Научная статья на тему 'Методические проблемы использования IC технологий в преподавании иностранных языков'

Методические проблемы использования IC технологий в преподавании иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ / ICT) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ / IT) / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY (ICT) / INFORMATION TECHNOLOGY (IT) / LISTENING / SPEAKING / READING / WRITING / MULTIMEDIA MEANS OF TEACHING / SKILLS AND KNOW-HOW / LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Духанина Инесса Викторовна

В работе рассматриваются универсальность ИКТ и удобство их использования в качестве технических средств обучения. Доказывается, что никакие технические средства обучения не могут заменить преподавателя или соучеников при обучении языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Духанина Инесса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL PROBLEMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES BY MEANS OF IC TECHNOLOGIES

In the article the benefits of ICT as a means of education are shown. It is explained, that but the versatility and high usability of Information and Communication Technology, it is not more than a tool, which being required for successful work, can't replace the teacher or classmates in the process of education.

Текст научной работы на тему «Методические проблемы использования IC технологий в преподавании иностранных языков»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ IC ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Инесса Викторовна Духанина

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная геодезическая академия»; 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры иностранных языков, тел. (383) 343-29-33, e-mail: [email protected]

В работе рассматриваются универсальность ИКТ и удобство их использования в качестве технических средств обучения. Доказывается, что никакие технические средства обучения не могут заменить преподавателя или соучеников при обучении языкам.

Ключевые слова: слушание, говорение, чтение, письмо, информационно-

коммуникационные технологии (ИКТ, ICT), информационные технологии (ИТ, IT), мультимедийные средства обучения, умения и навыки, языковая компетенция.

TECHNICAL PROBLEMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES BY MEANS OF IC TECHNOLOGIES

Inessa V. Dukhanina

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA), 10 Plakhotnogo Str., Novosibirsk, 620108, Russian Federation, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, ph. (383) 343-29-33, e-mail: [email protected]

In the article the benefits of ICT as a means of education are shown. It is explained, that but the versatility and high usability of Information and Communication Technology, it is not more than a tool, which being required for successful work, can’t replace the teacher or classmates in the process of education.

Key words: listening, speaking, reading, writing, Information and Communication Technology (ICT), Information Technology (IT), multimedia means of teaching , skills and knowhow, language competence.

В наше время компьютерные технологии активно включаются в образовательный процесс, в частности, в преподавание иностранных языков. Создаются мультимедийные учебники, электронные пособия, электронные тесты и т.п. Считается, что такие средства существенно улучшают усвоение теоретической базы языка и развивают некоторые виды речевой деятельности, в связи с чем в области лингводидактики выдвигаются достаточно смелые предложения о замене преподавателя программным обеспечением. Такое желание вполне оправданно, т.к. возможность самостоятельного изучения языка с помощью технических средств - мечта для преподающего и изучающего иностранный язык. У первого появляется больше педагогических средств в арсенале, в некоторых случаях более эффективных, чем традиционные методы обучения языку, у второго появляется возможность выстраивания собственной

обучающей стратегии - не надо подстраиваться под преподавателя, под уровень других обучающихся (если курсы иностранного языка групповые) и пр. Список «плюсов», которые дают технические средства при обучении языку, можно расширить.

Цель нашей работы - указать границы возможностей, проблемы (и способы их решения) использования современных технологий в обучении иностранному языку.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографических (пунктуационных) правил, закономерностей языковых и литературных явлений. ИКТ облегчают использование в преподавании филологических дисциплин разнообразных форм наглядности: различных способов организации и предъявления

теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. Особенностью применения современных ИКТ является применение этих наглядных материалов в динамике: с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций.

Объединяя в себе целые ряд технических средств, ИКТ представляют собой мультимедиа, которые способны обеспечить повышение мотивации (вследствие чего возможна интенсификация обучения) за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких как:

- «Манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной

информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

- Контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

- Деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

- Фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или исследования;

- Многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст);

- Демонстрация процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

К тому же применение ИКТ позволяет легко вносить дополнения или коррекцию в план проведения занятий. Образность подачи учебного материала помогает проиллюстрировать теоретические понятия, увидеть их новые смыслы и грани, оживляет эмоциональную сферу образовательной деятельности участников. Мультимедийные презентации способствуют усвоению теоретического материала не только через активизацию мыслительной деятельности, но и через возможность переноса знаний при наличии идентичных элементов из опыта прошлой деятельности.

