УДК 343.973
О некоторых криминологических аспектах совершения преступлений, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах
М.В. Прокофьев
Уфа, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные причины низкой эффективности механизмов уголовного правоприменения при обеспечении соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Подвергаются исследованию факторы, сопутствующие допущению нарушений указанных требований. Приводится сопоставительный анализ норм административного законодательства и диспозиции статьи 217 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: нарушение, правовое регулирование, законодательство, производство, субъект, ответственность, техника безопасности.
Для цитирования: Прокофьев М.В. О некоторых криминологических аспектах совершения преступлений, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах // Право и государственность. 2024. № 2 (3). С. 53-55.
On some criminological aspects of committing crimes related to violation of industrial safety requirements at hazardous production facilities
M.V. Prokofiev
Ufa, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article examines some reasons for the low efficiency of criminal law enforcement mechanisms in ensuring compliance with industrial safety requirements at hazardous production facilities. Factors associated with the assumption of violations of these requirements. A comparative analysis of the norms of administrative legislation with the disposition of Article 217 of the Criminal Code of the Russian Federation is provided.
Keywords: violation, legal regulation, legislation, production, subject, liability, safety.
For citation: Prokofiev M.V. On some criminological aspects of committing crimes related to violation of industrial safety requirements at hazardous production facilities // Law and statehood. 2024. № 2 (3). P. 53-55.
В настоящее время соблюдение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах имеет стратегически важный характер. Анализ уголовной статистики в области нарушения правил промышленной безопасности показывает, что количество лиц, осужденных по ст. 217 Уголовного кодекса Российской Федерации1, невелико: в 2016 году - 14 человек, в 2017 году - 16 человек, в 2018 году -8 человек. В 2023 году наблюдается незначительное увеличение - 52 человека.
Вместе с нормами материального права, регламентирующими требования промышленной безопасности, в УК РФ была включена ст. 217, предусматривающая ответственность за нарушение указанных требований на опасных производственных объектах [6, с. 88]. При этом похожая норма (ст. 9.1) была добавлена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях2 (далее - КоАП РФ), устанавливающая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 2001. 31 декабря.
Право и государственность № 2 (3) 2024
лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Необходимость возникновения в современной Российской Федерации норм и специальных законов, регламентирующих сферу промышленной безопасности, была обусловлена, с одной стороны, переходом от государственной к частной форме собственности большинства крупных предприятий, с другой - сложным финансовым положением большинства предприятий, которые уже не могли самостоятельно обновлять основные производственные фонды, что приводило к использованию отработавшего срок службы оборудования и, как следствие, высоким рискам аварийности на предприятиях. Противодействовать таким факторам очень сложно, когда речь идет только о работе органов государственной власти, поэтому профессор Б.З. Маликов, говорящий о том, что общей основой противодействия реальным негативам общественной опасности должны быть меры общесоциального значения, прав [1, с. 88].
При анализе судебной статистики можно прийти к выводу, что количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, и количество произошедших аварий на опасных производственных объектах, в том числе с травматизмом и со смертельным исходом, несоизмеримо разнится. При этом Ростехнадзор сообщает о снижении аварий на опасных производственных объектах на 8 % [2]. Очевидно, что количество аварий следует сопоставлять с количеством лиц, осужденных по ст. 217 УК РФ, таким образом, чтобы учитывать фактор отсутствия субъекта преступления. Виновного в аварии можно не обнаружить вследствие объективных причин, по которым они происходят (износ оборудования и т. п.).
Среди причин низкой эффективности механизмов уголовного правоприменения в обеспечении соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах следует выделить два основных фактора, способствующих возникновению проблем в этой области правоприменения. Первый фактор - это несовершенство правового регули-
рования уголовной ответственности за нарушение промышленной безопасности [5, с. 95]. Нормы ст. 217 УК РФ носят бланкетный характер, означающий, что ответственность наступает за нарушение требований, которые, в свою очередь, устанавливаются в иных нормативных правовых актах. Вторым фактором является необходимость предотвращения грубых нарушений требований промышленной безопасности, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью человека [3, с. 350]. Если такая позиция существует, то можно пойти по пути усиления ответственности за нарушение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, поскольку нарушения могут быть незначительными или грубыми. Нарушения с такими признаками следует относить к административной ответственности [4, с. 6]. Для уголовной же требуется возникновение последствий, выраженных в форме неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба и, наконец, смерти человеку. Необходимо отметить, что ст. 217 УК РФ не предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, которые ранее допустили нарушения требований промышленной безопасности и были привлечены по ст. 9.1 КоАП РФ. Вместе с тем такая мера может способствовать снижению рисков нарушения требований промышленной безопасности, поскольку обеспечит ясность в вопросе о том, кто и в каком объеме полномочий будет допускаться к работам на важных объектах.
