Научная статья на тему 'Чувство страха как эмоциональный компонент интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики'

Чувство страха как эмоциональный компонент интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
828
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чувство страха как эмоциональный компонент интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики»

- Да, нравится, потому что страшно.

6. При обосновании отказа от просмотра отрицательные эмоции расцениваются именно как отрицательные. Например:

- Нет. Не нравится, потому что страшно, после просмотра расстраиваются нервы, не могу уснуть, очень долгое время испытываю чувство страха.

- Нет, не нравится. Не люблю страшных сцен.

- Нет! Не нравится: ужасные впечатления на весь последующий день.

7. По нашим наблюдениям, у любителей фильмов ужасов и мистики возникают трудности при обосновании и словесном формулировании своих мотивов к просмотру.

8. У молодых людей, отрицательно относящихся к фильмам ужасов и мистики и отказывающихся их смотреть, не возникает проблем с обоснованием и формулировкой своих мотивов и установок.

9. Поведение «любителей» и «противников» фильмов ужасов и мистики различается во время проведения опроса в группе. Поклонники фильмов стараются не привлекать к себе излишнего интереса, тогда как противники таких фильмов ведут себя более демонстративно, выражая вслух свое отношение и установки.

10. Одни и те же факторы могут приводиться как в качестве мотивов к просмотру, так и в качестве причин отказа от него. Сравним, например, такие высказывания:

- Мне нравится смотреть эти фильмы. Здорово, когда режиссер постоянно держит зрителя в ожидании, что должно вот-вот что-то произойти...

- Мне не правится их смотреть. Не нравятся моменты ожидания чего-то страшного, психологическое давление, музыка и тому подобные вещи...

- ...Правится напряженная атмосфера, интересный сюжет фильма.

- Терпеть не могу нагнетание тревоги в этих фильмах, сцены психологического нагнетания страха, этот холодный ужас, вплоть до учащенного сердцебиения...

- ...Нравится, когда «давят на психику», то есть напряженные моменты (в так называемых «психологических ужасах»).

Подводя итоги, представим все перечисленные различия в виде таблицы:

Особенности мотивации к просмотру Особенности мотивации к отказу от просмотра

I Основывается, как правило, на эмоциях, чувствах, переживаниях Чаще имеет логическое, нравственное, эстетическое и (или) когнитивное обоснование

2 В большинстве случаев противоречива Более логична и менее противоречива

3 При обосновании мотива некоторые отрицательные эмоции рассматриваются как положительные Огрицательныс эмоции расцениваются именно как отрицательные

4 Часто возникают трудности при обосновании и словесной формулировке мотивов Не возникают трудности при обосновании и формулировке мотивов

5 В процессе проведения письменного или устного опроса по данной проблеме не привлекают к себе внимания В процессе проведения опроса часто ведут себя демонстративно, фомко высказывая свое мнение вслух

Таким образом, мотивация к просмотру фильмов ужасов и мистики в большинстве случаев не имеет рационального, логического обоснования, она обусловлена только эмоционально, причем зачастую отрицательные эмоции рассматриваются и переживаются как положительные, а само наличие такой мотивации ощущается как в некоторой степени предосудительное и запретное. Мы можем с большой степенью уверенности сделать вывод о том, что мотивация к просмотру фильмов данной категории носит, как правило, неосознаваемый характер.

ЧУВСТВО СТРАХА КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНТЕРЕСА МОЛОДЕЖИ

К ФИЛЬМАМ УЖАСОВ И МИСТИКИ

Т.В. Черняновская

Психологами неоднократно отмечалось особое значение эмоций (эмоциональной окрашенности, привлекательности, эмоционального тона) в характеристике такого психического состояния как интерес (С.Л. Рубинштейн, A.B. Петровский, P.C. Немов и др.) Американский психолог К. Изард трактует интерес исключительно как особую эмоцию «интереса-возбуждения», он

также отмечает, что эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.

На уровне переживания эмоция интереса -возбуждения проявляется чувством захваченное™, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего интерес к предмету, человеку, ситуации или явлению, возникает желание исследовать объект интереса, познать его, принять участие в

происходящем, поглотить информацию, расширив тем самым свое «Я», испытать новые переживания от взаимодействия с объектом, возбудившим интерес. При интенсивном интересе, или возбуждении, человек испытывает воодушевление. Именно оно обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Даже оставаясь недвижным, заинтересованный человек ощущает, что он «живет и действует» (К. Изард, 1991).

Эмоции появились у человека в процессе эволюции, и истоки их кроются в простейших человеческих влечениях, подобных голоду и жажде, и в первичных механизмах адаптации, способствующих сохранению человеческой жизни. Эмоции имеют адаптивные функции (К. Изард. 1991). Традиционно эмоции разделяют на положительные и отрицательные на основании сенсорных и эмпирических характеристик, но всякая эмоция (например, радость, страх) может быть и положительной и отрицательной - в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации человека.

Эмоции включают в себя физиологический, экспрессивный и эмпирический компоненты (К. Изард, 1991). Переживание эмоции изменяет уровень электрической активности мозга, регулирует напряжение или расслабление мышц лица и тела, управляет эндокринной, дыхательной и кровеносной системами организма. Эмоции могут сделать восприятие окружающего мира более радостным и веселым или, наоборот, тоскливым и мрачным, могут побуждать человека к позитивным или негативным поступкам.