Однако все эти преимущества реализуются при работе в классе, под руководством преподавателя. При самостоятельной работе ИКТ помимо вероятной эффективности (данными о которой мы не располагаем) обладают большим мотивационным потенциалом, т.к. обучаемому психологически легче заучивать с их помощью новые слова и их формы. Многие авторы считают, что ИКТ способны полностью сформировать языковую компетенцию учащихся (владение фонетикой, лексикой и грамматикой), и только речевая компетенция -умение говорить на языке - формируется не полностью. Но, поскольку целью обучения являются не компетенции (круг вопросов, в которых обучаемый приобретает познания), а компетентность (обладание знаниями, позволяющими правильно действовать в определенной области), то именно несформированная речевая компетенция является, на наш взгляд, показателем отсутствия компетенции грамматической.

Возможность овладения грамматикой наедине с техническими средствами обучения представляется нам не более реальной, чем в случае использования обычных пособий и книг по грамматике. Грамматические структуры, в большинстве своем, содержат внутри себя «скомпанованные» значения смысла, которые в разных предложениях проявляют себя по-разному. Поэтому знание грамматики выявляет себя не в упражнениях по подстановке, а в умении перевести с одного языка на другой. Для этого недостаточно стандартных упражнений на формирование грамматической компетенции. А вот при выполнении упражнений по подстановке компьютер очень полезен, т.к. позволяет не только «оживить» упражнения на заучивание окончаний и словоформ, но и помешать закреплению неправильных стереотипов в употреблении грамматических форм, указывая студенту на ошибки в момент их совершения (и не с задержкой во времени, как это происходит при проверке преподавателем). Учащийся чувствует себя при этом более комфортно, чем с преподавателем, и возвращается на этап презентации грамматического материала столько раз, сколько ему необходимо для полного его усвоения. К тому же все обучающие программы включают в себя элемент игры, в этом их принципиальное отличие от сборников упражнений для обучения иностранному языку. Следуя логике игры, учащийся даже не осознаёт, что по ходу программы выполняет значительное количество упражнений, нацеленных на освоение грамматики или лексики, он делает их без напряжения и поэтому легче достигает результата.

Возможно, в будущем удастся как-то формализовать те многочисленные сложные когнитивные действия, которые необходимы для порождения предложения, в результате чего студенты получат хороший тренажер, но все же основные речевые навыки можно получить только при работе с текстом, анализируя его, обсуждая, а делать это в компании компьютера как-то странно (даже если будет возможно).

Поскольку, вне зависимости от методов и содержания образования, нас интересует, прежде всего, качество и время овладения необходимыми приемами и навыками, то одним из главных вопросов к используемым методам и приемам является то, насколько они нацеливают студентов на развитие определенных

навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивающих переход к самообразованию.

Доля самостоятельной работы в общем объёме учебных дисциплин составляет около 50%, поэтому без навыков самостоятельной работы у студентов невозможно добиться высокой эффективности учебной деятельности. Первыми ступенями в развитии образовательных компетенций студентов в нашей работе являются приемы и навыки самостоятельной работы с текстом, формируемые при выполнении заданий по различным вилам чтения [6], которые совершенствуются и углубляются на занятиях по аннотированию и реферированию текстов. Хочется надеяться, что используемые сегодня в преподавании филологических дисциплин ИКТ тоже нацеливают студентов на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию.

Но все-таки главной составляющей успешного усвоения знаний является овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний. Л.С. Выготский [3] отмечал, что "Обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в мыслительные структуры, в смысловые структуры. Подлинное усвоение основ наук невозможно, если обобщения, обладая чувственным наглядным характером, остаются неосознанными, слитыми с предметом и действием; оно невозможно и тогда, когда обобщения, оторвавшись от действительности, которую они отражают, абсолютизируются в сознании. Для полного и сознательного усвоения нужно уметь не только увидеть общее в единичном, но и единичное, и конкретное, в общем”. Поэтому главным вопросом является, насколько существующие компьютерные программы способствуют овладению существующими системами обобщений и выработке навыков создания собственных. У меня вызывает серьезные сомнения утверждение, что «использование средств ИКТ в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической и творческой деятельности» [4]. На протяжении всего XX века в занятиях по различным дисциплинам (особенно в преподавании иностранных языков) широко использовались различного вида наглядные и аудио средства: фотография, кино, радио, телевидение. Все они использовались не для развлечения учащихся и не для внесения оживления в учебный процесс, а для объяснения изучаемого материала, дополнения и лучшего восприятия изучаемой на занятиях информации. Используемые в обучении образы и звуки не просто модели узнавания, они составляют содержательную сторону образования, т.е. являются составной частью той информации, которую следует усвоить. Если компьютер (современный инструмент, вошедший во все области человеческой деятельности, в том числе и в образовательную) позволяет не просто совместить возможности демонстрации (представления) как видео, так и аудио средств, но делает их использование простым и удобным, это вовсе не означает, что у старых средств появляются какие-то новые возможности.