Вышеизложенное говорит о сложностях правоприменения по ст. 217 УК РФ. В качестве причин низкой эффективности необходимо указать, как уже было сказано, бланкетный характер норм данной статьи, при этом наступление ответственности привязывается к материальным последствиям деяния. Это порождает ситуацию, когда лицо может несколько раз привлекаться к административной ответственности за грубое нарушение требований промышленной безопасности, при этом при отсутствии ущерба имуществу или здоровью оно не может быть привлечено к уголовной ответственности.
Если отсутствует правоконкретизация по вопросам стратегического планирования, то это оставляет свободное поле для восполнения пробелов, особенно когда речь пойдет о вопросах надлежащего осуществления полномочий органами и должностными лицами [7, с. 30]. В целях совершенствования уголовно-правовой охраны сферы промышленной безопасности
на опасных производственных объектах, которые выполняют важнейшие функции для обороноспособности страны и ее безопасности, целесообразно дополнить ст. 217 УК РФ нормой, включающей еще одно основание наступления уголовной ответственности по данной статье - повторное совершение грубого нарушения правил промышленной безопасности.
Список литературы
1. Маликов Б.З. Онтология социальной опасности: ее значение в оценке преступного поведения и в реализации цели исправления осужденного // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 88-94.
2. Ростехнадзор сообщает // Парламентская газета. 2023. 2 апреля.
3. Стурова О.А. Уголовно-правовое обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации // Уголовно-правовое воздействие и его роль в предупреждении преступности (IV Саратовские уголовно-правовые чтения) : сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Н.А. Лопашенко. 2019. С. 350-354.
4. Бавсун М.В. Административная преюдиция и перспективы ее применения на современном этапе // Административное право и процесс. 2008. № 6. С. 6-10.
5. Савчишкина О.Г., Артамонова М.А. Сравнительно-правовой анализ уголовной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности на примере зарубежных государств // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 95-100.
6. Уголовное право. Общая часть : курс лекций в 2-х частях. Часть 1 / И.Р. Диваева, Т.В. Николаева, Б.З. Маликов [и др.]. Уфа, 2022. 232 с.
7. Шайхуллин М.С. Об актуальности исследования конституционно-правового регулирования пространственного развития в Российской Федерации // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 27-32.
References
1. Malikov B.Z. Ontologiya social'noj opasnosti: ee znachenie v ocenke prestupnogo povedeniya i v realizacii celi ispravleniya osuzhdennogo // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 88-94.
2. Rostekhnadzor soobshchaet // Parlamentskaya gazeta. 2023. 2 aprelya.
3. Sturova O.A. Ugolovno-pravovoe obespechenie promyshlennoj bezopasnosti opasnyh proizvodstvennyh ob"ektov v Rossijskoj Federacii // Ugolovno-pravovoe vozdejstvie i ego rol' v preduprezhdenii prestupnosti (IV Saratovskie ugolovno-pravovye chteniya) : sbornik statej po materialam IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obsh. red. N.A. Lopashenko. 2019. S. 350-354.
4. Bavsun M.V. Administrativnaya preyudiciya i perspektivy ee primeneniya na sovremennom etape // Administrativnoe pravo i process. 2008. № 6. S. 6-10.
5. Savchishkina O.G., Artamonova M.A. Sravnitel'no-pravovoj analiz ugolovnoj otvetstvennosti za narushenie trebovanij promyshlennoj bezopasnosti na primere zarubezhnyh gosudarstv // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 95-100.
6. Ugolovnoe pravo. Obshchaya chast' : kurs lekcij v 2-h chastyah. Chast' 1 / I.R. Divaeva, T.V. Nikolaeva, B.Z. Malikov [i dr.]. Ufa, 2022. 232 s.
7. Shajhullin M.S. Ob aktual'nosti issledovaniya konstitucionno-pravovogo regulirovaniya prostranstvennogo razvitiya v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 27-32.
Информация об авторе (авторах): Прокофьев Максим Валерьевич, соискатель ученой степени кандидата наук (450059, Россия, Уфа, ул. Р. Зоре, 20).
Information about the author(s): Prokofiev Maxim Valerievich, applicant for the degree of candidate of sciences (450059, Russia, Ufa, R. Zore St., 20).
Статья поступила в редакцию 03.06.2024; одобрена после рецензирования 04.07.2024; принята к публикации 15.07.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 03.06.2024; approved after 04.07.2024 review; accepted for publication 15.07.2024.