О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Тамара Владимировна Щербакова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры иностранных языков, тел. (383) 343-29-33, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются некоторые формы организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом высшем учебном заведении.
Ключевые слова: организация, самостоятельная работа, академия, иностранный язык, словарь.
ABOUT SOME FORMS OF INDIVIDUAL STUDENTS’ WORK AT THE TECHNICAL HIGHSCHOOLS BY STUDING OF FOREIGN LANGUAGES
Tamara V. Sherbacova
Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo-street, Novosibirsk, 630108, Russia, senior teacher, department of foreign languages, tel. (383) 343-29-33, e-mail: [email protected]
Some forms of organization of individual students’ work by studying of foreign languages are observed in the article.
Key words: organization, individual work, academy, foreign languages, dictionary.
Повышение требований к уровню профессиональной компетенции выпускников вузов привело к изменениям в организации обучения, в том числе -к усилению роли самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование навыков, умений и знаний и обеспечивается усвоение студентами приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать поставленные перед ними профессиональные задачи.
Практика показывает, что самостоятельная работа всегда вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации бывших школьников к новым формам обучения. Многие студенты испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли и планировать свое время.
Студенты сводят свою самостоятельную работу в лучшем случае к выполнению домашних заданий. Однако она не должна рассматриваться только как выполнение домашних заданий. В нее включаются все виды самостоятельной работы студентов в аудитории и вне ее.
Основным принципом самостоятельной работы является перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студентов к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Таким образом, целью организации самостоятельной работы студентов является научить студентов осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, за-
ложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
При изучении иностранного языка мы организуем самостоятельную работу, которая представляет единство трех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
4. На занятиях используются разнообразные виды внеаудиторной самостоятельной работы, например:
• Конкурсы на лучший перевод.
• Исследовательские работы по словообразованию.
• Перевод и пересказ текстов.
• Разработка и составления различных тем.
• Выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы, подготовка к участию в научно - теоретических конференциях смотрах, олимпиадах.
Из различных форм самостоятельной работы на практических занятиях наилучшим образом подходят «деловые игры». Тематика игры может быть связана с конкретными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д.
Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студентам возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении занятий студенты выполняют самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых разрабатывает свой проект. Выполненный проект затем рецензируется другой группой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.
Для развития положительного отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, на каждом этапе мы разъясняем цели работы, и контролируем понимание этих целей студентами, формируем у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Поэтому мы осуществляем следующие виды контроля:
1. Входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения иностранного языка.
2. Текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала.
3. Промежуточный контроль по окончании изучения определенного раздела курса.
4. Самоконтроль, осуществляемый студентам в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям.
5. Итоговый контроль в виде зачета или экзамена.
Таким образом, организация самостоятельной работы студентов должна быть направлена на создание у них потребности заниматься иностранным языком. При этом приобретаются умения и навыки практического владения языком, что обеспечивает возможность последующей самостоятельной работы со специальной литературой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1998.
2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. - М., 2002.
3. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов н/Д, 2002.
4. Милованова Т.М., Сырецкая В.А. Межкультурная коммуникация в иноязычном образовательном пространстве // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Между-нар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГТА, 2012. Т. 1. - С. 189-193.
5. Никулина Л.М., Никонова И.В. Роль перевода в процессе обучения иностранному языку // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 194-197.
6. Хасанбаева Д.Х. Инновации в преподавании иностранных языков // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). -Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 6. - С. 273-275.
7. Тропина В.Г. Совершенствование речевой деятельности студентов посредством работы с художественном текстом на занятиях по русскому языку и культуре речи// Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 219-221.
8. Шевченко С.С., Баркунова Н.Б. Продуктивные условия эффективности деятельности преподавателя как предпосылки формирования личности студента при обучении ино-странныму языку // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 198-205.
9. Аникина Е.А. Об опыте использования метода проекта при обучении иностранному языку в вузе // ГЕ0-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 6. - С. 20-23.
10. Баркунова Н.Б. Формирование коммуникативной компетенции у студентов технического вуза при овладении иностранным языком // ГЕ0-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 6. - С. 33-36.
11. Лаптева Т.Г. Некоторые аспекты использования методики СЫЬ при обучении иностранным языкам // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 231-233.
© Т.В. Щербакова, 2013