восприятием и организовывать его, верно оценивать социально-психологический и эмоциональный настрой покупателей, «считывать» изменения в лице, голосе, жестах покупателей, устанавливать необходимый контакт с ними, по первому впечатлению прогнозировать «ход» процесса купли-продажи; умение почувствовать иной взгляд на вещи, учесть чужую точку зрения, воспринять чуждый для себя ход мыслей; способность построить исходя из всего этого собственное поведение, но не удивляться и не теряться, если вдруг
обнаружится ошибка, а быть готовым тут же ее исправить [1-3].
1. Бельчиков Я. Продавец и покупатель. Авотс, 1986.
2. Касьянова Т.Б. Психологический контакт - основа общения в торговле // Социальные и психологические науки в повышении эффективности и культуры труда в сфере обслуживания. Тарту, 1988.
3. Линчевекий Э.Э. Сфера обид, сфера надежд: Социально-психологические и нравственные аспекты общения в сфере обслуживания. М., 1991.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МОТИВАЦИИ К ПРОСМОТРУ (ИЛИ К ОТКАЗУ ОТ ПРОСМОТРА) ФИЛЬМОВ УЖАСОВ и мистики
Т.В. Черняновская
Мотивация как психическое явление детально исследована в психологии, это понятие прочно вошло в обиход для объяснения причин деятельности, поведения или любого другого вида активности. Однако мотивация к некоторым из видов человеческой деятельности, на наш взгляд, заслуживает более пристального внимания, чем ей уделялось до сих пор. Такова, в частности, мотивация, побуждающая людей к просмотру фильмов, вызывающих множество отрицательных эмоций - страх, ужас, тревогу, отвращение и т. д. Нам представляется, что наиболее интересными в этом отношении объектами интереса людей являются фильмы ужасов и мистики, так как при их просмотре многие отрицательные эмоции выражены чрезвычайно ярко.
Проведенные исследования дают нам возможность выделить ряд особенностей мотивации к просмотру или к отказу от просмотра указанных фильмов.
1. Мотивация к просмотру фильмов ужасов и мистики, как правило, основывается на эмоциях, чувствах, переживаниях. Примером могут служить такие высказывания:
- Нравится смотреть [эти фильмы], потому что интересно, страшно.
- Нравится потому, что это захватывающее, завораживающее зрелище.
- Потому, что страшно.
- Они очень страшные. Когда смотрю, переживаю страх, удовольствие, интерес.
2. Мотивация к отказу от просмотра чаще имеет логическое обоснование (или предпринимаются попытки такого обоснования), как, например, в таких высказываниях:
- Не нравится [смотреть эти фильмы]. Они очень влияют на эмоциональное состояние и вызывают упадок давления.
- Не смотрю! Что эти фильмы могут воспитать в подрастающем поколении?
- Мне не нравится смотреть фильмы ужасов, так как я знаю, что те ситуации, которые в них обыгрываются, в реальной жизни не существуют... Я считаю эти фильмы глупой выдумкой.
- Мне не нравится смотреть фильмы ужасов. Я считаю, что они противны визуально. Они вызывают чувство страха, в большинстве из них присутствуют агрессивные персонажи. Эти фильмы могу привить чувство жестокости...
3. Мотивация к просмотру указанной категории фильмов часто противоречива. Например:
- Нет, не нравится, и стараюсь не смотреть, но, если начала, не могу оторваться.
- Так как фильмы ужасов относятся к области фантастики, то я их смотрю иногда, но только те моменты, где «не страшно», то есть как только начинается, например, ночь, я буквально убегаю в другую комнату. Но потом почему-то снова прихожу.
- Во-первых, я боюсь смотреть, но при этом мне интересно и поэтому все же смотрю...
4. Мотивация к отказу от просмотра фильмов ужасов и мистики логична, для нее не характерна противоречивость.
5. При обосновании мотивов к просмотру фильмов ужасов и мистики некоторые отрицательные эмоции рассматриваются как положительные
- Нравится смотреть, потому что интересно, страшно.
