но и общению с обучающимися. Отсутствие эмоциональной окраски, личного отношения к изучаемому материалу приводит к формальному выполнению заданий, поверхностному усвоению информации. В свою очередь, учитель должен осознавать высокие требования к четкости составления и изложения задачи обучения, чтобы большая часть учащихся смогла самостоятельно ее выполнить. Для этого требуются пошаговые подробные указания к выполнению задания. Например, проведению учителем самоанализа и рефлексии будет способствовать запись урока.

Использование вышеозначенных ресурсов на ДО имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К достоинствам, несомненно, можно отнести автоматизацию результатов, подробную статистику, стимуляцию познания через необычные формы, игровые и соревновательные элементы. Недостатками, конечно же, будут трудоемкость подготовки для учителя и возможная недостоверность полученных результатов.

Безусловно, программно-методическое обеспечение при ДО требует изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Совершенствование ДО всегда предполагает работу над повышением мотивации к обучению, самообучением педагога, его умением применять интерактивные и электронные измерители, использовать возможности электронных библиотек.

Применение образовательных дистанционных технологий становится нормой современного обучения с учетом удовлетворения образовательных потребностей общества уже на ступени среднего образования. Учащиеся получают материал и задания независимо от места, времени и типа устройства, имеют возможность проконсультироваться, задать вопрос педагогу, используя различные мессенджеры.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс форм и приемов дистанционных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

обучающихся, способствует повышению качества подготовки учеников, а это то, к чему мы стремимся в условиях системы образования.

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Изд-во МЭСИ, 2016. - 196 с.

2. Жильцова В.И. Методика дистанционной формы обучения. - Екатеринбург, 2008. - С. 26.

3. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.curator.ru/doplus.html.

4. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya.

5. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Теоретические основы дистанционного обучения: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2002. - 198 с.

6. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2009. - № 2. - С. 106-120.

7. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2020. - URL: https://izdmn.com/ PDF/37MNNPM20.pdf.

8. Хуторской А.В. Семь ошибок управления дистанционным образованием // Народное образование. 2020. - № 2 (1479). - С. 141-144.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 633-651.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.