Научная статья на тему 'Важность развития социокультурной компетенции студентов неязыковых вузов'

Важность развития социокультурной компетенции студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Александра Сергеевна

Статье рассматривается важность и необходимость формирования социокультурной компетенции студентов неязыковых вузов в эпоху глобализации. Автор статьи также предлагает некоторые практические приемы развития данной компетенции при обучении иностранному языку в условиях ограниченного количества учебных часов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочарова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT FOR TECHNICAL STUDENTS

The article reveals the necessity of sociocultural competence development for technical students in the context of globalization. The author offers some methods of this competence development in the process of foreign languages teaching under the conditions of limited academic hours.

Текст научной работы на тему «Важность развития социокультурной компетенции студентов неязыковых вузов»

УДК 378:811

ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Александра Сергеевна Бочарова

Сибирская Государственная Геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ассистент кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций, тел. 8-983-123-80-80, e-mail: sandra-kitty@inbox.ru

В статье рассматривается важность и необходимость формирования социокультурной компетенции студентов неязыковых вузов в эпоху глобализации. Автор статьи также предлагает некоторые практические приемы развития данной компетенции при обучении иностранному языку в условиях ограниченного количества учебных часов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, межкультурная коммуникация.

THE IMPORTANCE OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT FOR TECHNICAL STUDENTS

Alexandra S. Bocharova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., teaching assistant of Foreign Languages and Intercultural Communications Department, tel. 89831238080,

e-mail: sandra-kitty@inb ox.ru

The article reveals the necessity of sociocultural competence development for technical students in the context of globalization. The author offers some methods of this competence development in the process of foreign languages teaching under the conditions of limited academic hours.

Key words: communicative competence, sociocultural competence, intercultural communication.

Обучение иностранному языку в неязыковом вузе является актуальным в связи с расширяющимися профессиональными контактами между представителями различных культур. Все больше российских вузов стремятся налаживать связи с иностранными вузами для участия студентов в межкультурных научных программах для обмена опытом и знакомства с научным потенциалом зарубежных университетов. Российские студенты интересуются прохождением стажировок за рубежом, но для этого многим не хватает уровня владения иностранным языком.

В настоящее время целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции в условиях межкультурной коммуникации, что предполагает наличие способностей речевого взаимодействия с представителями другой культуры. Коммуникативная компетенция является объектом пристального внимания со стороны таких ученых как И.Л. Бим, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев [1,5,6,7]. Это подтверждается наличием огромного количества работ, посвященных

данной проблематике. Также, представленный вопрос рассматривался в работах А.И. Бочкарева [2,3,4]. По определению И.Л.Бим, коммуникативная компетенция - это способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [1]. Коммуникативная компетенция как многоаспектное явление состоит из нескольких компетенций. Существуют несколько моделей коммуникативной компетенции, отражающих различные взгляды на ее составляющие. В целом, отечественные и зарубежные исследователи выделяют ряд взаимодополняющих компонентов, изучение которых показало, что многие компоненты этих моделей равнозначны, а содержание коммуникативной компетенции остается в целом неизменно. Различие состоит лишь в их терминологической интерпретации. Так, И.Л. Бим различает языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции [1]. По мнению В.В.Сафоновой, иноязычная коммуникативная компетенция состоит из языковой, речевой и социокультурной компетенции [5]. Если первые две составляющие не вызывают никаких сомнений, то по поводу социокультурной компетенции существуют многочисленные разночтения, так как каждый автор вкладывает в этот термин свое понимание. Так, В.В. Сафонова рассматривает социокультурную компетенцию как «способность сравнивать соизучаемые лингвокультурные общности, интерпретировать межкультурные различия и адекватно действовать в ситуациях нарушения межкультурного взаимодействия» [5].

Говоря о социокультурной компетенции, необходимо отметить, что это тот фактор, который во многом определяет и обусловливает использование языка в конкретных ситуациях и, таким образом, влияет на иноязычную коммуникативную компетенцию. Социокультурная компетенция является комплексным понятием и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям.

В нашей статье мы опираемся на трактовку П.В. Сысоева, который рассматривает содержание социокультурной компетенции в виде четырех составляющих:

а) социокультурных знаний (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностей культурных традиций, в том числе представителей разных этнических групп, особенностей национальной ментальности поведения);

б) опыта общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры);

в) личностного отношения к фактам культуры (в том числе способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);

г) владение способами применения языка (правильное употребление национально-маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям между родным и иноязычным социокультурными полями) [6].