- В некоторых фильмах страшно, захватывает дух, и хочется узнать, чем все кончится.
- Да, нравится, потому что страшно.
6. При обосновании отказа от просмотра отрицательные эмоции расцениваются именно как отрицательные. Например:
- Нет. Не нравится, потому что страшно, после просмотра расстраиваются нервы, не могу уснуть, очень долгое время испытываю чувство страха.
- Нет, не нравится. Не люблю страшных сцен.
- Нет! Не нравится: ужасные впечатления на весь последующий день.
7. По нашим наблюдениям, у любителей фильмов ужасов и мистики возникают трудности при обосновании и словесном формулировании своих мотивов к просмотру.
8. У молодых людей, отрицательно относящихся к фильмам ужасов и мистики и отказывающихся их смотреть, не возникает проблем с обоснованием и формулировкой своих мотивов и установок.
9. Поведение «любителей» и «противников» фильмов ужасов и мистики различается во время проведения опроса в группе. Поклонники фильмов стараются не привлекать к себе излишнего интереса, тогда как противники таких фильмов ведут себя более демонстративно, выражая вслух свое отношение и установки.
10. Одни и те же факторы могут приводиться как в качестве мотивов к просмотру, так и в качестве причин отказа от него. Сравним, например, такие высказывания:
- Мне нравится смотреть эти фильмы. Здорово, когда режиссер постоянно держит зрителя в ожидании, что должно вот-вот что-то произойти...
- Мне не правится их смотреть. Не нравятся моменты ожидания чего-то страшного, психологическое давление, музыка и тому подобные вещи...
- ...Правится напряженная атмосфера, интересный сюжет фильма.
- Терпеть пе могу нагнетание тревоги в этих фильмах, сцены психологического нагнетания страха, этот холодный ужас, вплоть до учащенного сердцебиения...
- ...Нравится, когда «давят на психику», то есть напряженные моменты (в так называемых «психологических ужасах»).
Подводя итоги, представим все перечисленные различия в виде таблицы:
Особенности мотивации к просмотру Особенности мотивации к отказу от просмотра
1 Основывается, как правило, на эмоциях, чувствах, переживаниях Чаще имеет логическое, нравственное, эстетическое и (или) когнитивное обоснование
2 В большинстве случаев противоречива Более логична и менее противоречива
3 При обосновании мотива некоторые отрицательные эмоции рассматриваются как положительные Офицательные эмоции расцениваются именно как отрицательные
4 Часто возникают трудности при обосновании и словесной формулировке мотивов Не возникают трудности при обосновании и формулировке мотивов
5 В процессе проведения письменного или устного опроса по данной проблеме не привлекают к ссбе внимания В процессе проведения опроса часто ведут себя демонстративно, |ромко высказывая свое мнение вслух
Таким образом, мотивация к просмотру фильмов ужасов и мистики в большинстве случаев не имеет рационального, логического обоснования, она обусловлена только эмоционально, причем зачастую отрицательные эмоции рассматриваются и переживаются как положительные, а само наличие такой мотивации ощущается как в некоторой степени предосудительное и запретное. Мы можем с большой степенью уверенности сделать вывод о том, что мотивация к просмотру фильмов данной категории носит, как правило, неосознаваемый характер.
ЧУВСТВО СТРАХА КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНТЕРЕСА МОЛОДЕЖИ
К ФИЛЬМАМ УЖАСОВ И МИСТИКИ
Т.В. Черняновская
Психологами неоднократно отмечалось особое значение эмоций (эмоциональной окрашенности, привлекательности, эмоционального тона) в характеристике такого психического состояния как интерес (С.Л. Рубинштейн, A.B. Петровский, P.C. Немов и др.) Американский психолог К. Изард трактует интерес исключительно как особую эмоцию «интереса-возбуждения», он
также отмечает, что эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.
На уровне переживания эмоция интереса -возбуждения проявляется чувством захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего интерес к предмету, человеку, ситуации или явлению, возникает желание исследовать объект интереса, познать его, принять участие в