КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ
Тамара Михайловна Милованова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций, тел. (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
Валентина Александровна Сырецкая
Технический лицей при Сибирской государственной геодезической академии, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, зав. кафедрой иностранных языков Технического лицея при СГГА, тел. (383)344-43-73, e-mail: licey SGGA [email protected]
В статье рассматриваются особенности и эффективность компетентностного подхода в обучении иностранным языкам в вузе.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, компетентностный подход.
THE COMPETENCE APPROACH IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Tamara M. Milovanova
Siberian State Academy of Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., candidate of Philological Sciences, Head of Foreign Languages and Intercultural Communications Department, tel. (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
Valentina A. Syretskaja
Siberian State Academy of Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., candidate of Philological Sciences, Head of Foreign Languages and Intercultural Communications Department, tel. (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the peculiarities and efficiency of the competence approach in foreign language teaching.
Key words: competence, competence approach.
В связи с происходящими сегодня изменениями в общественных отношениях, с усилением культурной, политической и экономической интеграции общества происходит существенная переоценка места и роли предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. За короткий период он перемещается с одного из последних мест на одно из первых мест в учебном плане, повышает свой статус и превращается в реально востребованный предмет.
Главными приоритетами современного обучения иностранному языку в вузе для преподавателя становятся приобщение студентов к самообучению, развитие их познавательного интереса, внедрение новых технологий, которые объединяют преподавателя со студентами в один творческий коллектив и реально повышают значение самостоятельной работы студентов. При этом важную роль в обучении иностранному языку играет личность
преподавателя, который является носителем и трансформатором полиязыкового образовательного пространства. Наша практика показывает, что глубокое знание предмета, эрудиция, широта научного кругозора, современный характер знаний, трудолюбие и творческое отношение к своей работе помогает преподавателю организовывать на уроке коллективный познавательный поиск и увлечь студентов совместной творческой деятельностью.
В современной образовательной среде к преподавателю предъявляются новые требования, из которых определяющим является компетентность. Компетентностный подход к организации педагогической деятельности - это особое направление, которое включает понятие компетенция и компетентность.
Компетентность - это интегративный ресурс, который обеспечивает успешную деятельность за счёт усвоенных теоретических и практических знаний и способствует в целом достижению конечных целей осуществляемой деятельности в той или иной социально значимой сфере.
Компетенции - это более конкретные и узкие компоненты теоретических и практических знаний, а также усвоенные конкретные стратегии, накопленные всем имеющимся опытом решения частных задач, преодоления возникающих препятствий и достижения промежуточных целей деятельности и относящиеся к компетентности так же, как части относятся к целому. Вывод о компетентности личности делают на основе компетенций, которые наблюдаются и демонстрируются непосредственно в деятельности.
При обучении иностранному языку в основу процесса обучения мы закладываем знания, умения и навыки, которые являются характеристиками уровня владения студентами учебным материалом. В нашей практической деятельности мы следуем классической схеме усвоения студентами программного материала: от первичных знаний или представлений к умениям, то есть осознанному способу применения знаний, и далее к навыкам, как более высокому автоматизированному уровню владения знаниями. Если умения и навыки обеспечивают усвоение и применение знаний, то формирование компетенций представляет практический смысл этих знаний для студентов, так как компетентность и компетенции всегда проявляются в практической деятельности. Суть компетентностной
направленности обучения выражается в том, что содержание обучения включает в себя лишь соответствующий компетенциям, востребованным в реальных жизненных обстоятельсвах, программный материал.
Компетенции преподавателя представляют собой практикоориентированные знания, умения и стратегии, которые наблюдаются как в реальном времени, так и в представленных результатах успешной
педагогической деятельности. Компетентный преподаватель имеет
положительный результат, там, где другие не справляются и допускают профессиональные ошибки, не могут разрешить конфликтные ситуации как со студентами, так и в диалоге с требовательными родителями.
Для успешного выполнения своих профессиональных задач мы используем в своей работе три группы компетенций: ключевые, предметные и специальные.
Ключевые компетенции позволяют нам:
• применять общие дидактические методы (объяснение, демонстрация, тренировка, исследование, оценивание);
• сотрудничать со студентами;
• сопереживать и в то же время лидировать во взаимоотношениях с ними;
• формировать их знания;
• проектировать достижения педагогических целей;
• контролировать учебные результаты;
• проводить поиск учебной информации;
• демонстрировать свои теоретические и практические знания;
• раскрывать познавательные возможности каждого студента;
• использовать наглядно-графические средства и компьютерные технологии.
Предметные компетенции преподавателя иностранных языков более специфичны и необходимы для преподавания конкретного предмета. Они позволяют:
• осуществлять коммуникативную деятельность на иностранном языке;
• применять информационно-коммуникационные технологии;
• грамотно внедрять учебно-методические пособия;
• разрабатывать недостающие методические материалы;
• организовывать проектную деятельность студентов;
• создавать собственные методические пособия;
• осуществлять профессионально-педагогические функции (обучение, воспитание, развитие студентов, управление педагогическим процессом).
Предметные компетенции преподавателя иностранных языков дополняются специальными компетенциями. Специальные компетенции преподавателя необходимы для решения особых профессиональных задач. Они позволяют:
• успешно работать с проблемными студентами;
• осуществлять научно - исследовательскую деятельность;
• проводить внеаудиторную работу (проведение занятий в группах с углублённым изучением иностранного языка, проведение олимпиад и НПК студентов, выпуск праздничных стенгазет, изготовление стендов).
Следует отметить, что компетентность преподавателя иностранного языка существует в единстве с компетентностью студентов. Только в диалоге со студентами компетентность преподавателя приобретает свой подлинный смысл: компетентность преподавателя - ради компетентности студентов. Наиболее отчётливо это проявляется в предметной области, то есть в коммуникативной компетенции. Все компоненты коммуникативной
компетенции мы относим к процессу передачи-приёма речевого сообщения в устной или письменной форме. Коммуникативная компетенция очень важна для определения предмета языкового тестирования и содержания тестового конструкта. Коммуникативная компетенция является подструктурой языковой личности, и её измерение (посредствам тестов) и может косвенно обнаруживать индивидуально-личностные характеристики участников коммуникативного процесса.
Коммуникативная компетенция состоит из ряда компонентов: лингвистического (практическое владение языковыми средствами коммуникации), дискурсивного (коммуникативные умения строить осмысленные тексты разных типов, стилей, жанров), стратегического (коммуникативные умения выбирать кратчайший путь к получению продуктивного результата, преодолевая языковые и интеллектуальные затруднения, обеспечивая возможно более полное взаимопонимание), культурного (умение транслировать информацию о родной культуре, адекватно воспринимать иную культуру средствами социального познания, выполнять посредническую роль в диалоге культур).
Все эти компетенции существенно дополняют компетентностную характеристику преподавателя иностранных языков и способствуют профессиональному успеху в его творческой педагогической деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ипполитова Н. А. Педагогическая риторика [Текст]: учеб. пособие. - М., 2003.
2. Иностранные языки в школе. - № 1. - 2012.
3. Шевченко С. С., Баркунова Н. Б. Продуктивные условия эффективной деятельности преподавателя как предпосылки формирования личности студента при обучении ИЯ // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 198-205.
4. Милованова Т. М., Сырецкая В. А. Межкультурная коммуникация в иноязычном образовательном пространстве // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. УШ Междунар. науч. конгр.
: Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 189-193.
© Т. М. Милованова, В. А. Сырецкая, 2014