Нстрах в ужас

□ волнение □ боязнь

■ жуть в беззащитность

в тревога О испуг

■ шок а беспокойство

□ робость □ напряжение

■ напряженное ожидание ■ пе реям вами е

Я настороженность ■ потрясение

И трепет

Рис. 1. Эмоции страха, возникающие при просмотре фильмов ужасов и мистики

Нам представляется, что при исследовании психологических особенностей интереса к фильмам ужасов и мистики эмоциональный компонент особенно важен. В первую очередь это обусловлено тем, что многообразие эмоциональных состояний и сила их переживания при просмотре таких фильмов необычайно велики. На рис. 1 можно наглядно видеть все многообразие пере-

живаемых эмоций. Во-вторых, интерес к просмотру фильмов данной категории часто не со-держит, или содержит лишь в небольшой степени, познавательный компонент в традиционном понимании, так как многие персонажи, эпизоды, сюжсты достаточно известны и предсказуемы. В-третьих, в ходе проведения исследований было установлено, что многие из зрителей фильмов ужасов и мистики указывают на эмоциональные переживания (прежде всего - чувство страха) как основную причину возникновения их интереса.

Нами был проведен опрос среди учащейся молодежи разного возраста и пола (от 16 до 26 лет), позволивший выявить взаимосвязь между степенью выраженности интереса к фильмам ужасов и мистики и особенностями эмоциональных переживаний при просмотре этих фильмов. В частности, среди молодых людей, проявляющих стабильный интерес к фильмам данной категории, наиболее часто упоминается эмоция страха (около 80 % активных любителей фильмов ужасов указывают на переживание чувства страха, все остальные отмечают близкие по качеству эмоции - тревогу, боязнь, робость, ощущение жути и др.). Было установлено, что частота переживания страха уменьшается вместе с падением интереса к указанной группе фильмов. Так, например, переживание страха упоминает уже меньшее количество людей, нейтрально относящихся к таким фильмам; и еще реже испытывают страх молодые люди, выражающие категорическое неприятие этих фильмов.

К. Изард отмечает, что страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но всс эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Страх складывается из определенных и вполне специфических физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагоползчием физического «Я», со страхом физического повреждения (К. Изард, 1991).

0,00 20,00 40,00 60,00 80,00

1

2

3

4

Рис. 2. Уменьшение с возрастом количества молодых людей, испытывающих чувство страха при просмотре фильмов ужасов и мистики (в процентах).

Нами были исследованы возрастные особенности эмоциональной составляющей интереса к фильмам ужасов и мистики. Так, например, были сделаны выводы об уменьшении с возрастом количества людей, переживающих чувство страха при просмотре этих фильмов (см. рис. 2), и об ослаблении силы проявления этого чувства. Это подтверждает мнение о том, что по мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет особой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что мо-

жет уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот (К. Изард, 1991). В фильмах же ужасов преобладают сюжеты, связанные с уфозой именно физического повреждения или уничтожения.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать выводы о возрастной динамике и некоторых индивидуальных особенностях проявления интереса к фильмам ужасов и мистики и, в частности, его главной эмоциональной составляющей - чувства страха.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИИ У БОЛЬНЫХ ПАРАНОИДНОЙ НЕПРЕРЫВНОТЕКУЩЕЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Б.И. Тенюшев, С.В. Мещерякова

Шизофрения является довольно распространенным и тяжелым психическим заболеванием, которое вызывает временную или постоянную нетрудоспособность при особо тяжелых формах, становится причиной социальной дезадаптации больных. В некоторых случаях шизофрения характеризуется личностными рассгройствами, вызывающими преступные действия больных. Поэтому в клинической практике особенно важно проводить психологическую коррекцию подобных нарушений и обеспечивать ресоциализацию больных шизофренией, склонных к совершению преступных действий. Научные исследования, посвященные данной проблеме, касаются лишь некоторых отдельных форм шизофрении. При этом опробовались только отдельные терапевтические приемы для лечения личностных нарушений больных.

Больные непрерывнотекущей параноидной шизофренией характеризуются нарушениями в эмоционально-волевой сфере, которые становятся нередко источником их преступных действий. Из-за своей социальной опасности такие больные госпитализируются, что усугубляет неблагополучие их эмоционального состояния. Для них госпитализация сама по себе является психосоциальным стрессором, а длительная госпитализация способствует хронизации заболевания, так как порождает депривацию, которая ведет к развитию госпитализма.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы разработать и опробовать на практике систему коррекционной работы, ориентированной на реабилитацию больных непрерывнотекущей параноидной шизофренией, и выявить возможность коррекции у них эмоционально-волевых нарушений. Гипотеза, которая легла в основу данного исследования, заключается в следующем.

1. Ресоциализация больных шизофренией предполагает, во-первых, коррекцию личностных нарушений, во-вторых, восстановление и формирование навыков межличностного взаимодействия в социуме. Поэтому адекватной формой терапевтической работы является групповая форма.

2. Поскольку параноидная непрерывнотекущая шизофрения связана с нарушениями в эмоционально-волевой сфере личности, коррекционные процедуры должны быть ориентированы на воздействие именно на эту сферу. Средством такого воздействия может быть творческая работа (творческое самовыражение), предполагающая, с одной стороны, переживание положительных эмоций, вызванных объективными характеристиками достижений в творческой деятельности, с другой стороны, преодоление трудностей при движении к намеченной цели деятельности.

3. Восстановление связи больного шизофренией с реальным миром может быть осуществлено на основе проработки позитивных и негативных аспектов проблем пациента с помощью позитивной терапии по Пезешкиану.

Таким образом, предметом нашего исследования выступила динамика эмоционально-волевых нарушений личности больных шизофренией в ходе психокоррекционных занятий.

Для фиксации изменений в эмоциональной сфере больных в ходе терапии использовались: шкала самооценки тревоги Шихана, модифицированный вариант цветового теста М. Люшера, шкала самооценки эмоционального состояния по Дембо-Рубинштейн.

Для участия в исследовании производился отбор испытуемых из 20 больных, которые после совершения ими преступных деяний были принудительно госпитализированы с диагнозом шизофрения, параноидная форма, эмоционально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.