ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ Л.И. Лисовская
По традиционным полоролевым стереотипам, женщина - хранительница домашнего очага, мать - создание хрупкое и неприспособленное к столь резким переменам в жизни. Однако сегодня в нашу жизнь прочно вошли представительницы нетрадиционной жизненной стратегии - женщины, которые удовлетворены своей профессией и работой, а главное, успешно противостоят постоянным стрессовым ситуациям, окружающим их. Исследование, проведенное нами в 1998-2000 гг., помогло выделить ряд важных личностных и профессиональных качеств, помогающих женщинам добиться успеха и повысить стрессоустойчи-вость. Особую роль для ощущения себя деловой женщиной играют такие качества, как: профессиональная компетентность - 95 %; умение отстаивать свои убеждения - 80 %; образованность -70 %; коммуникабельность - 60 %; уверенность в себе - 60 %; преданность своему делу - 40 %; умение жертвовать отношениям с другими ради своей цели - 20 %.
В ходе интервью мы задавали вопрос: «Что Вам помогает противостоять трудностям и стрессовым ситуациям?». Мы получили следующие результаты (позиции по убывающей).
• Умение идти на компромисс, учитывать интересы других сторон.
• Уверенность в себе и в том, что ты делаешь.
• Только оправданный и разумный риск.
• Постоянная готовность к изменениям, способность к инновациям.
• Умение быстро делать выбор.
• Умение эффективно использовать знания и навыки других людей в зависимости от ситуации.
• Готовность понять любого человека и эмоционально воспринять его проблемы.
• Умение противостоять давлению и нажиму, отстоять свою позицию.
• Умение жить сегодняшним днем.
• Умение быстро переключаться с одного дела на другое.
Немаловажную роль при снятии стресса играет забота о своей внешности. Женщины утверждают, что поход в салон красоты может заменить им любые методы релаксации. Женственность с ее обаянием и непосредственностью лишь помогает решать сложные проблемы.
Из всего контингента опрошенных женщин только около 40 % можно отнести по внешней картине поведения к лицам с преобладанием «рациональных форм поведения» и «прагматической структурой». Около 28 % женщин в деловом поведении демонстрируют открытые черты импульсивного поведения. Такие женщины осознают свои отличия от других, умеют с ними справляться и видят свои преимущества не в способности долго и сосредоточенно думать, а в стремлении действовать быстро и проходить «непреодолимые препятствия», оставаясь преданными своему делу до конца.
Таким образом, мы можем отметить, что деловая женщина, входящая в XXI век, полностью подготовлена к любым неприятностям и проблемам, поджидающим ее. В условиях непрерывного потока информации, как стрессогенного фактора, бизнеследи сможет найти быстрое и правильное решение.
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЭМОЦИИ ОТВРАЩЕНИЯ ПРИ ПРОСМОТРЕ ФИЛЬМОВ УЖАСОВ
Т.В. Черняновская
Отвращение - одно из наиболее часто упоминаемых эмоциональных состояний, возникающих при просмотре фильмов ужасов и мистики. Причем, как показывают проведенные нами исследования, частота переживания таких эмоции, как отвращение, страх, тревога и другие, имеет зависимость от возраста зрителей указанных фильмов.
Становясь старше, человек учится контролировать и подавлять некоторые внешние проявления эмоций, переживания как бы уходят внутрь,
создавая внутренние источники возбуждения. Увеличивается частота указаний на тревогу, напряжение, что косвенно свидетельствует о действии психологической защиты.
С возрастом эмоциональное отношение к фильмам ужасов и мистики меняется: главной эмоцией становится отвращение (или аналогичные переживания), в меньшей степени - страх. Можно сказать, что страх уступает место отвращению (или замещает его). Причина такого изменения может крыться в проявлении защитного
механизма - реактивного образования - против существовавшего когда-то интереса к этим фильмам, результатом чего становится переживание другой эмоции - отвращения.
Реактивное образование изменяется на приемлемое, тем самым обеспечивая эффективность другого защитного механизма - вытеснения. По определению, при реактивном образовании идея или чувство заменяется противоположным (Психоаналитический словарь, с. 74). При этом происходит постепенное вытеснение и забывание тех ощущений, переживаний, чувств, которые испытывались ранее при просмотре этих фильмов (возбуждение, интерес, страх и даже удовольст-
вие). Реактивное образование сопровождается переменой знака эмоций: интерес и удовольствие сменяются отвращением и неприятием, иногда -гневом или презрением, осуждением или иронией.
По нашему мнению, такие изменения напрямую связаны с усилением нравственного начала, становлением морального сознания, социальным становлением морального сознания, социальным и профессиональным становлением, которые происходят с возрастом. У более старших зрителей ярче выражено отрицательное отношение к деструктивным проявлениям - жестокости и насилию, в том числе и в фильмах ужасов.
ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ФИЛЬМОВ УЖАСОВ И МИСТИКИ
Т.В. Черняновская
Метод толкования сновидений, в его классическом варианте, был разработан 3. Фрейдом и опубликован им в 1900 году в работе «Толкование сновидений». Несмотря на различное отношение к этому методу в настоящее время, и существование некоторых его модификаций, он продолжает выполнять значительную роль в процессе проведения психоаналитического лечения.
Метод толкования сновидений позволяет наиболее быстро проникнуть в сферу бессознательных вытесненных потребностей, аффектов, фантазий, комплексов человека, недаром он был назван 3. Фрейдом «королевской дорогой к знаниям бессознательной активности ума». В классическом варианте метод толкования сновидений опирается на свободные ассоциации пациента и знание определенной символики, общей для бессознательного всех людей и связанной преимущественно с сексуальными аспектами жизни человека.
Возможно ли применение указанного метода в процессе анализа восприятия фильмов ужасов и мистики? Мы знаем, что явное содержание сновидения отличается такими чертами, как кажущаяся бессмысленность, фантастичность, причудливость образов; иногда в сновидениях при-
сутствует яркая эмоциональная окраска - человек переживает страх, ужас, отвращение. Подобные особенности характерны и для некоторых теле- и видеофильмов - это фантастические фильмы, фильмы ужасов и мистики. Здесь так же, как и в сновидениях, присутствуют причудливые, гротескные образы и персонажи, явления и процессы, не существующие в реальной жизни: чудесные превращения, пугающие изменения, оживление умерших, воздействие силой магии и колдовства и другие.
Такая общность между двумя несвязанными, на первый взгляд, областями жизни человека -созданием и просмотром фильмов и восприятием сновидений - объясняется лежащими в их основе первичными (бессознательными) процессами, которые характеризуются возможностью смещения, сгущения образов, их символизации, безразличием к категориям пространства и времени, терпимостью к противоречиям. Мы предполагаем, что метод толкования сновидений, применяемый в психоаналитическом лечении, может быть использован для исследования глубинного смысла многих «загадочных», не поддающихся связному словесному описанию эпизодов фантастических фильмов, а также фильмов ужасов и мистики.