Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСАХ ПРОБЛЕМАТИКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ '

О НЕКОТОРЫХ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСАХ ПРОБЛЕМАТИКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / муниципальная собственность / гражданское общество / конституционный строй / публичная власть / local self-government / municipal property / civil society / constitutional system / public authority

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Очир-Гаряева Ирина Калиновна, Крылова Елена Викторовна, Додундаева Наталья Эрдениевна, Цымбалова Мария Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы развития института местного самоуправления, раскрываются признаки и особенности системы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Очир-Гаряева Ирина Калиновна, Крылова Елена Викторовна, Додундаева Наталья Эрдениевна, Цымбалова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME CONTROVERSIAL ISSUES PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article discusses the development of the institution of local self-government, reveals the signs and features of the local government system.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСАХ ПРОБЛЕМАТИКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _243

О НЕКОТОРЫХ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСАХ ПРОБЛЕМАТИКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ABOUT SOME CONTROVERSIAL ISSUES PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT ОЧИР-ГАРЯЕВА Ирина Калиновна,

кандидат юридических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: kalinovna7@yandex.ru;

КРЫЛОВА Елена Викторовна,

старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: a060mo08@mail.ru;

ДОДУНДАЕВА Наталья Эрдениевна,

студентка направления «юриспруденция»,

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: dodundaevaaa@gmail.com;

ЦЫМБАЛОВА Мария Алексеевна,

студентка направления «юриспруденция»,

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: rossiyskieludi1@dodundaevaaa@gmail.com;

OCHIR-GARYAEVA Irina Kalinovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: kalinovna7@yandex.ru ;

KRYLOVA Elena Viktorovna,

senior lecturer, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: a060mo08@mail.ru;

DODUNDAEVA Natalia Erdenievna,

student of the field of Jurisprudence, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: dodundaevaaa@gmail.com;

TSYMBALOVA Maria Alekseevna,

student of the law, department, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: rossiyskieludi1@dodundaevaaa@gmail.com

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития института местного самоуправления, раскрываются признаки и особенности системы местного самоуправления.

Abstract: the article discusses the development of the institution of local self-government, reveals the signs and features of the local government system.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная собственность, гражданское общество, конституционный строй, публичная власть.

Keywords: local self-government, municipal property, civil society, constitutional system, public authority.

Для цитирования: Очир-Гаряева И.К., Крылова Е.В., Додундаева Н.Э., Цымбалова М.А. О некоторых дискуссионных вопросах проблематики местного самоуправления // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 243-246. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_243.

For citation: Ochir-Garyaeva I.K., Krylova E.V., Dodundaeva N.E., Tsymbalova M.A. About some controversial issues problems of local self-government// Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 243-246. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_243.

Статья поступила в редакцию: 02.11.2023

Одной из ключевых проблем функционирования местной власти в современном российском обществе является раскрытие характера ее взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

Суть понятия «местное самоуправление» продолжает наполняться более точным содержанием. Дело в том, что до сих пор в российском обществе отсутствует однозначное понимание роли института местной власти в государственном строительстве. В этой связи понимание термина «местное самоуправление» является одной из наиболее принципиальных проблем. «Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, - справедливо пишет С. А. Авакьян. - Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина «местное самоуправление»1.

Местное самоуправление - важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру. Термин «местное самоуправление» имеет свою историю. В России он введен в оборот в 1785 г. Во второй половине XIX в. к местному самоуправлению относилось земское и городское самоуправление.

1 Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 2012. - №2. - с. 3-33.

С точки зрения содержания местным самоуправлением признавалась коллективная деятельность общины по решению вопросов, локального значения.

Остановимся на наиболее распространенных определениях понятия «местное самоуправление». Так, по мнению российского ученого Васильева Н.В., «самоуправление означает участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества»

«Самоуправлением, - пишет он, - называется такой порядок управления, при коем местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями»1.

Кряжков В.А. утверждал, что «самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением»2.

Определяя местное самоуправление в качестве части государственного управления, многие российские ученые и практики признавали, что управление это осуществлялось местными жителями.

B.И. Фадеев полагает, что «местное самоуправление» - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из

- 3

интересов всех жителей данной территории» .

C.А. Авакьян справедливо утверждает: «Абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения)».

Местное самоуправление - это территориальное управление. Управлять же территорией, не имея властных начал, попросту немыслимо. Для этого достаточно взглянуть на круг дел, встающих перед местным самоуправлением. А они, так или иначе, связаны с общими делами и проблемами, стоящими перед страной в целом, да иначе и быть не может.

«Думается, - продолжает С.А. Авакьян, - вся концепция местного самоуправления должна строиться на следующем постулате: федеральная государственная власть РФ, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление есть лишь разные организационные формы самоуправления народа»4.

В настоящее время идет поиск оптимальных вариантов самоуправления, определения его концепции. Разработка понятия «местное самоуправление» важна, поскольку это обусловлено необходимостью выбора оптимальной для России концепции местного самоуправления, в соответствии с которой можно строить систему законодательства о местном самоуправлении и развивать практику.

В Российской Федерации местное самоуправление закреплено на конституционном уровне. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С юридической точки зрения данное понятие объединяет в себе субъект и объект управления на местном уровне. В качестве субъекта выступают граждане, в качестве объекта - вопросы местного значения и муниципальная собственность. Муниципальная собственность выступает главным элементом экономической основы местного самоуправления. Из этого следует, что местное самоуправление реально только при наличии муниципальной собственности.