Важность формирования и развития социокультурной компетенции студентов при изучении иностранного языка обусловлена тем, что она

подразумевает знание национально-культурных особенностей коммуникативного поведения носителей языка и способность обучающихся оперировать необходимыми знаниями, а также адаптировать свое поведение к поведению, адекватному или близкому к носителям языка. Здесь имеется в виду способность понимать подтекст высказывания и его различную окраску, умение правильно интерпретировать культурные, исторические эпизоды и реалии при чтении газет, журналов и другой литературы, при просмотре фильмов и телевизионных передач. Как отмечает П.В. Сысоев, социокультурная компетенция позволяет говорящему на иностранном языке чувствовать себя практически на равных с носителями языка (в отношении культуры), что является шагом к адекватному владению иностранным языком

[7].

Считается, что формирование социокультурной компетенции студентов вузов играет важную роль в воспитании чувства толерантности по отношению к традициям, обычаям другой культуры. Кроме того, сравнивая языковые особенности, образ жизни народов, студенты в достаточной мере могут оценить достоинства собственной культуры, проявляя при этом чувство гордости и патриотизма. На занятиях по иностранному языку в вузе важно формировать знания об истории, культуре, традициях, обычаях и стереотипах стран изучаемого языка. Преподавание иностранного языка в школе предполагает развитие данной компетенции, но, к сожалению, даже после 10 лет в школе многие студенты 1го курса вуза плохо осведомлены о культурных особенностях страны изучаемого языка. Например, некоторые не знают, что в состав Великобритании входят 4 исторически сложившиеся территории, не могут назвать столицы этих территорий, кроме Лондона. Поэтому перед преподавателем иностранного языка в неязыковом вузе стоит серьезная задача развития социокультурной компетенции учащихся в условиях ограниченного количества учебных часов, т.к. учебная программа в основном предусматривает развитие языковой и речевой компетенции.

Далее мы предлагаем следующие практические приемы формирования социокультурной компетенции при обучении иностранному языку в неязыковом вузе:

• Проектные работы социокультурной направленности;

• Аутентичные тексты лингвострановедческой направленности;

• Газетные статьи, которые обладают национально-культурной спецификой, источником современной лексики, фразеологизмов, клише, идиом;

• Использование песенного материала, содержащего современную лексику;

• Новостные обозрения, когда студенты в начале каждого урока рассказывают о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка;

• Проведение урока-конкурса или урока-викторины, где можно проверить имеющиеся фоновые знания учащихся и дополнить их за счет представления нового интересного лингвострановедческого материала;

• Написание сочинений по заинтересовавшей студента теме, связанной с культурными особенностями страны изучаемого языка.

Достоинством вышеперечисленных приемов, на наш взгляд, является то, что студенты сами учатся добывать необходимую информацию социокультурной направленности в книгах, газетах, интернете, что не только будет расширять их словарный запас, но и углублять их знания чужой культуры, ее традиций, обычаев и норм поведения. Кроме того, за все эти виды работ студентов можно поощрять дополнительными баллами, которые могут являться средством мотивации к изучению иностранного языка.

Таким образом, формирование социокультурной компетенции при обучении иностранному языку в неязыковом вузе подразумевает обогащение лингвистических, этических и эстетических знаний студентов о стране изучаемого языка. Развитие социокультурной компетенции непосредственно оказывает влияние на личность студента - не только на расширение его кругозора, повышение культурного уровня, совершенствование умений речевого общения, но и на воспитание чувства уважения по отношению к представителю иноязычной культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бим, И.Я. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // Иностранные языки в школе. - 1996. №1. С. 42-50

2. Бочкарев, А.И. Косвенные речевые акты в реактивных репликах вопросно-ответных единств / А.И. Бочкарев // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - № 4 (15). - Сургут: РИО СурГПУ, 2011. - С. 28 - 33

3. Бочкарев, А.И. Коммуникативные условия реализации косвенных речевых актов / А.И. Бочкарев //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - № 3. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - С. 503 - 509

4. Бочкарев, А.И. О семантическом способе образования косвенных речевых актов с изменением диктума / А.И. Бочкарев // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - № 2 (23). - Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2013. С.89 - 93

5. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.

6. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур [Текст]: монография / П.В. Сысоев. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2001. - 145 с.

7. Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка [Текст]: / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2001. - «№4. - С. 17-23.

8. Кудинова Н. В. Самостоятельная работа студентов - один из важнейших аспектов изучения иностранного языка // ГЕ0-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 1. -С.135-137.

9. Шевченко С. С., Баркунова Н. Б. Продуктивные условия эффективной деятельности преподавателя как предпосылки формирования личности студента при обучении ИЯ // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар.

науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 198-205.

© А. С. Бочарова, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.