Чтобы использование компьютерных программ было эффективным, преподаватель должен четко знать, какие именно возможности каждая из них дает, какие навыки и умения позволяет сформировать, и как именно она должна

быть встроена в учебный процесс. Человек, желающий самостоятельно изучать иностранный язык, даже если он имеет специальное образование, не всегда может адекватно сориентироваться в особенностях незнакомой грамматики, и, как следствие, не может правильно выстроить стратегию своего обучения. Что уж говорить о человеке, не имеющем филологического образования.

На сегодняшний день, когда квалифицированный преподаватель, постоянно ищущий наиболее эффективные приемы обучения, анализирующий особенности личности студента и корректирующий, исходя из этих знаний, ход занятия и задания, не может добиться однозначных успехов, ждать хороших результатов от компьютерного обучения не приходится. Да, ИКТ дают широкие возможности получения качественного образования тем, кто может учиться только заочно (дистанционно). Но все по-прежнему зависит от мастерства и опыта преподавателя, его гибкости, его умения не только оставаться в курсе всех новостей в области преподаваемого им предмета, но и методически правильно знакомить с ними учащихся (или не знакомить, если это частные явления, с которыми человеку, владеющими основными знаниями, не сложно разобраться самостоятельно).

Проблемы, которые могут возникнуть при исключении непосредственного контакта между обучающим и обучаемым, были очень точно представлены в ряде фантастических рассказов пятидесятилетней давности. Поскольку мы уже на современном этапе видим результаты подобного обезличенного образования (« - Не пытайтесь сюда примешивать абстрактные понятия вроде успехов, - с горечью сказал Стюарт. - Теория нового обучения смотрит на дело так: мы подвергаем ученика воздействию какого-то материала по нашему предмету. ... Ученик усвоит столько, сколько позволят его индивидуальные способности, а большего мы не вправе ожидать.» [5]), нам кажется, что исправить ситуацию можно, в том числе и в результате правильного осмысления истинной роли ИКТ в обучении.

Нет сомнений в том, что необходимо продолжать исследования проблемы использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин в практической и экспериментальной областях. Прежде всего, создавать и тестировать новые обучающие и тестирующие программы на основе последних достижений методической и филологической наук.

Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что разнообразные цифровые образовательные ресурсы позволяют качественно проводить контроль деятельности обучающихся (при правильно методически составленных проверочных заданиях). Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Gavin Dideney, Nicky Hockly. How to Teach English with Technology. [Текст] // Pearson Education Limited 2007.

2. Зильберман Н.Н. Использование технологий чат-роботов при формировании говорения в преподавании иностранного языка. На примере русского языка как

иностранного начального этапа обучения. [Электронный ресурс] // Томский

государственный университет. Открытый междисциплинарный электронный журнал "Гуманитарная информатика". Выпуск 4. Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/e-

]игпа1/та§а2те/4/2П.Мт1

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология./Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, -1991. - 480 с.

4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании

филологических дисциплин. [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.openc1ass.ru/wiki-pages/79809

5. Ллойд Биггл-Младший. «Какая прелестная школа!» [Текст] // Антология

фантастических рассказов английских и американских писателей. М., «Молодая гвардия». 1967. 560 с. (Б-ка современной фантастики в 15 т. Т. 10).

6. Милованова Т.М. Обучение студентов технике чтения иноязычного текста. [Текст] /Т.М. Милованова// сб. матер. регион. научно-метод. конф. “Совершенствование и внедрение системы менеджмента качества образования», Новосибирск. - Новосибирск, СГГА, 2008. - С. 104-106.

© И.В. Духанина, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.