Закрепленное в ст. 3 Конституции РФ народовластие реализуется гражданами России как непосредственно, так и через формируемые органы государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление органически входит в систему конституционного строя Российского государства, будучи одной из форм народовластия.

Для характеристики сущности местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества необходимо выделить основные параметры, в которых оно проявляется.

1. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку оно закрепляется в гл. 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя.

Речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве:

- признание и гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации;

- самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий;

- организационная обособленность, отделенность местного самоуправления от государственной власти - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

- местное самоуправление - одна из форм осуществления народовластия;

- признание и защищенность муниципальной собственности, в том числе нахождение в этой собственности земли и других природных

ресурсов;

- обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2008 г. № 131-Ф3. Речь идет не об индивидуальном праве, а об общем коллективном праве граждан, праве местного сообщества на местное самоуправление.

1 Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие- М.: 2012. - .562 с.

2 Местное самоуправление: Теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я. Гельмана - М.: Фонд Ф. Науманна, 2014.- 633с.

3 Фадеев В.И. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. - М.: Приор, 2010. - с. 13-14.

4 Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 2012. - №2. - с. 3-33.

Поэтому Закон (ст. 3) устанавливает пределы его осуществления - городские, сельские поселения и другие муниципальные образования; определяет формы реализации этого права - прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления1. К формам прямого волеизъявления относятся:

- участие в муниципальных выборах;

- участие в местном референдуме;

- участие в собраниях (сходах) граждан;

- реализация права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения;

- реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления;

- участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Под органами местного самоуправления понимаются:

- выборные: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; иные выборные должностные лица местного самоуправления;

- иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Федеральный закон закрепляет равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Это право включает в себя также:

- право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;

- равный доступ к муниципальной службе;

- право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления;

- право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;

- право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

- право отзывать избранных представителей;

- право состоять на муниципальной службе;

- право получения информации о деятельности органов местного самоуправления;

- судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.

3. Под местным самоуправлением понимается также самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона к вопросам местного значения относятся (назовем основные):

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

10) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

11) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

12) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

13) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

14) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

15) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

4. Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Гарант Эксперт», 2016.

также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть - в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе1:

- право на судебную защиту;

- право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;

- запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Исходя из комплексной системной оценки изложенной позиции, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление, будучи относительно самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его участие в решении задач государственного строительства и осуществляется в формах непосредственной и представительной демократии.

К органам местного самоуправления относятся: а) непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы); б) представительные - те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.; в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.), избираемые населением или представительным органом. Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д .2

В основу местного самоуправления Российской Федерации положены следующие принципы: самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения; организационное обособление в системе управления обществом и государством; многообразие организационных форм (так, избираемые населением самостоятельно на основе общефедеральных принципов с учетом местных условий органы различаются по структуре и формам осуществления местного самоуправления в малых городах и селах, на территории района крупного мегаполиса и т.д.); соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам, что предполагает наличие достаточной экономической базы; ответственность органов и должностных лиц перед избравшим их населением.

Итак, право на местное самоуправление - это естественное право, однако самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах целостности государства, обеспечиваемой, в том числе и осуществлением власти через систему государственных и муниципальных органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия государственного и муниципального управления.

Библиография:

1. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - М., 2012.

2. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. - М., 2012. - .562 с.

3. Местное самоуправление: Т еория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я. Гельмана - М.: Фонд Ф. Науманна, 2014. - 633 с.

4. Фадеев В.И. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. - М.: Приор, 2010. - С. 13-14.

5. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - М., 2012.

6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с изм. и доп.) // СПС «Гарант Эксперт», 2016

7. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с изм. и доп.) // СПС «Гарант Эксперт», 2016

8. Воронин А.Г. Пока лишь четыре законных закона // Российская Федерация. - М., 2014. - № 6. - С. 30.

References:

1. Avakian S.A. Local self-government in the Russian Federation: concepts and solutions of the new law // Bulletin of Moscow State University. Ser. 11. Pravo. - M., 2012. - No. 2. - pp. 3-33.

2. Vasiliev V.I. Local self-government. Educational and scientific-practical manual. - M., 2012. - .562 p.

3. Local government: Theory and practice / Edited by G. Luchterhandt with the participation of V.J. Gelman - M.: F. Foundation Naumanna, 2014. - 633 p.

4. Fadeev V.I. Basic theories of local self-government: origin and development. - M.: Prior, 2010. - pp. 13-14.

5. Avakian S.A. Local self-government in the Russian Federation: concepts and solutions of the new law // Bulletin of Moscow State University. Ser. 11. Pravo. - M., 2012. - No. 2. - pp. 3-33.

6. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments and additions) // Legal reference system "Garant Expert", 2016.

7. The Constitution of the Russian Federation Of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments and additions) // Reference and legal system "Garant Expert", 2016.

8. Voronin A.G. So far only four legitimate laws // Russian Federation. - M., 2014. - No. 6. - p. 30.

- № 2. - С. 3-33.

- № 2. - С. 3-33.

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Гарант Эксперт», 2016.

2 Воронин А.Г. Пока лишь четыре законных закона // Российская Федерация. - М., 2014. - №6. - С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.